Действия обучающихся и работников колледжа при угрозе совершения теракта
методическая разработка на тему

Кротова Елена Юрьевна

Предлагаемая методическая разработка предназначена для обучения персонала колледжа по действию в условиях ЧС.

        Вид разработки представлен развернутым планом занятия по Гражданской обороне, проводимого преподавателем – организатором ОБЖ ГАПОУ АО «Няндомский железнодорожный колледж» Кротовой Е.Ю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предлагаемая методическая разработка предназначена для обучения персонала колледжа по действию в условиях ЧС.

        Вид разработки представлен развернутым планом занятия по Гражданской обороне, проводимого преподавателем – организатором ОБЖ ГАПОУ АО «Няндомский железнодорожный колледж» Кротовой Е.Ю.

Тема: Действия обучающихся и работников колледжа при угрозе совершения теракта. Угроза взрыва. Как уберечься от угрозы взрыва. Действия персонала при эвакуации в случае обнаружения подозрительного предмета.

 Термин «терроризм» вошел в употребление еще в конце 18 в. для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции.

В современной литературе под терроризмом понимают:

а) политику насилия и устрашения, применяемого диктаторскими или тоталитарными режимами по отношению к гражданам своей страны;

б) метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия.

Для нагнетания страха террористы могут применять поджоги или взрывы жилых помещений, магазинов, вокзалов, транспортных средств, и т. д. В современных условиях террористы практикуют захват заложников, угоны самолетов.

Во второй половине 20 в. стал широко практиковаться внешне немотивационный террор, рассчитанный на создание обстановки всеобщей паники и растерянности. Если террористы 19-20 вв. почти всегда публично объявляли, какая организация ответственна за теракт, то к началу 21 в. и в 21 веке  это стало лишь единичным явлением. Сменились и адресаты терактов — им стали рядовые граждане — случайные прохожие, пассажиры авиалайнеров и, что самое страшное – наиболее беззащитная часть населения – дети. В последнее время террор приобрел самые агрессивные отчаянные формы. Многие террористы (их стали называть шахидами), становясь «живыми» бомбами, гибнут во время терактов.

С 1970-х гг. широко используется термин «международный терроризм», определение которому дает проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества ООН. В 1977 государствами-членами Европейского Совета, принята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом. В Уголовном кодексе РФ существуют четыре специальные нормы о терроризме: террористический акт (ст. 66), террористический акт против представителя иностранного государства (ст. 67), терроризм (ст. 213/3), заведомо ложное сообщение о терроризме (ст. 213/4).

С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. И поэтому каждый человек - взрослый и ребенок – должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него.

         Не случайно в Концепции национальной безопасности Российской Федерации в перечне факторов, создающих широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны названо увеличение масштабов терроризма. Деятельность экстремистских организаций и группировок в настоящее время продолжает оставаться серьезным фактором дестабилизации социально-политической ситуации в России и представляет собой серьезную угрозу конституционной безопасности и территориальной целостности страны.

Среди наиболее известных терактов последнего десятилетия:

  • захват заложников в больнице 14 июля 1995 года в городе Буденновске, Ставропольский край.
  • В сентябре 1999 года произошел ряд терактов в Москве и Волгодонске. 8 сентября на улице Гурьянова террористы взорвали жилой дом. 13 сентября произошел взрыв на Каширском шоссе,
  • 16 сентября 1999 года был взорван дом в Волгодонске.
  • 23 октября 2002 года был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке во время представления мюзикла "Норд-Ост". Это продолжалось трое суток.
  • 5 июля 2003 года у входа на аэродром Тушино, где проходил рок-фестиваль "Крылья", прогремело два взрыва.
  • 6 февраля 2004 года произошел теракт в московском метро. Взрывное устройство было приведено в действие во втором вагоне поезда на перегоне между станциями Павелецкая и Автозаводская.
  • 1 сентября 2004 около 30 террористов захватили школу в северо-осетинском городе Беслан. В течение нескольких минут в их руках оказалось более тысячи заложников - учеников, учителей, родителей. Тремя днями позже наступила кровавая развязка.

Терроризм в России поднялся на новый уровень. И России необходима консолидация общества для борьбы с этим мировым злом.

Сегодняшнее наше занятие направлено на то, чтоб понять, как необходимо действовать и выживать при таком страшном явлении современного мира, как терроризм.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений, которые включают в себя пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность и безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, невозможно выделить приоритетное направление в создании общей безопасности. Все они являются взаимозависимыми и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи, включающее создание технических условий, формирование идеалов здорового образа жизни и создание комфортного психологического климата в образовательном учреждении.

Под безопасностью образовательного учреждения понимаются условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных, случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций..

Рассмотрим некоторые правовые основы в области безопасности

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют:

 Конституция Российской Федерации,

 Закон Российской Федерации «О безопасности»,

 законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности

 иные нормативные правовые акты в данной сфере.

Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» устанавливает правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

К числу иных наиболее важных законов, формирующих законодательную базу для обеспечения безопасности образовательных учреждений, относятся:

 Гражданский кодекс Российской Федерации (от 30.11.1994 № 51-ФЗ; от 26.01.1996 № 14-ФЗ; от 26.11.2001 № 146-ФЗ), в котором сформулированы общие принципы возмещения вреда пострадавшему причинителем вреда;

 Трудовой кодекс Российской Федерации (от 30.12.2001 № 197-ФЗ), в котором сформулированы требования к обеспечению безопасности работников во время исполнения ими своих трудовых обязанностей;

 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) от 30.12.2001. № 195-ФЗ, в котором сформулированы требования к должностным лицам по соблюдению законодательства об обеспечении безопасности;

 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ, в котором сформулированы положения об уголовной ответственности за нарушение требований безопасности;

 Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействию терроризму» Настоящий ФЗ устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые т организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма, а также правовые и организационные основы применения ВСРФ в борьбе с терроризмом.

 Федеральный закон от 13.01.1996 № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса;

 Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором установлены требования к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, работодателям в области пожарной безопасности;

 Федеральный Закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который устанавливает принципы технического регулирования на основе требований технических регламентов по обеспечению безопасности с учетом степени риска, принципы и формы подтверждения соответствия этим требованиям.

        Террористы — это особо опасные преступники. Они разрабатывают и применяют различные средства террористической деятельности, в том числе предполагающие использование отравляющих химических веществ и биологических средств (агентов). Поэтому только постоянное проявление наблюдательности, высокой бдительности и дисциплинированности, строгое соблюдение требований данной инструкции каждым сотрудником и обучающимся могут предупредить и предотвратить террористические акты и другие преступления в образовательном учреждении   и на ее территории, обеспечить безопасность обучающихся  и персонала во время их нахождения на рабочем месте. Не смотря на то, что наше образовательное учреждение имеет определенную степень защищенности от внешних угроз, например  охрана, камеры слежения. пропускной режим для обучающихся, родителей, родственников и других лиц, нельзя исключать возможность проявления терроризма на его территории.

         Сегодня наше занятие будет включать несколько вопросов, касающихся  безопасности от терактов:

  1. Действия учащихся и персонала при угрозе совершения терактов;
  2. Угроза взрыва. Как уберечься от угрозы взрыва.
  3. Действия персонала при эвакуации из здания в случае обнаружения подозрительного предмета.

Действия обучающихся и работников колледжа при угрозе совершения терактов

  • Каждый человек должен точно представлять свое поведение и действия в экстремальных ситуациях, психологически быть готовым к самозащите.
  • Следует обращать внимание на подозрительных людей, предметы, особенно на объектах транспорта, в культурно - развлекательных, спортивных и торговых центрах, и особенно в образовательном учреждении.
  • Всегда узнавайте, где находятся резервные выходы из помещения.
  • Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра.
  • Не подбирайте бесхозных вещей, как бы привлекательно они не выглядели. В них могут быть закамуфлированы взрывные устройства.
  • Не пинайте предметы, лежащие на земле.
  • Старайтесь не поддаваться панике, что бы  ни  произошло.

Особое внимание следует обратить на человека, который:

  • чересчур волнуется и нервничает или же неадекватно реагирует на обращение к нему с простыми вопросами;
  • проявляет признаки связей и скрытых контактов с другими людьми, обращаясь к ним с различными намеками и подозрительными движениями;
  • внешний вид террориста - смертника очень непривычен, не соответствует его облику, сезону; его одежда настолько просторна, что в ней может быть замаскировано оружие и боеприпасы;
  • следите за мимикой лица: смертник, готовящийся к теракту, обычно выглядит чрезвычайно сосредоточенно, губы потно сжаты, либо медленно двигаются, как будто произнося молитву.

Угроза взрыва. Как уберечься от угрозы взрыва.

        Для нагнетания страха террористы могут организовать взрыв, установив взрывные устройства в самых неожиданных местах (подвалах, арендуемых помещениях, снимаемых квартирах, припаркованных автомобилях, туннелях, метро, в городском транспорте и т.п.) и использованы как промышленные, так и самодельные взрывные устройства. Опасен не только сам взрыв, но и его последствия, выражающиеся, как правило, в обрушении конструкций и зданий.

      Об опасности взрыва можно судить по следующим признакам:

  • наличие неизвестного свертка или какой-либо детали в машине, на лестнице, в квартире и т.д.;
  • натянутая проволока, шнур;
  • провода или изолирующая лента, свисающие из-под машины;
  • чужая сумка, портфель, коробка, какой-либо предмет, обнаруженный в машине, у дверей квартиры, в учебном заведении и т.д.

Как уберечься от угрозы взрыва

  • Не принимать от неизвестных лиц подарки, посылки, букеты цветов и другие предметы, позволяющие укрыть взрывное устройство.
  • Обращать внимание на "забытые" предметы: чемоданы, свертки, книги.
  • Такие "забытые" вещи не перемещать и не осматривать самостоятельно, обязательно вызвать специалистов.
  • Взрывные устройства типа "бомба в письме" обычно имеют толщину 5-10 мм, письма такого рода довольно тяжелые. При получении подозрительного письма следует вызвать специалистов.
  • При обнаружении взрывного устройства отойти от опасного места на безопасное расстояние.

        Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством

Граната                                                            200 метров
Тротиловая шашка                                         100 метров
Пивная банка (0,33 л.)                                    100 метров
Мина МОН–50                                                100 метров
Чемодан (кейс)                                                250 метров
Дорожный чемодан                                        350 метров
Легковой автомобиль                                     600 метров
Микроавтобус                                                 900 метров
Грузовая автомашина (фургон)                    1500 метров

  • Не совершать телефонных звонков вблизи находки, не курить, не пытаться самостоятельно обезвредить, сообщить о находке правоохранительным органам.
  • Зафиксировать время обнаружения находки.
  • Обязательно дождаться прибытия оперативно-следственной группы, так как вы являетесь самым важным очевидцем.
  •  До прибытия оперативно-следственной группы находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета  и быть готовым дать показания, касающиеся случившегося.
  • В случае необходимости, а также по указанию правоохранительных органов и спецслужб руководителю образовательного учреждения или лицу, его заменяющему, следует подать команду для осуществления эвакуации личного состава согласно плану эвакуации.

       При угрозе взрыва (схема 1) в помещении опасайтесь падения штукатурки, арматуры, шкафов, полок. держитесь подальше от окон, зеркал, светильников. Находясь на улице, обегите на ее середину, площадь, пустырь, т.е. подальше от зданий и сооружений, столбов и линий электропередачи. Если вас заблаговременно оповестили об угрозе, прежде чем покинуть жилище или рабочее место, отключите электричество, газ. Возьмите необходимые вещи и документы, запас продуктов и медикаментов.

схема 1

          Взрыв – это происходящее внезапно (стремительно, мгновенно) событие, при котором возникает  кратковременный процесс превращения вещества с выделением большого количества энергии в ограниченном объеме.

Зоны действия взрыва

         Масштабы последствий взрывов зависят от их мощности и среды, в которой они происходят. Радиусы зон поражения могут доходить до нескольких километров. Различают три зоны действия взрыва (рис. 1).

Рис. 1. Зоны действия взрыва;

I-зона действия детонационной волны;

II-зона действия продуктов взрыва;

III - зона действия воздушной ударной

волны (подзоны: IIIа - сильных разрушении; IIIб - средних разрушении; IIIв – слабых разрушений)

Зона I— действие детонационной волны. Для нее характерно интенсивное дробящее действие, в результате которого конструкции разрушаются на отдельные фрагменты, разлетающиеся с большими скоростями от центра взрыва.

Зона II — действие продуктов взрыва. В ней происходит полное

разрушение зданий и сооружений под действием расширяющихся продуктов взрыва. На внешней границе этой зоны образующаяся ударная волна отрывается от продуктов взрыва и движется самостоятельно от центра взрыва. Исчерпав свою энергию, продукты взрыва, расширившись до плотности, соответствующей атмосферному давлению, не производят больше разрушительного действия.

Зона III—действие воздушной ударной волны. Эта зона включает три подзоны: Iа -. сильных разрушений, IIб — средних разрушений, IIIв — слабых разрушений. На внешней границе зоны III ударная волна вырождается в звуковую, слышимую на значительных расстояниях.

Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование.

         Наибольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной волной подвергаются здания и сооружения больших размеров с легкими несущими конструкциями, значительно возвышающиеся над поверхностью земли. Подземные и заглубленные в грунт сооружения с жесткими конструкциями обладают значительной сопротивляемостью разрушению.

         Степень разрушения зданий и сооружений можно представить в следующем виде:

• п о л н о е — обрушены перекрытия и разрушены все основные несущие конструкции; восстановление невозможно;

• с и л ь н о е — имеются значительные деформации несущих конструкций; разрушена большая часть перекрытий и стен;

• с р е д н е е — разрушены главным образом не несущие, а второстепенные конструкции (легкие стены, перегородки, крыши, окна, двери); возможны трещины в наружных стенах; перекрытия в подвале не разрушены; в коммунальных и энергетических сетях значительные разрушения и деформации элементов, требующие устранения;

• с л а б о е — разрушена часть внутренних перегородок, заполнения дверных и оконных проемов; оборудование имеет значительные деформации; в коммунальных и энергетических сетях разрушения и поломки конструктивных элементов незначительны.

Действие взрыва на человека.

         Продукты взрыва и образовавшаяся в результате их действия воздушная ударная волна способны наносить человеку различные травмы, в том числе смертельные. Так, в зонах и П наблюдается полное поражение людей, связанное с разрывом тела на части, его обугливанием под действием расширяющихся продуктов взрыва, имеющих весьма высокую температуру. В зоне III поражение вызывается как непосредственным, так и косвенным воздействием ударной волны.

        При непосредственном воздействии ударной волны основной причиной травм у людей является мгновенное повышение давления воздуха, что воспринимается человеком как резкий удар. При этом возможны повреждения внутренних органов, разрыв кровеносных сосудов, барабанных перепонок, сотрясение мозга, различные переломы и тм. Кроме того, скоростной напор воздуха может отбросить человека на значительное расстояние и причинить ему при ударе о землю (или препятствие) повреждения. Метательное действие такого напора заметно сказывается в зоне с избыточным давлением более 50 кПа (0,5 кгс/см2), где скорость перемещения воздуха более 100 м/с, что значительно выше, чем при ураганном ветре.

         Характер и тяжесть поражения людей зависят от величины параметров ударной волны, положения человека в момент взрыва, степени его защищенности. При прочих равных условиях наиболее тяжелые поражения получают люди, находящиеся в момент прихода ударной волны вне укрытий в положении стоя. В этом случае площадь воздействия скоростного напора воздуха будет примерно в 6 раз больше, чем в положении человека лежа.

         Поражения, возникающие под действием ударной волны, подразделяются на легкие, средние, тяжелые и крайне тяжелые (смертельные); их характеристики приведены ниже:

 • л е г ко е — легкая контузия, временная потеря слуха, ушибы и вывихи конечностей;

• среднее —травмы мозга с потерей сознания, повреждение органов слуха, кровотечение из носа и ушей, сильные переломы и вывихи конечностей;

•тяжелое —сильная контузия всего организма, повреждение внутренних органов и мозга, тяжелые переломы конечностей; возможны смертельные исходы;

•крайне тяжелое —травмы, обычно приводящие к смертельному исходу.

         Поражение людей, находящихся в момент взрыва в зданиях и сооружениях, зависит от степени их разрушения. Так, при полных разрушениях зданий следует ожидать полной гибели находящихся в них людей; при сильных и средних может выжить примерно половина людей, а остальные получат травмы различной степени тяжести. Многие могут оказаться под обломками конструкций, а также в помещениях с заваленными или разрушенными путями эвакуации.

         Косвенное воздействие ударной волны заключается в поражении людей летящими обломками зданий и сооружений, камнями, битым стеклом и другими предметами, увлекаемыми ею. При слабых разрушениях зданий гибель людей маловероятна, однако часть из них может получить различные травмы.

Если взрыв произошел

  • Упасть на пол, закрыв голову руками и поджав под себя ноги;
  • Как можно скорее покинуть это здание и помещение;
  • Ни в коем случае не пользоваться лифтом;
  • При пожаре пригнуться как можно ниже, при необходимости ползти, обмотав лицо влажными тряпками или одеждой, чтобы дышать через них;
  • При завале не старайтесь самостоятельно выбраться, укрепите "потолок" находящимися рядом обломками мебели и здания, закройте нос и рот носовым платком и одеждой; стучите с целью привлечения внимания спасателей, кричите только тогда, когда услышите голоса спасателей,  иначе рискуете задохнуться от пыли.

        Если вас завалило (схема 2) упавшей перегородкой, мебелью, постарайтесь сами помочь себе и тем, кто придет на помощь;

  • подавайте сигналы (стучите по металлическим предметам, перекрытиям), чтобы вас услышали и обнаружили. Делайте это при остановке работы спасатёльного оборудования (в «минуты тишины»);
  • при получении травмы окажите себе посильную помощь. Устройтесь поудобней, уберите острые, твердые и колющие предметы, укройтесь. Если тяжелым предметом придавило какую-либо часть тела, массируйте ее для поддержания циркуляции крови;
  • ждите спасателей; вас обязательно найдут.

схема 2

           Безопасность - значит, что ты живешь, и тебе ничто не угрожает. Но для этого, тебе нужно быть хорошо информированным о существующих опасностях. «Кто владеет информацией - тот владеет миром!» Здесь достаточно владеть ситуацией. Если ты знаешь что может тебе угрожать, ты можешь постараться этого избежать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о порядке подготовки и проведения аттестации педагогических работников колледжа в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

Настоящее Положение составлено в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2011 на базе политики ГБПОУ Юридический колледж по системе качества подготовки специалистов. Положение действует ...

Проект - Развитие универсальных учебных действий обучающихся на уроке физики в 8 классе при изучении темы «Электризация тел. Два рода зарядов»

Перед учителем стоит сложная и важная задача – организовать на каждом этапе урока активную познавательную деятельность учеников, результатом которой и будут развитые универсальные учебные действия. Эт...

Патриотическое воспитание обучающихся ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры» в процессе изучения специальных дисциплин

В статье рассмаириваются понятия "патриотизм", "патриотическое воспитание", анализируется опыт работы педагага специальных и общепрофессиональных дисциплин по патриотическому воспи...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Занимательная математика" для обучающихся первого курса колледжа

Данная методическая разработка составлена для проведения внеклассного мероприятия по математике на 1-2 курсе в среднем профессиональном учебном заведении. Мероприятие проводится в форме игры, состоит ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КУРСА КОЛЛЕДЖА ПО ПРОФЕССИЯМ «АВТОМЕХАНИК»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА  СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  3 КУРСА  КОЛЛЕДЖА ПО ПРОФЕССИЯМ «АВТОМЕХАНИК»...