СТАТЬЯ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ "Международные направления информатизации общества."
статья на тему

Коробкина Виктория Михайловна

В последние годы мы видим, как происходит бурное развитие глобальных информационных сетей связи и информационных коммуникаций: спутникового телевидения, радиовещания, телефонной связи и средств факсимильной передачи информации, транснациональных компьютерных информационно-телекоммуникационых систем, использующих высокоскоростные межконтинентальные супермагистрали. В результате этого на нашей планете формируется принципиально новая глобальная общепланетарная информационная среда, которая и будет представлять основу для жизнедеятельности новой информационной цивилизации.

Термин "электронное правительство", изначально подразумевавший лишь перевод госуслуг в интернет, постепенно приобрел идейную нагрузку — государство выстраивает новую систему общения с населением, становится прозрачным и даже невидимым. То, что это возможно, первой доказала Эстония.

остные межконтинентальные супермагистрали. В результате этого на нашей планете формируется принципиально новая глобальная общепланетарная информационная среда, которая и будет представлять основу для жизнедеятельности новой информационной цивилизации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коробкина В.М.

ГБПОУ ВО «ВГПЭК», Г. Воронеж

Международные направления информатизации общества.

Информатизация общества является стратегическим фактором, развития цивилизации, который благодаря особым свойствам информации дает человечеству определенные шансы решить перечисленные выше глобальные проблемы и перейти к новой парадигме устойчивого и безопасного развития.

В последние годы мы видим, как происходит бурное развитие глобальных информационных сетей связи и информационных коммуникаций: спутникового телевидения, радиовещания, телефонной связи и средств факсимильной передачи информации, транснациональных компьютерных информационно-телекоммуникационых систем, использующих высокоскоростные межконтинентальные супермагистрали. В результате этого на нашей планете формируется принципиально новая глобальная общепланетарная информационная среда, которая и будет представлять основу для жизнедеятельности новой информационной цивилизации.

  • национальной культуры и менталитета.

К основным сферам информатизации общества, в которых государство занимает активную позицию, относятся:

  • социальная сфера;
  • информатизация социального обеспечения;
  • информатизация системы образования;
  • материальное производство;
  • управление;
  • информатизация государственного управления;
  • информатизация армии.

Основными целями программ информатизации вне зависимости от выбранной конкретным государством тактики являются:

  • содействие динамичной конкуренции в области развития телекоммуникаций;
  • поощрение частных капиталовложений в развитие информационной инфраструктуры;
  • участие в разработке гибкого, способного к адаптации законодательства в сфере информатизации;
  • обеспечение открытого доступа к информационным сетям;
  • содействие предоставлению гражданам эффективных и доступных информационных услуг;
  • участие в обсуждении международных проблем построения глобального информационного общества.

Существуют два принципиальных подхода к информатизации: западная и азиатская модель. Западной моделью информатизации называют путь, по которому идут индустриально развитые страны. Однако в его рамках следует отделить путь, по которому идет континентальная Европа, от американо-английского пути. Европейский путь - это поиск некоего баланса между полным контролем со стороны государства и стихийностью рынка, динамическое сочетание правительственных и рыночных сил, с учетом того, что роль каждой из них может меняться во времени. Все страны ЕС имеют собственную программу и взгляды на информатизацию, основной идей каждой из них остается социальная направленность и государственное регулирование большинства процессов, затрагивающих преобразование общества. Однако акценты информатизации могут несколько отличаться.

Так, например, в отчете датского правительства "Информационное общество 2000" подчеркивается, что рынку нельзя позволить взять контроль над стратегией разработки инфомагистралей.

Франция наиболее жестко настаивает на централизованном развитии инфраструктуры информационного общества. Она предполагает обобщить опыт использования телеинформационной системы Минитель (разработка 70-х годов, аппарат связи выдается в почтовом отделении бесплатно, пользователь платит только за услуги), которая в 2009 г., несмотря на существование Интернета, имела не менее миллиона пользователей. Испания считает, что роль правительства заключается в обеспечении перехода от услуг для элиты к услугам для всех, и прежде всего - в отраслях телеобразования и телемедицины.

Американо-английский путь информационного развития определяется своей моделью социально-экономического развития, когда функции государства сводятся к минимуму, а частных лиц - к максимуму. Истинно американский путь - перевес частной инициативы во всех проявлениях развития: оставить все в руках частного сектора и рынка, полная либерализация рынка информационных технологий, ограничение государственного управления в сфере телекоммуникаций.

Вторым из основных факторов, по которому дифференцируются европейская и американская модели развития информационного общества, являются особенности законодательства. Континентальная Европа имеет более жесткое законодательство в области регулирования рынка труда, продуктов и услуг, чем США и Великобритания. По мнению экспертов, существующее в Европе законодательство во многом тормозит развитие информационного общества. Государственная политика США в вопросах информатизации ограничивается развитием глобальных проектов, которые частный капитал финансировать не может.

Азиатская модель информатизации основана на эффективном сотрудничестве государства и рынка, попытке установить связь между социальными трансформациями и культурными ценностями. Эта модель отражает философский принцип сосуществования и сопроцветания - альтернативный способ социально-экономического развития региона и конфронтацию с Западом. В рамках азиатской модели выделяются Япония и "азиатские тигры" (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг).

В Японии процессы информатизации обязаны базироваться на главной идее общества, когда каждый знает свой статус по отношению к другим и ведет себя в соответствии с целями своей группы. Японский стиль управления основан на иной, по сравнению с европейской, корпоративной культуре, когда управляющее звено обязано заботиться о подчиненных, а те должны беспрекословно выполнять директивы. Поэтому государство и бизнес совместно несут ответственность за все проблемы, возникающие при переходе к информационному обществу, и разрешают их совместными усилиями. Большие государственные расходы на научные исследования и разработки всегда были и являются до сих пор отличительными чертами Японии. Роль бизнеса состоит в развитии новых, высоких технологий и производств. При этом роль государства - создавать благоприятные условия для творчества, уменьшать риск предпринимателей, действующих в приоритетных сферах. Японское правительство считает, что для стимуляции творческой деятельности интеллектуальный капитал нации должен стать достоянием всех. Основной акцент в будущем Японии делается на повседневные нужды людей, на разработку и внедрение ИКТ, способствующих повышению качества жизни населения.

В основе развития региона Восточной и Юго-восточной Азии - "четырех тигров" - лежит японская модель. Однако процессы перехода к информационному обществу в этих странах имеют отличные от Японии стартовые условия. В значительной степени эти государства можно отнести к развивающимся странам. Экономическому успеху "тигров" в большой мере способствовали японские капиталовложения, вместе с ними они восприняли от Японии философию взаимоотношений государства и бизнеса. Взаимоотношение "государство-рынок" в этих странах остается социологическим и политическим, а не чисто экономическим.

Информатизация общества на примере  Эстонии.

Термин "электронное правительство", изначально подразумевавший лишь перевод госуслуг в интернет, постепенно приобрел идейную нагрузку — государство выстраивает новую систему общения с населением, становится прозрачным и даже невидимым. То, что это возможно, первой доказала Эстония.

Последний писк электронной моды в Эстонии — с августа этого года место в очереди на эстонско-российской границе можно будет заказать в интернете за 1 евро. Эстонская интернет-революция, таким образом, выплеснулась за рамки одной отдельной взятой страны: услуги единой эстонской информсистемы теперь начнут получать и россияне. Пользоваться этой системой пропуска можно будет на всех трех пунктах пересечения — в Нарве, Койдула и Лухамаа, и, разумеется, всем, кто ее пересекает, независимо от гражданства. Подобные нововведения в Эстонии давно поставлены на конвейер — они уже изменили жизнь и продолжают менять ее в самых неожиданных измерениях, от выборов до получения разрешений на рыбную ловлю.

Ну, и последний штрих: в марте этого года на выборах в эстонский парламент, рийгикогу, можно было впервые проголосовать через интернет — не выходя из дома, вставив идентификационную карту в считыватель. Процедура оказалась простой и даже привычной — "напоминает авторизацию в интернет-банке и занимает не более 10 минут.

Оставаясь зачастую невидимым и лишний раз не докучая, государство, которое продвинутые пользователи все чаще называют "Э-стонией", остается в постоянном контакте со своими гражданами, а граждане — с государством.

Литература:

  1. Дубровский, Е. Н. Соколова, И. В. Основы социальной информатики. Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия : электрон. Учебник / Е. Н. Дубровский, И. В. Соколова 
  1. Рябинская, С. С. Информатизация общества в России: особенности формирования и сопутствующие угрозы // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. / С. Рябинская. 

Интернет- источники:

1. http://uchebnik.biz/book/238-socialnaya-informatika

2. http://wiki.uspi.ru/index.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества

Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества...

Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС

В статье "Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода  в условиях перехода на ФГОС" рассказывается о реализации компетентностного по...

ИС «Электронное образование» как одно из основных направлений информатизации образования

Сегодня мы находимся на новой ступени развития информатизации в Альметьевском муниципальном районе. Одним из основных направлений информатизации является внедрение и работа с информационной системой «...

Информатизация общества

Основные определения и понятия по информатизации общества и информационной культуре. А так же основные правонарушения и меры безопасности....

Информатизация общества

материалы презентации позволяют провести занятие с использованием интерактивных технологий обучения...

Статья. Формирование здоровьесберегающей направленности у студентов медицинского колледжа

В статье актуализируется необходимость формирования психолого-педагогических навыков у студентов медицинского колледжа для обеспечения процесса обучения пациентов. Эта сфера деятельности требует от ни...

Статья "Особенности личностной направленности подростков"

quot;Особенности личностной направлености подростков"...