Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Вокальный кружок "Журавлята"
рабочая программа (старшая группа)

Программа вокального кружка разработана для занятий в детском саду с детьми в возрасте 5-6 лет. Целью дополнительной общеразвивающей программы является формирование музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в различных видах песенно-творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vokalnogo_kruzhka.docx51.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»,

Ленинградская область, город Тихвин

 

Дополнительная  общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

Вокальный кружок

«Журавлята»

(срок реализации программы:  2019-2020 уч. год)

Автор-разработчик:                                                                      Никитаева Татьяна Ивановна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

г. Тихвин

2019 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

 «Вокальный кружок «Журавлята»

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической  направленности «Вокальный кружок «Журавлята» разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

При разработке дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической  направленности  «Вокальный кружок «Журавлята» были использованы:

  • Программа музыкального воспитания в детском саду (для занятий с детьми 2-7 лет) М.Б. Зацепиной;
  • Конструктор образовательной программы «Музыкальное развитие дошкольников» под редакцией Н.В. Микляевой;
  • Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста А.Г. Гогоберидзе;
  • Методические материалы М.Ю. Картушиной  «Вокально-хоровая работа в детском саду»;
  • Методика обучения пению детей старшего дошкольного возраста Т.М. Орловой, С.И. Бекиной.

Цель дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный кружок «Журавлята»:

-    Формирование музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в различных видах песенно-творческой деятельности.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Вокальный кружок «Журавлята»:

Образовательные:

  • Способствовать формированию эмоционального отношения к музыке;
  • Способствовать углублению представлений детей о действительности и окружающем мире;
  • Формировать вокальные навыки и умения;
  • Формировать умение петь в ансамбле и сольно;
  • Формировать умение сценического исполнения песен;

Развивающие:

  • Развивать у детей чувство ритма, слуховые представления;
  • Способствовать развитию внимания, памяти, мышления;
  • Способствовать речевому развитию детей, пополнять их словарный запас;
  • Активизировать творческое восприятие детей, развивать фантазию и воображение;
  • Развивать исполнительские и творческие способности;
  • Развивать и укреплять детский голос;
  • Способствовать  проявлению индивидуальных природных способностей детей;

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей основы певческой и общемузыкальной культуры, формировать интерес к музыке и пению;
  • Воспитывать у детей эстетические чувства и эмоциональную отзывчивость;
  • Способствовать физическому и эмоциональному благополучию каждого ребенка;
  • Воспитание коммуникативных качеств личности.

Актуальность  дополнительной общеразвивающей  программы художественно-эстетической направленности «Вокальный кружок «Журавлята»:

-  Одной  из актуальных задач дошкольного образования является задача формирования личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры.

Россия издавна славилась своими песенными хоровыми традициями, которые передавались из поколения в поколение. Еще несколько десятилетий назад жизнь ребенка с самого раннего детства сопровождалась песней. Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и как результат прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа. Все реже в домах звучит хорошая музыка. Ребенок постоянно находится в окружении агрессивного музыкального фона – «шедевров» поп- и рок-музыки, звучащих с экранов телевизоров, плееров, компьютеров. Современные  дети редко посещают с родителями театры, музеи. Все это приводит к эмоциональному оскудению нации.  «Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В.А. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально.

Музыка – одно из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, обладающее большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов. Поэтому музыкальному воспитанию и развитию музыкальных способностей детей уделяется большое внимание.

В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а пение всегда вызывает у детей положительные реакции, радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.

Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу ребенка, музыка оказывает влияние на процессы воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности.

Педагогическая  целесообразность  дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный кружок «Журавлята»:

-   Дошкольный возраст – наиболее  благоприятный  период для приобщения детей к искусству, творчеству, в т. ч. музыке. Пение является самым доступным видом детского музыкального исполнительства, так как каждый человек с самого рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно – певческим голосом.  Петь хочет и может практически каждый ребенок. Пение – это, несомненно, любимый вид музыкальной деятельности ребенка.

О пользе пения и его положительном влиянии на детский организм писали физиологи В.М. Бехтерев и И.П. Павлов. В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоции, ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Пение укрепляет дыхание, развивает внимание, память, мышление и воображение. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке. В процессе пения происходит общее развитие ребенка, развиваются социально-личностные, коммуникативные качества и, конечно, речь.

Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Непринужденность является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.

Именно в возрасте 5-6 лет нужно акцентировать внимание на вокальном воспитании детей, т.к. в этом возрасте уже сформированы все необходимые физиологические и психологические характеристики для обучения пению: готовность голосового аппарата, необходимого объема памяти, развития восприятия, воображения, речевых функций. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсированного звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре – до2). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие были проходящими. Удобными звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются ми (фа) – си. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.

Лишь к 7 годам голосовой аппарат ребенка в целом формируется. И в школьном возрасте происходит его дальнейшее развитие и укрепление.

Методика  вокально-хоровой работы с детьми  дошкольного возраста аналогична методике, применяемой в вокальной педагогике при обучении взрослых. Существенное различие заключается в методах и приемах. Вся дошкольная педагогика, в том числе и музыкальная, опирается на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет достигнуть хороших результатов в кратчайшие сроки.

Методы и приемы по реализации задач программы:

Игровой метод:

  • игры и упражнения на развитие голоса, артикуляции, певческого дыхания;
  • развивающие игры с голосом;
  • игры – превращения («учись владеть своим телом»),  образные упражнения;
  • театральные, мимические этюды;
  • игры на развитие песенного творчества, музыкально-песенное сочинение;
  • музыкально-дидактические и коммуникативные игры и упражнения.
  • игры с пением и музыкально-ритмическими движениями;

Словесный метод:

  • беседы, направленные на ознакомление с правильными певческими установками, эмоциональное восприятие художественно-образного содержания вокальных произведений;
  • скороговорки на развитие дикции;
  • творческие игры со словом.

Наглядный метод:

  • наглядно-слуховой метод (включает приемы выразительного исполнения песен, попевок педагогом);
  • наглядно-зрительный (включает показ иллюстраций к песням, музыкально-дидактическим играм);

Практический:

  • песни различные по жанру и образному содержанию;  
  • упражнения на формирование правильной певческой осанки, развитие дикции, дыхания, артикуляции;
  • логоритмические упражнения;
  • песенные импровизации (разыгрывание маленьких музыкальных сценок, для развития песенного творчества);
  • песни с игрой на детских музыкальных инструментах.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Вокальный кружок «Журавлята»:

-   Нельзя не согласиться с высказыванием Б.В. Асафьева: «Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития». Руководствуясь этими словами деятельность детей в вокальном кружке «Журавлята» построена на основе творческого подхода в различных видах. Виды деятельности, представленные в работе вокального кружка, являются основными видами деятельности дошкольников, и на них строится образовательная деятельность по основной программе музыкального образования в детском саду.

Виды музыкальной деятельности вокального кружка «Журавлята»:  

  • Восприятие музыки;
  • Исполнение музыки:

-   пение,

-   музыкально-ритмические движения,

-   игра на музыкальных инструментах;

  • Детское игровое творчество.

Важно сделать певческую деятельность детей увлекательной и эффективной. Добиться этого позволяет использование музыкально-игровых методик известных авторов: К. Орфа, В. Емельянова, Т. Тютюнниковой, Т. Овчинниковой, Т Картушиной, О. Радыновой, О. Кацер. Такой подход к деятельности определяет девиз вокального кружка «Журавлята»:  «Поем, играя!».

Кроме того, многогранность видов деятельности кружка подтверждает, что в основе содержания программы  лежит ведущий дидактический принцип современного дошкольного образования: принцип интеграции, который позволяет музыкальной деятельности взаимодействовать с другими образовательными областями:

Связь Музыки с другими образовательными областями в деятельности вокального кружка «Журавлята»:

  1. «Физическое развитие»:

Развитие физических качеств  в музыкально-ритмической деятельности;

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, релаксация.

  1. «Социально-коммуникативное развитие»:

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;

Развитие игровой деятельности;

Формирование патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

Воспитание трудолюбия, ценностного отношения к труду собственному, других людей и его результатам.

  1. «Речевое развитие»:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки;

Развитие всех компонентов устной речи в музыкальной и театрализованной деятельности;

Практическое овладение воспитанниками нормами речи;

  1. «Познавательное развитие»:

Расширение кругозора детей;

Сенсорное развитие,

Формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.

Отличительная особенность дополнительной общеразвивающей программы «Вокальный кружок «Журавлята» состоит в еѐ практической значимости:

-   приглашение детей дошкольного возраста в деятельность кружка по их заинтересованности к музыке и желанию петь, без специального отбора  по вокальной одаренности;  

-  вовлечение их в активную творческую деятельность, направленную на развитие музыкальных способностей и вокальных исполнительских навыков; гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности ребенка; формирование ценностных ориентаций и художественного вкуса; стремление принимать участие в  различных видах музыкально-творческой   деятельности.

Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Вокальный кружок «Журавлята»:

-   Возраст  детей, участвующих в освоении данной образовательной программы: дети старшего дошкольного возраста – 5-6 лет.

Количество детей вокальной группы: 10-15 человек.

Группа формируется в возрасте детей 5-6 лет с возможным продолжением обучения во второй год (6-7 лет) на основании результатов тестирования.

Срок реализации данной программы:

-   Образовательный процесс вокального кружка «Журавлята» рассчитан на 36 часов в течение 2019-2020 учебного года.

Режим занятий:

-   Занятия продолжительностью 25-30 минут проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Всего за 1 год обучения – 36 педагогических часов (занятий).

Формы организации деятельности вокального кружка «Журавлята»:

  • Занятия (групповые, индивидуальные);
  • Концертная  деятельность – выступления на праздниках и развлечениях в детском саду, участие в городских конкурсах и  праздничных мероприятиях.

Ожидаемый результат освоения дополнительной  общеразвивающей  программы «Вокальный кружок «Журавлята»:

На конец года освоения программы предполагается, что дети:

  • Проявляют устойчивый интерес к музыке и пению;
  • Имеют опыт восприятия музыки и песен, разнообразных по жанрам и образам, умеют эмоционально и осознанно относиться к ним, пробуют выражать свои впечатления в рассказе, движениях под музыку, рисунках;
  • Владеют начальными исполнительскими навыками (умеют петь естественным голосом, без напряжения, с правильной дикцией и артикуляцией, с аккомпанементом и без него);
  • Могут исполнять песни в ансамбле и сольно;
  • В исполнении могут эмоционально передавать содержание песни;
  • Проявляют активность и желание участвовать в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • Проявляют активность в песенном творчестве и музыкальных  импровизациях;
  • Умеют взаимодействовать с другими детьми в совместной игровой и исполнительской музыкальной деятельности;
  • Проявляют желание выступать на сцене с другими  участниками вокального кружка.

 Подведение итогов освоения программ вокального кружка «Журавлята»:

  • Для отслеживания результативности образовательного процесса в течение всего учебного года осуществляется текущий контроль деятельности детей в форме педагогического наблюдения.
  • В начале и в конце учебного года проводится диагностика развития музыкальных способностей (октябрь – начальный контроль, май – итоговый контроль). Диагностическая карта разработана по критериям развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, представленных Б.М. Тепловым.

Диагностическая карта развития музыкальных способностей

Ф.И.

Музыкальные способности

Исполнитель-

ские,

творческие

способности

Оценочное отношение,

интерес,

вкус

Итог

эмоциональ-

ная

отзывчивость

музыкально-

слуховые

представ-      ления

чувство

ритма

Итог подводится в баллах:

3 балла – высокий уровень;

2 балла – средний уровень;

1 балл – низкий уровень

  • В конце года планируется показ музыкально-певческих достижений детей:

-   участие в районном конкурсе с вокальным номером;

-   выступление на концерте для родителей и детей детского сада.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

по дополнительной общеразвивающей программе

«Вокальный кружок «Журавлята»

Перспективный учебный план

       №

      п/п

                      

Разделы

Общее

количество часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Развитие  музыкального слуха и голоса

7

1

6

3.

Чувство ритма

5

5

4.

Исполнение песен

17

1

16

5.

Песенное творчество

5

5

6.

Итоговое занятие

1

1

Итого часов

36

2,5

33,5

Содержание дополнительной общеразвивающей программы

  1. Вводное занятие -

Теория: Введение в деятельность вокального кружка, знакомство с правилами организации занятий, правилами поведения, особенностями и правилами охраны детского голоса.

Практика: Певческая установка – выработать положение, которое принимает вокалист для пения сидя или стоя для правильного звучания голоса.

  1. Развитие музыкального слуха и голоса -

Теория: Дать объяснение основ вокального исполнения – певческое дыхание, артикуляция, дикция, звуковедение – с педагогическим показом.

Практика: Работа над приобретением певческих навыков и выработки определенных качеств голоса в упражнениях, попевках,  песенках-распевках, музыкально-дидактических играх.

  • Певческое дыхание -

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

  • Звукообразование.  Звуковедение. -

Учимся пользоваться голосовым аппаратом – извлекаем звук колебанием голосовых связок, усиливая его и обогащая темброво благодаря резонаторам.  Формирование правильного звукообразования по системе В.В. Емельянова, упражнениях «Колокол», «Саксофон», играх со звуком, пении «Поющей азбуки» М.Ю. Картушиной, дидактических играх «Звуковая дорожка» и др.

Пение в разных способах звуковедения. Главная задача – выработка кантиленного пения, т.к. пение приемами non legato и staccato дается детям легче. (Музыкально-дидактическая игра «Поем по карточкам», песенки-распевки и др. упражнения).

  • Артикуляция.  Дикция. –

Необходимые вокальные навыки, т.к. дикция – важнейшее средство художественной выразительности, необходимое для донесения текстового содержания песни. Для выработки четкости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата используем речевые и музыкальные  скороговорки, чистоговорки,  упражнения и игры, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции, специальную игровую артикуляционную гимнастику.

  1. Чувство ритма:

Теория и практика совместно:

Этот раздел можно определить как «Пение и движение».

Знакомство с простыми ритмами и размерами, осознание длительностей и пауз и дальнейшая работа над ритмическим развитием происходит в различных видах музыкально-певческой деятельности:

-   логоритмические  упражнения и игры;

-   упражнения и игры на воспроизведение ритмического рисунка;

-   пение с игрой на детских музыкальных инструментах.

  1. Исполнение песен:

Теория и практика совместно:

  • Вокально-хоровая работа –

Развивать навыки уверенного пения, петь естественным голосом, без напряжения, соблюдая заданный в произведении темп, динамические оттенки. Работа над эмоциональным исполнением песни, умением выразить настроение, характер художественного образа песни, свое личностное отношение к музыке в пении.

  • Работа над выразительностью сценического образа песни –

Развивать образное мышление, эмоциональную отзывчивость. Объяснить детям особенности передачи актерского образа. Практическую подготовку провести в упражнениях эмоционального состояния радости, восторга, удивления, страха, печали; артистических этюдах. Соединить пение и  эмоциональное  двигательное воплощение образа в исполнении вокального произведения.

  • Сценическая культура –

Теория:

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено.

Практика:

Обучение детей пению под фонограмму. Индивидуальная работа с микрофоном.

  1. Песенное творчество –

Теория и практика совместно:

Воспитание самовыражения через слово, движение и пение.

Развивать творческую инициативу детей в различных направлениях творческой певческой деятельности:

-   игры с голосом;

-   певческая импровизация;

-   элементы вокального сочинения.

6.  Итоговое занятие.

Подведение итогов деятельности вокального кружка. Показ певческих достижений в концерте для родителей и детей детского сада.

Учебно-тематический план

№ п/п

                      

Разделы,

темы

Общее

количество часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

Певческая установка

1

0,5

0,5

2.

Развитие музыкального слуха и голоса

2.1.

Певческое дыхание

2

1

2

2.2.

Звукообразование

Звуковедение

2

2

2.3.

Артикуляция

Дикция

2

2

3.

Чувство ритма

5

5

4.

Исполнение песен

4.1.

Вокально-хоровая работа

9

9

4.2.

Работа над выразительностью сценического образа песни

4

4

4.3.

Сценическая культура

4

1

3

5.

Песенное творчество

5

5

6.

Итоговое занятие

1

1

Итого часов

36

2,5

33,5

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

дополнительной общеразвивающей программы

Для реализации программы в дошкольном учреждении предоставляется помещение музыкального зала.

Техническое оснащение:

-   Мультимедийная система;

-   Видео и  аудиоаппаратура;

-   Музыкальный центр;

-   Акустическая система (переносная);

-   Микрофоны;

-   Пианино, синтезатор;

-   Детские музыкальные инструменты;

-   Предметы и атрибуты для детского творчества.

Учебные наглядные и дидактические материалы:

-   наглядные пособия;

-   картины, фотографии;

-   дидактические карточки;

-   аудиозаписи;

-   видеозаписи;

-   нотные песенные сборники.

Список методической литературы:

  1. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  2. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Музыкальное развитие дошкольников / Под ред.Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  4. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет: Книга для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1987.
  5. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
  6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.– СПб.: Лань,1997.
  7. Овчинникова Т. Вокально-коррекционный коллаж. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «Союз художников», 2012.
  8. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  9. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. Песенки бусинки. – М.: Изд. Бином Детства, 2004.
  10. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. Учебно-методическое  пособие. – СПб.: Музыкальная палитра, 2008.
  11. Юдина Е.И. Мой первый учебник по искусству. Азбука музыкально-творческого развития. М.: Издательство «Аквариум», 1997.
  12.  Березовчук Л. Музыка и мы. - СПб.: ТОО «Бланка», 1995.
  13.  Попцова Р.В. Поем с улыбкой и радостью. Конспекты занятий со старшими дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
  14.  Алябьева Е.А. Как развить воображение у ребенка 4-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
  15.  Фишер Дж., Кейс Г. Голос. 99 упражнений для тренировки, развития и совершенствования вокальных навыков. – М.: Азбука-Бизнес, Азбука-Аттикус, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Королевство Магического песка» для детей 5-7 лет (срок реализации – 1 год)

Актуальность.Направленность программы: программа «Королевство Магического песка»имеет художественно-эстетическую  направленность, она направлена на всестороннее,  гармоничное развитие личнос...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности. Музыкально - театральная студия "Радость."...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Мир красок»

Программа «Мир красок» имеет художественно-эстетическую направленность. В программе используются нетрадиционные техники рисования. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, приобрет...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Непоседы» На основе программы по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Основная направленность программы - психологи­ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази­тельного ("музыкального") инструмента.По содержанию прог...

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия»

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия&r...

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7 лет «Фантазия»

Дополнительная общеразвивающая программахудожественно-эстетической  направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7 лет «Фантазия»...