Методическая разработка урока учебной практики по теме "Дефекты шпатлеванной поверхности и способы их устранения при подготовке поверхности под окраску"
план-конспект урока на тему

Тарасенко Анастасия Евгеньевна

Разработка предназначена для проведения урока учебной практики для обучающихся относящихся к категории ЛОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_uchebnoy_praktiki_p.o.docx44.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский политехнический центр №1»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урока учебной практики

(производственного обучения)

Профессия: «Маляр»

По теме: «Дефекты шпатлеванной поверхности и способы их  устранения при подготовке поверхности под окраску»

Выполнила:

Мастер производственного обучения

А.Е.Тарасенко

г. Александровск-Сахалинский

2016г.


 Пояснительная записка

Актуальность: Малярные  работы – одни из самых трудоемких в строительном производстве и реконструкции зданий. Это завершающие работы, от качества, выполнения которых зависит вид возведенного здания. Малярные работы придают поверхностям законченный вид, санитарно-гигиенические и декоративные качества, защищают их от вредных воздействий окружающей среды. Трудоемкость производства малярных работ зависит не только от подготовки оснований и применяемых составов, но и от квалификации и знания маляров, их умения качественно работать и применять рациональные способы выполнения малярных работ, как при механизированном, так и при ручном устройстве окрасочных покрытий.

Урок формирования первичных трудовых приемов и навыков начинается с представления темы и цели урока с помощью мультимедиа, а также материалов по актуализации ранее изученного материала. Применение мультимедиа способствует лучшему зрительному усвоению материала.

Работая над планом урока производственного обучения, я старалась учесть следующие моменты: помочь обучающимся обобщить полученные знания, раскрыть их творческий потенциал и научить анализировать свою деятельность.

Данная методическая разработка урока учебной практики (производственного обучения) по теме: «Дефекты шпатлеванной поверхности и способы их  устранения при подготовке поверхности под окраску» разработана для обучающихся образовательных учреждений IIIV- вида с целью обучения выпускников по профессии: «Маляр», с учетом возрастных, психологических и физических особенностей обучающихся. Глубина изучения материала определяется уровнем развития мыслительной деятельности обучающихся.  Очевидно, что данная категория  обучающихся в процессе обучения испытывают различные затруднения в освоении профессии.

Настоящая методическая разработка поможет обучающимся расширить свой словарный запас, стимулировать развитие высших психических функций (речь, память, мышление, восприятие и т.д.), повысить активность и самостоятельность своей деятельности, освоить профессиональные навыки.


Психолого-педагогическое объяснения специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями

        

           Группа обучается в ГБПОУ «Сахалинский политехнический центр № 1» по профессии «Маляр» со сроком обучения 1 год 10 месяцев (на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIIV – вида без получения среднего(полного) общего образования).

В группе 15 человек. Возраст 16-21 год. Двенадцать обучающихся относятся к категории сироты. Подростки склонны к правонарушениям, асоциальному поведению.

При изучении личных дел было выявлено, что при поступлении основная масса обучающихся имела аттестаты с удовлетворительными оценками.

При анализе результатов диагностики мышления выявилось, что доминирующее количество обучающихся имеют показатель ниже нормы. У обучающихся  слабые знания по предметам. Так же возникли затруднения из-за отсутствия за ними надлежащего контроля.

Ведущим фактором, влияющим на становление познавательного интереса к предмету производственного обучения, было и остается осознание обучающимися своей успешности в обучении, способности к самоутверждению при изучении прошлого. Вместе с тем прослеживается тенденция к снижению уровня усвоения обще учебных умений – развернутой речи (плохо выражают свои мысли, не умеют рассуждать, делать выводы), не представляют конечный результат своей работы.

Современное поколение обучающихся  пресыщено потоком всевозможной неупорядоченной яркой информации, обрушивающейся на них отовсюду. У обучающихся прослеживается тенденция перехода от книжной культуры познания (основной на изучении текстов) к экранно-зрительной культуре отражения мира.

У некоторых обучающихся отсутствует способность самостоятельно отличать главный учебный материал от второстепенного, подростки могут запомнить второстепенные, но яркие детали и упустить важные для понимания курса сведения, не умеют выстраивать технологическую последовательность работ.

Несмотря на это многие обучающиеся готовы добросовестно выполнять учебные упражнения. Меньшая часть обучающихся может работать интенсивно.

Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у них не только состояние скуки, апатии, безразличия, но и порой резко отрицательное отношение к «неинтересным урокам». При этом для обучающихся  в равной степени имеет значение, как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями.

Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Обучающиеся умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В группе преобладает спокойный, доброжелательный настрой.

Достижение высоких результатов в обучении в данной группе требует не только решения предусмотренных программой задач развивающего обучения, но и использования методик компенсации пробелов в развитии обучающихся.


Структура урока

1.        Организационная часть – 5 мин.

2.        Вводный инструктаж – 45 мин.:

  - целевая установка (мотивация учебной деятельности);

- актуализация знаний и опыта обучающихся;

- формирование ориентировочной основы деятельности.

3.        Текущий инструктаж 4ч. 45 мин.;

- упражнения обучающихся в освоении трудовых приемов;

- целевые обходы рабочих мест, индивидуальное и коллективное инструктирование обучающихся;

- прием и оценка выполненных работ.

4. Заключительный инструктаж – 25 мин.        


Тема урока:

Дефекты шпатлеванной поверхности и способы их  устранения при подготовке поверхности под окраску.

Цели урока:

Обучающая: сформировать профессиональные умения и навыки по определению дефектов шпаклеванной поверхности и подбору способов их устранения.

Развивающая: продолжать формировать умения применять теоретические знания на практике, зрительно контролировать правильность и точность своих движений, развивать методы контроля и самоконтроля.

Воспитательная:

  • проявить устойчивый интерес к овладению избранной профессии;
  • воспитывать культуру труда и ответственность за качество выполненной работы, умение работать в команде;
  • прививать бережное отношение к инструментам и материалам.

Межпредметные связи: технология малярных работ, материаловедение.

Материально – техническое оснащение урока:

Оборудование: стремянки, подмости.

Инструменты и материалы: шпателя (широкий) - 12 шт.; шпатель (узкий) – 12 шт.; сеткодержатель – 12 шт.; шпатлевка – 5 кг.; емкости.

Ход урока.

  1. Организационная часть:

- проверка присутствующих обучающихся на занятии;

- выяснение причин отсутствия;

- проверка готовности к занятию

- оценка рабочей одежды обучающихся на соответствие безопасным условиям труда.

II. Вводный инструктаж:

А) целевая установка

Сообщение темы и цели урока.

Тема:

Дефекты шпатлеванной поверхности и способы их устранения при подготовке поверхности под окраски.

Цель: сформировать профессиональные умения и навыки по определению дефектов поверхности и подбору способов их устранения.

Назначение урока:

Качество окрасок зависит от качественного выполнения каждой операции, входящей в процесс выполнения подготовки поверхности под окраски. А для этого   необходимо знать следующее:

- какие дефекты возникают при шпатлевании поверхности;

- из-за чего они возникают;

- как правильно определить дефект на поверхности;

- знать способ его устранения;

- как применить свои практические умения.

- как самостоятельно проверить качество выполненной работы.

Поэтому мы должны вспомнить знания полученные на теоретическом обучении. Повторение проведем в виде игры-соревнования.

Для того, чтобы работать было эффективнее  я разбиваю вас на 2 бригады

Б)-актуализация опорных знаний.

Контроль теоретических и практических знаний, полученных на ранее пройденных уроках.

Результаты актуализации будут заносится в таблицу (приложение 1)

Задание № 1.Словесный бой  (приложение 2)

Член каждой бригады по очереди выбирает вопрос и дает ответ. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл

Если ответ неправильный, то право сказать правильный ответ переходит к любому желающему за персональный выигрыш в 2 балла.

Время на игру: 10 минут.

Задание № 2. «Магазин»

Предоставляется набор инструментов. Необходимо выбрать инструмент каждой бригаде для подготовки поверхности под окрашивание.

Дать пояснения каждому выбранному инструменту: как называется, какие операции им выполняют.

А какие инструменты были не нужны при выполнении данной операции и почему?

Конкурс оценивается в 2 балла

Время на игру : 10 минут.

Задание № 3. «Шпатлевание»

Вызывается по два из участника из бригад дается задание зашпаклевать поверхность.

Первая пара  производит организацию  рабочего места, вторая пара непосредственно шпаклюет поверхность.

Конкурс оценивается в 2 балла.

Время на подготовку: 3 минуты.

Подведение итогов:

Итак, в процессе выполнения заданий мы вспомнили пройденный материал по подготовке поверхности под окраски. Оглашаю количество баллов  каждой бригады.

В) - формирование умений и навыков.

Снова тема  цель (спросить у обучающихся)

У нас есть поверхности, которые вы на предыдущих уроках подготавливали под окраску.

 Задание № 4 «Знатоки» (приложение 5)

Каждой бригаде выдаются макеты дефектов подготовки поверхности под окраску.  С помощью инструкционной карты необходимо определить причину дефекта и способ устранения.

Мастер выдает каждой бригаде инструкционные карты и макеты.

Дает время на обсуждение

Работа оценивается в 3 балла.

Время на подготовку: 3 минуты.

Вами были проведены все операции по подготовке поверхности под улучшенное окрашивание. Основными дефектами, встречающимися на данной поверхности считаются имеющиеся раковины, следы от шпателя, провалы и наплывы, бугры, волнистость.

Показ мастером устранения данных дефектов (стойка, хватка и т.д.)

Закрепление: вызов обучающихся для повтора операции по устранению дефектов.

Самоконтроль заключается в тщательном зрительном осмотре поверхности, который обязательно нужно проводить при достаточном дневном освещении.

Организация рабочего места

Безопасность труда на рабочем месте:

-требования к спец.одежде

- требования к ручным инструментам.

- требования к стремянкам, подмостям.

Итак, мы с вами разобрали и закрепили материал нашего урока.

Задание на урок: Выполнить каждой бригаде операции по устранению дефектов шпатлеванной поверхности.

Прежде, чем приступить к работе , напоминаю:

Организация рабочего места

Безопасность труда на рабочем месте:

-требования к спец.одежде

- требования к ручным инструментам.

- требования к стремянкам, подмостям.

Оценивание вашей работы будет по следующим показателям:

  1. Организация рабочего места – 5 баллов
  2. Безопасность труда – 5 баллов
  3. Качество выполненной работы – 15 баллов

Итого: 25 баллов

Критерии оценок

«5» -  24-25 баллов

«4» - 22-23 баллов

«3» - 19 – 21 бал

Снятие баллов

  1.  Незначительное нарушение безопасности труда – 1 балл
  2. Организация рабочего места не соответствует требованиям – 1 балл
  3. Применение инструментов не по назначению– 1 балл
  4. Поверхность неровная,  дефекты видны на расстоянии 2 метров – 1-бал
  5. Остались незначительные дефекты поверхности, невидимые на расстоянии 2 метров – 1 балл
  6. Не удалены стыки на поверхности – 1 бал
  7. Не удалены бугры на поверхности – 1 бал
  8. Не удалены раковины на поверхности- 1 бал
  9. Не удалены полосы от шпателя на поверхности – 1 бал
  10.  Не удалены провалы на поверхности – 1 бал
  11.  Не удалены наплывы на поверхности - бал

III.Текущий инструктаж

Выполнение целевых обходов:

а)        Проверить начало работы, оценить, как организовано рабочее место.

Б)        Проверить правильность выполнения приемов работ. Проверить, как используются бригадные формы работы, провести индивидуальный инструктаж.

В)        соблюдение правил безопасности труда.

Г)        соблюдение дисциплины труда.

Д)        эффективность использования , инструментов и материала.

Е)        инструктаж наиболее слабой бригаде.

Ж) прием работ.

З)         подсчет баллов успеваемости совместно с бригадами.

        Для формирования сенсорных навыков мастер объясняет обучающимся способы  визуального контроля (т.е. действия зри своими ощущениями. В начале освоения приема они должны руководствоваться зрительными ощущениями, сверяя свои действия с действиями мастера, как наиболее рациональными и эталонными.

Первый обход – проверяется организация рабочих мест. Особое внимание обращается на обучающихся, которые невнимательны, часто отвлекаются.

Второй обход – проверяется качество выполнения трудовых приемов и соблюдение правил безопасности труда.

Третий обход – проверяется правильность ведения самоконтроля, выясняются причины затруднений в работе, оказание помощи.

Четвёртый обход – производится оценивание работ.

Пятый обход – даются указания по уборке рабочих мест.

IV. Заключительный инструктаж.

Подведение итогов работы:

- мастер организует просмотр работ бригад с комментированием, обращаясь к инструкционной карте и критериям оценок.

- мастер обсуждает совместно с группой положительные моменты и лучшую работу.

- выставление оценок.

- мастер выдает домашнее задание.

Завершение занятия

Объявляется завершение урока  учебной практики (производственного обучения), уборка рабочих мест.

После выполнения комплекса малярных работ  инструменты моются и сдаются мастеру.


Приложение № 1

Бригада 1

Бригада 2

балы

балы

Задание № 1«Словесный бой»

Задание № 2 «Магазин»

Задание № 3

«Шпатлевание»

Задание № 4

«Знатоки»


Приложение № 2

А

Б

В

Г

Д

Е

1

Какие из этих составов являются неводными: клеевая, масляная, силикатная?

Какую операцию не производят при подготовке поверхности под водную окраску: огрунтовка, шпатлевание, проолифка?

Какие из этих составовявляются водными: известковые, лаки, эмали?

Какую окраску

по

качеству

выполняют в кинотеатрах и Дворцах

культуры:

простую, улучшенную, высококачественную?

Перечислите средства индивидуальной защиты при малярных

работах?

Какой из этих составов образует прозрачную пленку: лак, эмаль, известь?

2

Что вводят в окрасочный состав для придания ему цвета: пигменты, наполнители, связующие?

Что вытягивают на границе панели и гобилена: фриз, филенку?

Какова продолжительность пребывания рабочего в свежеокрашенном помещении: 2 часа, 4 часа, 6 часов?

Работа каким инструментом дает наибольшую производительность: кистью-ручником, флейцевой кистью, валиком?

Какой дефект образуется при окраске неводными составами: разводы, сетка трещин, пузыри?

Какой дефект образуется при окраске жидкими составами: потеки, стыки, разводы?

3

Какую операцию не производят при подготовке деревянной поверхности под окраску: огрунтовка, шпатлевание, выжигание?

В каких помещениях можно использовать гипсовую шпатлевку: сухих, влажных?

Какой из перечисленных цветов относится к ахроматическим: белый, красный, желтый?

Для разметки поверхности требуется: шнур и линейка;

карандаш и правило; рулетка и отвес?

Какой из перечисленных цветов относится к хроматическим: белый, красный, черный?

Как называется верхняя часть стены: гобилен, панель, фриз?

4

Какой инструмент используют для шпатлевания: шпатель, кисть, правило?

Чем контролируют ровность поверхности: уровень, правило, линейка?

Каким инструментом вытягивают филенку: валик, флейц, макловица?

Оборудование для производства малярных работ внутри помещения: подмости, леса, стремянки?

От чего зависит толщина нанесенного слоя шпатлевки: от угла наклона шпателя; от ширины шпателя?

В каких помещениях применяют улучшенную окраску: подсобных, жилых?

Ответы к приложению № 2

А

Б

В

Г

Д

Е

1

Клеевая, Масляная, Силикатная.

Огрунтовка, Проолифка,

Шпатлевание.

Известковые ,Лаки,

Эмали.

Простую, Улучшенную, Высококачественную

Спец.одежда, перчатки, косынка, очки, респиратор.

Подмости, уровень, отвес.

Лак,

Эмаль, Известь.

2

Пигменты, Наполнители,

Связующие

Филенку

Фриз

2 часа

4 часа

6 часов

 Кистью-ручником, Флейцевой кистью, Валиком

Разводы, Сетка трещин, Пузыри

Потеки, Стыки, Разводы,

3

Огрунтовка, Шпатлевание, Выжигание

В сухих,

Влажных.

Белый, Красный, Желтый

Шнур и линейка;

Карандаш и правило; Рулетка и отвес

Красный,

Белый, Черный

Гобилен, Панель,

Фриз

4

Шпатель, Кисть, Правило  

Уровень, Правило, Линейка

Валик,

Макловица, Флейц

Подмости, Стремянки,

Леса

От угла наклона шпателя.

От ширины шпателя

В гражданских и жилых помещениях,

В подсобных помещениях


Приложение № 3

Инструкционная карта

По теме: Дефекты  шпатлеванной поверхности и способы устранения при подготовке поверхности под окрашивание.

Дефекты

Причины

Способы устранения

Полосы от шпателя

Неисправный инструмент, использование не рабочей стороны шпателя, неаккуратная работа.

Заменить инструмент исправным; Обработать высохшую поверхность мелкозернистой шлифовальной бумагой или абразивной сеткой.

Раковины

Очень густой шпатлевочный состав, поверхность плохо огрунтована.

Довести состав до нужной густоты. Дополнительно после высыхания поверхности подшпатлевать дефектные места и зачистить шлифовальной бумагой или абразивной сеткой.

Наплывы

В основном образуются в месте примыкания стены и пола из-за недостаточной густоты шпатлевочного состава.

Довести шпатлевочный состав до рабочей густоты, аккуратно работать прижимая плотно лезвие шпателя к месту примыкания стены и пола.

Провалы

Плохо выровнена поверхность

Чтобы зашпатлевать провал нужно использовать шпатель такой ширины, чтоб он был шире пятна провала

Стыки

Большие перерывы в работе на одной стене.

Шпатлевание стен желательно производить в один прием, то есть начинать и заканчивать работу на одной стене в один день. Высохшую шпатлевку нужно смочить из пульверизатора и разглаживать переход с захватыванием ранее смоченного зашпатлеванного слоя.

Увеличена толщина слоя шпатлевки

Выравнивание поверхности производилось без правила.

Снять увеличенный слой сначала с помощью крупнозернистой шлифовальной бумаги, затем зашпатлевать финишной шпатлевкой.

Бугры

Недостаточно подготовлена и очищена поверхность, в поверхности остались неудаленные гвозди.

Удалить гвозди и зашпатлевать поверхность, снять бугор с помощью шпателя или крупной шлифовальной бумагой, загрунтовать и зашпатлевать поверхность.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока учебной практики по теме «Виды слесарных операций и способы обработки металла» по профессии 23.01.03 Автомеханик

В методической разработке представлен пример урока учебной практики по профессии 23.01.03 Автомеханик для обучающихся 1 курса....

Методическая разработка урока учебной практики по профессии 43.01.09 Повар, кондитер Механическая кулинарная обработка, нарезание и подготовка к фаршированию плодовых овощей.

Методическая разработка урока учебной практики     по профессии 43.01.09 Повар, кондитерМеханическая кулинарная обработка, нарезание и подготовка к фаршированию плодовых овощей....

Методическая разработка урока учебной практики "Подготовка к работе сеялки СЗС-2.1"

Методическая разработка урока учебной практики на тему  "Подготовка к работе сеялки СЗС-2.1"  является частью раздела "Подготовка МТА к работе" профессионального модуля ...

Методическая разработка урока учебной практики по теме "Виды слесарных операций и способы обработки металла"

Методическая разработка урока учебной практики по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомоблилей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ по профессии «Повар, кондитер» ПМ 02. Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИпо профессии «Повар, кондитер»ПМ 02. Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообра...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ТЕМА: Оштукатуривание поверхности простой штукатуркой

Методическая разработка занятия на тему: «Оштукатуривание поверхностей простой штукатуркой» предназначена для студентов 1 курса по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декор...