"Чрезвычайные ситуации военного времени"
методическая разработка на тему

Характеристика ядерного оружия и действия населения при ядерном взрыве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_bzhd.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №262

(ФКПОУ№262)

                                                                                                       

                                                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                                                     Директор ФКПОУ №262

                                                                                  ____________Медведев С.Н.

                                                                                  «       » ______________2015г.                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                 Методическая разработка

по дисциплине:  «Безопасность жизнедеятельности»

Тема № 3  «Чрезвычайные ситуации военного времени»

                                                           

 Разработал: преподаватель Пинчук Ю. В.

Рассмотрено на заседании методической комиссии

Протокол №       от  «   » февраля 2015г.

Преподаватель _________Ю.В. Пинчук

                                                          Кемерово

                                                              2015г.

                                                   

                                               

                                                       Содержание

1.Введение………………………………………………………………………….2

2.Урок по теме №3 «Чрезвычайные ситуации военного времени»

2.1.План  урока № 7 «Характеристика ядерного оружия и действия населения

в очаге ядерного поражения»……………………………………………………..3

2.2Ход урока………………………………………………….................................5-7

Введение

          Тема «Чрезвычайные ситуации военного времени»  является одной из основных при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», так как решает одну из важнейших задач – изучение  ядерного оружия  вероятного противника и действия населения в очаге ядерного поражения, воспитание чувства патриотизма, готовности трудиться на благо  своей  страны в сложнейших условиях международной обстановки.

          Данная тема изучается обучающимися по профессии токарь в объеме   3  часов. Первым уроком данной темы является урок № 7 «Характеристика ядерного оружия и действия населения в очаге ядерного поражения»

          В ходе изучения темы обучающийся должен  изучить вопросы, относящиеся к оружию массового поражения и способы действий населения в случае применения вероятным противником этого оружия

         Изучение данной темы основывается на знаниях, полученных обучающимися по дисциплине  «Безопасность жизнедеятельности»,

         Для открытого урока выбрана форма комбинированного урока, так как он позволяет использовать разнообразные методы работы с обучающимися и способствует закреплению пройденного материала и изучению на его базе нового, а также использование в обучении системы Шаталова, позволяющей проводить обучение слабо успевающих обучающихся  на более высоком уровне.

2.1. План проведения занятия по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

Тема урока № 7: «Характеристика ядерного оружия и действия населения в очаге ядерного поражения»

Цели урока:

Образовательная:

1. Изучить поражающие факторы ядерного взрыва, способы  и средства защиты от поражающих факторов ядерного оружия.

2.Изучить правила поведения в очаге ядерного поражения.

Развивающая:

1. Развитие кругозора обучающихся.

2.Развитие умения применения  знаний  в повседневной жизни.

Воспитательная:

1.Формирование чувства  патриотизма, ответственности за соблюдение российских законов.

Тип урока: комбинированный (урок закрепления  изученного и ознакомления  с  новым материалом).

Вид урока: 

1.Словесные:  объяснение, беседа.

2.Наглядные: Изучение содержания вопросов урока  по раздаточным материалам.

Межпредметные связи:

1.Материаловедение.

Средства обучения:

а) материально- техническое оснащение: плакаты по БЖД.

 аптечка индивидуальная, противогаз, респиратор, плащ защитный;

б) раздаточные материалы:  «Поражающие факторы ядерного взрыва»

в) учебная литература: Э.А. Арустамов. Учебник «Безопасность     жизнедеятельности»

Ход урока:

Элементы   структуры урока. Дидактические задачи

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

КМО

I. Организационная часть (3 минуты)

1.Подготовка обучающихся к работе на уроке

(3 минуты)

- Приветствие;
- выявление отсутствующих  обучающихся;
- проверка готовности группы к уроку

Отвечают на приветствие. Старший группы докладывает о наличии обучающихся и готовности к уроку

II. Вводная часть (7 минут)

2. Целевая установка на урок   и мотивация обучающихся

(2 минут)

- Сообщение темы и порядка проведения урока:

Тема сегодняшнего урока: «Характеристика ядерного оружия и действия населения в очаге ядерного поражения».

Рассмотрим вопросы:

1.Поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности, электромагнитный импульс.

2.Действия населения.

Место урока в курсе изучения «Безопасность жизнедеятельности»: урок является  1 в теме №3 «Чрезвычайные ситуации военного времени»

-Определение важности материала урока для овладения  предметом в целом. Материал урока актуален тем, что современный человек  должен быть готовым к действиям в  случае применения  вероятным противником оружия массового поражения. Он должен знать поражающие факторы ядерного оружия и способы укрытия в случае его применения.

Слушают название темы. Записывают тему занятия, уясняют учебные задачи

Провести  запись темы на доске.

3.Актуализация опорных знаний.

Подготовка к основному этапу урока (5 минут)

1.Повторение материала изученного на предыдущем занятии. Увязать с последними событиями международной жизни. Обстановкой в  Украине.

Вопросы для повторения:

1).Понятие «Чрезвычайная ситуация»

2). Основные способы защиты населения от ЧС.

 Повторение методом устного опроса, индивидуально. Помощь обучающимся, при затруднениях, исправление неточностей в ответах, дополнение неполных ответов

Отвечают на вопросы, уточняют свои ответы при помощи преподавателя

Конспекты, учебники.

III. Основная часть (32  минут)

4.Изучение нового материала (27 минут)

2. Изучение материала по учебным вопросам  проводить с использованием  материального обеспечения  и раздаточного материала.

1).Поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.

2)Действия населения.

-очаг ядерного поражения;

- зона полных разрушений,

-зона средних разрушений,

-зона слабых разрушений,

Использование защитных свойств местности и местных предметов.

Частичная  дезактивация и санитарная  обработка.

Слушают преподавателя, фиксируют указанный материал в тетрадях

Слушают преподавателя, фиксируют указанный материал в тетрадях

Показать  практически надевание противогаза и СИЗ

Раздаточный материал, содержащий «Поражающие факторы ядерного взрыва», «Образование радиоактивно- го следа»

Раздаточный материал  «Средства индивидуаль-ной защиты органов дыхания»

5. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

(5 минут)

 3.Закрепление  изученного материала.

         Метод закрепления – опрос по методике Шаталова.

Отвечают на поставленные вопросы

Раздаточный материал.

IV. Заключительная часть  (3 минуты)

6. Подведение итогов урока

(3 минуты)

Вывод о достижении целей и выполнении задач урока,  выделение положительных и отрицательных моментов урока, обучающихся показавших высокую активность.

Постановка задачи на выполнение домашнего задания. Ответы на возникшие вопросы

Слушают преподавателя, уясняют домашнее задание

Раздаточный материал для самостоятельной работы

   

Список литературы

1.Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Москва. Издательский центр « Академия»  2010.

2. Начальная военная подготовка. Москва. Просвещение 1985г.

Приложение 1.Поражающие факторы ядерного взрыва.

Приложение 2. Образование радиоактивного следа.

Приложение3.Использование защитных свойств местности и местных предметов.

Приложение 4.Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

Преподаватель:  _____________   Ю.В. Пинчук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

Данное Положение разработано для  реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории и объект...

Сценарий мероприятия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в ГБОУ СПО «Фокинском индустриальном техникуме»

Учебные цели: - чтобы учащиеся владели специальными знаниями, умениями и навыками выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных; правильных действий в случае при...

Презентация урока по ОБЖ по теме "Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера"

Цели урока. Познакомить студентов с видами ЧС природного характера, общими правилами поведения при возникновении подобных чрезвычайных ситуаций; совершенствовать навыки безопасного поведения и де...

Рабочая программа профессионального модуля "Организация службы пожаротушения и проведения работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций" для специальности 20.02.04 "Пожарная безопасность"

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №1 по дисциплине БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях. Отработка эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях.

Цель занятия - достижение общих компетенций:ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК...

ФИЗИКА И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

К стихийным бедствиям, связанным с геологическими природными явлениями, относятся :›землетрясения;›извержения вулканов;›оползни;›сели;                ›снежные л...