«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
методическая разработка по физкультуре по теме

Мельник Алена Васильевна

 

Об ухудшении уровня физической подготовленности и физического развития свидетельствует возросшие в последние годы у школьников количества дефектов осанки. Принято считать, что нарушения осанки не является заболеванием, так как они сопровождаются только функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата. В то же время нарушения осанки могут быть первыми проявлениями серьезных заболеваний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

        Учитель физкультуры

Мельник А.В.

Пояснительная записка

          Об ухудшении уровня физической подготовленности и физического развития свидетельствует возросшие в последние годы у школьников количества дефектов осанки. Принято считать, что нарушения осанки не является заболеванием, так как они сопровождаются только функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата. В то же время нарушения осанки могут быть первыми проявлениями серьезных заболеваний.

          В настоящее время складывается ситуация, когда диагноз «нарушение осанки» имеет каждый ребенок. При этом  отмечается довольно небрежное отношение к данному диагнозу. Это проявляется в том, что дети с нарушениями осанки осматриваются различными специалистами однократно, им не ставиться развернутый диагноз, без чего невозможна выработка дифференцированной программы реабилитации, В лучшем случае назначают лечебную гимнастику в течение одного -  двух месяцев, где практически нет индивидуального подхода к ребенку.

          Коррекция осанки – не только задача физического воспитания  детей, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний, а также заболеваний внутренних органов. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения. Нарушение адаптивных реакций, слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости. Кроме того нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности ребенка, что может проявляться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности и головных болях.

          Из всего сказанного ясно, насколько важна правильная и своевременная диагностика, и коррекция осанки.

          Проблема поиска наиболее эффективных методов коррекции нарушения осанки очень актуальная и волнует многих специалистов, в том числе и учителей физической культуры.

          В результате поисков внимание привлекает коррекция нарушения осанки с использованием фитбол-гимнастики.

          На основании изученного материала можно предположить, что разработанная программа по коррекции нарушений осанки  с использованием фитболов будет более эффективной и позволит укрепить мышечно-связочный аппарат позвоночника, будет способствовать исправлению дефектов осанки и предупреждению прогрессирования деформации позвоночника у детей дошкольного возраста.

          Это все послужило основанием для изучения анализа обобщения научно-методических сведений в этой области, а также провести сравнительный эксперимент по обоснованию целесообразности и необходимости применения комплекса двигательной реабилитации для детей с нарушениями осанки.

           Все родители мечтают вырастить детей здоровыми и счастливыми, но многие из них  хотят, чтобы это происходило само собой, без лишних усилий с их стороны. Они были бы рады, чтобы эти вопросы  решали воспитатели, медики, школьные учителя, социальные работники. Достаточно часто родители, стремящиеся  помочь своему ребенку вырасти физически и психически здоровым человеком, не в состоянии правильно и своевременно решать эти задачи из-за недостатка знаний. В тоже время, почти все родители в глубине души, хорошо осознают, что лучше них никто не в состоянии сделать их ребенка здоровым во всех     отношениях. 
Основы здоровья, образ жизни, оздоровительные привычки закладываются в семье   с раннего детства. Воспитать здорового умного ребенка - это не простая задача, решение ее требует знаний, умений, старательности и терпения.
         Очень важно как можно раньше начать, умело и систематически проводить закаливание,  занятие гимнастикой, массаж. Эти действия, вовремя  начатые, предотвратят развитие неправильной осанки у ребенка. 
Нарушение осанки чаще всего появляется в  школьном возрасте,  особенно в периоды    ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку  сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается  уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только  непривлекательным внешним видом, этот ребенок, как привило,  мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается,  часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки - это не болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска  по развитию ортопедической  патологии позвоночника и стоп, заболеваний  органов дыхания, пищеварения, развитию астено-невротических состояний. 
          Ребенку с нарушенной осанкой часто не хватает внимания близких людей, у него может быть пониженная самооценка. Эти возможные негативные варианты развития ситуации лучше постараться предотвратить.
Осанка определяется не только наследственностью, конституцией  тела, но и         зависит  от условий жизни, состояния физического здоровья и психоэмоционального состояния человека. 
         Правильность осанки зависит от состояния костей  и связок  скелета    позвоночника и таза, а также от тонуса мышц тела. Позвоночник является основным  костным стержнем,  удерживающим голову и туловище. Таз служит как бы фундаментом позвоночника. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц  сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Нормальная  осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, это такое положение  туловища, когда голова поставлена прямо (козелок уха и угол глаза   представляют собой  горизонтальную  линию), плечи   отведены назад и симметрично расположены, грудная клетка развернута, в поясничной части позвоночника небольшой изгиб вперед, живот подобран, наклон таза равен 35-55°.

          В последние годы в практике физического воспитания дошкольников широко используется фитбол-гимнастика в профилактике и коррекции нарушении осанки.

         На основании изученного материала можно предположить, что разработанная программа по коррекции нарушений осанки с использованием фитболов будет более эффективной и позволит укрепить мышечно-связочный аппарат позвоночника, будет способствовать исправлению дефектов осанки и предупреждению прогрессирования деформации осанки и предупреждению прогрессирования деформации позвоночника у детей старшего дошкольного возраста.

          В связи с этим:

          Объектом данного исследования является процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.

          Предметом исследования является методика коррекции нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием фитболов на спортивных занятиях цирковой студии «Юная Плеяда».

          Практическая значимость работы выражается в эффективном использовании фитбол-гимнастики для коррекции нарушений осанки в физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

            Цель работы: совершенствование методики коррекции нарушений осанки с использованием фитболов на спортивных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

          Реализация этой цели потребовала решение следующих задач:

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме и сформулировать на основе теоретического анализа рабочую гипотезу.
  2. Разработать методику коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста с использованием фитбол-гимнастики.
  3. Определить эффективность применения фитбол-гимнастики для детей с нарушением осанки по сравнению с общепринятыми.

          Для решения указанных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных;
  2. Анализ документального материала;
  3. Контрольные испытания;
  4. Педагогический эксперимент;
  5. Методы математической статистики.

Этапы работы:

        Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе проводился анализ литературных источников по различным аспектам темы исследования. Результатом данного исследования явилось написание первой главы работы.

          Первая группа контрольная, вторая экспериментальная. По анатомо-физиологическим и возрастным особенностям группы идентичны.

          В первой группе, контрольной проводились спортивные занятия по общепринятой методике физического воспитания в детском возрасте. (Приложение 1). Занятия проводились 2 раза в неделю по 40 минут. Во второй группе, экспериментальной занятия проводились с фитболами 2 раза в неделю продолжительностью 40 минут.

       

 Приложение 1

Комплекс ЛГ при нарушенной осанки (на мяче большого диаметра).

         Вводная часть.

  • Обучение правильной осанки.
  • Контроль перед зеркалом.
  • Дыхательные упражнения.
  • Ходьба, ее варианты с сохранением правильной осанки.
  • Массаж большим массажным мячом.

Основная.
Упражнения с мячом и физиоролом.

  • Исходное положение прокатывание лежа на животе на двух физиоролах  )волнообразные  движения туловищем, растяжка).
  • Растяжка, прогибание на мяче в исходном положении на спине, перекатывание спиной мяча,  в переход из положения лежа в положение сидя на мяче.
  • Ходьба с мяча  на руках в исходном положении лежа на животе.
  • Исходное положение лежа животом на мяче, по очереди поднимаем руки вверх , ноги в упоре на полу, прогибаемся- вдох, возвращаемся  в исходное положение – выдох.
  • Исходное положение на спине присаживание и наклоны вперед.
  • Исходное положение на боку на мяче, стараемся  удержаться на мяче по очереди поднимаем руки вверх за голову.
  • Исходное положение лежа на полу на спине, стопы ног кладем пятками на мяч. Удерживаем мяч пятками, ногами закатываем мяч под себя, пригибаемся, выкатываем мяч, расслабляемся на мяче. Захват мяча ногами, раскачивание, вращение, подъем  мяча ногами в исходном положении лежа спиной на полу.

          При всех упражнениях необходимо удерживать равновесие на мяче, избегать падений, необходима страховка взрослых при выполнение упражнений детьми. Количество повторений упражнений 5-6 раз. Дыхание не задерживаем, темп выполнения упражнений медленный.
Массаж с мячом большого диаметра 45-50 см.
Массаж общий выполняется с  помощью массажного мяча, темп движений медленный.
Цель - активизация  кровообращения.

Исходное положение, лежа на животе, на полу.

     • Проводим медленно  легкое прокатывание мячом в направлении от дистальных отделов конечностей к проксимальным (5-6 раз). На спине - от поясничного отдела позвоночника к шейному с нажатием  на выдохе на грудную клетку на выдохе.

  • Вращательными движениями мяча  проводим последовательно растирание стоп, голеней, бедер, спины и плеч.
  • Прокатывание с нажатием на мяч, на конечностях и спине, выжимание грудной клетки на выдохе (5-6 раз).
  • Вибрирующие движения мячом по всему телу.

Схема массажных движений мячом.

Рис.1. Легкое прокатывание (поглаживание)
 


Рис.2. Растирание.

 

 

Рис.3. Разминание.

 

 


Рис.4. Выжимание.

 

           Регулярное выполнение упражнений должно укрепить мышцы всей верхней части спины и плеч. Ниже приведены некоторые упражнения, цель которых - исправление  осанки у детей 6-7 лет.

         * Вытягивание шеи: это упражнение для исправления положения шеи. Удобно сесть на стуле, чтобы спина была прямой. Ступни должны находиться на полу. Вытянуть подбородок вперед, не опуская голову вниз и не поднимая вверх. Повторить упражнение несколько раз.

          * Подъем груди: это упражнение выполняется для укрепления нижней трапециевидной мышцы. Сесть на стул, расслабиться и потянуться вверх на несколько сантиметров. Слегка опустить лопатки и постараться свести их как можно ближе.

          * Упражнение для лопаток: сесть на стуле, положив руки на бедра. Устроиться удобнее, и постепенно опускайте плечи, стараясь максимально приблизить лопатки друг к другу.

          * Втягивание живота: это простое упражнение помогает убрать выступающий живот. Сделайте вдох и втяните живот. Выдохнуть и расслабиться. Повторять это упражнение столько раз, сколько возможно.

           Фитбол-гимнастика проводилась по специальной разработанным комплексам. Занятия проходили в хорошо оснащенном зале. Помещение перед началом занятий проветривалось. В зале имелась зеркальная стена и различный инвентарь: мячи, фитболы, мешочки с песком, тренажеры, массажные мячи, гимнастическая стенка, гимнастические палочки и скамейка.

          В начале подготовительной части занятия акцент делается на создание положительного эмоционального фона, на психологическую установку, функциональную подготовку организма к предстоящей нагрузке, применили упражнения, вырабатывающие стереотип правильной осанки и правильной установки стоп.

          В основном периоде занятия решались следующие задачи: развитие двигательных навыков и умений формирования физических качеств, коррекции имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата.

          Особое внимание уделялось укреплению ослабленных и растянутых мышц спины. Укрепление мышц живота. Объем нагрузок повышался постепенно от занятия к занятию с учетом функциональных особенностей детей. Кроме того, большое внимание отводилось вопросам правильного, рационального дыхания при выполнении упражнений. Рациональное применение дыхательных упражнений служит контрастной тренировкой нервно-мышечного аппарата ребенка, особенно важной в лечении нарушений осанки.

          Основу занятий составляли разнообразные упражнения на фитболе. Для освоения упражнений с использованием фитболов было организовано обучение детей этапами. Обучение было разделено на 4 этапа:

          1 этап – дать определение о форме и физических свойствах фитбола;

           2 этап – научить правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе;

          3 этап – научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе;

          4 этап – совершенствовать качество  выполнения упражнений в равновесии.

          Каждое упражнение повторялось 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 , упражнения выполнялись последовательно с чередованием нагрузки на разные группы мышц в разных исходных положениях. Общая продолжительность эксперимента составила шесть месяцев (с 1.06.2012 г. по 01.12.2012 г.).

          В СОШ края  и города учителя физической культуры сталкиваются с проблемой, связанной с тем, что в листках здоровья детей не проставляется конкретный дефект осанки, поэтому перед ними всегда стоит один и тот же вопрос «По какой системе лучше проводить диагностику?», т.е. определение вида нарушения осанки. Предлагаю решить эту проблему с помощью наиболее простой и доступной методике определения наличия или отсутствия нарушения осанки, используя при этом тестовую карту, которая приводится ниже.

Тестовая карта для выявления нарушений осанки

№№

пп

Содержание вопроса

Ответы

да

нет

Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмами, болезнью

да

нет

Голова, шея отклонена от средней линии, плечи, лопатки, таз установлены несимметрично

да

нет

Выраженная деформация грудной клетки – грудь «сапожника», впалая «куриная» (изменение диаметров грудной клетки, грудина и мечевидный отросток резко выступают вперед)

да

нет

Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника

да

нет

Сильное отставание лопаток («крыловидные» лопатки)

да

нет

Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки)

да

нет

Нарушение осей нижних конечностей (О – образные, Х – образные)

да

нет

Неравенство треугольников талии

да

нет

Вальгусное положение пяток

да

нет

Явное отклонение в походке: прихрамывающая, «Утиная».

да

нет

          Результаты данного тестирования оценивались следующим образом:

♦  Нормальная осанка – все отрицательные ответы;

♦ Незначительные  нарушения осанки: 0 положительных ответов на один или несколько вопросов в номерах 3,5,6,7.;

 ♦ Выраженное нарушение осанки – положительные ответы на вопросы 1,2,4,8,9,10 (один или несколько явно). Необходима консультация ортопеда.

           Анализ полученных в ходе исследования данных свидетельствует о повышении уровня показателей функционального состояния костно-мышечной системы позвоночника детей, как контрольной, так и экспериментальной групп.

            Исследуемые показатели занимающихся контрольной группы имели незначительный прирост в ходе эксперимента.  Так, подвижность позвоночника вперед составила (23,8%), назад (7,5%),  боковая подвижность позвоночника вправо (11,1%), влево (11,3%), силовая выносливость мышц спины повысилась на 8,8%, силовая выносливость мышц боковых поверхностей туловища правой на 1,7%, левой на 2,5%, силовая выносливость мышц брюшного пресса составила 3,8% (табл.1). Все положительные изменения в показателях функционального состояния костно-мышечной системы позвоночника объясняется особенностями методики корригирующей гимнастики, проводимой в контрольной группе. Увеличению результатов способствовали корригирующие упражнения.

          В экспериментальной группе наблюдалась следующая динамика показателей. Подвижность позвоночника вперед увеличилась на (177,2%), что на (153,4%) выше, чем в контрольной группе, подвижность позвоночника назад увеличилась на (31,8%, что на 24,3% выше, чем в контрольной группе. Подвижность позвоночника вправо на 34%, влево 36%. Улучшилась силовая выносливость мышц спины на 14%. Силовая выносливость мышц боковых поверхностей туловища увеличилась на 14,2% подвижность позвоночника левой и правой 26,8%. Значительно увеличилась силовая выносливость мышц брюшного пресса на 26,8% (табл.1).

         Все эти  положительные изменения объясняются особенностью разработанной методики фитбол-гимнастики, проводимой в экспериментальной группе. Увеличение подвижности позвоночника, увеличение силовой выносливости мышц спины, увеличению силовой выносливости мышц брюшного пресса – всему этому способствовали специальные упражнения.

          В процессе педагогического эксперимента определена динамика показателей функциональной диагностики в обеих группах. Установлено, что данные функциональной диагностики экспериментальной группы, имеющие функциональные нарушения осанки отличаются от соответствующих показателей занимающимися в контрольной группе (таблица 3).

          Наиболее существенно это выражено в относительно более высоких по сравнению с контрольной показателях гибкости, подвижности позвоночника вперед (134,6%) и назад (28,16%), силовых способностей, силовой выносливости мышц брюшного пресса 21,26%, силовой выносливости мышц боковых поверхностей туловища, правой 10,5% и левой 9,8%, силовой выносливости мышц спины 5,9%, боковой подвижности позвоночника вправо 11,6%, влево 6,7%.

          Такое увеличение показателей в конце исследований в экспериментальной группе доказывает эффективность разработанной методики физической реабилитации с использованием фитбол-гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями осанки. В контрольной группе таких ярко выраженных изменений не наблюдалось, что можно объяснить тем, что контрольная группа занималась по общепринятой методике коррекции нарушения осанки.

          При оценке достоверности показателей после эксперимента контрольной и экспериментальной групп наблюдается достоверность по шести показателям, где Р<0,05 (табл.3). В остальных показателях проявляется тенденция к росту показателей в конце исследования в экспериментальной группе детей.

         В целом на положительные результаты эксперимента повлияли удачно и правильно сформированные комплексы с фитболами для детей дошкольного возраста, имеющих нарушение осанки и последующие физкультурные занятия в Детском саду № 200.

          Данные исследования могут быть использованы преподавателями физической культуры в детском саду и образовательных учреждениях дополнительного образования для исправления профилактики дефектов осанки у детей дошкольного возраста.

Выводы:

  1. На основе  проведенного теоретического анализа научной литературы по исследуемой проблеме было выявлено, что двигательная реабилитация нарушений осанки основана преимущественно на использовании корригирующей гимнастики. Применение коррегирующей гимнастики у школьников использовать сложно, в связи с тем, что в данном возрасте дети быстро устают, их внимание быстро рассеивается, они теряют интерес к занятию.
  2. В связи с этим разработана методика по фитбол-гимнастике, которая направлена на исправление дефектов осанки и профилактику нарушений осанки у детей
  3. Сравнительный анализ показателей функционального исследования позвоночника в контрольной  и экспериментальной группах до и после эксперимента выявил положительное влияние фитбол-гимнастики на состояние позвоночника, мышц спины и брюшного пресса детей дошкольного возраста с нарушениями осанки, что говорит об эффективности разработанной методики и целесообразности ее применения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений осанки у школьников

в моей статье вы найдете много интересногоьв моей статье вы найдете много интересного и полезного для себя и вашего ребенка. в ней описаны причины влекущие за собой нарушение осанки, также...

Статья "Профилактика нарушений осанки у школьников в процессе занятий плаванием"

В статье расказывается о роли плавания в профилактике нарушений осанки школьников...

Профилактика нарушений осанки у школьников в процессе занятий плаванием

Профилактика нарушений осанки у школьников в процессе занятий плаванием...

Правильная осанка и профилактика нарушений осанки у школьников.

Важную роль в нашей жизни играет правильная осанка. Необходимо с раннего возраста обратить внимание на физическую активность ребенка. Исправлять последствия неправильного воспитания все...

«МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕ-СКОЙ КУЛЬТУРЫ»

В наше время школа несет не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья учащихся, эту проблему необходимо решать в значительной степени в процессе учебы, так как...

Памятка для педагогов и родителей по профилактике нарушения осанки у школьников

Памятка для педагогов и родителей по профилактике нарушения осанки у школьниковИспользуемый источник: https://rdp1.medgis.ru/materials/view/profilaktika-narusheniya-osanki-3318...