Конспект урока производственного обучения: «Ремонт шатунно-поршневой группы».
план-конспект урока на тему

Конспект урока производственного обучения: «Ремонт шатунно-поршневой группы». Профессия  «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл remont_shatunno_borchin_urok.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Ремонт шатунно-поршневой группы


План урока

Профессия  «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».                            Мастер п/о Борчин М.Д.

Тема программы: Техническое обслуживание и ремонт двигателя

Тема урока: Ремонт шатунно-поршневой группы

Цели занятия:

Образовательная:   знать устройство кривошипно-шатунного механизма, дефекты и способы их устранения.

Воспитательная:

1. Сформировать условия для активного применения знаний, полученных на теоретических занятиях и учебной производственной практике

2. Воспитать у студентов чувство ответственности за выполненную работ

3. Воспитать у студентов чувство требовательности к себе, т.к. от этого зависит качество выполненных работ.

Развивающая:

1. Сформировать умение распознавать поломки и дефекты шатунно-поршневой группы.

2. Самостоятельно анализировать задание, правильность организации труда

Материальное и дидактическое обеспечение занятия:

- наборы слесарного инструмента;

- измерительный инструмент.

- шатунно-поршневая группа;

- плакаты;

- инструкционные карты.

Межпредметные и внутренние связи:

Слесарное дело; Устройство и техническое обслуживание автомобиля; Охрана труда.

Литература использованная при подготовке занятия:

Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей; «Академия», 2006.-544с.

Покровский Б.С. Слесарное дело «Академия», 2003.-320с.

Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей «Академия», 2005- 496с.

Волгин В.В. Ремонтируем двигатели автомобилей ВАЗ «Русь Автокнига» 2001- 111с

Литература, рекомендуемая учащимся:

Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей; «Академия», 2006.-544с.

Покровский Б.С. Слесарное дело «Академия», 2003.-320с.

Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей «Академия», 2005- 496с.

Волгин В.В. Ремонтируем двигатели автомобилей ВАЗ «Русь Автокнига» 2001- 111с

 

Ход урока

I.                  Организационная часть 5мин.

1.1            Контроль посещаемости и готовность к уроку.

1.2            Объяснение хода и последовательности проведения занятия.

1.3           Распределение по рабочим местам.

II.               Вводный инструктаж 10 мин.

2.1.   Сообщить тему программы и тему урока, назвать его учебное значение.

2.2.  Провести повторение  материала, пройденного на прошлых занятиях (Ремонт распределительного вала и корпуса подшипников, ремонт блока цилиндров).

III. Объяснение нового материала.

1)   Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.

2)   Показать шатунно-поршневую группу.

3)   Разобрать Инструкционные карты по ремонту шатунно-поршневой группы. Обратить особое внимание на прилагаемые таблицы, где указаны параметры контроля массы поршня, контрольные размеры сборки шатун-палец-поршень и классы шатунов по массе верхней и нижней головок.

4)   Разбираем технологическую последовательность ремонта и сборки шатунно-поршневой группы.

5)   Рассмотреть применяемые инструменты, приспособления.

6)   Показать приемы сборки шатунно-поршневой группы; предупредить о возможных ошибках при выполнении работы. Рассказать и показать способы измерений при выполнении задания.

7)   Рассказать о передовых способах ремонта и сборки шатунно-поршневой группы, о инструментах и вспомогательном оборудовании.

8)   Разобрать вопросы по организации рабочего места.

9)   Провести инструктаж по правилам техники безопасности, обратить внимание на опасные приемы работы, требующие особой собранности при работе.

10) Повторить с учащимися рабочие приемы при выполнении задания, убедится в понимании.

11) Сообщить учащимся критерии оценок.

IV Самостоятельная работа учащихся  300мин.

Текущий инструктаж – Целевые обходы рабочих мест.

Первый обход: проверить содержание рабочих мест, их организацию.

Второй обход: обратить внимание на правильность выполнения приемов сборки шатунно-поршневой группы.

Третий обход: проверить соблюдения технологической последовательности сборки шатунно-поршневой группы. Обратить внимание на соответствие замеров массы поршня и размеры шатуна, поршневого пальца.

Четвертый обход: проверить правильность ведения самоконтроля; соблюдение технических условий.

Пятый обход: провести приемку и оценку выполненных работ.

V. Заключительный инструктаж 15мин.

5.1. Подвести итоги занятия.

5.2 Указать на допущенные ошибки и разобрать причины, их вызывающие.

5.3. Сообщить и прокомментировать оценку учащимся за выполненную работу.

5.4. Задание на дом: повторить устройство кривошипно-шатунного механизма и ремонт блока цилиндров. 

Конспект урока производственного обучения
«Ремонт шатунно-поршневой группы» 

         Шатунно-поршневая группа относится к кривошипно-шатунному механизму, который служит для преобразования возвратно поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала и передачи крутящего момента на трансмиссию. К шатунно-поршневой группе относится поршень, поршневой палец, поршневые кольца, шатун. Для проведения ремонта нужно провести дефектовку деталей шатунно-поршневой группы.

Дефектовка .

Снять поршневые кольца. Выпрессовать палец, с помощью пресса.

Удалить нагар с днищ поршней и из канавок для колец. Из масляных каналов шатунов и поршней удалить все отложения. Трещины на поршнях, пальцах, шатунах и крышках требует замены этих деталей. Если детали изношены мало и не повреждены, они могут быть использованы снова. Поэтому при разборке их следует пометить, чтобы в дальнейшем их не перепутать.

Поршень изготовлен из алюминиевого сплава и для улучшения прирабатываемости покрыт слоем олова. Его юбка в поперечном сечении овальная, а по высоте коническая, поэтому измеряют диаметр поршня в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу и на определенном расстоянии от днища поршня. Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии в правую сторону двигателя,  вот почему для правильной установки поршня в цилиндр около отверстия под поршневой палец имеется метка «П» она должна быть обращена в сторону передней части двигателя. По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов А,В,С,Д,Е, различающиеся размерами на 0,01мм, а по диаметру отверстия по поршневой палец на три категории через 0,004мм. На днище поршня клеймятся класс поршня (буква) под поршневой палец (цифра). При сборке двигателя поршни следует устанавливать так, чтобы стрелка была направлена к передней части двигателя в сторону привода распределительного вала.

Маркировка поршней и шатунов: 1- направление установки «вперед»; 2- ремонтный размер; 3- класс; 4- категория отверстия под поршневой палец;   5-номер цилиндра.

Шатунно-поршневые группы одного двигателя не должны заметно отличатся по массе, чтобы при работе дисбаланс не приводил к вибрации и поломке двигателя. Когда допускается подгонка поршней, поршни одного двигателя не должны отличатся по массе более, чем на 2,5г.

Контролируемые размеры при подгонке веса.

Поршневой палец всех двигателей, кроме 2110, 2111, 21213,2130 запрессован в верхнюю головку шатуна и свободно вращается в бобышках поршня. У двигателей 2110, 2111, 21213, 2130 поршневой палец плавающего типа, т.е. свободно вращается и в бобышках поршня, и во втулке шатуна. По наружному диаметру пальцы подразделяются на три класса через 0,004мм Класс маркируется  краской на торце пальца: синяя метка – первый, зеленая – второй, а красная – третий класс. Перед сборкой шатунно-поршневой группы подбирают палец к поршню и шатуну. Правильное сопряжение пальца с поршнем достигается, если поршневой палец входит в отверстие бобышки при нажатии большого пальца руки (1) и не выпадает, если поршень держать с поршневым пальцем в вертикальном положении (2).

Выпадающий из бобышки палец следует заменить пальцем следующей по размеру категории. Если был палец третьей категории, то приходится заменять и поршень и палец.

Шатун обрабатывается вместе с крышкой нижней головки, поэтому в отдельности они невзаимозаменяемы. Чтобы при сборке не перепутать крышки и шатуны, на них клеймят номер цилиндра, в который они устанавливаются – при сборке цифры на шатуне и крышке должны быть одинаковы и находиться при сборке с одной стороны шатуна и с одной стороны двигателя. По массе верхней и нижней головок шатуны подразделяются на классы, маркируемые либо буквой, либо краской на крышке шатуна. при сборке с одной стороны шатуна и с одной стороны двигателя. По массе верхней и нижней головок шатуны подразделяются на классы, маркируемые либо буквой, либо краской на крышке шатуна. На двигатель должны устанавливаться шатуны одного класса по массе. Подгонять массу шатунов можно удалением металла с бобышек верхней и нижней головок.

Сборка поршня с шатуном. Так как палец вставляется в верхнюю головку шатуна с натягом, необходимо нагреть шатун до 240ºС для расширения его головки. Запрессовывать нужно скорее, так как после охлаждения шатуна нельзя изменить положение пальца. Поршень с шатуном должен соединяться так, чтобы метка «П» на поршне находилась со стороны выхода отверстия для масла на нижней головке шатуна. С 1990 года шатуны изготавливают без отверстия для прохода масла на нижней головке шатуна, поэтому ликвидированы и отверстия в шатунных вкладышах. Такие шатуны можно соединять с поршнем в любом положении.

                            

Установка поршневых колец. Поршневые кольца изготовлены из чугуна. Наружная поверхность  верхнего компрессионного кольца хромирована и имеет бочкообразную форму «1». Нижнее компрессионное кольцо – скребкового типа, с выточкой по наружной поверхности «2», фосфатированное.  Маслосъемное кольцо имеет прорези для снимаемого с цилиндра масла и внутреннюю витую пружину – расширитель «3».                                   

На кольцах ремонтных размеров ставится цифровая маркировка «40» или «80», что соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 или 0,8 мм. Зазор по высоте между канавками и кольцами проверяют, вставляя кольцо в соответствующую канавку «1» .предельно допустимые зазоры при износе – 0,15 мм. Зазор в замке поршневых колец проверяют набором щупов, вставляя кольца в калибр, имеющий диаметр отверстия, равный номинальному диаметру кольца с допуском ± 0,003 мм или в цилиндр. Зазор должен быть в пределах 0,25 – 0,45 мм для всех колец. Если зазор недостаточный, запилить стыковые поверхности, а если повышенный – заменить кольца.

Смазать моторным маслом канаки на поршне и установить кольца на поршень. Нижнее компрессионное кольцо устанавливать выточкой вниз или меткой «Верх» (или то же самое по-английски – «ТОР») – вверх к днищу поршня. Стык пружинного расширителя маслосъёмного кольца должен располагаться на стороне, противоположной  замку кольца. Маслосъёмное кольцо устанавливают фаской наружной поверхности вверх. После установки сместить поршневые кольца так, чтобы замок верхнего компрессионного кольца располагался под углом 30 - 45º к оси поршневого пальца, замок нижнего компрессионного кольца – под углом около 120º к замку верхнего компрессионного кольца, а замок маслосъёмного кольца – под углом 30 - 45º к оси  поршневого пальца между замками компрессионных колец. Кольца можно надеть на поршень руками, держа большие пальцы – в разрезе кольца, средние – с противоположной стороны. Верхнее компрессионное и маслосъёмное кольца редко ломаются, в второе компрессионное кольцо довольно жёсткое и ломается при разводе концов кольца более, чем на 2 мм. Чтобы сломать это кольцо, для его установки пользуются полосками из жести.

А – расположение замков колец;                                                                          

В- жестяные полоски для установки колец;                                                          

С  - жестяная оправка для сжатия колец на поршне перед установкой в цилиндр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» .ПМ.07: «Приготовление сладких блюд и напитков»

laquo;Отработать профессиональные  навыки по приготовлению десерта «Трайфл» , его украшение и подача »....

Конспект урока производственного обучения

Конспект урока производственного обучения по профессии "Каменщик"УП Выполнение кирпичной кладкиТема урока № 1 "Облегченная колодцевая кладка стен в 2,5 кирпича с расшивкой швов"...

План-конспект урока производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» Приготовление запеченных и тушеных блюд из овощей

План-конспект урока производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» Приготовление запеченных и тушеных блюд из овощей...

План-конспект урока производственного обучения "Комбинированные стрижки для двух типов лица"

Данный материал представляет собой конспект проведения занятия для студентов специальности 43.01.02 Парикмахер...

Конспект урока производственного обучения по профессии "Повар, кондитер"

В публикации представлен план-конспект  по уроку производственного обучения по пофессии "Повар, кондитер" в  ПМ 02. "Приготовление оформление и подготовка к реализации горячих...

План-конспект урока производственного обучения

План-конспект урока производственного обучения...