Методическая разработка "Фонд оценочных средств» по дисциплине Метеорологическое обеспечение полетов
методическая разработка

Клюйкова Нина Ивановна

Фонд оценочных средств по Теме1.2  «Метеорологическое обеспечение полетов», МДК 01.01 «Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов», ПМ.01 «Организация  и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации» является составной частью ППССЗ по специальности СПО 25.02.05 «Управление движением воздушного транспорта» (базовая подготовка). ФОС  - часть нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ППССЗ СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Герб

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Методическая разработка

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Специальность 25.02.05. «Управление движением воздушного транспорта», базовый уровень подготовки

 ПМ.01 «Организация  и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации».

МДК 01.01 «Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов».

Тема 1.2 «Метеорологическое обеспечение полетов»

Курс обучения  2; Семестр 3, 4 ;

Форма обучения  дневная

Санкт-Петербург

2020г

Оглавление

1.

Паспорт фонда оценочных средств……………………………………..

3

1.1

Общие положения об организации оценки……………………………..

4

1.2

Контрольно - оценочные средства для проверки предметов оценивания………………………………………………………………..

4

1.3

Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке…………….

5

2.

Контрольно-оценочные средства для текущего контроля……………..

7

2.1

Устный опрос…………………………………………………………….

7

2.2

Внеаудиторная самостоятельная работа…………………………….....

10

2.3

Выполнение практических работ………………………………………..

19

3.

Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации……

30

3.1

Семестровая  контрольная работа………………………………………

30

3.2

Экзаменационные вопросы по дисциплине……………………………

35

4.

Информационное обеспечение обучения………………………………

36

  1. Паспорт фонда оценочных средств

Фонд оценочных средств по Теме1.2  «Метеорологическое обеспечение полетов», МДК 01.01 «Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов», ПМ.01 «Организация  и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации» является составной частью ППССЗ по специальности СПО 25.02.05 «Управление движением воздушного транспорта» (базовая подготовка). ФОС  - часть нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ППССЗ СПО.

   ФОС по Теме 1.2 «Метеорологическое обеспечение полетов», МДК 01.01 «Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов», ПМ.01 «Организация  и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации» формирует элементы общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности 

 ФОС по Теме 1.2 «Метеорологическое обеспечение полетов», МДК 01.01 «Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов», ПМ.01 «Организация  и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации» формирует элементы профессиональных компетенций, соответствующего вида деятельности:

ПК 1.3. Анализировать метеорологическую обстановку в зоне ответственности и давать необходимые рекомендации экипажам воздушных судов.

    ФОС по Теме 1.2. «Метеорологическое обеспечение полетов», МДК 01.02 «Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов», ПМ.01 «Организация  и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации» определяет:

Умения:

У6. Проводить сбор, обработку и анализ метеорологической обстановки в зоне ответственности

У7. Давать необходимую информацию о метеорологической обстановке и соответствующие рекомендации экипажам ВС ;

 У8. Регистрировать метеорологическую и воздушную обстановку с использованием вспомогательных средств.

Знания:

З3. Основы метеорологии, организацию и порядок проведения метеонаблюдений в аэропортах

1.1. Общие положения об организации оценки

Фонд оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу ФОС по Теме1.2  «Метеорологическое обеспечение полетов», МДК 01.01 «Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов», ПМ.01 «Организация  и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации» является составной частью ППССЗ по специальности СПО 25.02.05 «Управление движением воздушного транспорта» (базовая подготовка).  включает в себя контрольные материалы для проведения текущего контроля, выполнения практических работ, промежуточной аттестации в форме семестровой контрольной работы в конце 3 семестра и экзамена по дисциплине в конце 4-го семестра.

 Фонд оценочных средств включает контрольно- оценочные средства для проведения текущего контроля в форме устных опросов, внеаудиторной самостоятельной работы и контрольно-оценочных материалов промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к семестровой контрольной работе, а также экзаменационных билетов для проведения экзамена в конце 4 семестра.

Структура и содержание заданий разработана в соответствии с рабочей программой ПМ.01 «Организация  и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации» по специальности: 25.02.05 «Управление движением воздушного транспорта»

Оценка качества подготовки выпускников осуществляется в направлениях:

- оценки уровня освоения дисциплины;

- оценки компетенции обучающихся

- оценки способности обучающихся к решению стандартных и нестандартных профессиональных задач

- оценки знаний и умений;

- оценки практического опыта;

        

1.2.Контрольно - оценочные средства для проверки предметов оценивания

Устный опрос

Практические работы

Семестровая  контрольная работа

Внеурочная самостоятельная работа

Экзамен  

З3

+

+

+

У6

+

+

+

У7

+

+

+

У8

+

+

+

ОК 1

+

+

+

+

+

ОК 2

+

+

+

+

+

ОК 3

+

+

+

+

+

ОК 4

+

+

+

+

+

ОК 5

+

+

+

+

+

ПК 1.3

+

+

+

+

+

  1. 1.3. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Разделы дисциплины

Показатели оценки результата

Форма контроля

Проверяемые результаты обучения

1.Содержание метеорологического обеспечения гражданской авиации. Сеть оперативных подразделений ФГБУ «Авиаметтелеком» Росгидромета (АМЦ, АМСГ, АМП) и использование информации от них для метеорологического обеспечения полетов ГА. Сроки и места производства метеорологических наблюдений на аэродроме. Наблюдение за видимостью, облачностью, ветром, давлением. Радиолокационные средства наблюдения. Передача погоды по УКВ и радиоканалу АТИС. Предупреждения по аэродрому и району. Авиационные прогнозы погоды, составляемые на АМСГ, их заблаговременность и срок действия. Бортовая погода и ее использование диспетчерским составом.

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ПК 1.3

З 3

2. Анализ и оценка метеорологической обстановки по синоптическим картам. Виды карт погоды, составление, обработка и анализ. Определение направления перемещения, трансформации воздушных масс атмосферных фронтов и барических систем для составления прогнозов погоды. ПЗ№1.

Устный опрос

Практические занятия

ОК 1

ОК 4

ПК 1.3

З 3

3. Метеорологические условия полетов на различных высотах и в разных географических районах. Особенности метеорологической обстановки на больших высотах. Характеристика и значение тропопаузы. Общие сведения о струйных течениях и условиях образования. Условия полетов в струйных течениях и рекомендации по руководству полетами в зоне струйных течений. Метеорологические условия визуальных полетов в горной местности, в пустынных районах и Арктике. Метеоусловия полетов в стратосфере.

Устный опрос

Семестровая контрольная работа

Практические занятия

ОК 1

ОК 4

ПК 1.3

З 3

4.Международные авиационные метеорологические коды. Метеокод METAR. Метеокод SPECI. Метеокод TAF. Сообщения SIGMET, AIRMET, GAMET. ПЗ№2,ПЗ№3,ПЗ№4, ПЗ№5, ПЗ№6, ПЗ№7,ПЗ№8, ПЗ№9.

ОК 1

ОК 4

ПК 1.3

З 3

5 Авиационные прогностические карты. Самостоятельная оценка метеоусловий по району, маршруту на заданном эшелоне, в зоне ответственности ОрВД.   ПЗ№10

Устный опрос

Решение ситуационных задач

Семестровая контрольная работа

Практические занятия

Экзамен

ОК 1

ОК 4

ПК 1.3

З 3

6. Метеорологическое обеспечение полетов. Порядок метеорологического обеспечения полетов. Метеорологическое обеспечение полетов на Российских и международных линиях, в аэропортах, имеющих АМСГ 4 разряда и где нет АМСГ. Метеорологическое обеспечение органов УВД, единой системы управления воздушным движением. Метеорологическое обеспечение международных полетов. Приложение 3 ИКАО. Требования ФАП №60 к метеорологическому обеспечению полетов, инструкция по метеообеспечению полетов. ПЗ№11, ПЗ№12, ПЗ№14

ОК 1

ОК 3

ОК 4

ПК 1.3

З 3

7. Радиолокационные и спутниковые средства наблюдения. Порядок их использования в оперативной работе. ПЗ№13

ОК 1

ОК 5

ПК 1.3

З 3

  1. 2. Контрольно-оценочные средства для текущего контроля.

2.1 Устный опрос.

2.2  Внеаудиторная самостоятельная работа

                        (ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4;  ОК 5; ПК 1.3; З 3; У 6; У 7; У 8)

2.2.1.  Пояснительная записка

   Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ПМ.01 «Организация  и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации», МДК 01.01 «Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов», Тема 1.2. «Метеорологическое обеспечение полетов» предназначены для обучающихся по специальности 25.02.05. «Управление движением воздушного транспорта», базовый уровень подготовки.

    Общий объём времени, отведённого на самостоятельную работу, составляет 40 часов. Учёт выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы ведётся преподавателем в учебном журнале согласно Положению об учебном журнале.

    Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя.    Целью самостоятельной работы студентов является:

  • систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • овладение практическими навыками работы с нормативной и справочной литературой;
  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
  • развитие исследовательских умений.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

  • готовность студентов к самостоятельному труду;
  • мотивация получения знаний;
  • наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
  • система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
  • консультационная помощь преподавателя.

Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины /МДК, степенью подготовленности студентов.

Задачи самостоятельной работы:

  • закрепить знание теоретического материала;
  • применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции;
  • содействовать развитию творческой личности, обладающей высокой зрелостью, готовностью и способностью преодолевать жизненные трудности.

     Программой дисциплины предусматривается выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на формирование устойчивых знаний и умений:

-понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

рганизовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

существлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 -использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности ;

нализировать метеорологическую обстановку в зоне ответственности и давать необходимые рекомендации экипажам воздушных судов.

-проводить сбор, обработку и анализ метеорологической обстановки в зоне ответственности

-давать необходимую информацию о метеорологической обстановке и соответствующие рекомендации экипажам ВС ;

 -регистрировать метеорологическую и воздушную обстановку с использованием вспомогательных средств.

- знать основы метеорологии, организацию и порядок проведения метеонаблюдений в аэропортах;

2.2.2. Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР)

№  с.р.

Наименование темы внеаудиторной самостоятельной работы (согласно КТП столбец №2)

Задание самостоятельной работы (согласно КТП столбец №7)

Количество часов

1

Сеть оперативных подразделений ФГБУ Авиаметтелеком Росгидромета.

конспект, интернет сайт Авиаметтелекома

2

2

Сроки и места производства метеорологических наблюдений на аэродроме.

конспект. ФАП60

2

3

Перемещение барических систем и атмосферных фронтов.

конспект. учебник А.М.Баранов.Г.П.Лещенко Авиационная метеорология гл8.5.,

2

4

Струйные течения..

Конспект Учебник Авиационная метеорология А.М.Баранов Г.П. Лещенко гл 11.2

2

5

Характеристики тропопаузы.

Конспект,

2

6

Метеокод METAR.

Конспект,

Инструктивный материал по коду METAR,TAF.чтение сообщений METAR,

8

7

Метеокод TAF.

Конспект,

Инструктивный материал по коду METAR,TAF., чтение прогнозов TAF.

8

8

GAMET.

Инструктивный материал по GAMET, конспект, чтение прогнозов GAMET.

4

9

Сообщения SIGMET, AIRMET.

Инструктивный материал по SIGMET,AIRMET.конспект, чтение сообщений SIGMET, AIRMET.

2

10

Оценка метеоусловий по маршруту полетов.

Конспект, учебник А.М.Баранов., Г.П.Лещенко  Авиационная метеорология гл7.2,7.4,7.5. сообщения METAR, SIGMET, прогнозы TAF , GAMET.

4

11

Метеорологическое обеспечение ОрВД.

ФАП60,конспект

2

12

Метеорологическое обеспечение международных полетов.

ФАП60,конспект

2

40

3. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельная работа № 1

  • Цель работы: закрепление и углубление полученных теоретических знаний и практических умений по темам: Сеть оперативных подразделений ФГБУ Авиаметтелекома  Росгидромета.

1.

Тема внеаудиторной самостоятельной работы

Сеть оперативных подразделений ФГБУ Авиаметтелеком Росгидромета.

2.

№ занятия по КТП

2

3.

Форма выполнения

Ответить на поставленные вопросы и работа с конспектом лекций . Задание №1.

4.

Источники

конспект, интернет сайт Авиаметтелекома

5.

Методические рекомендации

Сначала прочитать лекцию по данной теме, затем, если это необходимо, воспользоваться литературными источниками или интернетом. Отвечая на поставленные вопросы, проверить понимание прочитанного.

6.

Форма отчетности

Ответы на вопросы

7.

Форма проверки

Выборочный опрос

8.

Критерии оценки

«5» - правильный ответ на поставленный вопрос и понимание прочитанного;

«4» - незначительные неточности в ответах на поставленный вопрос;

«3» - частичный ответ на вопрос;

«2» - нет верного ответа на поставленный вопрос.

Самостоятельная работа № 2

Цель работы: закрепление и углубление полученных теоретических знаний и практических умений по темам: Сроки и места производства метеорологических наблюдений на аэродроме.

1.

Тема внеаудиторной самостоятельной работы

Сроки и места производства метеорологических наблюдений на аэродроме.

2.

№ занятия по КТП

2

3.

Форма выполнения

Ответить на поставленные вопросы и работа с конспектом лекций. Задание №2.

4.

Источники

конспект. ФАП60

5.

Методические рекомендации

Сначала прочитать лекцию по данной теме, затем, если это необходимо, воспользоваться литературными источниками или интернетом. Отвечая на поставленные вопросы, проверить понимание прочитанного.

6.

Форма отчетности

Ответы на вопросы

7.

Форма проверки

Выборочный опрос

8.

Критерии оценки

«5» - правильный ответ на поставленный вопрос и понимание прочитанного;

«4» - незначительные неточности в ответах на поставленный вопрос;

«3» - частичный ответ на вопрос;

«2» - нет верного ответа на поставленный вопрос.

Самостоятельная работа № 3

Цель работы: закрепление и углубление полученных теоретических знаний и практических умений по теме: Перемещение барических систем и атмосферных фронтов.

1.

Тема внеаудиторной самостоятельной работы

Перемещение барических систем и атмосферных фронтов.

2.

№ занятия по КТП

8

3.

Форма выполнения

Ответить на поставленные вопросы и работа с конспектом лекций. Задание №3.

4.

Источники

конспект. учебник А.М.Баранов.Г.П.Лещенко Авиационная метеорология гл8.5.,

5.

Методические рекомендации

Сначала прочитать лекцию по данной теме, затем, если это необходимо, воспользоваться литературными источниками или интернетом. Отвечая на поставленные вопросы, проверить понимание прочитанного. Решить задачи, предложенные в качестве домашнего задания.

6.

Форма отчетности

Ответы на вопросы.

7.

Форма проверки

Выборочный опрос.

8.

Критерии оценки

«5» - правильный ответ на поставленный вопрос и понимание прочитанного;

«4» - незначительные неточности в ответах на поставленный вопрос;

«3» - частичный ответ на вопрос;

«2» - нет верного ответа на поставленный вопрос.

Самостоятельная работа № 4

Цель работы: закрепление и углубление полученных теоретических знаний и практических умений по теме: Струйные течения..

1.

Тема внеаудиторной самостоятельной работы

Струйные течения..

2.

№ занятия по КТП

10

3.

Форма выполнения

Ответить на поставленные вопросы и работа с конспектом лекций. Задание №4.

4.

Источники

Конспект Учебник Авиационная метеорология А.М.Баранов Г.П. Лещенко гл 11.2

5.

Методические рекомендации

Сначала прочитать лекцию по данной теме, затем, если это необходимо, воспользоваться литературными источниками или интернетом. Отвечая на поставленные вопросы, проверить понимание прочитанного.

6.

Форма отчетности

Ответы на вопросы

7.

Форма проверки

Выборочный опрос

8.

Критерии оценки

«5» - правильный ответ на поставленный вопрос и понимание прочитанного;

«4» - незначительные неточности в ответах на поставленный вопрос;

«3» - частичный ответ на вопрос;

«2» - нет верного ответа на поставленный вопрос.

Самостоятельная работа № 5

Цель работы: закрепление и углубление полученных теоретических знаний и практических умений по теме: Характеристики тропопаузы.

.

1.

Тема внеаудиторной самостоятельной работы

Характеристики тропопаузы.

2.

№ занятия по КТП

11

3.

Форма выполнения

Ответить на поставленные вопросы и работа с конспектом лекций. Задание №5.

4.

Источники

конспект лекций.

5.

Методические рекомендации

Сначала прочитать лекцию по данной теме, затем, если это необходимо, воспользоваться литературными источниками или интернетом. Отвечая на поставленные вопросы, проверить понимание прочитанного.

6.

Форма отчетности

Ответы на вопросы

7.

Форма проверки

Выборочный опрос

8.

Критерии оценки

«5» - правильный ответ на поставленный вопрос и понимание прочитанного;

«4» - незначительные неточности в ответах на поставленный вопрос;

«3» - частичный ответ на вопрос;

«2» - нет верного ответа на поставленный вопрос.

Самостоятельная работа № 6

Цель работы: закрепление и углубление полученных теоретических знаний и практических умений по теме: Метеокод METAR.

1.

Тема внеаудиторной самостоятельной работы

Метеокод METAR.

2.

№ занятия по КТП

14,15

3.

Форма выполнения

Ответить на поставленные вопросы и работа с конспектом лекций, письменный отчет. Задание №6.

4.

Источники

Конспект,

Инструктивный материал по коду METAR,TAF. сообщения METAR.

5.

Методические рекомендации

Сначала прочитать лекцию по данной теме, затем, если это необходимо, воспользоваться литературными источниками или интернетом. Отвечая на поставленные вопросы, проверить понимание прочитанного.

6.

Форма отчетности

Ответы на вопросы, письменный отчет

7.

Форма проверки

Выборочный опрос

8.

Критерии оценки

«5» - правильный ответ на поставленный вопрос и понимание прочитанного;

«4» - незначительные неточности в ответах на поставленный вопрос;

«3» - частичный ответ на вопрос;

«2» - нет верного ответа на поставленный вопрос.

Самостоятельная работа № 7

Цель работы: закрепление и углубление полученных теоретических знаний и практических умений по теме: Метеокод TAF.

1.

Тема внеаудиторной самостоятельной работы

Метеокод TAF.

2.

№ занятия по КТП

19,20

3.

Форма выполнения

Ответить на поставленные вопросы и работа с конспектом лекций, письменный отчет. Задание №7.

4.

Источники

Конспект,

Инструктивный материал по коду METAR,TAF, прогнозыTAF.

5.

Методические рекомендации

Сначала прочитать лекцию по данной теме, затем, если это необходимо, воспользоваться литературными источниками или интернетом. Отвечая на поставленные вопросы, проверить понимание прочитанного.

6.

Форма отчетности

Ответы на вопросы

7.

Форма проверки

Выборочный опрос

8.

Критерии оценки

«5» - правильный ответ на поставленный вопрос и понимание прочитанного;

«4» - незначительные неточности в ответах на поставленный вопрос;

«3» - частичный ответ на вопрос;

«2» - нет верного ответа на поставленный вопрос.

Самостоятельная работа № 8

Цель работы: закрепление и углубление полученных теоретических знаний и практических умений по теме: GAMET.

1.

Тема внеаудиторной самостоятельной работы

GAMET..

2.

№ занятия по КТП

23

3.

Форма выполнения

Ответить на поставленные вопросы и работа с конспектом лекций, письменный отчет.

4.

Источники

Инструктивный материал по GAMET, конспект, прогнозы GAMET.

5.

Методические рекомендации

Сначала прочитать лекцию по данной теме, затем, если это необходимо, воспользоваться литературными источниками или интернетом. Отвечая на поставленные вопросы, проверить понимание прочитанного.  Задание № 8.

6.

Форма отчетности

Ответы на вопросы

7.

Форма проверки

Выборочный опрос

8.

Критерии оценки

«5» - правильный ответ на поставленный вопрос и понимание прочитанного;

«4» - незначительные неточности в ответах на поставленный вопрос;

«3» - частичный ответ на вопрос;

«2» - нет верного ответа на поставленный вопрос.

Самостоятельная работа № 9

Цель работы: закрепление и углубление полученных теоретических знаний и практических умений по теме: Сообщения SIGMET, AIRMET.

1.

Тема внеаудиторной самостоятельной работы

Сообщения SIGMET, AIRMET.

2.

№ занятия по КТП

26

3.

Форма выполнения

Ответить на поставленные вопросы и работа с конспектом лекций, письменный отчет . Задание №9.

4.

Источники

Инструктивный материал по SIGMET,AIRMET.конспект, интернет  сайт aviationweather.gov   

5.

Методические рекомендации

Сначала прочитать лекцию по данной теме, затем, если это необходимо, воспользоваться литературными источниками или интернетом. Отвечая на поставленные вопросы, проверить понимание прочитанного.

6.

Форма отчетности

Ответы на вопросы

7.

Форма проверки

Выборочный опрос

8.

Критерии оценки

«5» - правильный ответ на поставленный вопрос и понимание прочитанного;

«4» - незначительные неточности в ответах на поставленный вопрос;

«3» - частичный ответ на вопрос;

«2» - нет верного ответа на поставленный вопрос.

Самостоятельная работа № 10

Цель работы: закрепление и углубление полученных теоретических знаний и практических умений по теме: Оценка метеоусловий по маршруту полетов.

1.

Тема внеаудиторной самостоятельной работы

Оценка метеоусловий по маршруту полетов.

2.

№ занятия по КТП

32

3.

Форма выполнения

Ответить на поставленные вопросы и работа с конспектом лекций

4.

Источники

Конспект, учебник А.М.Баранов., Г.П.Лещенко  Авиационная метеорология гл7.2,7.4,7.5. сообщения METAR, SIGMET, прогнозы TAF , GAMET.

5.

Методические рекомендации

Сначала прочитать лекцию по данной теме, затем, если это необходимо, воспользоваться литературными источниками или интернетом. Отвечая на поставленные вопросы, проверить понимание прочитанного. Задание № 10.

6.

Форма отчетности

Ответы на вопросы

7.

Форма проверки

Выборочный опрос

8.

Критерии оценки

«5» - правильный ответ на поставленный вопрос и понимание прочитанного;

«4» - незначительные неточности в ответах на поставленный вопрос;

«3» - частичный ответ на вопрос;

«2» - нет верного ответа на поставленный вопрос.

Самостоятельная работа № 11

Цель работы: закрепление и углубление полученных теоретических знаний и практических умений по теме: Метеорологическое обеспечение ОрВД..

1.

Тема внеаудиторной самостоятельной работы

Метеорологическое обеспечение ОрВД.

2.

№ занятия по КТП

33

3.

Форма выполнения

Ответить на поставленные вопросы и работа с конспектом лекций,

4.

Источники

ФАП60

5.

Методические рекомендации

Сначала прочитать лекцию по данной теме, затем, если это необходимо, воспользоваться литературными источниками или интернетом. Отвечая на поставленные вопросы, проверить понимание прочитанного. Задание №11.

6.

Форма отчетности

Ответы на вопросы

7.

Форма проверки

Выборочный опрос

8.

Критерии оценки

«5» - правильный ответ на поставленный вопрос и понимание прочитанного;

«4» - незначительные неточности в ответах на поставленный вопрос;

«3» - частичный ответ на вопрос;

«2» - нет верного ответа на поставленный вопрос.

Самостоятельная работа № 12

Цель работы: закрепление и углубление полученных теоретических знаний и практических умений по теме: Метеорологическое обеспечение международных полетов.

1.

Тема внеаудиторной самостоятельной работы

Метеорологическое обеспечение международных полетов.

2.

№ занятия по КТП

34

3.

Форма выполнения

Ответить на поставленные вопросы и работа с конспектом лекций,  Задание №12.

4.

Источники

Конспект.ФАП60.

5.

Методические рекомендации

Сначала прочитать лекцию по данной теме, затем, если это необходимо, воспользоваться литературными источниками или интернетом. Отвечая на поставленные вопросы, проверить понимание прочитанного.

6.

Форма отчетности

Ответы на вопросы

7.

Форма проверки

Выборочный опрос

8.

Критерии оценки

«5» - правильный ответ на поставленный вопрос и понимание прочитанного;

«4» - незначительные неточности в ответах на поставленный вопрос;

«3» - частичный ответ на вопрос;

«2» - нет верного ответа на поставленный вопрос.

Задание к ВСР № 1

  1. Кто осуществляет обеспечение метеорологической информацией международную авиацию в России..
  2. Что такое АМЦ, АМСГ, ОМС.
  3. Какие способы передачи метеорологической информации осуществляются в настоящее время.

Задание к ВСР № 2

  1. Где на аэродроме располагаются датчики ветра, температуры, видимости, высоты облаков.
  2. Какими документами регламентируется расположение приборов.

Задание к ВСР № 3

  1. Как меняется ветер, температура, давление при прохождении  атмосферных фронтов.
  2. Какие явления погоды сопровождают прохождение атмосферных фронтов в различное время года, суток.
  3. Что такое траектория смещения барических систем и как ее определить.

Задание к ВСР № 4

  1. Струйные течения, что это.
  2. Где располагаются струйные течения.

Задание к ВСР № 5

  1. Влияние тропопаузы на полеты ВС.
  2. От чего зависит высота тропопаузы.

Задание к ВСР № 6

  1. Чтение и письменный отчет раскодирования  сообщений METAR , предложенных  в качестве домашнего задания.

Задание к ВСР № 7

  1. Чтение и письменный отчет раскодирования  прогнозов TAF , предложенных  в качестве домашнего задания.

Задание к ВСР № 8

  1. Чтение и письменный отчет раскодирования  прогнозов GAMET , предложенных  в качестве домашнего задания.

Задание к ВСР № 9

  1. Чтение и письменный отчет раскодирования сообщений  SIGMET, предложенных  в качестве домашнего задания.

Задание к ВСР № 10

  1. Опишите метеорологические условия в районе аэродрома взлета и посадки и по маршруту полета, используя синоптические карты, авиационные прогностические карты, карты барической топографии, сообщения METAR, прогнозы TAF, GAMET,сообщения SIGMET.

Задание к ВСР № 11

  1. На основании каких документов осуществляется метеорологическое обеспечение  ОрВД.
  2. Какая информация обязательно должна быть предоставлена службе движения.

Задание к ВСР № 12

  1. На основании каких документов осуществляется метеорологическое обеспечение  ОрВД.
  2. Какая информация обязательно должна быть предоставлена метеорологической службой при обеспечении международных полетов..

  1. Выполнение практических работ

    Проведение практических работ по Теме 1.2 «Метеорологическое обеспечение полетов», МДК 01.01 «Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов», ПМ.01 «Организация  и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации» специальности СПО 25.02.05. «Управление движением воздушного транспорта», базовый уровень подготовки.

    Практические работы проводятся после изучения соответствующих разделов и тем. Выполнение обучающимися практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.

  Целью практических работ является закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков.

ФОС по Теме 1.2 «Метеорологическое обеспечение полетов», МДК 01.01 «Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов», ПМ.01 «Организация  и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации» формирует элементы общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности 

    ФОС по Теме 1.2 «Метеорологическое обеспечение полетов», МДК 01.01 «Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов», ПМ.01 «Организация  и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации» формирует элементы профессиональных компетенций, соответствующего вида деятельности:

ПК 1.3. Анализировать метеорологическую обстановку в зоне ответственности и давать необходимые рекомендации экипажам воздушных судов.

       В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по ПМ.01 «Организация и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации», МДК. 01.01 «Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов».обучающийся должен:

Уметь :

У 6. Проводить сбор, обработку и анализ метеорологической обстановки в зоне ответственности;

У 8. Регистрировать метеорологическую и воздушную обстановку с использованием вспомогательных средств;

Знать :

З 3.Основы метеорологии, организацию и порядок проведения метеонаблюдений в аэропортах

Описания практических работ содержат:

-наименование работы;

-цель работы;

-перечень используемого оборудования;

-перечень информационного обеспечения;

-краткие теоретические сведения;

-порядок проведения  работы (инструкция), контрольные вопросы по данной работе;

-форма выполнения отчета;

-критерии оценки.

   Работа каждого обучающегося на практическом занятии оценивается преподавателем. Оценка за практическое занятие выставляется по следующим критериям:

-готовность обучающегося к выполнению работы;

-самостоятельность выполнения работы;

-качество предоставленного отчета по выполненной работе;

-грамотность сделанного вывода практической работе;

-ответы на контрольные вопросы практическому занятию.

Ответы на контрольные вопросы прописываются обучающимся в тетради.

2.3.1  Перечень практических работ

№ п/п

Наименование работы

Количество часов (согласно КТП)

Практическая работа №1

. Обработка и анализ приземных карт погоды.

2

Практическая работа №2,3

Чтение сообщений МЕТАR.

4

Практическая работа №4,5

Чтение прогнозов TAF.

4

Практическая работа №6,7

Чтение прогнозов GAMET.

4

Практическая работа №8,9

Чтение сообщений SIGMET, AIRMET.

4

Практическая работа №10

Чтение бланков предупреждений по аэродрому, о сдвиге ветра.

2

Практическая работа №11

Чтение авиационных прогностических карт всех уровней тропосферы.

2

Практическая работа №12

Чтение бланков АВ-5, АВ-5А.

2

Практическая работа №13

 Анализ радиолокационной и спутниковой информации.

2

Практическая работа №14

Анализ метеорологической обстановки по маршрутам и районам полетов.

2

  1. Инструктивно-методические указания по выполнению практических работ

                (ОК 1;ОК 4; ПК 1.3; З 3; У 6;)

Практическая работа № 1

1. Наименование работы: Обработка и анализ приземных карт погоды.

2. Продолжительность проведения – 2

3. Цели и задачи практической работы:

  • ознакомление с  правилами обработки синоптических карт на примере существующих образцов.
  1. Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение
  • синоптические карты
  1. Информационное обеспечение

Основные источники:

  • синоптические карты в электронном виде

6. Порядок выполнения практической работы

  • ознакомиться с правилами обработки синоптических карт, используемых для консультации диспетчерского состава
  • прочитать погодные условия на синоптической карте, используя код КН 01.
  • определить в какой барической системе находится определенный аэродром и какие опасные явления погоды наблюдаются в данном районе
  • записать основные  правила обработки синоптических карт для демонстрации диспетчерскому составу.

7. Отчёт

Отчет должен содержать:

  1. Название работы.
  2. Задание и его выполнение

Отчет сохраняется в рабочей тетради и проверяется преподавателем.

8. Критерии оценки (Оценка)

5 «отлично»: Задание выполнено в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Студент работал полностью самостоятельно.

4 «хорошо»: Задание  выполнено  студентом  в полном объёме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата.

3 «удовлетворительно»: На выполнение задания затрачено много времени. Допущены более одной ошибки, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.              

2 «неудовлетворительно»: Выставляется в том случае, когда студент оказался неподготовленным к выполнению задания или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. Допущены существенные ошибки, показавшие, что студент не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Практическая работа № 2,3

                (ОК 1; ПК 1.3; З 3; У 6;)

1. Наименование работы: Чтение сообщений МЕТАR.

2. Продолжительность проведения – 4

3. Цели и задачи практической работы:

  • научиться читать, раскодировать сообщение METAR
  1. Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение
  • сообщения METAR
  1. Информационное обеспечение

Основные источники:

Интернет сайт Aviation Weather Center https://www.aviationweather.gov/metar

  • интернет сайт Авиаметтелекома,

http://www.aviamettelecom.ru/docs/lib2/instructions_METAR_SPECI_TAF.pdf

6. Порядок выполнения практической работы

  • устно и письменно раскодировать значения групп сообщения в порядке их следования в сообщении .
  • раскодировать 5 сообщений METAR письменно

7. Отчёт

Отчет должен содержать:

Название работы.

Задание и его исполнение

Отчет сохраняется в рабочей тетради и проверяется преподавателем.

8. Критерии оценки (Оценка)

5 «отлично»: Задание выполнено в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Студент работал полностью самостоятельно.

4 «хорошо»: Задание  выполнено  студентом  в полном объёме и самостоятельно. Допускаются одна – две неточности и небольшие помарки в оформлении результатов задания.

3 «удовлетворительно»: На выполнение задания затрачено много времени. Допущены более одной ошибки, но учащийся владеет обязательным умениями по проверяемой теме.

2 «неудовлетворительно»: Выставляется в том случае, когда студент оказался неподготовленным к выполнению задания или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. Допущены существенные ошибки, показавшие, что студент не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

 Практическая работа №4,5

                (ОК 1; ПК 1.3; З 3; У 6;У 7)

1. Наименование работы: Чтение прогнозов TAF.

2. Продолжительность проведения – 4

3. Цели и задачи практической работы:

  • научиться читать, раскодировать прогнозы TAF
  • научиться определять условия погоды на аэродроме в определенное время, исходя из данного прогноза

4..Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение

прогнозы TAF

5.Информационное обеспечение

Основные источники:

  • Интернет сайт Aviation Weather Center https://www.aviationweather.gov/metar
  • интернет сайт Авиаметтелекома,
  • http://www.aviamettelecom.ru/docs/lib2/instructions_METAR_SPECI_TAF.pdf

6. Порядок выполнения практической работы

  • устно и письменно раскодировать прогнозы
  • определить  погодные условия / ветер, видимость, явления погоды, облачность/в определенное время, используя прогноз TAF
  • выполнить  задание письменно

7. Отчёт

Отчет должен содержать:

Название работы.

Задание и его выполнение

Отчет сохраняется в рабочей тетради и проверяется преподавателем.

9. Критерии оценки (Оценка)

5 «отлично»: Задание выполнено в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Студент работал полностью самостоятельно.

4 «хорошо»: Задание  выполнено  студентом  в полном объёме и самостоятельно. Допускаются одна – две неточности и небольшие помарки в оформлении результатов задания.

3 «удовлетворительно»: На выполнение задания затрачено много времени. Допущены более одной ошибки, но учащийся владеет обязательным умениями по проверяемой теме.

2 «неудовлетворительно»: Выставляется в том случае, когда студент оказался неподготовленным к выполнению задания или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. Допущены существенные ошибки, показавшие, что студент не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Практическая работа №6,7

                (ОК 1; ПК 1.3; З 3; У 6;)

1. Наименование работы: . Чтение прогнозов GAMET.

2. Продолжительность проведения –4

3. Цели и задачи практической работы:

  • научиться читать, раскодировать прогнозы GAMET
  • научиться определять условия погоды на заданном пространстве  в определенное время, исходя из данного прогноза

4. Материалы, оборудование,

  • тексты прогнозов GAMET

5.Информационное обеспечение

Основные источники:

  • интернет сайт Авиаметтелекома, http://www.aviamettelecom.ru/docs/lib2/order_116_instruction_GAMET.pdf

6. Порядок выполнения практической работы

  • устно и письменно раскодировать прогнозы GAMET
  • определить погодные условия в пространстве, используя данные  соответствующего прогноза.

7. Отчёт

Отчет должен содержать:

Название работы.

Задание и его решение.

Отчет сохраняется в рабочей тетради и проверяется преподавателем.

8. Критерии оценки (Оценка)

5 «отлично»: Задание выполнено в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Студент работал полностью самостоятельно.

4 «хорошо»: Задание  выполнено  студентом  в полном объёме и самостоятельно. Допускаются одна – две неточности и небольшие помарки в оформлении результатов задания.

3 «удовлетворительно»: На выполнение задания затрачено много времени. Допущены более одной ошибки, но учащийся владеет обязательным умениями по проверяемой теме.

2 «неудовлетворительно»: Выставляется в том случае, когда студент оказался неподготовленным к выполнению задания или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. Допущены существенные ошибки, показавшие, что студент не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Практическая работа №8,9

                (ОК 1; ПК 1.3; З 3; У 6; У7)

1. Наименование работы: Чтение сообщений SIGMET, AIRMET.

2. Продолжительность проведения – 4

3. Цели и задачи практической работы:

научиться читать и использовать сообщения SIGMET и AIRMET

4.Материалы, оборудование,

  • сообщения SIGMET, AIRMET

5. Информационное обеспечение

Основные источники:

  • Интернет сайт Aviation Weather Center https://www.aviationweather.gov/sigmet
  • интернет сайт Авиаметтелекома, http://www.aviamettelecom.ru/docs/lib2/20170706_guidance_on_sigmet_and_airmet.pdf

6. Порядок выполнения практической работы

  • устно и письменно раскодировать сообщения SIGMET, AIRMET

7. Отчёт

Отчет должен содержать:

Название работы.

            Задание и его решение.

Отчет сохраняется в рабочей тетради и проверяется преподавателем.

8. Критерии оценки (Оценка)

5 «отлично»: Задание выполнено в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Студент работал полностью самостоятельно.

4 «хорошо»: Задание  выполнено  студентом  в полном объёме и самостоятельно. Допускаются одна – две неточности и небольшие помарки в оформлении результатов задания.

3 «удовлетворительно»: На выполнение задания затрачено много времени. Допущены более одной ошибки, но учащийся владеет обязательным умениями по проверяемой теме.

2 «неудовлетворительно»: Выставляется в том случае, когда студент оказался неподготовленным к выполнению задания или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. Допущены существенные ошибки, показавшие, что студент не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Практическая работа №10

                (ОК 1;ОК 4; ПК 1.3; З 3; У 6; У 7;У8)

1. Наименование работы Чтение авиационных прогностических карт всех уровней тропосферы.

2. Продолжительность проведения – 2

3. Цели и задачи практической работы:

  • научиться читать и использовать в оперативной работе информацию, представленную на авиационных прогностических карт

4. Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение

  • авиационные прогностические карты всех уровней

5. Информационное обеспечение

Основные источники:

6. Порядок выполнения практической работы

  •  прочитать авиационные прогностические карты
  • исходя из данных на прогностических картах, написать ветер, опасные явления по маршруту полета

7. Отчёт

Отчет должен содержать:

Название работы.

            Задание и его решение

Отчет сохраняется в рабочей тетради и проверяется преподавателем.

9. Критерии оценки (Оценка)

5 «отлично»: Задание выполнено в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Студент работал полностью самостоятельно.

4 «хорошо»: Задание  выполнено  студентом  в полном объёме и самостоятельно. Допускаются одна – две неточности и небольшие помарки в оформлении результатов задания.

3 «удовлетворительно»: На выполнение задания затрачено много времени. Допущены более одной ошибки, но учащийся владеет обязательным умениями по проверяемой теме.

2 «неудовлетворительно»: Выставляется в том случае, когда студент оказался неподготовленным к выполнению задания или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. Допущены существенные ошибки, показавшие, что студент не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Практическая работа №11

                (ОК 1;ОК 3;ОК 4;ПК 1.3; З 3; У 6; У 7;У8)

1. Наименование работы: Чтение бланков предупреждений по аэродрому, о сдвиге ветра.

2. Продолжительность проведения – 2

3. Цели и задачи практической работы:

ознакомиться с текстами сообщений о сдвиге ветра и предупреждений по аэродрому

4. Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение

  • тексты сообщений

5. Информационное обеспечение

Основные источники:

  • учебные  пособия
  • ФАП 60 http://www.aviamettelecom.ru/docs/lib2/fap_60_meteoinfo_for_airplans.pdf

6. Порядок выполнения практической работы

  • читать сообщения
  • ознакомиться с правилами распространения сообщений на аэродроме

7. Отчёт

Отчет должен содержать:

Название работы.

Задание

Примеры сообщений и правила передачи сообщений.

Отчет сохраняется в рабочей тетради и проверяется преподавателем.

9. Критерии оценки (Оценка)

5 «отлично»: Задание выполнено в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Студент работал полностью самостоятельно.

4 «хорошо»: Задание  выполнено  студентом  в полном объёме и самостоятельно. Допускаются одна – две неточности и небольшие помарки в оформлении результатов задания.

3 «удовлетворительно»: На выполнение задания затрачено много времени. Допущены более одной ошибки, но учащийся владеет обязательным умениями по проверяемой теме.

2 «неудовлетворительно»: Выставляется в том случае, когда студент оказался неподготовленным к выполнению задания или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. Допущены существенные ошибки, показавшие, что студент не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Практическая работа №12

                 (ОК 1;ОК 3;ОК 4;ПК 1.3; З 3; У 6; У 7;У8)

1. Наименование работы: . Чтение бланков АВ-5, АВ-5А.

2. Продолжительность проведения – 2

3. Цели и задачи практической работы:

  • ознакомление с порядком составления, предназначением  и использованием бланков АВ-5,АВ-5А
  • чтение информации бланков АВ-5, АВ-5А

4. Материалы, оборудование,

  • бланки АВ-5, АВ-5А

5. Информационное обеспечение

Основные источники:

  • учебное пособие
  • ФАП 60 http://www.aviamettelecom.ru/docs/lib2/fap_60_meteoinfo_for_airplans.pdf

6. Порядок выполнения практической работы

  • читать и оценивать информацию, представленную на бланки АВ-5.АВ-5А

7. Отчёт

Отчет должен содержать:

Название работы.

Задание и копии бланков АВ-5.

       Отчет сохраняется в рабочей тетради и проверяется преподавателем.

9. Критерии оценки (Оцен

Если практическая работа выполнена в полном объеме и правильно оформлена, то ставится оценка 5 «Отлично».

Если практическая работа не выполнена, то ставится оценка 2 «неудовлетворительно».

Практическая работа №13

(ОК 1;ОК 5;ПК 1.3; З 3; У 6; У 7;У8)

1. Наименование работы: Анализ радиолокационной и спутниковой информации.

2. Продолжительность проведения – 2

3. Цели и задачи практической работы:

  • ознакомление с источниками радиолокационной и спутниковой информации
  • и ее  использованием в оперативной работе диспетчера ОрВД

4. Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение

  • снимки метеорологических спутников
  • данные МРЛ различных станций.

5. Информационное обеспечение

Основные источники:

6. Порядок выполнения практической работы

  • на примере представленных данных МРЛ ознакомиться с возможностями их использования
  • ознакомиться с современными способами анализа облачности на спутниковых снимках
  • на спутниковых снимках определить виды облачности

7. Отчёт

Отчет должен содержать:

Название работы.

Задание

Отчет сохраняется в рабочей тетради и проверяется преподавателем.

8. Критерии оценки (Оценка)

Если практическая работа выполнена в полном объеме и правильно оформлена, то ставится оценка 5 «Отлично».

Если практическая работа не выполнена, то ставится оценка 2 «неудовлетворительно».

Практическая работа №14

(ОК 1;ОК 3;ОК 4;ПК 1.3; З 3; У 6; У 7;У8)

1. Наименование работы: Анализ метеорологической обстановки по маршрутам и районам полетов.

2. Продолжительность проведения – 2

3. Цели и задачи практической работы:

  • анализ метеорологической обстановки по маршрутам и районам полетов.

 4. Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение

  • сообщения METAR,SIGMET,FIRMET, прогнозы TAF,GAMET, авиационные прогностические карты, синоптические  карты

5. Информационное обеспечение

Основные источники:

  • сообщения METAR,SIGMET,AIRMET, прогнозы TAF,GAMET, авиационные прогностические карты, синоптические  карты

6. Порядок выполнения практической работы

  • оценить синоптическую ситуацию по маршруту полетов и району полетов по имеющейся информации
  • выявить опасные для авиации  явления погоды

7. Отчёт

Отчет должен содержать:

Название работы.

Задание и копии предложенных материалов

описание синоптической ситуации и метеорологических условий в районе аэродрома и на аэродроме в определенный период .

Отчет сохраняется в рабочей тетради и проверяется преподавателем.

8. Критерии оценки (Оценка)

5 «отлично»: Задание выполнено в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Студент работал полностью самостоятельно.

4 «хорошо»: Задание  выполнено  студентом  в полном объёме и самостоятельно. Допускаются одна – две неточности и небольшие помарки в оформлении результатов задания.

3 «удовлетворительно»: На выполнение задания затрачено много времени. Допущены более одной ошибки, но учащийся владеет обязательным умениями по проверяемой теме.

2 «неудовлетворительно»: Выставляется в том случае, когда студент оказался неподготовленным к выполнению задания или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. Допущены существенные ошибки, показавшие, что студент не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

  1. 3. Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации.

  1. Семестровая контрольная работа

                        (ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4;  ОК 5; ПК 1.3; З 3; У 6; У 7; У 8)

Пояснительная записка

Цель семестровой контрольной работы: определение уровня знаний студентов, полученных в процессе обучения на занятиях по дисциплине  за  3 семестр.

Форма семестровой контрольной работы: решение задач и ответы на вопросы.

Продолжительность: 45 минут.

   Семестровая контрольная работа содержит  задачи и вопросы по Теме1.2  «Метеорологическое обеспечение полетов»,  МДК 01.01 «Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов».

Контрольная  работа  выполняется в двух  вариантах. Каждый вариант контрольной работы включает в себя   7   заданий

Номер  варианта  определяется преподавателем.  Работа, выполненная по другому варианту, возвращается студенту без проверки.

Компетенции, формирование которых  проверяются семестровой контрольной работой:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности 

    ФОС по Теме 1.2 «Метеорологическое обеспечение полетов», МДК 01.01 «Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов», ПМ.01 «Организация  и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации» формирует элементы профессиональных компетенций, соответствующего вида деятельности:

ПК 1.3. Анализировать метеорологическую обстановку в зоне ответственности и давать необходимые рекомендации экипажам воздушных судов.

       В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по ПМ.01 «Организация и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации», МДК. 01.01 «Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов».обучающийся должен:

Уметь :

У 6. Проводить сбор, обработку и анализ метеорологической обстановки в зоне ответственности;

У 8. Регистрировать метеорологическую и воздушную обстановку с использованием вспомогательных средств;

Знать :

З 3.Основы метеорологии, организацию и порядок проведения метеонаблюдений в аэропортах

Задания семестровой контрольной работы

Вариант № 1

1

С какой периодичностью составляются  сводки METAR

Ответ

1

С периодичностью каждые 30мин

2

Каждые 2 часа

3

Каждые 15 мин

2

С какой периодичностью составляются сводки SPECI

Ответ

1

С периодичностью в 1 час или каждые 30мин

2

Каждые 15 мин

3

По мере возникновения или окончания особых явлений погоды

3

Укажите срок действия прогноза типа «тренд» в сводке METAR

Ответ

1

Не определенное время

2

30 мин

3

2 часа

4

Укажите значение преобладающей видимости в сообщении:

METARURRP 030030Z 05002MPS 010V070 0300 0250E R05/0750N -SG FZFG VV001 M05/M06 Q1026 R05/350047 NOSIG RMK QBB040 OBST OBSC QFE765/1020

Ответ

1

0300м

2

0250м

3

0750м

5

Укажите значение высоты облачности в сообщении:

METAR ULLI 260800Z 26003MPS 3200 BR BKN001 BKN015 OVC066 01/01 Q1012 88290052 NOSIG RMK QBB050 OBST OBSC

Ответ

1

030м

2

050м

3

1500м

6

КакойTREND указан в сообщении:

METARULLI 260800Z 26003MPS 3200 BRBKN001 BKN015 OVC066 01/01 Q1012 88290052 TEMPO  0700 FGRMKQBB050 OBSTOBSC

Ответ

1

TEMPO 0700 FG

2

Прогноза нет

7.Укажите какой ветер, видимость, явления, облачность прогнозируется в Новосибирске/UNNT/ в сроке 1408/1409.

TAF UNNT 131700Z 1318/1418 20006G12MPS 9999 -SHSN DRSN BKN016CB
TEMPO 1318/1407 1500 SHSN BKN005 BKN011CB
BECMG 1403/1405 25006G13MPS
TEMPO 1407/1415 3100 -SHSN BKN011CB=

Вариант № 2

1

Укажите значение высоты облачности в сообщении:

METAR ULLI 260800Z 26003MPS 3200 BR BKN001 BKN015 OVC066 01/01 Q1012 88290052 NOSIG RMK QBB050 OBST OBSC

Ответ

1

030м

2

050м

3

1500м

2

Укажите срок действия прогноза типа «тренд» в сводке METAR

Ответ

1

Не определенное время

2

30 мин

3

2 часа

3

С какой периодичностью выпускаются сводки METAR

Ответ

1

30мин

2

Каждые 3 часа

3

Периодичности выпуска нет

4

С какой периодичностью составляются специальные сводки SPECI

Ответ

1.

С периодичностью в 1 час или каждые 30мин

2.

Каждые 15 мин

3.

По мере возникновения или окончания особых явлений погоды

5

Укажите значение минимальной видимости в сообщении:

METARURRP 030030Z 05002MPS 010V070 0300 0250E R05/0750N -SG FZFG VV001 M05/M06 Q1026 R05/350047 NOSIG RMK QBB040 OBST OBSC QFE765/1020

Ответ

1

0300м

2

0250м

3

0750м

6

КакойTREND указан в сообщении:

METAR ULLI 260800Z 26003MPS 3200 BR BKN001 BKN015 OVC066 01/01 Q1012 88290052 NOSIG RMK QBB050 OBST OBSC

Ответ

1

nosig

2

Прогноза нет

7.Укажите какой ветер, видимость, явления, облачность прогнозируется в

Пулково в сроке  1421/1422

TAF ULLI 141401Z 1415/1515 08003MPS 6000 BKN011
  TEMPO 1415/1418 3100 -SHSN BR BKN008 BKN016CB
  BECMG 1418/1420 VRB01MPS
  TEMPO 1418/1509 3100 BR BKN007 BKN011
  BECMG 1509/1510 15003MPS
  TEMPO 1509/1513 BKN015=

Ответы к семестровой контрольной работе.

Вариант №1

 Таблица результатов правильных ответов

№ вопроса

Ответ вар.1

1

1

2

3

3

3

4

1

5

2

6

1

7.Ветер 25006g13mps

видимость 9999 слабый ливневой снег поземок, облачность значительная куч-дожд  высотой 480м,временами видимость 3100, слабый ливневой снег,

облачность  значительная куч дожд высотой 390м

Вариант №2

Таблица результатов правильных ответов

№ вопроса

Ответ вар.2

1

2

2

3

3

1

4

3

5

2

6

1

7. Ветер неустойчивого направления 01mps

видимость 6000 облачность значительная высотой 330м временами

видимость 3100 дымка облачность значительная 210м  и значительная 330м

Система оценивания

Работа оценивается баллами.

  • Задания №1- №6, выполненные без ошибок в полном объеме, оцениваются по 10 баллов.
  • Задание №7, выполненное без ошибок, оценивается  в 40 баллов.
  • Задания, выполненные с ошибкой, не принимаются в расчет.

№ п/п

Процент выполненных заданий (вопросов)

Оценка/ балл

1.

100-80 %

5/80-100

2.

79-70 %

4/79-70

3.

69-50 %

3/69-50

4.

49-0 %

2/49-0

  1. Экзаменационные вопросы по дисциплине

                        (ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4;  ОК 5; ПК 1.3; З 3; У 6; У 7; У 8)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

для проведения семестрового экзамена по специальности:

25.02.05 «Управление движением воздушного транспорта»

МДК 01.01 «Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов», ПМ.01 «Организация  и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации»

  1. Сроки и места производства метеорологических наблюдений за видимостью , облачностью, ветром , давлением на аэродроме.

        Приведение давления к уровню моря.

  1. Авиационные прогностические  карты. Синоптические карты.
  2. Влияние  ливневых и переохлажденных осадков на взлет и посадку   воздушных судов.
  3. Предупреждения по аэродрому.
  4. Характеристики тропопаузы. Струйные течения.
  5. Опасные для авиации условия погоды в зоне струйных течений
  6. Атмосферные фронты и их классификация.
  7. Турбулентности и ее влияние на полет ВС.
  8. Современные методы наблюдения за опасными явлениями погоды .
  9. Особенности метеоусловий в различных частях антициклонов.
  10. Тропопауза и ее характеристики и способ изображения на авиационных           прогностических картах.
  11. Теплый фронт и  оценка метеоусловий в зоне теплых фронтов.
  12. Понятие «бортовая погода».
  13. Перемещение барических систем и фронтов.
  14. Сообщения AIRMET и GAMET.
  15. Метеорологические условия полетов в зоне холодных фронтов.
  16. Сообщения SIGMET.
  17. Сеть оперативных подразделений ФГБУ « Авиаметтелеком»
  18. Росгидромета, метеорологические банки данных, Всемирные центры           прогнозов погоды.
  19. Фронты окклюзии и оценка метеоусловий в зоне фронтов окклюзий.
  20. Влияние орографии на погоду. Особенности полетов в горной местности.
  21. Предупреждения о сдвиге ветра и понятие «бортовая погода».
  22. Адвекция и трансформация воздушных масс.
  23. Сводки погоды для ATIS,VOLMET,УКВ канала.
  24. Сроки и места производства метеорологических наблюдений.
  25. Кучево-дождевая облачность, опасные метеорологические явления в    зоне кучево-дождевых облаков  и её обозначение на прогностических авиационных картах.
  26. Карты барической топографии и их использование в авиации. Авиационные прогностические  карты.
  27. Предупреждения по аэродрому.
  28. Виды прогнозов, выпускаемых АМСГ и виды сводок погоды, выпускаемых      АМСГ.
  29. Радиолокационные средства наблюдения за опасными метеоявлениями.
  30. Метеорологическое обеспечение органов УВД.
  31. Метеорологическое обеспечение полетов.
  32. Виды сводок погоды, выпускаемых АМСГ.
  33. Обледенение ВС и влияние обледенения воздушных судов на полет.  Виды    сообщений  об обледенении.
  34. Холодные фронты и оценка метеоусловий в зоне холодных фронтов.
  35. Чтение сообщений SIGMET, METAR,TAF,GAMET.

Система оценивания

«отлично»

Обучающимся даны исчерпывающие и обоснованные ответы на все поставленные вопросы согласно изученным в данном курсе  документам.  Ответы  были краткими и  четкими. Используется профессиональная лексика.  На  дополнительные вопросы так же даны правильные ответы

«хорошо»

Обучающимся даны полные, достаточно обоснованные ответы на поставленные вопросы, но при ответах не всегда выделялось главное,  ответы не всегда были краткими и четкими. Используется профессиональная лексика. На  дополнительные вопросы так же даны правильные ответы

«удовлетворительно»

Обучающимся даны в основном правильные ответы на все поставленные вопросы, однако, на уточняющие вопросы даны не всегда правильные ответы; при ответах не выделялось главное; ответы были многословными, нечеткими и без должной логической последовательности; на отдельные дополнительные вопросы не даны положительные ответы

«неудовлетворительно»

Обучающимся даны в основном неправильные ответы на поставленные вопросы, на уточняющие вопросы даны в основном неправильные ответы

4.  Информационное обеспечение обучения

4.1.Оборудование учебного кабинета «Авиационная метеорология»:

  1. Доска магнитно- меловая BOARDSYS 100*/150* 300см 3х элементная
  2. Компьютер в сборе (монитор, процессор, клавиатура, мышь)
  3. Проектор переносной INVIN X1600
  4. Экран Projecta Professional 200 * 200см. Matte White S на штативе.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. ФАП №60
  2. Лещенко Г., Перцель Г., Иванова Е. Метеорологическое обеспечение полетов. - Кировоград, ЛАУ, 2003.
  3. Баранов А.М., Лещенко Г.П., Белоусова Л.Ю. Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов. – М.: Транспорт, 1993.
  4. Воронина Л.И., Ярошевич Л.В. Практическое применение современной метеорологической информации на международных авиационных линиях - М.: АО
  5. Сдвиг ветра. Циркуляр ИКАО 186-AN/122-175.
  6. Методические рекомендации по организации лабораторно-практической работы в  ФГБОУ ВО СПб ГУГА авиационно –транспортного колледжа. МСАТК №1 от 30.08.18
  7. Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов ФГБОУ ВО СПб ГУГА авиационно –транспортного колледжа.  МС АТК №1 от 30.08.18

Дополнительные источники

  1. Doc 9817 Руководство по сдвигу ветра на малых высотах. Издание первое-2005. http://dspk.cs.gkovd.ru/library/data/Ruk_vo_po_sdvigu_vetra.pdf 
  2. ICAO Doc 8896 Руководство по авиационной метеорологии. Издание десятое-2015. https://meteo.gov.ua/files/content/docs/docs

Интернет-ресурсы:        

  1. Официальный сайт Гидрометцентра России,
  2. AWC-Aviation Weather Center,
  3. Официальный сайт Авиаметтелекома Росгидромета.
  4. www.weatheronline.co.uk.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочное средство по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"

Контрольно-оценочное средство по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"...

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"

Контрольно-оценочные средства по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности СПО  190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортадля студент...

Методическая разработка "Календарно-тематическое планирование по дисциплине Метеорологическое обеспечение полетов» (4 семестр).

Планирование учебного процесса педагогом осуществляется самостоятельно, опираясь на учебную рабочую программу, по которой работает  Планирование работы позволяет заранее предусмотреть содержание ...

Методическая разработка "Календарно-тематическое планирование по дисциплине « Метеорологическое обеспечение полетов» (3 семестр).

Календарно-тематическое планирование в обязательном порядке включает: общее название темы, количество часов, отведенных на изучение данной темы, название темы каждого урока или содержание учебног...

Учебно-методическое пособие «Внеаудиторные самостоятельные работы» по дисциплине «Метеорологическое обеспечение полетов»

 Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ПМ.01 «Организация  и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации...

Учебно-методическое пособие «Практические занятия» по дисциплине «Метеорологическое обеспечение полетов»

 Практические работы проводятся после изучения соответствующих разделов и тем. Выполнение обучающимися практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения...

Учебно-методические материалы «Подготовка к экзамену» по дисциплине «Метеорологическое обеспечение полетов»

Современные механизмы внешней оценки профессиональных компетенций дают возможность определить направления совершенствования деятельности конкретной образовательной организации с целью соответствия луч...