Конспект занятия. Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций. 1. Основы расчета строительных конструкций Тема: 3. Конструктивные и расчетные схемы. Балки. Расчетные и конструктивные схемы простейших бал
план-конспект занятия на тему

Лабутина Татьяна Марковна

Конспект занятия . Лекция. Конструктивные и расчетные схемы колонн и балок. СПО. Специальность "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_konstruktivnye_i_raschetnye_shemy.docx99.1 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Предмет:  ПМ.01.МДК 01.01. Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций.

Тема: 3. Конструктивные и расчетные схемы.

 Балки. Расчетные и конструктивные схемы простейших балок. Принципы построения расчетных схем по конструктивной схеме.

 Колонны. Конструктивные и расчетные схемы колонн.

Тип  урока:  сообщение новых знаний

Форма проведения:  лекция

Цели урока:

- образовательные: 

 - закрепление полученных ранее знаний,

                          - изучение основ  построения расчетных схем на основе конструктивных

           -   формирование навыков и умений применять знания,

               полученные из ранее изученных дисциплин

               (строительные материалы, техническая механика,

                физика) при выполнении и понимании расчета

                сжатых элементов  - колонн,

                                -  решение профессиональных задач в становлении

                                        специалиста,

                          -  работа по формированию навыков работы в группе,

                          -  работа по формированию умений анализировать

                                    информацию;

- развивающие:   

          - развивать логическое и техническое мышление,

                       - умение пользоваться  и применять нормативную и

                         справочную литературу,

                      - развивать внимание и память,

                    - развитие грамотной речи,

                    - развитие навыков выступать пред аудиторией,

           - приобретение первичных навыков поведения на рынке труда;

- воспитательные:  

 - совершенствовать и поддерживать стремление

                                      учащихся пополнять знания и умения,

                            - воспитывать интерес к предмету и к будущей

                                       специальности,

                            - воспитывать  добросовестное  отношение к

                                    выполнению поставленной цели;

- нравственное воспитание:  

   - воспитание чувства товарищеской  взаимовыручки;

                                  - воспитание этики групповой работы.

ОК, формируемые в процессе занятия: ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9.

ПК, на которые ориентировано содержание занятия: ПК 1, ПК 3.

Метод занятия:  -  поисковый (эвристический),  исследовательский, решение задач, работа с нормативной документацией, объяснительно иллюстрированный.

По дидактическим целям: - способствует совершенствованию приобретенных знаний

Современные педагогические технологии и методы обучения:

 - по степени активности познавательной деятельности: поисковый (эвристический),  

-  исследовательский, решение задач, работа с нормативной документацией,

   объяснительно-иллюстрированный.

- информационно-коммуникационная технология,

- модульно-рейтинговая  образовательная  технология;

Межпредметные связи:

        Предварительные:

- техническая механика,

- архитектура зданий,

- физика,

– математика;

Последующие:

- технология строительного производства,

-курсовое и дипломное проектирование.

Оборудование урока:

Прайс – листы  проката;

Сортамент прокатной стали;

Таблицы определения расчетной длины элементов;

Таблицы для определения радиусов инерции сечений;

Нормативная документация: СП 16.13330.2011 Стальные конструкции.  Актуализированная редакция  СНиП II-23-81* (c Изменением  №1);

Методическое пособие с извлечениями из СНиП

Группа, специальность, курс:  группа 262, 2 курс

Дата:   01 апреля 2015

                     

Этапы занятия

Содержание учебной деятельности

Деятель-ность учителя

Деятель-ность ученика

Актуализа-ция знаний

Фронталь-ный опроса с концентрацией опорных знаний

Работа с нормативной документа-цией

Работа с нормативной документа-цией

Соотношение со знаниями, полученными из курса технической механики, физики

Повторение пройденного материала

Работа с нормативной документа-цией

Работа с нормативной документа-цией

Работа с нормативной документа-цией

Обобщение материала

Конкретиза-ция цели

Исследова-тельское, творческое усвоение знаний

Приветствие, включение студентов в деловой ритм,  краткое подведение итогов предыдущей лекции (основы расчета центрально-сжатых элементов из стали)   в виде краткого фронтального опроса: с концентрацией опорных знаний; соотношение со знаниями, полученными из ранее изученных тем и курсов предметов   ((тех. мех., физика)

1.  Как определить расчетную длину  колонны?

Кто может записать на доске формулу?

(l0 = µl, где l0 – расчетная длина колонны, l – геометрическая длина, µ - коэффициент, зависящий от способа закрепления конструкции)

2. Откройте таблицу значений µ  ( на столах перед вами  методическое пособие, где есть эта таблица) и определите коэффициент µ для нахождения  расчетной длину стальной колонны, если вверху и внизу она опирается шарнирно.

scan 1

(µ = 1)

3. Напишите формулу для вычисления радиуса инерции сечения (на классной доске)

( iх = √(Ix/A ,  где Ix - момент инерции, А – площадь поперечного сечения)

4. Как определить радиус инерции прокатного изделия

( в сортаменте прокатных сталей)

5. Какой из двух радиусов инерции принимают к расчету?

(минимальный)

6. Почему?

( чтобы принять к расчету максимальную гибкость)

7. По какой формуле определяется гибкость элемента? Напишите на классной доске.

(λ = l0/i)

8. Как определить условную гибкость элемента? Кто запишет формулу на доске?

-  = λ√ Rу /Е)

9. Находим  в методическом пособии таблицу 6 типов кривой устойчивости СП 53-102-2004

scan 3

 Назовите тип устойчивости для сечения «труба»

(а)

10. Находим  в методическом пособии таблицу Д.1 Приложение (обязательное) СП 53-102-2004, вспоминаем  как по условной гибкости найти коэффициент продольного изгиба φ   для определенного ранее типа сечения. Если тип а, условная гибкость 3, чему равен φ?

Приложение Д  (обязательное) СП 53-102-2004

Таблица Д.1 - Коэффициенты устойчивости при центральном сжатии

Условная гибкость http://files.stroyinf.ru/data2/1/4293811/4293811639.files/x434.png

Коэффициенты φ для типа сечения

Условная гибкость http://files.stroyinf.ru/data2/1/4293811/4293811639.files/x434.png

Коэффициенты φ для типа сечения

а

b

с

а

b

с

0,4

999

998

992

5,4

261

255

0,6

994

986

950

5,6

242

240

0,8

981

967

929

5,8

226

1,0

968

948

901

6,0

211

1,2

954

927

878

6,2

198

1,4

938

905

842

6,4

186

1,6

920

881

811

6,6

174

1,8

900

855

778

6,8

164

2,0

877

826

744

7,0

155

2,2

851

794

709

7,2

147

2,4

820

760

672

7,4

139

2,6

785

722

635

7,6

132

2,8

747

683

598

7,8

125

3,0

704

643

562

8,0

119

3,2

660

602

526

8,5

105

3,4

615

562

492

9,0

094

3,6

572

524

460

9,5

084

3,8

530

487

430

10,0

076

4,0

475

453

401

10,5

069

4,2

431

421

375

11,0

063

4,4

393

392

351

11,5

057

4,6

359

359

328

12,0

053

4,8

330

330

308

12,5

049

5,0

304

304

289

13,0

045

5,2

281

281

271

14,0

039

Примечание - Значения коэффициентов φ в таблице увеличены в 1000 раз.

 (0,704)

11. Напишите  (на доске) формулу проверки общей устойчивости

(σ = N/( φА) < Rу γс )

12. Как проверить гибкость колонны (таблица 32 СП 53-102-2004)? 

Предельные гибкости сжатых элементов

Таблица 32 СП 53-102-2004
 

Элементы конструкций

Предельная гибкость сжатых элементов 

1 Пояса, опорные раскосы и стойки, передающие опорные реакции:

а) плоских ферм, структурных конструкций и пространственных конструкций из труб или парных уголков высотой до 50 м

180-60

б) пространственных конструкций из одиночных уголков, а также пространственных конструкций из труб и парных уголков высотой св. 50 м

120

2 Элементы, кроме указанных в позициях 1 и 7:

а) плоских ферм, сварных пространственных и структурных конструкций из одиночных уголков, пространственных и структурных конструкций из труб и парных уголков

210-60

б) пространственных и структурных конструкций из одиночных уголков с болтовыми соединениями

220-40

3 Верхние пояса ферм, не закрепленные в процессе монтажа (предельную гибкость после завершения монтажа следует принимать по позиции 1)

220

4 Основные колонны

180-60

5 Второстепенные колонны (стойки фахверка, фонарей и т.п.), элементы решетки колонн, элементы вертикальных связей между колоннами (ниже балок крановых путей)

210-60

6 Элементы связей, кроме указанных в позиции 5, а также стержни, служащие для уменьшения расчетной длины сжатых стержней, и другие ненагруженные элементы, кроме указанных в позиции 7

200

7 Сжатые и ненагруженные элементы пространственных конструкций таврового и крестового сечений, подверженные воздействию ветровых нагрузок, при проверке гибкости в вертикальной плоскости

150

Обозначение, принятое в таблице 32:
     
     
СП 16.13330.2011 Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81* (с Изменением N 1) - коэффициент, принимаемый не менее 0,5 (в необходимых случаях вместо  следует принимать ).

(  λ = l0/i < λпред.,

 где λпред. =180-60α,  

α = N/( φ АRу γс) > 0,5)

Практически мы обобщили материал, пройденный ранее,  и на доске в процессе ответов  записан алгоритм решения подобной задачи. Кроме того, мы просмотрели таблицы в методических пособиях, требуемые для расчета. Примеры подробно были разобраны на предыдущем занятии. Вы можете воспользоваться записанной лекцией для решения задачи.

Дискуссионной беседой  определяем и конкретизируем цель – мы можем подобрать стержень колонны  различного профиля под нагрузку.

Итог: (цель) – полное усвоение предыдущего материала, т.к. (мотивация) на нем базируется последующий  (нельзя, не зная таких понятий как гибкость, условная гибкость, коэффициент продольного изгиба, типы кривой устойчивости перейти к расчету, т.е. к подбору сечения элемента).

Я предлагаю провести эту практическую работу в следующей форме:

Разобьем  класс на 5 групп:

5 студентов у нас будут заказчики: им нужно выбрать наиболее удобный вариант сечения колонны:  она должна быть прочна, устойчива и, по возможности,  дешева. Это зависит от формы принятого сечения. Они проверят расчеты, определят достоинства и недостатки каждого варианта.

20 студентов разобьются на группы по 5 человек.  Это будут 5 проектных мастерских. Каждая группа  предложит свое сечение для колонны, рассчитает его и определит его стоимость (на основании прайс-листов).

Заказчики выберут наиболее достойный вариант. Они объявляют конкурс  на проектное решение формы сечения стержня колонны из прокатного профиля.

Их условия:

  1. колонна является основной стальной колонной общественного здания (нормальный уровень ответственности, т.е. γn  = 0,95;
  2. колонна должна выдержать нагрузку

N = 400 кН;

  1. Длина колонны l = 2,8 метра;
  2. Шарнирное закрепление колонны сверху и снизу;

1-е проектное бюро предлагает выполнить колонну из прокатного широкополочного двутавра;

2-е проектное бюро предлагает выполнить колонну из 2-х сваренных швеллеров;

3-е проектое бюро предлагает выполнить колонну из одного прокатного швеллера;

4-е проектное бюро предлагает выполнить колонну сечением труба

Начинается работа.

Расчеты, выполненные студентами прилагаются.

Заказчик выбирает наиболее рациональный вариант и оглашает свой выбор с комментариями:

«1 проектное бюро»  приняло к расчету двутавр 23 Б1,  однако  после расчета убедилось, что общая устойчивость не обеспечена, так как полученные напряжения превышают расчетное сопротивления стали  (прочность), поэтому  было увеличено сечение и принят к расчету двутавр 26Ш1. Расчетом было доказано, что гибкость в пределах нормы. Жесткости стержня достаточно. Общая устойчивость обеспечена. Стоимость (на основании норм и прайс-листов) стержня колонны составила 2033 рубля.

«2 проектное бюро»  приняло к расчету сечение из 2 сваренных швеллеров 12П,  после расчета убедилось, что гибкость в пределах нормы. Жесткости стержня достаточно. Общая устойчивость обеспечена. Стоимость (на основании норм и прайс-листов) стержня колонны составила 2659 рублей.

«3 проектное бюро»  приняло к расчету сечение – труба 159×6,  однако  после расчета убедилось,  что гибкость превышает значение предельно допустимой.  Жесткости стержня не достаточно.

Поэтому приняли к расчету трубу большего диаметра 219×8, однако  после расчета убедилось,  что гибкость превышает значение предельно допустимой. Жесткости стержня не достаточно.

Увеличили диаметр – приняли к расчету трубу 325×10. Расчетом было доказано, что гибкость в пределах нормы. Жесткости стержня достаточно. Общая устойчивость обеспечена. Стоимость (на основании норм и прайс-листов) стержня колонны составила 106999 рублей.

«4 проектное бюро»  приняло к расчету сечение из двух швеллеров 24П.  Однако  после расчета убедилось, что общая устойчивость не обеспечена, так как полученные напряжения превышают расчетное сопротивления стали  (прочность).

 Поэтому  было изменено сечение и принято  к расчету сечение из двух швеллеров 22 П. Расчет гибкости показал, что гибкость не превышает значение предельно допустимой. Жесткости стержня не достаточно.

Тогда приняли к расчету сечение из двух швеллеров 22П.  Расчетом доказали, что гибкость в пределах нормы. Жесткости стержня достаточно. Общая устойчивость обеспечена. Стоимость (на основании норм и прайс-листов) стержня колонны составила 3117 рублей.

«Заказчик» проверил расчеты и принял в работу вариант, предложенный  «1 проектным бюро».

Подводятся итоги.

Выставляются оценки каждому учащемуся.

Преподаватель дополнительно выставляет оценки «5» той группе, чей вариант принял заказчик, и ребятам, которые были самыми активными из других групп.

 

- создает условия для актуализации знаний обучающихся

- организует  проблемную ситуацию

- организует мыслитель-ную деятельность обучающихся,

 - ведёт беседу с классом,

- обеспечивает самостоятельный выбор различных вариантов ответов,

 - создаёт условия для формулирования темы урока,

- Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым  объектам

- Организует работу учащихся с нормативной документа-цией и с информацией  по плану урока.

- Ведёт беседу с классом, организует мыслительную деятельность обучающихся.

- Организует работу учащихся с нормативной документа-цией и с новой информацией  по плану урока.

- Ведёт беседу с классом, организует мыслительную деятельность обучающихся.

-формулируют цели урока,

предлагают пути их достижения

 

- создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности

- Создает учебную ситуацию для развития познаватель-ных коммуника-тивных процессов при выполнении групповой работы

-работа по формирова-нию навыков работы в группе,

- управление процессом решения проблемных задач

        

-  работа по формирова-нию умений анализиро-вать                       информацию;

- создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающими-ся результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.

- создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов,  эмоционального состояния.

- обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений

- отвечают на поставлен-ные вопросы;

-актуализиру-ют свои знания;

-осуществляют поиск информации  и ее преобразование

- Студенты под руковод-ством преподавате-ля рассуждают, решают познаватель-ные задачи, анализируют, сравнивают, обобщают : формирование прочных знаний

- самостоя-тельное выделение познавательной цели,

- планирова-

ние,

- прогнозиро-вание,

- выбор оптималь-ных способов решения задач,

сравнивают объекты, анализируют, обобщают, доказывают и делают выводы.

- умение слушать и вступать в диалог,

- участие в коллектив-ном обсуждении проблем,

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуника-ции,

- владение монологи-ческой и диалоги-ческой речью

- решение профессиональных задач в становлении                           специалиста,

- развитие навыков выступать пред аудиторией,

- приобрете-ние первичных навыков поведения на рынке труда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы ПМ 01 "Участие в проектировании зданий и сооружений" тема 2.1 "Основы проектирования строительных конструкций"

Методические рекомендации по выполнению  курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по ПМ.01  Участие в проектировании зданий и сооружений.Методические рекоме...

ПРАКТИКУМ (методическое учебно-практическое издание) по проведению учебно-практического занятия по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооружений Тема 2.1 Основы проектирования строительных конструкций т.4 Основы расчета строит

ПРАКТИКУМ адресован будущим техникам строителям. В издании приведена методика расчета стальных колонн. Приведены необходимые извлечения из нормативной документации, требуемые к расчету таблицы. Привед...

КОС МДК 01.01. Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций

Комплект оценочных средств МДК 01.01. Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций. СПО. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений....

Методическое пособие на тему: Повторительно-обобщающий урок по дисциплине "Основы проектирования строительных конструкций"

Необходимость решать важнейшую проблему активизации познавательной деятельности студентов в процессе обучения привела меня к решению проводить повторительно-обобщающий урок по дисциплине «Основы...

ПМ 01 МДК 01.01 Основы проектирования строительных конструкций

Практическое задание №30. Расчет и конструирование центально сжатой колонны...