тема лекции "ПОЛИХРОМНАЯ ГРАФИКА"
учебно-методическое пособие на тему

Муханеева Валентина Васильевна

для спецдисциплины "Архитектурная графика" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема лекции:  «ПОЛИХРОМНАЯ ГРАФИКА»

Как выбрать цветовую палитру

 

  Цветовая палитра (палитра цвета) — фиксированный набор (диапазон) цветов и оттенков. В компьютерной графике палитра — ограниченный набор цветов, который позволяет отобразить графическая система компьютера. Цветовая палитра представляет собой набор цветов, используемых при разработке дизайна. Большинство палитр включает от 2 до 4 цветов, не считая белого и черного цвета.

Сначала очень важно выбрать основной цвет. Поэтому, если уже есть готовый логотип, то лучше в качестве основного использовать цвет, используемый в логотипе. Если же цвет приходится выбирать с нуля, то можно проанализировать аудиторию с точки зрения возрастных или социальных цветовых предпочтений. Или воспользуйтесь информацией о психологии цвета.

Теперь о цветовых моделях.

Существует несколько способов описания цвета с помощью количественных характеристик. Однако, цвет – понятие сложное, и поэтому, в зависимости от прикладных нужд, цвет можно описать с помощью нескольких цветовых моделей. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

  Цветовая модель RGB

Цветовая модель RGB

Наиболее распространена в веб-дизайне. Аббревиатура RGB означает названия трех цветов: Red (красный), Green (зеленый), Blue (синий). Его исходным цветом является черный (экран монитора). Все остальные цвета на нем получаются путем комбинации трех цветов, которые в своей смеси должны образовать белый цвет. В HTML документах цвета задаются символами от 00 до FF в шестнадцатиричном коде перед которыми ставится символ #. 

  Цветовая модель CMYK

Цветовая модель CMYK

Эта модель характерна для полиграфии и печати. Аббревиатура CMYK означает названия четырех цветов: Cyan (голубой), Magenta (пурпурный), Yellow (желтый), Key (черный). Его исходным цветом является белый (лист бумаги). Все остальные цвета на нем получаются путем комбинации трех цветов, которые в своей смеси должны образовать черный цвет. 

  Поскольку модель RGB охватывает больший цветовой диапазон, чем модель CMYK, то все изображения, предназначенные для печати и полиграфии, должны быть переведены из системы RGB в CMYK. Так, создавая логотип, используется одна система (RGB). А для печати визиток и фирменных бланков, используется CMYK модель.

   

Создаем палитру цветов

Создаем палитру цветов

Как правило, дизайнеры пользуются традиционным цветовым кругом для определения цветовой палитры. Цветовой круг из 12 цветов был изобретен Исааком Ньютоном еще в 1666 году. Существует ряд цветовых комбинаций, выбираемых с помощью круга, которые практически всегда смотрятся гармонично.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

    Монохроматическая палитра

Монохроматическая палитра 

  В такой палитре используется только один цвет, но с разными значаениями насыщенности и яркости. Такие схемы аккуратны, благородны и действуют успокаивающе. 

  На приведенных ниже примерах, можно использовать первый цвет, как основной. Второй цвет для текста или фона. Третий цвет для фона или текста. А четвертый и пятый для различных графических элементов и акцентов.

  Монохроматическая палитра

Монохроматическая палитра 
Комплиментарная палитра

Комплиментарная палитра 

  В этой гармонии используются два контрастных цвета с круга и из них выбирается один основной цвет. Остальные цвета в палитре – это производные по насыщенности и яркости от двух превоначальных цветов.

  Так на приведенных ниже примерах третий и четвертый – это основные контрастные цвета. 1 и 2 – оттенки третьего, а 5 – оттенок четвертого.

Комплиментарная палитра

Комплиментарная палитра

Сплит комплиментарная палитра

Сплит комплиментарная палитра 

Это разновидность предыдущей палитры, с той разницей, что один из контрастных цветов разделен на два соседних цвета.

Аналоговая палитра

Аналоговая палитра 

Аналоговая палитра основана на трех цветах, следующих друг за другом на цветовом круге. Из них один цвет является основным, а два других вспомогательными.

  Триадная палитра

Триадная палитра

Здесь используются три цвета, равноудаленные друг от друга. Из них один основной, а два других вспомогательные.

  Палитра прямоугольник

Палитра прямоугольник  

 В этой схеме используются две пары противоположных цветов. Эта схема достаточно сложна для использования в дизайне, поскольку требует очень точной настройки.

  Палитра квадрат

Палитра квадрат 

  Эта схема аналогична предыдущей, но все четыре цвета равноудалены друг от друга. Также достаточно сложна для использования в дизайне, поскольку требует очень точной настройки.

    Дополнительные цвета
После того, как вы выбрали цветовую схему, обеспечили хороший контраст между текстом и фоном, осалось лишь выбрать вспомогательные или дополнительные цвета. Как правило, это оттенки ваших основных цветов. Оптимально - это 4-6 цветов.

  Контрастные цвета
Еще одно правило, о котором не следует забывать при выборе цветовой палитры это Правило контраста.

  Важно выбирать цвета, которые обеспечат хороший контраст между текстом, изображениями и фоном. Например, цвета, наиболее удобные для чтения – это черным по белому или белом по черному. А вот оранжевый текст на коричневом фоне недостаточно контрастный, и скорее всего, создаст неудобство для чтения.

          Основные принципы создания гармоничной композиции в дизайне

 

           Все дизайнерские элементы в композиции никогда не бывают сами по себе. Они находятся в определенном взаимодействии друг с другом, подчинены некой единой идее. И вот для того, чтобы вся композиция смотрелась гармонично и естественно, и не разваливалась на отдельные составляющие лучше всего следовать базовым принципам дизайна.  

           Возникает вопрос, а можно ли научиться принципам дизайна. Конкретных упражнений, для того чтобы научиться этим принципам, нет. Все эти навыки уже заложены в наше восприятие. Поскольку каждый из нас интуитивно чувствует гармоничная композиция, или нет. 

            Скорее все ниже перечисленные принципы нужно учитывать и соблюдать при построении композиции. Нужно уметь видеть их в чужих работах и уметь описать собственную работу, исходя из этих принципов. И еще один момент, говорить об этих принципах легче всего, когда они нарушены. Потому что, когда они соблюдены – все и так смотрится гармонично.

             Баланс 

  

          Баланс – это равновесие взаимодействующих или противоположных сил в композиции. В такой композиции не возникает ощущения, что какая то ее часть доминирует над всем остальным. Баланса можно достичь с помощью правильного размещения объектов, размеров объекта и по цвету. Баланс может быть симметричным (верхний рисунок), асимметричным (нижний рисунок), радиальным (объекты расположены кругом и расходятся из одной точки).

композиция, баланс

 

 композиция, баланс

  

             Контраст 

 

             Контраст – это взаимодействие противоположных элементов композиции, таких как цвет, размер, текстура и т.д. Примеры контраста: большой и маленький, шероховатый и гладкий, толстый и тонкий, черный и белый.

композиция, контраст

композиция, контраст

              Значимость и подчиненность 

  

              Этот принцип предполагает выделение, так называемого, центра интереса, на котором предполагается сосредоточить внимание зрителя. Объекты должны находиться в иерархии по значимости и подчиненности. Если все объекты будут иметь одинаковую значимость, то внимание зрителя рассеивается.

композиция

 

             

             Направление внимания 


            По сути, это управление движением взгляда зрителя во время его перемещения по объекту, чтобы привлечь его внимание к значимым элементам.

композиция, внимание

 

             Пропорции 


          Пропорция – это отношение отдельной части ко всему объекту, а также соотношение отдельных частей друг с другом. В данном примере показано «Золотое сечение».

Подробнее о «Золотом сечении» можно прочитать в этой статье

композиция, пропорции, золотое сечение

 

            Масштаб 


         Масштаб – это реальный, видимый размер объекта, рассматриваемый в отношении других предметов, людей, окружающей среды.

композиция, масштаб

 

         Повторение и ритм 

         Предполагает повторение элементов дизайна для достижения определенной цели, например, чтобы задать направление взгляда или для непрерывности внимания.

композиция

 

    Единство в разнообразии 


Предполагает сочетание разнообразных элементов композиции в единую целостную структуру, подчиненную единой концепции.

композиция

 

Психология цвета

 

Именно от правильного выбора цвета зависит восприятие всего рекламного продукта в целом. И в этом вопросе, безусловно, необходимо придерживаться научного подхода, а не полагаться на собственные предпочтения. Цветовая гамма не только может визуально испортить в остальном удачный макет, но и вызвать негативные ассоциации у целевой аудитории.  

При выборе цвета есть общеизвестные руководства: например, что красный, желтый, оранжевый – это теплые цвета, которые визуально приближают и увеличивают предмет, в то время как синий, голубой, фиолетовый – цвета холодные, отдаляющие предмет.

Цвет определенным образом влияет на формирование потребительских эмоций.

 

  психология цвета, белый цвет

Белый цвет нейтрален, является цветом готовности воспринимать мир во всех проявлениях.  Он не несет неприятных ощущений (совершенно никаких).  Как правило, он служит фоном, на котором любая информация воспринимается легко, без усилий. В то же время, с помощью белого цвета сложно расставить какие-либо акценты, зато и негативные ассоциации вызвать трудно. Можно только отметить, что белый цвет в печатной рекламе дает возможность создать нейтральный эффект, когда сообщается информация о товаре, без расстановки приоритетов и акцентов.

  Семантика цвета – чистота, юность, свет.

  Но не следует забывать, что в каждой культуре значения цветов различаются, причем иногда кардинально. Например, в Японии белый цвет символизирует смерть.

 

  психология цвета, черный цвет

Черный цвет является цветом самопогружения: он помогает сконцентрироваться и замкнуться на решении конкретной задачи. Под воздействием черного цвета приходит ощущение изоляции от окружающего мира и одиночества. Несмотря на массовое производство черной одежды, способен вызывать уныние и даже депрессию у потенциальных потребителей, если только речь не идет о шрифтах (как раз черные шрифты выглядят вполне уместно и традиционно).

  Семантика цвета – ночь, тайна, печаль.

   

психология цвета, Фиолетовый цвет

Фиолетовый цвет - цвет сосредоточенности (внутренней). Фиолетовый цвет поможет абстрагироваться от всего ненужного и сконцентрироваться на главном. Необходим для принятия творческих решений, поэтому он так близок творческим натурам. Если в рекламном обращении акцент делается на креативность, то фиолетовый цвет будет уместен.

  Семантика цвета: мудрость, артистизм, вдохновение, благородство, мистика.

  

психология цвета, Синий цвет

Синий цвет успокаивает, настраивает потребителя на рациональное принятие решений, не возбуждает психику и не вызывает негативных эмоций, в то же время синий способен привлечь внимание не меньше красного цвета. Помогает сконцентрироваться: не разбрасываться, не расплыться по мелочам.

  Семантика цвета: мир, спокойствие, глубина, мудрость, тишина.

   

психология цвета, Голубой цвет

Голубой цвет выполняет настройку на область возвышенных, платонических  чувств, способен вызывать внутреннее умиротворение, - это цвет интеллекта и гармонии, родства душ. Голубой цвет – цвет всеобщей гармонии и мира.

    Семантика цвета: лед, холод, чистота, искренность.

 

  психология цвета, Зеленый цвет

Зеленый цвет снимает остроту переживаний, все смягчает, способен оказывать целительное и расслабляющее воздействие в силу своей нейтральности. Именно поэтому его так часто используют в рекламе медицинских препаратов, клиник, оздоровительных центров, санаториев и т. д.

  Это свойство зеленого цвета широко используется при печати листовок.

  Семантика цвета: жизнь, природа, гармония, естественность, доброта.

 

  психология цвета, Желтый цвет

Желтый цвет настраивает на коммуникабельность, способствует общению и может придать рекламируемому товару интеллектуальность, помогает легче усваивать новые идеи. Желтый цвет – это цвет общительности и открытости. Помимо этого, желтый цвет обладает способностью наделять предметы интеллектом.Желтый цвет будет удачен в рекламе услуг туристических фирм, детских товаров, а также pr агентств и рекламных агентств.

  Семантика цвета: солнце, праздник, радость, свобода, беспокойство.

 

психология цвета, Оранжевый цвет

Оранжевый цвет вызывает прилив жизненной энергии,  дает оптимистический тонус, защищает от негативного воздействия, поэтому производится так много детской одежды оранжевого цвета. Этот цвет способен сделать потребителя более активным. Оранжевый цвет лучше всего использовать в рекламе медикаментов, а также услуг в области образования и здравоохранения. Оранжевый цвет придает активность и дает ощущение гармонии (душевной) и внутреннего равновесия.

  Семантика цвета: движение, общительность, жизнерадостность, скорость.

   

психология цвета, Розовый цвет

Розовый цвет является прекрасным помощником в сфере личных отношений: он делает нас более внимательными, усиливает чувства.

  Диапазон использования розового: от рекламы товаров для детей до услуг семейных центров.

   

психология цвета, Красный цвет

Красный цвет провоцирует потребителя на принятие немедленного решения, на совершение необдуманного действия, поэтому этот цвет часто используется в рекламе.

  Красный цвет способен вызвать у человека сильное желание совершать поступки, а также сделать энергичное усилие (купить то, что вы рекламируете). Данный цвет, имеет способность быстро привлекать к себе внимание и фиксировать взгляд на предмете.

  Семантика красного цвета – действуйте ради действия: необдуманно, дерзко, поддайтесь первым чувствам.

 Однако не нужно переоценивать этот цвет: переизбыток красного может вызывать агрессию и раздражение, поэтому красный должен употребляться в умеренных дозах.

 

Таким образом, вооружившись необходимыми знаниями о влиянии цвета на потребительское восприятие рекламируемого товара, можно создавать рекламу, которая вызовет «правильные» эмоции и будет способствовать принятию решения о покупке.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для обучающихся по теме "Преобразования графиков тригонометрических функций""

Методические рекомендации содержат теоретический материал,примеры посторения графиков функций взависимости от параметров...

Презентация на тему «Статистические графики»

Эта презентация предназначена для использования на уроке "Статистические графики".Представленная в презентации информация в наглядной и доступной форме способстствует изучению материала урока. Презент...

Методическая разработка открытого урока на по информатике на тему "Создание графиков и диаграмм в MS Excel"

Цели:Обучающая - Научить учащихся создавать диаграммы в MS Excel, выбирать оптимальные способы работы, закрепить знания учащихся.Развивающая – развитие навыков умственной деятельности (обобщение, анал...

Презентация на тему Создание графиков и диаграмм в MS Excel

Данная презентация предназначена для использования совместно с методической разработкой к одноимённому открытому уроку....

Разработка открытого урока по дисциплине МДК0.201. «Организация движения на железнодорожном транспорте.» Тема: Разработка графика движения поездов

Тип урока: комбинированный урок с элементами деловой игры Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый, с элементами проблемного обучения и деловой игры Цель занятия: расширить область ...

Презентация по теме "Компьютерная графика"

Презентация по теме "Компьютерная графика" и "Графический редактор Gimp"...

Интегрированный урок по математике – информатике тема: «Построение графиков функции y=mf(x) и y=f(kx)»

Исследование поведения графиков тригонометрических функций в зависимости от коэффициентов; формирование умений устанавливать соответствие между аналитической записью функции и ее графиком. На уроке дл...