Сборник ситуационных задач по разделу «Охрана труда»
методическая разработка

Ларина Любовь Александровна

Важным звеном учебно-воспитательного процесса является оценка знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль является неотъемлемым элементом учебного процесса, благодаря которому реализуется обратная связь в обучении, позволяющая оперативно реализовать его ход.

В своей практике я использую ситуационные задачи как форму организации контроля знаний, умений и навыков каждого обучающегося, позволяющая своевременно выявлять проблемы в знаниях и организовывать индивидуальное обучение.

Ситуационные задачи – это специальные задания, по результатам выполнения которых, можно судить об уровне знаний и умений обучающихся. Задачи, составленные на примере ситуаций которые происходят на производстве, позволяют закрепить полученные знания по темам «Несчастные случаи на производстве. Порядок расследования», «Обучение работников охране труда. Виды инструктажей по охране труда», «Организация работ повышенной опасности» и др.

В данной разработке приведены ситуационные задачи, которые можно использовать для организации практической и самостоятельной работы студентов. Пользуясь необходимой литературой и используя полученные знания, обучающиеся находят ответы, и излагают их в соответствии с законодательными и нормативными актами.

Ситуационные задачи являются средством углубления, систематизации, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 «БЕРДСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Сборник ситуационных задач

по разделу «Охрана труда»

МДК 03.01Организация деятельности структурных подразделений

при выполнении строительно-монтажных, в том числе  отделочных работ,

эксплуатации, ремонте и реконструкции зданий и сооружений

Разработал преподаватель: Ларина Л.А.

Бердск, 2018

Пояснительная записка.

Важным звеном учебно-воспитательного процесса является оценка знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль является неотъемлемым элементом учебного процесса, благодаря которому реализуется обратная связь в обучении, позволяющая оперативно реализовать его ход.

В своей практике я использую ситуационные задачи как форму организации контроля знаний, умений и навыков каждого обучающегося, позволяющая своевременно выявлять проблемы в знаниях и организовывать индивидуальное обучение.

Ситуационные задачи – это специальные задания, по результатам выполнения которых, можно судить об уровне знаний и умений обучающихся. Задачи, составленные на примере ситуаций которые происходят на производстве, позволяют закрепить полученные знания по темам «Несчастные случаи на производстве. Порядок расследования», «Обучение работников охране труда. Виды инструктажей по охране труда», «Организация работ повышенной опасности» и др.

В данной разработке приведены ситуационные задачи, которые можно использовать для организации практической и самостоятельной работы студентов. Пользуясь необходимой литературой и используя полученные знания, обучающиеся находят ответы, и излагают их в соответствии с законодательными и нормативными актами.

Ситуационные задачи являются средством углубления, систематизации, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков обучающихся.

  1. Задача: Электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования Шоков А. И. и Петров С. А. производили расчистку трассы высоковольтной линии от деревьев. Произошел обрыв токоведущего провода, в результате чего Шоков А. И. был поражен электрическим током. Приняв меры предосторожности, Петров С. А. вытянул пострадавшего из опасной зоны. При осмотре пострадавшего он выявил открытый перелом правой голени, ожог 3 степени правого предплечья.

Как называется опасная зона, в которой находился пострадавший? Какие меры предосторожности необходимо было предпринять Иванову С. А.? Какую помощь необходимо оказать пострадавшему работнику?

  1. Задача: На строительной площадке, при производстве погрузочно-разгрузочных работ, каменщик Алиев, не имея удостоверения стропальщика начал подавать сигналы крановщице для перемещения груза. Во время перемещения он находился под грузом. Груз упал ему на ногу. Алиев получил увечье, которое повлекло за собой временную утрату  трудоспособности менее 60 дней.

Какие нарушения были допущены? Как  какой категории относится вышеуказанный несчастный случай? Каков порядок расследования данного несчастного случая?

  1. Задача: Гражданка Сычева Наталья Ивановна (28.10.1970 г) пришла устраиваться на работу сторожем в ООО «Импульс».

Какие виды инструктажей необходимо  провести Нечаевой? Каков допуск к самостоятельной работе? Зарегистрируйте инструктажи в соответствующих журналах (дата проведения инструктажа текущая).

  1. Задача: токарь Аргуткин Д. А., вернувшись после очередного отпуска на свое рабочее место, обнаружил, что заземление на станке отсутствует, а диэлектрический коврик куда-то пропал. Об этом он доложил мастеру и сказал, что на станке работать не будет, так как это опасно для жизни. В ответ мастер потребовал, чтобы Аргуткин  все-таки проработал на станке до конца смены (иначе будет сорвано производственное задание), и пообещал привлечь его к дисциплинарной ответственности в случае, если тот откажется.

Правомерно ли требование мастера? Какие существуют гарантии права работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда? Дайте развернутые ответы на поставленные вопросы.

  1. Задача: Разнорабочему Корневу В. И. выдали задание на производство работ (необходимо было просверлить отверстия,  на высоте 3 метра, для прокладки кабеля в подвальном помещении недостроенного дома). В данном помещении относительная влажность воздуха более 75%, температура +35С, земляной пол.  

Какие меры безопасности необходимо соблюдать при производстве данных работ? Дайте развернутый ответ на вопрос.

  1. Задача: При погрузочно-разгрузочных работах каменщик Шарыгингин Д. В. неоднократно нарушал требования охраны труда, за что не раз привлекался к ответственности. Прораб  Сидоров И. И. решил провести Шарыгингину Д. В. инструктаж по безопасности труда.

К какому виду ответственности привлекался работник? Какие наказания соответствуют данному виду ответственности? Какой инструктаж должен провести прораб вышеуказанному работнику? Зарегистрируйте его в журнале регистрации инструктажей (дата проведения инструктажа текущая).

  1. Задача: Студенты ГБПОУ НСО «БПК» Николаев  Иван Иванович (18.04.2000 г) и Сергеев  Петр Иванович (04.02.2000г), обучающиеся по профессии электрогазосварщик, после удачной сдачи зимней сессии, прибыли на производственную практику в дочернюю организацию ООО «КВАРТАЛ - С». Им были проведены необходимые инструктажи. Выдана соответствующая спецодежда. Практиканты приступили к работе.

Какие виды инструктажей были проведены студентам? Зарегистрируйте в соответствующих журналах. Какие ошибки  допущены при допуске студентов к работе с опасными и вредными производственными факторами?

  1. Задача: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Козелов Э. И., после окончания колледжа устроился на работу, где проходил производственную практику.

Какие виды инструктажей необходимо ему провести? Зарегистрируйте в соответствующих журналах? Каков порядок допуска к самостоятельной работе?

  1. Задача: Помощник машиниста экскаватора Васильев Сергей Николаевич ушел в отпуск 22.03.2014г. Срок сдачи экзамена по электробезопасности работника 24.03.2014г. он пропустил.

Какой вид инструктажа необходимо провести работнику по выходу из отпуска? Зарегистрируйте в соответствующих журналах. Какие действия по отношению к работнику должен предпринять непосредственный руководитель работ?

  1. Задача: При проведении огневых работ на строительной площадке, электрогазосварщик Бисаев Н. Н. неоднократно допускал нарушения трудовой дисциплины, за что не раз привлекался к ответственности. Прораб  Сидоров П. И. решил провести Бисаеву Н. Н. инструктажи по безопасности труда.

К какому виду ответственности привлекался работник? Какие наказания соответствуют данному виду ответственности? Какие виды инструктажей должен провести прораб вышеуказанному работнику? Зарегистрируйте их в журналах регистрации инструктажей (дата проведения инструктажа текущая).

  1. Задача: Алексеев А. А. работает на заводе токарем. Как обычно в сентябре перед пуском завода он получил инструктаж по охране труда. Требовалось большое количество комплектующих изделий. За рабочую смену Александр не успел выточить необходимое количество изделий. Мастер попросил его задержаться на некоторое время, чтобы изготовить требуемые детали. Александр сказал, что очень устал за рабочий день. Да и станок постоянно дет сбои в работе. Однако мастеру удалось уговорить Александра остаться на сверхурочную работу. Через 2 часа работы станок вдруг заклинило, Александр попытался  устранить неполадку и забыл отключить станок от питания электричеством. Внезапно станок заработал, когда рука Александра находилась в опасной зоне, и ему оторвало кисть правой руки. В результате такой травмы Александр лишился трудоспособности.

Какие нарушения были допущены? К какой степени тяжести относится данный несчастный случай? Каков порядок расследования и оформления данного несчастного случая?

  1. Задача: Работая на стройке,  каменщик Турачин Е. И. находился на подмостях, на высоте 6 метров без страховки. Содовкин Н. Н. стал очевидцем падения каменщика.  При осмотре Турачина Е. И. Содовкин Н. Н. определил открытый перелом правой голени. Содовкин Н. Н. вызвал скорую помощь и остался около пострадавшего ожидать приезда скорой помощи.

Какие нарушения были допущены работниками? К какой степени тяжести относится данный несчастный случай, если временная утрата трудоспособности составила 80 дней? Каков порядок расследования и оформления данного несчастного случая?

  1. Задача: Бригада монтажников строительно-монтажной организации направлена для производства работ по демонтажу старого электродвигателя в насосном отделении  действующей фабрики обогащения.

К какому виду работ относятся вышеуказанные работы? Какие требования безопасности предъявляются к проведению данных видов работ? По какому документу проводится данный вид работ? Какие требования предъявляются к работникам, выполняющим данные работы? Дайте развернутый ответ на вопрос.

  1. Задача: Обучающийся ГБПОУ НСО «БПК» по специальности Строительство и эксплуатации зданий и сооружений Макаров Виктор  Андреевич (19.05.1999г рождения) прибыл на производственную практику в строительно-монтажную организацию ООО «КВАРТАЛ - С».

Какие виды инструктажей необходимо провести практиканту? Каков порядок допуска к работе? Дайте развернутый ответ. Зарегистрируйте инструктажи в журналах (дата инструктажа текущая).

  1. Задача: Машинист конвейера  Порошин Иван Эдуардович, работающий на фабрике обогащения № 1, решил перевестись на фабрику окомкования цех обжига №2.

Какие виды инструктажей должны провести вышеуказанному работнику? Зарегистрируйте их в журналах регистрации инструктажей (дата проведения инструктажа текущая).

  1. Задача: На строительной площадке, каменщик  Ивлиев К. И. находился в состоянии алкогольного опьянения. Проходя по территории стройплощадки, не обратив внимания на временное ограждение, он упал в котлован. Ивлиев К. И.  получил увечье, повлекшее за собой потерю трудоспособности более 60 дней.

Подлежит ли расследованию данный несчастный случай? Будет ли данный несчастный случай учитываться как несчастный случай, связанный с производством?

  1. Задача: При замыкании электропроводки в кабинете административного здания произошло возгорание. При тушении пожара бухгалтер Земцова И. Н. была госпитализирована с ожогами III степени, оператор ПЭВМ Пупушкина Д. А. получила ожоги II степени.

Как классифицируется данный несчастный случай? Какие действия необходимо было предпринять вышестоящему или непосредственному руководителям? Какую первую помощь необходимо оказать пострадавшим?

  1. Задача: Машинист экскаватора Иванов И. И. производил обслуживание экскаватора. При  смазке ходовой части экскаватора он работал без защитной каски. С маршевой лестницы упал гаечный ключ. В результате Иванов И. И. получил травму головы, повлекшую за собой потерю трудоспособности на срок менее 60 дней.

Какие нарушения были допущены?

Как  какой категории относится вышеуказанный несчастный случай?

Каков порядок расследования данного несчастного случая?

  1. Задача: Электрогазосварщик Макаров Иван Иванович  прибыл в строительно-монтажную организацию ООО «Ремстрой», цех №2,где проходил производственную практику, обучаясь в «ГГПК».

Какие виды инструктажей необходимо провести практиканту? Каков порядок допуска к работе? Дайте развернутый ответ. Зарегистрируйте инструктажи в журналах (дата инструктажа текущая).

  1. Задача: Мастер Шоков А. И. выдал  Петрову П. А. электродрель для производства необходимых работ под роспись в журнале. При работе с электродрелью электрослесарь Петров П. А. получил электротравму. При осмотре электроинструмента, было обнаружено повреждение изоляции питающего провода.

Какие нарушения и кем  были допущены?

  1. Задача: Электромонтер Афанасьев А. А. производил работу ручным молотком без защитных очков. Окалиной был травмирован глаз.

Как классифицируется данный случай по степени тяжести, если известно, что электромонтер потерял зрение на один глаз? Имеет ли он право работать по профессии? Какую помощь необходимо было оказать данному работнику?

  1. Задача: Машинист конвейера Конев А.А. следовал на работу на автобусе предприятия. Произошло ДТП, в результате которого Конев получил стойкую утрату трудоспособности.

Относится ли данный случай  к несчастному случаю на производстве? Как классифицируется данный случай по степени тяжести? Каков порядок расследования данного несчастного случая? Обоснуйте ответ.

  1. Задача: При проведении плановой проверки, государственный инспектор по охране труда выявил несколько нарушений требований охраны труда, которые создавали угрозу жизни и здоровью работников строительной организации. Инспектор принял решение приостановить работу организации на срок 30 дней.

Правомерны ли действия инспектора? Дайте развернутый ответ.

  1. Задача: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Козлов А. И., имеющего II группу допуска по электробезопасности мастер направил  для  проведения ремонтных работ в электроустановку выше 1000В.

Имеет ли он право производства работ в электроустановках выше 1000В? Какие группы допуска по электробезопасности вы знаете? Каков порядок их присвоения? Дайте развернутый ответ.

  1. Задача: На строительной площадке, при производстве погрузочно-разгрузочных работ, каменщик Алиев, не имея удостоверения стропальщика начал подавать сигналы крановщице для перемещения груза. Во время перемещения он находился под грузом. Груз упал ему на ногу. Алиев получил увечье, которое повлекло за собой временную утрату  трудоспособности более 60 дней.

Какие нарушения были допущены?

Как  какой категории относится вышеуказанный несчастный случай?

Каков порядок расследования данного несчастного случая?

  1. Задача: При работе с химическими веществами лаборантка Жукова Ю. И. получила ожог серной кислотой правой руки. Ей оказали первую помощь и отправили в медучреждение.

Как классифицируется данный случай, если известно, что период нетрудоспособности длился 65 дней? Какую помощь оказали Жуковой Ю. И.? Дайте развернутый ответ.

  1. Задача: Бригада строителей производила ремонтные работы в административном корпусе. Маляру – штукатуру Гольцевой А. А.  выдали задание на покраску откосов. Работница проводила покрасочные работы с приставной лестницы на втором этаже здания. Во время работы лестница начала скользить по плиточному полу и работница, не удержавшись, выпала из окна второго этажа. Работница получила травмы несовместимые с жизнью.

Какие меры безопасности необходимо было предпринять для безопасного проведения работ?Каков порядок расследования несчастного случая?

  1. Задача: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования  Петров А. А. производил работы по прокладке электрического кабеля. После выполненной работы осталось 20 метров кабеля. Петров решил зачистить кабель для сдачи в пункт приема металла. При зачистке кабеля работник повредил бедренную артерию.

Какую доврачебную помощь необходимо оказать работнику? Как расследуется данный несчастный случай на производстве?

  1. Задача: Машинисту конвейера Алиевой С. А. дано задание по очистке рамы конвейера от просыпи.  Она сняла защитное ограждение и приступила к работе. Скребок попал под вращающийся рабочий ролик и отлетел, ударив Алиеву по руке. В результате удара работница получила открытый перелом правой кисти.

Какие нарушения были допущены работницей? Какую помощь необходимо оказать работнице? Как квалифицируется и расследуется данный несчастный случай, если временная утрата трудоспособности составила 65 дней?

  1. Задача: На складском терминале ООО «Термо-Н»  при переноске электронасоса, не отключенного от электросети, взявшись одной рукой за ручку насоса, а другой  - за железобетонную арматуру, бетонщик получил смертельную травму.

Какие нарушения были допущены? Как расследуется данный несчастный случай?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сборник ситуационых задач по дисциплине "Охрана труда"

Важным звеном учебно-воспитательного процесса является оценка знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль является неотъемлемым элементом учебного процесса, благодаря которому реализуется обратная ...

УМК Лекарствоведение "Сборник ситуационных задач и рецептов по лекарствоведению"

Согласно ФГОС 3+ в рамках ПМ 02 находится предмет "Лекарствоведение". Согласно рабочей программе студенты должны освоить не только теоретический материал, но и практическую часть. Основные навыки прак...

Сборник ситуационных задач по теме:«Личная гигиена»

Сборник ситуационных задач  по теме:«Личная гигиена»...

Сборник ситуационных задач по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.02. Основы реабилитации, специальность 34.02.01. Сестринское дело

Курс физиотерапии является по ФГОС СПО РФ от 2011г разделом в МДК 02.02. «Основы реабилитации» который изучается на 3 курсе среднего профессионального образования по специальности 34.02.01...

"Дерматовенерология" сборник ситуационных задач с эталонами ответов

quot;Дерматовенерология" сборник ситуационных задач с эталонами ответов...

сборник ситуационных задач по дисциплине "Охрана труда"

Важным звеном учебно-воспитательного процесса является оценка знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль является неотъемлемым элементом учебного процесса, благодаря которому реализуется обратная ...

Сборник ситуационных задач по учебной дисциплине "Охрана труда"

Сборник ситуационных задач по учебной дисциплине "Охрана труда" для студентов по профессиям ППКРС...