Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению «Воронежский край - край замечательных людей»
методическая разработка по краеведению (6 класс)

Фролова Римма Михайловна

Разработанный сценарий внеклассного мероприятия «Воронежский край - край замечательных людей» предназначен для учащихся 5 – 6 классов.

Цели мероприятия:  педагогически направленное развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через «музыкальное краеведение», ознакомление учащихся с историей развития музыкальной культуры родного края, жизнью и творчеством известных музыкантов, связанных с Воронежским краем,  кругом наиболее ярких музыкальных произведений, центрами музыкальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Отдел по образованию и делам молодёжи администрации

Терновского муниципального района

Районный заочный конкурс на лучшую

методическую разработку «Наш край»

Сценарий внеклассного мероприятия

 по  краеведению

«Воронежский край - край замечательных людей»

Разработала учитель русского языка

и литературы МКОУ Алешковская сош

Терновского района Фролова Р. М.

Алешки -  2019 г.

Разработанный сценарий внеклассного мероприятия «Воронежский край - край замечательных людей» предназначен для учащихся 5 – 6 классов.

Цели мероприятия:  педагогически направленное развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через «музыкальное краеведение», ознакомление учащихся с историей развития музыкальной культуры родного края, жизнью и творчеством известных музыкантов, связанных с Воронежским краем,  кругом наиболее ярких музыкальных произведений, центрами музыкальной культуры.

Образовательные задачи:

  • изучение и освоение духовных ценностей народной культуры и краеведения; понимание особенностей нашего региона на основе формирования системы знаний о природе нашего края, его истории, населения, быте, культуре;
  • формирование национального музыкально-эстетического сознания школьников как структурного компонента общей музыкальной культуры личности;
  • формирование представлений о ценности музыкальных, литературных и художественных произведений как источника познания культуры и истории родного края.

Воспитательные задачи:

  • воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения музыкальных традиций Воронежского края;
  • воспитание музыкального вкуса, интереса, любви и уважения к музыкальным традициям воронежского региона, желание их возродить, сохранить, развить и приумножить в условиях современной поликультурной среды;
  • воспитание духовной личности, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием музыкального краеведения не только учащихся, но и родителей;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о музыкальной культуре родном крае, интереса  уч-ся к музыкальному краеведению через тематические беседы, музыкальные конкурсы и фестивали  краеведческой направленности;
  • формирование способности и готовности к использованию музыкальных краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
  • развитие творческих способностей, научно-исследовательских умений средствами региональной музыкальной культуры.

 «Воронежский край - край замечательных людей».

Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?»

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается...

С чего начинается Родина?»

1 чтец. Так звучат слова хорошо известной песни. Что же такое Родина, родной край?

2 чтец. Для меня Родина - это мой Воронеж, город в котором я родилась, живу, учусь. Я очень люблю свой край.

Звучит песня Колмогоровой «Мой Воронеж – город детства»  

1 чтец. У каждого города своя история жизни. Мой город помнит себя с тысяча пятьсот восемьдесят шестого года. Воронеж родился в боях, город-защитник, город-крепость, город-воин. Город, получивший свое имя по реке Воронеж.

2 чтец. Наш город помнит набеги воинственных соседей, восстание казаков. Наши современники чтят память царя-реформатора Петра I. Ведь и сейчас стоят на часах истории Успенская церковь и колокольня Акатова монастыря - свидетели бурной Петровской эпохи. Стоит и сам величественный Петр, отлитый в бронзе. ...

Раздумья у пьедестала  В. Землянский.

Где память, обнажив людские нервы,

Кружит, не отпуская никого,

Стоит на пьедестале Петр Первый

Над старым сквером имени его.

Позеленела бронза вековая,

А он глядит из таинства времён,

Не принимая и не отвергая

Тот новый мир, которым окружен.

И пусть кому-то был он не по нраву,

Но прям и чист царя России взгляд -

Азов и Нарва, Гангут и Полтава

В нём до сих пор горят ещё, горят.

1 чтец. Как известно, на пороге ХVIII века Воронеж стал колыбелью русского военного флота. Местом строительства азовской флотилии Воронеж стал не случайно. Вековые леса - дубовые, сосновые, липовые - покрыли берега реки. Близко была липецкая железная руда. Река Воронеж во время половодья обладала достаточной судоходностью, а местное население уже имело опыт строительства речных судов. С первых лет своего царствования Петр 1 понял, что России необходим выход к морям. Эта великая держава не может существовать без военно-морского флота.

Песня «Воронеж – я твой» Якова Самодурова

Докладчик 1.

Вспомним страницы истории. Россия уже несколько лет вела войну с Турцией и Крымским ханством, но активных боевых действий после 1689 года не предпринимала. И вот в 1695 году основные силы русской армии вместе с Петром двинулись на Азов, но взять эту крепость тогда не удалось. Одна из главных причин - отсутствие у России военного флота. Петр принимает решение: повторить следующей весной поход на Азов от Воронежа, построив в нем флот. Петру в ту пору было 24 года.

В конце февраля Петр приезжает в Воронеж и остается в городе до начала мая. Он лично работал над постройкой кораблей, занимался их оснащением и комплектованием экипажей. Второе апреля 1696 года считают днем рождения русского флота: на воду были спущены галеры «Принципиум», «Святой Марк» и «Святой Матвей». 26 апреля спущен на воду многопушечный галеас «Апостол Петр».

2 чтец. После успешного Азовского похода строительство флота в Воронеже продолжилось усиленными темпами.

1 чтец. Более двухсот кораблей, построенных на воронежских верфях, составили славу и гордость русского флота.

Дон качает корабли - детище Петра,

Мачты гнутся на ветру, вьются паруса.

Удивляется вокруг весь честной народ,

Как почти из ничего был построен флот.

2 чтец. Тесно сотрудничал с царем Петром по делам, связанным со строительством флота, епископ Митрофан. Первый Воронежской епископ. Именно он оказывал царю финансовую поддержку.

1 чтец. После смерти Митрофан был причислен к лику святых. В 2003 году первому епископу воронежскому был установлен памятник на территории недостроенного еще Благовещенского собора.

2 чтец. Если спуститься к Воронежскому водохранилищу на Адмиралтейскую площадь, можно прикоснуться к истории российского флота. Имя этой площади дала Успенская Адмиралтейская церковь - единственная сохранившаяся свидетельница кораблестроения на реке Воронеж.

1 чтец. Верфи, на которых строились петровские корабли, находились совсем рядом с Успенской церковью, построенной еще в семнадцатом веке. Именно в этом храме звучало духовное слово святителя Митрофана, освящались и затем спускались на воду первые русские военные суда. (Послушайте колокола этой церкви, и история русского флота покажется вам не столь далекой).

Есть в городе знакомые места,

Которые и называть не надо.

Кого не остановит красота

Едва ли здесь не каждого фасада?

В.Городейчев.

1 чтец. Сегодня, каждый воронежец знает это историческое место – Адмиралтейскую площадь. В свое время ее территорию Петр 1 исходил вдоль и поперек.

2 чтец. Мы, современные воронежцы, любим это замечательное место, с которого открывается прекрасная панорама нашего любимого города.

Звучит песня «Воронеж мой» А.Муковнина

1 чтец. На самой главной улице Воронежа – Большой Дворянской, ныне проспекте Революции, располагается основная часть достопримечательностей и памятников, ставших символами нашего города, его гордостью. Поэтому главный проспект по праву называют визитной карточкой Воронежа.

2 чтец. Кто только ни ходил по главной городской улице!.. Цари и поэты, великие музыканты и учёные, а также миллионы паломников, приезжавших поклониться мощам Святых Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Эта улица помнит шаги и голоса наших воронежских поэтов Алексея Кольцова и Ивана Никитина.

1 чтец. Певцы России, певцы русской силы и удали, замечательные наши земляки, слава и гордость великой Родины. Рядом их имена в русской поэзии.

2 чтец. Рядом их имена в списке выдающихся лиц, которым в 1918 году были поставлены памятники в центре столицы. И в Воронеже памятники поэтам Кольцову и Никитину стоят почти рядом.

1 чтец. Кольцов родился для поэзии, которую он создал. Он был сыном народа в полном значении этого слова. Так говорил о воронежском поэте Виссарион Белинский.

2 чтец. "Поэт яркий и социально значительный", так назвал Ивана Савича Никитина писатель Максим Горький.

1 чтец. Богатства русской литературы неисчислимы, но ее нельзя представить себе без Кольцова и Никитина.

Степь раздольная

Далеко вокруг,

Широко лежит,

Ковылем-травой

Расстилается!

Ах ты, степь моя,

Степь привольная,

Широко ты, степь,

Пораскинулась,

К морю Черному

Понадвинулась!

Уж и есть за что

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

Медленно движется время, -

Веруй, надейся и жди

Зрей наше юное племя!

Путь твой - широк впереди.

Молнии путь осветили,

Зарево видно сквозь дым.

Мертвые в мире печали,

Дело настало живым.

2 чтец. Кольцов и Никитин глубоко гражданские, мужественные поэты. Ничто не сломило их духа: ни семейный деспотизм, ни травля окружающих. Ничто не погасило в них желания - служить своему народу.

Глядишь вокруг и на душе легко,

И зреет мысль так вольно, широко,

И сладко песнь в честь Родины поется,

И кровь кипит, и сердце гордо бьется.

И с радостью внимаешь звуку слов:

"Я Руси сын! Здесь край моих отцов!"

        1 чтец. До обидного мало жили наши поэты. Алексей Васильевич Кольцов -33 года, Иван Саввич Никитин -37 лет.

2 чтец. Кольцов при жизни печатался 10 лет. Никитин-8. Они умерли в расцвете своих творческих сил. Оба поэта горячо любили свою Родину. Они воспели ее снежные просторы и бесконечную красоту полей, лесов, рек, озер.

1 чтец. Стихи Кольцова и Никитина волнуют и трогают нас, то раздольными, то грустными, то задумчивыми напевами. Сколько чувства, какие сильные переживания вложил Кольцов в простые слова своих стихов. Свои стихи он называл песнями, за их мелодичный напевный язык…….

Звучит авторская песня Корчагиной Э.В.«Ах, ты зоренька» на стихи А.Кольцова

1 ведущий. Воронежский край знаменит своими песенными традициями. Свои напевы привезли сюда в 18-19 веках переселенцы их Подмосковья и Украины, донские казаки.

Звучит русская народная песня  «Травы мои травы»

2 ведущий. Богатейшие фольклорные традиции Воронежского края исследовал Митрофан Ефимович Пятницкий.

1 ведущий. Проходя по проспекту Революции, около Дома Офицеров, мы можем увидеть памятник легендарному исследователю, собирателю и пропагандисту русской народной песни.

2 ведущий. Народную песню он называл художественной летописью народной жизни. С ним нельзя не согласиться. Ведь в русской народной песни простой человек делился своей радостью и горем, выражал свои мысли, чувства и переживания.

1 ведущий. Митрофан Ефимович Пятницкий родился в селе Александровка Воронежской губернии, в семье священника. В детстве он очень любил слушать и исполнять русские народные песни. В зрелом возрасте стал записывать песни воронежской и рязанской губерний на фонограф. Таким образом, до нас дошло более 400 песен.

2 ведущий. В 1910 году он создал первый крестьянский хор из певцов Воронежской и Рязанской губерний. А уже в следующем году состоялся первый концерт этого коллектива в Москве. Это произошло 2 марта на Масляной неделе.

1 ведущий. Хористы выступали в национальных костюмах, сопровождая свое пение игрой на народных инструментах: жалейках, дудках, гуслях, ложках.

2 ведущий. На сцене зрители могли наблюдать картины из народной жизни: крестьянскую свадьбу, вечер за околицей, посиделки.

1 ведущий. Перед зрителями была представлена обыкновенная деревенская изба. Вдоль бревенчатых  стен – грубо сколоченные, струганные лавки. Вдоль русской печи – чугунки, кочерга, ухваты… В углу перед образом Спасителя теплилась лампадка, люлька, прялка, сундук с приданым……

2 ведущий. Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении, непрофессиональными исполнителями, а любителями из народа. Пели они так, как это было принято в их родных деревнях.

1 ведущий. Спустя некоторое время после 1 концерта в Москве хор был переведен в столицу. А после смерти Пятницкого (1927 году) коллективу присвоено название – ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА ИМЕНИ ПЯТНИЦКОГО.

2 ведущий. В 2001 году к 90 летнему юбилею со дня первого концерта в Москве на «Площади звезд» была заложена «Звезда хора им. Пятницкого». А со сцены зала «Россия» вновь звучали наши дивные русские народные песни.

1 ведущий. Это является ярким подтверждением того, что ПЕСЕННЫЕ ТРАДИЦИИ НАШЕГО НАРОДА ДО СИХ ПОР ЖИВЫ, КАК ЖИВА ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОМ СЫНЕ РОССИИ, родом из Воронежской губернии, Митрофане Ефимовиче Пятницком.

2 ведущий. И в наше время также бережно хранят песенные традиции нашего края знаменитый Воронежский академический русский народный хор, ансамбли «Воронежские девчата», «Черноземочка», «Весенние зори», и многие другие профессиональные и самодеятельные коллективы.

Звучит русская народная песня «Лирическая»

1 чтец. Мы с вами живем в новом ХХI веке. Наступило утро нового дня. Но и сейчас наш город дорог нам без меры. Мы изучаем его историю, бережно храним его исторические и культурные ценности.

2 чтец. Мы, дети ХХI века, помним прошлое еще и для того, чтобы думать о настоящем и будущем!

Звучит песня «На Воронеж» Якова Самодурова

Список литературы

  1. Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа / А.Н. Акиньшин. — Воронеж, 1994.
  2. Анчиполовский З.Я. Старый театр. Воронеж 1787– 1917 / З.Я. Анчиполовский. — Воронеж, 1996.
  3. Анчиполовский З.Я. Люди русского театра / З.Я. Анчиполовский. — Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1983.
  4. Воронеж в документах и материалах / под ред. В.В. Кудиновой. —  Воронеж, 1987.
  5. Воронеж. Культура и искусство / под ред. И.П. Чухнова. —  Воронеж. Центр духовного возрождения Черноземного края, 2006. —645с.
  6. Пульвер Е.А. Воронежская мозаика / Е.А. Пульвер  Ю.Е. Пульвер. — Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1984.
  7. Сафонов Л.Г. Край песенный / Л.Г. Сафонов. — Воронеж, 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Из жизни замечательных людей "( История любви)

Внеклассное мероприятие для старшеклассников ко Дню Святого Валентина" Из жизни замечательнх людей "  знакомит учащихся с историями любви известных людей и произведениями искусства, созданн...

Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Из жизни замечательных людей "( История любви)

.Внеклассное мероприятие для старшеклассников ко Дню Святого Валентина" Из жизни замечательнх людей "  знакомит учащихся с историями любви известных людей и произведениями искусства, созданными п...

Сценарий внеклассного мероприятия «Кубань моя – край хлебов и песен»

Привитие учащимся любви к малой родине, ее истории, природе, культуре и песенному творчеству....

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ. ЛОМОНОСОВ»

Данное мероприятие можно проводить в рамках предметной недели....

Сценарий внеклассного меропритятиядля 5 класса "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!"

Данное мероприятие направлено на *сплочение классного коллектива;*формирование определенных навыков  культуры   речи; поведения в неформальной обстановке;*формирование доброжелател...

Сценарий внеклассного мероприятия "Как встречают Новый год люди всех земных широт"

Цели:Познавательные: познакомить учащихся  с историей возникновения праздника; с    национальными традициями  встречи Нового года в разных странах; с именами Дедов Морозов в р...