Главные вкладки

    Методическая разработка по литературе (5 класс) по теме:
    конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.

    Мамаева Ольга Рафаиловна

    В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об  истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения искусства?»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл solovey_urok_5_klass.docx16.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 5 классе

    Х.К. Андерсен. «Соловей»: поучительный смысл сказки

    Цели урока: в процессе текстуального анализа сказки Андерсена; выявить основную идею сказки – идею бессмертия подлинного искусства и невозможности его замены «механизмом»; определить художественные особенности произведения;

    развивать навык выразительного, вдумчивого, «медленного» чтения, выборочного пересказа, литературно-творческих умений;

    помочь учащимся на примере произведения освоить культурную норму-образец (отношение искусства и действительности, назначение искусства).

    Оборудование: портрет Х.К. Андерсена, иллюстрации к сказке Е. Нарбута.

    Эпиграф к уроку:

    Никакая внешняя красота не может быть полной,

     если она не оживлена красотой внутренней.

    Виктор Гюго

    Ход урока

    1. Организационный этап.
    2. Мотивационный этап.

    Вступительное слово учителя.

    Сегодня на уроке мы будем говорить об интересной и непростой сказке великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена «Соловей». Мы в ходе урока попробуем понять, в чём смысл этой сказки, чему она может нас научить.

    – Понравилась ли вам эта сказка?

    – Как вы думаете, о чём она?

    (Учащиеся пока не могут точно ответить на вопрос, поэтому к нему необходимо вернуться в конце обсуждения)

    III. Анализ сказки «Соловей». Основной приём, используемый на уроке, - «чтение с остановками»: повторное медленное движение по тексту, сопровождаемое проблемной беседой и комментированием отдельных деталей.

    1. Прочитайте описание дворца китайского императора. Как вы думаете, удобно, хорошо ли жить во дворце, сделанном из самого драгоценного фарфора, такого хрупкого, «что страшно было до него дотронуться»?

    – Зачем к «чудеснейшим цветам» в саду императора были привязаны колокольчики?

    (Чтобы который раз восхититься красотой цветов, звоном серебра, сиянием фарфора, словом, внешним великолепием, пышностью императорского дома)

    – Почему император ничего не знал о соловье? Почему ничего не слышали о нём придворные?

    2. Прочитайте внимательно фрагмент, в котором автор рассказывает о том месте, где жил соловей.

    Почему он живёт «в дремучем лесу, который начинается за садом»?

    Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах? Опишите эти миры: что слышит и что видит каждый день соловей, а что – придворные и император?

    3. Почему для автора важно, чтобы император узнал о соловье именно из книги?

    Что смешного в сцене поисков придворными соловья? Не стало ли вам их немного жалко?

    4.С чем пытается сравнить пение соловья первый министр? Почему его сравнение нелепо?

    5. Почему соловей всё-таки согласился полететь во дворец императора, несмотря на то что его песни «гораздо лучше слушать в зелёном лесу»?

    6. Как воспринял пение соловья император? Перечитайте эту сцену.

    Почему соловей отказался от награды – золотой туфли на шее? Найдите ответ в тексте сказки.

    7. Найдите в тексте ответ на вопрос: как пытались подражать соловью придворные? В чём, по вашему мнению, нелепость славы соловья в городе?

    Расскажите о том, что произошло во время состязаний двух соловьёв. Куда девался настоящий соловей?

    8. Найдите в тексте ответ на вопрос: в чём видит «придворный поставщик соловьёв» преимущества искусственного соловья? Зачем писатель так подробно его изображает, а портрет натурального соловья такой короткий?

    9. Прочитайте, что говорили бедные рыбаки об искусственном соловье. Чем особенно понравился искусственный соловей придворным?

    10. Перескажите эпизод «Болезнь императора» (работа с иллюстрацией художника Е.Нарбута).

    Почему во время болезни император остался в одиночестве? Почему императору было так страшно?

    (Страшной оказалась не смерть, а жизнь, явленная в судный день свитком добрых и злых дел)

    Как соловью удалось спасти императора? О чём пел соловей? О чём он просит императора, что обещает ему?

    (Кладбище в песне соловья вызывает не страх, а чувство смирения, оно исполнено красоты – особой, но не холодной, как императорский дворец. Спасение в том, что соловей пробудил «чувства добрые» и у смерти, и у императора, у которого были добрые дела, ведь он плакал, когда впервые слушал соловья)

    11. О чем же поёт соловей и будет петь всегда? Перечитайте этот фрагмент.

    IV. Как бы вы теперь ответили, о чём эта сказка?

    (Учащиеся делают выводы, что мир соловья (природа) и мир императорского дворца – два совершенно разных мира. «Механизм» (творение человеческих рук) противопоставляется в сказке Андерсена природе, её живому голосу – голосу соловья. Голос природы никогда бы не достиг пределов дворца (другого мира), если бы не соловей и его песни.

    Каких героев сказки Андерсена мы можем отнести к миру природы и к миру дворца? Назовём их.

    V. Выводы. Соловей пел и будет петь императору о той настоящей, живой жизни, которую не увидеть из стен дворца и которую не заменят никакие цветы с хрустальными колокольчиками и великолепные сады.

    Соловей – образ свободного певца, аллегорический образ искусства, которое говорит языком самой природы обо всём на свете; только оно способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе самого человека; искусство делает человека лучше, чище, красивее.

    Обоснование и выставление оценок.

    VI. Домашнее задание.

    Сочините письмо китайского императора японскому после выздоровления или письмо Андерсену о прочитанной сказке (по выбору).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"

    Конспект урока и презентация по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"...

    Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (УМК под редакцией В.Я. Коровиной)

    Конспект урока литературы в 5 классепо сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»(УМК под редакцией В.Я. Коровиной)                ...

    Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)

    Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....

    Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».

    знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...

    Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

    Конспект урока литературы в 5 классепо теме: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»....

    Конспект урока литературы в 5 классе по теме: “Я сочиняю волшебную сказку”. (Анализ и редактирование текстов сочиненных сказок)

    Данные конспект урока представляет собой пример диагностико-коррекционной работы над сочинением в жанре волшебной сказки на уроке литературы в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Основными задачами ...

    Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Сочинение в жанре литературной сказки»

    Данный конспект урока представляет собой урок внеклассного чтения по сказке Р.Киплинга" Как кит получил свою глотку". Призван систематизировать знания, полученные при изучении раздела "...