план конспект открытого урока на тему " Виды войск"
план-конспект урока на тему

Заяц Богдан Иванович

план конспект открытого урока на тему "Виды войск"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_vidy_voysk.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Виды ВС РФ, рода войск центрального подразделения.

Ракетные войска стратегического назначения.

Учебные цели:

1.Ознакомиться с историей создания и развития РВСН.

2. Показать значения РВСН в истории России.

3. Формировать чувство гордости за ВС России.

Учебные вопросы:

1. РВСН-истории создания.

2. РВСН в составе ВС СССР.

3. РВСН ВС РФ на современном этапе.

Время: 2 часа

Место: Кабинет ОБЖ

Метод: объяснительно репродуктивный

Материальное обеспечение: плакат, видеофильмы, видеомагнитофон,

телевизор.

Литература.

1. Учебник А.Т Смирнов «Основы военной службы». Изд. Дрофа-

2000.г

2. Журнал ОБЖ 1999г №5;2000г №1; 2001г№12

3. Учебное пособие Шатокин В.К. - Вооруженные силы РФ.

К уроку необходимо подготовить:

- видеофрагменты

- раздаточный материал

Ход урока.

1. Организационный момент до 4 минут:

-проверка готовности к уроку, проверка наличия студентов;

В журнале отмечаются отсутствующие.

-информация о проверки проведения занятия.

На столе лежат листки бумаги для контрольной работы;

На доске написаны вопросы контрольной работы:

1. Что такое вид ВС (0,5)

2. Что такое род войск (0,5)

3. Перечислить виды ВС РФ (0,5)

4. Предназначение СВ ВС РФ (0,5)

5. Предназначение ВМФ РФ (0,5)

6. Перечислить роды войск СВ (0,5)

7. Перечислить специальные войска ВВС (0,5)8. Предназначение ВВС

Поясняю, что оценка за контрольную работу выставляется, исходя из

набранного количества баллов, которые указали за каждый вопрос. При

неправильном ответе оценка снижается. Если в сумме набрано 4.5 и более

баллов - оценка 5.

4.0-4.4 балла-4

3.5-3.9 балла-3

2.Проверка усвоение ранее изучаемого материала-15 мин

10 мин- контрольная работа ( письменная) по ранее пройденному

материалу.

5мин- провести фронтальный опрос по вопросам контрольной работы.

Можно использовать метод взаимопроверки. С выборочной проверкой

правильность взаимопроверки или провести обычную проверку контрольной

работы.

3.Объяснение нового материала.

Показать ученикам небольшой видео фрагмент из действий ракетных

войск стратегического назначения.

Объявить тему и цель занятия, показать еѐ важность, связь с

предыдущим занятием, с другими темами.

Объявляю первый учебный вопрос:

1.Ракетные войска стратегического назначения – история создания.

Предлагаю учащимся, что они знают о РВСН. Рассказы должны быть

краткими (2- 3 предложения) и их информация не должна повторяться.

Выслушав ответы учеников, перейти к изложению учебного материала. Во

время рассказа преподаватель обращает внимание на ключевые моменты,

которые ученики должны кратко записать в своих рабочих тетрадях. Рассказ

может сопровождаться показом видеофрагментов.

План рассказа

1.Первые сведения о применении пороховых ракет при осаде крепостей

относятся к 10- 12 вв., в Индии и Китае.

2.Россия в 1680 году было учреждено «ракетное заведение», где

изготовлялись ракеты для фейерверков. Первый документальные сведения о

применения ракет в российской армии связывают с именем Петра I. В 1717

году на вооружение были приняты сигнальные ракеты, которые применялись

во время Северной войны, а затем, практически без изменений применялись

в войсках почти 150 лет.

3.В начале 19 века генерал артиллерии А.Д. Засядько и И. Картмазов

создали зажигательные и фугасные ракеты с дальностью полѐта до 3 км.

Засядько создал так же 6-зарядные ракетные станки, позволявшие вести

залповый огонь. Боевые ракеты успешно применялись при обороне Севастополя и в русско-турецкой войне (1877-1878 гг.), а в 1827 г.была

сформирована первая в русской армии ракетная рота.

4.Недостатком этих ракет была небольшая дальность стрельбы и

большое рассевание (отклонение от цели), что на фоте бурного прогресса

ствольный артиллерии привело к снятию их с вооружения.

5.Работы в этом направлении возобновились после первой мировой

войны. В 1928 г. был произведѐн пуск первой в мире ракеты на бездымном

порохе. В 1937 г. были созданы 82-мм и 132- мм реактивные снаряды,

которые в августе 1939 г. были успешно применены авиацией в боях на реке

Халхин-Гол. 1939 г. было завершено и создание первой пусковой установки

БМ-13, известный всему миру под именем «Катюша» и наводившей ужас на

немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

6. В 1944 г.фашистская Германия применила для бомбардировки

Англии ракеты «Фау-1» и «Фау-2».

7. После окончания Великой Отечественной войны ракетное оружие

получило свое дальнейшее развитие. В 1946 г. было принято Постановление

Правительства СССР, в котором были определены задачи по созданию новой

отрасли промышленности ракетостроения.

8. К концу50-х годов нашей страны появились первые

межконтинентальные баллистические ракеты, созданные под руководством

С.П. Королева, и ракеты средней дальности, созданные по руководством

М.К. Янгеля, которые были способны нести ядерный заряд. В 1957 г. был

запущен первый искусственный спутник Земли. Что наглядно

продемонстрировало реальность нанесения ядерных ударов по любой точке

земного шара. В 1961 г. был запущен первый космический аппарат с

человеком на борту – им был наш Юрий Гагарин.

9. В условиях нарастания растущей угрозы ядерного нападения на

СССР (о чем реально свидетельствует рассекреченные материалы военного

ведомства США) 17 декабря 1959 г. было принято решение о создании

нового вида ВС - Ракетных войск стратегического назначения (этот теперь

отмечается как день РВСН).

10. Первым главнокомандующим РВСН был назначен главный маршал

артиллерии М.И. Неделин. Он же одновременно являлся заместителем

Министра обороны СССР. Погиб при испытаниях новой ракеты.

Закончив рассказ, задать вопросы с целью проверки усвоения учебного

материала. Разъяснить непонятные моменты

Вопросы для закрепления материала :

1.Когда и какие ракеты поступили на вооружение русской армии ?

2. В чем заключались недостатки этих ракет ?

3.Чем была вызвана необходимость создание в СССР нового вида

Вооруженных Сил –РВСН ?

Ответить на вопросы учеников.

Объявить второй учебный вопрос:

2. РВСН в составе ВС СССР. При объяснении этого учебного вопроса

целесообразно еще раз подчеркнуть тот факт, что создание РВСН и дальнейшая гонка ядерных вооружений была вынужденной ответной мерой

СССР (именно в США вскоре после окончания второй мировой войны был

разработан печально знаменитый план «Дроп-шоп», предусматривавший

ядерную бомбардировку многочисленных объектов на территории СССР.

Именно об этом свидетельствует рассекреченные в настоящее время

материалы военного ведомства США. Дать определение РВСН СССР- это

был вид ВС, предназначенный для решения стратегических задач путем

нанесения ракетно-ядерных ударов по важным объектам в глубине обороны

противника как самостоятельно, так и во взаимодействии со стратегическими

ядерными средствами других видов Вооруженных Сил (подводными

лодками с ядерными ракетами и бомбардировочной авиации с ядерными

боеприпасами).

Организационно РВСН состояли из объединений соединений частей,

космодромов, полигонов, научно-исследовательских учреждений, военно-

учебных заведений, а так же частей обслуживания и обеспечения. Во главе

РВСН стоял (как уже говорилось выше) главнокомандующий РВСН-зам.

Министра обороны СССР. Затем рассказать об истории развития РВСН.

Рассказ может сопровождаться показом видеофрагментов.

План рассказа:

В истории развития РВСН ВС СССР можно выделить несколько

периодов:

-1959-1964 гг. –формирование соединений и частей, их оснащение

боевой техникой, развертывание и постановка на боевое дежурство

межконтинентальных баллистических ракет и ракет средней дальности;

-1965-1972 гг. –развертывание межконтинентальных ракет одиночных

стартов с моноблочными боеголовками. В условиях «холодной войны» РВСН

становиться главной сдерживающей силой, обеспечивая военно-

стратегический паритет между США и СССР. Заключение договора по ПРО.

-1973-1984 гг. – на оснащение поступают ракеты с разделяющимися

головными частями и средствами преодоления противоракетной обороны, а

так же мобильный комплекс «Пионер» (РСД-10). Мобильные комплексы

грунтового и железнодорожного базирования до сих пор не имеют аналогов в

мире. Всѐ это обеспечило военно-стратегический баланс между США и

СССР в эти годы;

- 1985-1992 гг. – создаются новые стационарные и мобильные ракетные

комплексы, эффективность которых заставляет США отказаться от планов

создание ПРО и сесть за стол переговоров. Результатами явилось подписание

новых договоров об ограничении стратегических наступательных

вооружений (на сегодняшний день заключены договоры СНВ-1, СНВ-2,

СНВ-3), основные ограничения в которых относятся к наземной группировке

стратегических межконтинентальных комплексов наземного и мобильного

базирования. Однако боевая мощь РВСН от этого не уменьшилась.

Важное место в истории РВСН занимает операция «Анадырь». В 1962

г. на долю ракетчиков выпало решение сложной и ответственной задачи по предотвращению американской угрозы СССР. В периоде Карибского кризиса

Н.С. Хрющѐв потребовал снять с боевого дежурства в Турции и Италии

американские ракеты с ядерными зарядами, которые представляли реальную

опасность для нашей страны. В противном случаи он пригрозил «навести» на

США наши средние ракеты, развѐрнутые на Кубе. Доставить ракетную

дивизию на остров было запланировано 35 судами. Это была самая

масштабная из тайных операций Советского Союза. В этот план были

посвящены только 15 кубинцев, а наша разведка запутывала американскую

сторону буквально во всѐм. Даже название «Анадырь» скорее ассоциируется

с Чукотской или Аляской, нежели с Кубой. Когда американские разведчики

обнаружили нашу первую ракету на острове, в США началась паника.

Первая, что приходило в голову правительству США, - нанесение бомбового

удара по Кубе с целью уничтожения наших ракет. Никогда ещѐ мир не был

так близок к всеобщей ядерной войне, как в 1962 г. Но руководители двух

великих держав смогли найти компромисс. Был заключѐн договор, по

которому мы убрали ракеты с Кубы, американская сторона сняла с боевого

дежурства ракеты в Турции и Италии. Так закончилась единственная

операция РВСН.

Объявляю третий учебный вопрос:

3. РВСН ВС РФ на современном этапе.

Напоминаю, что 7 мая 1992 года в соответствии с Указом Президента

РФ, были созданы ВС РФ, которые стали правопреемником ВС СССР. РВСН

в полном составе вошли в состав ВС РФ. За Россию был сохранѐн статус

ядерной державы со всеми вытекающими от сюда последствиями.

16 июня 1997 года согласно Указу Президента РФ РВСН, Военно-

космические силы и войска Ракетно-космической обороны были

объединены в единый Вид ВС РФ-РВСН. В сложившейся новой

политической реальности именно этот вид ВС РФ был предназначен для

решения задач сдерживания нападения извне, при этом не только в интересах

РФ, но и других государств – участников СНГ.

Вместе с тем трудности переходного периода, прежде всего

экономически не могли позволить держать РВСН в таком же масштабе как

раньше. По этому реформирование РВСН осуществляется путем

модернизации ракетных комплексов и продления таким способом сроков их

службы, оптимизацией организационно-штатной структуры войск и

сокращением управленческих структур. Вот один пример: ранее в войсках

было около 30 различных ракетных комплекса, в настоящее время на

вооружении РВСН находиться 6 различных комплексов, как стационарного,

так и мобильного базирования. Расчеты показывают, что такое сокращение

позволит сократить ежегодные эксплуатационные расходы более чем на 30%.

Новый этап в развитии РВСН начался с 1.6 2001 г., когда они были

преобразованы из вида ВС в два самостоятельных, но тесно

взаимодействующих рода войск центрального подчинения: РВСН и

Космические войска. В новом качестве РВСН, не смотря на сокращение ,остаются в постоянной боевой готовности и их ведущая роль в решении

задач ядерного сдерживания сохраняется.

В заключение обязательно прокомментировать выход США из

договора по ПРО, который был сделан ими в одностороннем порядке.

Показать, каким образом США хотят добиться военно-стратегического

преимущества. Создание «зонтика» от баллистических ракет в обозримом

будущем малоперспективно, а затраты на это очень большие. Поэтому наша

страна пошла по так называемому «ассиметричному» т.е не такому

затратному пути. Об этом свидетельствует сообщение об успешных пусках

баллистических ракет с изменяемой траекторией полета на участки

снижения, что делает невозможным наведение противоракет.

Закрепить изученный материал, задавая вопросы ученикам и разъясняя

недостаточно усвоенные моменты.

4.Подведение итогов занятия и доведение домашнего задания.

Напомнить темпу, цель, учебные вопросы. Дать оценку занятию в

целом, отработке каждого учебного вопроса. Объявить оценки, объявить

лучших и тех, кто работал слабо.

Домашнее задание :

-изучить материал учебника на странице.

-уметь проанализировать динамику развития РВСН, СССР и РФ.

-знать предназначение РВСН и их роль в современных условиях.