Введение в криминалистику. Криминалистическая идентификация и диагностика. Предмет, система и задачи науки криминалистики. Криминалистическая идентификация и диагностика
план-конспект занятия

Введение в криминалистику. Криминалистическая идентификация и диагностика. Предмет, система и задачи науки криминалистики. Криминалистическая идентификация и диагностика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriminalistika_predmet_obekty_i_sistema_kriminalistiki.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по _ОП.09 Криминалистика

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся гр_________ курс _____,

специальность _40.02.02 Правоохранительная деятельность_

форма проведения ___дистанционное занятие___________

Тема. Введение в криминалистику. Криминалистическая идентификация и диагностика._ Предмет, система и задачи науки криминалистики. Криминалистическая идентификация и диагностика

Цель занятия изучение нового материала, самостоятельное изучение положений уголовного законодательства.

Задачи занятия:

Обучающая: обеспечить усвоение обучающимися предмета криминалистики, ее связи с другими науками- уголовным правом , уголовным процессом, медициной . химией, математикой и др в целях выработки тактики проведения отдельных следственных действий в процессе раскрытия и расследования преступлений

Воспитательная: Формировать понятие сущности и социальной значимости своей будущей профессии, гражданской позиции, проявление к ней устойчивого интереса

Развивающая: Формировать навыки самостоятельной подготовки к занятию

Междисциплинарные связи: связи с уголовным правом , уголовным процессом, медициной. Делопроизводством, химией, физикой, математикой , геологией и др 

Внутридисциплинарные связи: с уголовным процессом о порядке и очередности выбора и применения комплекса следственных действий в ходе раскрытия и расследования преступлений, уголовным правом в свете правильной квалификации преступного деяния.

Информационно-справочное оснащение

Основная литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от13 июня 1996 г. № 63 – ФЗ (с послед.измен. на 10 января 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. — № 25. – Ст. 2954 ; Российская газета. – 2009. – 22 декабря.

2.          Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 18.12.2001 г. № 174 –ФЗ (с послед.измен. на 21.01.2014 г.)

              3.    Белкин Р.С. Курс криминалистики: Учеб.пособие для вузов. – М., 2011.

  1. Е.Н. Викторова – Справочная книга криминалиста. М.,2009

Учебная, методическая литература

  1. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики. М.:НОРМА, 2011.
  2. Воробьева И.Б. Следы на месте преступления – Саратов, 2006
  3. Горячев Э.К. Тактико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений. – М., 2011.
  4. Драпкин Л.Я., Карагодин В.Н. Криминалистика , 2011 , 768
  5.  Пантелеев И.Ф., Селиванов Н.А. Крминалистика. Учебник. М.; 2012.

                                                       Дополнительная литература

     1.Дулов А.В. Тактика следственных действий. – Минск: Вышейшая школа, 2011

                  2.  Еникеев М.И. Юридическая психология. – М., 2008

3.В.В.Малиновский, А.И.Чучаев Комментарии к УК РФ (постатейный), Москва, 2011

4 .Н.Г. Шурухнов. Криминалистика. Учебник. 2-е издание, Москва, 2008

    5.Н.П.Яблоков, Криминалистика  3-е издание, Москва, Лекс–Эст, 2012, 363

Интернет-ресурсы

  1.  Справочно-правовая система КонсультантПлюс  _____________________________
  2. _Справочно-правовая система ГАРАНТ             _______________________________

1.        ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1. История криминалистики и криминалистических учреждений

2.Предмет, объекты и система криминалистики

3. Задачи, принципы и законы развития криминалистики)

4. Методы криминалистики

5. Криминалистическая идентификация и диагностика

Вопрос 1. История криминалистики и криминалистических учреждений .

Особенное внимание ученых привлекала проблематика эк
спертного исследования рукописных документов – самых распростра
ненных в гражданском и уголовном судопроизводстве. В 1895 г. вышла в
свет книга Чезаре Ломброзо, уже получившего широкую известность
как автора теории "врожденного преступника", – "Графология". Основ
ная идея книги заключалась в утверждении, что процесс письма – есте
ственная функция человеческого организма; почерк – "зеркало лично
сти", отображающее ее низменные, "природные" свойства. В сущности,
это была та же теория "врожденного преступника", пересаженная на
экспертную почву.        '

Внесли свой вклад в исследование письма и почерка Бертильон и Локар. Сочетание предложенных ими методов предложил Оттоленги. Однако впоследствии все они, как не имеющие достаточных научных оснований, были отвергнуты криминалистикой и экспертной практикой.

Третье направление – разработка и систематизация средств и методов сбора доказательств, организации и планирования расследования – связано прежде всего с именем Ганса Гросса (1847–1915).

Вопрос 2. Предмет, объекты и система криминалистики 

Понятие предмета науки относится к числу динамично развивающихся, отражающих состояние науки на каждом этапе ее существования. Не является исключением и криминалистика. От определения ее предмета как "науки о реальностях уголовного права" (Г. Гросс, 1898) и как средства приспособления к нуждам судопроизводства достижений естественных и медицинских наук (И. Н. Якимов, 1924) наука пришла к современному определению своего предмета через специфическую группу объективных закономерностей действительности, методы и средства их познания и использования его результатов в уголовном судопроизводстве (Р. С. Белкин, 1987).

Криминалистика возникла и развивается как наука, способствующая своими положениями деятельности правоприменительных органов по установлению истины в судопроизводстве, отправлению правосудия и предупреждению преступлений. Разработка этих положений – результат изучения двух видов человеческой деятельности: преступной, деятельности по подготовке, совершению и сокрытию преступлений и ее антипода – деятельности по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений и судебному разбирательству уголовных дел. Соответственно криминалистика изучает те специфические закономерности, которые управляют этими видами деятельности, разрабатывая рекомендации практике борьбы с преступностью, под которой понимается вся работа органов дознания, следствия, суда, экспертных учреждений по установлению истины в судопроизводстве.

Итак, объекты криминалистики – преступность, с одной стороны, и предварительное расследование, судебное разбирательство, профилактика преступлений – с другой.

В современных условиях рекомендации криминалистики нередко используются при разрешении гражданско-правовых и арбитражных споров. Можно ли считать, что появились новые объекты, изучаемые криминалистикой?

На этот вопрос следует ответить отрицательно. Использование данных криминалистики в иных, кроме уголовного судопроизводства, сферах правоприменительной деятельности происходит не за счет разработки специфических для этих сфер криминалистических средств и методов, а путем отбора из уже разработанных тех, которые могут быть эффективно использованы: это главным образом те или иные средства и методы собирания и исследования материальных носителей информации, Получения и проверки вербальной (словесной) информации.

Система криминалистики – это составляющие ее части или разделы, выделенные на определенных основаниях и характеризующиеся наличием внутренних связей между элементами их содержания, а также внешних устойчивых связей между частями или разделами.

Современные представления о содержании криминалистической науки позволяют выделить в ее системе четыре раздела: 1 – общая теория криминалистики; 2 – криминалистическая техника; 3 – криминалистическая тактика; 4 – криминалистическая методика (или методика расследования и предотвращения отдельных видов преступлений).

Общая теория криминалистики – это система ее методологических принципов, теоретических концепций^ категорий, понятий и определений, методов и связей, представляющая научную интерпретацию предмета криминалистики как целого. Ее содержание отражает современный уровень познания предмета криминалистики.

Вопрос 3. Задачи, принципы и законы развития криминалистики.

Борьба с преступностью – общая, или главная, задача всех наук, изучающих преступность, среди которых важное место занимает криминалистика.

Необходимо отметить: из совершенно правильного общего положения о том, что наука стала одной из производительных сил общества, не следует, что криминалистика играет теперь иную роль в борьбе с преступностью, что изменилась ее служебная функция. Ни криминалистика, ни науки уголовного процесса и права не "участвуют" в борьбе с преступностью. Криминалистика не "партнер" следователя и судьи, а один из "инструментов" их деятельности по установлению истины.

Итак, общая задача криминалистики – содействие борьбе с преступностью своими специфическими силами и средствами. В этом – цель ее существования и развития.

Из общей задачи вытекают специальные, характерные именно для данной науки:

дальнейшее изучение объективных закономерностей действительности, составляющих основу предмета криминалистики;

развитие ее общей и частных теорий как базы криминалистических средств и методов судебного исследования и предотвращения преступлений;

разработка новых и совершенствование существующих технико-криминалистических средств, тактических приемов и методических рекомендаций по собиранию, исследованию и использованию доказательств;

разработка и совершенствование организационных, тактических и методических основ предварительного и судебного следствия, организационных и методических основ криминалистической экспертизы;

разработка и совершенствование криминалистических средств и методов предотвращения преступлений;

изучение и использование зарубежного опыта в данной сфере.

Общая и специальные задачи криминалистики реализуются через решение конкретных задач, т. е. поставленных на данном этапе и имеющих более или менее временный характер. Конкретную задачу может решать как криминалистика в целом, так и один из ее разделов (частей этого раздела). Объем конкретных задач может быть различным, причем сами они могут относиться и к теории науки, ее связям с другими областями знания, и к научной "продукции".

Вопрос 4. Методы криминалистики.

Криминалистика, как и другие науки, решает стоящие перед ней задачи, используя определенные методы научного исследования. Метод – в широком смысле – это способ познания действительности, изучения явлений природы или общественной жизни, способ достижения какой-либо цели, решения задачи. Учение о методах криминалистики является разделом общей теории этой науки.

Методология криминалистических исследований базируется на диалектическом подходе. Фундаментальную роль в криминалистике играют положения диалектики о способности материи к отражению, о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Например', в процессе расследования преступлений возможен анализ самых разных форм отражения: начиная от простейших, связанных с контактным взаимодействием двух объектов, и до психофизиологических, когда факты и обстоятельства запечатлеваются в сознании людей. Основу метода криминалистической идентификации составляет учение о единичном (объект тождествен только самому себе) и особенном (установление групповой принадлежности объекта). Этот перечень может быть продолжен.

Поскольку законы материалистической диалектики имеют всеобщее значение и присущи любой форме движения материи – развитию природы, общества, мышления, диалектический метод является всеобщим, равно применимым во всех разновидностях процесса познания. Методологическое значение диалектики для криминалистики не исчерпывается тем, что ее законы и категории служат основой, исходным положением научного исследования. Диалектический метод позволяет вскрывать философскую сущность проблем, специфических для криминалистики, выяснить, какую роль играет практика как в научном криминалистическом исследовании, так и в деятельности следователя или судьи, основывающейся на рекомендациях и выводах криминалистической науки и т. п.

Важнейшее значение диалектического метода состоит в том, что он является базовым: на нем основаны и из него вытекают все другие методы, применяемые для изучения и овладения предметом науки, изучения конкретных объектов познания – отдельных фактов и явлений объективной действительности. Диалектический метод, не подменяя собой специальных инструментов исследования, позволяет сконструировать систему методов частной науки, пронизывает их содержание и входит сам в эту систему в качестве основополагающего элемента.

Рассматривая роль приемов логического мышления в познании, отметим, что анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза и аналогия и другие категории формальной логики, выражая процесс движения мыс ли, не связаны с предметом исследования. Независимо от того, что анализируется, операция анализа с логической точки зрения одинакова. То же относится к абстрагированию, гипотезе и т. д. Таким образом, все эти категории – более высокого порядка, чем методы исследования, если под последними понимать мыслительную деятельность человека.

  1. Криминалистическая идентификация и диагностика

В процессе расследования преступлений нередко возникает необходимость установить по следам и иным отображениям связь человека, предмета, иного объекта с расследуемым событием. Так, по следам рук и ног устанавливают лицо, бывшее на месте происшествия; по следам транспортного средства – скрывшийся автомобиль; по следам на пуле и гильзе определяют, не выстрелены ли они из пистолета, изъятого у подозреваемого; исследуя рукописный текст, выясняют, не выполнен ли документ конкретным лицом.

Во всех приведенных и подобных им случаях главное заключается в том, чтобы по результатам отображения идентифицировать объект, оставивший это отображение. При этом оба понятия – объект и отображение – трактуются достаточно широко. Под объектом понимают человека, предметы его одежды и обувь, орудия преступления, транспортные средства, оружие, инструменты и т. п. В качестве отображений фигурируют различные следы, документы, фотоснимки, части объектов, мысленные образы, зафиксированные в-памяти.

Идентифицировать1 объект – значит установить (выявить) его тождественность с самим собой в разные периоды времени или в разных его состояниях, используя для этих целей оставленные им отображения.

Идентичность или тождество объекта означает в первую очередь его неповторимость, индивидуальность, отличие от подобных ему. В фундаментальном исследовании "Диалектика природы" Ф. Энгельс отмечал: "Само собой разумеется, что тождество с собою уже с самого .начала имеет своим необходимым дополнением отличие от всего другого"2. Нет двух вещей в природе, которые были бы одинаковы. Можно говорить о наличии сходных объектов, которые объединяются по этому признаку в классы, роды, виды и т. п., но нельзя допустить наличия двух тождественных, совпадающих целиком и полностью объектов.

Криминалистическая идентификация (отождествление) является одним из средств установления истины в уголовном судопроизводстве. Это обстоятельство определяет ее отличие от идентификации, используемой в других науках, в технике и т. д. Отличие заключается как в самой сущности отождествления, так и в форме, в которую оно облекается.

Идентифицировать в химии, ботанике, зоологии, минералогии и т. д. – это значит установить принадлежность объекта к определенному стандартизованному классу, роду, виду, подвиду, семейству, т. е., по существу, провести классификацию объекта.

Криминалистическая диагностика распознает состояние объектов, познает события, явления, процессы. Так, по следам ног можно не только идентифицировать человека, но и судить о направленности его движения, приблизительной скорости, о факте перетаскивания тяжести, о передвижении в темноте. По следам взлома судят не только об использованном орудии, но и о способе взлома, о навыках лица, его физической силе, затраченном времени и т. п.

Слово "диагностика" греческого происхождения и означает "распознавание", "различение", "определение". Каждый из этих терминов, не являющихся синонимами, способен охарактеризовать один из аспектов этого сложного процесса. Распознать – значит установить некое подобие уже известному. В криминалистике это установление сходства изучаемой ситуации с некоторой типовой моделью (типичной ситуацией). Различить – значит отделить, отдифференцировать эту ситуацию от других ей подобных. В медицине, например, есть понятие дифференциальной диагностики, кргда типовая форма устанавливаемого заболевания отграничивается от иных форм, обладающих сходными симптомами. И наконец, определить (заключительный этап диагностирования) – значит через сходство с типовой моделью, различение исследованного выявить индивидуально конкретное, присущее данной исследуемой ситуации.

С учетом этого общая задача криминалистической диагностики трактуется как установление (определение, раскрытие) объективной истины путем изучения и объяснения свойств и состояний объекта (явления). Следовательно, диагностика может быть определена как процесс познания, в основе которого лежат общие события (явления, факты), по их результатам. Являясь одним из методов в сложной системе судебного доказывания, диагностика полностью согласуется с его общими принципами установления истины. С познавательной стороны судебное доказывание расценивается как мысленная реконструкция прошлых событий, в ходе которой преобладают выводы так называемого обратного направлет ния: от явления – к его сущности, от следствия – к его причине, от отображения – к анализу свойств и состояния отображенного объекта. Методологической основой процесса такого познания является теория отражения.

Криминальная ситуация как объект доказывания обладает в информационном плане следующими чертами:

а) ретроспективностью, ибо познаваемое событие уже произошло;

б) уникальностью, т. е. неповторимостью, определяемой сочетанием условий и обстоятельств данной ситуации;

в) отображаемостью в материальных и идеальных формах, т. е. вещной (вещественной) обстановке события и ,в сознании людей (участников, свидетелей, потерпевших).

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 (ответить на вопросы (тестовые задания)

Таблица 2. Ответы на контрольные задания по учебному занятию

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание (или тестовое задание) по изученному вопросу

  1. Система криминалистики это-

  1. Основные  принципы криминалистики

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

Задание № 1. Составить развернутые схемы:

__________________________________________________________________

Предмет криминалистики

__________________________________________________________________

Система криминалистики

      Задачи криминалистики

Методы криминалистики

Связь криминалистики с другими науками

______________________________________________________________

Виды идентификации

__________________________________________________________________

Объекты идентификации

__________________________________________________________________

Этапы идентификации

Преподаватель                                                                 Т.Н.Гаврикова__

                                        подпись                                                ио фамилия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест контроля знаний по теме "Предмет, метод и задачи статистики"

Тестовые материалы по теме "Предмет, метод и задачи статистики" предназначены для контроля знаний студентов и оценки результатов освоения дисциплины "Статистика"...

"Педагогическая диагностика в системе работы мастера производственного обучения"

Мастер производственного обучения-основной организатор производственного обучения. Наша главная задача-обеспечить подготовку молодых профессиональных специалистов, обладающих глубокими знаниями и умен...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯТема занятия: «Введение в технологию косметических услуг. История косметологии. Предметы и задачи. Требования к выпускнику. Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов»

Методическая разработка теоретического занятия является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения  занятия для систематизации и закрепления изученног...

Введение курса краеведения как самостоятельной учебной дисциплины в системе среднего профессионального образования с целью воспитания патриота и гражданина российского общества

В работе рассказыввается о необходимости введения курса краеведения как самостоятельной учебной дисциплины в системе среднего профессионального образования....

ИСПЫТАНИЕ И ДИАГНОСТИКА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ

Рабочая тетрадь ИСПЫТАНИЕ И ДИАГНОСТИКА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ...

Статья. Диагностика тормозной системы с гидравлическим приводом

Проверка эффективности тормозной системы должна проводиться на ровном, сухом и чистом участке дороги без выбоин. Проверка не будет по-настоящему эффективной, если дорога мокрая, покрыта маслом или гря...