Мельник Алена Васильевна

сайт учителя физической культуры

"Никогда не бойся, что у тебя что-то может не получиться - предпринимай, пытайся, дерзай! Ведь если ты будешь бездействовать, ша

Профессия: учитель физкультуры

Профессиональные интересы: физкультура, здоровье, спорт

Увлечения: танцы, фитнес

Регион: Приморский край

Населенный пункт: г Спасск - Дальний

Место работы: МБОУ ЦО "ИНТЕЛЛЕКТ"

Звание, ученая степень: 1 квалификационная категория

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/melnik-alyona-vasilevna
Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!
Ницше

 

Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

В физическом воспитании определены роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитанников (учеников), их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера.

Назревает ситуация, когда общество захочет измерить то качество образовательных услуг, которое гарантируется образовательными учреждениями. Объективно оценить деятельность возможно только на основе исследования объективных критериев, сущностных характеристик педагога.

Эти соображения побудили меня рассмотреть тему «Значение педагогической культуры учителя в условиях личностно-ориентированного образования (на примере учителя физической культуры)».

Педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, интегрирующая историко-культурный педагогический опыт и регулирующая среду педагогического взаимодействия. Совокупным субъектом педагогической культуры выступает общество в целом, задающее цели и содержание образования, а его «агентами» в педагогическом взаимодействии выступают учителя, родители, педагогические сообщества.

В аспекте деятельности педагогических учреждений педагогическая культура исследуется как сущностная характеристика среды, уклада жизни, особенностей педагогической системы, как процесс ее движения к новому, качественному состоянию.

В индивидуально-личностном аспекте она рассматривается как проявление сущностных свойств личности, профессиональной деятельности и общения учителя.

Сущность педагогической культуры состоит в особом отношении к детству, как уникальному, неповторимому периоду человеческой жизни и каждой детской личности как самоценности.

Педагогическая культура – это характеристика целостной личности педагога, потому ее развитие – реальный процесс движения профессиональной личности педагога к новому, качественному состоянию.

В.А. Сухомлинский не раз говорил о том, что общение с детьми должно основываться на твердом фундаменте любви к ним – на том, что в науке суховато называется профессионально-педагогической направленностью учителя. Но научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам.

Эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношении с другими людьми.

О себе

 

Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет учитель. Если он пользуется авторитетом у учащихся, то способен оказывать на них более сильное воспитательное воздействие.

Авторитет учителя формируется в процессе его педагогической деятельности, поэтому именно авторитет следует считать вторичным компонентом профессионального мастерства педагога. Придя работать в школу, молодой специалист начинает завоевывать себе авторитет. Для правильной организации этого процесса важно знать, что может определить авторитет учителя физической культуры.

Авторитет учителя физической культуры слагается из ряда компонентов

Авторитет профессионала зависит от знаний и умений в области физической культуры и спорта. Очень важен и статус учителя как спортсмена в прошлом.

Авторитет возраста определяется тем, что учитель для школьников всегда должен оставаться старшим товарищем, человеком с большим опытом.

Авторитет должности (статус учителя как педагога) дополняется психолого-педагогическими знаниями и умениями учителя.

Нравственный авторитет (авторитет учителя как личности) создается, во-первых, формой внешнего поведения, соответствующего образу педагога, учителя, во-вторых, действительным соответствием приписываемых себе личностных характеристик как учителю особенностям своего «Я».

Авторитет дружбы может возникнуть в том случае, когда учитель позволяет ученикам обращаться к себе как к помощнику, деловому партнеру. Важно, чтобы взаимоотношения учителя с учениками не перешли в «панибратство», поэтому между ними должна соблюдаться определенная дистанция.

Авторитет уступчивости (доброты) выражается в том, что, например, учитель, уступая школьникам на уроке, решает играть с ними в баскетбол вместо прохождения программного материала.

Этот авторитет хорош до определенных пределов, но в целом его следует считать отрицательным, не соответствующим основным требованиям и принципам современного подхода к организации обучения (личностно-деятельностный подход), равно как и ряд нижеследующих видов авторитета учителя.

Авторитет подавления основан на боязни учеников перед учителем.

Как правило, учителя, склонные таким образом завоевать авторитет, считают, что воспитание сводится к простому послушанию.

Авторитет чванства обычно основан на хвастовстве учителя, подчеркивающего свои достоинства и заслуги в прошлом, когда учитель был спортсменом. Правда, в младших и средних классах спортивные успехи учителя физической культуры оказывают влияние на формирование авторитета, но только на начальных этапах совместной деятельности, затем ведущая роль в создании авторитета переходит к профессиональным и личностным качествам педагога.

Для создания авторитета резонерства характерно поведение учителя, который постоянно поучает учеников, причем даже в тех вопросах, где он некомпетентен.

Авторитет педантизма строится на беспрекословном соблюдении правил, норм, порядка. В данном случае учитель руководствуется бюрократическими принципами.

Перечисленные компоненты образуют единый авторитет учителя, в котором может преобладать тот или иной тип. Формируя положительный авторитет учителя физической культуры, необходимо осознавать, что оптимально для данного педагога (учитывая его способности, умения, индивидуальный стиль деятельности), и составить перечень необходимых образующих компонентов (расположив их в порядке значимости), которые могли бы способствовать выделению всех личностных и профессиональных его достоинств и не вредили бы процессу воспитания и обучения школьников.

Теоретический анализ данной проблемы показал, что высокий уровень профессиональной направленности - это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Следует отметить значительную роль характерологических особенностей личности и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и способностей ведущая роль преобладающему мотиву.

Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности учителя, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 

  1. Алексеев Н.А. (1996). Личностно–ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н.А. Алексеев– Тюмень: Изд–во Тюмен. ун–та. – 216 с.
  2. Амонашвили Ш.А. (1998). Гуманно-личностный подход к детям. – М.: Изд-во «Институ практич. психол.». – 544 с.
  3. Бальсевич В.К. (2002). Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физ. культуры. – №3. – С. 2-4.
  4. Бальсевич В.К. (2004). Актуальные проблемы модернизации системы массового физического воспитания детей, подростков и молодежи России на основе интенсивного освоения педагогической практикой ценностей национальной и мировой спортивной культуры // Дети России образованны и здоровы: Материалы научно-практич. конф. г. Кировск (Мурманской обл.). 28-29 окт. 2004 г. – М. – С. 21-25.
  5. Бальсевич В.К. (2005). Негативные глобальные тенденции ухудшения физического, нравственного и духовного здоровья человека и пути их преодоления с помощью освоения ценностей спортивной культуры // Олимпийский бюллетень. – № 7. – М.: Центральная олимпийская академия. – С. 10–18.
  6. Бальсевич В.К. (2006). Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта». – 112 с.
  7. Бальсевич В.К. (2009). Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания школьников // Столяров В.И., Бальсевич В.К., Моченов В.П., Лубышева Л.И. Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры». – С. 211–258.
  8. Бауэр В.Г. (1998). Спорт и здоровье // Физическая культура в школе. – №1. – С. 76-77.
  9. Бауэр В.Г. (2002). Современное состояние развития детско-юношеского спорта России // II Междунар. форум ««Молодежь–Наука–Олимпизм». 15-18 июня 2002 г., г. Москва. Конф. «Юношеский спорт XXI века»: Материалы – М.: Сов. спорт. – С. 47-51.
  10. Бойко А.Ф., Виноградов П.А. (1994). Какими будут наши внуки. – М.: Вагриус. – 352 с.
  11. Вишневский В.А. (2002). Здоровьесбережение в школе (Педагогические стратегии и технологии). – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры». – 270 с.
  12. Вишневский В.И. (1987). Социально-воспитательные аспекты массовых спортивных соревнований школьников в СССР: Автореф. дис… канд. пед. наук. М. – 24 с.
  13. Вишневский В.И. (1988). Воспитательный эффект детско-юношеских спортивных соревнований и пути его повышения (социально-педагогический анализ) // Философско-социологические исследования физической культуры и спорта (ежегодник). Вып. 1. Спорт. Культура. Воспитание. – М.. – С. 175-192.
  14. Вишневский В.И. (2007). Значение спартианских форм и методов в организации образовательного процесса, интегрирующего базовую учебную деятельность и дополнительное образование школьников // Дети России образованны и здоровы. Материалы IV Всерос. научно-практич. конф., г. Воскресенск, 7–8 декабря 2006 г. – М. – С. 38–41.
  15. Вишневский Д.Д. (1999). Социально ориентированная игра–тренировка как средство  развития социальной активности  школьников–подростков  в усло­виях  спортивно-оздоровительного центра: Дис. … к.п.н. – Красноярск. – 24 с.
  16. Вольквайн К. (2005). Этика и спорт высших достижений // Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта /Сост.: В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. – М.: Физическая культура. – Часть 2. – С. 106-112. 
  17. Гостев Р.Г., Гостев Г.Р., Никитина С.Ф. (2004). Социальная политика Российской Федерации (состояние здоровья населения, физическая культура и спорт, демографический кризис: 1990-е годы – начало третьего тысячелетия». – Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова. – 352 с.
  18. Громыко В.В., Рафалович А.Б. (2003). Инновации в школьном спорте. Почему состязания школьников не достигают реального оздоровительного эффекта? // Междунар. журнал спорт. информации «Спорт для всех». – № 1. – С. 36-37.
  19. Губарева Т.И. (1997). Комплексная “спартианская” программа культурно-спортивной работы с инвалидами // Проекты, программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт. (Духовность. Спорт. Культура. Вып. пятый, ч. II): Сб. – М.: РАО, Гуманитарный Центр “СпАрт” РГАФК, СОА. – С. 106-195.
  20. Губарева Т.И. (2000). Спорт лиц с ограниченными возможностями в системе гуманистически ориентированной социальной политики. – М.: ФОН. – 192 с.
  21. Губарева Т.И. (2001). Гуманистически ориентированная педагогическая технология культурно-спортивной работы с инвалидами: Автореф. дис... д.п.н.– М. – 45 с.
  22. ГубареваТ.И., Столяров В.И. (1997). Новые формы культурно–спортивной работы с инвалидами на основе проекта «СпАрт»: Учебно-методическое пособие для студентов и слушателей РГАФК. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК. – 122 с.
  23. Демографическая ситуация в России // Междунар. журнал «Спорт для всех». – № 4. – С. 36-43.
  24. Дети в спорте высоких достижений: Заявление Немецкого Спортивного Союза ФРГ // Междунар. спорт. движение: Экспресс-информация. Вып. 18. – М.: ЦООНТИ-ФиС, 1983. – С. 12-18.
  25. Духовность. Спорт. Культура. Вып. третий. Спорт и искусство: альтернатива – единство – синтез?: Сб./Сост. и ред. В.И.Столяров. – М.: Российская академия образования, Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1996. – 180 с.
  26. Евсеев С.П., Поликарпова Г.М., Прохорова М.В. (1995). Проведение олимпийских уроков в школе: Учеб. пос./Под общей ред. В.У. Агеевца // СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта. – 71 с.
  27. Егоров А.Г. (1991). Гуманизация, гуманитаризация и реалии спортивной субкультуры // Формирование гуманистического мировоззрения студентов / Сборник научных трудов. – Смоленск. – С. 3-8.
  28. Егоров А.Г. (1994). Олимпизм и проблема «двух культур» в спорте // Спорт. Олимпизм. Гуманизм / Межвузовский сб. науч. трудов. – Смоленск. – С. 57-60.
  29. Егоров А.Г., Захаров М.А. (2006). Фэйр Плэй в современном спорте: учеб. пособие. – Смоленск. – 188 с.
  30. Ефременков К.Н., Егоров А.Г. (1998). Межпредметные связи в школьном олимпийском образовании: Учеб. пособие. – Смоленск: СГИФК, СОА. – 73 с.
  31. Журавлева И.В. (2002). Здоровье подростков: социологический анализ. – М.: Изд-во Ин-та социологии РАН. – 240 с.
  32. Зухора К. (1996). Сближение спорта с искусством // СпАрт (духовность, спорт, искусство). Вып. первый: сб. ст. – Москва-Смоленск: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, СОА. – С. 117–127.
  33. Зюзин Г.М. (1994). Приближаясь к реальной действительности // Физическая культура в школе. – № 6. – С. 66-69.
  34. Имеш Ф.Р. (1982). Мотивация проведения и воспитательные функции спортивных мероприятий // Проблемы междунар. спортивного движения. – вып. № 17. – С. 11-26.
  35. Калинкин Л.А., Синельников В.А. (1996). Новые формы физкультурно-оздоровительной и досуговой деятельности в начальной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – № 2. – С. 58-60.
  36. Ким В.В., Латыпов М.М. и др. (2001). О разделении спорта и оздоровительной физической культуры // Теория и практика физ. культуры. – № 3. – С. 17–21.
  37. Книга олимпийских знаний / В.С. Родиченко и др. М.: Сов. спорт, 2004. – 128 с.
  38. Красненков А. (1998). Жертвоприношение. Жизнь спортсмена – это борьба. Сначала за медали, потом за здоровье / А. Красненков // Междунар. журнал спорт. информации «Спорт для всех». – № 1. – С. 17-20.
  39. Крюкова Е.А. (1999). Личностно развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. – Волгоград: Перемена. – 195 с.
  40. Кубертен Пьер де (1997). Олимпийские мемуары.– Киев: Олимпийская литература.– 179 с.
  41. Лубышева Л.И. (2006). Спортивная культура в школе. – М.: АНО НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта». – 161 с.
  42. Материалы заседания Государственного совета РФ по вопросу “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян” 30 янв. 2002 г. // Сборник официальных документов и материалов. – 2002. – № 2. – Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму. – 56 с.
  43. Материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни росси­ян»: Доклад. – М.: Сов. спорт, 2002. – 44 с.
  44. Меркулов С.В. (1994). Комплексный урок после уроков // Физическая культура в школе. – № 4. – С. 60-61.
  45. Найн А.Я. (1995). Инновации в образовании. – Челябинск: ГУ ПТО адм. Челяб. обл., Челяб. фил. ИПО МО РФ. – 288 с.
  46. Найн А.Я., Гостев А.Г. /сост./. (1993). Какой быть новой педагогике. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство. – 212 с.
  47. Носов И.А. (1993). К вопросу о воспитательной работе в детско-юношеских школах // Дети и олимпийское движение: Материалы симпозиума детской Сибириады,  5-7 июля 1993 г. – Новосибирск. – С. 63-65.
  48. Озолин Э.С. (2004). Пути привлечения детей к тренировкам и сохранения их в спортивных секциях // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – № 3. – С. 32-36.
  49. Олимпийская хартия. Пер. с англ. – М.: Сов. спорт, 1996. – 96 с.
  50. Олимпийское образование в школе: Учеб. пос. /Общ. ред. Егоров А.Г., Губа В.П. – Смоленск, 1997. – 308 с.
  51. О программе тестов, характеризующих физическую подготовленность американских детей и подростков от 6 до 17 лет // Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран, вып. 1. – М.: ЦООНТИ-ФиС, 1989. – С. 25-30.
  52. Пауэлл Джон Т. (1984). Формирование спортсменов-олимпийцев // Междунар. спортивное движение. Экспресс-информация. Вып. 1. – М.: ЦООНТИ-ФиС. – С. 13-20.
  53. Певцевич Януш (1983). Честная игра и олимпизм // Междунар. спортивное движение: Экспресс-информация, вып. 24. – М.: ЦООНТИ-ФиС. – С. 15-28.
  54. Петлеваный Г.Ф. (2000). Гуманистические аспекты олимпийского образования школьников: Учеб. пос. для студентов академий и институтов физической культуры. – Смоленск. – 58 с.
  55. Поликарпова Г.М., Рагозина Г.А. (2001). Методическое пособие по олимпийскому образованию для учащихся и учителей общеобразовательных школ, ССУЗов и студентов ВУЗов. – Луга. – 65 с.
  56. Положение о Всероссийском культурно-спортивном фестивале школьников «Президентские состязания» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1998. – № 3. – С. 32-33.
  57. Попов Г.В. (2004). Концепция и педагогические условия реализации гуманистического подхода к физкультурно-спортивной работе с младшими школьниками: автореф…. дис. канд. пед. наук. – М. – 24 с.
  58. Приглашение в страну "Фэйр Плэй". – М.: Исследовательский центр "Фэйр Плэй", 1993. – 37 с.
  59. Родиченко В.С. (2007). Спорт и совесть: Учебно-методическое пособие для системы олимпийского образования. – М.: Физкультура и спорт. – 144 с.
  60. Рожков П.А. (2002). Развитие физической культуры и спорта – приоритетное направление социальной политики государства // Теория и практика физ. культуры. – № 1. – С. 2-8.
  61. Самусенков О.И. (1989). Спортивно-гуманистическое воспитание учащихся спортшкол (на примере футбола): Автореф. дис... канд. пед. наук. – Малаховка. – 24 с.
  62. Самусенков О.И. (2000). Педагогическая технология реализации культурного потенциала игровых видов спорта. – Москва-Малаховка, МГИУ. – 204 с.
  63. Самусенкова В.И. (1996). Интеграция спорта и искусства как социально-педагогическая проблема: Автореф. дис. . ... канд. пед. наук. – М. – 27 с.
  64. Сейранов Сергей (2000). Притяжение академии // Междунар. журнал спортивной информации «Спорт для всех». – № 2. – С. 37-42.
  65. Сериков В.В. (1994). Личностный подход в образовании: концепция и тех­нологии: Монография. – Волгоград: Перемена. –152 с.
  66. Спартианское движение – детище России и международное достояние (Спартианская библиотека. Выпуск 1): Сб.– М.: Центр развития спартианской культуры, 2005. – 194 с.
  67. Спорт, духовные ценности, культура. Вып. пятый. Спорт, эстетика, искусство: Сб. ст. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – 266 с.
  68. Спорт, духовные ценности, культура. Вып. седьмой. Детский спорт (концепции, программы, технологии): Сб. ст. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – 319 с.
  69. Спорт, духовные ценности, культура. Вып. восьмой. Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами: Сб. ст. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – 255 с.
  70. Столяров В.И. (1990). Проект «СпАрт» // Спортивно-гуманистическое движе­ние СССР. Основные документы. – М. – С. 13–16.
  71. Столяров В.И. (1996). Спартианские игры – новая модель спорта для всех // Междунар. журнал спортивной информации “Спорт для всех”. – № 1-2. – С. 23-24.
  72. Столяров В.И. (1997). Спартианские игры и клубы в системе организации досуга, образования и воспитания детей и молодежи. – М.: РГАФК. – 141 с.
  73. Столяров В.И. (1998а). Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. второй: сб. ст. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК. – С. 141–314.
  74. Столяров В.И. (1998б). «Неклассическая» (гуманистическая) теория, программа и модель детско-юношеского спорта // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. седьмой: сб. ст. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК. – С. 17–130.
  75. Столяров В.И. (1998в). Проблема гуманизации современного спорта и комплексная спартианская программа ее решения: российский опыт // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. третий: сб. ст. – М.: Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК. – С. 54–263.
  76. Столяров В.И. (1998г). Спартианские игры – новая гуманистически ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. четвертый: Сб. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК. – С. 54-279.
  77. Столяров В.И. (1998д). Спорт и искусство: сходство, различие, пути интеграции // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. пятый: Сб. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК. – С. 101-265.
  78. Столяров В.И. (2003). Спартианская модель школьного спорта // Инновационные программы и методики школьного спорта. Вып. 1: Сб. Москва–Уфа: Гуманитарный Центр «СпАрт». – 181 с.
  79. Столяров В.И. (2004). Социология физической культуры и спорта: Учебник. – М.: Физическая культура. – 400 с.
  80. Столяров В.И. (2006). Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности: Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи. – М.: АНО «Центр развития спартианской культуры». – 247 с.
  81. Столяров В.И. (2007). Необходимость интеграции инновационных программ в стратегии развития Всероссийского движения «Дети России Образованны и Здоровы – «ДРОЗД» // Дети России образованны и здоровы. Материалы IV Всеросс. научно-практич. конф., г. Воскресенск, 7–8 декабря 2006 г. – М. – С. 125–130.
  82. Столяров В.И. (2008). Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи: пособие для педагогов и организаторов досуга детей и молодежи (серия «Библиотека Спартианского Гуманистического Центра». Вып. второй). – М. – 231 с.
  83. Столяров В.И. (2009а). Аналитический обзор основных направлений модернизации физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в школе // Столяров В.И., Бальсевич В.К., Моченов В.П., Лубышева Л.И. Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе /под общ. ред. докт.  филос. наук, проф. В.И. Столярова. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физ. культуры». – С. 11–125.
  84.  Столяров В.И. (2009б). Спартианская педагогическая технология интегративного подхода к организации физкультурно-спортивной работы в школе // Столяров В.И., Бальсевич В.К., Моченов В.П., Лубышева Л.И. Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры». – С. 126–183.
  85. Стратегия воспитания в образовательной системе Рос­сии: подходы и проблемы / Под ред. проф. И.А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. – 480 с.
  86. Сухомлинский В.А. (1971). Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. – М.: Молодая гвардия.
  87. Твой олимпийский учебник. Рекомендован Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для учреждений образования России /В.С. Родиченко и др. – М.: Сов. спорт, Физкультура и спорт, 1996. – 136 с.
  88. Телама Ристо (2000). Педагогические аспекты юношеского спорта // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. третий. – Москва-Сургут: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК. – С. 149-158.
  89. Тест по физической подготовленности различных групп населения (опыт проведения тестов в Японии) // Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран. Вып. 3.– Москва: ЦООНТИ-ФиС, 1992. – С. 24-33.
  90. Фельдштейн Д.И. (1992). Психология становления личности. – М.
  91. Фэйр Плэй, или Приглашение к Честной Игре: Учебно-методическое пособие для системы физкультурного и олимпийского образования. – М.: Сов. спорт, 2003. – 80 с.
  92. Черемисин В.П., Ермолаев Ю.А., Кульгускин А.Н. (1985). Народные подвижные игры в системе физического воспитания. – Малаховка: МОГИФК. – 24 с.
  93. Чуб А.А. (2006). Формирование ценностного отношения школьников средних классов к физической культуре и спорту в процессе подготовки и учакстия в спортивно-массовых мероприятиях: Автореф. ...канд. пед. наук.  – Краснодар. – 24 с.
  94. Эбер Жорж (1925). Спорт против физкультуры. – Время.
  95. Якиманская И.С. (2000). Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М. – 45 с.
  96. Якимович С.В. (2003). Физическое воспитание школьников во внеурочное время на основе социально ориентирующих игр: Дис. … канд пед. наук. – Волгоград. – 141 с.

 

Мой взгляд на мир


Мне только танец нужен, музыка и воздух...
Я даже пищи, даже света не прошу,
Не нужен сон мне и не нужен отдых.
Я своим танцем с легкостью дышу.
Пусть мои руки в крылья превратятся,
Поднимут ввысь в блаженстве утопив.,
Пусть зритель не пугается влюбляться,
Ведь танец мой волшебен и строптив!
Движение обжигает моё тело,
Как будто бы безудержный пожар
Танцую я и в танце улетела.
Танцую я и это высший дар.
И ритмы музыки в мгновение покорили,
И радость танца просыпается в глазах
С мечтой танцую - чтобы полюбили,
Меня и в моём танце каждый взмах!
Я в страстном танце душу раскрываю,
И всю энергию на танец отдаю,
Любви во славу я не прерываю
Свой танец. Я танцую! Я люблю!
Мне танец нужен, танцевать позвольте!
Танцую я подвластная огню.
Я птица вольная, меня вы не невольте!
Я танцем вам сердца воспламеню!

Мои достижения

 

Мною разработана карта диагностики педагогической культуры учителя. Профессионально значимыми компонентами считаю:

– организацию процесса физического воспитания на основе программы занятий физическими упражнениями с учащимися 1–11-х классов в соответствии с состоянием здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности учащихся;
– проведение разных по типу и структуре уроков физической культуры. Правильную оценку успеваемости по физической культуре учащихся;
– проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня;
– безопасности детей на занятиях физическими упражнениями;
– осуществление управления процессом физического воспитания в школе;
– изучение современной литературы по педагогике, психологии, физиологии, гигиене, методике физического воспитания школьников и использование приобретенных знаний в педагогической деятельности;
– изучение и обобщение передового опыта физического воспитания школьников и в сочетании с личным опытом применение его в физическом воспитании детей;
– проведение исследовательской работы в области физического воспитания учащихся;
– технически правильное выполнение физических упражнений школьной программы по физическому воспитанию и программ в спортивных секциях. Эффективное использование в педагогической работе метода личного показа учащимся двигательных действий;
– выполнение обязанностей судьи по спорту, иметь спортивную подготовку, постоянно держать себя в спортивной форме и возрастном антропометрическом равновесии.

Культура педагогического общения учителя физической культуры должна иметь такие отличия:

– оправдывать каждый день и каждую минуту доверие тех, с кем имеешь дело, кого учишь и от кого учишься сам;
– неукоснительно соблюдать профессиональную этику общения, в любой ситуации координировать свои действия;
– быть хорошо подготовленным к любому диалогу с любым человеком по всем вопросам, входящим в круг вашей профессиональной компетентности;
– лаконичность, динамизм общения зависят от вашей внутренней собранности в делах, поступках, речи;
– в любой ситуации помнить о долге, честности и порядочности, а главное, о святости дела, которому служишь;
– гнев никогда не должен затмевать ум и душу: только предельное терпение, настойчивость и внимание смогут помочь вам с честью решить поставленные задачи;
– учитель должен сам уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении;
– надо иметь мужество пересмотреть свой метод, свою тактику общения, если оно не получается или получается плохо;
– быть чутким в общении – это значит вникать в переживания всех, с кем имеешь дело;
– быть отважным в общении – это значит не теряться и не смущаться в любой обстановке, какой бы сложной и непредвиденной она ни была;

следует всегда трезво оценивать действительность, в том числе и собственные удачи, чтобы не впасть в манию величия, не зазнаться после нескольких успешных шагов педагогической деятельности, и неудачи, чтобы, не опуская рук, суметь преодолеть их.

Такое общение не является самоцелью, оно средство воспитания, развития, совершенствования личности человека, основной характеристикой которого должно стать внутреннее чувство свободы и собственного достоинства.

Эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры повышается при его построении на основе учета педагогической культуры учителя.

В условиях личностно-ориентированного образования необходимым фактором эффективного воспитательного процесса является самовоспитание учителя.

Моё портфолио

 

Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении.

В организации делового общения учителя с учениками на уроке, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера. Задача педагога – определить тот порог, за которым проверенные идеи, справедливые мысли, слова как бы обесцениваются в глазах учеников и самые благие намерения встречают тогда апатию или даже противодействие.

Важнейшим признаком профессионализма учителя является его способность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому из них свое личное отношение.

Другим важным показателем профессиональной культуры учителя является использование им разнообразных и варьирующих межличностных связей для формирования коллектива учащихся.

Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, вышестоящими организациями: органами народного образования, департаментом по физической культуре и спорту.

В многообразной деятельности учителя физической культуры выделяют четыре функции его педагогического труда: конструктивная, коммуникативная, организаторская и познавательная.

Модернизация системы российского образования потребовала коренной перестройки процесса обучения и воспитания, в том числе и физического воспитания учащихся. В настоящее время деятельность учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения между учащимися и педагогами. Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Поэтому необходимо развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием через самовоспитание собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-ориентированного образования. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности как ребенка, так и учителя.

В современном обществе необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.

Назревает ситуация, когда общество захочет измерить то качество образовательных услуг, которое гарантируется образовательными учреждениями (о чем свидетельствуют новации последних лет: введение единого государственного экзамена, принятие образовательных стандартов, обсуждение основных тенденций модернизации).

Основное содержание деятельности преподавателя физической культуры включает в себя выполнение определенных функций – обучающую, воспитывающую, организующую. Они воспринимаются в единстве.

Педагогическая деятельность – это профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения и воспитания детей. Объективно оценить деятельность возможно только на основе исследования объектов критериев сущностных характеристик педагога. Оценка педагогической деятельности должна быть комплексной (разные источники информации), прежде всего должна использоваться в целях совершенствования и развития творческого потенциала преподавателя, его физического и нравственного здоровья.

Мои публикации:
Образование и педагогика
Разное
Физкультура
Физкультура и спорт
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы