Статья. Формирование здоровьесберегающей направленности у студентов медицинского колледжа
статья

В статье актуализируется необходимость формирования психолого-педагогических навыков у студентов медицинского колледжа для обеспечения процесса обучения пациентов. Эта сфера деятельности требует от них повышения коммуникативной компетентности в области медицинской, педагогической и социальной психологии, современных профессиональных знаний, овладения эффективными методами профессионального поведения и технологиями образовательного процесса в среде пациентов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование здоровьесберегающей  направленности

у студентов медицинского колледжа

Проблема здоровьесбережения во всех странах мира рассматривается как один из основных факторов национальной безопасности и является стратегической целью здравоохранения. В Российской Федерации необходимость актуализации профилактической направленности медицины обусловлено состоянием популяционного здоровья и в значительной мере усилилась в связи с неблагоприятными демографическими изменениями. В связи с подобными проблемами в структуре населения Европы региональное бюро Всемирной организации здравоохранения  определило  цель  перенести  акцент  с  продления ожидаемой продолжительности жизни на увеличение числа лет  активной или не отягощенной инвалидностью жизни.

В связи с этим возросла потребность в интеграции в образовательном процессе медицинского вуза различных оздоровительно-реабилитационных технологий, целью которых является первичная, вторичная и третичная профилактика, от  сохранения и восстановления здоровья у здорового пациента до многоаспектного реабилитационного процесса по поддержанию функциональных возможностей организма  у больных, страдающих хронической патологией.

Таким образом, в центре внимания педагогического процесса оказываются задачи формирования компетенций в системе знаний и практической деятельности, направленных на повышение уровня здоровья и качества жизни пациентов, сниженных в результате неблагоприятного воздействия факторов среды, профессиональной деятельности или в результате болезни (как в острой стадии, так и в состоянии ремиссии).

В связи с этим возникла необходимость формирования психолого-педагогических навыков у студентов медицинского колледжа для обеспечения процесса обучения пациентов. При этом решаются вопросы объема сведений, формы информирования для достижения высокого уровня взаимопонимания и сотрудничества. Эта сфера деятельности требует от медицинских работников повышения коммуникативной компетенции в области медицинской, педагогической и социальной психологии.

Развитие профессиональных компетенций и компетентности медработников в процессе преподавания гуманитарного блока дисциплин предполагает освоение и применение ими в своей деятельности комплекса современных профессиональных знаний и практических навыков, овладение эффективными методами профессионального поведения и технологиями образовательного процесса в среде пациентов.

Настраиваясь  на  долговременное сотрудничество со своими пациентами медицинским работникам необходимо ставить перед собой не только медицинские цели, но и учитывая психологические аспекты, ориентируясь на сознание больного, изменить его субъективную оценку своего самочувствия. Это позволяет уменьшить значимость медикаментозного вмешательства.

При этом многофакторная профилактика заболеваний строится на следующих основополагающих принципах:

  • привлечение пациентов в программу профилактической школы;
  • просвещение и обучение пациентов;
  • профилактика рецидивов патогенного поведения.

В процессе обучения студентов в медицинском колледже мы ставим своей задачей формирование компетенций по организационным вопросам (индивидуальное или групповое обучение, определение оптимального времени и сезона проведения обучения в зависимости от патологии, подбору реквизита к занятиям).

Важным разделом педагогического процесса в подготовке будущего медработника является создание самой образовательной программы, ведь зачастую обучение пациентов базируется на медицинских знаниях, коммуникативных, педагогических и креативных способностях самого специалиста и проводится в медицинских учреждениях без централизованного учебно-методического обеспечения. В связи с этим мы стремимся формировать навыки по созданию структуры образовательного занятия или беседы различной направленности (терапевтической, хирургической, педиатрической и т.д.),  обеспечению настроя пациентов на обучение и усвоение знаний. Темы обучающих бесед для пациентов должны быть ориентированы на ознакомление с эпидемиологическими аспектами, факторами риска, клиническими проявлениями заболеваний, особенностями медикаментозного и немедикаментозного лечения, особенностями поведения в экстренных ситуациях. Особое значение придается формированию у пациентов необходимых практических навыков по самооценке своего здоровья, ведению дневника самонаблюдения, овладению приемами физической, психологической реабилитации, навыкам пищевого поведения, алгоритмам применения индивидуальных приспособлений по контролю состояния (пикфоуметра, глюкометра и т.д.)

Важно четко обозначить студентам профилактическую направленность процесса обучения для пациентов, направленных на повышение адаптивных возможностей человека, долголетия на основе преимущественного применения природных и искусственных физических факторов, физических упражнений и факторов традиционной терапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа

Во второй половине прошлого столетия  произошли грандиозные качественные  изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инжене...

Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания

Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...

Применение метода ситуационного анализа как условие формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Становится важно не столько то, ч...

2018 научно-практическая конференция .г Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

2018 научно - практическая конференция г.Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа....

Роль чтения в формировании общих компетенций студентов медицинского колледжа

В статье обсуждаются вопросы кризиса чтения во многих семьях, что снижает уровень образованности. Что необходимо предпринять, чтобы повысить читательскую активность студентов медколледжа. Приводятся о...