Ориентирование на местности без карты, 10 класс
план-конспект урока на тему

Александрова Юлия Юрьевна

Данные материал может использоваться для проведения уроков ОБЖ в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_orientirovanie_na_mestnosti_bez_karty.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по теме: «Военная топография»
Учебный модуль
 «Ориентирование на местности без карты»

10 класс

Время: 45 мин

Место: кабинет ОБЖ, стадион.

Тип урока: Комбинированный

ЦЕЛЬ: Изучение с учащимся  10 класса ориентирования на местности без карты.

Задачи урока:  

Образовательные:

  1. Обучить учащихся 10 класса способам определения сторон горизонта;
  2. Познакомить учащихся 10 класса с общими ориентирами в природе;
  3. Отработать навыки по определению сторон горизонта различными способами.

Развивающие:

  1. Развивать умения правильно понимать и истолковывать формулировки правил и рекомендаций по теме «Военная типография»;
  2. Развитие общеучебных умений и навыков на основе работы с компасом и другим ориентирам.

Воспитательная:

  1. Формирование культуры безопасного поведения

Материальное обеспечение: Учебник НВП, методическое пособие «Спортивное ориентирование». Компас (по возможности на каждого учащегося), часы, макет циферблата часов со стрелками, плакат «Ориентирование на местности без карты», мультимедиа.

Этапы урока

Деятельность учителя

Методы

Деятельность ученика

УУД

Орг. Момент (2 мин)

Приветствие. Определение готовности класса к уроку и отсутствующих на уроке.

Беседа

Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место

Личностные УУД: самоорганизация на уроке

Постановка цели и задачи (3 мин)

Проводит беседу, в ходе, которой ученики выдвигают свои гипотезы по теме: «Ориентирование на местности без карты»

Мозговой штурм

Предлагают гипотезы: Как ученики себе представляют, что это такое? Чем они отличаются? Где могут столкнуться?

Регулятивные УУД: устанавливать целевые приоритеты;  

Изучение нового материала (8 мин)

Знакомит учащихся с основными понятиями: «Военная топография», «компас», «Ориентир», «Карта», «Азимут» и др. Общие понятия об ориентировании.

Устное изложение

Демонстрация на слайдах.

Воспринимают информацию, записывают понятия в тетрадь. Находят логическую взаимосвязь в природных явлениях

Познавательные УУД: давать определение понятиям;

Объяснение (6 мин)

Знакомит учащихся со способами определения сторон горизонта.

Составление кластер-схемы в тетрадь

Слушают, основные моменты конспектируют в тетрадь.

Выполнение практических действий по ориентированию

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи

Физкультминутка (3мин) Приложение 1.

Изучение нового материала (7 мин)

Приводит различные примеры  способов определения сторон горизонта.

Демонстрация  на слайдах презентации

Усваивают наиболее важные моменты в общем виде, обнаруживают первичное понимание материала

Коммуникативные УУД: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Закрепление (9 мин)

Организация практической работы по отработки навыков определение ориентира без карты. (Приложение 2).

Практические упражнения

Выполнение практических упражнений по ориентированию на местности, под руководством учителя.

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Подведение итогов (4 мин)

Объявляет результаты занятия, выделяет лучшие работы. Даёт возможность высказаться ребятам.

Рефлексия

Проводят анализ своей работы. Высказывают предположения.

Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Домашнее задание (3 мин)

Комментирует д/з:

Объявляю оценки, домашнее задание. Учебник НВП 2010г.

§ 1,7  с. 237-242)

Инструктаж

Записываю домашнее задание, задают учителю возникшие вопросы по д/з.

Регулятивные УУД: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

         

                           Приложение 1.

                         Физкультминутка:

Упражнения для снятия общего напряжения.

 — дети стоят, руки подняты и сцеплены за головой. На счет раз резко поворачивают таз налево, на счет два — направо. Плечи при этом остаются неподвижными.

— стоя, руки на поясе, наклоняться вправо-влево.

— стоя совершать плавные круговые движения головой, сначала направо, затем налево. Наклонять голову вперед — назад, вправо-влево.

 — руки в стороны, ладошки раскрыты. Затем сильно обхватить туловище, повернувшись при этом направо, вновь встать прямо, руки в стороны. Повернуться также налево....

Источник:  http://veselajashkola.ru/shkola/fizminutki-dlya-shkolnikov-v-srednem-zvene-kak-ix-provodit/

                           Приложение 2.

          Тренировка учащихся.

Определение сторон горизонта и направлений (азимутов) на местные предметы.

При выполнении тренировочных упражнений целесообразно подготовить нескольких учебных мест и распределить учащихся на группы по три-четыре человека. Для каждой из групп рекомендуется разработать определённое упражнение и чередовать переход групп с одного учебного места на другое.

Учебное место № 1. Определение сторон горизонта по солнцу. Учащиеся должны определить направления на стороны горизонта по положению солнца в данный момент времени, объяснить порядок своих действий и указать ориентиры.

Учебное место № 2. Определение направления на стороны горизонта по солнцу и часам. Используя часы, а также макеты часов со стрелками учащиеся определяют стороны горизонта. Целесообразно сравнить результаты с данными, полученными на первом учебном месте, и дать учащимся возможность сделать вывод о преимуществе в точности определения направлений на стороны горизонта вторым способом.

Учебное место № 3. Определение сторон горизонта по компасу. Учащиеся с помощью компаса определяют направления на стороны горизонта, выбирают и называют ориентиры, определяют, на каких направлениях расположены выбранные ориентиры относительно сторон горизонта, и примерное расстояние до них. Используя полученные данные, учащиеся должны подготовить доклад о своём местонахождении.

Учебное место № 4. Определение сторон горизонта по признакам местных предметов. Учащиеся, осматривая окружающую местность, находят местные предметы, имеющие признаки, позволяющие определить направления на стороны горизонта. Пользуясь этими признаками, ориентируются на местности и докладывают о своём месте нахождения. Целесообразно рекомендовать учащимся тренироваться в определение сторон горизонта по признакам местных предметов во время походов, экскурсий и других мероприятий, связанных с выходом на местность.

Учебное место № 5. Тренировка в определении азимутов на заданные местные предметы (ориентиры). Учащимся задаю хорошо видимые удалённые местные предметы и ставлю задачу с помощью компаса определить направления на них – магнитные азимуты, а также примерные расстояния. Нанести найденные направления на схему, пользуясь планшетом. Выполнить обратную задачу – по заданному азимуту, найти направление на какой – либо местный предмет и нанести этот предмет (ориентир) на схему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода в группах СПО (Среднего профессионального образования) и в 10 классе.

Цель: подведение итогов работы по теме : «Творчество Н.В.Гоголя». Задачи: Обучающие: 1) ознакомление с особенностями личности писателя;2) формирование умения анализировать эпическое произве...

План урока практического занятия «Ориентирование линий на местности»

План урока практического занятия «Ориентирование линий на местности»...

Практическая работа №4. Построение карты и плана местности

Задание 1.Создайте карты и планы местности....

Ориентирование на местности

Урок дан в рамках конкурса "Учитель года 2017"...

Функциональная грамотность: Компетентностно-ориентированные задание по биологии по теме "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов"

Компетентностно-ориентированные задание по биологии по теме "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов" по формированию функциональной гг...

Разноуровневые задания на тему: "Ориентирование на местности"

Разноуровневые задания на тему: "Ориентирование на местности" 2 класс...

Технологик карта . Класс: 8 Тема: З. Биишева “Һөнәрсе менән Өйрәнсек”.

Тема: З.Биишева «hѳнәрсе менән Ѳйрәнсек» 8 синыфта башҡорт әҙәбиәтенән дәрес Маҡсат: Уҡыусыларҙы З.Биишеваның тормош юлы, ижады менән таныштырып. фекерҙәрен, образдарға мѳн...