Информационно- коммуникационные технологии в образовании
статья

ГГлавным интегративным качеством (свойством) педагогического процесса является его целостность. Педагоги считают, что целостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_dlya_publikatsii.docx63.87 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно- коммуникационные технологии в образовании

Последние десятилетия характеризовались значительными изменениями традиционной теории и практики воспитания молодого поколения. Как справедливо отмечает Л.И. Маленкова: «Современные нелегкие и противоречивые условия нашей жизни и практики школы с особой актуальностью поставили две проблемы: 1) повышение уровня научной подготовки их; 2) методическое оснащение современного воспитательного процесса (проблема методов и средств нового воспитания, освоение современных технологий его эффективной организации, овладение педагогической техникой).

Решение этих и многих других проблем воспитания ставит вопрос овладения будущим учителем, а также учителем-практиком знаниями нормативно-правовой базы по этой важной сфере профессиональной деятельности.

Законодательство по вопросам воспитания подрастающего поколения включает совокупность законов, издаваемым высшим органом государственной власти, и подзаконных нормативных актов, определяющих порядок и условия реализации прав личности на профессиональное образование.

Нормативно-правовую базу по воспитательной работе учителя с молодыми людьми мы представим по юридической силе документов: законов, постановлений, решений, распоряжений, указов, а также в зависимости от органов, принимающих те или иные нормативные правовые акты.

Главное место среди правовых документов занимает Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г). В ней закреплено право граждан на образование. Статья 43 Конституции гарантирует общественность на бесплатность дошкольного, школьного и среднего профессионального образования в государственных и образовательных учреждениях и на предприятиях. Важное значение имеет пункт статьи 43 Конституции, в котором говорится о том, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В Конституции нет специальных статей, посвященных проблемам воспитания подрастающего поколения. Однако во многих из них затрагиваются аспекты, касающиеся вопросов воспитания. Перечислим лишь некоторые из них. Например, в связи с переходом государства от моноидеологии - коммунистической идеологии - к построению демократического строя, в текст Конституции в пункт 1 статьи 13 введена такая важная мысль, как признание идеологического многообразия.

Сегодня прогрессивные идеологии основываются на национально-культурных и духовно-нравственных традициях народов, общечеловеческих ценностях и демократических принципах. Но им противостоят такие силы и движения, как расизм, религиозный фанатизм и экстремизм, стремящиеся идеологическими (и не только) средствами расширить сферу своего влияния. Поэтому борьба за овладение новым «идеологическим пространством, за сознание миллионов людей, особенно подрастающих поколений, становится все более актуальной, острой и многогранной. В связи с чем представляется актуальным пункт 5 этой же статьи, согласно которому «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Мир и спокойствие в стране неразрывно связаны с независимостью родины и свободой народа. А поэтому наше будущее, наша самая большая надежда, поддержка и опора - это подрастающее молодое поколение, то судьбу нашей страны, ее независимость и безопасность нельзя отделить в облике учащихся и молодежи, таких качеств, как свободное мышление, ясное мировоззрение, любовь к родине и своему народу.

Вот почему главной целью осуществляемых в Российской Федерации преобразований является человек, его гармоничное развитие и благосостояние, создание условий и действенных механизмов реализации интересов личности, изменение изживших себя стереотипов мышления и социального поведения. Статья 29 Конституции Российской Федерации провозглашает свободу мысли и слова.

Следующая статья 30 носит целиком воспитательный характер. В ней подчеркивается, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные споры для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных организаций гарантируется.

Следующим по значимости является Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г., дополнения внесены 1996 г.). Роль и значимость воспитания подчеркивается уже в дополнениях к Закону, в котором дается характеристика образования: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленным государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Следует объяснить, что в Законе воспитанию отводится первостепенное значение, лишь потом следует обучение.

Принципы государственной политики в область образования, обозначенные в статье 2 - гуманистичность, свобода и плюрализм, демократизм, регионализация - имеют важное значение и в процессе воспитания, и в процессе обучения.

В статье 12 в типах образовательных учреждений обозначены и учреждения дополнительного образования детей и взрослых.

В статье 14 «Общие требования к содержанию образования» два крыла - образование и воспитание соединены в единое целое. Это отчетливо прослеживается в пункте 2: Содержание образования должно обеспечивать:

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированное в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Следует отметить, что термин «воспитание» используется только в преамбуле, в остальных перечисленных статьях речь идет о воспитании, но в косвенном плане. Мы солидарны с точкой зрения ученого из Санкт-Петербурга Н.А. Лобанова, выступившего на международной конференции (1995) и отметившего, что в Законе «Об образовании» не определены критерии воспитания и его содержание для каждого из установленных государством уровней образования. Далее ученый отмечает, что законодатель не рассматривает воспитание во всей полноте его содержания как государственную функцию образования - часть государственной политики в области образования, а ограничивает свое представление о государственной роли в воспитании у обучающихся только формирования у них чувства гражданственности и любви к Родине». Н.А. Лобанов отмечает в Законе противоречие между правовой установкой о содержании образования, сформулированной о содержании образования, данной в преамбуле, и тем, как это содержание раскрыто в последующих статьях Закона, что неизбежно привело к крайне обедненной структуре содержания воспитания в трактовке законодателя.

Таким образом, в ряде федеральных законов - Конституции Российской Федерации, «Об образовании» - определены основные подходы к организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Следующую ступень в иерархии нормативно-правовых документов занимают подзаконные акты президента Российской Федерации. Среди них важное значение имеет национальная Доктрина образования в Российской Федерации (2000). Доктрина «отражает интересы граждан многонационального российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни».

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

В другом документе правительства - «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» - сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Необходимость, направленных действий на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С другой стороны, устанавливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур. Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельностную, развивающуюся личность. В то же время нарастают негативные явления: без духовность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов - рост подростковой преступности, безнадзорности, наркомании, снижения общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь.

Определенную роль в законодательстве Российской Федерации по проблемам воспитания подрастающего поколения, организации воспитательной деятельности, как будущего специалиста, так и действующего учителя имеют место постановления, приказы, инструкции и разъяснения Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (ныне Министерство образования Российской Федерации). Эти нормативно-правовые акты, как правило, преследуют цель дать основу для закрепления соответствующих положений (правил) на локальном уровне.

Условно приказы этой группы можно разделить на три группы: 1) стратегического характера; 2) информационные; 3) прогностические. Например, к документам первой группы можно отнести следующие приказы Министерства образования Российской Федерации: «О введении в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - классификатора специальностей профессионального образования» (2001), «Программа развития воспитания в системе образования на 1999 - 2001 годы» (1999), «Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001 - 2005 годы». Так, в первом документе утверждаются требования к обучению и воспитанию будущих специалистов в условиях учреждения среднего специального образования. Во втором уже введены в классификатор специальностей среднего профессионального образования такие важные для сферы воспитания специальности: 0314 - Социальная педагогика; 0317 - Педагогика дополнительного образования; 0322 - Организация воспитательной деятельности.

В письме Министерства образования Российской Федерации (№13-51-28/19 от 2 апреля 2002 г.) подчеркивается, что государственная политика в области воспитания детей и молодежи нашла отражение в Программе развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы.

Программа определила цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания подрастающих поколений, обоснованной в федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

В документе подчеркивается, что приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и воспитания.

Особый интерес в контексте исследования представляет Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001-2005 годы. Реализация основных направлений развития воспитания в системе среднего профессионального педагогического образования призвана соответствовать решению ряда важнейших задач:

- сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- формирование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание патриотов России; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, развитие культуры межэтнических отношений;

- разностороннее развитие детей и молодежи; формирование их творческих способностей; создание устойчивой для самореализации личности; воспитание у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;

- формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;

- формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.

Ко второй группе документов относятся, так называемые информационные документы - приказы, письма Министерства образования Российской Федерации. Например, это приказы «О стратегии развития и воспитания личности в системе общего и профессионального образования России» (Приказ от 19 июня 1997 г. № 1252), «О состоянии подготовки педагогических кадров в высших и средних профессиональных учебных заведениях России» (Приказ от 1 февраля 2000 г.).

Так, в первом документе определены приоритетные направления развития и воспитания личности в системе общего и профессионального образования России. Это:

- оптимизация требований государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню нравственно-этической и психологической подготовки личности в системе общего и профессионального образования;

- усиление ориентации содержания учебных программ и учебно-методических пособий, комплектов учебников на гуманистических ценностях культуры;

- создание условий для расширения деятельности в образовательных учреждениях детских, юношеских и молодежных самодеятельных объединений и организаций, обеспечивающих саморазвитие личности в учебе, общественно полезном труде, научном и художественном творчестве, физической культуре и спорте, полноценном досуге и ориентированных на становление высоких нравственных качеств гражданина России.

В другом документе дается объективный анализ качеству в подготовке педагогических кадров в высших и средних профессиональных учебных заведениях России. В частности, акцентируется внимание на том, что сегодняшний учитель работает с ребенком главным образом на индивидуальном, а не на личностном уровне, то есть в поле зрения оказывается интеллект, а не жизненные смыслы, личностная самоорганизация, личностные функции ребенка. В приказе подчеркивается, что необходимо учитывать изменения, произошедшие в программах среднего (полного) общего образования, вариативность образовательных программ и многообразие учебников, современные подходы к организации учебного процесса, воспитательная работа с учащимися, а также предстоящий переход к 12-летнему полному среднему образованию.

Что касается третьей группы документов - прогностических - то они направлены на прогнозирование будущей системы воспитательной работы в новом XXI веке. Это, безусловно, применение информационных технологий в воспитательном процессе, организация опытно-экспериментальной работы. Именно на это направлены приказы выделенной нами третьей группы приказов Министерства образования Российской Федерации - «Об утверждении Положения об организации экспериментальной работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования» (Пр. от 13 апреля 1999 г. № 974), «О Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы» (Пр. от 6 июня 2000 г. № 1705).

Таким образом, определенная законодательная база по проблемам воспитания молодежи, подготовка педагогических кадров к воспитанию в новых условиях в Российской Федерации были созданы. Следует подчеркнуть, что в начале 90-х годов наблюдался законодательный вакуум, большинство документов появилось к концу XX века. Необходимо отметить, что в становлении и совершенствовании нормативно-правовой базы предприняты лишь первые шаги. Эта деятельность нуждается в дальнейшем совершенствовании. Солидарны с точкой зрения санкт-петербургских ученых, совершенно правомерно подчеркнувших, что в законодательном закреплении нуждаются:

- принципы государственной политики по проблемам воспитания молодого поколения; права и обязанности учреждений образования разных типов и уровней;

- требования к профессиональной подготовке педагогических кадров к осуществлению воспитательной деятельности в современных условиях.

Информационно- коммуникационные технологии в образовании

Педаго́гика — наука о воспитании и обучении человека. Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.

Функции педагогической науки. Прежде всего, это:

Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:

описательном, объяснительном;

диагностическом;

прогностическом.

Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:

проективном;

преобразовательном;

рефлексивном.

Задачи педагогики:

Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.

Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.

Прогнозирование образования - педагогическая футурология.

Внедрение результатов исследования в практику.

        Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.

        Главным интегративным качеством (свойством) педагогического процесса является его целостность. Педагоги считают, что целостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

        Также обязательной характеристикой и условием протекания педагогического процесса является педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие – это преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Наиболее распространенными уровнями педагогического взаимодействия, имеющими свои особенности, являются «учитель - ученик», «учитель – группа - ученик», «учитель – коллектив – ученик». Однако исходным, определяющим в конечном итоги результаты педагогического процесса является отношение «ученик (воспитанник) – объект усвоения», что и говорит о направленности педагогического процесса на изменение самого действующего субъекта (ребенка), овладении им определенных знаний, опыта деятельности и отношений.

        Движущими силами педагогического процесса выступают противоречия объективного и субъективного характера. Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера является несоответствие реальных возможностей ребенка  и требований, предъявляемых к ним педагогами, родителями, школой. К субъективным противоречиям педагогического процесса можно отнести следующие: между целостностью личности и односторонними подходами к ее формированию и развитию, между нарастающими объемами информации и возможностями учебно-воспитательного процесса, между необходимостью развития творческой личности и репродуктивным, «знаниевым»  характером организации педагогического процесса и др.

        Структура целостного педагогического процесса включает в себя цель, содержание, взаимосвязанные деятельность педагога и деятельность обучающегося (воспитанника), а также результаты их совместной деятельности.   Педагог и обучающийся (воспитанник) считаются субъектами педагогического процесса, от активного участия которых зависит в целом результативность и качество этого процесса.

         Деятельность педагога – это специально организуемая деятельность, которая определяется целями и задачами современного образования, вытекающими из социального заказа общества и государства. Педагог организует взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) через систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся. Формы, методы и средства, используемые педагогом, должны быть педагогически целесообразными, этичными и гуманными, а также адекватными конкретной ситуации взаимодействия.

        Деятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского коллектива определяется,  первую очередь, осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами и целями, которые не всегда сочетаются с целями всего коллектива, а тем более целями преподавателя (т.е. целями обучения и воспитания). Его деятельность, в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру. Однако, обучающийся использует те методы и средства, которые соответствуют его знаниям и опыту, которым возникли у него в результате социализации, обучения и воспитания. Но чем меньше этот опыт, тем менее целесообразны, разнообразны и адекватны его действия. Поэтому основную ответственность несет тот, кто старше, компетентнее и мудрее, тот, кто организует обучение и воспитание формирующейся личности. А ребенок несет ответственность за свои поступки лишь в той мере, в какой позволяет это делать его возраст, индивидуальные и гендерные отличия, уровень обученности и воспитанности, осознанности самого себя в этом мире.

        Целостность и процессуальный характер педагогического процесса рассматривается также через единство его структурных компонентов, таких как эмоционально-мотивационный, содержательно-целевой, организационно-деятельностный и контрольно-оценочный.

        Эмоционально-ценностный компонент педагогического процесса характеризуется уровнем эмоциональных отношений между его субъектами, педагогами и обучающимися, а также мотивами их совместной деятельности. С точки зрения субъект-субъектного и личностно-ориентированного подходов именно мотивы обучающихся  должны лежать в основе организации их совместной деятельности. Формирование и развитие социально ценных  и личностно значимых мотивов обучающихся  - одна из главных задач педагогов. Кроме того важен характер взаимодействия между педагогами и родителями, обучающимися между собой, стили управления в данном образовательном учреждении.

Методика преподавателя дисциплин профессионального цикла по специальности учреждения

Личность педагога в процессе педагогической деятельности. Духовный смысл педагогического служения

В современной светской педагогической мысли выделяют несколько типичных ролевых позиций, которые занимает или может занимать педагог в процессе своей педагогической деятельности. Согласно этой типологии педагог может выступать:

— информатором, если ограничивается сообщением требований, норм, воззрений;

— другом, если стремится проникнуть в душу ребенку;

— диктатором, если насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание детей;

— советчиком, если использует осторожное уговаривание;

— просителем, если упрашивает воспитанника быть таким, «как надо»;

— вдохновителем, если стремится увлечь интересными целями и перспективами.

Отметим, что некоторые из этих позиций могут давать весьма положительный эффект и поэтому целесообразно придерживаться их в осуществлении педагогической деятельности. Однако в православной педагогической мысли сложился свой взгляд на роль педагога в деле воспитания личности ребенка, связанный с определенными догматами христианской веры.

Святой Климент Александрийский в своей книге «Педагог» истинным Педагогом называл Господа нашего Иисуса Христа, поскольку именно Он совершает личное попечение о любом человеке и лично ведет его ко спасению. С этой точки зрения, если говорить об истинном воспитании, то, образно говоря, мы можем «садить и поливать», но взращивает один Бог; воспитывать может только Святая Любовь. Однако это не исключает ни собственной деятельности воспитанника, ни деятельности других людей. При этом воспитатель должен взирать на себя только как на орудие Божественного Духа, через которое Небесный Отец привлекает детей с самых ранних лет к их высокому назначению. Таким образом, педагог с точки зрения православной педагогической мысли— не самостоятельный возделыватель детских душ, а лишь соработник Бога, «ассистент», который должен уметь улавливать слова Господа, а Его незримые действия уметь расшифровывать.

Соработничество педагога в деле воспитания, как отмечает Л.В. Сурова, имеет две болезни: пассивность и своеволие. Пассивность — это полное невмешательство в дело воспитания («Что я могу? Господь Сам все как надо устроит», — рассуждает в этом случае педагог). Такие рассуждения на самом деле свидетельствуют не о вслушивании в слово Божие и не о любви к ребенку, а о душевной холодности. Соработник — это не законодатель и не начальник. Мать Тереза говорила: «Я хочу быть карандашиком в Божиих руках». Это значит, не заслоняя Бога, уметь выполнять Его волю. К этому и должен стремиться православный педагог, а это значит, что в какой-то момент необходимо будет принять решение и возложить на свои плечи определенную ответственность.

Не менее страшно своеволие педагога, тем более, если оно претендует вторгнуться в душу. Процесс воспитания, прежде всего, должен быть подчинен законам детства, и духовный опыт педагога не должен довлеть над детьми. Православный педагог, по словам Л. В. Суровой, должен понимать, что христианин — это крепость, в которой правит Христос, а не он сам. Педагог должен готовить ребенка к духовной жизни прежде всего, но не претендовать на духовное руководство.

С этой точки зрения педагогическая деятельность должна быть совместным движением учителя и ученика, слово веры в ней должно непременно соединяться с делом веры. Поэтому для нее подходит, по замечанию Суровой, неразделенный образ Марфы и Марии — деятельного и созерцательного христианства: внимаем слову и действуем по слову. Это должно быть первой заповедью православного педагога. Поэтому его педагогическая позиция должна быть деликатной и незаметной. Воспитатель должен учитывать условия и обстоятельства, в которых протекает процесс, внимательно анализировать последствия своих действий. Пример воспитательной деятельности подал нам сам Иисус Христос, Который снизошел до человечества, чтобы возвести его до Божества. Высшее искусство воспитания и заключается в том, чтобы сначала дойти до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его.

2. Нравственные качества педагога

Чтобы в полной мере владеть искусством воспитания, воспитатель сам должен пройти все степени христианского совершенства, и в дальнейшей деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением. По замечанию святителя Феофана Затворника, воспитателями, педагогами, наставниками детей должно быть сословие лиц чистейших, Богоизбранных и святых, потому что само воспитание «из всех святых дел самое святое».

С точки зрения православной педагогической мысли человек, претендующий на роль воспитателя, должен обладать, по крайней мере, следующими нравственными качествами:

— истинной религиозностью, исповедуемой не только умом и словом, но сердцем и жизнью. Такая религиозность сообщает педагогу спокойствие и простоту, она полна любви, а потому привлекает неиспорченные сердца и влияет на детей. Основополагающей чертой характера педагога должно быть истинное, нелицемерное благочестие. Отсюда сама собой будет проистекать сердечная любовь к детям, терпение к их слабостям, нежность и в то же время умение обуздать их резвость, укрощать их упрямство, снискать у них не только любовь, но и внимание, почтение;

— любовью к детям, потому что только любовь порождает доверие, которое так необходимо в деле воспитания детей. Только у любящего педагога воспитательное влияние будет действительно сильным и плодотворным, а, вследствие этого, будет и свободное послушание ему со стороны воспитанников. При этом не следует смешивать любовь со слабостью, поскольку истинная любовь — это не потворство и не уступчивость каждому желанию и капризу. В этом отношении любовь должна быть строгой и в некоторой степени суровой. Здравая любовь имеет своей целью благо ребенка, спасение его души. Поэтому она должна предохранять ребенка от всего дурного и решительно принимать меры против того зла, которое ему грозит. Такая любовь должна быть справедливой в отношении похвалы и порицания, награды и наказания;

— любовью к своему Отечеству и народу. Учительствуя, педагог определенным образом служит своему народу, а, значит, он должен ценить его и проникнуться его духом. Нельзя воспитывать в других патриотов, если сам этого чувства не имеешь;

— добросовестностью в исполнении своих обязанностей. Добросовестный человек трудится не для вида, не для угождения и не из чувства страха, а по любви и совести. Поэтому добросовестный человек постоянно следит за собою, за своим сердцем, языком и образом жизни. В каждом своем слове и действии он даст себе ответ и не допустит ничего противного здравому воспитанию;

— терпеливостью, что, как правило, приобретается личным опытом и трудом. Иногда учителя отличаются недостатком терпения по причине молодости или определенного свойства характера, склонного к преувеличению. В последнем случае нередко встречаются педагоги, которых «оскорбляют» какие-либо действия учеников. На самом деле ребенок оскорбить не может, поскольку оскорбление предполагает равноправность. Ученик может лишь совершить невежливый поступок. С этой точки зрения особо опасно мщение со стороны учителя, поскольку оно, во-первых, не справедливо (в силу указанных выше обстоятельств), а, во-вторых, безнравственно;

— твердостью характера. Это качество способствует выработке определенных целей, правил в жизни и умению согласовывать с ними свои слова, мысли и поступки. Слабохарактерность человека нигде так не вредна, как в деле воспитания, поскольку, если педагог сегодня разрешает, а завтра это же запрещает, говорит одно, а делает другое, он не дисциплинирован сам и не сможет воспитать дисциплину в детях;

— справедливостью, поскольку всякое пристрастие тяжело отзывается на воспитанниках;

— искренней ласковостью и приветливостью. Лицо воспитателя должно быть открытое и дружелюбное, а вся его внешность в целом — степенная и спокойная. Умеренная живость и энергия учителя сообщаются, как правило, детям и дают им бодрое и радостное настроение. Эти качества обнаруживаются в речи, в приемах обучения, в разнообразии применяемых методов, в умении заинтересовать детей и привлечь их к общей работе.

Чтобы укрепить в себе эти качества воспитатель должен иметь представление о высоком достоинстве человека и особенно ребенка; он должен всегда иметь перед собой пример Спасителя, Который с такой любовью допускал к Себе маленьких детей. Наконец, воспитатель должен обращать свой взор на плоды своего воспитания, на «жатву», которую он встретит в вечности, хотя здесь, на земле, его труды и очень мало были вознаграждаемы. Отец Небесный, видящий тайное, вознаградит доброго сеятеля в день великой жатвы. Но и здесь, на земле, учитель, имеющий призвание, будет вознагражден любовью детей, уважением со стороны родителей, радостью от совершаемого добровольно подвига.

3. Авторитет

Понять психологическую сущность авторитета, разобраться в его сущности довольно важно, поскольку именно авторитет создает так называемую «педагогическую среду».

Часто авторитет воспитателя основан только на проявлении сильной воли. В этом случае совершенно устраняется свобода ребенка, поскольку в детях все время действует чужая воля. Между тем задача православного воспитания (об этом ниже будет сказано более подробно), состоит в таком развитии воли у ребенка, чтобы он научился сам добровольно подчинять ее добру, а не слепо отдавать себя в распоряжение старших. Родитель, равно как и воспитатель, и духовник не могут и не должны заменять воли своего воспитанника.

Подлинный авторитет должен быть основан на вере в него, означающей доверие к учителю, сознание того, что учитель есть руководитель, на которого действительно можно положиться. Это вера не столько в человека, сколько в носимую им правду. Чувство веры в авторитет, по мысли прот. Василия Зеньковского, является «источником творчества», поскольку «сообщает силы, на которые без него человек не способен». Этот факт можно подтвердить наблюдениями за маленькими детьми, которые в присутствии матери или отца играют и проявляют больше творчества, чем в одиночестве. Даже без их слов у детей начинает получаться решение задачи, сходиться ответ в примере и т. п.

Таким образом, с психологической точки зрения, истинный авторитет не есть внушение или подавление, но глубокое, окрыляющее другого человека влияние. Психология истинного авторитета есть «психология влюбленности», поскольку это духовное соединение с тем, кто авторитетен. С точки зрения православной педагогической мысли можно сказать, что это есть «вариант переживания чувства соборности». Авторитет есть «и сила, и свобода», он не может быть навязан, а только может быть свободно признан.

Как завоевать авторитет? На первых порах доверие учителю, особенно работающему с детьми младшего школьного возраста, дается совершенно даром, исключительно в силу его положения. Однако далее его необходимо завоевывать в личном порядке. И если вдруг, поддавшись искушению, учитель обращает авторитет во власть, то, как правило, это приводит ко многим трудностям в работе с детьми.

Отчего искажается суть явления авторитета? Можно выделить, по крайней мере, две основные причины этого:

1. Искажение авторитета может быть продуктом злой воли учителя, который находит свою силу в слабости ученика. Особенно резко это проявляется, порой, во время экзаменов, чему бытует и специальное название — «педагогический садизм».

2. Искажение авторитета может являться результатом своеобразного понимания авторитета самим учеником и его родителями, для которых школа — есть инструмент принуждения, обладающий правом приказания. Как правило, семья, не умеющая самостоятельно справиться с воспитанием ребенка, ждет этого от школы. С этой точки зрения и шалости ребенка есть проявление его неправильного взгляда на школу как на место, где действуют определенные правила. В нарушении этих правил и заключается для ребенка особая прелесть его шалостей.

Итак, человеку, взявшему на себя обязанности воспитателя, педагога, наставника детей, родители вручают важные полномочия, они передают ему на определенное время свою власть, в том числе и в отношении права награждать и наказывать детей, руководить ими, «давая пищу» как для сердца, так и для ума. Учитывая неопытность, эмоциональность, открытость и незащищенность детей, перед учителем всегда стоит проблема не злоупотребления своей властью. Это проблема и нравственной ответственности педагога за того, кого он принимает на воспитание, поскольку известно: что было воспринято в детстве, то и отзовется во взрослой жизни. Влияние учителя косвенным образом распространяется и на семьи воспитанников. Поэтому педагог и должен стремиться к тому, чтобы быть лицом «чистейшим, Богоизбранным и святым». Только в этом случае при добросовестном и умелом исполнении своих обязанностей он сможет оказать действительно благотворное содействие делу становления подрастающей личности ребенка, раскрывая образ Божий в нем, помогая его спасению.

4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Еще в начале XX века П. Ф. Каптерев выделил объективные и субъективные факторы, необходимые для педагогической деятельности. В общем виде эта структура качеств может быть представлена следующим образом (рис. 1):

http://lib.pravmir.ru/data/pic/1332235113.jpg

Рис. 1.

Нравственные качества, которыми должен обладать педагог, были рассмотрены нами выше. С точки зрения православной педагогической мысли они являются иерархически более важными. Однако педагогу для квалифицированного выполнения своих обязанностей необходимо овладеть и рядом специальных свойств. Профессионально обусловленные требования к учителю суммированы в понятии «профессиональная готовность» к педагогической деятельности, под которой мы будем понимать обратившуюся в навык склонность к образованию детей, соединенную с некоторым прирожденным талантом, т. е. умением руководствоваться здравым рассудком и истинно благочестивым христианским сердцем.

«Если общение с детьми, — писала С. С. Куломзина, — участие в их росте и развитии духовно обогащает вас, если вы чувствуете, что в этом общении сами растете, делаетесь все более самим собой, — вы можете быть уверенны, что у вас призвание педагога» [12, с. 102]. Такое призвание является даром Божиим. Этот дар довольно часто проявляется уже в детстве. Ребенок, обладающий этим даром, стремится помогать в учении другим детям, охотно делится с ними знаниями, рассказывая просто и вразумительно;

Содержание профессиональной готовности отражено в понятии «профессиограмма». При обосновании профессиограммы педагога перечисляют те способности личности, которые представляют собой синтез качеств ее ума, воли и чувств. Наиболее часто выделяют коммуникативные, академические, прогностические, перцептивные, дидактические, организаторские, конструктивные способности, необходимые для осуществления педагогической деятельности.

Коммуникативные способности проявляются при общении с детьми, коллегами, родителями, представителями общественности. Здесь необходимо учесть тот факт, что все это люди разных возрастных категорий, поэтому педагогу необходимо владеть хотя бы общими представлениями о психолого-педагогических особенностях работы с людьми разных возрастов. В процессе общения своей реализации требуют такие личностные качества учителя, как чуткость, эмоциональная устойчивость, умение слушать и разговаривать и т. п.

Дидактические способности проявляются в умении учителя передавать учащимся учебный материал, делая его доступным, умении вызывать интерес к предмету, активизировать учащихся и т. п. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости реконструировать учебный материал, делая его более или менее сложным, организовать самостоятельную работу учащихся, «дирижируя» их познавательной активностью.

Академическими называют способности к соответствующей области наук. Способный учитель знает свой предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже.

Перцептивные способности связаны с умением видеть внутренний мир ребенка, понимать его психические состояния.

Организаторские способности — это, с одной стороны, умение учителя организовать учащихся, вовлечь их в те или иные формы учебно-воспитательного процесса, а, с другой стороны, умение организовать самого себя на выполнение определенной работы (осуществить планирование и самоконтроль).

Прогностические способности выражаются в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании развития тех или иных качеств личности ребенка.

Конструктивные способности проявляются в создании творческой атмосферы в учебно-воспитательном процессе, в чувствительности к наиболее оптимальному построению уроков и воспитательных мероприятий.

    Каждая наука имеет свой предмет, свое направление познания и с bow конкретный объект исследования. Причем с точки зрения современной науки объект - это не то же самое, что предмет науки.

Объект - далеко не весь предмет, а только тот аспект предмета, иногда совсем незначительный, который исследуется субъектом науки, т.е. ученым. Объект - это только аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта. Причем другая часть предмета, и нередко весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.

Учет этого различия особенно важен для понимания специфики отраслей науки, имеющих сложный, многоплановый предмет, к числу которых относится и психология, в которой, как мы уже видели, выявляются все новые и новые объекты исследования.

С учетом этого различия предмет и объект психологии определяются следующим образом.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

Масштабность предмета психологии и возможность выделения в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории. ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика, вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога — живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их. для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Естественно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет и объект исследовании, или же следует признать наличие множества психологии?

Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, изменяя свой объект исследования и тем самым все глубже проникая в свой масштабный предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук.

Важнейшим итогом развития любой науки является создание своего категориального аппарата. Эта совокупность понятий составляет как бы скелет, каркас любой отрасли научного знания. Категории — это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия; это ключевые моменты, узлы, ступеньки в процессе познания той или иной сферы действительности.

Каждая наука имеет свой комплекс, набор категорий, свой категориальный аппарат имеет и психологическая наука. Он включает в себя следующие четыре блока основных понятий:

психические процессы - это понятие означает, что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.;

психические состояния - бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п.;

психические свойства личности - с с общая направленность на тс или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности. присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;

психические новообразования — приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.

Конечно, указанные психические феномены существуют не отдельно, не изолированно. Они тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так. например, состояние бодрости обостряет процесс внимания, а состояние подавленности приводит к ухудшению процесса восприятия.

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Наибольшее внимание в рамках возрастной психологии уделяется вопросам детского развития, однако и другие возраста также рассматриваются и изучаются психологами.

Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.

Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Историки и биографы первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей :
- 90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;
- 75 % выдающихся людей рано "созрели", были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;
- почти 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;
- по крайней мере 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

Также биографи отметили, что будущие гении:

- Рано овладели знаниями в избранной сфере.
- Проявляли высокий интеллект, хорошую память.
- Были увлечены своим делом, энергичны.
- Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
- Умели контролировать себя.
- Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
- Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.

Многие выдающиеся люди - ученые, художники, управленцы - имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей, которые и обеспечивали им успех в жизни. Естественно предположить, что формирование и развитие этих качеств у детей можно рассматривать как залог будущих выдающихся достижений, а следовательно, и как специальную педагогическую задачу по развитию творческих способностей.

Предложенный ниже перечень характеристик творца не полон, но одно очевидно - те качества, что мы описываем, бесспорно, отличают истинного творца от посредственного человека. Многие из них в разной степени свойственны всем людям, но уровень, на котором они проявляются, различен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования

Представлен план-конспект педагогического семинара по данной теме. Современное мобильное, постоянно изменяющееся общество функционирует в ежеминутно возрастающем потоке новой информации. В настоящее в...

Система работы педагога дополнительного образования по применению средств информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся объединения

Приобретая навыки работы с различными компьютерными программами, внедряя их в учебный процесс, можно организовывать свои занятия на более высоком педагогическом уровне.   Современные информа...

Рабочая программа ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности для специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности  является частью  основной профессиональной образова...

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина...

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей технологии образовательных организаций основного образования

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕПРОГРАММАПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей т...

Информационно - коммуникационные технологии в образовании

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и во...