Конспект урока производственного обучения
план-конспект урока

Конспект урока производственного обучения по профессии "Каменщик"

УП Выполнение кирпичной кладки

Тема урока № 1 "Облегченная колодцевая кладка стен в 2,5 кирпича с расшивкой швов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_kolodtsevaya_kladka.doc447.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное казенное

профессиональное образовательное учреждение

«Обуховское училище № 4»

Бедзан Галина Валентиновна

мастер производственного обучения

первой квалификационной категории.

Конспект урока производственного обучения

по профессии «Каменщик»

УП 03 «Выполнение каменных работ»

Раздел 2 «Выполнение кирпичной кладки»

Тема № 9

«Облегченная кирпичная кладка»

Тема урока № 1

«Облегченная колодцевая кладка стен толщиной в 2,5 кирпича                                  с расшивкой швов»

Место проведения урока: мастерская ПУ-4

Цели урока:

1. Обучающая:

  1. Формирование первоначальных умений и навыков по выполнению облегченной колодцевой кладки стен толщиной в 2,5 кирпича  с расшивкой                                швов;
  2. Отработка приемов и операций по выполнению облегченной колодцевой кладки стен толщиной в 2,5 кирпича  с расшивкой швов:
  3. Связь производственного обучения и специальных предметов.

2. Развивающая:

       а) развитие у обучающихся координации рук; сосредоточенности, зрительной памяти и внимания, наблюдательности, глазомера в процессе выполнения каменных работ;

       б)  развитие навыков самостоятельной работы по инструкционной технологической карте;

       в) содействие развитию личных качеств (ответственности, аккуратности).

3. Воспитательная:

  1. Прививать чувство ответственности и понимания значимости профессии «Каменщик» в современных условиях
  2. Воспитывать целенаправленность, организованность, самостоятельность и чувство ответственности за выполненную работу;
  3. Бережное отношение к оборудованию и инструментам.

Тип урока:  выполнение комплексных работ облегченной колодцевой кладки стен толщиной в 2,5 кирпича  с расшивкой швов

Форма организации обучения: групповая

Технологии и методы обучения:

Активный метод обучения: привлечение учащихся к демонстрации приемов работы, составлению алгоритма последовательности действий, работа малыми группами.

Межпредметные связи:

СП 03.01. Технология каменных работ. Технология кладки дымовых и вентиляционных каналов.

Материально-техническое обеспечение урока.

  • Кельма
  • Молоток- кельма
  • Расшивки
  • Швабровка
  • Правила-порядовки.
  • Кирпич
  • Раствор

Документация

  • Инструкционная технологическая карта  

Дидактическое обеспечение:

  1. Критерии оценок
  2. Оценочный лист
  3. Тестовые задания
  4. Инструкции по охране труда
  5. Технологические карты

Используемая литература:

1. И. И. Ищенко «Технология каменных и монтажных работ»

2А.А. Лукин «Технология каменных работ»

3. Л.Н. Борилова, А.В. Исправникова «Организация и технология строительных каменных работ»

Ход урока.

1. Организационная часть -  10 мин.

  - Приветствие

  - Проверка присутствующих учащихся;

  - Проверка спецодежды (головные уборы, очки).

2. Вводный инструктаж - 30 мин.

 1). Сообщить учащимся тему урока.

 2). Сообщить учащимся цель урока.

 3). Провести краткий опрос учащихся (опрашивание).

 4). Напомнить учащимся о необходимости бережного отношения к оборудованию мастерской и инструменту.

 5). Напомнить учащимся о безопасных условиях труда.

 6). Продемонстрировать выполнение операций по выполнению облегченной колодцевой кладки стен толщиной в 2,5 кирпича  с расшивкой швов.

Во время демонстрации мастер задает учащимся следующие  вопросы:

  1. Должны ли быть  заполнены целиком раствором вертикальные швы на внутренней поверхности кладки?
  2. Сколько человек обычно выполняют кладку колодцев?
  3. Рассказать о правилах расшивки швов.
  4. Какие правила по охране труда необходимо соблюдать на полигоне «каменщиков»   при выполнении кирпичной кладки?

Изложение нового материала.

Облегченная колодцевая кладка.

Кирпичные колодцы делают при прокладке подземных коммуникаций и строительстве сооружений, имеющих подземные устройства. В зависимости от назначения и размеров колодцы выкладывают круглыми или прямоугольными со стенками толщиной не менее одного кирпича. Для кладки колодцев применяют обыкновенный глиняный кирпич и цементно-известковые или цементные растворы.

         В начале кладки колодца по выровненному грунту устраивают бетонное, основание толщиной 10…15 см. После укладки и затвердения бетонной смеси на основании делают разметку колодца:

          • для круглого колодца отмечают его центр и внутреннюю окружность;

          • для прямоугольного — продольную и поперечную оси, внутренние и наружные грани стенок.

Круглые колодцы выкладывают тычковыми рядами. Кирпичи располагают так, чтобы их тычковые грани образовали внутреннюю поверхность колодца заданного диаметра. Перевязку кладки делают за счет смещенных кирпичей в смежных рядах на четверть кирпича.

              Вертикальные швы на внутренней поверхности кладки должны быть  заполнены целиком раствором. Значительно уширенные швы наружной стороны кладки также нужно хорошо заполнять, особенно при устройстве колодцев во влажных грунтах.

        При малом диаметре колодца эти швы заделывают раствором, а в колодцах большого диаметра в целях экономии раствора швы расщебенивают.

             В своей нижней части круглые колодцы обычно имеют рабочую камеру, диаметр которой значительно больше диаметра верхней части

    (горловины). Этот переход от рабочей камеры к горловине делают с      постепенным напуском, величина которого в каждом ряду кладки составляет

     от 1,5 до 3 см. Сужение кладки устраивают только с трех сторон, оставляя

     одну сторону отвесной на всю высоту колодца.

          На этой стороне устанавливают ходовые скобы, которые заделывают по ходу работ в кирпичную кладку через 5…6 рядов по высоте в шахматном порядке в виде лесенки.

Кладку колодцев обычно выполняют звеном из двух человек, при этом каменщик 4—5-го разряда находится внутри колодца, расстилает раствор и укладывает кирпичи, а каменщик 2-го разряда подает ему материалы. В зависимости от размеров и глубины колодцев состав звена может быть увеличен до 3…4 человек.

Облегченная колодцевая кладка состоит из двух продольных стенок толщиной в полкирпича каждая, расположенных друг от друга на расстоянии 140…340 мм  и соединенных между собой через 650…1200 мм по длине поперечными стенками толщиной в полкирпича. Кладку поперечных стенок перевязывают с продольными стенками через один ряд по высоте. Образующиеся колодцы между продольными и поперечными стенками заполняют легким бетоном, засыпными минеральными теплоизолирующими материалами ( песок легких пород, керамзит, шлак, щебень) и легкобетонными вкладышами в виде камней и плит. При толщине стен, не кратной половине кирпича, поперечные стенки выкладывают с уширенными вертикальными швами.

Для того чтобы термоизолирующая засыпка не осела, ее укладывают слоями толщиной 100…150 мм, уплотняют слойным трамбованием и поливают раствором через каждые 300…500 мм по высоте.

Схема колодцевой кладки

skhema-kolodceznoj-kladki

3. Текущий инструктаж – 200 мин.

1. Обучающиеся самостоятельно распределяют виды работ и очередность выполнения внутри группы и выполняют каждый свою часть:

  • Натягивание причалки
  • Подача и раскладка кирпича
  • Перелопачивание, расстилание и разравнивание раствора
  • Кладка стен с выкладкой всех усложнений кладки, подбором, отеской и околкой кирпича
  •         Заполнение колодцев стен шлаком и легким бетоном с послойной уплотнением и проливкой раствором, а в стенах с узлами жесткости – устройство армированных диафрагм из раствора
  •         Заделка балочных гнезд
  • Расшивка швов

Объяснить учащимся, какое значение имеет правильная организация рабочего места для повышения производительности труда.

Мастер дает советы по правильности и последовательности действий, указывает на ошибки и на то, как их избежать, отвечает на возникающие вопросы.

Если во время работы происходят неправильные действия, мастер должен остановить работу и собрать всех учащихся. Вместе с ними выяснить ошибку в действиях их товарища, чтобы учащиеся поняли, что они еще не усвоили и на что им следует обратить внимание. Мастер должен объяснить и показать учащимся то, как нужно выполнять данную операцию или прием

Целевые обходы рабочих мест учащихся:

  • Первый обход : проверка содержания рабочих мест.
  • Второй обход:  проверка правильности выполнения трудовых приемов по выполнению  облегченной колодцевой кладки стен толщиной в 2,5 кирпича  с расшивкой швов
  • Третий обход: проверка правильности выполнения технологического процесса  по выполнению облегченной колодцевой кладки стен толщиной в 2,5 кирпича  с расшивкой швов
  • Четвертый обход: проверить правильность соблюдения технических условий в работе. Произвести приемку и оценку работ.
  • Пятый обход: проверить правильность ведения промежуточного

 (межоперационного) контроля.

  1. Заключительный инструктаж – 20 мин.

В ходе заключительного инструктажа мастер подводит итоги учебного дня:

  • Индивидуально принимает выполненную работу и выставляет оценки в журнал;
  • Отмечает характерные ошибки учащихся при выполнении работ;
  • Указывает пути предупреждения ошибок и их устранения;
  • Отмечает, кто из обучающихся добился отличного качества работы;
  • Подводит анализ соблюдения правил по безопасности труда, организации рабочих мест.
  1. Уборка рабочих мест и оборудования – 10 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока производственного обучения: «Ремонт шатунно-поршневой группы».

Конспект урока производственного обучения: «Ремонт шатунно-поршневой группы». Профессия  «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».           ...

План – конспект урока производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» .ПМ.07: «Приготовление сладких блюд и напитков»

laquo;Отработать профессиональные  навыки по приготовлению десерта «Трайфл» , его украшение и подача »....

План-конспект урока производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» Приготовление запеченных и тушеных блюд из овощей

План-конспект урока производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» Приготовление запеченных и тушеных блюд из овощей...

План-конспект урока производственного обучения "Комбинированные стрижки для двух типов лица"

Данный материал представляет собой конспект проведения занятия для студентов специальности 43.01.02 Парикмахер...

Конспект урока производственного обучения по профессии "Повар, кондитер"

В публикации представлен план-конспект  по уроку производственного обучения по пофессии "Повар, кондитер" в  ПМ 02. "Приготовление оформление и подготовка к реализации горячих...

План-конспект урока производственного обучения

План-конспект урока производственного обучения...