Что делать, если учитель не знает ответа?

Падалкина Елена Михайловна

Коллеги, поделитесь своим опытом или мнением! Наверняка, у большинства из педагогов, особенно у молодых, была такая ситуация: во время урока один из учащихся поднимает руку и задаёт вопрос по изучаемой теме. Учитель понимает, что не знает ответа. Как поступить и что делать?

 

Комментарии

Сказать, что вопрос просто замечательный, очень интересный и актуальный. (Этим вы порадуете ученика и скроете своё незнание) Потом предложить ответить всему классу. Ухмыльнуться: мы-то ведь с тобой знаем ответ! Дать задание на дом найти ответ на трудный вопрос и срочно браться за повышение квалификации.
Вариант: честно сказать, что ПОКА не знаете ответа и опять порадоваться замечательному вопросу. Пообещать найти ответ к определённому сроку.

Медведева Вера Алексеевна

А если поискать ответ вместе? Вдруг это идея для исследовательского проекта?

Перепёлкина Галина Эдуардовна

Нужно посмотреть, зачем этот вопрос задается. В старших классах есть любители "срезать" учителя, показать ему, что он чего-то не знает. Такие дети иногда специально подготовят для вас "трудный вопрос". ( К примеру, могут спросить дату рождения какого-нибудь писателя). Честно говоря, информации очень много. Я всегда ученикам говорю о том, что есть информация, которую все должны знать, а есть та, которая не всем нужна и не всегда. Кроме того, если кто-то старается доказать мне мое незнание ( и делает это намеренно), я сразу объясняю, чем вызвано такое поведение. Звучит вопрос: "Ты стараешься показать, что я что-то не знаю?". Зачем это надо?
Всегда настроена на сотрудничество с детьми в поиске истины. Иногда, если делаю ошибку и замечаю её, делаю замечание классу: почему они так невнимательны?! Я ведь тоже человек... :)

Согласна, хотя я и не учитель. Педагоги изложили основные варианты. Первый, как сказала Юлия Юрьевна, похвала, восхищение, согласие(в том случае, если ученик проявляет любознательность). Но если Вы уверены, что этим дело не закончится и дисциплина под угрозой, можно попросить ученика оказать Вам помощь сходить туда-то, принести что-то, проще говоря удалить из класса. Второй - проигнорировать вопрос или парировать, как уважаемая Галина Эдуардовна. Третий - этого и ожидает ученик(которому нужно внимание), "зацепиться языками". Если урок подходит к концу, почему бы и нет. Пошутить, попросить аплодисментами к доске "заслуженного оратора", но не перегибать, разрешить подключиться к интернету. Повторюсь: "Нельзя всё знать, нужно знать, где найти." Если я не ошибаюсь, учителя среднего звена и должны обучать этому школьников. Спасибо за внимание к детям.

Падалкина Елена Михайловна

Замечательные комментарии! Думаю, многим пригодятся Ваши советы и наблюдения! Конечно, для каждой конкретной ситуации должно быть своё решение. Поэтому лучше иметь в запасе множество вариантов, чтобы применить нужный!

Старкова Евгения Евгеньевна

Нужном признаться что вы не всемогущий учитель! Предложить найти ответ из разных источников. на следующем уроке разобрать со всем классом!

Падалкина Елена Михайловна

Да, учитель ведь тоже человек! И ничто человеческое нам не чуждо!

Орлова Елена Алексеевна

Если вопрос в рамках программы ,учитель должен на него ответить ( молодой специалист возможно и нет),а если это вопрос уже выходящий за рамки компетенции учителя,предлагаю обратиться к доп.источникам и рассказать нам на следующем уроке!

Финогенова Светлана Викторовна

Последователи авторов развивающей программы В.В.Давыдов и Б.Эльконин ответили бы: "Чем больше граница моего знания, тем больше граница незнания".Перед детьми нельзя лукавить:они раскусят фальшь.Нужно признаться, что человек не может всего знать.

Падалкина Елена Михайловна

Совершенно с Вами согласна. Ученика, как и любого ребёнка, нельзя обмануть. Замечательная цитата про границы знания и незнания!

Лукьянова Ирина Вячеславовна

Действительно, не всегда учитель знает ответ на вопрос. Не вижу в этом ничего страшного, ведь мы не можем знать абсолютно все. И детей не стоит обманывать, они прекрасно видят нашу реакцию, а иногда специально проверяют нас.А вдруг...

Шешина Юлия Олеговна

Добрый день! я начала работать учителем сразу после университета, молодой специалист. с первых занятий были умные вопросы практически от всех, "а как...", "а что...", "а вот почему так, а не иначе..." и прочее. в общем, я сразу решила для себя - не сдаваться перед подрастающим поколением и пыталась ответить даже на то, что в принципе не знала и не допонимала. рассуждение вслух как раз очень помогает!!! да и ученики вскоре "натестировались" моих знаний.
рассуждайте, разговаривайте с учениками, совместными усилиями возможно все!!!

Тарасова Надежда Николаевна

Я тоже сталкивалась с такими учениками! Но всегда выкручивалась одним способом. Говорила:
"Очень хороший вопрос, но он потребует много времени на уроке, а мне бы не хотелось сейчас углубляться в ответ. Пожалуйста, подготовь сообщение на эту тему и я выделю тебе на следующем уроке время, и тебе, и ребятам будет очень интересно. А для тебя шанс получить дополнительную хорошую оценку!"
И всем хорошо!
А иногда прямо говорила, к сожалению этого я не знаю. Надо будет посмотреть в некоторых источниках, что пишут!
Как то по ситуации смотрю, что и как ответить!

Преподаю историю. Это стереотип - в истории все давно доказано. А вот и нет! И это радость, есть вдруг возникают вопросы, на которые я не знаю ответа. Мы вырабатываем версию, свою версию. Да. доказать ее трудно, но также трудно и опровергнуть. А это интересно и... засасывает. Пусть больше будет вопросов. Нас спрашивают, значит, мы существуем!

Какие замечательные слова! Нас спрашивают - мы нужны, мы существуем. И плевать на зарплаты и бумажки. Мы нужны кому-то!

Павленко Ольга Юрьевна

Очень хорошие слова:"Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника."Даже,если ученики пытаются подловить учителя, все можно повернуть в свою пользу.Надо не бояться признаваться в незнании чего-то, главное,что есть желание это узнать.Учитель учится вместе со своими учениками.

Дергалева Ольга Ивановна

Да, действительно бывают такие ситуации. Когда я была начинающим учителем, мне было неловко в подобном случае. Сейчас, имея стаж более 20 лет, я не стесняюсь того, что я что-то не знаю. Понятно, что если вопрос выходящий за рамки школьной программы. Иногда я честно говорю, что не могу сейчас ответить на данный вопрос, либо предлагаю ребятам найти ответ на данный вопрос к следующему уроку. Если это в старших классах, то я говорю, что я замечательный учитель, т.к. взраститила Ученика, который превзошел Учителя. Это нормально.

Татьяна Ивановна Тылик

Здравствуйте, Елена Михайловна!С теплотой и уважением часто мы вспоминаем своих школьных учителей...К одному из педагогов моё уважение увеличилось в разы, когда на одном из уроков(а тогда не было интернета),учитель истории сказала, что на вопрос, заданный одним из учеников, ей нужно для ответа посмотреть дополнительную литературу.Выигрывает тот, кто признаёт ошибки и учится вместе с учениками.А тот педагог, который занимает роль судьи, на мой взгляд, уже проиграл.Как-то так....
с уважением, Татьяна Тылик

Падалкина Елена Михайловна

Дорогие коллеги! спасибо вам, что делитесь своим опытом (и профессиональным, и жизненным)! Это очень важно для каждого из нас.

Я иногда адресую вопрос другим учащимся, знают ли они ответ на вопрос, иногда бывает, что дети знают, ну а если никто не знает ответа, я говорю, что я пока тоже не знаю ответа на вопрос, но обещаю на следующий урок найти ответ. Вообще, за 30 лет работы я пока не встречалась с такой ситуацией, когда ученики хотели бы специально подловить учителя, задав какой- нибудь провокационный вопрос. Бывали неожиданные вопросы, которые дети задавали , исходя из темы урока, когда дети хотели узнать больше, чем дано в учебниках.

Перепёлкина Галина Эдуардовна

Когда я начинала работать, старшеклассники могли задать сложный, провокационный вопрос. А сложные дети бывают...

Падалкина Елена Михайловна

Чтобы задать провокационный вопрос, как правило, нужно очень хорошо знать предмет обсуждения. А среди наших учеников такое бывает нечасто.

Плотникова Татьяна Вениаминовна

Интересные ответы на комментарий...сразу представила себя в этой ситуации и согласилась со всеми коллегами, браво!

Георгиева Марина Олеговна

Такой полезный вопрос!
Наверное я в своей специфике отвечу: нужно отталкиваться от личности ученика, и для своего ответа обозначить с какой целью задан вопрос. Если это просто запрос информации - давай искать вместе (переадресовать можно только если вы уверены, что класс найдёт ответ). Если это попытка привлечь внимание к себе - дать ребёнку возможность получить это внимание - подготовить сообщение к следующему занятию. Мы ведь даём ребёнку образец - как себя вести в разных ситуациях, в том числе и когда чего-то не знаем или забыли.

Падалкина Елена Михайловна

Очень ценные замечания! Спасибо!

Мандрикова Людмила Андреевна

Уже 4года я на любом уроке не расслабляюсь: достался мне вундеркиндик... На его разнообразные вопросы не просто отвечать, но как же он радуется, когда я признаю свое "поражение", и как же он тяжело воспринимает свою несостоятельность в том или ином вопросе... Очень волнуюсь - впереди 5 класс, как он там приживется...

Тэсида Эмма Дмитриевна

Работаю уже 7 год. Довольно часто попадаются дети, которые задают подобные вопросы. Действительно иногда понимаешь, что не знаешь,что ответить. С одной стороны, это радует, что есть такие любознательные дети, которым интересен твой предмет, с другой стороны- это повод к самообразованию. Все меняется, нужно успевать за изменениями.

Медведева Татьяна Петровна

Ой, как я радуюсь, если мне ученик задаёт такой вопрос! Я никогда не стесняюсь признаться, что не знаю ответа на вопрос. Это повод поработать с детьми вместе. Я даже иногда умышленно создаю на уроке такую ситуацию. Как же это стимулирует работу учеников!

Падалкина Елена Михайловна

Такая ситуация стимулирует не только работу учеников, но и учителей! Заставляет нас всегда быть в тонусе, самообразовываться, быть в курсе всех изменений и новшеств.

Горбунова Елизавета Вадимовна

Однажды , мой педагог по русскому языку, в такой ситуации просто сказала: "Я не знаю, но обязательно скажу ответ на следующем уроке". Главное, сдержать слово.