МДК 04.01. Тема 3.8. Технический учет и паспортизация автомобильных дорог, аэродромов и их сооружений
материал
Тема 3.8. Технический учет и паспортизация автомобильных дорог, аэродромов и их сооружений.
Документ предназначен для студентов 4 курса специальности 08.02.05. Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов по МДК 04.01. Ремонт и содержание автомобильных дорог и аэродромов.
В данном документе представлено задание по теме, план темы, а также материал для выполнения задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ
1. Изучить тему 3.8.
2. Законспектировать в соответствии с планом темы.
3. Ответить на контрольные вопросы, помещенные в конце материала
4. Выполнить практическую работу: ознакомиться с нормативной базой и документацией, касающейся учета и паспортизации а/д, используя приведенные ниже ссылки, а также другие интернет-ресурсы:
https://zakonbase.ru/content/part/411100
https://files.stroyinf.ru/Data1/5/5537/
http://dtproekt.ru/index.php/our-works/roads-pasport
Тема 3.8. Технический учет и паспортизация автомобильных дорог, аэродромов и их сооружений
- Задачи технического учета и паспортизации автомобильных дорог, аэродромов и их сооружений.
- Порядок проведения технического учета и паспортизации.
- Компьютерный (автоматизированный) учет технической паспортизации автомобильных дорог и аэродромов и их сооружений.
- Основные понятия по созданию, функционированию и использованию системы управления базами дорожных данных.
- Документы, составляемые при техническом учете и паспортизации автомобильных дорог.
ТЕХНИЧЕСКИЙ УЧЕТ, ПАСПОРТИЗАЦИЯ, ОХРАНА ДОРОГ И ДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ
22.1. Задачи и порядок проведения технического учета и паспортизации
Цели учета и паспортизации. Дороги и сооружения на них, испытывая нагрузки от автомобилей и природных факторов, со временем изнашиваются. Возникает потребность в установлении данных о протяженности и техническом состоянии дорог и сооружений. С этой целью проводят технический учет дорог.
Главная цель технического учета — сбор и систематизация данных для рационального планирования и организации работ по содержанию и ремонту дорог, а также управления дорогами. Технический учет и паспортизация включают в себя сплошную инвентаризацию, проводимую один раз в 8 —10 лет, и ежегодную паспортизацию автомобильных дорог. Инвентаризацию проводят на основании постановлений Правительства Российской Федерации. Техническому учету и паспортизации подвергают все автомобильные дороги общего пользования (каждую дорогу в отдельности).
Основными элементами дороги, подлежащими техническому учету, являются полоса отвода, земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения, здания дорожной службы, устройства и обстановка дороги, здания автотранспортной службы.
Техническую инвентаризацию проводят по дорогам, на которые отсутствует технический паспорт или его данные требуют уточнения. В процессе технической инвентаризации:
- уточняют перечень автомобильных дорог общего пользования, их наименование и протяженность;
- устанавливают или уточняют геометрические параметры автомобильных дорог;
- определяют типы и состояние покрытий, оценивают прочность дорожных одежд;
- проводят инвентаризацию мостов, путепроводов, эстакад, труб, тоннелей, галерей и других искусственных сооружений;
- учитывают служебные, технические и гражданские здания и сооружения;
- проводят учет инженерных обустройств и обстановки и дают им общую оценку;
- собирают данные об интенсивности движения и составе транспортных средств;
- устанавливают балансовую стоимость дорог и сооружений, относящихся к ним.
При технической инвентаризации используют данные текущего технического учета и паспортизации, проводимого постоянно в порядке, установленном Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.
Материалом технического учета являются:
- технический паспорт дороги с линейным графиком;
- учетные карточки на мосты, путепроводы, трубы, служебные, производственные и жилые здания;
- учетные ведомости наличия и технического состояния мостов, тоннелей, труб, паромных переправ, подпорных стен, зданий дорожной службы, автобусных остановок, переходно-скоростных полос, дорожных знаков, ограждений, направляющих устройств, озеленения, тротуаров и пешеходных дорожек, съездов, укреплений обочин, коммуникаций в пределах полосы отвода;
- ведомость размеров полосы отвода;
- сводная ведомость наличия автомобильных дорог и сооружений на них;
- полевой журнал обследования дорожной одежды.
Все материалы технического учета объединяют в паспорт дороги, представляющий собой сводный документ с данными о техническом и экономическом состоянии дороги и содержащий все первичные (на момент приемки) и ежегодные сведения за весь период службы дороги, включая данные о текущих и капитальных ремонтах, реконструкции. Паспортизация — это комплекс полевых и камеральных работ по обследованию и измерению дорог и дорожных сооружений, обработке и анализу этих данных в целях составления документов технического учета.
Порядок технического учета и паспортизации, применяемые средства. Общее руководство техническим учетом и паспортизацией автомобильных дорог осуществляют дорожные управления и их подразделения, создающие специальные партии или группы для паспортизации дорог. К проведению технического учета и паспортизации привлекают научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие специализированные организации по договорам, заключаемым в установленном порядке.
Работы по техническому учету и паспортизации подразделяют на полевые и камеральные.
К полевым работам относят натурные обследования и обмер дорог и дорожных сооружений. Проводят первичные и ежегодные натурные обследования. Первичные обследования выполняют не чаще чем через 15 лет или в тех случаях, когда в состоянии дороги произошли такие изменения, выявить которые без натурных обследований невозможно. Ежегодные обследования проводят в целях выявления изменений, происшедших на дорогах и сооружениях за истекший год, для того чтобы внести эти изменения в документы технического учета и паспортизации по состоянию на 1 января следующего года. Технический учет и паспортизацию вновь построенных или реконструированных дорог проводят не позднее, чем через полгода после утверждения актов государственной приемочной комиссией.
К камеральным работам относят обработку материалов полевых обследований, на основании которых оформляют документы технического учета.
Дорожная организация составляет документы в двух экземплярах (кроме сводной ведомости на каждую обслуживаемую дорогу или ее участок), а карточки на мосты (путепроводы) — в пяти экземплярах. Первый экземпляр документации вместе с четырьмя экземплярами карточек на мосты (путепроводы) пересылают в дорожное управление, которое на основании материалов, представленных дорожными организациями, составляет паспорт и сводную ведомость дороги по форме Э-21, а также ведомости наличия и технического состояния зданий и сооружений. Второй экземпляр дорожная служба оставляет у себя.
Паспорт и сводную ведомость по форме Э-21 составляют в трех экземплярах; первый экземпляр и карточки на мосты (путепроводы) представляют в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), второй остается в дорожном управлении, а третий является обменным. При изменении каких-либо данных технического учета дорожная организация ежегодно вносит поправки в документацию, представляемую в дорожное управление, которое корректирует свой обменный экземпляр паспорта и обменный экземпляр направляет в Росавтодор. Получив обменный экземпляр, Росавтодор сверяет его со своим экземпляром и последний высылает в дорожное управление для внесения изменений.
Все технические данные, включаемые в паспорт и документы технического учета, получают по результатам полевых и камеральных работ. Полевые работы выполняют специализированные партии, создаваемые дорожными управлениями, организациями и подразделениями.
Качество дорожного покрытия оценивают по результатам натурного осмотра с учетом проводимых сезонных осмотров детальных обследований автомобильных дорог по трехбалльной системе. Толщину дорожной одежды определяют на каждом поперечнике в трех местах из расчета три поперечника на 1 км. Замер с устройством лунок делают только при отсутствии технической документации. На мостах и путепроводах снимают все основные размеры и габариты, в том числе подмостовые.
Собранные в результате полевых обследований сведения о состоянии автомобильной дороги и сооружений на ней заносят в паспорт, который представляет собой книгу в жестком переплете размером 297x420 мм и содержит схему автомобильной дороги, общие данные о ней, экономическую и техническую характеристики, денежные затраты и основные объемы выполненных работ, линейный график. Схему автомобильной дороги (разд. 1 паспорта) составляют в произвольном масштабе в зависимости от ее протяженности, но не менее чем 1:1 ООО ООО. В разд. 2 паспорта «Общие данные об автомобильной дороге» вносят все сведения о ней, предусмотренные соответствующими графами. В разд. 3 «Экономическая характеристика» отражают данные экономических обследований, изысканий, учета движения, статистических и экономических обзоров. В разд. 4 «Техническая характеристика» приводят данные, характеризующие наличие и состояние отдельных сооружений и конструктивных элементов автомобильной дороги (земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения и т.д.). В разд. 5 «Денежные затраты и основные объемы выполненных работ» приводят данные о денежных затратах на ремонт, содержание и реконструкцию автомобильной дороги с момента ввода в эксплуатацию. При этом указывают сведения об основных проведенных работах по реконструкции и ремонтам, которые меняют транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги. Работы по текущему ремонту (содержанию) в паспорте не указывают.
Линейный график (разд. 6 паспорта) вычерчивают в масштабе 1:20 ООО. Для сбора информации о состоянии дорог, необходимой при составлении паспорта, применяют передвижные лаборатории, приборы и оборудование.
22.2. Автоматизированная система технической паспортизации дорог и создание банка дорожных данных
Автоматизированная система сбора и обработки информации о параметрах и состоянии дорог имеет целью установить фактический уровень качества дорог, сооружений, дорожного движения.
Система должна обеспечивать быстрый и всесторонний сбор информации о техническом состоянии дорог и сооружений. Это может быть выполнено традиционными методами обследований, полуавтоматическими или автоматизированными, с применением современных ходовых лабораторий по записи геометрических характеристик (типа «Трасса», прочности одежд УДН, МАДИ, УНК, КАДИ, ДИНА), ровности, сцепных качеств и шероховатости покрытий толчкомерами или установками ПКРС.
Система должна допускать автоматизированную обработку собранных данных, накопление, хранение и выдачу необходимой информации. В результате накопления информации дорожная служба на различном уровне должна иметь банк данных о состоянии дорог и сооружений на любом участке и возможность их быстрого получения.
Автоматизированные системы сбора и обработки информации о состоянии дорог должны допускать решение инженерных и экономических задач для дорожной службы: определение технического состояния (уровня) дорог и сооружений на любом участке и в любой период года, технический учет и паспортизацию дорог, установление и прогнозирование межремонтных периодов, оптимальное планирование ремонтных работ, данные о ДТП, оценку безопасности движения на различных участках, оценку дорожного движения и пропускной способности дорог на напряженных участках и т.д.
Разработка и внедрение таких систем требуют значительных средств и подготовленного персонала. Созданы информационно- поисковые системы (ИПС) типа «Мост», «Дорога», «Дорожное движение» и др. Ведутся активные работы по созданию автоматизированной системы технической паспортизации автомобильных дорог (АСТП АД) и автоматизированного банка дорожных данных (АБДД).
В общем случае техническая паспортизация как система состоит из двух подсистем: информационно-измерительной (ИИС) и информационно-поисковой (ИПС). Разрабатываемая и частично функционирующая АСТП АД решает эти вопросы комплексно.
Основными задачами АСТП АД являются:
- обследование и измерение плана трассы, продольного и поперечного профилей, ровности и скользкости покрытия, прочности дорожных одежд;
- оценка степени разрушения покрытия, состояния земляного полотна и искусственных сооружений, обстановки пути и обустройства;
- измерение характеристик транспортного потока и условий движения;
- обработка данных и оценка транспортно-эксплуатационного состояния дорог и сооружений на них;
- хранение и обновление данных;
- обеспечение отрасли исчерпывающей информацией об обслуживаемых автомобильных дорогах с подготовкой справок на запросы, данных по статической отчетности, паспортов автомобильных дорог.
В состав АСТП АД входят подсистемы сбора и обработки:
- информации по основным геометрическим параметрам автомобильных дорог («Трасса»);
- данных о прочностных характеристиках дорожных одежд («Прочность»);
- информации об эксплуатационном состоянии проезжей части («Состояние»);
- данных о движении («Движение»);
- информации о технических характеристиках и состоянии земляного полотна (неавтоматизированная подсистема);
- информации о состоянии водоотводных и водопропускных сооружений, элементов обустройства дороги, обстановки, а также данных по дорожно-транспортным сооружениям («Обустройство»).
Как и при традиционном способе паспортизации автомобильных дорог основным документом АСТП АД является технический паспорт, который представляет собой отпечатанные формуляры, содержащие таблицы технических и эксплуатационных характеристик автомобильной дороги. Все формуляры брошюруют в к^шгу, образующую технический паспорт формата 422 х 305 мм. В последующем в эти формуляры вносят все изменения в состоянии дороги.
Постоянно обновляемые сведения о состоянии автомобильных дорог служат основой АБДД. Под автоматизированным банком понимается организационно-техническая система, представляющая собой совокупность баз данных пользователей, технических (мощные ЭВМ, мини-ЭВМ) и программных средств формирования и ведения этих баз и специалистов, обеспечивающих функционирование системы.
Структура АБДД включает в себя справочно-информационный фонд и программное обеспечение. Справочно-информационный фонд составляют базы данных «Словари», «Структура», «Состояние дорог», «Нормативы», «Архив» и «Администратор». Информацию о технико-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог группируют по однородности в оперативные файлы и образуют базу данных «Состояние дороги».
Программное обеспечение АБДД включает в себя общее математическое обеспечение и специальное математическое обеспечение. Специальное математическое обеспечение включает в себя прикладные программы, расширяющие возможности общего математического обеспечения и придающие направленность, соответствующую специфике АБДД. В пакет прикладных программ входят программы обращения пользователя к АБДД и программы, направленные на решение определенных задач. Эти задачи для первой очереди АБДД можно разбить на три класса: информационно-справочные; сопоставительные (оценочные); задачи, характеризующие изменение параметров дорог во времени.
Автоматизированный банк дорожных данных — сложная че- ловекомашинная система, поэтому его основным элементом является служба поддержания АБДД. Разработка и использование АБДД наиболее эффективна в составе автоматизированных систем паспортизации, когда на одном уровне решаются задачи как сбора, так и обработки информации о состоянии автомобильных дорог.
22.3. Учет интенсивности движения
Для решения задач организации дорожного движения, назначения и выбора мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог дорожная служба должна систематически изучать, накапливать и анализировать данные о дорожном движении на участках в различные периоды года. Изучение сводится к сбору информации по интенсивности, составу и скорости движения транспортных потоков, распределению транспортных средств по длине дороги в разные периоды года, недели и суток от осевых нагрузок автомобилей. Полные данные о закономерностях дорожного движения получают при специальных обследованиях дорог. Дорожная служба ведет систематический учет интенсивности и состава движения. Существует несколько методов проведения учета интенсивности движения.
Сплошной метод предусматривает (на данном участке) непрерывное во времени изучение дорожного движения. При этом ведут сплошное почасовое изучение в течение 24 ч и, аналогично, посуточно для недели, месяца, сезона, годового периода. Это самый надежный, но самый трудоемкий и дорогой метод учета.
При выборочном методе характеристики потока оценивают только на отдельных учетных пунктах или только в определенное время.
Выборочный компенсаторский метод состоит в том, что число, место и продолжительность учета движения назначают по правилам, основанным на законах теории вероятности и математической статистики, а затем после обработки получают (восстанавливают) интенсивность движения на всех учетных пунктах за сутки, неделю или другой отрезок времени. Этот метод основан на том, что практически почти все суточное движение проходит в течение 10... 14 ч. В отдельных случаях на подъездных дорогах в промышленных районах движение осуществляется в течение 16... 18 ч/сут. Отношение интенсивности движения в часы пик к средней суточной интенсивности колеблется в сравнительно узких пределах: 0,1 ...0,07 для магистральных дорог (наиболее часто 0,08...0,07) и 0,15...0,25 для дорог низших категорий. Эта же закономерность прослеживается в годовом периоде. Подсчет транспортных средств, проходящих по автомобильным дорогам, производится автоматическими приборами (счетчиками) или визуально.
Учет движения проводят на всех дорогах федерального, республиканского и на важнейших дорогах областного и местного значений. Учет ведут с разделением автомобилей по группам: легкие грузовые (грузоподъемностью до 2 т); средние грузовые (грузоподъемностью 2,1...5 т); тяжелые грузовые (грузоподъемностью 5,1 ...8 т); очень тяжелые грузовые (грузоподъемностью более 8 т); автомобильные поезда (по соответствующим весовым категориям); легковые автомобили, автобусы.
Учетные пункты учета в зависимости от назначения могут быть постоянными и передвижными. Постоянные учетные пункты предназначены для получения данных, характеризующих общие закономерности движения транспортных потоков, изменение интенсивности и состава движения в течение года, недели и по часам суток. На постоянных учетных пунктах, как правило, ведется круглосуточный учет движения. Передвижные учетные пункты предназначены для получения информации о движении по всем звеньям сети, включая дороги местного назначения. На передвижных пунктах предусматривается кратковременный учет интенсивности и состава движения.
Учетные пункты размещают в местах резкого изменения интенсивности движения, к числу которых относят пересечения автомобильных дорог, подъезды к городам, примыкания к основной дороге других дорог и т.д. Учет движения транспортных средств на дорогах дорожные организации проводят ежегодно 4-го и 19-го числа каждого месяца независимо от способа его проведения (автоматическими приборами или визуально). В эти дни учет движения проводят непрерывно в течение суток с 0.00 до 24.00 по местному времени. Для выяснения особенностей и характера движения в дни общесоюзных и местных праздников, массовых мероприятий учет проводят при необходимости.
Комплекс технических средств для учета включает в себя дополнительно аппаратуру регистрации транспортных средств, средства записи и передачи информации о движении. Комплекс может быть переносным, установлен на учетном пункте постоянно либо смонтирован на ходовых лабораториях по учету интенсивности и состава движения.
В последнее время большое распространение получили автоматические счетчики с индуктивными петлевыми датчиками, которые закладывают под покрытие. Простейшие из них позволяют распознавать транспортный поток легковых и грузовых автомобилей и измерять суммарную интенсивность движения — к ним относят счетчики АСД-5М и КП-202.
На основании данных учета ведется систематическое накопление информации об интенсивности и составе движения на дорогах. Используя многолетние наблюдения, прогнозируют его изменение в перспективе.При прогнозе интенсивности движения по дорогам различной категории на короткий срок (2—5 лет) используют линейную зависимость
NT=N0{\+qT),
где N0 — интенсивность в начальный (базовый) год; q — средний темп роста интенсивности за последние 8—15 лет; Т — прогнозируемый год.
Прогноз движения на дорогах III—V категорий на более продолжительный период (до 20 лет) производят на основе выражения
Среднегодовой темп роста интенсивности движения в стране колеблется в пределах 0,01 ...0,04, в редких случаях до 0,07 и существенно зависит от наличия промышленности в данном районе, численности населения, плотности сети дорог.
Контрольные вопросы
- Каковы цели учета и паспортизации дорог и сооружений на них?
- Какие средства применяют при проведении технического учета?
- Какие подсистемы включает в себя АСТП АД?
- Какие методы используют при учете интенсивного движения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока на тему: "Комплекс инженерных сооружений на автомобильных дорогах"
Цели урока:обучающая:§ контроль знаний по предыдущей теме: «Введени廧 знакомство с новыми понятиями и терминами по теме: «Комплекс инженерных сооружений на а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-701940-1446622896.jpg)
Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Дороги справедливо называют «кровеносными артериями городов», ведь они являются одним из наиболее важных элементов инфраструктуры государства. От степени развития дорожной сети напрямую зависит эконом...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/04/picture-476705-1409856567.jpg)
Тест по дисциплине МДК 01.01 «Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов» Специальности 08.02.05
Тест по дисциплинеМДК 01.01 «Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов»Специальности 08.02.05...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/10/picture-766277-1457600045.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ 04.) «Участие в работах по эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов»
Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 270831 «Строительство и эксплуатация авто...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/29/picture-768864-1580290239.jpg)
Творческая работа по дисциплине: Ремонт и содержание автомобильных дорог и аэродромов.Тема: «Содержание усовершенствованных покрытий»
Правительство РФ внесло поправки в постановление N539 от 23 августа 2007 г., регулирующее предельные затраты на содержание дорог федерального значения. Теперь в постановлени...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/10/picture-766277-1457600045.jpg)
МДК 04.01. Тема 3.9. Охрана природы при эксплуатации автомобильных дорог.
Тема 3.9. Охрана природы при эксплуатации автомобильных дорог.Документ предназначен для студентов 4 курса специальности 08.02.05. Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов по ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/25/picture-1357759-1635174353.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 Обществознание (вкл. экономику и право)специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений специальность 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, 2021 год
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях...