Никитаева Татьяна Ивановна

мини-сайт учителя музыки и музыкального руководителя

Музыка - путь духовного возвышения человека, путь обретения Истины, Добра и Красоты.

Профессия: Музыкальный руководитель

Профессиональные интересы: Живое общение с миром искусства (посещение музеев, театров, концертов, выставок..., участие в конкурсах, смотрах и т.д.)

Увлечения: Путешествия

Страна: Россия

Регион: Ленинградская область

Населенный пункт: г. Тихвин

Место работы: МДОУ "Детский сад Радуга"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nikitaeva-tatyana-ivanovna
Прекрасное пробуждает доброе.
Д.Б. Кабалевский

Из всех искусств - учитель Музыка.

Она воспринимается сердцами все века.

Пифагор

О себе

Никитаева Татьяна Ивановна, учитель музыки и музыкальный руководитель.  

Живу и работаю я в своем родном городе Тихвине Ленинградской области.

С детства я знала, что буду педагогом: моя мама была учителем, и я не представляла себе профессии более нужной и достойной уважения.

Училась я в Тихвинской школе № 3 и в музыкальной школе № 1 имени Н.А. Римского-Корсакова (по классу фортепиано). По окончании их уехала на учебу в Карелию, в город Петрозаводск.

В 1981 году окончила Петрозаводское педагогическое училище № 1 по специальности музыкальное воспитание с присвоением квалификации учитель музыки, музыкальный воспитатель. Дипломированным педагогом я вернулась в Тихвин.

Общий мой трудовой стаж составляет 29 лет, из них 24 года являются педагогическим стажем работы.

За время трудовой деятельности я попробовала себя в двух областях своей профессии: сначала была музыкальным руководителем в детском саду, а затем стала учителем музыки в общеобразовательной школе.

Первый год после училища я работала в детском саду «Колосок» п. Бор Тихвинского района. В этом маленьком сельском саду была по-домашнему теплая атмосфера общения. Сотрудники ясли-сада и дети жили одной большой дружной семьей. Приятно и полезно начинать свой трудовой путь в таких условиях. В первый год работы я утвердилась в мысли о нужности своей профессии и уже почувствовала себя несущей добро и радость в жизнь детей.

В следующем году изменилось мое семейное положение (я вышла замуж), и я перешла работать в Тихвинский городской ясли\сад № 16  «Журавушка», где отработала вплоть до его закрытия в 1994 году.

Педагогический коллектив  в детском саду «Журавушка» был комсомольско-молодежным. Я сразу с первых дней работы погрузилась в атмосферу творчества и активной деятельности. Наши утренники становились настоящими спектаклями с участием взрослых и детей, праздники превращались в волшебную сказку. Этот опыт творчества пригодился мне в дальнейшем.

В стране прошла волна закрытия детских садов, которая не обошла и нас. Все педагоги нашего сада, молодые и деятельные, хотели и дальше воспитывать детей. Я, конечно, тоже не могла представить себя в другой профессии.

В 1994 году я была принята в школу-лицей № 8 учителем музыки. Эта школа самая большая и престижная в нашем городе. Мне сразу дали настоящую педагогическую нагрузку в классах с первого по седьмой. Сначала в моем новом звании мне было очень не просто. Но мое желание работать и поддержка очень опытных творческих коллег помогли мне утвердиться в профессии учителя музыки.

В лицее № 8 я достигла многих результатов:

  • мои ученики побеждали в олимпиадах по музыке на разных уровнях (в районе и  области);
  • я представляла свои творческие разработки  в школе, городе и области;
  • три года (после окончания курсов в ЛОИРО) я преподавала в школе еще и курс «Мировая художественная культура»;
  • стала классным руководителем и узнала, что значит быть классной мамой.

В 2003 году по семейным обстоятельствам я ушла из школы и три года выпали из моей педагогической деятельности.

Но в 2006 году я вновь вернулась в школу – МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3».

Накопленный вне учительства творческим силам я нашла полное применение в этой небольшой городской школе. Сплоченный коллектив педагогов школы занимал активную жизненную позицию. По примеру других учителей я включилась в исследовательскую деятельность. Творческий поиск всецело увлек меня, я смогла заинтересовать исследованиями своих учеников. Одна из работ моего ученика по краеведению по теме «Традиции кузнечного мастерства в Тихвинском крае» была высоко оценена на Всероссийском конкурсе «Первые шаги в науку». Навыки исследовательской работы необходимы современному учителю. Исследования учат детей вместе с учителем  раскрывать глубину мира, в котором мы живем, помогают творчески раскрываться учащимся.

Еще одна область деятельности, в которой я нашла себя в школе № 3 – это вокальная работа. Мне кажется, в школе пели все, и не только дети, но и учителя. Были у нас и свои «звездочки», которые защищали честь школы на районных смотрах художественной самодеятельности.

Именно в школе № 3 я почувствовала в себе профессионализм учителя: в апреле 2010 года я принимала участие в районном конкурсе педагогического мастерства «Учитель года».

В связи с сильнейшим уменьшением нагрузки учителя музыки в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» в сентябре 2010 года я перешла работать в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9», но на начало 2014-2015 учебного года проблема сокращения часов для учителя музыки настигла меня вновь. Такое положение сложилось во всех школах города, поэтому я решила вспомнить опыт работы в детском саду. В сентябре 2014 года я пришла работать музыкальным руководителем в МДОУ детский сад КВ № 14 "Рябинка", где с удовольствием тружусь и сейчас, не теряя звания "учитель".

Весь накопленный опыт я использую в своей педагогической деятельности и, конечно, продолжаю учиться и совершенствоваться в своей профессии.

«Учитель – плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно» (К.Д. Ушинский).

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А. Экзюпери "Маленький принц"; Г. Троепольский  "Белый Бим, черное Ухо" М. Митчелл  "Унесенные ветром"; П.И. Мельников ("Андрей Печерский") "В лесах", "На горах"; Д. Карнеги  "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей".

Мой взгляд на мир

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальна проблема духовно-нравственного воспитания.

Духовность – это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободится от обыденности» (В.И.Даль).

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающем миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.

Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Обучение – только один из компонентов личностного развития получения знаний, информации. Но есть в человеке еще и живые силы души, есть воля, высокие стремления, чудесные энергии веры, надежды, любви. В слиянии понимания и душевных энергий рождается смысл, давая начало духовной жизни человека. Истина, Добро, Красота, ожившие в человеке – согласие чистых мыслей и светлых сил души.

Роль образования заключается в том, что образовательная система предназначена практически воплотить в жизнь стратегию воспитания нового человека, которому предстоит жить и действовать в новой исторической реальности.  

Российское общество на современном этапе своего развития особо нуждается в активных творческих личностях, в людях высокого интеллекта и духовной культуры.

Детство и юность– это особая пора, пора познания жизни, пора сомнений, вопросов, нравственного и духовного поиска.

Проблема на сегодняшний день заключается в том, что в информационный век личность каждого человека, а ребенка особенно, находится под постоянным воздействием различных потоков информации. Во всех СМИ идет массированная пропаганда культа насилия, жестокости, праздности, что вызывает различные негативные явления в молодежной среде. Кроме того нам навязываются ценности  западной культуры, что является дополнительным фактором духовной дезинтеграции. Низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, также негативно сказываются на воспитании подрастающего поколения.

Приобщение школьников к высокому искусству является важным фактором гуманизации, необходимым условием развития культуры подростков и молодежи.  В малых городах остро стоит проблема «живого» общения с искусством, т.к. нет возможности побывать в театре или художественном музее. Можно ли всерьез говорить об освоении учащимися духовных богатств искусства, если ученик не прослушал ни одной оперы, симфонии, концерта, не увидел ни одного подлинного художественного полотна картины.

Нельзя научить ребенка любить и понимать искусство во всем многообразии форм и жанров без взаимодействия знаний о нем и глубокого постижения его как живого искусства.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь учащихся. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Для того чтобы встать на путь духовного возвышения нужно создать условия для развития личности ребенка, для реализации духовно-творческого потенциала ребенка.

Для этого необходимо:

  • увеличение «доли» искусства в учебно-воспитательном процессе;
  • создание методологической системы, в которой школьников в первую      очередь следует учить главному компоненту художественной культуры – творческому восприятию;
  • определение школьного урока эстетического воспитания уроком постижения жизни во всем ее богатстве и многообразии, уроком «искусства постижения жизни»;
  • расширение «общения» с искусством вне школы.

Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека к человеку – к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ.

Музыка, воссоздавая эмоциональный опыт человечества, выявляет способность каждого человека пережить сложнейшие чувства, придает людям нравственные силы, воспитывает мужество, веру в жизнь, красоту, обогащает чувство и интеллект. Посредством музыки происходит формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности. По мысли В.А. Сухомлинского – «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

Моё портфолио

Слово «портфолио» имеет разные обозначения в словаре иностранных слов. Мне больше нравится перевод с французского, где «портфолио» означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений».

При составлении портфолио я тоже учитываю две стороны его значения.

В первую очередь, цель портфолио – проанализировать свою деятельность, т.е. изложить педагогическую концепцию; сформулировать и обосновать формы и методы, используемые в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, исследовательской; вынести на страницы портфолио опыт педагогической работы, т.е. представить значимые профессиональные результаты.

С другой стороны, в портфолио отражается все достойное и интересное из того, что происходит в жизни учителя. Портфолио – собрание достижений – представляет яркие результаты практической деятельности: участие в олимпиадах и конкурсах, проекты и исследования, создание творческих мастерских, концерты и др. Таким образом,  портфолио учителя становится своеобразным досье успехов.

Мои публикации:
Музыка
Разное
Сценарии праздников
Добавить грамоту в портфолио