ПРАВИЛА  ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ  АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
презентация к уроку на тему

Каратаева Мария Сергеевна

ПРАВИЛА  ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_diagnostiki_i_otsenki_sostoyaniya.rar95.98 КБ

Подписи к слайдам:

Коэффициент обеспеченности расчетной скорости - отношение (
V
ф
.max
) к базовой расчетной скорости(
V
расч
.
):
За базовую расчетную скорость принята скорость
 
Vрасч.
=
120 км/ч.
Тогда
В практических расчетах рекомендуется пользоваться коэффициентом обеспеченности расчетной скорости.
По результатам диагностики и оценки состояния дорог
в процессе эксплуатации
выявляют участки дорог, не отвечающие нормативным требованиям
к их транспортно-эксплуатационному состоянию и, руководствуясь«Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию, ремонту и реконструкции с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ДОРОГИ
При оценке состояния и назначении работ по ремонту или реконструкции эксплуатируемых дорог возникает необходимость установить фактическую категорию дороги, требуемую категорию по интенсивности движения на момент обследования и расчетную, назначаемую при проектировании реконструкции
Полевые обследования проводят в соответствии с указаниями и методиками измерения основных параметров дорог, приведенными в соответствующих нормативных документах.
В процессе полевых обследований определяют и уточняют:
длину дороги и ее характерных участков, длины прямых и кривых в плане, радиусы кривых в плане, углы поворота трассы, наличие на кривых в плане виражей и их уклоны;
продольные уклоны и видимость поверхности дороги;
высоту насыпей, тип местности по увлажнению;
ширину проезжей части, краевых укрепительных полос, обочин, в том числе ширину укрепленной поверхности и неукрепленной части обочин, ширину полос загрязнения у кромок проезжей части;
тип и состояние дорожной одежды и покрытия на проезжей части, на краевых полосах и обочинах;
показатель продольной и поперечной ровности и коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием;
дефектность покрытия на всем протяжении дороги;
прочность дорожной конструкции на участках с неудовлетворительной ровностью и на участках, где визуально
установлено наличие характерных
дефектов (сетки трещин,
ямочность
, глубокая колея и т.д.);
интенсивность и состав движения;
- фактические габариты и длину мостов;
- местоположение и степень соответствия
требованиямнормативных
документов площадок отдыха, а также пересечений с автомобильными
ижелезными
дорогами, автобусных остановок, ограждений, направляющих и
сигнальныхустройств
, элементов искусственного освещения, тротуаров, пешеходных
ивелосипедных
дорожек.
Диагностика автомобильных дорог
- обследование, сбор и анализ информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования дорог и дорожных сооружений, наличии дефектов и причин их появления, характеристиках транспортных потоков и другой необходимой для оценки и прогноза состояния дорог и дорожных сооружений в процессе дальнейшей эксплуатации.
Работы
по диагностике и оценке состояния дорог
должны выполнять
специализированные
организации, оснащенные соответствующими передвижными лабораториями, приборами и оборудованием
.
В случае, когда фактическая среднегодовая интенсивность движения превышает расчетную для данной категории дороги по 
СНиП
2.05.02-85
, принимают решение о необходимости реконструкции существующей дороги с переводом ее в более высокую категорию
В пределах населенных пунктов сельского и городского типа(городах) ширина проезжей части измеряется в начале и конце застройки (
на подходах
- в местах уширения или сужения проезжей части), в любом
характерном створе
дороги, расположенном в пределах рассматриваемого участка, а также
вместах
изменения ее ширины (если таковое имеется), отслеживаемых визуально.
Число полос движения является общей
характеристикой дороги
, устанавливаемой в ходе обследований как расчетным путем, так
и непосредственно
в результате инструментальных измерений ширины проезжей части.
Следует различать число полос движения, устанавливаемое по:
- официальным данным дорожных организаций;
- фактической разметке проезжей части (при ее наличии);
- фактической ширине проезжей части.
Технический уровень дороги
-
степень соответствия нормативным требованиям постоянных (не меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся только при реконструкции и капитальном ремонте) геометрических параметров и характеристик дороги и ее инженерных сооружений.
Эксплуатационный коэффициент обеспеченности расчетной скорости -
отношение фактической максимальной скорости движения одиночного легкового автомобиля, обеспеченной дорогой по условиям безопасности движения или взаимодействия автомобиля с дорогой на каждом участке (
V
ф
.max
), к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности (
V
расч
):

Оценку качества и состояния автомобильных дорог производят:
при сдаче дороги в эксплуатацию

после строительства с целью определения начального фактического транспортно-эксплуатационного состояния и сопоставления с нормативными требованиями;
периодически в процессе эксплуатации
для контроля за динамикой изменения состояния дороги, прогнозирования этого изменения и планирования работ по ремонту и содержанию;
при разработке плана мероприятий или проекта реконструкции, капитального ремонта или ремонта
для определения ожидаемого транспортно-эксплуатационного состояния, сопоставления его с нормативными требованиями и оценки эффективности намеченных работ;
после выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту на участках выполнения этих работ

с целью определения фактического изменения транспортно-эксплуатационного состояния дорог.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ ПО ДИАГНОСТИКЕ
Диагностика состояния автомобильных дорог включает четыре основных этапа, которые выполняются, как правило, последовательно:
подготовительные работы;
полевые обследования;
камеральная обработка полученной информации;
формирование (обновление) данных.
Для ускорения работ допускается совмещение отдельных этапов(подготовительные работы и полевые обследования, полевые обследования и обработка полученной информации и т.д.).
Требуемую категорию дороги на момент обследования определяют на основании данных о фактической годовой среднесуточной интенсивности движения, полученной в год обследования. Допускается с целью определения требуемой категории дороги использовать данные об интенсивности движения за предыдущий год.
В начале полевых обследований проводят рекогносцировочный осмотр дороги, в процессе которого уточняют:
 местоположение начала и конца характерных участков дороги
местоположение участков дороги, для которых отсутствует исходная информация в технической документации;
места проведения детального инструментального обследования транспортно-эксплуатационных характеристик
При этом точность определения параметров должна быть
для угла
поворота трассы не менее 1 град., для продольного и поперечного
уклона проезжей
части - 5 ‰, для пройденного пути - 0,2 ‰.
Измерение
расстояния геометрической
видимости поверхности
дороги выполняют с помощью дальномера. Порядок проведения
измерений и
обработки результатов изложен в паспорте на данный прибор.
ПРАВИЛА 
ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ 
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 
Общая оценка качества и состояния автомобильных дорог
производится по показателям потребительских свойств, обеспечиваемых фактическим уровнем эксплуатационного содержания, геометрическими параметрами, техническими характеристиками, инженерным оборудованием и обустройством.
Полученная
на основе диагностики и оценки состояния дорог
информация

служит для формирования и систематического обновления автоматизированного банка дорожных данных
(АБДД) как на федеральном, так и на территориальном уровнях.
На одной дороге могут быть выделены участки различных категорий, отличающиеся по основным параметрам, протяженностью не менее 3 км на перегонах и 1 км на подходах к городам.
При меньшей протяженности таких участков их категорию принимают такой же, как на основном протяжении дороги.
На участках подъемов и спусков с дополнительными
полосами движения
ширина проезжей части измеряется в створах начала и
конца дополнительной
полосы полной ширины и в любом створе на уклоне.
На подъездах к мостам (ж/
д
переездам) проводятся
два измерения
ширины проезжей части: в створе до начала отгона ширины
проезжей части
на сужение либо уширение (если таковое имеется) и в створе начала моста(ж/
д
переезда).
В
случае отсутствия изменения ширины проезжей части на
подходах к
мосту, измерение ширины проезжей части на подходах может не производиться.
К потребительским свойствам относятся
обеспеченные дорогой:
скорость,
непрерывность,
безопасность и удобство движения
,
пропускная способность
и уровень загрузки движением; способность пропускать автомобили и автопоезда с разрешенными для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами, а также экологическая безопасность.
Качество дороги -
степень соответствия всего комплекса показателей технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, а также уровня содержания нормативным требованиям.
Для
оценки состояния дорог и дорожных сооружений необходимы сбор и анализ
значительного объема основной
исходной информации
последующим показателям, параметрам и характеристикам:
Общие данные о дороге.
Геометрические параметры и характеристики.
Характеристики дорожной одежды и покрытия.
Искусственные сооружения.
Обустройство и оборудование дорог.
Характеристики движения по дороге.
К
дорогам категории I-Б относят дороги, имеющие две раздельные проезжие части (каждая по две и более полосы движения), с разделительной полосой,
в т.ч. разметкой или разделительным барьером безопасности между ними.
Полевые обследования проводят в теплый период года комбинированным способом: визуальный осмотр с простейшими измерениями и детальное обследование с применением передвижных специализированных лабораторий
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ДОРОГИ


Ширину
проезжей части, левой и правой
краевых укрепленных
полос, укрепленных и неукрепленных обочин (а на дорогах
первой категории
и ширину разделительной полосы) измеряют на каждом
характерном участке
дороги, но не реже чем 1 раз на 1 км.
К
характерным относят:
-
прямые участки в плане с одинаковой шириной проезжей
части и укрепленных
краевых полос, а при отсутствии краевых полос - участки дорог
с одинаковой
шириной проезжей части;
-
горизонтальные участки с продольными уклонами 0 - 20 ‰;
-
участки с продольными уклонами более 20 ‰;
-
участки кривых в плане с радиусами кривых 200 м и более;
-
участки кривых в плане с радиусами кривых менее 200 м;
-
участки сужений проезжей части над трубами, в
местах установки
ограждений, парапетов, направляющих столбиков с шагом установки менее10 м.
Для определения уклонов обочин, заложения
откосов земляного
полотна, поперечных уклонов дорожных покрытий используют
специальные приборы
, в том числе и угломерные линейки (например, типа КП-135), а
так же геодезические
приборы.
Для
определения радиусов горизонтальных кривых,
длин прямых
и кривых, продольных и поперечных уклонов проезжей части
участков автомобильных
дорог применяют специализированные передвижные лаборатории
, оборудованные
соответствующей измерительной аппаратурой (например
, гироскопическими
установками).
При
измерении радиусов кривых в плане
траектория движения
автомобиля должна соответствовать кривизне автомобильной дороги,
для этого
в процессе проезда кривой измерительная установка должна двигаться
строго параллельно
оси проезжей части.
При
измерении радиусов кривых на
автомобильных дорогах
с многополосной проезжей частью передвижная лаборатория
должна двигаться
по внутренней полосе проезжей части (по полосе с наименьшим радиусом)как в прямом, так и в обратном направлении
Потребительские свойства дороги
- совокупность ее транспортно-эксплуатационных показателей (ТЭП АД), непосредственно влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей дорог и влияние на окружающую среду.
Систематический мониторинг
является основой управления состоянием автомобильных дорог и исходной базой для эффективного использования средств и материальных ресурсов, направляемых на реконструкцию, ремонт и содержание дорожной сети.
Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений
производится систематически через установленные промежутки времени на протяжении всего срока службы дорог и дорожных сооружений.
Детальную диагностику и оценку состояния мостовых сооружений осуществляют в соответствии с «Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог» 
ВСН 24-88
,«Инструкцией по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах» 
ВСН4-81
 и
СНиП
3.06.07-86
«Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний».
В зависимости от рельефа местности эти параметры рассматривают как главные или дополнительные критерии при определении категории дороги .
Рельеф местности устанавливают по проектной документации на дорогу.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕВЫХ РАБОТ

Полевые обследования включают осмотр и визуальную оценку отдельных элементов дорог и дорожных сооружений, а также инструментальные измерения параметров и транспортно-эксплуатационных характеристик в установленном порядке
.
Технико-эксплуатационные качества или характеристики дороги(ТЭК АД) -
характеристики надежности и работоспособности дороги как инженерного сооружения, к которым относят прочность дорожной одежды, ровность, шероховатость и сцепные качества покрытий, устойчивость земляного полотна ит.д.
Результаты диагностики и оценки дорог являются пред проектными материалами и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания эксплуатируемых дорог.
К дорогам категории I-A относят дороги, имеющие несколько раздельных проезжих частей (каждая по две и более полосы движения), с разделительными полосами, в т.ч. разметкой или разделительными барьерами между ними, и пересечения в разных уровнях с другими автомобильными или железными дорогами.
В тех случаях, когда из-за одинакового
покрытия визуально
невозможно выделить границу проезжей части и краевой
укрепленной полосы
или укрепленной обочины, их размеры уточняют по данным проектной
и исполнительской документации
Ширину
основной укрепленной поверхности
определяют как
сумму ширины проезжей части и краевых укрепительных полос.
Одновременно
с измерением ширины проезжей части
, краевых
укрепительных полос и обочин в журнал измерений заносят данные о
числе полос
движения, типе и состоянии покрытия и поверхности обочины, а также
о наличии
разметки.
Оценка транспортно-эксплуатационного состояния –
определение степени соответствия нормативным требованиям фактических потребительских свойств автомобильных дорог, их основных параметров и характеристик
Транспортно-эксплуатационное состояние дороги (ТЭС АД) -
комплекс фактических значений параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния на момент обследования и оценки, обеспечивающих ее потребительские свойства.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ ПО ДИАГНОСТИКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Цель диагностики и оценки состояния автомобильных дорог состоит
в получении полной, объективной и достоверной информации о транспортно-эксплуатационном состоянии дорог, условиях их работы и степени соответствия фактических потребительских свойств, параметров и характеристик требованиям движения.
По объему выполнения работ:
1. При первичной диагностике
, как правило, измеряют и оценивают весь комплекс установленных параметров и характеристик состояния дороги, а также транспортного потока.
2.

При повторной диагностике
-только переменные, к которым относятся прочность дорожной одежды, продольная и поперечная ровность (глубина колеи),шероховатость и сцепные качества покрытия, характеристики транспортного потока и др. Кроме того, при повторной диагностике измеряют и оценивают те постоянные параметры и характеристики, которые были изменены в процессе ремонта или реконструкции.
Фактическую категорию
определяют путем сопоставления основных геометрических параметров с нормативными.
К указанным параметрам относят ширину проезжей части (ширину основной укрепленной поверхности), продольные уклоны и радиусы кривых в плане.
Главным геометрическим параметром для установления фактической категории дороги во всех случаях является фактическая ширина проезжей части.
На дорогах или участках дорог значительной протяженности, где при строительстве, реконструкции или ремонте устроены краевые укрепительные полосы, имеющие однотипное покрытие с проезжей частью, таким параметром служит ширина основной укрепленной поверхности, включающая в себя ширину проезжей части и краевых укрепительных полос.
Рекомендуемую при реконструкции категорию дороги определяют проектные организации на основании данных о перспективной интенсивности движения, полученных путем прогноза и технико-экономических расчетов.
В месте измерения ширины проезжей части
разбивают поперечник
, параметры которого заносят в полевой журнал. Измерения
проводят стальной
лентой, рулеткой или курвиметром типа КП-203 с точностью до 0,1 м.
До начала
измерений с поверхности проезжей части, краевых укрепленных полос
и укрепленных
обочин очищают пыль и грязь, чтобы были четко видны
границы укрепления
. На многополосных дорогах и дорогах с высокой
интенсивностью движения
рекомендуется выполнять измерения с использованием
геодезических инструментов
.
Число полос движения, по официальным данным
дорожных организаций
, устанавливается по паспорту дороги при сборе исходной информации.
Число полос движения по фактической разметке проезжей
части устанавливается
при визуальном обследовании покрытия проезжей части.
Число полос движения по фактической ширине проезжей
части устанавливается
расчетным способом путем деления измеренной ширины
проезжей части
на:
- 3,75 для дорог I - II категории;
- 3,5 для дорог III категории;
- 3,0 для дорог IV - V категории.
Количество полос движения принимают равным округленному
до целого
числа результату деления. Округление выполняется в сторону
меньшего значения
в случае, если дробная часть числа равна или меньше: 0,7 для дорог I -II категории, 0,85 для дорог III категории и 0,95 для дорог IV - V категории.
Эксплуатационное состояние
-
степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, инженерного оборудования и обустройства, изменяющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа по теме «Уроки осторожности на дороге»

Тема воспитания культуры поведения на дороге актуальна в работе куратора группы СПО. Классный час, где предложена познавтельная информация,...

ПЛАН ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по профессиональным модулям ПМ 01 «УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ» МДК 01.01 «Управление ассортиментом товаров» ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ МДК 02.01«Оценка качества и основы э

Тема: «Формирование ассортимента кисломолочных товаров на основе оценки конкурентоспособности товара» Тип занятия: формирования умений и навыковВид занятия: практическое, с элементами деловой игр...

Литературная композиция ко дню освобождения г. Калуги от немецко-фашистских оккупантов «Дорогой городок у дороги, Не отдавшийся в руки врагу».

На подвигах и именах Героев формируется характер современной молодежи, будут воспитываться и следующие поколения защитников Отечества. Только в этом залог будущего нашей страны – великой и непоб...

Методические указания по выполнению курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы

Предлагаемая разработка содержит основные положения, рекомендуемые темы, порядок оформления и защиты курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01....

Методическая разработка проведения урока-олимпиады по ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров и УД Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров на тему: "Оценка качества товаров и основы экспертизы"

В основу методической разработки проведения олимпиады легла идея применения игровых технологий. Использование их в учебном процессе позволяет решать практические задачи, развивает профессиональное тво...

Методическая разработка: Учебная презентация "Безопасность на велосипеде" к образовательной программе "Школьник-дорога-автомобиль", 2 год обучения. Раздел 8 Дорожная безопасноть Тема Р.8.Т.1. Дорога и безопасный путь по ней.

В работе представлена Учебная презентация "Безопасность на велосипеде" к образовательной программе "Школьник-дорога-автомобиль", 2 год обучения. Раздел 8 Дорожная безопасноть ...