План урока практического занятия «Ориентирование линий на местности»
план-конспект занятия на тему

Ивенкова Надежда Михайловна

План урока практического занятия «Ориентирование линий на местности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orientirovanie_liniy.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Ориентирование линий на местности»

Ф.И.О

Ивенкова Надежда Михайловна

Место работы

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»

Должность

Преподаватель общепрофессиональных дисциплин

Дисциплина

МДК 03.01 Геодезия с основами картографии и картографического черчения

Группа 21

Тема  урока 

Тема «Ориентирование линий  на местности»

Вид урока

Практическое занятие

Цели занятия:
1. Образовательные:
-вспомнить понятия «ориентирование», «стороны горизонта»;

-сформировать представление об азимуте и плане местности;

- формирование навыков по применению и использованию измерительных приборов.
2. Развивающие: 

-развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся 

знания  в  решении  новых  учебных задач.

- обеспечение максимального развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности;
- формирование и развитие познавательных интересов и профессиональных способностей, творческой активности;
- развитие логического и абстрактного мышления;
- умение внимательно слушать преподавателя и друг друга.
3.Воспитательные: 
- формирование специалиста, понимающего сущность и социальную значимость будущей профессии, обладающего чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда; 
- развитие коммуникативных способностей;

- воспитание положительной мотивации в учении, культуры умственного труда.

Планируемые результаты:

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами

Предметные: Сформировать представление об азимуте и плане местности. Научить обучающихся находить азимут по плану и на местности.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством преподавателя;

оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей;

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

Познавательные: извлекать информацию по теме, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Структура занятия

Во время практического занятия группа делится на подгруппы по 2-3 человека.
1.Организационный этап (2-3 мин)

2.Этап подготовки к усвоению материала (10-15 мин)

3.Проведение измерений (60-75 мин)

4.Подведение итогов (3-5 мин)

5.Домашнее задание (3-4 мин)

1.Организационный этап

- Приветствие

- проверка готовности группы к занятию

2.Этап подготовки к усвоению материала

Студентам необходимо дать правильный ответ на заданные вопросы:
- Какие приборы используют для линейных измерений?

- Для каких целей придают к землемерной ленте комплект шпилек? 

- Что представляет собой и для каких целей предназначен дальномер? 

- Что представляет собой и для каких целей предназначена инварная проволока?

- Что представляет собой нитяной дальномер, для каких целей он предназначен?

- Объясните принцип действия радиодальномера.

- Объясните принцип действия светодальномера.

- Объясните принцип действия лазерной рулетки. 

- Какие погрешностей измерений землемерной лентой, дальномером, инварной

роволокой, нитяным дальномером вы знаете?

3.Проведение измерений (60-70 мин)

Группам предлагается произвести измерения разными приборами:

1.Измерения по топографической карте:

- измерения линейных объектов по карте - циркулем-измерителем;

- измерения линейных объектов по карте - курвиметром;

- измерения линейных объектов по карте- с помощью мокрой нити;

Измерить длину извилистой линии (длину реки или ее части либо длину горизонтали) методом измерения по шагам - циркулем измерителем и курвиметром. Шаг измерителя принять равным 5 или 7 мм.

       Измерения выполнить в прямом и обратном направлениях.
Измерение длины извилистой линии (длины реки или ее части, длины горизонтали) выполняют методом измерения по шагам и с помощью курвиметра. 
          Точность измерения по шагам зависит от величины шага измерителя. Он должен быть оптимальным: большой шаг спрямляет линию, а малый затрудняет работу. Всю извилистую линию следует «пройти» измерителем, считая число пройденных шагов в прямом и обратном направлениях. Предварительно оценивают длину шага в километрах или метрах на местности в соответствии с масштабом карты. Длина линии вычисляется путем умножения длины одного шага на число шагов. 
       Например, для масштаба 1:10000 длина шага в 3 мм составила 30 м на местности. При числе шагов n = 31длина линии равна L= 30*31 = 930 (м). Результат измерений рекомендуется умножать на коэффициент извилистости, выбираемый в зависимости от степени извилистости рек по образцам, выдаваемым преподавателем.

      При работе с курвиметром сначала следует определить цену деления шкалы курвиметра в масштабе данной карты. Для этого курвиметром измеряется отрезок известной длины d, – например, сторона квадрата координатной сетки. 
После установки курвиметра в начальную точку отрезка снимается отсчет по шкале а1. После прокатки колесика по всей длине отрезка снова снимают отсчет по шкале а2. Цена деления шкалы определяется делением известной длины отрезка d на разность отсчетов nо = a1 – а2 : с = d / nо.

     Для определения длины извилистой линии нужно прокатить курвиметр по всей длине и взять отсчеты по шкале в начале и конце измеряемой линии, чтобы определить соответствующее значение n. Длина линии вычисляется по формуле d = c * n Можно измерить длину кривой влажной тонкой ниткой. Ее выкладывают по всем извилинам реки. Затем, выпрямив нитку без сильного натяжения, измеряют ее длину в сантиметрах, а по масштабу определяют длину реки в действительности.

     Если производится измерение длины реки по мелкомасштабной карте, то полученный результат оказывается меньше реальной длины этой реки. Это связано с тем, что на мелкомасштабных картах невозможно показать все мелкие изгибы ее русла. Топографические же карты дают больше возможности отразить все изгибы русла, к тому же искажения на них очень малы. Поэтому наиболее точные результаты измерения можно получить по топографическим картам.
                                        Измерение длин сторон аудитории:

- измерить длины сторон аудитории

- землемерной лентой;- измерить длины сторон аудитории

- лазерной рулеткой.

При изучении данной темы необходимо помнить, что все геодезические работы выполняются по принципу «от общего к частному», а так же необходимо помнить, что все геодезические измерения выполняются дважды, для того, чтобы исключить грубые ошибки и повысить точность измерений. 
Принцип работы лазерного дальномера(рулетки).

       Техника вычисления объема и расчета длины сторон и площади помещения практически одинакова. Все необходимые для этих целей функции присутствуют в любом даже самом простом дальномере. Последовательность действий при расчете площади и длины сторон комнаты:

-Включите нужную функцию.

-Приложите прибор к одной из стен.

Наведите дальномер на противоположную сторону комнаты.

Аналогичным образом измеряют две другие стороны помещения.

Полученный результат и есть площадь помещения.

Заключительный этап, рефлексия (3-5 мин)

4.Подведение итогов

В конце практического занятия студенты делают вывод о проделанной работе,

описывают в тетрадь, анализируя произведенные измерения.

Итог: Вопрос: - Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?

5.Домашнее задание

Учить тему «Измерение длин линий» и «Измерение длин линий дальномерами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планы лабораторно - практических занятий по предмету МЖФ

планы ЛПЗ по предмету МЖФ, разбитые по 2 часа...

План-конспект практического занятия по учебной дисциплине "Менеджмент" (открытый урок)

План открытого практического занятия в группе студентов 2 курса специальности "Экономика и бухгалтерский учет"...

План урока практического занятия

План проведения практического занятия для студентов среднего профессионального образования по дисциплине "Товароведение и переработка сельскохозяйственного сырья"...

План урока практического занятия

План проведения практического занятия для студентов ССУЗов по дисциплине "Товароведение"...

План-конспект практического занятия №3 "Выезд в музей гражданской авиации Санкт-Петербургского университета гражданской авиации"

  План-конспект практического занятия  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального об...

План-конспект практического занятия на тему "Определение расходов воды при производстве строительных работ"

Выполнение студентами 3 курса практического занятия на тему "Определение расходов воды при производстве строительных работ", МДК 01.02 "Проект производства работ"...

План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков.

План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков....