Подробный План Обучения по Теме: "Метрология и Измерительная Техника (для Контролеров ОТК 2 разряда)"
учебно-методический материал

Ловга Ирина Андреевна

(Продолжение предыдущего плана, фокусируемся на углубленной практике и специфике авиационной отрасли)

Цель: Закрепить практические навыки работы с измерительными инструментами, научить контролеров ОТК 2 разряда применять знания о допусках и посадках в реальных условиях, а также ознакомить с особенностями метрологического обеспечения в авиации.

Продолжительность: Ориентировочно 16-20 академических часов (с большим уклоном в практику).

Формы занятий: Практические лабораторные работы, решение производственных задач, анализ примеров из авиационной практики, самостоятельная работа.

 


 

Модуль 3: Практические Аспекты Измерений

Тема 3.1: Влияние Температуры на Измерения * Содержание: * Термическое расширение материалов: почему размеры деталей и инструментов меняются при изменении температуры. * Стандартная температура измерения (обычно 20°C). * Что важно для контролера: * Необходимо, чтобы и деталь, и измерительный инструмент имели примерно одинаковую температуру, близкую к стандартной, или учитывать температурные поправки (для 2 разряда – достаточно понимания проблемы). * Избегать прямого контакта рук с измерительной поверхностью инструмента и детали при точных измерениях (тепло рук может вызвать изменение размеров). * Формы работы: * Лекция с простыми примерами (например, как ведет себя линейка при нагреве). * Демонстрация: как можно быстро изменить размер детали, нагрев ее рукой. * Обсуждение: "Почему в цехах часто поддерживается определенный температурный режим?".

Тема 3.2: Обеспечение Точности Измерений * Содержание: * Правильный выбор инструмента: Соответствие инструмента требуемой точности измерения (штангенциркуль для грубых измерений, микрометр – для точных). * Состояние инструмента: Чистота, отсутствие повреждений, исправность нониуса/шкалы. * Состояние детали: Чистота поверхности, отсутствие заусенцев. * Правильная техника измерения: Отсутствие перекосов, равномерное усилие. * Влияние внешних факторов: Температура, вибрация. * Что важно для контролера: Систематически соблюдать все эти правила для получения достоверных результатов. * Формы работы: * Семинар-практикум: "Мастер-класс по точному измерению". Инструктор демонстрирует эталонные методы. * Работа в парах: один измеряет, другой контролирует правильность техники.

Тема 3.3: Работа с Цифровыми Измерительными Инструментами * Содержание: * Преимущества цифровых штангенциркулей и микрометров: легкость считывания, возможность переключения единиц измерения (мм/дюймы), обнуления. * Правила пользования: Аналогичны аналоговым инструментам, но с учетом особенностей электронного дисплея. * Батарея питания: Контроль заряда, замена. * Формы работы: * Практическое занятие: работа с цифровыми штангенциркулями и микрометрами. Сравнение результатов с аналоговыми инструментами.

 


 

Модуль 4: Понятие Допуска и Посадки в Контексте Авиационной Продукции

Тема 4.1: Типичные Сопряжения в Авиационной Технике * Содержание: * Подшипниковые узлы: Требуют точных зазоров или натягов для свободного вращения и надежной фиксации. * Резьбовые соединения: Контроль резьбы и сопрягаемых размеров. * Клепаные и сварные соединения: Контроль размеров отверстий под заклепки, диаметров швов. * Соединения вал-ступица: Часто используются посадки с натягом. * Что важно для контролера: Понимать, для чего предназначено конкретное сопряжение, и какие размеры критичны для его работоспособности. * Формы работы: * Лекция с примерами узлов самолета (схемы, изображения). * Обсуждение: "Почему для разных узлов нужны разные типы посадок?".

Тема 4.2: Практическое Применение Допусков при Контроле * Содержание: * Как использовать чертеж и карту контроля для определения, какие размеры нужно измерить и с какой точностью. * Принятие решения: Годна деталь или не годна, на основе результатов измерения и сопоставления с допусками. * Оформление результатов контроля (запись размеров, использование штампа "принято"/"непринято"). * Формы работы: * Практическое занятие: Контроль нескольких деталей (например, вал и отверстие к нему) с использованием соответствующих измерительных инструментов и калибров. * Задача: "Определить, подходит ли этот вал к этому отверстию, исходя из чертежей и проведенных измерений".

 


 

Модуль 5: Метрологическое Обеспечение в Авиации

Тема 5.1: Поверка и Калибровка Измерительных Инструментов * Содержание: * Почему метрологическая служба предприятия важна. * Поверка: Установление метрологической службой пригодности средства измерений к применению на основании результатов проверки. Результат – свидетельство о поверке или знак поверки. * Калибровка: Определение действительных метрологических характеристик средства измерений (и, при необходимости, их корректирование) в соответствии с установленными стандартами. * Что важно для контролера: Работать только с поверенными (имеющими оттиск поверителя или свидетельство) измерительными инструментами. Знать, где и как проверять срок поверки. * Формы работы: * Лекция. * Демонстрация (если возможно) поверенного инструмента, свидетельства о поверке. * Обсуждение: "Что произойдет, если использовать неповеренный инструмент?".

Тема 5.2: Особенности Контроля в Авиации (Краткий Обзор) * Содержание: * Высокие требования к точности и надежности. * Использование специализированных измерительных систем. * Контроль при повышенных и пониженных температурах (для летательных аппаратов). * (Краткое упоминание о контроле динамических параметров – вибрации, ускорения – без углубления). * Формы работы: * Лекция с примерами. * Обсуждение: "Какие дополнительные сложности возникают при контроле авиационной техники?".

 


 

III. Самостоятельная Работа:

· Решение практических задач по измерению деталей и определению их годности.

· Изучение чертежей с различными типами посадок и допусков.

· Тренировка в считывании показаний с разных типов измерительных инструментов.

IV. Контроль Освоения:

· Практическая работа: Выполнение комплексного задания по измерению нескольких деталей, определению их соответствия чертежам (с учетом допусков и посадок) и оформлению результатов.

· Тест на знание правил пользования инструментами, метрологических терминов, принципов выбора посадок.

· Устный опрос по вопросам метрологического обеспечения.

 


 

Этот расширенный план позволит студентам не просто ознакомиться с инструментами, но и научиться применять полученные знания в реальных производственных условиях, что крайне важно для контролера ОТК.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Подробный План Обучения по Теме: "Чтение Чертежей и Технической Документации (для Контролеров ОТК 2 разряда)"

Цель: Научить студентов основам чтения чертежей, пониманию условных обозначений, а также работе с основными видами технической документации (спецификации, технологические карты), которые необходимы для выполнения контрольных операций.

Продолжительность: Ориентировочно 18-24 академических часа.

Формы занятий: Лекции, практические семинары с разбором чертежей, работа с образцами документации, самостоятельное изучение.


Модуль 1: Основные Элементы Чертежей

Тема 1.1: Назначение Чертежа и Основные Виды * Содержание: * Что такое чертеж: документ, определяющий форму, размеры, материалы, а также другие параметры изделия. * Зачем нужен чертеж: основа для производства, контроля, сборки. * Основные виды изображений на чертеже: * Виды: Прямого изображения объекта (главный вид, вид спереди, вид сверху, вид слева и т.д.). * Разрезы: Для показа внутренних полостей и скрытых элементов. * Сечения: Для показа формы предмета на определенной плоскости. * Что важно для контролера: Понимать, какое изображение соответствует какой части детали, и как по ним определить форму. * Формы работы: * Лекция с использованием примеров простых деталей и их проекций. * Демонстрация: как вид спереди, вид сверху и вид слева "складываются" в объемное изображение. * Практика: "Собери" объемную деталь из предложенных видов (упрощенное задание).

Тема 1.2: Линии на Чертеже и Их Назначение * Содержание: * Сплошная толстая основная: Обозначение видимых контуров. * Штриховая: Обозначение невидимых контуров. * Сплошная тонкая: Линии размерные, выносные, осевые (иногда), линии штриховки. * Пунктирная (штрихпунктирная тонкая): Оси симметрии, линии центров. * Сплошная волнистая, линия-обрыв: Обозначение места обрыва на изображении. * Что важно для контролера: Уметь отличать видимый контур от невидимого, понимать, где проходят оси симметрии. * Формы работы: * Лекция с демонстрацией всех типов линий и их примеров на чертеже. * Практика: на чертеже найти и назвать все типы линий.

Тема 1.3: Размеры и Допуски * Содержание: * Простановка размеров: Как наносятся линейные, угловые, диаметральные размеры. * Выносные линии, размерные линии, размерные числа. * Понятие допуска: Предельные отклонения размеров, в пределах которых деталь считается годной. * Предельные размеры: Наибольший и наименьший допустимый размер. * Условные обозначения допусков и посадок: (Введение для 2 разряда – основное понимание, что есть отклонения). * Что важно для контролера: Уметь найти на чертеже нужный размер, понять, какие у него предельные значения (допуски), чтобы затем измерить деталь соответствующим инструментом. * Формы работы: * Лекция с акцентом на практическое значение размеров и допусков. * Практика: на простых чертежах найти все размеры, указать, какие из них требуют особого контроля (например, сопрягаемые размеры). * Задание: "Измерить деталь, используя размеры и допуски, указанные на чертеже".

Тема 1.4: Шероховатость Поверхности * Содержание: * Что такое шероховатость: микронеровности на поверхности детали. * Зачем контролировать шероховатость: влияет на трение, износ, герметичность, коррозионную стойкость. * Условное обозначение шероховатости на чертеже: Основные элементы обозначения (параметр шероховатости Ra, значки, указывающие на метод обработки). * Что важно для контролера: Понимать, что означает значок шероховатости, и для каких поверхностей он указан. (Для 2 разряда – обычно контроль проводится визуально или сравнением с эталоном, либо используются простые приборы). * Формы работы: * Лекция с демонстрацией обозначений шероховатости. * Практика: на чертежах найти обозначения шероховатости и указать, для каких поверхностей они заданы. * Демонстрация (если есть) образцов поверхностей с разной шероховатостью.


Модуль 2: Условные Обозначения в Чертежах

Тема 2.1: Обозначения Резьбы, Фасок, Скруглений * Содержание: * Резьба: Условное обозначение метрической, трубной резьбы (диаметр, шаг, направление). * Фаски: Обозначение размеров фасок (длина, угол). * Скругления: Обозначение радиусов скруглений. * Отверстия: Обозначение отверстий под крепеж, центровочных отверстий. * Что важно для контролера: Правильно интерпретировать эти обозначения для проведения контрольных измерений. * Формы работы: * Лекция с разбором примеров. * Практика: на чертежах найти и проанализировать обозначения резьбы, фасок, отверстий.

Тема 2.2: Условные Обозначения сварки, Термообработки, Покрытий * Содержание: * Сварка: Основные условные обозначения швов (стыковой, угловой, тавровый, нахлесточный), обозначение типа сварки, при необходимости – размеров. * Термообработка: Условные обозначения (например, "Н" – нормализация, "Т" – закалка с отпуском). * Покрытия: Условные обозначения (например, "Хим. Окс." – химическое оксидирование, "Эл. Цин" – электролитическое цинкование). * Что важно для контролера: Понимать, что наличие такого обозначения требует дополнительного контроля качества соответствующей операции. * Формы работы: * Лекция с демонстрацией стандартных условных обозначений. * Практика: анализ чертежей с применением данных обозначений. "Что нужно проконтролировать, если на чертеже указана сварка или термообработка?".


Модуль 3: Работа с Другими Видами Технической Документации

Тема 3.1: Спецификации * Содержание: * Назначение спецификации: перечень всех составных частей изделия, материалов, стандартных изделий, входящих в состав изделия. * Структура спецификации: разделы (детали, узлы, комплекты, материалы, стандартные изделия). * Информация в спецификации: наименование, обозначение, количество, масса. * Что важно для контролера: Понимать, из каких частей состоит изделие, какие материалы используются, где искать обозначение конкретной детали. * Формы работы: * Лекция с демонстрацией образцов спецификаций. * Практика: на примере спецификации найти конкретную деталь, узнать ее материал, количество.

Тема 3.2: Технологические Карты (ТК) и Карты Контроля (КК) * Содержание: * Технологическая карта (ТК): Документ, описывающий последовательность выполнения операций, режимы обработки, инструменты, приспособления. * Что важно для контролера: Понимание последовательности операций помогает определить, где и когда нужен контроль. * Карта контроля (КК): Документ, который содержит перечень контролируемых параметров, их значения (размеры, допуски), методы и средства контроля, а также допускаемые дефекты. * Что важно для контролера: Это основной документ для выполнения измерительного и визуального контроля. По КК контролер знает, ЧТО, ГДЕ и КАК проверять. * Формы работы: * Лекция с разбором примеров ТК и КК. * Практика: Работа с картой контроля – определить, какие параметры, каким инструментом и с каким допуском нужно контролировать. * Задание: "Составить простейшую карту контроля для типовой детали".


III. Самостоятельная Работа:

  • Изучение альбомов с примерами чертежей и условными обозначениями.
  • Анализ реальных чертежей (если есть доступ) и спецификаций.
  • Подготовка вопросов по непонятным обозначениям или терминам.

IV. Контроль Освоения:

  • Тестирование на знание основных линий, обозначений, видов изображений.
  • Практическое задание: "Прочитать" чертеж детали, указать контролируемые параметры и выбрать соответствующие инструменты.
  • Работа с картой контроля: заполнить ее на основе чертежа.

Этот модуль даст студентам фундаментальные навыки, которые являются абсолютно необходимыми для работы контролером ОТК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробный план работы МК классных руководителей 2012-2013 уч. год

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теорет...

Методические рекомендации Применение технологии модульного обучения на уроках теоретического обучения по предмету «Оборудование торговых предприятий» (профессия «Продавец, контролер-кассир»)

Вызывающее большой интерес модульное обучение  позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации→организация обу...

Подробный План Обучения по Теме: "Основы Контроля Качества"

Подробный План Обучения по Теме: "Основы Контроля Качества"Цель: Сформировать у студентов базовое понимание принципов и методов контроля качества, роли ОТК, а также освоить основные пон...

Подробный План Обучения по Теме: "Технология Производства Авиационной Продукции (для контролеров ОТК 2 разряда)"

Подробный План Обучения по Теме: "Технология Производства Авиационной Продукции (для контролеров ОТК 2 разряда)" - Часть 2(Продолжение предыдущего плана, фокусируемся на углубленном понимани...

Подробный План Обучения по Теме: "Материаловедение для Контролеров ОТК 2 разряда"

Подробный План Обучения по Теме: "Материаловедение для Контролеров ОТК 2 разряда"Цель: Сформировать у студентов базовые знания об основных материалах, применяемых в авиастроении, и о кл...

Подробный План Обучения по Теме: "Чтение Чертежей и Технической Документации (для Контролеров ОТК 2 разряда)"

Подробный План Обучения по Теме: "Чтение Чертежей и Технической Документации (для Контролеров ОТК 2 разряда)"Цель: Научить студентов основам чтения чертежей, пониманию условных обозначе...

Подробный План Обучения по Теме: "Основы Неразрушающего Контроля (для Контролеров ОТК 2 разряда)"

Цель: Ознакомить студентов с базовыми методами неразрушающего контроля (НК), которые наиболее актуальны для контролера ОТК 2 разряда, дать им представление о назначении и возможностях других расп...