МДК 04.01. Тема 3.8. Технический учет и паспортизация автомобильных дорог, аэродромов и их сооружений
материал

Павленко Екатерина Васильевна

Тема 3.8. Технический учет и паспортизация автомобильных дорог, аэродромов и их сооружений.

Документ предназначен для студентов 4 курса специальности 08.02.05. Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов по МДК 04.01. Ремонт и содержание автомобильных дорог  и аэродромов.

В данном документе представлено задание по теме, план темы, а также материал для выполнения задания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_3.8.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ

1. Изучить тему 3.8.

2. Законспектировать в соответствии с планом темы.

3. Ответить на контрольные вопросы, помещенные в конце материала

4. Выполнить практическую работу: ознакомиться с нормативной базой и документацией, касающейся учета и паспортизации а/д, используя приведенные ниже ссылки, а также другие интернет-ресурсы:

https://zakonbase.ru/content/part/411100

https://files.stroyinf.ru/Data1/5/5537/

http://dtproekt.ru/index.php/our-works/roads-pasport

Тема 3.8. Технический учет и паспортизация автомобильных дорог, аэродромов и их сооружений

  1. Задачи технического учета и паспортизации автомобильных дорог, аэродромов и их сооружений.
  2. Порядок проведения технического учета и паспортизации.
  3. Компьютерный (автоматизированный) учет технической паспортизации автомобильных дорог и аэродромов и их сооружений.
  4. Основные понятия по созданию, функционированию и использованию системы управления базами дорожных данных.
  5. Документы, составляемые при техническом учете и паспортизации автомобильных дорог.

ТЕХНИЧЕСКИЙ УЧЕТ, ПАСПОРТИЗАЦИЯ, ОХРАНА ДОРОГ И ДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ

22.1. Задачи и порядок проведения технического учета и паспортизации

Цели учета и паспортизации. Дороги и сооружения на них, испытывая нагрузки от автомобилей и природных факторов, со временем изнашиваются. Возникает потребность в установлении данных о протяженности и техническом состоянии дорог и сооружений. С этой целью проводят технический учет дорог.

Главная цель технического учета — сбор и систематизация данных для рационального планирования и организации работ по содержанию и ремонту дорог, а также управления дорогами. Технический учет и паспортизация включают в себя сплошную инвентаризацию, проводимую один раз в 8 —10 лет, и ежегодную паспортизацию автомобильных дорог. Инвентаризацию проводят на основании постановлений Правительства Российской Федерации. Техническому учету и паспортизации подвергают все автомобильные дороги общего пользования (каждую дорогу в отдельности).

Основными элементами дороги, подлежащими техническому учету, являются полоса отвода, земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения, здания дорожной службы, устройства и обстановка дороги, здания автотранспортной службы.

Техническую инвентаризацию проводят по дорогам, на которые отсутствует технический паспорт или его данные требуют уточнения. В процессе технической инвентаризации:

  • уточняют перечень автомобильных дорог общего пользования, их наименование и протяженность;
  • устанавливают или уточняют геометрические параметры автомобильных дорог;
  • определяют типы и состояние покрытий, оценивают прочность дорожных одежд;
  • проводят инвентаризацию мостов, путепроводов, эстакад, труб, тоннелей, галерей и других искусственных сооружений;
  • учитывают служебные, технические и гражданские здания и сооружения;
  • проводят учет инженерных обустройств и обстановки и дают им общую оценку;
  • собирают данные об интенсивности движения и составе транспортных средств;
  • устанавливают балансовую стоимость дорог и сооружений, относящихся к ним.

При технической инвентаризации используют данные текущего технического учета и паспортизации, проводимого постоянно в порядке, установленном Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.

Материалом технического учета являются:

  • технический паспорт дороги с линейным графиком;
  • учетные карточки на мосты, путепроводы, трубы, служебные, производственные и жилые здания;
  • учетные ведомости наличия и технического состояния мостов, тоннелей, труб, паромных переправ, подпорных стен, зданий дорожной службы, автобусных остановок, переходно-скоростных полос, дорожных знаков, ограждений, направляющих устройств, озеленения, тротуаров и пешеходных дорожек, съездов, укреплений обочин, коммуникаций в пределах полосы отвода;
  • ведомость размеров полосы отвода;
  • сводная ведомость наличия автомобильных дорог и сооружений на них;
  • полевой журнал обследования дорожной одежды.

Все материалы технического учета объединяют в паспорт дороги, представляющий собой сводный документ с данными о техническом и экономическом состоянии дороги и содержащий все первичные (на момент приемки) и ежегодные сведения за весь период службы дороги, включая данные о текущих и капитальных ремонтах, реконструкции. Паспортизация — это комплекс полевых и камеральных работ по обследованию и измерению дорог и дорожных сооружений, обработке и анализу этих данных в целях составления документов технического учета.

Порядок технического учета и паспортизации, применяемые средства. Общее руководство техническим учетом и паспортизацией автомобильных дорог осуществляют дорожные управления и их подразделения, создающие специальные партии или группы для паспортизации дорог. К проведению технического учета и паспортизации привлекают научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие специализированные организации по договорам, заключаемым в установленном порядке.

Работы по техническому учету и паспортизации подразделяют на полевые и камеральные.

К полевым работам относят натурные обследования и обмер дорог и дорожных сооружений. Проводят первичные и ежегодные натурные обследования. Первичные обследования выполняют не чаще чем через 15 лет или в тех случаях, когда в состоянии дороги произошли такие изменения, выявить которые без натурных обследований невозможно. Ежегодные обследования проводят в целях выявления изменений, происшедших на дорогах и сооружениях за истекший год, для того чтобы внести эти изменения в документы технического учета и паспортизации по состоянию на 1 января следующего года. Технический учет и паспортизацию вновь построенных или реконструированных дорог проводят не позднее, чем через полгода после утверждения актов государственной приемочной комиссией.

К камеральным работам относят обработку материалов полевых обследований, на основании которых оформляют документы технического учета.

Дорожная организация составляет документы в двух экземплярах (кроме сводной ведомости на каждую обслуживаемую дорогу или ее участок), а карточки на мосты (путепроводы) — в пяти экземплярах. Первый экземпляр документации вместе с четырьмя экземплярами карточек на мосты (путепроводы) пересылают в дорожное управление, которое на основании материалов, представленных дорожными организациями, составляет паспорт и сводную ведомость дороги по форме Э-21, а также ведомости наличия и технического состояния зданий и сооружений. Второй экземпляр дорожная служба оставляет у себя.

Паспорт и сводную ведомость по форме Э-21 составляют в трех экземплярах; первый экземпляр и карточки на мосты (путепроводы) представляют в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), второй остается в дорожном управлении, а третий является обменным. При изменении каких-либо данных технического учета дорожная организация ежегодно вносит поправки в документацию, представляемую в дорожное управление, которое корректирует свой обменный экземпляр паспорта и обменный экземпляр направляет в Росавтодор. Получив обменный экземпляр, Росавтодор сверяет его со своим экземпляром и последний высылает в дорожное управление для внесения изменений.

Все технические данные, включаемые в паспорт и документы технического учета, получают по результатам полевых и камеральных работ. Полевые работы выполняют специализированные партии, создаваемые дорожными управлениями, организациями и подразделениями.

Качество дорожного покрытия оценивают по результатам натурного осмотра с учетом проводимых сезонных осмотров детальных обследований автомобильных дорог по трехбалльной системе. Толщину дорожной одежды определяют на каждом поперечнике в трех местах из расчета три поперечника на 1 км. Замер с устройством лунок делают только при отсутствии технической документации. На мостах и путепроводах снимают все основные размеры и габариты, в том числе подмостовые.

Собранные в результате полевых обследований сведения о состоянии автомобильной дороги и сооружений на ней заносят в паспорт, который представляет собой книгу в жестком переплете размером 297x420 мм и содержит схему автомобильной дороги, общие данные о ней, экономическую и техническую характеристики, денежные затраты и основные объемы выполненных работ, линейный график. Схему автомобильной дороги (разд. 1 паспорта) составляют в произвольном масштабе в зависимости от ее протяженности, но не менее чем 1:1 ООО ООО. В разд. 2 паспорта «Общие данные об автомобильной дороге» вносят все сведения о ней, предусмотренные соответствующими графами. В разд. 3 «Экономическая характеристика» отражают данные экономических обследований, изысканий, учета движения, статистических и экономических обзоров. В разд. 4 «Техническая характеристика» приводят данные, характеризующие наличие и состояние отдельных сооружений и конструктивных элементов автомобильной дороги (земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения и т.д.). В разд. 5 «Денежные затраты и основные объемы выполненных работ» приводят данные о денежных затратах на ремонт, содержание и реконструкцию автомобильной дороги с момента ввода в эксплуатацию. При этом указывают сведения об основных проведенных работах по реконструкции и ремонтам, которые меняют транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги. Работы по текущему ремонту (содержанию) в паспорте не указывают.

Линейный график (разд. 6 паспорта) вычерчивают в масштабе 1:20 ООО. Для сбора информации о состоянии дорог, необходимой при составлении паспорта, применяют передвижные лаборатории, приборы и оборудование.

22.2. Автоматизированная система технической паспортизации дорог и создание банка дорожных данных

Автоматизированная система сбора и обработки информации о параметрах и состоянии дорог имеет целью установить фактический уровень качества дорог, сооружений, дорожного движения.

Система должна обеспечивать быстрый и всесторонний сбор информации о техническом состоянии дорог и сооружений. Это может быть выполнено традиционными методами обследований, полуавтоматическими или автоматизированными, с применением современных ходовых лабораторий по записи геометрических характеристик (типа «Трасса», прочности одежд УДН, МАДИ, УНК, КАДИ, ДИНА), ровности, сцепных качеств и шероховатости покрытий толчкомерами или установками ПКРС.

Система должна допускать автоматизированную обработку собранных данных, накопление, хранение и выдачу необходимой информации. В результате накопления информации дорожная служба на различном уровне должна иметь банк данных о состоянии дорог и сооружений на любом участке и возможность их быстрого получения.

Автоматизированные системы сбора и обработки информации о состоянии дорог должны допускать решение инженерных и экономических задач для дорожной службы: определение технического состояния (уровня) дорог и сооружений на любом участке и в любой период года, технический учет и паспортизацию дорог, установление и прогнозирование межремонтных периодов, оптимальное планирование ремонтных работ, данные о ДТП, оценку безопасности движения на различных участках, оценку дорожного движения и пропускной способности дорог на напряженных участках и т.д.

Разработка и внедрение таких систем требуют значительных средств и подготовленного персонала. Созданы информационно- поисковые системы (ИПС) типа «Мост», «Дорога», «Дорожное движение» и др. Ведутся активные работы по созданию автоматизированной системы технической паспортизации автомобильных дорог (АСТП АД) и автоматизированного банка дорожных данных (АБДД).

В общем случае техническая паспортизация как система состоит из двух подсистем: информационно-измерительной (ИИС) и информационно-поисковой (ИПС). Разрабатываемая и частично функционирующая АСТП АД решает эти вопросы комплексно.

Основными задачами АСТП АД являются:

  • обследование и измерение плана трассы, продольного и поперечного профилей, ровности и скользкости покрытия, прочности дорожных одежд;
  • оценка степени разрушения покрытия, состояния земляного полотна и искусственных сооружений, обстановки пути и обустройства;
  • измерение характеристик транспортного потока и условий движения;
  • обработка данных и оценка транспортно-эксплуатационного состояния дорог и сооружений на них;
  • хранение и обновление данных;
  • обеспечение отрасли исчерпывающей информацией об обслуживаемых автомобильных дорогах с подготовкой справок на запросы, данных по статической отчетности, паспортов автомобильных дорог.

В состав АСТП АД входят подсистемы сбора и обработки:

  • информации по основным геометрическим параметрам автомобильных дорог («Трасса»);
  • данных о прочностных характеристиках дорожных одежд («Прочность»);
  • информации об эксплуатационном состоянии проезжей части («Состояние»);
  • данных о движении («Движение»);
  • информации о технических характеристиках и состоянии земляного полотна (неавтоматизированная подсистема);
  • информации о состоянии водоотводных и водопропускных сооружений, элементов обустройства дороги, обстановки, а также данных по дорожно-транспортным сооружениям («Обустройство»).

Как и при традиционном способе паспортизации автомобильных дорог основным документом АСТП АД является технический паспорт, который представляет собой отпечатанные формуляры, содержащие таблицы технических и эксплуатационных характеристик автомобильной дороги. Все формуляры брошюруют в к^шгу, образующую технический паспорт формата 422 х 305 мм. В последующем в эти формуляры вносят все изменения в состоянии дороги.

Постоянно обновляемые сведения о состоянии автомобильных дорог служат основой АБДД. Под автоматизированным банком понимается организационно-техническая система, представляющая собой совокупность баз данных пользователей, технических (мощные ЭВМ, мини-ЭВМ) и программных средств формирования и ведения этих баз и специалистов, обеспечивающих функционирование системы.

Структура АБДД включает в себя справочно-информационный фонд и программное обеспечение. Справочно-информационный фонд составляют базы данных «Словари», «Структура», «Состояние дорог», «Нормативы», «Архив» и «Администратор». Информацию о технико-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог группируют по однородности в оперативные файлы и образуют базу данных «Состояние дороги».

Программное обеспечение АБДД включает в себя общее математическое обеспечение и специальное математическое обеспечение. Специальное математическое обеспечение включает в себя прикладные программы, расширяющие возможности общего математического обеспечения и придающие направленность, соответствующую специфике АБДД. В пакет прикладных программ входят программы обращения пользователя к АБДД и программы, направленные на решение определенных задач. Эти задачи для первой очереди АБДД можно разбить на три класса: информационно-справочные; сопоставительные (оценочные); задачи, характеризующие изменение параметров дорог во времени.

Автоматизированный банк дорожных данных — сложная че- ловекомашинная система, поэтому его основным элементом является служба поддержания АБДД. Разработка и использование АБДД наиболее эффективна в составе автоматизированных систем паспортизации, когда на одном уровне решаются задачи как сбора, так и обработки информации о состоянии автомобильных дорог.

22.3. Учет интенсивности движения

Для решения задач организации дорожного движения, назначения и выбора мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог дорожная служба должна систематически изучать, накапливать и анализировать данные о дорожном движении на участках в различные периоды года. Изучение сводится к сбору информации по интенсивности, составу и скорости движения транспортных потоков, распределению транспортных средств по длине дороги в разные периоды года, недели и суток от осевых нагрузок автомобилей. Полные данные о закономерностях дорожного движения получают при специальных обследованиях дорог. Дорожная служба ведет систематический учет интенсивности и состава движения. Существует несколько методов проведения учета интенсивности движения.

Сплошной метод предусматривает (на данном участке) непрерывное во времени изучение дорожного движения. При этом ведут сплошное почасовое изучение в течение 24 ч и, аналогично, посуточно для недели, месяца, сезона, годового периода. Это самый надежный, но самый трудоемкий и дорогой метод учета.

При выборочном методе характеристики потока оценивают только на отдельных учетных пунктах или только в определенное время.

Выборочный компенсаторский метод состоит в том, что число, место и продолжительность учета движения назначают по правилам, основанным на законах теории вероятности и математической статистики, а затем после обработки получают (восстанавливают) интенсивность движения на всех учетных пунктах за сутки, неделю или другой отрезок времени. Этот метод основан на том, что практически почти все суточное движение проходит в течение 10... 14 ч. В отдельных случаях на подъездных дорогах в промышленных районах движение осуществляется в течение 16... 18 ч/сут. Отношение интенсивности движения в часы пик к средней суточной интенсивности колеблется в сравнительно узких пределах: 0,1 ...0,07 для магистральных дорог (наиболее часто 0,08...0,07) и 0,15...0,25 для дорог низших категорий. Эта же закономерность прослеживается в годовом периоде. Подсчет транспортных средств, проходящих по автомобильным дорогам, производится автоматическими приборами (счетчиками) или визуально.

Учет движения проводят на всех дорогах федерального, республиканского и на важнейших дорогах областного и местного значений. Учет ведут с разделением автомобилей по группам: легкие грузовые (грузоподъемностью до 2 т); средние грузовые (грузоподъемностью 2,1...5 т); тяжелые грузовые (грузоподъемностью 5,1 ...8 т); очень тяжелые грузовые (грузоподъемностью более 8 т); автомобильные поезда (по соответствующим весовым категориям); легковые автомобили, автобусы.

Учетные пункты учета в зависимости от назначения могут быть постоянными и передвижными. Постоянные учетные пункты предназначены для получения данных, характеризующих общие закономерности движения транспортных потоков, изменение интенсивности и состава движения в течение года, недели и по часам суток. На постоянных учетных пунктах, как правило, ведется круглосуточный учет движения. Передвижные учетные пункты предназначены для получения информации о движении по всем звеньям сети, включая дороги местного назначения. На передвижных пунктах предусматривается кратковременный учет интенсивности и состава движения.

Учетные пункты размещают в местах резкого изменения интенсивности движения, к числу которых относят пересечения автомобильных дорог, подъезды к городам, примыкания к основной дороге других дорог и т.д. Учет движения транспортных средств на дорогах дорожные организации проводят ежегодно 4-го и 19-го числа каждого месяца независимо от способа его проведения (автоматическими приборами или визуально). В эти дни учет движения проводят непрерывно в течение суток с 0.00 до 24.00 по местному времени. Для выяснения особенностей и характера движения в дни общесоюзных и местных праздников, массовых мероприятий учет проводят при необходимости.

Комплекс технических средств для учета включает в себя дополнительно аппаратуру регистрации транспортных средств, средства записи и передачи информации о движении. Комплекс может быть переносным, установлен на учетном пункте постоянно либо смонтирован на ходовых лабораториях по учету интенсивности и состава движения.

В последнее время большое распространение получили автоматические счетчики с индуктивными петлевыми датчиками, которые закладывают под покрытие. Простейшие из них позволяют распознавать транспортный поток легковых и грузовых автомобилей и измерять суммарную интенсивность движения — к ним относят счетчики АСД-5М и КП-202.

На основании данных учета ведется систематическое накопление информации об интенсивности и составе движения на дорогах. Используя многолетние наблюдения, прогнозируют его изменение в перспективе.При прогнозе интенсивности движения по дорогам различной категории на короткий срок (2—5 лет) используют линейную зависимость

NT=N0{\+qT),

где N0 — интенсивность в начальный (базовый) год; q — средний темп роста интенсивности за последние 8—15 лет; Т — прогнозируемый год.

Прогноз движения на дорогах III—V категорий на более продолжительный период (до 20 лет) производят на основе выражения

Среднегодовой темп роста интенсивности движения в стране колеблется в пределах 0,01 ...0,04, в редких случаях до 0,07 и существенно зависит от наличия промышленности в данном районе, численности населения, плотности сети дорог.

Контрольные вопросы

  1. Каковы цели учета и паспортизации дорог и сооружений на них?
  2. Какие средства применяют при проведении технического учета?
  3. Какие подсистемы включает в себя АСТП АД?
  4. Какие методы используют при учете интенсивного движения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока на тему: "Комплекс инженерных сооружений на автомобильных дорогах"

Цели урока:обучающая:§   контроль знаний по предыдущей теме: «Введени廧   знакомство с новыми понятиями и терминами по теме: «Комплекс   инженерных сооружений на а...

Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

Дороги справедливо называют «кровеносными артериями городов», ведь они являются одним из наиболее важных элементов инфраструктуры государства. От степени развития дорожной сети напрямую зависит эконом...

Тест по дисциплине МДК 01.01 «Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов» Специальности 08.02.05

Тест по дисциплинеМДК 01.01 «Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов»Специальности  08.02.05...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ 04.) «Участие в работах по эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов»

Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 270831 «Строительство и эксплуатация авто...

Творческая работа по дисциплине: Ремонт и содержание автомобильных дорог и аэродромов.Тема: «Содержание усовершенствованных покрытий»

Правительство РФ внесло поправки в  постановление N539 от 23 августа 2007 г., регулирующее предельные затраты  на содержание дорог федерального значения. Теперь в постановлени...

МДК 04.01. Тема 3.9. Охрана природы при эксплуатации автомобильных дорог.

Тема 3.9. Охрана природы при эксплуатации автомобильных дорог.Документ предназначен для студентов 4 курса специальности 08.02.05. Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов по ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 Обществознание (вкл. экономику и право)специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений специальность 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, 2021 год

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях...