Рабочая программа по дисциплине «Экологические основы природопользования» специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение» автора Гусятинской Екатерины Юрьевны
методическая разработка

Гусятинская Екатерина Юрьевна

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по указанной специальности.

 

В результате изучения программного материала обучающиеся овладеют знаниями и умениями по следующим вопросам: правовые вопросы экологической безопасности;  экологические принципы рационального природопользования;  задачи и цели природоохранных органов управления и надзора; взаимосвязь организмов и среды обитания; определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризис.

 

Разделы и темы в тематическом плане распределены по видам занятий и  трудоемкости в часах.  Предлагаемый программой перечень практических занятий  обеспечивает приобретение необходимых умений и навыков у студентов.

 

Большое количество времени выделено на самостоятельную работу обучающегося, что способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, позволяет специалисту в сфере своей деятельности самостоятельно выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 

обладание специалистом общими и профессиональными компетенциями, профессиональными функциями, определенными и заложенными в содержании  рабочей программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования», усвоенные знания  обеспечивают соответствующую квалификацию и уровень образования необходимый для работодателя.

 

Рабочая программа по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования» может быть использована для обеспечения основной образовательной программы по специальности для специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_eop_v-31-21.doc350 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ» (ГАПОУ КК «НКСЭ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение» (базовая подготовка)

2021 год

2

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

________М.А. Кондратюк

«30»06.2021 г.


ОДОБРЕНА

на заседании ЦМК «Математических

и естественнонаучных дисциплин»

протокол №11

от «        »        2021 г.

Председатель ЦМК

________О.В. Козлова


Рабочая        программа учебной            дисциплины разработана      на        основе ФГОС           СПО           для укрупненной            группы специальностей      08.00.00 «Техника     и     технологии строительства»

для        специальности 08.02.04     «Водоснабжение и водоотведение»,

Приказ        Министерства образования и науки РФ №3 от 10.01.2018 Зарегистрирован        в Минюсте     №     49821     от 30.01.2018

CОГЛАСОВАНО научно-методический совет протокол №6

от «01»07        2021 г. ____________ Э.М. Ребрина

Разработчик:

________        Е.Ю. Гусятинская преподаватель        естественнонаучных дисциплин

первой категории

ГАПОУ СПО «НКСЭ» КК

Рецензенты:

______________ Сорока О.И. преподаватель        естественнонаучных дисциплин

высшей категории ГАПОУ СПО «НКСЭ» КК

3

СОДЕРЖАНИЕ

стр. 1.        ПАСПОРТ        РАБОЧЕЙ        ПРОГРАММЫ        УЧЕБНОЙ        4

ДИСЦИПЛИНЫ

2.        СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        6

3.        УСЛОВИЯ        РЕАЛИЗАЦИИ        РАБОЧЕЙ        ПРОГРАММЫ        10 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.        КОНТРОЛЬ        И        ОЦЕНКА        РЕЗУЛЬТАТОВ        ОСВОЕНИЯ        11 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5.        КОНТОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛУ РАЗДЕЛОВ        12

4

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение», входящей в состав        укрупненной        группы        специальностей        08.00.00        «Техника        и        технологии строительства».

1.2.        Место        учебной        дисциплины образовательной программы: входит естественнонаучного цикла ЕН.03.


в     структуре     основной     профессиональной состав дисциплин математического и общего

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

КОД ПК,        Умения        Знания

ОК

ОК 01-10        анализировать        и        виды        и        классификацию ПК 1.3      прогнозировать              экологические природных               ресурсов,        условия ПК 4.1      последствия        различных         видов устойчивого состояния экосистем;

ПК 5.2      производственной деятельности;                     задачи     охраны     окружающей анализировать              причины среды, природоресурсный потенциал и возникновения экологических аварий охраняемые     природные     территории

и        катастроф;        выбирать        методы,        Российской Федерации;

технологии и аппараты утилизации        основные        источники        и газовых выбросов, стоков, твердых масштабы            образования        отходов отходов;                                                       производства;

определить         экологическую           основные                      источники пригодность                      выпускаемой техногенного           воздействия          на продукции;                                                  окружающую          среду,           способы оценивать состояние экологии предотвращения        и        улавливания окружающей               среды               на выбросов,             методы             очистки производственном объекте;                      промышленных          сточных          вод, −        соблюдать регламенты по принципы           работы           аппаратов

экологической        безопасности        в обезвреживания и очистки газовых профессиональной деятельности.            выбросов        и        стоков        химических

производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков,

5

твердых отходов;

принципы        размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств;

правовые основы, правила и нормы        природопользования        и экологической безопасности;

принципы        и        методы рационального      природопользования, мониторинга        окружающей      среды, экологического             контроля            и кологического регулирования;

принципы        и        правила международного      сотрудничества        в области природопользования и охраны окружающей среды.

Студент после изучения дисциплины должен обладать следующими общими (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

6

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ПК 1.3. Разрабатывать технологические схемы очистки воды и обработки осадков;

ПК 4.1. Планировать, руководить, контролировать и оценивать работу коллектива исполнителей (бригада, смена, участок, группа, отдел);

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины.

Максимальной учебной нагрузки студента - 42 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 34 часа; практические занятия – 8 часов

7

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем образовательной программы


Объем часов

42

в том числе:

теоретическое обучение        34

практические занятия        8

Самостоятельная работа 1

Промежуточная аттестация        Дифференцированный зачет

8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и

тем

1

Раздел 1.

Тема 1.1. Общая экология


Содержание учебного материала и формы организации

деятельности обучающихся

2

Теоретическая экология

Содержание учебного материала


Объем        Осваиваемые

часов        элементы

компетенций

3        4

8

1.Введение. Структура и задачи предмета. Основные направления

рационального природопользования. Природоресурсный потенциал.

Условия свободы и ответственности за сохранения жизни на Земле и        ПК 4.1. экокультуры.Значение экологического образования для будущего                                 ОК 01-10 специалиста по производству изделий из полимерных композитов.

2.Виды и классификация природных

как        сырьё        для        изготовления


ресурсов. Природные ресурсы,

изделий        из        полимерных


6

композитов.Требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам и

готовой продукции в соответствии с нормативной документацией.

Альтернативные источники энергии.Альтернативные источники сырья

для изготовления изделий из полимерных композитов.

3.Природопользование.        Принципы        и        методы        рационального

природопользования. Условия устойчивого состояния экосистем.

9

Глобальные экологические проблемы человечества, связанные с

деятельностью предприятий химической промышлености и пути их

решения.

В том числе практических занятий (семинар): Сущность утилизации бытовых и промышленных отходов

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, специальной технической, нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Раздел 2.        Промышленная экология

Содержание учебного материала


2

*

12

Тема 2.1.        Техногенное воздействие на окружающую среду на предприятиях

Техногенное воздействие на

окружающую среду


химической промышленности. Типы загрязняющих веществ. Особые и

экстремальные виды загрязнений, возникающих при производстве

изделий из полимерных композитов.


2        ПК 1.3.

ОК 01-10

Контроль экологических параметров, в том числе с помощью

программно-аппаратных комплексов.

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая        проработка        конспектов        занятий,        учебной,        * специальной технической, нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

10

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций        преподавателя,        оформление        практических        работ, отчетов и подготовка к их защите.

Тема 2.2.        Содержание учебного материала

Охрана воздушной среды        Способы        предотвращения        и        улавливания        выбросов.        Основные        ПК 1.3. технологии        утилизации газовых выбросов, возникающих при           2        ОК 01-10

Тема 2.3.

Принципы охраны водной

среды


изготовлении изделий из полимерных композитов. Оборудование для

обезвреживания и очистки газовых выбросов.

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая        проработка        конспектов        занятий,        учебной, специальной технической, нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Содержание учебного материала

Методы очистки промышленных сточных вод, образующихся при изготовлении изделий из полимерных композитов. Оборудование для обезвреживания и очистки стоков.

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая        проработка        конспектов        занятий,        учебной, специальной технической, нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций        преподавателя,     оформление     практических        работ, отчетов и подготовка к их защите.


*

ПК 1.3.

2        ОК 01-10

*

11

Содержание учебного материала

Тема 2.4.Твердые отходы        Основные технологии утилизации твердых отходов, образующихся при производстве изделий их полимерных композитов. Экологический эффект использования твёрдых отходов.

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая        проработка        конспектов        занятий,        учебной, специальной технической, нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций        преподавателя,     оформление     практических        работ, отчетов и подготовка к их защите.

Содержание учебного материала

Принципы размещения производств химической промышленности.


2

*


К 1.3. ОК 01-10

ПК 4.1.

Тема 2.5.        Экологически        безопасные        производственные        процессы

Экологический менеджмент     соответствующие требованиям минимизации, нейтрализации, сброса (выброса)     загрязняющих     веществ,     безотходности     производства,

безопасности        для        здоровья        промышленно-производственного


4

персонала,        сокращения        энергопотребления,        эффективности

ресурсопотребления при производстве изделий из полимерных

композитов.Требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам и

готовой продукции в соответствии с нормативной документацией.

Самостоятельная работа обучающихся        * Систематическая        проработка        конспектов       занятий,       учебной,

12

Раздел 3.

Тема 3.1.Юридические и


специальной технической, нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций        преподавателя,        оформление        практических        работ, отчетов и подготовка к их защите.

Система управления и контроля в области охраны окружающей

среды

Содержание учебного материала


8

экономические аспекты             Источники экологического права.     Государственная политика и экологических основ                  управление в области экологии. Экологические правонарушения.

природопользования        Экологические правила и нормы. Экологические права и обязанности.        6        ПК 1.3. Юридическая ответственность. Экология и экономика. Экономическое                        ПК 4.1. регулирование.        Лицензия.        Договоры.        Лимиты.        Штрафы.                        ОК 01-10 Финансирование.

Тема 3.2. Экологическая

стандартизация и


В том числе практических занятий (семинар): Основная цель экологического мониторинга Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая        проработка        конспектов        занятий,        учебной, специальной технической, нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций        преподавателя,     оформление     практических        работ, отчетов и подготовка к их защите.

Содержание учебного материала

Система экологического контроля при производстве изделий из


2

*

2        ПК 2.2.

13

паспортизация        полимерных        композитов.        Мониторинг        окружающей        среды        на        ПК 4.1. предприятиях     химической     промышленности.Система     стандартов.        ПК 5.2. Экологическая              экспертиза.Экологическая        сертификация.        ОК 01-10

Экологический паспорт предприятия.

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая        проработка        конспектов        занятий,        учебной, специальной технической, нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций        преподавателя,     оформление     практических        работ, отчетов и подготовка к их защите.

Раздел 4.        Международное сотрудничество

Содержание учебного материала


*

12

Тема 4.1. Государственные и Международное сотрудничество. Государственные и общественные общественные организации      организациипо     предотвращению     разрушающих     воздействий     на

по предотвращению        природу.        Природоохранные        конвенции.        Межгосударственные        ПК 5.2.

разрушающих воздействий

на природу


соглашения.

Роль международных организаций в сохранении природных ресурсов,

использующихся на предприятиях химической промышленности.

В том числе практических занятий (семинар): Сущность утилизации бытовых и промышленных отходов


6        ОК 01-10

2

В том числе практических занятий (семинар): Деятельность международных экологических организаций

Промежуточная аттестация - ДЗ


2

2

14

Всего (часов)        42

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета с мультимедийным оборудованием.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя;

- комплект учебных фильмов по проблемам экологии и охране окружающей среды.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением; - интерактивная доска;

- маркерная доска;

- ПК по количеству обучающихся.

Программное обеспечение:

- операционная система Windows XP;

- стандартные программы Windows XP; - пакет программ Microsoft Office;

- интернет-браузер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Литература:

Основная литература:

1.Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник- 2-е изд., испр. - Москва, Форум: ИНФА-М, 2020, 256с. (Среднее профессиональное образование).

2.Клименко И.С. Экологические основы природопользования :учебное пособие для СПО/И.С. Клименко-2 изд.-Саратов Профобразование. Аи Пи Эр Медиа.2019.- 108с.-ISBN978-5-4486-0123-1, 978-5-4488-0203-4-Текст электронный//Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: (сайт).-URL:http://www.iprbookshop.ru 77009.html .-Режим доступа для авторизир. пользователей.

3.Скопичев В.Г. Экологические основы природопользования: учебное пособие/В.Г. Скопичев - СПб.: Квадро, 2019.-392 стр.-ISBN978-5-906371-69-8.- Текст. электронный./электронно-библиотечная система IPR BOOKS: (сайт).-URL: http://www. Iprbookshop ru/74597.html .-Режим доступа для авторизир. пользователей.

Дополнительная литература:

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: Учебное пособие  для  студентов учреждений среднего профессионального образования-9-е изд., М.-издательский центр «Академия»,2009-208 стр.
  2. Петелин А.Л., Гаев Т.Н., Бреннер А.Л.,  Естествознание: учебник, М: Форум,2014-256 стр.:ил. (Профессиональное образование).
  3. Трушина Т.П.-изд.3-е дополненное и переработанное-Ростов н/Д, Фени кс, 2005 -416с. (СПО).
  4. Мамонтов, С.Г. Общая биология: Учебник. - М. : Кнорус, 2016. - 324 с. - (Среднее профессиональное образование).

Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Информационный портал Национальная электронная библиотека (Режим доступа): URL: http://нэб.рф 

2. Информационный портал Электронно-библиотечная система Znanium.com (Режим доступа): URL: http://znanium.com/ 

3. Информационный портал Электронная библиотека Юрайт (Режим доступа): URL: https://biblio-online.ru/ 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

1 Уметь:

анализировать        и        прогнозировать

экологические последствия различных видов производственной деятельности;

анализировать причины возникновения

экологических аварий и катастроф; выбирать


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 2

написание        рефератов,        докладов, создание презентаций

проведение семинарских занятий

−        выполнение практических заданий

методы, технологии и аппараты утилизации

газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

определить экологическую пригодность

выпускаемой продукции;


реферативная работа студентов по предлагаемой тематике

проведение семинарских занятий

оценивать        состояние        экологии        выполнение практических заданий. окружающей        среды     на        производственном

объекте;

соблюдать регламенты безопасности        в деятельности.

Знать:


по экологической профессиональной

виды и классификацию природных

ресурсов, условия устойчивого        состояния

экосистем;


написание        рефератов,        докладов, создание презентаций

задачи охраны окружающей среды,

природоресурсный потенциал и охраняемые


проведение семинарских занятий

−        выполнение практических заданий

природные        территории        Российской

Федерации;

основные источники и масштабы образования отходов производства;

основные        источники        техногенного


реферативная работа студентов по предлагаемой тематике

проведение семинарских занятий

воздействия на окружающую среду, способы        выполнение практических заданий. предотвращения и улавливания выбросов,

методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки        газовых        выбросов        и        стоков химических                производств,       основные технологии        утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

принципы        размещения        производств различного        типа,        состав      основных

промышленных        выбросов        и        отходов различных производств;

правовые основы, правила и нормы природопользования        и        экологической безопасности;

принципы и методы рационального природопользования,        мониторинга окружающей среды, экологического контроля и кологического регулирования;

принципы       и       правила       международного сотрудничества                   в                   области природопользования и охраны окружающей

среды.


Итоговый контроль: Дифференцированный зачет

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛУ РАЗДЕЛОВ

Раздел 1. Введение в экологию

1. Какое значение имеет природа в жизни человека?

2. Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?

3.        Как изменялся характер воздействия людей на природу на разных этапах развития человеческого общества?

4. С какого времени истории человек стал бережно относиться к природе? Раздел 2. Экология окружающей среды

1. В чем принципиальное отличие в решении проблем рационального использования и охраны природы в развитых и развивающихся странах?

2. Перечислите правила и принципы охраны природы, дайте их краткую характеристику. Раздел 3. Экология использования природных ресурсов

1. Назовите виды природных ресурсов в зависимости от их использования, ограниченности, способности к восстановлению возобновлению.

2. В чем отличие использования возобновимых и невозобновимых природных ресурсов? 3. Охарактеризуйте современные экологические проблемы энергетики.

4. Обоснуйте экологические характеристики альтернативных источников энергии. Раздел 4. Деградация окружающей среды

1. Чем объясняется “парниковый эффект” и каковы его последствия? 2. Почему истощается озоновый слой Земли?

3. Чем вызваны кислотные дожди?

4. Из каких источников попадают в атмосферу оксиды серы и азота?

5. Каковы особенности загрязнения пресноводных и морских экосистем? 6. В чем сущность процесса антропогенного эвтрофирования водоемов? 7. Каковы основные причины деградации почв?

8. В чем причина снижения биоразнообразия в биосфере? Каковы последствия? Раздел 5. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды 1. Перечислите важнейшие природоохранительные законы РФ.

2. Как отражена охрана природы в Конституции РФ?

3. Как разрабатываются и принимаются законы по охране природы в России?

4.        Какая        организация        координирует        и        проводит        государственную        политику        по рациональному природопользованию и охране окружающей среды?

5. Какие государственные организации отвечают за рациональное использование и охрану природных ресурсов и окружающей среды?

6. Как осуществляется контроль над выполнением законов и постановлений по охране природы в России?

Раздел 6. Экологический мониторинг

1. Какой закон является основным в системе экологического законодательства в РФ, в чем его особенности?

2. Перечислите объекты охраны окружающей природной среды.

3. Какие вы знаете виды ответственности за экологические правонарушения? 4. Какова цель экологического нормирования?

5. Что такое ПДК?

6. Перечислите задачи экологического мониторинга.

Раздел 7. Международные аспекты экологии природопользования

1. Какой закон является основным в системе экологического законодательства в РФ, в чем его особенности?

2. Перечислите международные принципы охраны природы. 3. Основы экологического права в России.

4. Концепция устойчивого развития. Перестройка мирового порядка. Экологические правонарушения. Каковы виды ответственности за них?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности 43.02.10 Туризм

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)  в вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм базов...

Разработка актуализированных рабочей программы по дисциплине «Экологические основы природопользования».Специальность 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»

 Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 Экологические основы природопользования, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа  учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности  СПО 38.02.01 Экономика и  бухгалтерский учет (по отраслям)...

Рабочая программа по дисциплине "Экологические основы природопользования" для специальности 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» яв-ляется частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) для специальности О8.02.01 «Строительство и экс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионально...