Я край родной ко всякому ревную… Литературные традиции Астраханской области. (Сценарий внеклассного мероприятия)
методическая разработка по краеведению (11 класс) по теме

Мамаева Ольга Рафаиловна

Материал данного внеклассного  мероприятия позволяет расширить и углубить знания учащихся о литературных традициях Астраханского края, о месте,  где они живут, с его историей, с его достопримечательностями, формирует гражданственность, патриотизм, воспитывает  у детей чувство гордости за свой край, уважение к труду и традициям предков, любовь к Родине.

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_kray_rodnoy_ko_vsyakomu_revnuyu.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Я край родной ко всякому ревную…

Литературные традиции Астраханской области.

(Сценарий внеклассного мероприятия)  

 Цели:

  1. Расширить и углубить знания учащихся о литературных традициях Астраханского края, о месте,  где они живут, с его историей, с его достопримечательностями.
  2. Формирование гражданственности, патриотизма.
  3. Воспитывать у детей чувство гордости за свой край, уважение к труду и традициям предков, любовь к Родине.
  4. познакомить учащихся  c историческим прошлым, национальными традициями народов родного края; привить любовь к родному краю.

Оформление:, символика Астрахани и Камызякского района. 

Музыкальное оформление: песня Ю. Антонова « Родные места»

 Оборудование: мультимедийный проектор  

 ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня в нашей литературной гостиной мы будем говорить о поэтических традициях  нашего родного края. Почти три тысячелетия минуло с тех пор, как сложена легендарная «Одиссея», поведавшая человечеству о необычайных приключениях древнегреческих воинов, возвращавшихся домой  после похода на Трою. Где только ни побывали герои «Одиссеи»! Среди их многочисленных  путешествий - не только всем известный остров сирен и Колхида, но и край скифов- каспиев. Тут им открылся «пруд солнца», в котором каждое утро зарождались золотистые «лучи быстрого Гелиоса». Этот лучезарный «Пруд Солнца» . - наш Каспий.

Ведущий 2:  Здесь, в этом легендарном месте, «где  волга прянула стрелою на хохот моря молодого»(как писал Велимир Хлебников), раскинулся наш край с белокаменным градом, сохранившим золотоордынское имя Астрахань. Сама история распорядилась так, что Астрахань изначально совмещала несовместимое, соединяла несоединимое, примиряя тех, кого, казалось бы, нельзя примирить. Именно эта терпимость ко всему и во всем давала повод не одному поколению авторов домысливать и без того воплощенную в облике нашего города поэзию. Н.Травушкин писал: «На литературной карте Российской республики Волго-Каспий - место не бесплодное, здесь постоянно пульсирует творческое напряжение, здесь добрая почва для литературных свершений.»

Ведущий 1: Древние считали, что пронзенный стрелой Купидона обречен на вечную Любовь к своей возлюбленной (возлюбленному). Здесь, «где Волга прянула стрелою», поэт ранен любовью навсегда - любовью к своему краю.

 Ведущий 2: Когда - то Есенин советовал молодым стихотворцам, чтобы они «искали Родину, без которой не может получиться хорошего поэта».

Имена астраханских поэтов и писателей , чьи имена здесь прозвучат, не только нашли свою Родину, но и воспели её.

Здесь нет лесов. Солончаки, (Атанова)

Да камышей густые гривы,

Да Волги-матушки реки

 Необозримые разливы

Восток несёт сюда пески

Из раскалённых Кара-Кумов,

И, если встанешь на носки,

Увидишь даль песков угрюмых.

В них пирамидами подряд

Лежат тяжёлые барханы,

А на границах их висят

Одни песчаные туманы.

Кто видел африканский Нил

В плену сплошной пустыни  жёсткой,

Тот непременно бы сравнил

Его с величьем дельты волжской!

Тут кружат омуты в тиши,

Тут в бурю накипает пена,

Идут отсюда камыши,

Которым море по колено

Когда восток просторный день,

Как стаю светлых лебедей,

Над дельтой тихо поднимает,

Здесь древний лотос расцветает.  
( на фоне презентации исполняется танец лебедя)

Ведущий 1Профессиональная поэзия начинается в Астраханском крае с 18 века. Возникновение светской литературы в Астрахани связано с деятельностью ряда видных писателей эпохи Просвещения. О первом знаменитом астраханском поэте расскажет Ольга Тутейкина.

Василий Кириллович Тредиаковский - поэт и теоретик литературы, один из основателей русского классицизма. Он родился в Астрахани, в семье священника, начальное образование получил в школе католических монахов капуцинского ордена, где все обучение велось на латинском языке. В двадцатилетнем возрасте будущий поэт бежал в Москву, где продолжил обучение в Славяно греко-латинской академии. Знание иностранных языков позволило ему затем перебраться в Голландию, а потом в Париж. В Сорбонне В.К. Тредиаковский изучал математику, философию и богословие, в 1730 г. вернулся в Россию.

Литературным трудом В.К. Тредиаковский начинает заниматься в Славяно-греко-латинской академии: сочинял стихи, драмы («Язон», «О Тите, Веспасианове сыне»), которые до нас не дошли. Из ранних произведений поэта известна его «Элегия о смерти Петра Великого» (1725), в которой заметны черты литературы предыдущей эпохи и вместе с тем намечаются черты формирующегося классицизма. Известно, что Петр I во время Персидского похода посетил школу, где обучался В.К. Тредиаковский и похвалил его за трудолюбие. Поэтому один из важнейших эпизодов элегии - пребывание Петра I на Каспийском море.

Се под Нептуном моря страшно закипели,

Се купно с ветры волны, громко заревели!

Стонет Океан, но уж другого не стало

Любителя. Балтийска - что близко то стало Несчастье при берегах. Каспийска же ныне

Больше всех - что однажды плавал на нем силъне.
 

  В.К. Тредиаковский положил начало основным разновидностям русской лирики: патриотической («Стихи похвальные России»), любовной («Песенка любовна», «Стихи о силе любви», «Плач одного любовника, разлучившегося со своей милой, которую он видел во сне» и др.), политической («Ода торжественная о сдаче города Гданьска»), религиозно-философской (псалмы), жанру басни (« Муха и муравей», «Самохвал», «Волк и журавль», «Лисица и виноградная кисть»), поэмы («Феоптия, или Доказательство о богозрении», «Тилемахида»).

  Большое место в творчестве В.К. Тредиаковского занимают переводы.
Как теоретик литературы В.К. Тредиаковский дал широко разработанную теорию жанров классицизма, выступил реформатором старого силлабического стиха и насадителем тонико-силлабической сиетемы. Он считал фольклор источником «нового способа» стихосложения («Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний», «Речь к членам Российского собрания»).

 Творчество В.К. Тредиаковского многое значило для последующих поколений астраханских писателей.

Ведущий 2 На изломе 19-20 столетий Астрахань вновь преподнесла России бесценный подарок – «Колумба новых поэтических материков» - выдающегося поэта Велимира Хлебникова. (сообщение о Велимире Хлебникове )

  Этапом в литературной истории Астрахани стало творчество Велимира Хлебникова (1885-1922). Он родился в Малодербетовском улусе Астраханской губернии и всегда считал себя астраханцем. Значение его творчества для литературы региона в том, что он, во-первых, выводил литературу Астрахани на широкие просторы общероссийских художественных исканий, преодолевая провинциальную замкнутость, приобщал ее к исканиям модернизма и авангардизма и, во-вторых, вводил тему Астрахани в мировую литературу. В. Хлебников оказал огромное воздействие на многих русских и зарубежных писателей.

 Для литературы Астраханской области  имеют значение прежде всего произведения поэта, в которых он обращается к природе, истории края, жизни его народов. Это поэмы «Хаджи Тархан», «Уструг Разина», рассказы «Есир». Николай», «Охотник Уса-Тали», эссе и очерки «Лебедия будущего», «Открытие народного университета», «Астраханская Джоконда».
Один из исследователей заметил, что основная тема творчества В. Хлебникова - тема Азии. Поэт называл себя «сыном Азии», а растущий в низовьях Волги лотос называл «залогом союза трех: индии+России+Ниппона.

Центральной в его художественной картине мира становится мифологема «человечество - семья народов». Он считал, что преодоление межэтнической розни - необходимое условие гармонического сообщества народов земли. В лирических стихах, поэмах, песнях, рассказах, теоретических декларациях В. Хлебникова нет противопоставления людей по национальному признаку, конфликтность его произведений имеет другую природу.  Он показывает, что в Астрахани, когда-то завоеванной Россией, нет ни побежденных, ни победителей. Есть единая семья народов. Мифологизируя историю, он демонстрирует свое понимание проблемы, исходя при этом из высших интересов народов Волго-Каспия. Удивительны стихотворения о природе Астраханского края

Где Волга прянула стрелой
На хохот моря молодого,
Гора Богдо своей чертою
Темнеет взору рыболова
* * * * *
Здесь люда нет, здесь край пустынен,
Трепещут ястребы крылом.
Темнеет стень; вдали хурул
Чернеет темной своей кровлей,
И город спит, и мир заснул,
Устав разгулом и торговлей.
* * * * *
Ты видишь город стройный, белый,
И вид приволжского кремля!
Там кровью полита земля,
Там старец брошен престарелый,
Набату страшному внемля.
Уже не реют кумачи
Над синей влагою гусей.
Про смерть и гибель трубачи,
Они умчались от людей.
И Волги бег забыл привычку
Носить разбойников суда,
Священный клич «сарынь на кичку»
Здесь не услышать никогда.
Но вновь и вновь зеленый вал
Старинной жаждой моря выпит,
Кольцом осоки закрывал
Рукав реки морской Египет.

 Ведущий 1Когда подлетаешь к городу на самолете, то земля предстает изрезанной голубыми полосами речушек и озер. Это дельта, где Волга, приблизившись к  быстрее влить свои воды в гигантскую чашу Каспия. Таков лишь один из уголков нашего удивительного края .Но аст раханская земля- это не только дельта, это и бескрайние ковыль ные, пахнущие горьковатой полынью степи, и солончаковая, сыпучая пустыня... А рядом—созданные людьми цветущие оазисы—яблочные сады, бахчи сахарных арбузов и плантации помидоров... Наверное, именно поэтому одна из самых сокровенных черт конкретики астраханских поэтов — воплощение в стихе примет нашего края, его природы, истории, жизненных будней своих земляков. Видно, астраханская земля не просто притягивает, но и вдохновляет вдвойне...    Проникновенны и лиричны стихи о родном крае Бориса  Филиппова и Николая Поливина, Сергея Панющкина и Нинель Мордовиной, Юрия Кочеткова и Николая Ваганова. Все они так или иначе вос создают в художественном слове колорит своей многоликой родины.

  Ведущий 2 Так уж сложилось, что в астраханской поэзии нынешнего времени очень значимым оказался женский голос. Клавдия Холодова и Ольга Касимова, Галина Подольская и Галина Шапошникова, Нинель Мордовина и Дина Немировская. (Сообщение о Нинель Мордовиной )

  Имя Нинели Александровны Мордовиной известно многим. Она оставила яркий след в истории Астрахани, когда  приехала в наш город в 1975 году  по приглашению астраханской писательской организации  и «взяла под крыло» целое поколение начинающих поэтов, возглавив литературную студию «Моряна». Простая фраза «ученик Мордовиной» имеет сейчас характер титула. Говорят, что талант учителя достается немногим, но Нинель Александровна обладала им в полной мере. Как и поэтическим даром. Ее стихи – отражение нелегкой, но яркой и насыщенной жизни.
    Нинель Александровна родилась 12 июля 1927 г в Г. Харбине.  Во время войны работала телеграфисткой, токарем на военном заводе, связисткой на узле связи Наркомата флота. В 1945 году вышла замуж за летчика В.Ю. Мордовина. Жила в Прибалтике, Ахтубинске, Волгограде и последние 25 лет в Астрахани.
Писать начала в середине 1960х годов, печаталась в газете «Ахтубинская правда» журнале «Волга». Работала журналистом, директором ахтубинского дома культуры, вела литературные студии. Член Союза писателей с 1973 года.
    Нинель Александровна непосредственно не была на войне, хотя бы просто потому, что была в эти годы ребенком, но впоследствии написанный цикл стихотворений, посвященный этой теме – исповедь человека, пережившего войну как судьбу.
    Она писала и о любви – и не одно поколение астраханцев зачитывалось этими строками.
    Она писала и о городе – ее стихотворения звучали на день города со всех эстрадных площадок.
    Она писала  как жила, как дышала – истинный дар человека творческого.
    Нинель Александровна ушла из жизни в 2001 году, но остались ее стихи и остались ее ученики. И ее имя обрело новую жизнь – уже 10 год проводится молодежная литературная премия имени Нинели Мордовиной и ее же имя носит 33 школа – та школа, где она вела уроки поэзии с учениками.

Как в Астрахани ночи хороши!
Брожу, не уставая до рассвета.
И воздух из цветастой кружки лета
Сметает лень и суетность с души.
Стоит вокруг такая тишина,-
Хоть режь ножом, и ломоток – на память.
Над городом, над Волгой, над веками
Переплывает через ночь луна.
Река блестит, как рыбья чешуя,
К причалам волны прибивают пену…
Потом во мне заметят перемену
Степные и степенные края.
И станут удивляться неспроста:
«Водой живою, что ли оросили?»
Меня в негромком городе России
Коснулась   летней ночи красота.

( Сообщение о Дине Немировской)

Дина Немировская родилась и выросла в Астрахани. В детстве переписывалась с Агнией Барто. Несколько лет занималась в литературной студии «Моряна» у Нинели Александровны Мордовиной, которая и  дала путёвку в творческую жизнь. Публикуется со школьных лет как в России, так и в дальнем и ближнем зарубежье.  Ее стихи – иногда ироничные, иногда горькие, вызывали в свое время бурю восторга у астраханских любителей поэзии. Есть цикл песен на стихи Дины Немировской в исполнении актрисы драмтеатра и талантливого барда Александры Костиной. Также Немировская оставила след в нашем городе, как создатель и бессменный многолетний руководитель народного коллектива «Литературное творческое объединение «Подснежник».
    В 2007 году Дина Немировская оставила Астрахань, переехав на постоянное место жительства в Израиль, где и продолжает сейчас успешную литературную деятельность. Ее шестой по счету сборник -  проза "Мне без тебя темно" - издан Министерством Абсорбции Израиля в декабре 2009 года.

Первый день весны из дома
Уведёт тропой желанной.
Мы дорогою знакомой
Побредём, и постоянно
 
Узнаваемы, узнаем
Эти улицы и лица,
Как кружатся птичьи стаи
В самой лучшей из провинций.
 
Не откладывая в долгий
Пыльный и забытый ящик,
Исповедуемся Волге
В запредельном, в настоящем.
 
Наша в этом есть провинность,
Потому что мы – поэты –
Лучшая из всех провинций
До сих пор недовоспета.
 
Мы её столичным лоском
Не унизим, не обидим.
Только здесь такие звёзды,
Только здесь такие виды.
 
Заграничным сладким кремом
Мы её не разукрасим.
Здесь нам отзовутся Кремль,
Персиянка, Стенька Разин.
 
Мы поём – ведь кто-то должен
Быль воспеть. А может, небыль?
И невидимый художник
Перекрасит наше небо.

Ведущий 2 Малая родина – это место, где ты родился и вырос.  А для  нас - это  Камызяк, непов торимое и любимое, самое прекрасное место  на земле.  Мы живем в этом крае, в природе которого ( даже в улицах нашего города ), звучит поэзия. Камызяк дал литературе много имён, одно из них – имя нашего земляка Владимира Мухина. О нём рассказывает  Котельникова Ирина.

Надеюсь, не забыли вы        

Камызяк запыленный,

То милое сказанье

Над речкою Кизанью.

То зданьице невидное,

Грустящее, невинное,

С антенкою – былинкою,

С историей былинною.

Не предали забвению

Ньютона откровение

И пропись прилагательных,

Не очень притягательных…

Не предали, я верю.

А помните?..

С речами медлили.

А день был ярок и нелеп

О, как отзванивали медью нам

И зим одиннадцать и лет!

Как уносило вихрем бала

Нас в забытье далёких дней,

Как школа мимо отплывала

И память вслед клубилась ей.

Клубилась, таяла и снова,

Нахлынув, требовала слова.

Легко годами ворошила,

И вот опять заворожила.

Сейчас прозвучит песня «Камызякский вальс» на стихи В Ерофеева, музыка Анатолия Гладченко .Заключение.

Ведущий 2. Сегодня на наш вечер пришла Лидия Александровна Надолинская, учитель русского языка и литературы, работник районного отдела образования. Она с юности пишет стихи. Некоторые мы сейчас послушаем.

 Выступление современного камызякского поэта, ребята задают свои вопросы, читают свои стихотворения.

Ведущий 1 Итак, литературные традиции Астраханского края очень богаты. К началу 21 века  литература Астрахани - это тысячи художественных произведений в самых разнообразных жанрах. Выявляется ее проблемно-тематическая специфика - реалистическое осмысление истории и жизни народов Нижнего Поволжья, охрана природы, труд рыбака и крестьянина,  внутренний мир человека, а главное – любовь к родной земле, к родному краю, своей малой родине!

 Мы верим, что «живая творческая нить поэзии» на Астраханской земле не прервётся никогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия, посв., судьбе матери в годы Великой Отечественной войны:"Ты одна такая - любимая, родная "

   Данное внеклассное мероприятие способствует развитию личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее. Внеклассное мероприятие способствует ...

Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку по теме "Чаепитие в английских традициях"

Цель: развивать интерес к изучению английского языка.Задачи:совершенствовать лексические навыки, применяя их в заданной ситуации;развивать произносительные навыки;ознакомить учащихся со странове...

Сценарий внеклассного мероприятия для коррекционной школы-интерната VIII вида "Родина моя - Россия!" (с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)

Цели: формировать системные представления о государственных символах России;воспитать чувство любви к родному Отечеству;показать, что каждый ребенок нашей Родины является частичкой России;формировать ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Рождественские традиции в Британии и России"

Сценарий внеклассного мероприятия "Рождественские традиции в Британии и России" 5 класс, английский язык...

Писатель Артур К. Дойл и его литературный персонаж Шерлок Холмс (сценарий внеклассного мероприятия)

Сценарий литературного внеклассного мероприятия, посвященного творчеству писателя Артура Конан Дойла и его литературному персонажу Шерлоку Холмсу...

Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению «Воронежский край - край замечательных людей»

Разработанный сценарий внеклассного мероприятия «Воронежский край - край замечательных людей» предназначен для учащихся 5 – 6 классов.Цели мероприятия:  педагогически направленн...