сборник ситуационных задач по дисциплине "Охрана труда"
методическая разработка

Новикова Любовь Анатольевна

Важным звеном учебно-воспитательного процесса является оценка знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль является неотъемлемым элементом учебного процесса, благодаря которому реализуется обратная связь в обучении, позволяющая оперативно реализовать его ход.

В практике учебной дисциплины планируется  использовать ситуационные задачи как форму организации контроля знаний, умений и навыков каждого обучающегося, позволяющая своевременно выявлять проблемы в знаниях и организовывать индивидуальное обучение  дисциплине «Охрана труда» и профессиональных модулей.

Ситуационные задачи – это специальные задания, по результатам выполнения которых, можно судить об уровне знаний и умений обучающихся. Задачи, составленные на примере ситуаций, которые происходят на производстве, позволяют закрепить полученные знания по темам «Несчастные случаи на производстве. Порядок расследования и оформления», «Обучение работников охране труда. Виды инструктажей по охране труда», «Организация работ повышенной опасности» и др.

В данном сборнике приведены ситуационные задачи, которые можно использовать для организации практической и самостоятельной работы обучающихся. Пользуясь необходимой литературой и используя полученные знания, обучающиеся находят ответы, и излагают их в соответствии с законодательными и нормативными актами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_zadach.docx64.08 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Белгородской области

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ГУБКИНСКИЙ ГОРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

СБОРНИК СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

по учебной дисциплине ОДП.05 «Охрана труда»

Для профессий СПО и НПО

                         

Преподаватель: Новикова Любовь Анатольевна

Губкин 2021г.

       

   РАССМОТРЕНО

на заседании предметно- цикловой комиссии в сфере электроэнергетики и машиностроения

Протокол №______ от _____________

__________  /Марченко И.В. /                    

               

                    УТВЕРЖДАЮ

                заместитель директора

            ____________ Репина С.А

 

                                                                       

Организация-разработчик: ОГАПОУ  «Губкинский горно-политехнический колледж»

Разработчик: Новикова Л.А., преподаватель специальных дисциплин ОГАПОУ  «Губкинский горно-политехнический колледж».

Пояснительная записка

Важным звеном учебно-воспитательного процесса является оценка знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль является неотъемлемым элементом учебного процесса, благодаря которому реализуется обратная связь в обучении, позволяющая оперативно реализовать его ход.

В практике учебной дисциплины планируется  использовать ситуационные задачи как форму организации контроля знаний, умений и навыков каждого обучающегося, позволяющая своевременно выявлять проблемы в знаниях и организовывать индивидуальное обучение  дисциплине «Охрана труда» и профессиональных модулей.

Ситуационные задачи – это специальные задания, по результатам выполнения которых, можно судить об уровне знаний и умений обучающихся. Задачи, составленные на примере ситуаций, которые происходят на производстве, позволяют закрепить полученные знания по темам «Несчастные случаи на производстве. Порядок расследования и оформления», «Обучение работников охране труда. Виды инструктажей по охране труда», «Организация работ повышенной опасности» и др.

В данном сборнике приведены ситуационные задачи, которые можно использовать для организации практической и самостоятельной работы обучающихся. Пользуясь необходимой литературой и используя полученные знания, обучающиеся находят ответы, и излагают их в соответствии с законодательными и нормативными актами.

Ситуационные задачи являются средством углубления, систематизации, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков обучающихся.

Тема №1: «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ»

Задача №1: Курьер Рябов, по заданию руководителя, доставлял на личном автомобиле, корреспонденцию, в почтовое отделение. По пути следования курьера, произошло ДТП, в котором он стал участником. Являются ли травмы, полученные Рябовым, производственной травмой? Дайте развернутый ответ.

Задача №2: Главного инженера предприятия Ивлева, доставляют до работы на служебном авто. По пути с предприятия домой на общественном транспорте, Ивлев упал и сломал ногу. К какому виды травм это событие можно отнести? Дайте развернутый ответ

Задача №3: Выполняя работы на высоте 7 м, слесарь-высотник Васильев, не надел каску, т.к. не нашел ее в своем личном шкафу. При выполнении работ, Васильев, сорвался с высоты и получил травмы не совместимые с жизнью. По каким причинам комиссия, расследующая происшествие, посчитала несчастный случай, виной Васильева?

Задача №4: Электрик Перфильев, заступил на смену, будучи в алкогольном опьянении. По заданию начальника цеха, Перфильев на высоте 5 м стал менять лампы накаливания, перед этим надев необходимую рабочую экипировку. В процессе работы, Перфильев получил удар током, мощностью. Является ли травма производственной? Дайте развернутый ответ

Задача №5: В Проектном институте готовилась научно-практическая конференция. Возникла необходимость срочно оповестить докладчиков об изменении регламента проведения конференции. Руководство института зная, что у доцента Скавитина, имеется личный автомобиль, на котором он сегодня приехал, попросило Емельянова съездить. В процессе движения Емельянов стал участником ДТП. Является ли его травма производственной?

Задача №6: Крановщик Петров, находясь по служебной необходимости на высоте 10 м, при обязательной экипировки для верхолазания, по неосторожности уронил свои очки. В следствие этого, пошатнулся и упал с высоты. Как охарактеризовать это происшествие?

Задача №7: Инженер Топоров и слесарь-монтажник, находясь на предприятии в рабочее время, учинили драку. В результате которой у Топорова была сломана рука, и получено сотрясение мозга. Как можно классифицировать травмы, полученные Топоровым?

Задача №8: Во время обеденного перерыва токарь Пантелеев пошел в магазин, находящийсчя на территории предприятия и запнувшись упал, вывихнув ногу. Можно ли этот случай считать производственной травмой? Дайте развернутый ответ.

Задача №9: Муж технолога деревообработки Сергеевой заподозрил ее в связи с коллегой сварщиком Еремеевым. На предприятии в рабочее время произошла драка между супругами Сергеевыми и Еремеевым, в ходе которой Сергеевым и Еремеевым были получены травмы различной степени тяжести. К какому виду травмы можно отнести повреждения участников драки?

Задача №10: На предприятии 000 «Сантехмонтаж» действует порядок доставки сотрудников служебным транспортом на работу и с работы. Бухгалтер Пономарева, направляясь на остановку служебного транспорта, стала жертвой наезда. Является ли данное происшествие производственной травмой?

Задача №11: Работники плавильного цеха Евстигнеев, Панфилов, Евдокимов, Австафьев в обеденный перерыв играли в настольный теннис. В результате игры Австафьевым был получен вывих пальца руки. Является ли это производственной травмой? Дайте развернутый ответ.

Задача №12: Юрист Панина в рабочее время подскользнулась на влажном свежевымытом полу и в результате падения получила различные ушибы и вывих руки. Можно ли назвать эту травму бытовой?

Задача №13: Бухгалтер Оскаленко, находясь в налоговой инспекции по служебной необходимости в период своего отпуска, упала на мокром на полу, получив перелом ноги. Можно ли характеризовать травму Оскаленко, как производственную?

Задача №14: Курьер Ефимов имеет рабочий день до 17.00. Не успев в рабочее время привезти документы в пенсионный фонд, Ефимов решил приехать после 17.00. В 17.05 Ефимов попал в ДТП на личном автомобиле. Является ли эта травма производственной? Дайте развернутый ответ.

Задача №15: Экономист Матвеева добирается до работы на служебном автобусе. В одно рабочее утро подойдя к остановке служебного автобуса, Матвеева стала жертвой наезда своего служебного автобуса. Является ли это происшествие производственной травмой? Дайте развернутый ответ.

Задача №16: Технолог деревообработки Козлов погиб в результате несчастного случая на производстве. В течении скольки дней комиссия по расследованию несчастных случаев, будет рассматривать это дело? Кто будет входить в состав комиссии?

Задача №17: Сотрудник охраны Милованова шла на рабочую смену по территории завода. Вследствии высоких каблуков, она запнулась, упала и вывихнула ногу. Является ли ее травма производственной? Дайте подробный ответ.

Задача №18: Коллеги по цеху Еремин, Огородников, Тузов после окончания рабочего дня, зашли в пивбар. При распитии спиртных напитков между ними завязалась драка, вследствии которой, были вызваны скорая помощи и полиция. К какому виду травм можно отнести, травмы полученные участниками?

Задача №19: Секретарь Конина, по просьбе руководителя, отправилась в рабочее время в магазин канцтоваров на личном автомобиле. Выходя из магазина, Конина стала жертвой нападения хулигана, в результате чего получила сотрясение мозга. К какому виду травм относятся, травмы, полученные Кониной?

Задача №20: Уборщица Фролова, придя на работу, по устному приказу директора, была вынуждена отправиться в цех хлорного производства, с целью уборки помещения, взамен отсутствующего работника. Во время пути в этот цех на Фролову опрокинулась емкость с хлором, в результате чего Фролова получила химические ожоги. Как классифицируются травмы, полученные Фроловой, какие меры доврачебной помощи следует принять?

Тема №2: «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА»

Задача №21: Операторы вычислительного центра, использующие персональную вычислительную технику, обратились к работодателю с просьбой о сокращении продолжительности рабочего дня. Работодатель отказал в удовлетворении указанной просьбы, но ввел дополнительные оплачиваемые перерывы в работе и ограничил время работы непосредственно с видеотерминалами.

Правильное ли решение принято работодателем? Дайте аргументированный ответ.

Задача №22: Обжигальщик керамических изделий Костров приказом генерального директора ОАО «Стройфарфор» переведен на должность транспортировщика вагонов с окладом значительно ниже оклада обжигальщика. Основанием для перевода послужили результаты периодического медицинского осмотра, выявившего у работника наличие медицинских противопоказаний для выполнения работ обжигальщика. Костров не согласился с переводом и потребовал предоставления ему равноценной работы и сохранения среднего заработка за все время, пока решается вопрос о его переводе, поскольку считал, что невыполнение им работы имеет место не по его вине.

Проанализируйте данную ситуацию и разрешите ее по существу.

 

Задача №23: На запрос санитарного врача Роспотребнадзора РФ о гигиенической характеристике красок, используемых при малярных работах, работодатель не представил требуемой информации, объясняя это тем, что поставщик красок отказывается сообщить необходимые сведения, ссылаясь на коммерческую тайну. Санитарный врач вручил работодателю предписание о запрете использования красок при производстве работ.

Правомерно ли решение санитарного врача и не превысил ли он своих должностных полномочий?

 

Задача №24: Рабочие Волков и Зайцев обратились к администрации цеха с просьбой заменить им старую спецодежду на новую в связи с истечением срока ее носки. Им объяснили, что данный срок не истек, так как Волков два месяца находился в командировке, а Зайцев 3,5 месяца болел. Кроме того, они были в отпуске по 42 дня каждый. Вернуться к вопросу рабочим предложили по истечении указанных сроков.

Права ли администрация цеха?

 

Задача №25: В связи с увеличением цен на бензин и недостатком средств администрация завода приняла решение завозить молоко для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, один раз в неделю (недельную норму), а не ежедневно. Кроме того, было установлено, что при отсутствии молока работникам может выдаваться сухое молоко, сметана или творог.

Правомерно ли такое решение администрации? Кем устанавливаются нормы бесплатной выдачи молока? Возможна ли замена молока компенсационными выплатами?

 

Задача № 26: При разгрузке лесоматериалов на стропальщика лесоперевалочной базы Дровосекова с вагона свалилось бревно. В результате полученной травмы Дровосеков длительное время находился на стационарном лечении, по окончании которого он был признан инвалидом в результате обострившейся гипертонической болезни. Дровосеков потребовал выдать ему акт о несчастном случае на производстве. Однако администрация базы ему в этом отказала, мотивируя свой отказ тем, что он до несчастного случая также страдал гипертонической болезнью и что частичная утрата трудоспособности произошла именно вследствие этого заболевания, а не в результате полученной травмы.

Дайте оценку правомерности требования работника.

Разрешите ситуацию по существу.

 

Задача №27: Химик-аналитик Пугачева была обязана пройти инструктаж по правилам работы с вновь поступившими в лабораторию реактивами. Она без уважительных причин на инструктаж не явилась, за что приказом директора ей был объявлен выговор. На следующий день после взыскания при смешивании реактивов у Пугачевой в руках взорвалась колба, и она получила тяжелые ожоги.

Несет ли работодатель ответственность за этот несчастный случай? Какие действия работодатель должен предпринять? Решите ситуацию по существу.

 

Задача №28: Государственный инспектор по охране труда, обнаружив при проверке грубые нарушения правил охраны труда, в результате которых имели место несчастные случаи на производстве, принял следующие решения:

1) опломбировать ряд механизмов, находящихся в неисправном состоянии;

2) запретить работу на участке горячего литья, где загазованность воздуха в 1,5 раза превышает допустимые нормы (пределы);

3) остановить работу сборочного цеха, где оборудование не имело защитных приспособлений и оградительных сеток;

4) потребовать от директора увольнения инженера по технике безопасности как не соответствующего занимаемой должности;

5) наложить штраф на начальника сборочного цеха.

Правомерны ли действия государственного инспектора по охране труда? Дайте мотивированные ответы по каждому случаю.

 

Задача №29: Смолкина, имеющая ребенка в возрасте до 1,5 лет, в течение шести месяцев не пользовалась перерывом для кормления ребенка в связи с отдаленностью своего места жительства от организации, где она работала. По истечению указанного периода она потребовала от директора организации уплаты ей за неиспользованные перерывы на кормление ребенка как за работу в сверхурочное время или удлинить ей отпуск на количество дней, которые в сумме составили перерывы, отведенные на кормление ребенка. В удовлетворении ее требований было отказано.

Смолкина обратилась в комиссию по трудовым спорам.

Какое решение должна вынести комиссия по трудовым спорам? Дайте оценку правомерности требований работницы.

 

Задача №30: Старший инженер по технике безопасности ОАО «Строитель» Ушаков был уволен по сокращению штатов. Не согласившись с увольнением, он обратился с иском о восстановлении на работе в суд, указав в заявлении, что является единственным специалистом по охране труда в организации, где занято более 280 работников, 80 из которых непосредственно трудятся в условиях повышенной опасности. Фактическая ликвидация обществом собственной службы безопасности труда не соответствует Конституции РФ, законодательству об охране труда и общему смыслу правового регулирования труда в России. Одновременно в заявлении было указано, что общество на протяжении трех последних лет не выделяет средств на охрану труда, обучение безопасности труда проводится лишь после настоятельных требований Ушакова и только в связи с конкретными фактами производственных нарушений.

В настоящее время обязанности по обеспечению безопасности труда возложены на руководителей подразделений, которые не имеют представления об этой работе. В организации принят коллективный договор, предусматривающий обязанности службы охраны труда и лично ее руководителя Ушакова. Профсоюзная организация в ОАО «Строитель» отсутствует.

Есть ли нарушения в действиях руководителя ОАО «Строитель»?

Ваше мнение по иску Ушакова. Дайте аргументированный ответ.

Задача №31: Заполните следующую таблицу «Специальные правила по охране труда работников отдельных категорий»

№ п/п

Категории работников

Дополнительные льготы и гарантии

Нормы права, предусматривающие особые правила и льготы

Примечание

1

Работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда

 

 

 

2

Женщины

 

 

 

3

Несовершеннолетние

 

 

 

4

Лица с пониженной трудоспособностью

 

 

 

Тема №3: «НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ.

ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ»

Задача №32: Электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования Шоков А. И. и Иванов С. А. производили расчистку трассы высоковольтной линии от деревьев. Произошел обрыв токоведущего провода, в результате чего Шоков А. И. был поражен электрическим током. Приняв меры предосторожности, Иванов С. А. вытянул пострадавшего из опасной зоны. При осмотре пострадавшего он выявил открытый перелом правой голени, ожог 3 степени правого предплечья.

Как называется опасная зона, в которой находился пострадавший? Какие меры предосторожности необходимо было предпринять Иванову С. А.? Какую помощь необходимо оказать пострадавшему работнику?

Задача №33: На строительной площадке, при производстве погрузочно-разгрузочных работ, каменщик Алиев, не имея удостоверения стропальщика начал подавать сигналы крановщице для перемещения груза. Во время перемещения он находился под грузом. Груз упал ему на ногу. Алиев получил увечье, которое повлекло за собой временную утрату  трудоспособности менее 60 дней.

Какие нарушения были допущены? Как  какой категории относится вышеуказанный несчастный случай? Каков порядок расследования данного несчастного случая?

Задача№34: Токарь Агеев А. А., вернувшись после очередного отпуска на свое рабочее место, обнаружил, что заземление на станке отсутствует, а диэлектрический коврик куда-то пропал. Об этом он доложил мастеру и сказал, что на станке работать не будет, так как это опасно для жизни. В ответ мастер потребовал, чтобы Агеев все-таки проработал на станке до конца смены (иначе будет сорвано производственное задание), и пообещал привлечь его к дисциплинарной ответственности в случае, если тот откажется.

Правомерно ли требование мастера? Какие существуют гарантии права работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда? Дайте развернутые ответы на поставленные вопросы.

Задача №35: Разнорабочему Кореневу Н. И. выдали задание на производство работ (необходимо было просверлить отверстия,  на высоте 3 метра, для прокладки кабеля в подвальном помещении недостроенного дома). В данном помещении относительная влажность воздуха более 75%, температура +35С, земляной пол.  

Какие меры безопасности необходимо соблюдать при производстве данных работ? Дайте развернутый ответ на вопрос.

Задача №36: Алексеев А. А. работает на заводе токарем. Как обычно в сентябре перед пуском завода он получил инструктаж по охране труда. Требовалось большое количество комплектующих изделий. За рабочую смену Александр не успел выточить необходимое количество изделий. Мастер попросил его задержаться на некоторое время, чтобы изготовить требуемые детали. Александр сказал, что очень устал за рабочий день. Да и станок постоянно дет сбои в работе. Однако мастеру удалось уговорить Александра остаться на сверхурочную работу. Через 2 часа работы станок вдруг заклинило, Александр попытался  устранить неполадку и забыл отключить станок от питания электричеством. Внезапно станок заработал, когда рука Александра находилась в опасной зоне, и ему оторвало кисть правой руки. В результате такой травмы Александр лишился трудоспособности.

Какие нарушения были допущены? К какой степени тяжести относится данный несчастный случай? Каков порядок расследования и оформления данного несчастного случая?

Задача №37: Работая на стройке,  каменщик Курчин Е. И. находился на подмостях, на высоте 6 метров без страховки. Сорокин И. Н. стал очевидцем падения каменщика.  При осмотре Курчина Е. И. Сорокин И. Н. определил открытый перелом правой голени. Сорокин И. Н. вызвал скорую помощь и остался около пострадавшего ожидать приезда скорой помощи.

Какие нарушения были допущены работниками? К какой степени тяжести относится данный несчастный случай, если временная утрата трудоспособности составила 80 дней? Каков порядок расследования и оформления данного несчастного случая?

Задача №38: Бригада монтажников строительно-монтажной организации направлена для производства работ по демонтажу старого электродвигателя в насосном отделении  действующей фабрики обогащения.

К какому виду работ относятся вышеуказанные работы? Какие требования безопасности предъявляются к проведению данных видов работ? По какому документу проводится данный вид работ? Какие требования предъявляются к работникам, выполняющим данные работы? Дайте развернутый ответ на вопрос.

Задача №39: На строительной площадке, каменщик  Исаев И. И. находился в состоянии алкогольного опьянения. Проходя по территории стройплощадки, не обратив внимания на временное ограждение, он упал в котлован. Исаев И. И.  получил увечье, повлекшее за собой потерю трудоспособности более 60 дней.

Подлежит ли расследованию данный несчастный случай? Будет ли данный несчастный случай учитываться как несчастный случай, связанный с производством?

Задача №40: При замыкании электропроводки в кабинете административного здания произошло возгорание. При тушении пожара бухгалтер Немцова А. И. была госпитализирована с ожогами III степени, оператор ПЭВМ Кукушкина В. А. получила ожоги II степени.

Как классифицируется данный несчастный случай? Какие действия необходимо было предпринять вышестоящему или непосредственному руководителям? Какую первую помощь необходимо оказать пострадавшим?

Задача№41: Машинист экскаватора Иванов И. И. производил обслуживание экскаватора. При  смазке ходовой части экскаватора он работал без защитной каски. С маршевой лестницы упал гаечный ключ. В результате Иванов И. И. получил травму головы, повлекшую за собой потерю трудоспособности на срок менее 60 дней.

Какие нарушения были допущены?

Как  какой категории относится вышеуказанный несчастный случай?

Каков порядок расследования данного несчастного случая?

Задача№42: Мастер Шоков А. И. выдал  Петрову П. А. электродрель для производства необходимых работ под роспись в журнале. При работе с электродрелью электрослесарь Петров П. А. получил электротравму. При осмотре электроинструмента, было обнаружено повреждение изоляции питающего провода.

Какие нарушения и кем  были допущены?

Задача №43: Электромонтер Афанасьев А. А. производил работу ручным молотком без защитных очков. Окалиной был травмирован глаз.

Как классифицируется данный случай по степени тяжести, если известно, что электромонтер потерял зрение на один глаз? Имеет ли он право работать по профессии? Какую помощь необходимо было оказать данному работнику?

Задача №44: Машинист конвейера Конев А.А. следовал на работу на автобусе предприятия. Произошло ДТП, в результате которого Конев получил стойкую утрату трудоспособности.

Относится ли данный случай  к несчастному случаю на производстве? Как классифицируется данный случай по степени тяжести? Каков порядок расследования данного несчастного случая? Обоснуйте ответ.

Задача №45: При проведении плановой проверки, государственный инспектор по охране труда выявил несколько нарушений требований охраны труда, которые создавали угрозу жизни и здоровью работников строительной организации. Инспектор принял решение приостановить работу организации на срок 30 дней.

Правомерны ли действия инспектора? Дайте развернутый ответ.

Задача №46: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Козлов А. И., имеющего II группу допуска по электробезопасности мастер направил  для  проведения ремонтных работ в электроустановку выше 1000В.

Имеет ли он право производства работ в электроустановках выше 1000В? Какие группы допуска по электробезопасности вы знаете? Каков порядок их присвоения? Дайте развернутый ответ.

Задача №47: На строительной площадке, при производстве погрузочно-разгрузочных работ, каменщик Алиев, не имея удостоверения стропальщика начал подавать сигналы крановщице для перемещения груза. Во время перемещения он находился под грузом. Груз упал ему на ногу. Алиев получил увечье, которое повлекло за собой временную утрату  трудоспособности более 60 дней.

Какие нарушения были допущены?

Как  какой категории относится вышеуказанный несчастный случай?

Каков порядок расследования данного несчастного случая?

Задача №48: При работе с химическими веществами лаборантка Жукова Ю. И. получила ожог серной кислотой правой руки. Ей оказали первую помощь и отправили в медучреждение.

Как классифицируется данный случай, если известно, что период нетрудоспособности длился 65 дней? Какую помощь оказали Жуковой Ю. И.? Дайте развернутый ответ.

Задача №49: Бригада строителей производила ремонтные работы в административном корпусе. Маляру – штукатуру Гольцевой А. А.  выдали задание на покраску откосов. Работница проводила покрасочные работы с приставной лестницы на втором этаже здания. Во время работы лестница начала скользить по плиточному полу и работница, не удержавшись, выпала из окна второго этажа. Работница получила травмы несовместимые с жизнью.

Какие меры безопасности необходимо было предпринять для безопасного проведения работ?Каков порядок расследования несчастного случая?

Задача №50: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования  Петров А. А. производил работы по прокладке электрического кабеля. После выполненной работы осталось 20 метров кабеля. Петров решил зачистить кабель для сдачи в пункт приема металла. При зачистке кабеля работник повредил бедренную артерию.

Какую доврачебную помощь необходимо оказать работнику? Как расследуется данный несчастный случай на производстве?

Задача№51: Машинисту конвейера Алиевой С. А. дано задание по очистке рамы конвейера от просыпи.  Она сняла защитное ограждение и приступила к работе. Скребок попал под вращающийся рабочий ролик и отлетел, ударив Алиеву по руке. В результате удара работница получила открытый перелом правой кисти.

Какие нарушения были допущены работницей? Какую помощь необходимо оказать работнице? Как квалифицируется и расследуется данный несчастный случай, если временная утрата трудоспособности составила 65 дней?

Задача №52: На складском терминале ООО «Термо-Н»  при переноске электронасоса, не отключенного от электросети, взявшись одной рукой за ручку насоса, а другой  - за железобетонную арматуру, бетонщик получил смертельную травму.

Какие нарушения были допущены? Как расследуется данный несчастный случай?

Тема №4: «ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ ОТ и ТБ.

ВИДЫ ИНСТРУКТАЖЕЙ»

Задача №53: Гражданка Нечаева Наталья Ивановна (28.10.1970 г) пришла устраиваться на работу сторожем в ООО «Импульс».

Какие виды инструктажей необходимо  провести Нечаевой? Каков допуск к самостоятельной работе? Зарегистрируйте инструктажи в соответствующих журналах (дата проведения инструктажа текущая).

Задача№54: При погрузочно-разгрузочных работах каменщик Шульгин А. В. неоднократно нарушал требования охраны труда, за что не раз привлекался к ответственности. Прораб  Иванов П. И. решил провести Шульгину А. В. инструктаж по безопасности труда.

К какому виду ответственности привлекался работник? Какие наказания соответствуют данному виду ответственности? Какой инструктаж должен провести прораб вышеуказанному работнику? Зарегистрируйте его в журнале регистрации инструктажей (дата проведения инструктажа текущая).

Задача №55: Студенты «ГГПК» Иванов Николай Иванович (28.01.1996 г) и Петров Сергей Иванович (14.01.1996г), обучающиеся по профессии электрогазосварщик, после удачной сдачи зимней сессии, прибыли на производственную практику в дочернюю организацию ОАО «ЛГОК» ООО «Рудстрой». Им были проведены необходимые инструктажи. Выдана соответствующая спецодежда. Практиканты приступили к работе.

 Какие виды инструктажей были проведены студентам? Зарегистрируйте в соответствующих журналах. Какие ошибки  допущены при допуске студентов к работе с опасными и вредными производственными факторами?

Задача №56: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Козлов А. И., после окончания колледжа устроился на работу, где проходил производственную практику.

Какие виды инструктажей необходимо ему провести? Зарегистрируйте в соответствующих журналах? Каков порядок допуска к самостоятельной работе?

Задача №57: Помощник машиниста экскаватора Николаев Сергей Васильевич ушел в отпуск 22.01.2014г. Срок сдачи экзамена по электробезопасности работника 24.01.2014г. он пропустил.

Какой вид инструктажа необходимо провести работнику по выходу из отпуска? Зарегистрируйте в соответствующих журналах. Какие действия по отношению к работнику должен предпринять непосредственный руководитель работ?

Задача №58: При проведении огневых работ на строительной площадке, электрогазосварщик Исаев И. И. неоднократно допускал нарушения трудовой дисциплины, за что не раз привлекался к ответственности. Прораб  Иванов П. И. решил провести Исаеву И. И. инструктажи по безопасности труда.

К какому виду ответственности привлекался работник? Какие наказания соответствуют данному виду ответственности? Какие виды инструктажей должен провести прораб вышеуказанному работнику? Зарегистрируйте их в журналах регистрации инструктажей (дата проведения инструктажа текущая).

Задача №59: Обучающийся «ГГПК» по профессии электрогазосварщик Макаров Иван Иванович (29.01.1996г рождения) прибыл на производственную практику в строительно-монтажную организацию ООО «Ремстрой», цех №2.

Какие виды инструктажей необходимо провести практиканту? Каков порядок допуска к работе? Дайте развернутый ответ. Зарегистрируйте инструктажи в журналах (дата инструктажа текущая).

Задача №60: Машинист конвейера  Паршин Иван Иванович, работающий на фабрике обогащения № 1, решил перевестись на фабрику окомкования цех обжига №2.

Какие виды инструктажей должны провести вышеуказанному работнику? Зарегистрируйте их в журналах регистрации инструктажей (дата проведения инструктажа текущая).

РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача №1: Определите коэффициенты: частоты и тяжести травматизма, а также их динамику, используя данные, приведенные в таблице 1 . По полученным результатам сделайте краткое резюме.

Таблица 1 – Исходные данные

Наименование показателей

Динамика по годам

2008 год

2009 год

2010 год

1. Количество работников предприятия

2800+N

2600+N

2400+N

2. Количество несчастных случаев

60+N

45+N

50+N

3.Общее количество дней нетрудоспособности

1100+N

1200+N

1300+N

где N – номер варианта студента.

Методические указания к задаче:

1. Составьте расчетную таблицу.

2. Впишите номер варианта и исходные данные по ним в соответствующие графы таблицы.

3. Рассчитайте коэффициент частоты травматизма по формуле

http://bibook.ru/image/57/image007.gif,

где http://bibook.ru/image/57/image008.gif - количество несчастных случаев;

http://bibook.ru/image/57/image009.gif - количество работников предприятия.

4. Рассчитайте коэффициент тяжести травматизма по формуле

http://bibook.ru/image/57/image010.gif,

где http://bibook.ru/image/57/image008.gif - количество несчастных случаев;

http://bibook.ru/image/57/image011.gif - общее количество дней нетрудоспособности.

5. По полученным результатам сделайте краткое резюме.

Пример выполнения задачи в соответствии с вариантом 26:

Наименование показателей

Динамика по годам

2008 год

2009 год

2010 год

1. Количество работников предприятия

2826

2626

2426

2. Количество несчастных случаев

86

71

76

3. Общее количество дней нетрудоспособности

1126

1226

1326

4. Коэффициент частоты травматизма

13,1

17,3

17,4

5. Коэффициент тяжести травматизма

30,4

27

31,3

Вывод:

1. Коэффициент частоты травматизма за 2009 и 2010 годы вырос на 32%.

2. Коэффициент тяжести травматизма в 2009 году снизился на 11,1%, а в 20010 вырос на 3%.

Задача №2: Рассчитайте силы токов, протекающих через человека и, оцените их действие относительно пороговых значений, определите допустимую продолжительность их действия на человека в случае прикосновения к токоведущим частям трехфазной сети с заземленной нейтралью ДЖ с линейным напряжением http://bibook.ru/image/57/image108.gif = 380 В (соответственно фазное напряжение http://bibook.ru/image/57/image109.gif= 220 В) для таких схем:

- двухфазное прикосновение;

- одновременное касание фазного и нулевого проводов;

- однофазный касание с нормального режима сети (для четырех вариантов полов, на которых стоит человек: бетонной, деревянной влажной, деревянной сухой и линолеумной).

По значениям силы токов, протекающих через человека, сделайте выводы:

- в отношении наиболее и наименее опасных схем прикосновения;

- в отношении наиболее и наименее опасных полов.

Исходные данные по вариантам МКР приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Исходные данные

№ варианта

Сопротивление тела человека,

RТ.Л, Ом

Сопротивление обуви,

RВЗ, Ом

Сопротивление пола, Rn, Ом

Бетонный,

Rn1

Деревянный

влажный,

Rn2

Деревянный

сухой,

Rn3

Линолеумный,

Rn4

1

900

260

600

2800

4400

6100

2

100

320

350

2500

4100

6400

3

1100

380

550

1900

4700

6300

4

920

280

400

2300

4000

6600

5

1140

340

450

2600

4500

6000

6

1020

400

250

2000

4200

6400

7

960

300

350

2800

4700

7000

8

1040

360

550

2400

5000

6200

9

1120

440

200

2100

4600

6500

10

940

280

400

2700

4200

6800

11

1080

360

300

2300

4400

6000

12

1140

400

450

3000

4800

6500

13

980

300

500

2100

4000

6700

14

1060

380

450

3100

4300

6100

15

1100

340

200

2600

4900

6600

16

920

320

550

1900

4100

7000

17

1040

440

350

2400

4500

6200

18

1080

280

250

2900

4900

6900

19

1000

380

600

3100

4200

6600

20

900

420

300

2500

5000

6200

21

940

260

600

2900

4700

6900

22

1060

320

250

2000

4100

6300

23

980

400

400

3000

4900

6800

24

1120

340

200

2200

4600

6100

25

1020

300

300

2700

4300

6700

26

960

420

500

2200

4800

6300

Методические указания к задаче:

1. Составьте расчетную таблицу типа таблицы 1.

2. Впишите номер варианта и исходные данные по ним в соответствующие графы таблицы.

3. Рассчитайте силу тока, протекающего через человека, во время двухфазного прикосновения. Расчет выполнить с помощью формулы

http://bibook.ru/image/57/image110.gif,

где http://bibook.ru/image/57/image111.gif- сопротивление тела человека.

4. Рассчитайте силу тока, протекающего через человека, в случае прикосновения к

http://bibook.ru/image/57/image112.gif.

5. Рассчитайте силу тока, протекающего через человека, при однофазном прикосновении. В этом случае как сопротивление цепи человека следует принимать сумму сопротивлений тела человека, обуви и пола, и расчетная формула будет иметь вид:

- для бетонного пола: http://bibook.ru/image/57/image113.gif;

- для влажной деревянной пола: http://bibook.ru/image/57/image114.gif;

- для деревянной сухой пола: http://bibook.ru/image/57/image115.gif;

- для линолеумных полов: http://bibook.ru/image/57/image116.gif.

6. Все расчетные данные занесите в соответствующие графы таблицы.

7. Для каждого рассмотренного случая прикосновения человека до токоведущих частей определите, какое действие вызывают рассчитаны силы токов относительно пороговых значений (согласно таблице 3 приложения).

8. Определите допустимое время пребывания человека под действием токов рассчитанной силы (согласно таблице 4 приложения, определите допустимое время путем интерполяции).

9. По величине силы тока, протекающего через человека при однофазном прикосновении, сделайте выводы относительно наиболее опасной и наиболее безопасной полов, на которых стоит человек.

Пример выполнения задачи в соответствии с вариантом 26

Номер варианта

26

Линейное напряжение сети http://bibook.ru/image/57/image117.gif ,В

380

Фазное напряжение сети http://bibook.ru/image/57/image118.gif ,В

220

Сопротивление тела человека http://bibook.ru/image/57/image119.gif, Ом

960

Сопротивление обуви http://bibook.ru/image/57/image120.gif ,Ом

420

Сопротивление пола:

- бетонной, http://bibook.ru/image/57/image121.gif ,Ом

- деревянной влажной, http://bibook.ru/image/57/image122.gif ,Ом

- деревянной сухой, http://bibook.ru/image/57/image123.gif ,Ом

- линолеумной, http://bibook.ru/image/57/image124.gif ,Ом

500

2200

4800

6300

Двухфазное прикосновение

Сила тока человека http://bibook.ru/image/57/image125.gif, А

380/960=0,396

Действие относительно пороговых токов

Почти в 4 раза превышает порог

фибриллярного тока

Допустимая продолжительность действия, с

0,14

Касание фазного и нулевого проводов

Сила тока человека, http://bibook.ru/image/57/image125.gif, А

220/960=0,229

Действие относительно пороговых токов

В 2,3 раза превышает порог

фибриллярного тока

Допустимая продолжительность действия, с

0,24

Однофазные прикосновения

Сила тока человека http://bibook.ru/image/57/image125.gif, А

для бетонного пола – 0,117

Действие относительно пороговых токов

На 17 мА превышает порог

фибриллярного тока

Допустимая продолжительность действия, с

0,43

Сила тока человека http://bibook.ru/image/57/image125.gif, А

для деревянного влажного пола – 0,036

Действие относительно пороговых токов

Меньше порогового фибриллярного, но больше порогового не допускающего тока

Допустимая продолжительность действия, с

Около 1

Сила тока человека http://bibook.ru/image/57/image125.gif, А

для деревянного сухого пола – 0,061

Действие относительно пороговых токов

Меньше порогового фибриллярного, но больше порогового не допускающего тока

Допустимая продолжительность действия, с

0,84

Сила тока человека http://bibook.ru/image/57/image125.gif, А

для линолиумного пола – 0,028

Действие относительно пороговых токов

Меньше порогового фибриллярного, но больше порогового не допускающего тока

Допустимая продолжительность действия, с

Около 1

Выводы:

1. Самым опасным является двухфазный ток.

2. Наименее опасным является однофазное прикосновение, особенно с линолеумным полом.

3. Самой опасной во время однофазного прикосновения является бетонный пол.

4. Наименее опасной при однофазном прикосновении является линолеумный пол.

Приложение

Таблица 3

Параметр

Сила тока, мА

Предельно допустимый ток при длительном действии

0,3

Порог ощутимого тока

0,6-1,5

Порог не допускающего тока

0-15

Порог фибриллярного тока

100

Таблица 4

Параметр

Предельно допустимые силы токов, мА, и напряжений, В,

по продолжительности действия, с

0,01-0,08

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1

1

Сила тока

650

500

250

165

125

100

85

70

65

55

50

6

Напряжение

650

500

250

165

125

100

85

70

65

55

50

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сборник ситуационых задач по дисциплине "Охрана труда"

Важным звеном учебно-воспитательного процесса является оценка знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль является неотъемлемым элементом учебного процесса, благодаря которому реализуется обратная ...

УМК Лекарствоведение "Сборник ситуационных задач и рецептов по лекарствоведению"

Согласно ФГОС 3+ в рамках ПМ 02 находится предмет "Лекарствоведение". Согласно рабочей программе студенты должны освоить не только теоретический материал, но и практическую часть. Основные навыки прак...

Сборник ситуационных задач по теме:«Личная гигиена»

Сборник ситуационных задач  по теме:«Личная гигиена»...

Сборник ситуационных задач по разделу «Охрана труда»

Важным звеном учебно-воспитательного процесса является оценка знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль является неотъемлемым элементом учебного процесса, благодаря которому реализуется обратная ...

Сборник ситуационных задач по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.02. Основы реабилитации, специальность 34.02.01. Сестринское дело

Курс физиотерапии является по ФГОС СПО РФ от 2011г разделом в МДК 02.02. «Основы реабилитации» который изучается на 3 курсе среднего профессионального образования по специальности 34.02.01...

"Дерматовенерология" сборник ситуационных задач с эталонами ответов

quot;Дерматовенерология" сборник ситуационных задач с эталонами ответов...

Сборник ситуационных задач по учебной дисциплине "Охрана труда"

Сборник ситуационных задач по учебной дисциплине "Охрана труда" для студентов по профессиям ППКРС...