Введение. Предмет и задачи дисциплины.
план-конспект урока

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, учебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, влияние которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающие в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Безопасность - это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Техника безопасности (ТБ) - это комплекс средств и мероприятий, внедряемых в производство с целью создания здоровых и безопасных условий труда. Техника безопасности содержит требования, выполнение которых должно обеспечить необходимый уровень безопасности предприятия в целом, отдельных его помещений, оборудования и других элементов производственной инфраструктуры.

Гигиена труда - это система обеспечения здоровья, работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические и иные мероприятия.

Промышленная санитария - это комплекс мероприятий, имеющих цель довести до приемлемого уровня риск воздействия на работника неблагоприятных условий производственной среды.

Рабочая зона – это пространство над уровнем пола или площадки, на которой находятся места постоянного или временного пребывания работающих высотой до 2 м.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_po_ohrane_truda_na_temu_vvedenie_.doc48.5 КБ
Office presentation icon 1208271.ppt799 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ

Цели и задачи курса:

В результате изучения дисциплины «Охрана труда» студент должен:

Знать особенности обеспечения безопасных условий труда, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии;

Уметь проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

Уметь использовать экобиозащитную и противопожарную технику.

Важнейшей частью курса "Безопасность жизнедеятельности" является охрана труда, как область знаний и система, изучающая и обеспечивающая безопасность человека в условиях производства.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, учебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, влияние которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающие в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Безопасность - это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Техника безопасности (ТБ) - это комплекс средств и мероприятий, внедряемых в производство с целью создания здоровых и безопасных условий труда. Техника безопасности содержит требования, выполнение которых должно обеспечить необходимый уровень безопасности предприятия в целом, отдельных его помещений, оборудования и других элементов производственной инфраструктуры.

Гигиена труда - это система обеспечения здоровья, работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические и иные мероприятия.

Промышленная санитария - это комплекс мероприятий, имеющих цель довести до приемлемого уровня риск воздействия на работника неблагоприятных условий производственной среды.

Рабочая зона – это пространство над уровнем пола или площадки, на которой находятся места постоянного или временного пребывания работающих высотой до 2 м.

В соответствии с гигиенической классификацией труда условия труда могут быть оптимальными, допустимыми, вредными и экстремальными (опасными).

Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и наименьшую напряженность организма. Факторы среды и труда не превышают безопасных гигиенических норм (нормативов).

Допустимые условия труда характеризуются такими факторами среды и труда, при которых гигиенические нормативы не превышают допустимых значений. Изменение функционального состояния организма восстанавливается к началу следующей смены.

Факторы среды и труда, обусловленные элементами техносферы, называются производственными факторами или вредными и опасными факторами в техносфере, если оказывают негативное влияние на человека.

Вредные условия труда характеризуются такими производственными факторами, которые превышают допустимые гигиенические нормы и приводят к ухудшению здоровья человека или оказывают негативное влияние на потомство.

Экстремальные условия труда – это такие условия, когда факторы труда и среды при воздействии во время работы приводят к риску возникновения тяжелых заболеваний или создают реальную угрозу жизни.

Классификация вредных и опасных производственных факторов:

Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на следующие группы:

  • физические;
  • химические;
  • биологические;
  • психофизологические.

Физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на:

  • движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; разрушающиеся конструкции; обрушивающиеся горные породы;
  • повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
  • повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;
  • повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
  • повышенный уровень шума на рабочем месте;
  • повышенный уровень вибрации;
  • повышенный уровень инфразвуковых колебаний;
  • повышенный уровень ультразвука;
  • повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение;
  • повышенная или пониженная влажность воздуха;
  • повышенная или пониженная подвижность воздуха;
  • повышенная или пониженная ионизация воздуха;
  • повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;
  • повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
  • повышенный уровень статического электричества;
  • повышенный уровень электромагнитных излучений;
  • повышенная напряженность электрического поля;
  • повышенная напряженность магнитного поля;
  • отсутствие или недостаток естественного света;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • повышенная яркость света;
  • пониженная контрастность;
  • прямая и отраженная блесткость;
  • повышенная пульсация светового потока;
  • повышенный уровень ультрафиолетовой радиации;
  • повышенный уровень инфракрасной радиации;
  • острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;
  • расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
  • невесомость.

Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются:

по характеру воздействия на организм человека на:

  • токсические;
  • раздражающие;
  • сенсибилизирующие;
  • канцерогенные;
  • мутагенные;
  • влияющие на репродуктивную функцию;

по пути проникания в организм человека через:

  • органы дыхания;
  • желудочно-кишечный тракт;
  • кожные покровы и слизистые оболочки.

Биологические опасные и вредные производственные факторы включают следующие биологические объекты:

  • патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности.

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на следующие:

а) физические перегрузки;

б) нервно-психические перегрузки.

Физические перегрузки подразделяются на:

  • статические;
  • динамические.

Нервно-психические перегрузки подразделяются на:

  • умственное перенапряжение;
  • перенапряжение анализаторов;
  • монотонность труда;
  • эмоциональные перегрузки.

Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным группам, перечисленным в п.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОХРАНА ТРУДА. ЛЕКЦИЯ 1 Введение.

Слайд 2

Труд – – умственный и физический процесс, осуществляемый при помощи таких усилий (способностей) человека, которые направлены на производство товаров и услуг. 3

Слайд 3

Труд делится на: умственный и физический; простой и сложный; индивидуальный и наемный. 4

Слайд 4

Структура труда: субъект труда (человек); производительные силы (предметы и средства труда); процесс трудовой деятельности; продукты труда; общественные отношения. 5

Слайд 5

Внешние элементы воздействия на труд: политическая и экономическая ситуация в стране; технический уровень развития; природные условия. 6

Слайд 6

Под охраной труда на производстве понимается система обеспечения безопасности, сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия. 7

Слайд 7

Охрана труда – – это наука, изучающая закономерности формирования и проявления вредных и опасных производственных факторов в системе «человек - производственная среда», изучающая и разрабатывающая пути, методы и средства предупреждения аварий, производственного травматизма и профессиональных заболеваний. 8

Слайд 8

Труд - основной элемент производственной среды. Негативные факторы производственной среды создают угрозу для жизни и здоровья работающих. Любая деятельность потенциально опасна. 14

Слайд 9

Опасность – - явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека, то есть вызывать нежелательные последствия . 15

Слайд 10

Стандарты определяют опасности как ВРЕДНЫЕ И ОПАСНЫЕ производственные факторы 16

Слайд 11

Вредный производственный фактор – фактор производственной среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства. 17

Слайд 12

Опасный производственный фактор – - фактор производственной среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. 18

Слайд 13

Вредные и опасные производственные факторы подразделяются по своему действию на следующие группы: физические; химические; биологические; психофизиологические. 19

Слайд 14

Физические негативные факторы: механические опасные факторы; температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение (микроклимат рабочего места); неионизирующие электромагнитные поля и излучения; ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); освещение – естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, прямая и отраженная слепящая блескость, пульсация освещенности); электрическая и другие виды энергии. 20

Слайд 15

Химические негативные факторы - - химически активные вещества, оказывающие на человека действие токсическое, канцерогенное, мутагенное, влияющее на репродуктивную функцию, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты); 21

Слайд 16

Биологические негативные факторы: микроорганизмы - продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроорганизмы, вирусы, грибы, ядовитые растения, опасные животные, пресмыкающиеся. 22

Слайд 17

Психофизиологические факторы - – факторы трудового процесса, характеризующие физические и нервно-психические перегрузки, определяющие тяжесть и напряженность труда. 23

Слайд 18

Условия труда – совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека. 24

Слайд 19

Классификация условий труда Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные; допустимые; вредные; опасные. 25

Слайд 20

Оптимальные условия труда (1 класс) – - такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. 26

Слайд 21

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказаться неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным. 27

Слайд 22

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов, выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности 28

Слайд 23

1 степень 3 класса (3.1) Условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья. 29

Слайд 24

2 степень 3 класса (3.2) – - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости, появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет). 30

Слайд 25

3 степень 3 класса (3.3) – - условия труда характеризуются такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности. 31

Слайд 26

4 степень 3 класса (3.4) – - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности. 32

Слайд 27

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм. 33

Слайд 28

Факторы, устойчиво повышающие подверженность опасности: изъяны органов чувств; неуравновешенность эмоциональных процессов человека; врожденные свойства нервной системы; пристрастие к алкоголю, наркотикам; неудовлетворенность человека своей работой, отсутствие интереса к ней. 34

Слайд 29

Факторы, временно повышающие подверженность опасности: неопытность, недостаточная профессиональная подготовленность; неосторожность; информационные помехи, информационная перегрузка либо информационная недогрузка; функциональное состояние человека . 35

Слайд 30

Работоспособность проявляется в поддержании заданного уровня деятельности в течение определенного времени 36

Слайд 31

Работоспособность определяют: Внешние факторы: - информационная структура сигналов; - характеристика рабочей среды; - взаимоотношения в коллективе. Внутренние факторы - уровень подготовки; - тренированность; - выносливость; - эмоциональная устойчивость. 37

Слайд 32

Фазы работоспособности: Предрабочее состояние (фаза мобилизации) выражается в обдумывании предстоящей работы. Врабатываемость (фаза первичной реакции) или стадия нарастающей работоспособности. Преодолевается инерция, налаживается координация между участвующими в деятельности системами организма. Производительность труда в этот период ниже. Период устойчивой работы (фаза компенсации). Устанавливается оптимальный режим работы систем организма. Длительность его относительно всего времени работы – примерно 2/3. 40

Слайд 33

Выносливость определяется: интенсивностью работы; спецификой работы; возрастом; полом; концентрацией внимания и волевым напряжением; эмоциональным состоянием; умением, навыками, тренированностью; типом нервной системы. 41

Слайд 34

Фазы работоспособности: Период утомления (фаза субкомпенсации). Снижается продуктивность, замедляется скорость реакции, появляются ошибочные и несвоевременные действия, физиологическая усталость. Фаза декомпенсации – неуклонное ухудшение функционального состояния организма. Нарушается точность, координация движений, появляются ошибки, увеличивается риск травмирования. Период возрастания продуктивности за счет эмоционально-волевого напряжения. Период прогрессивного снижения работоспособности и эмоционально-волевого напряжения (фаза срыва). 42

Слайд 35

Суточные колебания работоспособности 1-й интервал: 6 – 10 (12) ч. – работоспособность повышается; 10 (12) – 15 ч. – работоспособность постепенно снижается; 2-й интервал: 15 – 18 ч. – работоспособность повышается; 18 – 22 ч. – уменьшается; 3-й интервал: 22 – 3 ч. – работоспособность существенно снижается; 3 – 6 ч. – начинает возрастать, оставаясь ниже среднего уровня. 43

Слайд 36

Недельные колебания работоспособности понедельник – врабатывание; вторник-четверг – высокая работоспособность; пятница, суббота – развивающееся утомление. 44

Слайд 37

Принципы безопасности деятельности - – это основные направления деятельности, элементарные составляющие процесса обеспечения безопасности. 45

Слайд 38

Принципы безопасности деятельности: ориентирующие; управленческие; организационные; технические. 46

Слайд 39

Ориентирующие принципы дают общее направление поисков решений в области безопасности. принцип системного подхода; принцип профессионального отбора; принцип нормирования негативных воздействий. 47

Слайд 40

Управленческие принципы предполагают контроль за соблюдением норм, ответственность. принцип контроля; принцип стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности; принцип ответственности; принцип обратных связей. 48

Слайд 41

Организационные принципы (организация рабочего дня) принцип защиты временем; принцип рациональной организации труда; принцип рациональных режимов работы; организация санитарно-защитных зон. 49

Слайд 42

Технические принципы подразумевается использование технических решений для повышения безопасности. защита количеством (снижение негативного фактора в источнике); защита расстоянием; защита с помощью ограждений; экранирование; блокировка; герметизация; принцип слабого звена. 50

Слайд 43

Вопросы для самопроверки: Что такое труд и какие существуют разновидности труда? Какие элементы составляют структуру труда? Что изучает охрана труда? Что такое вредный производственный фактор? Что такое опасный производственный фактор? Каковы основные принципы обеспечения безопасности деятельности? На какие классы делятся условия труда? Как изменяется работоспособность человека в течение суток и в течение недели? Каковы основные причины производственного травматизма? 51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в РФ»

Эта презентация предназначена для использования на уроке «Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Р.Ф.».Представленная в презентации информация в наг...

Проблемы и задачи при введении новых стандартов в образовательный процесс

В научной статье «Проблемы и задачи при введении новых стандартов в образовательный процесс» раскрываются основные задачи образования: необходимо не просто вооружить выпускника фиксированным набором з...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯТема занятия: «Введение в технологию косметических услуг. История косметологии. Предметы и задачи. Требования к выпускнику. Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов»

Методическая разработка теоретического занятия является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения  занятия для систематизации и закрепления изученног...

Введение в криминалистику. Криминалистическая идентификация и диагностика. Предмет, система и задачи науки криминалистики. Криминалистическая идентификация и диагностика

Введение в криминалистику. Криминалистическая идентификация и диагностика. Предмет, система и задачи науки криминалистики. Криминалистическая идентификация и диагностика...

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ Дисциплина ОП. 02. Анатомия и физиология человека Специальности: 060501 «Сестринское дело»

В учебном пособии собраны  задачи по всем разделам анатомии и физиологии человека и приведены  развёрнутые решения.Пособие предназначено для студентов всех специальностей медицинских к...

План-конспект учебного занятия по Основам философии. Введение. Предмет философии и ее место в системе научного знания. Философия и мировоззрение

Обучающийся должениметь представление:Об основах религиозного мировоззрения, о трех мировых религиях;Об общих предпосылках возникновения философииО специфике историко-философского процесса;О единстве ...