Тетрадь по литературе

Цопанова Залина Муратовна

 Урок литературы в 11 классе как-то посетила директор школы. Тема : "Знакомство с жизнью и творчеством А. Платонова". Урок прошел по запланированному сценарию : ответы учащихся, видеоматериалы, сообщение учителя, а вот работа с тетрадями как-то не была запланирована. Только домашнее задание - наводящие вопросы по "Сокровенному человеку". Это руководителя школы не устроило, в связи с чем было сделано замечание. Мною на уроках литературы работа с тетрадями предусматривается, в основном, при некоторых анализах фрагментов произведений, а в остальных случаях меня больше волнует устная работа . Неужели конспекты биографии того или иного писателя или поэта в тетради так необходима? Или это из той "песни", когда без бумашки ты букашка, т. е. работы нет??? Уважаемые коллеги, хотелось бы узнать ваше мнение.

 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Вообще-то спорить с начальством, что против ветра нужду справлять (простите мне мой французский). Это первое. Второе, неужели вы так наивны, что не понимали - замечание будет.))) А вот ваша реакция на это замечание очень даже интересна. Если потупили глазки и не нашли что сказать, это одно, если, как описано, совсем другое. Это третье. Четвертое - я так понимаю, что дир. старой закалки.., какой предмет ведет? Имеет ли она вообще представление о характере и нюансах преподавания литературы? Ну и, наконец, по сути вопроса. Директор по своему права, ее вполне можно понять, а вам надо было предусмотреть этот момент, пусть 1 определение, пусть даже ФИО и годы жизни, но вопрос был бы закрыт. Одно дело работа повседневная, другое - на "публику". А вообще, я с вами согласен, маразма у проверяющих порой бывает выше крыши.

Цопанова Залина Муратовна

Ого, так много-один, два,три... Спасибо, поняла Вас.

Полянских Нина Николаевна

Да, Вы правы - литература - предмет устный. Большая часть учебного времени должна быть именно устной, исключая специфические уроки, напр., подготовка к письменной работе.Как, по моему мнению, можно было бы использовать на уроке тетрадь? Лично я даю ребятам опережающие задания(домашние) - по группам, с краткими записями в индивидуальных тетрадях по литературе. Если это биография писателя -конечно, ни к чему конспектировать, переписывать учебник. А вот составить 6-8 кратких, но ёмких тезисов - очень полезная работа.Такую же работу можно предложить и по учебной статье. Если старшеклассники не умеют этого делать - покажите. В сущности, через короткое время они станут студентами - и тезисное изложение речи лектора - не последний приём.Мои выпускники всё ещё поступают на филологический факультет,хотя,признаюсь, рьяно всякий раз их отговариваю.Понимаю:трудно,придется много читать, да и нынче непрестижно... Так вот,часто мои выпускники(как выяснила из общения со своими вузовскими коллегами) прибегают на семинарах к своим школьным тетрадям по литературе, где весь материал систематизирован,уложен, "выстрадан", а главное - во многом добыт самостоятельно. К тому же, значительно повышается культура письменной речи.Начиная где-то с 8 класса, использую семинары и практикумы, как формы урока литературы,мои ученики очень любят уроки-лекции. Резюмирую всё сказанное: тетрадь нужна на каждом уроке, но без занудства. Часто у детей срабатывает не очень хорошая "традиция", переходящая в привычку - раз нет письменного задания, можно вообще не готовиться. У меня выпускники выходят к доске с текстом изучаемого произведения и со своей(толстой!) тетрадью, где ВСЁ ЕСТЬ!Не ответить с таким "арсеналом" просто НЕВОЗМОЖНО.В этом случае "бумажки и букашки" абсолютно ни при чём... Всем УСПЕХОВ!

Полыгалова Елена Викторовна

Уважаемая Залина Муратовна! Всё зависит от того, каковы у Вас отношения с директором... К сожалению, именно это и является определяющим! Если проверяющий идёт с целью посмотреть, как Вы строите свою работу, как работают ученики, как складываются взаимоотношения в классе, то он будет смотреть ИМЕННО ЭТО! А вот если он пришёл с целью найти что-то, к чему нужно "прицепиться", то (как Вы понимаете) он обязательно ЭТО найдёт. Поэтому проанализируйте, каковы ваши отношения с начальством и какова цель посещения. А вот КАК строить свой урок - это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВАШЕ ДЕЛО! Тем более если Вы работаете в школе давно и даёте со своими учениками стабильные результаты. Удачи Вам! Ни в коем случае не расстраивайтесь!

Если к Вам было применено реальное дисциплинарное взыскание, то обращайтесь в трудовую инспекцию. Не вижу никакого нарушения, которое могло бы повлечь подобное наказание.
Многим директорам школ необходимо создавать видимость своей работы, и если это Ваш случай, и замечание было устным, не обращайте внимание на подобное. Но Ваша реакция и действия должны зависеть оттого, насколько Вы намерены дальше работать в том месте.
Если сложилась ситуация, что от Вас требуют уволиться "по собственному желанию", то знайте что это грубое нарушение трудового законодательства. В этой ситуации ни в коем случае не пишите такую бумагу. Еще лучше будет, если зафиксируете такой разговор на запись. Обращайтесь по факту такой попытки от руководства в администрацию района Вашего города или непременно в трудовую инспекцию.
Боритесь за свои права! Всего Вам наилучшего!

Кралина Зинаида Алексеевна

Уважаемая Залина Муратовна! Я считаю, что нет необходимости записывать факты из биографии и творчества писателя в тетрадь. Ведь на уроках были видеоматериалы, сообщение учителя. Обучающиеся могут дома прочитать биографию по учебнику или найти дополнительную информацию в других источниках. Я с Вами полностью согласна. Желаю Вам успехов!