Открытое занятие по практическому обучению для обучающихся из числа лиц с ОВЗ. Профессия 19727 "Штукатур" Тема урока:«Освоение приемов приготовления простых растворов»
план-конспект занятия

Технологическая карта урока П/О  № группа    1ШТ    дата  28.11.2018 г.

ТЕМА «Приготовление растворов и других материалов»

 ТЕМА УРОКА П/О   Освоение приемов приготовления простых растворов.”    

Цели урока: совершенствование умений и навыков выполнения приёмов. Приготовления простых растворов.

Ожидаемый результат. Обучающиеся должны освоить приемы приготовления простых растворов.

Задачи урока:

Развивающая: научить обучающихся применять полученные знания, умения и навыки при приготовлении простых растворов; развитие навыков систематизации знаний, умений предвидеть возможные виды брака, применение теоретических знаний на практике;

Воспитательная:  формирование умений самостоятельного выполнения операций в комплексе, планирования технологического процесса; формирование качеств личности: аккуратность, самостоятельность, умение работать в звене, бережное отношение к материалам и инструменту, ответственное отношение к правилам техники безопасности.

Применяемые педагогические технологии: применение элементов разноуровневого обучение, ИКТ, элементов проблемного обучения, элементов здоровьесберегающей технологии, элементов игровой технологии.

Методы обучения:

1. Диалогический:- Словесные; наглядные; практические; информационно-коммуникационные.

2.  Практический:   Методы развития самостоятельности в решении производственно – технологических задач.

- методы приобретения ЗУН.

Ожидаемый результат:  Обучающиеся должны освоить приемы приготовления простых растворов.

Материально-техническое оснащение урока: инструмент: кельмы, инструменты для перемешивания раствора.

Межпредметные связи:  - Технология штукатурных работ (Тема: “Растворы)- Материаловедение (тема: «Виды и свойства растворов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_28.11.2018g.docx41.98 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Ногинский колледж»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

Старший мастер                                                                                                                                            Зам. директора по УПР

                     Панина Л.Ф.                                                                                                                                            Некрылова Р. И

 Открытое занятие

Тема: «Приготовление растворов и других материалов»

Тема урока: “ Освоение приемов приготовления простых растворов.

19727 «Штукатур»

Группа 1ШТ курс 1

Мастер производственного обучения – Мехина В.С.

28 ноября 2018г.

Ногинск  

Разработчик:

Мастер производственного обучения –Мехина В.С..

Рассмотрена и одобрена предметной

(цикловой) комиссией

протокол №______ «___»__________2018 г.

председатель комиссии

                            Панина Л. Ф.

            СОГЛАСОВАНО

    Зам. директора по Учебной работе_______ Артемова А.В.

       «_____»___________2018г.

Разработано под руководством методиста Прокофьевой О. А.

                                         

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА П/О  № ГРУППА    1ШТ    ДАТА  28.11.2018 Г.

ТЕМА «Приготовление растворов и других материалов»

 ТЕМА УРОКА П/О   Освоение приемов приготовления простых растворов.”     

Цели урока: совершенствование умений и навыков выполнения приёмов. Приготовления простых растворов.

Ожидаемый результат. Обучающиеся должны освоить приемы приготовления простых растворов.

Задачи урока:

Развивающая: научить обучающихся применять полученные знания, умения и навыки при приготовлении простых растворов; развитие навыков систематизации знаний, умений предвидеть возможные виды брака, применение теоретических знаний на практике;

Воспитательная:  формирование умений самостоятельного выполнения операций в комплексе, планирования технологического процесса; формирование качеств личности: аккуратность, самостоятельность, умение работать в звене, бережное отношение к материалам и инструменту, ответственное отношение к правилам техники безопасности.

Применяемые педагогические технологии: применение элементов разноуровневого обучение, ИКТ, элементов проблемного обучения, элементов здоровьесберегающей технологии, элементов игровой технологии.

Методы обучения: 

1. Диалогический:- Словесные; наглядные; практические; информационно-коммуникационные.

2.  Практический:   Методы развития самостоятельности в решении производственно – технологических задач.

- методы приобретения ЗУН.

Ожидаемый результат:  Обучающиеся должны освоить приемы приготовления простых растворов.

Материально-техническое оснащение урока: инструмент: кельмы, инструменты для перемешивания раствора.

Межпредметные связи:  - Технология штукатурных работ (Тема: “Растворы)- Материаловедение (тема: «Виды и свойства растворов».

ХОД УРОКА:

№ п/п

Структурные элементы                урока

Ход урока (деятельность мастера)

Деятельность      обучающихся

1

Мотивация урока

1.1 Проверка подготовки к уроку                                                                                   - приветствие обучающихся                                                                                         - проверка внешнего вида                                                                                                - проверка готовности к уроку (наличие спецодежды, инструментов, приспособлений) (Применение элементов здоровьесберегающей технологии)

1.2  Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: Освоение приемов приготовления простых растворов.” (слайд 1)

Цель урока: Освоение приемов приготовления простых растворов.(слайд 2)

Обучающиеся подготавливаются к занятию.

Обучающиеся обсуждают тему и цели урока. Записывают тему урока в дневник.

2

Вводный инструктаж

  1. Актуализация опорных знаний обучающихся по технике безопасности. (Приложение №1)   (слайд с 3 по 7)                                                          

 (применение элементов разноуровневого обучения)

- Рабочая одежда.

- инструкция по ОТ № 116 (при выполнении штукатурных работ);

- инструкция по ОТ № 002 (при оказании первой помощи);

- инструкция по ОТ № 018 (по пожарной безопасности);

- инструкция по ОТ № 161 (по электробезопасности);

- инструкция по ОТ № 133 (при работе на высоте);

Обучающиеся отвечают на вопросы в карточках - заданиях.

2.2 Актуализация опорных знаний по предыдущей теме урока. (Освоение приемов подготовки различных поверхностей под оштукатуривание).

Фронтальный опрос.  Вопрос. (Слайд 8)    

1)Рабочее место  и его организация?

2)Перечислите инструменты, применяемые при подготовки поверхности под оштукатуривание?

3) Как подготовить деревянную поверхность к оштукатуриванию?

4) Как подготовить кирпичную поверхность?

5) Как подготовить бетонную поверхность?

Мастер п\о выявляет пробелы в знаниях, вносит коррективы, поправляет, дополняет. Индивидуальный подход к отстающим обучающимся, дополнительное задание наиболее успевающим обучающимся.(Применение элементов разноуровневого обучения)

Ответ.

-Место, где обучающиеся выполняют задание. Каждый инструмент и приспособление имеет своё место.

-При подготовки поверхности под оштукатуривание применяют: молоток, зубило, скребок.

Набить дранку,гвозди и оплести их проволокой, либо набить сетку.

При помощи молотка и зубила расшивать швы на глубину 10мм.

При помощи молотка и зубила набивают насечку.

  1. Формирование профессиональных знаний и умений по теме урока.

     

- объяснение и демонстрация приемов практического обучения по теме предстоящего  урока.

Тема урока: «Освоение приемов приготовления простых растворов». 

Мастер п\о рассказывает о рациональной организации рабочего места, о правилах безопасности труда. Почему нужно правильно организовать рабочее место и рационально использовать рабочее время?

(Слайд 9)(Применение элементов здоровьесберегающей технологии и элементов проблемного обучения)

Рабочее место при приготовлении раствора должно быть правильно организованно. Инструменты должны быть расположены с одной стороны в специальном ящике для инструментов. Правильная организация рабочего места, помогает рационально распределить рабочее время, тем самым ускоряет работу. Если пространство на рабочем месте правильно организованно, то мы избегаем травмоопасных ситуаций.

Мастер п\о рассказывает об инструментах, приспособлениях, оборудовании необходимом при приготовлении простых растворов..(Слайд 10)(Применение элементов ИКТ)

Мастер. Тема урока: Освоение приемов приготовления простых растворов.

 Проблема: Давайте разберемся, почему растворы называются простыми?  Почему необходимо правильно соблюдать состав раствора? (Слайд 11)

Чтобы ответить на поставленные вопросы необходимо выяснить, что такое простые растворы, как их приготовить. Чем отличаются простые растворы от других растворов.

Мастер. Что такое раствор? Раствор -  это смесь вяжущего материала, заполнителя и воды. (Слайд 12 ) Вяжущий материал – это основной компонент раствора. Вяжущими материалами в простых растворах могут быть – глина, известь, гипс, цемент. Вяжущий материал в растворе служит для связывания частичек заполнителя между собой и придания раствору прочности.(Слайд 13) Что такое заполнитель и для чего он нужен в растворе? Заполнителем в растворе является песок, опилки, соломенная сечка. Заполнитель в растворе создаёт скелет и уменьшает расход дорогостоящих вяжущих материалов. (Слайд14 ) Закрепление.

Сегодня один килограмм цемента стоит в магазине 10 рублей. Подсчитайте, сколько стоит мешок цемента (в мешке - 50 кг). Мешок цемента стоит 500 рублей. (Слайд15)

Это, ребята, очень дорого, так как для приготовления раствора при оштукатуривании или ремонте помещения используется много килограммов цемента. Поэтому в растворах используют заполнитель то есть песок, опилки,  соломенную сечку.

Раствор необходим для оштукатуривания различных видов поверхностей. Для приготовления растворов используют одно или два вяжущих материала. Растворы с одним вяжущим материалом называется простым. Раствор приготовленный с двумя вяжущими материалами называется сложным. (например цементно-известковый, известково-гипсовый). (Слайд 16)

К простым относятся растворы: цементный, известковый, глиняный, гипсовый. Простые растворы обозначаются двумя цифрами. Например 1:3 где 1- это вяжущее вещество (цемент, глина, известь или гипс) а 3-это заполнитель (песок, опилки). То есть если раствор цементный, то одна часть цемента и три части песка и вода. Если раствор известковый, то одна часть извести три части песка и вода. Название раствора происходит от вида вяжущего входящего в этот раствор.(цементный, глиняный, известковый, гипсовый). Закрепление.

Компоненты простых растворов

…?... + ПЕСОК + ВОДА = ГЛИНЯНЫЙ РАСТВОР

ГИПС + …?... + ВОДА = ГИПСОВЫЙ РАСТВОР

ИЗВЕСТЬ + ПЕСОК + ВОДА = …?...

ЦЕМЕНТ + ПЕСОК + …?... = ЦЕМЕНТНЫЙ РАСТВОР

(Слайд 17)

Правила приготовления раствора.

1. Для того чтобы приготовить качественный и правильный раствор необходимо все материалы просеять и отмерять в нужном количестве.

Просевать необходимо через специальное сито.

Нужное количество песка и цемента можно отмерять совком, ковшом. Наливать воду – ковшом, либо ведром.

2. После того как вяжущие материала просеяны и засыпаны в емкость (строительный ящик или таз) к ним добавляют просеянный песок. Сначала материалы перемешивают в сухом состоянии до однородного цвета. Перемешивают материалы при помощи кельмы.

3.Когда материалы в сухом состоянии перемешаны, в емкости делают небольшую горку и в этой горке делают лунку, в которую наливают небольшое количество воды. Перемешивают раствор до однородного состояния добавляя необходимое количество воды.

Оставляем раствор на несколько минут для полного растворения частит и можем приступать к оштукатуриванию поверхности.

Правила безопасности при подготовке материалов для приготовления растворов?

При просеивании песка, цемента, насыпания их в ящик, нужно обязательно надевать очки.

Особую осторожность нужно соблюдать при работе с известью. Необходимо надевать резиновые перчатки и очки. (Слайд 18-19)

- проверка усвоения нового материала урока п/о (Приложение 2) (Слайд 20)

- рассмотрение типичных ошибок, затруднений

Предупреждение возможных ошибок в работе:

-несоответствие последовательности выполнения операций при приготовлении раствора;

-несоответствие консистенции раствора;

Самоконтроль качества  работ.

Обучающиеся после осмысления и обсуждения материала делают вывод, что без правильной организации рабочего места, время работы увеличивается, что нежелательно при производстве отделочных работ. Если рабочее место организовано неправильно, это может привести к травмоопасным ситуациям.

Обучающиеся закрепляют полученные знания.

3

Текущий инструктаж

3.1 Задание первоначального образа действия:                                                    

  Подготовка к практической работе.

- распределение обучающихся по рабочим местам.                                                                                   

- контроль за соблюдением техники безопасности.

-работы выполнять в спецодежде и исправным инструментом;

-не загромождать рабочее место и проходы материалами;

-не бросать инструменты под ногами;

-при работе инструментом с острыми углами не поранить себя и вблизи находящихся товарищей;

-при просеивании материалов работать строго в защитных очках.

3.2 Организация самостоятельной практической работы                                       - организация упражнений – самостоятельная работа    (слайд 21)   

Приготовить простой раствор опираясь на операционною карту.. Исправить дефекты.                                    

- целевые обходы рабочих мест    (Приложение №3)   (слайд 22)                                                                                

первый обход с целью проверки содержания рабочих мест и соблюдения техники безопасности и трудовой дисциплины;

второй обход с целью проверки – правильности выполнения технологического процесса и правильности выполнения трудовых приёмов;

третий обход – проверка правильности ведения самоконтроля;

четвёртый обход – проверка правильности соблюдения условий в работе, приёмка и оценка работ обучающихся.

- Оказание помощи обучающимся при выполнении работ с учетом индивидуальных особенностей.

- анализ ошибок, затруднений                                                                                                      - контроль выполнения т/б

Обучающиеся подготавливают инструменты. Подготавливают материалы.

4

Заключительный  инструктаж              

4.1  Подведение итогов урока практического обучения

- отчет о выполнении цели урока.    

Цель урока производственного обучения достигнута. Обучающиеся освоили приемы приготовления простых растворов.(слайд 23)                                                                        

- ожидаемый результат (вывод)

Проведение урока производственного обучения позволяет решить познавательную, воспитательную и развивающую задачи. Значительно повышает активность обучающихся, вызывает интерес к профессии. Осуществляется тесная меж предметная связь (технология штукатурных работ, материаловедение, уроки практического обучения). Есть возможность оценить каждого обучающегося. Самостоятельная работа на уроках практического обучения формирует навыки умелого применения полученных знаний, умений и навыков.

 4.2  Анализ выполнения задания группой:                                                                       - трудовая дисциплина,                                                                                                   - культура поведения,                                                                                                    - качество усвоения трудовых приемов 

4.3 Разбор ошибок, недостатков, способы их устранения  

4.4 Анализ выполнения т/б;

4.5  Сообщение темы следующего урока:

Обучающиеся слушают, учувствует в обсуждении, задают вопросы. Подводят итог, отвечая на главный поставленный вопрос.

Обучающиеся сделали вывод: Что правильная организация рабочего места и рациональная последовательность работ уменьшает время работы. Правильно распределенная работа способствует уменьшению утомляемости и не допускает дефектов в работе. Тем самым повышает качество работы. Растворы называются простыми потому что в их составе только одно вяжущие. Если неправильно соблюдать консистенцию раствора, раствор будет либо жидким либо слишком густым и им не получится оштукатуривать стену.