Рабочая программа 110800.02(35.01.13) «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
рабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

     Безопасность  жизнедеятельности

Специальность

 

110800.02(35.01.13) «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_bzh_traktorist-_mashchinist_sh.docx78.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

        «Сахалинский техникум механизации сельского хозяйства»        

УТВЕРЖДАЮ:

Директор В.Ю. Иконников

________________

 «_____»____________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                  Безопасность  жизнедеятельности

Специальность

110800.02(35.01.13) «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

Составлена

преподавателем  - Землянская А. А.

г. Южно-Сахалинск

2022г.

        Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины  одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» (протокол № 3 от 1.07. 2015г, регистрационный номер № 381)

Разработчики:  преподаватель Землянская  А.А.

        

Рассмотрена и рекомендована на заседании ПЦК  – наименование ПЦК- ПЦК «Естественно- математического и гуманитарного цикла»

Протокол №_____________  от __________________________2020  г.

Председатель ПЦК _________________Топоровская Г.В.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

7

  1. Условия реализации программы учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

16

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                    Безопасности жизнедеятельности _____________

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Безопасности жизнедеятельности» изучается в  общеобразовательном  цикле ППССЗ (или ППКРС)

110800.02 (35.01.13) Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;

    1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
  • применять первичные средства пожаротушения;
  • оказывать первую помощь пострадавшим.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
  • основы военной службы и обороны государства;
  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
  • способы защиты населения от оружия массового поражения;
  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

   ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

   ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

   ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

   ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

  ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства.

ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.

ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.

ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.

ПК 2.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта.

ПК 2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.

ПК 2.3. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов.

ПК 2.4. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их.

ПК 2.5. Проверять на точность и испытывать под нагрузкой отремонтированные

сельскохозяйственные машины и оборудование.

ПК 2.6. Выполнять работы по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования.

ПК 3.1. Управлять автомобилями категории "С".

ПК 3.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.

ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 3.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 3.5. Работать с документацией установленной формы.

ПК 3.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

1.3.  Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся  46  часов, в том числе:

обязательной аудиторной  учебной нагрузки   обучающегося  32 часа;

самостоятельной работы обучающихся 14 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем       часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

46

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     практические работы

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

14

Итоговая аттестация в форме  диф. зачета                                                              

               

3.1 Тематический план и содержание учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Требования к студенту

Тип урока

Время

Материалы, ТСО

Д/З

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

«Человек и среда обитания»                                                                                                                                                                       8

Тема 1.1.

Введение

Содержание учебного материала

Введение. Цели и задачи дисциплины. Актуальность изучения дисциплины ОБЖ.

Знать: цели, задачи дисциплины БЖ. Актуальность изучения дисциплины «Безопасности жизнедеятельности», цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность».

изучение нового материала

45 мин

конспект

1

1

Тема 1.2.

Источники опасностей и негативные факторы бытовой среды обитания

Содержание учебного материала

1

Понятие факторов бытовой среды. Негативные факторы бытовой среды обитания.

Знать: опасные негативные факторы бытовой среды обитания и их влияние на здоровье человека.

Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ.

изучение нового материала

45 мин

Презентация по теме: Источники опасностей и негативные факторы бытовой среды обитания.

конспект

1

Тема 1.3.

Источники опасностей и негативные факторы производственной среды

Содержание учебного материала

1

Понятие факторов производственной среды. Негативные факторы производственной среды.

Знать: опасные негативные факторы производственной среды и способы защиты от них.

Уметь: использовать приобретенные знания в производственной среде.

комбинированный

45 мин

Презентация по теме: Источники опасностей и негативные факторы производственной среды.

конспект

1

Тема 1.4.

Вредные вещества и защита от них

Содержание учебного материала

Знать: понятие «вредное вещество», что относится к вредным веществам,  их влияние на здоровье человека и  способы защиты от них.

Уметь: : использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

комбинированный

45 мин

Презентация по теме: Вредные вещества и защита от них.

конспект

1

1

Понятие вредного вещества. Классификация вредных веществ их влияние на организм человека.

Тема 1.5.

Средства индивидуальной защиты

Содержание учебного материала

Знать: предназначение средств индивидуальной защиты, их виды.

Уметь: использовать СИЗ в производственной среде и  при различных чрезвычайных ситуациях.

комбинированный

45 мин

презентация по теме: Средства индивидуальной защиты.

Э.А. Арустамов 2014

п 5.4

1

1

Предназначение средств индивидуальной защиты Органов дыхания и кожи. Виды СИЗ. Аптечка АИ -2

Практическая работа по теме: «Средства индивидуальной защиты»

90 мин

1

2

Контрольная работа   по разделу: «Человек и среда обитания»        

45 мин

1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа. Реферат «Воздействие вредных веществ производственной среды на организм человека»

6

реферат

6

2

Внеаудиторная самостоятельная работа Реферат «Профессиональные заболевания от воздействия шума, вибрации»

6

реферат

6

2

Раздел 2.  

«Обеспечение безопасности от воздействия электрического тока»

      2

Тема 2.1.

Электрический ток. Воздействие на человека электрического тока.

Содержание учебного материала

1

1

Электрический ток. Причины поражения током. Способы защиты от поражения электрическим током и первая помощь пострадавшему при поражении током.

Знать: понятие электрического тока, воздействие на человека электрического тока и способы защиты от электрического тока.

Уметь: оказать первую доврачебную помощь пострадавшему при поражении током.

комбинированный

45 мин

Презентация по теме: Воздействие на человека электрического тока.

Э.А. Арустамов 2014

п 8.9

Тема 2.2.

Защита человека от поражения электрическим током

Содержание учебного материала

1

1

Способы защиты от поражения электрического тока.

Действие на организм электрического тока.

Знать: Способы защиты от поражения электрического тока, действие на организм электрического тока.

Уметь: оказать первую доврачебную помощь пострадавшему при поражении током.

комбинированный

45 мин

Э.А. Арустамов 2014

п 8.9

Раздел 3.

«Пожарная безопасность»

      5

Тема 3.1.

Пожар и его причины

Содержание учебного материала

1

1

Пожар. Причины пожара. Классификация пожаров.  Правила поведения при пожаре.

Знать: Причины пожара. Классификация пожаров.  Правила поведения при пожаре.

Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

комбинированный

45 мин

Презентация по теме: Пожар и его причины.

конспект

Тема 3.2.

Огнетушитель - средство для тушения очага возгорания

Содержание учебного материала

1

1

Предназначение огнетушителя. Виды огнетушителей. Принцип действия огнетушителя.

Знать: предназначение огнетушителя. Виды огнетушителей. Принцип действия огнетушителя.

Уметь: использовать средства пожаротушения в ЧС.

комбинированный

45 мин

Презентация по теме: Огнетушитель-средство для тушения очага возгорания.

конспект

Самостоятельная работа по разделу: «Пожарная безопасность»

45 мин

1

2

Практическая работа по теме:  «Огнетушитель - средство для тушения очага возгорания»

90 мин

1

2

Раздел 4.

«Защита населения и территории от негативных факторов чрезвычайных ситуаций»

10

Тема 4.1.

Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Содержание учебного материала

1

1

ЧС природного характера.

 ЧС техногенного характера.

Знать: ЧС природного характера.

 ЧС техногенного характера.

Уметь: использовать приобретенные знания при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

изучение нового материала

45 мин

Презентация по теме: Характеристика ЧС природного характера.

Э.А. Арустамов 2014

п 4.1

Практическая работа по теме: Характеристика ЧС природного и техногенного характера

4

  4

2

Тема 4.2.

Особенности чрезвычайных ситуаций военного характера и террористических актов

Содержание учебного материала

           

1

     

  1

ЧС военного характера. Правила поведения при ЧС военного характера и террористических актов.

Знать: понятие терроризм. Меры и правила  безопасности при возникновении террористического акта.

Уметь: использовать приобретенные знания при возникновении ЧС.

45 мин

Презентация по теме: Правила безопасного поведения  при угрозе террористического акта.

Э.А. Арустамов 2014

п 4.4

Практическая работа по теме:  Особенности чрезвычайных ситуаций военного характера и террористических актов

4

1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа. Выполнение таблицы по теме: Классификация ЧС с указанием причин их возникновения, краткой характеристикой каждого класса ЧС, последствия для населения

2

Заполнить таблицу

1

2

Раздел 5.

 «Оказание помощи пострадавшим от несчастных случаев»

    7

Тема 5.1.

Оказание первой помощи пострадавшему при ранениях. Виды ран, обработка ран.

Содержание учебного материала

1

1

Виды ран. Способы обработки ран. Виды кровотечений и способы остановки кровотечений.

Знать: Виды ран. Способы обработки ран. Виды кровотечений и способы остановки кровотечений.

Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни при оказании первой помощи пострадавшему.

комбинированный

45 мин

Презентация по теме: Оказание первой медицинской помощи при ранениях.

Э.А. Арустамов 2014

п 8.1

Тема 5.2.

Оказание помощи пострадавшему при травмах. Виды травм, иммобилизация травмированных участков тела,  наложение шин на нижние конечности, наложение шин на руки

Содержание учебного материала

1

1

Виды травм. Способы иммобилизации пострадавшей части тела.

Знать: Виды травм. Способы иммобилизации пострадавшей части тела.

Уметь: оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему при травмах.

45 мин

Презентация по теме: Первая помощь пострадавшему при травмах.

Э.А. Арустамов 2014

п 8.1

Практическая работа по теме: Оказание первой помощи пострадавшим при травмах и ранениях.

4

1

2

Диф. зачет

      1

Всего:

     46

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3.-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. Условия реализации учебной дисциплины

3.1 Материально- техническое обеспечение

Кабинет Безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

Оборудование кабинета:

Мультимедийные средства,  средства индивидуальной защиты: противогазы, респираторы, индивидуальные аптечки, костюм химической защиты. Огнетушители. Таблицы: уровень шума, знаки безопасности; классификация негативных факторов; инженерные сооружения гражданской обороны; виды техногенных ЧС; использование средств индивидуальной защиты; эвакуация; кислородный изолирующий противогаз;  противогазы шланговые; противогазы изолирующие; классификация средств индивидуальной защиты органов дыхания по принципу действия; противогаз гражданский фильтрующий ГП-7; противогазы детские фильтрующие; стихийные бедствия; укрытия в защитных сооружениях; действия при наводнениях; действия при лесных пожарах; действия при ураганах, бурях, смерчах; действия при снежных заносах; действия при землетрясениях; действия при оползнях и селях; действия при террористических актах.

Технические средства обучения:

Компьютер, ноутбук, цифровой микроскоп, мультимедийный проектор,  , CD и DVD диски.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1.Безопасность жизнедеятельности :  учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное  образования / Э.А. Арустамов, Н.В. Касолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов:  Издательский центр "Академия", 2014.

Дополнительные источники:        

  1.   Вишняков, Я.Д. Безопасность жизнедеятельности 4-е изд., пер. и доп. учебник для спо / Я.Д. Вишняков. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 543 c.
  2. Занько, Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: 15-е изд., стер / Н.Г. Занько, К.Р. Малаян и др… — СПб.: Лань, 2016. — 696 c.
  3.  Маринченко, А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 6-е изд., доп. и перераб / А.В. Маринченко. — М.: Дашков и К, 2015. — 360 c.
  4. Никифоров, Л.Л. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Л.Л. Никифоров, В.В. Персиянов. — М.: Дашков и К, 2012. — 496 c.
  5. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности/ Т.А. Хван, П.А.Хван. — Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 418 с
  6. Экология и безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. / Под ред. Л.А. Муравья. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 447 с.

7. Юртушкин  В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий.-М.,2008.

 8.  Ю.Г. Сапронов  Безопасность жизнедеятельности :  учебник для учреждений начальное. и среднее   профессиональное  образования /: Издательский центр "Академия", 2012.

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов. 

3.2.  и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения

Определение источников негативных факторов, воздействующих на человека в быту и в процессе трудовой деятельности

Умения и навыки демонстрируются

при выполнении практических работ,

при использовании СИЗ (респиратор, противогаз),

при обращении с первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, пожарный гидрант),

при отработке приемов сердечно-легочной реанимации, наложении бинтовых повязок, наложении шин.

Использование нормативных документов по безопасности (ПДК, ПДС, ПДУ) для создания нормальных условий жизнедеятельности

Пользование средствами индивидуальной и коллективной защиты

Применение первичных средств пожаротушения

Предупреждение возможности проведения  террористических актов

Использование средств защиты от поражающих факторов военного времени

Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях

Знания

Основные понятия и определения в области безопасности жизнедеятельности

Оценка результатов обучения производится при выполнении контрольных работ по темам, тестировании, самостоятельных работ учащихся, индивидуальных проектных заданий, устного опроса

        

Факторы окружающей среды обитания, влияющие на работоспособность и здоровье человека

Источники и негативные факторы бытовой и производственной среды обитания, влияющие на работоспособность и здоровье человека

Критерии комфортности и системы обеспечения комфортности

Требования к системам освещения

Классификацию вредных веществ окружающей среды и их воздействие на организм человека

Способы защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания

Воздействие на человека электрического тока и защита от его поражения

Причины пожаров и их классификация

Поражающие факторы пожаров, особенности процесса горения твердых и жидких веществ

Организационные и технические мероприятия по предотвращению пожаров

Термины, определения и признаки чрезвычайных ситуаций

Организационная структура, задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Роль и место ГО в российской системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Особенности и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характеров

Особенности и поражающие факторы военных действий, террористических актов

Факторы, определяющие устойчивость производства, способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики при чрезвычайных ситуациях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для профессии "Тракторист- машинист с/х производства"

Рабочая программа по математике для НПО по профессии "Тракторист- машинист с/х производства" и "Продавец, контролер- кассир"...

Пакет Контрольных заданий для проверки уровня знаний обучающихся 2 курса по дисциплине « Литература» при проведении самообследования для профессии НПО 110800.02 «Тракторист – машинист с/х производства»

ПакетКонтрольных заданий для проверки уровня знаний обучающихся2 курса по дисциплине « Литература»    при проведении самообследования  для профессии НПО 110800.02 «Тракторист – маш...

Пакет контрольных заданий для проверки уровня знаний обучающихся 2 курса по дисциплине « Русский язык» при проведении самообследования для профессии НПО 110800.02 «Тракторист – машинист с/х производства»

Пакетконтрольных заданий для проверки уровня знаний обучающихся2 курса по дисциплине « Русский язык»    при проведении самообследования  для профессии НПО 110800.02 «Тракторист – м...

Рабочая программа , ПТП, КОС по профессии "Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства"

Рабочая программа , ПТП,  КОС  по профессии "Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства"...

Рабочая программа 110800.02 (35.01.13) "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства" 110800.03 (35.01.15) "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновы безопасности жизнедеятельности   Профессии110800.02 (35.01.13) "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства"110800.03 (35...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ практических занятий 10800.02 (35.01.13) "Тракторист - машинист с/х производства»110800.03 (35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве"

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению практических занятий по дисциплине                    «Основы безопасности жизнедеятельности&ra...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ самостоятельных внеаудиторных работ по ОБЖ 110800.02 (35.01.13) «Тракторист-машинист с/х производства» 110800.03 (35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению самостоятельных внеаудиторных работпо дисциплине       «Основы безопасности жизнедеятельности»...