ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ «МОИ СПОРТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 – 4 КЛАССОВ
методическая разработка

Мельник Алена Васильевна

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. К этому приводит неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни, нервно-психические нагрузки, но самое главное нехватка двигательной и игровой активности в жизни школьника. Также существенно влияет большая наполняемость классов, отсутствие мест занятий, оборудования, инвентаря, недостаточный интерес детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, малый объём знаний о здоровом образе жизни.

В настоящее время сокращаются возможности детей для занятий физической культурой и спортом, т.к. спортивные секции в основном работают на коммерческой основе, уровень оплаты, в которых недоступен отдельным категориям семей. Неудовлетворённая потребность в двигательной активности, отрицательно влияет на гармоническое физическое развитие, двигательную подготовленность младших школьников.

Двигательная активность ребёнка с переходом в школу из детского сада снижается на 50-60%, а умственная работа увеличивается. Равновесие между умственным и физическим трудом нарушается. И одних, уроков физкультуры не хватает для нужного равновесия. Загруженность в школе, сидение дома у телевизора, компьютера ведёт к малоподвижному образу жизни.

Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alena.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр Интеллект»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СПАССК – ДАЛЬНИЙ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ

«МОИ СПОРТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 – 4 КЛАССОВ

Авторы- составители: Мельник А.В.

учитель физической культуры;

г. Спасск – Дальний

2023г.

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА_____________________________________________3

Актуальность_______________________________________________________________3

Цель, задачи________________________________________________________________4

Новизна, соответствие современным достижениям педагогики_____________________4

Условия реализации, эффективность использования______________________________7

Назначение_________________________________________________________________7

Действенность, результативность______________________________________________7

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ________________________________________________________8

Методы, формы_____________________________________________________________8

Возможность использования для формирующего оценивания_______________________9

Подборка обучающих и контрольных заданий, наглядный материал.________________10

Приложение

Список литературы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. К этому приводит неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни, нервно-психические нагрузки, но самое главное нехватка двигательной и игровой активности в жизни школьника. Также существенно влияет большая наполняемость классов, отсутствие мест занятий, оборудования, инвентаря, недостаточный интерес детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, малый объём знаний о здоровом образе жизни.

В настоящее время сокращаются возможности детей для занятий физической культурой и спортом, т.к. спортивные секции в основном работают на коммерческой основе, уровень оплаты, в которых недоступен отдельным категориям семей. Неудовлетворённая потребность в двигательной активности, отрицательно влияет на гармоническое физическое развитие, двигательную подготовленность младших школьников.

Двигательная активность ребёнка с переходом в школу из детского сада снижается на 50-60%, а умственная работа увеличивается. Равновесие между умственным и физическим трудом нарушается. И одних, уроков физкультуры не хватает для нужного равновесия. Загруженность в школе, сидение дома у телевизора, компьютера ведёт к малоподвижному образу жизни.

Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста и важнейшая роль в её решении отводится школе.

Актуальность нашей работы заключается в росте личностной мотивации младшего школьника в самодостижении  результатов физического и интеллектуального развития.

Необходимость развития самостоятельности учащихся неоднократно подчеркивал великий русский педагог К.Д.Ушинский, исходя из этого, мы разработали «Дневники самоконтроля» для младших школьников 1-4 классов. «Дневник самоконтроля» предназначен для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включающих в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств силы, быстроты, гибкости, ловкости выносливости. Это позволяет ученику отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени усвоения ими упражнений, условий проведения самостоятельных занятий.

Самоконтроль необходим всем, кто регулярно занимается физическими упражнениями. Данные самоконтроля записываются в дневник, в котором фиксируются все параметры нагрузки; отслеживается  развития функциональных возможностей организма; записываются данные о весе своего тела, частоте пульса до и после тренировки и соревнований, самочувствии, и т. д.

Новизна представленного материала, в том, что «Дневники самоконтроля» соответствуют всем современным требованиям новым стандартам ФГОС и идеологическим установкам, нашедшим своё отражение и в системе физкультурного образования детей и подростков. Дневник периодически предоставляется учителю физической культуры, с целью консультации по возникающим проблемам, корректировки двигательного режима и физических нагрузок. «Дневники самоконтроля» позволят учащемуся, переходя из класса в класс, отслеживать насколько развивается ребёнок физически и интеллектуально.

Данная разработка «Дневник самоконтроля» удовлетворит потребность каждого ребёнка в физической активности, повысит интерес к физическим упражнениям, приобщит к здоровому образу жизни, не  только детей но и их родителей и друзей, так как занятия проводятся в игровой форме, что способствует не только физическому развитию ребёнка, но и учит его мышлению, общению со сверстниками, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий.

Дети занимаются «ради здоровья, и своего физического, умственного развития . Ни кто не будет заставлять ребенка выполнять строго определённые упражнения, различные нормативы, он будет учиться сам или с помощью учителя, родителей или его друзей, будет составлять свой режим спортивных тренировок, сравнивать его с результатами других занятий и проводить самодиагностику, самооценку своих успехов.

Цель: создание условий для формирования основ здорового образа жизни, посредством самодиагностики физического развития младшего школьника («Дневник самоконтроля»).

Задачи:

  • Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • Научить учащихся осознанно выбирать поступки, поведение позволяющее    укрепить и сохранить здоровье;
  • Научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • Сформировать представление  о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности ,научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • Мотивировать школьников к участию в спортивно - оздоровительной деятельности класса, школы, города;
  • Обучать простейшим доступным методикам самоконтроля, научить определять уровень физического развития, двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • Обучать приёмам самодиагностики;
  • Обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета средствами  физического воспитания.
  • Подготовить  к освоению учебного материала программы к выполнению учебных нормативов и норм ГТО.
  • Воспитание у учеников целеустремленности, силы воли, работоспособности, преодолевать трудности.

 Планируемые результаты освоения программы

«Дневник самоконтроля»   способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

УУД

Планируемые результаты

В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • давать  объективную оценку знаниям и поступкам  на основе основных знаний и имеющегося опыта;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • находить выход из критического положения
  •  ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «самоконтроль», характеризовать значение занятий по оздоровлению,   занятия и самочувствие;

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формировать:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на  принципах уважения и доброжелательности .взаимопомощи и сопереживания;
  •  Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  •  Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам ,находить с ними общий язык и общие интересы.
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • самостоятельно в любой  игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения;  
  • Организовывать самостоятельную игровую деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования  организации места занятий;
  • Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять  сдержанность, рассудительность;
  • Технически правильно выполнять двигательные действия в игровой и соревновательной деятельности.
  • проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
  • организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  •  общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи и толерантности;
  • оказывать товарищескую поддержку;
  • добиваться достижения общей цели.

Условия реализации.

«Дневники самоконтроля» реализуется в образовательном учреждении для учащихся первого образовательного уровня, а также может использоваться учителями по физической культуры, тренерами, преподавателями в системе дополнительного образования, дошкольных учреждениях, а также их родителей.

 Назначение программы.

«Дневник самоконтроля» предназначен для оценивания в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики роста физических показателей, утомляемости учащихся, развитие у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьесбережения. 

Действенность, результативность.

Работая с дневником самоконтроля, учащийся  закрепит двигательные навыки и умения, а также получит неоценимый опыт самоанализа и самодиагностики. Дневник самоконтроля содержит личную карту здоровья, таблицу уровня физической подготовленности, листы самоконтроля, творческие работы, результаты наблюдения учителя и родителей учащегося и является инструментом его индивидуальных личностных, метапредметных и образовательных достижений.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Используемые методы.

Методы физического воспитания: Специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

Метод строго регламентированного упражнения (каждое упражнение выполняется строго в заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой);

Игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

Соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме );

Метод обучения двигательным действиям;

Метод воспитания физических качеств (применяется для воспитания физических качеств ,и представляет собой различные комбинации нагрузок и отдыха);

Общепедагогические методы включают в себя;

Словестные методы (Описание, объяснение, разбор, инструктирование, комментарии и замечания)

Наглядные методы.

Формы работы.

Работа направлена на формирование у учащихся начальной школы самостоятельности основ здорового образа жизни, стремления к активным занятиям физической культурой, предусматривает разные формы организации занятий.

В данной разработке используются неурочные формы – это занятия, проводимые самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления и восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развитие физических качеств, совершенствование двигательных навыков и др.

К ним относятся:

  • крупные формы занятий (эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительного характера).
  • соревновательные формы занятий (где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая подготовленность и т.д.)
  • групповые формы занятий (создают хорошие условия для микросоперничества во время занятий, а также воспитывает чувство взаимопомощи при выполнении упражнений);
  • индивидуальная форма занятий: обучающиеся получают задания и работают самостоятельно, что даёт возможность воспитывать у них чувство самоконтроля и творческого подхода к занятиям.

Возможность использования для формирующего оценивания.

ученик научится:

  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни,
  • определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;

Ученик получит возможность научиться:

  • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья,

Способы двигательной (физкультурной) деятельности:

ученик научится:

  • использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья.
  • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям.
  • освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
  • Ученик получит возможность научиться:
  • вести «дневник самоконтроля» по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

Физическое совершенствование:

ученик научится:

  • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
  • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

ПОДБОРКА ОБУЧАЮЩИХ И КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ, НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ.

1. Дневник самоконтроля 1 класс

2. Дневник самоконтроля 2 класс

3. Дневник самоконтроля 3 класс

4. Дневник самоконтроля 4 класс 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ачкасов Е.Е., Инструктор здорового образа жизни и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «готов к труду и обороне» : учеб. пособие / Е.Е. Ачкасов, Е.В. Машковский, С.П. Левушкин. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016. – 256с. : ил.

2. Бабенкова Е.А., Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие [Текст] / Е.А. Бабенкова - М: Астрель, 2006. - 208 с.

Матвеев А.П., Физическая культура 1-4 классы [Текст] / А.П. Матвеев - М: Просвещение, 2009. - 32 с.

3. Булат А.И., Малых Е.Н., Портфолио учащегося начальной школы. Самодиагностика. Самоанализ. Самооценка / Булат А.И., Малых Е.Н. – Волгоград: Учитель, 2013. – 39 с.

4. Егоров Б. Б., Пересадина Ю.Е., Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 (3-4 классы). М. : Баласс, 2011. – 80 с., ил.

5. Матвеев А.П., Физическая культура 1-4 классы [Текст] / А.П. Матвеев - М: Просвещение, 2009. - 32 с.

6.Шамратов В.А., Большая книга кроссвордов, ребусов, головоломок. – М.; ООО «ТД «Издательство Мир книги». 2005 – 320 с.; ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы самоконтроля и взаимоконтроля контроля знаний учащихся по информатике и ИКТ

Формы самоконтроля и взаимоконтроля контроля знаний учащихся по информатике и ИКТ...

Деятельностный подход, как условие развития способностей у учащихся"

выступление на VI педагогической конференции...

Программа выявления и развития способностей у учащихся на занятиях тхэквондо

Выявляемые и развивающиеся способности детей на тренировках по тхэквондо....

Значение развития творческих способностей у учащихся и студентов МССУОР №1.

Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо облад...

Дневник самоконтроля

Для учеников находящихся на дистанционном обучении и освобожденных от физкультуры...

Шаблон для ведения дневника самоконтроля

Дневник самоконтроля-  это документ, который используется для отслеживания развития функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, а также для умелого управления своим самочувст...