Мамаева Ольга Рафаиловна

учитель русского языка и литературы

светить всегда! светить везде!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: гуманитарные науки

Увлечения: туризм, чтение

Регион: Ленинградская область

Населенный пункт: гп Янино

Место работы: МОБУ "СОШ"Янинский ЦО"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/mamaievaolga
Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель — лишь катализатор.
Брюс Ли

  Уникальность моего предмета состоит в том, что он даёт не просто знания, умения, навыки, а учит ребёнка, как поступать во «взрослой» жизни, в непростых жизненных ситуациях. Ведь как писал Френсис Бэкон: «Чтение – это беседа с мудрецами». Сейчас много ведётся споров вокруг значимости предмета литературы в учебном процессе, однако тот огромный нравственный и духовный потенциал, который заложен в моём предмете, как никогда необходим современному российскому обществу. 

                Поэтому своей главной целью на уроках русского языка и литературы я считаю воспитание человека культуры. Абсолютной ценностью воспитания является ребёнок, человек     как   «мера всех вещей». Человек – это и цель, и результат, и главный критерий  оценки качества воспитания.

О себе

      Я, Мамаева Ольга Рафаиловна, родилась      15 августа 1973 года в городе Астрахани.

      С 1980 по 1990 годы обучалась в средней общеобразовательной школе № 51 города Астрахани. В школе была активной, выполняла общественную работу, была председателем совета дружины школы. В детстве занималась музыкой, хореографией, спортом ( лёгкой атлетикой и спортивным ориентированием).

      В 1990 закончила СОШ №51 города Астрахани и поступила  на факультет русского языка и литературы АГПИ имени С.М. Кирова, который окончила в 1996 году. По окончании получила специальность учитель русского языка, литературы, истории.

     С 1996 по 2005 год работала в русско-турецком лицее и МОУ «СОШ № 51» города Астрахани. Помимо русского языка и литературы преподавала риторику, мировую художественную литературу.

     В 2005 году переехала в город Камызяк, где  преподавала 2005 по 2009 годы в МОУ «Камызякская средняя общеобразовательная  школа №4».   В 2009 году перешла  на работу в МОУ «Лицей №1 имени А.П.Гужвина», где работаю по сей день в должности учителя русского языка и литературы.  Общий педагогический стаж – 15 лет. .    Имею благодарности и поощрения, в том числе от губернатора Астраханской области Жилкина А.А. Победитель муниципального конкурса педагогического мастерства «Учитель года-2008», финалист областного конкурса,призёр муниципального конкурса "Учитель года 2011". Неоднократно публиковала статьи в районной и городской газетах, посвящённые проблемам образования, печаталась во всероссийских и региональных изданиях.

  Имею семью: муж Мамаев Александр Николаевич имеет высшее педагогическое образование, две несовершеннолетние дочери Мамаева Ксения, 1995 года рождения, и Мамаева Александра, 1999 года рождения учатся в школе.

      Выполняю общественные поручения:  являюсь членом профсоюза школы и школьным корреспондентом, освещающим жизнь своего учебного заведения в районной и городской печати, являюсь членом малого жюри на муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года», представляю «Лицей №1 имени А.П.Гужвина город Камызяк» в  муниципальной Ассоциации творческих учителей, являлась членом избирательной комиссии на муниципальных и городских выборах в 2009 году, организую и провожу экскурсии  для учеников и учителей по родной области, музеям и достопримечательностям Камызяка и Астрахани, оказываю содействие в работе  Отдела культуры, молодёжи и спорта Администрации МО «Камызякский район», являюсь администратором на сайте  МОУ «Лицей №1 города Камызяк» на сайте школ России, являюсь руководителем школьной творческой группы, работающей по теме  «Новые педагогические технологии».  Увлекаюсь чтением книг, путешествиями по родному краю и стране, фотографией.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.Бруштейн "Дорога уходит вдаль..."

Мой взгляд на мир

  «Моя педагогическая  философия»

 

Не тот учитель, кто получает воспитание

 и образование учителя, а тот, у кого есть

 внутренняя уверенность в том,

что он есть, должен быть и не может быть иным.

Эта уверенность встречается редко и может быть

доказана только жертвами, которые человек

 приносит своему призванию.

Л. Толстой

 

 

    Кто такой Настоящий Учитель? Можем ли мы точно ответить на этот вопрос?

     Можно приводить множество примеров, описывать качества, присущие Мастеру, но, думается, всякий раз будет чего-то не хватать. Можно сказать очень просто: интеллигент, умница, специалист, а можно говорить часами, описывая человека-мечту, которого так не достает нашей сегодняшней школе.

    За последние несколько лет были разработаны три поколения стандартов педагогического образования. Ищут ответ на этот вопрос учреждения, занятые повышением квалификации, подготовкой и переподготовкой педагогических кадров, и сами учителя. Не сходит эта тема со страниц центральных и региональных журналов, обсуждается общественностью. Как бы я ответила на этот вопрос?

Педагог, по-моему, должен быть творческой Личностью, всегда направленной на саморазвитие. Именно личность учителя, по-моему, привлекает ученика и формирует его интерес к учебному предмету. Настоящий Учитель всегда интересен для своих учеников именно как человек. Ценность учителя, я думаю, определяется его уникальностью, активной жизненной позицией, постоянной внутренней духовной работой, способностью к творчеству.

Творчество предполагает новое видение, новый подход, готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, готовность к самоизменению. Недавно в отечественной педагогике появился термин, обозначающий творческие способности учителя и ученика, - это «креативность». Чёткого определения этого понятия пока нет. По моему мнению, оригинальность, самостоятельность мышления, чувствительность к проблемам – вот качества креативного учителя.

Современный педагог, без сомнения, должен обладать способностью не только присваивать мир предметов и идей, но и преобразовывать их, создавать новые. Только такой учитель способен повести за собой своих учеников, постоянно направляя их к саморазвитию. Недаром говорится, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит её находить.

Одно из важнейших качеств педагога XXI века – инновационность. Инновационность – это, прежде всего, открытость, проницаемость для иного, отличного от собственного мнения. Учитель должен уметь относится к своей позиции не как к единственно возможной и истинной (особенно это важно для преподавателя словесности). На своих уроках я отказываюсь от «менторского дидакта» и утверждаю иной тип отношений: учитель-ученик. Для меня важен совместный поиск решения проблемы и анализ результатов. Готовность к конструктивному общению, непредвзятому отношению к контраргументации, установка на признание рационального момента в иной позиции – это не только этические принципы учителя, но и необходимые условия современного процесса обучения. Коренным образом меняются взаимоотношения учителя и ученика в современном мире. Эти отношения утрачивают характер принуждения, подчинения власти традиции. Они становятся отношениями сотрудничества, взаиморегуляции, взаимопомощи равных. В учебном процессе  преобладает творческое начало, индивидуально-личностное своеобразие подхода к проблеме, к способам её решения. Главная ценность отношений – сотворчество учителя и ученика.

По данным ЮНЕСКО, к ключевым жизненным компетенциям относятся: социальные, межкультурные, коммуникативные, императивные, способность человека учиться всю жизнь. Несомненно, всем этим должен обладать педагог. Ещё он должен обладать умом, талантом, добротой, мастерством, профессионализмом. Но всё же и этого мало. Мне кажется, главное для учителя – в уникальной педагогической ситуации  поступить не по шаблону, которым богата каждая профессия, не по образцам и канонам, верными лишь в своей абстрактности, а только лишь в соответствии с требованиями своей совести. Значит, педагог должен будет сделать нечто такое, что в данной ситуации, кроме него, никто не сделает. Сделать это он вынужден не стандартно, не по правилам, а творчески, применив сразу все свои способности именно к данной, возможно, неповторимой педагогической ситуации. И настоящий педагог должен быть способен тут же найти единственно возможное решение уникальной педагогической задачи.

Не менее важным является для меня вопрос: что является предметом моей деятельности? Кем я должна быть прежде всего: «урокодателем», учителем-предметником или воспитателем?

Сейчас очень много говорят о дистационном образовании, которое, по сути, умаляет роль учителя в образовательном и воспитательном процессе, оттесняет его на второй план. По моему глубокому убеждению, никакой компьютер не заменит учителя именно потому, что настоящий учитель не просто даёт знания, а воспитывает, формирует личность ребёнка.  Такой важный, сложный, глубоко интимный процесс нельзя доверить даже самой «умной» машине. В послании президента РФ 2010 года Медведева Д.А. более 40% материалов было посвящено проблемам воспитания и образования молодого поколения  российских граждан. Настоящий Учитель никогда не будет просто «оказывать образовательные услуги», он будет формировать нравственное, гражданское, духовное самосознание своих воспитанников, несмотря на политические веяния, низкую материальную оценку своего труда и прочее.

Уникальность моего предмета состоит в том, что он даёт не просто знания, умения, навыки, а учит ребёнка, как поступать во «взрослой» жизни, в непростых жизненных ситуациях. Ведь как писал Френсис Бэкон: «Чтение – это беседа с мудрецами». Сейчас много ведётся споров вокруг значимости предмета литературы в учебном процессе, однако тот огромный нравственный и духовный потенциал, который заложен в моём предмете, как никогда необходим современному российскому обществу. 

Поэтому своей главной целью на уроках русского языка и литературы я считаю воспитание человека культуры. Абсолютной ценностью воспитания является ребёнок, человек как «мера всех вещей». Человек – это и цель, и результат, и главный критерий  оценки качества воспитания. Воспитание в человеческом измерении – это гуманистический, личностно ориентированный процесс. Какого человека можно назвать человеком культуры?

Человек культуры – это, прежде всего, свободная личность. Я считаю, что в своих учениках я должна воспитать такие качества, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, независимость суждений, которая сочетается с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей, обязана воспитывать умение принимать решения и нести за них ответственность, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения.

Человек культуры, по моему мнению, – это гуманная личность. Гуманность – вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказать помощь, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, положения в обществе, личных свойств. Именно  сейчас в нашем обществе ощущается острая нехватка этих нравственных и этических понятий.

Человек культуры – духовная  личность. Воспитание духовности – это путь возрождения культуры и интеллигенции. Я думаю, что учитель должен развивать духовные потребности ребёнка в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, поиска смысла жизни, счастья, идеала.

Человек культуры – личность творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию.

Именно такими людьми я хотела бы видеть своих учеников в будущем.

Как педагог, преподаватель русской словесности я ставлю перед собой следующие задачи:

– развивать историческую память, патриотические, гражданские и     нравственные чувства;

– поддерживать самобытность каждой личности;

– формировать нравственные основания и умения, необходимые для воспроизводства различных элементов культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни;

– воспитывать уважение к чужим культурам и традициям, создавать условия для взаимопроникновения и взаимодействия разных культур и национальностей.

Воспитание человека культуры – это и есть моя педагогическая философия.

Моё портфолио

Описание опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «Лицей №1 имени А.П.Гужвина город Камызяк», образование высшее, педагогический стаж 15 лет, первая квалификационная категория. Опыт предназначен для учителей русского языка и литературы, работающих в 5-11 классах общеобразовательных школ.

Тема: «Формирование общекультурной компетенции на уроках словесности»

Условия возникновения, становления опыта.

  Данный опыт возник в условиях общеобразовательного учреждения, находящегося в небольшом районном посёлке городского типа, в котором обучаются также и дети из отдалённых деревень и посёлков. У многих учащихся наблюдается низкий уровень культурологических компетенций, отсутствие интереса к духовному и культурному мировому наследию, превалирование материальных ценностей над духовными.

Область применения

5–11 классы средней общеобразовательной школы.

Сущность опыта, концептуальность

Ведущей идеей моего педагогического опыта является следующая гипотеза.

Постепенное введение в процесс изучения литературы в 5–11 классах методов и приемов проблемного обучения будет способствовать формированию «человека культуры», обладающего высоким уровнем самосознания, самостоятельностью, независимостью суждений, сочетающихся с толерантностью, способностью ориентироваться в мире духовных ценностей, личности с развитыми креативными способностями.

С точки зрения современной дидактики, проблемное обучение – это обучение на основе выдвижения, поиска решения проблем и вытекающих из них задач, активизирующее интерес и мышление учащихся, способствующее развитию способностей. При использовании проблемного обучения в процессе изучения литературы в школе реализуются, прежде всего, такие его элементы, как дискуссионность, развитие творческих способностей ученика, углубленное внимание к задачам исследовательского, литературоведческого характера.

В понимании современных философов, «человек культуры» как бы замыкает на себе культуру, переживает ее в своем сознании, учится смотреть на мир глазами человека других времен и народов, ощущает себя одновременно гражданином своей страны и всего мира. В этой связи стержнем, каркасом образования может быть становление человеческого в человеке через деятельность (или имитацию деятельности), в которой воспитуемый осваивает способы мышления и способы деятельности, социальные и культурные роли. Процесс формирования человека и его «окультуривание» – постепенный и поэтапный процесс, который в социально-образовательном пространстве среднего учебного заведения проходит 4 стадии, соответствующие этапам литературного развития читателя-школьника.

   Таким образом, мой педагогический опыт реализует следующие задачи:

1.               Используя технологию проблемного обучения, формировать личность учащихся, стиль мышления и поведения в реальной жизни как «человека культуры», развивать общекультурную и другие ключевые компетенции.

2.               Последовательно и активно применять эвристические методы обучения на уроках литературы, обеспечивая непрерывность процесса познания путем системы связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

3.               Сочетая методы проблемного и эвристического обучения с традиционными методами преподавания, реально мотивировать учащихся к овладению культуроведческими знаниями, умениями, навыками;

4.               Формировать познавательную самостоятельность ученика и развивать его творческие способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе.

Мои публикации:
Классное руководство
Краеведение
Литература
Работа с родителями
Русский язык
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио