КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
учебно-методический материал по теме

 

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ  МАТЕРИАЛОВ  по Гидрологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gidrologiya.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Дятьковский индустриальный техникум»

                                                                                   

         

КОМПЛЕКТ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ  МАТЕРИАЛОВ

Дисциплина ________ГИДРОЛОГИЯ _________

(наименование   дисциплины)

Специальность  280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

(код, наименование специальности)

Форма обучения:  очная

Дятьково, 2013

Комплект контрольно-измерительных материалов (КИМов) по учебной дисциплине «__ГИДРОЛОГИЯ___»

(наименование дисциплины)

разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования:

                              280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

 (код,   наименование  специальности)

Организация-разработчик:  ГБОУ   СПО «Дятьковский индустриальный техникум»

Разработчики:

_____________Осипова Юлия Александровна - преподаватель 

Ф.И.О., должность

Рекомендован  Методическим  советом  Дятьковского индустриального техникума

№____________  от «____»__________20__ г.

             номер 

Зам. директора  по УВР  ______________________ И.А. Горбачёв


  1.  Пояснительная записка

   

  Комплект контрольно-измерительных материалов (КИМов) для выявления знаний и умений, уровня подготовки студентов учебной дисциплины _____ ГИДРОЛОГИЯ__________

               (наименование дисциплины)

разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования:

                              280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

(код,   наименование  специальности)

и  является частью основной профессиональной образовательной программы.

 

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • измерять длину реки и площадь бассейна по карте, вычислять морфометрические характеристики бассейна;
  • находить в справочной литературе необходимые сведения о водных объектах;
  • проводить основные наблюдения и измерения на гидрологическом посту (уровня  и температуры воды), обрабатывать результаты;
  • выполнять промеры глубин, обрабатывать результаты промеров, строить поперечный профиль русла;
  • измерять скорости течения различными способами и обрабатывать результаты измерений;
  • вычислять расход воды;
  • отбирать пробы воды на мутность.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность и экологическую роль круговорота воды в природе;
  • общие сведения о водных объектах (реках, озёрах и водохранилищах, болотах, ледниках, подземных водах, Мировом океане), их режимах и влиянии на окружающую среду;
  • сроки, состав и порядок проведения наблюдений на гидрологических постах;
  • приборы и оборудование для проведения измерений на посту, их устройство, принцип действия, порядок и состав работ.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

126

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

84

в том числе:

     лабораторные занятия

18

     практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

в том числе:

Рефераты, сообщения, доклады

22

Работа с учебником, справочниками и ресурсами сети Интернет

20

Итоговая аттестация в форме зачёта

2. Модель  контроля

Учебная  дисциплина  _ ГИДРОЛОГИЯ_

(наименование дисциплины)

на _2_ семестр 2013_ /2014__ уч.    год

Фонд учебного времени: ____84__________

Наименование разделов, тем

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 1. Гидрология

Раздел 2. Гидрометрия

Тема 1.1. Круговорот воды в природе

Тема 1.2. Общие сведения о реках

Тема 1.3. Гидрологический режим рек

Тема 1.4. Озёра и водохранилища

Тема 1.5. Болота и ледники

Тема 1.6. Подземные воды

Тема 1.7. Мировой океан

Тема 1.8. Справочные гидрологические материалы

Тема 2.1. Основные наблюдения на гидрологических постах

Тема 2.2. Проведение промерных работ

Тема 2.3. Измерение скорости течения

Тема 2.4. Измерение расходов воды

Тема 2.5. Наблюдения и работы по изучению наносов

Виды контроля

ТК

ТК

ТК

ТК

ТК

ТК

ТК

ТК

ТК

ТК

ТК

ТК

ТК

РК

РК

Промежуточная аттестация З

Примечание:

ТК – текущий контроль

РК – рубежный контроль

ПА  (Э, З, ДЗ) – промежуточная аттестация (экзамен, зачет, дифференцированный зачет)

Формы текущего и рубежного контроля:

  • тесты, устный опрос, письменные задания,
  • лабораторные работы, коллоквиумы,
  • контрольные работы, лабораторные, расчетно-графическая и т.п. работа;
  • эссе и иные творческие работы и др.

Достоинства: систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения.


Типы контрольного задания, номер

Уметь:

  • находить в справочной литературе необходимые сведения о водных объектах;

Знать:

  • сущность и экологическую роль круговорота воды в природе;

Уметь:

  • измерять длину реки и площадь бассейна по карте, вычислять морфометрические характеристики бассейна;
  • находить в справочной литературе необходимые сведения о водных объектах;

Знать:

  • общие сведения о водных объектах (реках, озёрах и водохранилищах, болотах, ледниках, подземных водах, Мировом океане), их режимах и влиянии на окружающую среду;

Уметь:

  • проводить основные наблюдения и измерения на гидрологическом посту (уровня  и температуры воды), обрабатывать результаты;

Знать:

  • сроки, состав и порядок проведения наблюдений на гидрологических постах;

Уметь:

  • выполнять промеры глубин, обрабатывать результаты промеров, строить поперечный профиль русла;

Знать:

  • приборы и оборудование для проведения измерений на посту, их устройство, принцип действия, порядок и состав работ.

Уметь:

  • измерять скорости течения различными способами и обрабатывать результаты измерений;
  • вычислять расход воды;

Знать:

  • приборы и оборудование для проведения измерений на посту, их устройство, принцип действия, порядок и состав работ.

Уметь:

  • отбирать пробы воды на мутность.

Знать:

•        приборы и оборудование для проведения измерений на посту, их устройство, принцип действия, порядок и состав работ.

Введение

Устный опрос

Тема 1.1. Круговорот воды в природе

Устный опрос

Тема 1.2. Общие сведения о реках

Индивидуальные задания № 1- 6;

Практические работы № 1, 2, 3, 4;

Устный опрос;

Тест № 1;

Тест № 2

Тема 1.3. Гидрологический режим рек

Тест № 1;

Тест № 2;

Устный опрос;

Практическая работа № 5

Тема 1.4. Озёра и водохранилища

Устный опрос;

Индивидуальное задание № 7;

Практическая работа № 6;

Тест № 1;

Тест № 2;

Контрольная работа

Тема 1.5. Болота и ледники

Устный опрос;

Практическая работа № 7;

Индивидуальные задания;

Тест № 1;

Тест № 3

Тема 1.6. Подземные воды

Устный опрос;

Практическая работа № 8;

Тест № 1

Тема 1.7. Мировой океан

Устный опрос;

Практическая работа № 9;

Тест № 1

Тема 1.8.  Справочные гидрологические материалы

Устный опрос;

Практическая работа № 10

Тема 2.1. Основные наблюдения на гидрологических постах

Устный опрос;

Лабораторная работа № 1;

Практические работы № 11, 12;

Тест №4

Тема 2.2. Проведение промерных работ

Устный опрос;

Лабораторные работы № 2, 3;

Тест №4

Тема 2.3. Измерение скорости течения

Устный опрос;

Лабораторные работы № 4. 5;

Тест №4

Тема 2.4. Измерение расходов воды

Устный опрос;

Лабораторные работы № 6, 7;

Тест №4

Тема 2.5. Наблюдения и работы по изучению наносов

Устный опрос;

Лабораторные работы № 8, 9;

Тест №4

Промежуточная аттестация: Э


Формы промежуточной  аттестации:

  • зачет,  дифференцированный зачет и экзамен.

Осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов).

Достоинства: помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений.

3. Кодификатор  (спецификация)  содержания  теста

учебной дисциплины _______Гидрология ___

                                     (наименование учебной дисциплины)

п/п

Название дидактических единиц

по учебной дисциплине

(из ФГОС знать и уметь)

Номер

Тестового  задания ( № )

Номера заданий Тестового задания

Уметь:

  • измерять длину реки и площадь бассейна по карте, вычислять морфометрические характеристики бассейна;

№ 2

№ 1-3

Знать:

- сущность и экологическую роль круговорота воды в природе;

№ 1

№ 1-2

Уметь:

  • находить в справочной литературе необходимые сведения о водных объектах;

№ 1

№ 1-2

Знать:

  • общие сведения о водных объектах (реках, озёрах и водохранилищах, болотах, ледниках, подземных водах, Мировом океане), их режимах и влиянии на окружающую среду;

№ 2

№ 1

№ 3

№ 4-10

№ 2-15

№ 1-5

Уметь:

  • проводить основные наблюдения и измерения на гидрологическом посту (уровня  и температуры воды), обрабатывать результаты;

№ 4

№ 1-2

Знать:

  • сроки, состав и порядок проведения наблюдений на гидрологических постах;

№ 4

№ 3-4

Уметь:

- выполнять промеры глубин, обрабатывать результаты промеров, строить поперечный профиль русла;

№ 4

№ 5

Знать:

  • приборы и оборудование для проведения измерений на посту, их устройство, принцип действия, порядок и состав работ;

№ 4

№ 6

Уметь:

  • измерять скорости течения различными способами и обрабатывать результаты измерений;
  • вычислять расход воды;
  • отбирать пробы воды на мутность.

№ 4

№ 7-15


4. Материалы контроля

4.1. Тестовые задания

Структура тестового задания

  • Инструкция

Устанавливает необходимое действие испытуемого  («правила игры»).

Например: Выберите один правильный ответ.

  • Дополнительная инструкция

Служит для концентрации внимания испытуемых на графической и (или) текстовой части задания.

Например: Рассмотрите рисунок и прочитайте пояснение под ним, чтобы решить поставленную задачу.

Тестовые  задания включают:

4.1. 2. Примерный тест.

4.1. 3. Ключ к Примерному тесту.

4.1. 4. Критерии оценки тестовых заданий.

ИНСТРУКЦИЯ К ТЕСТАМ:

Выберите один или несколько правильных ответов.

Примеры тестов:

Тест №1 . Раздел 1 «Гидрология»

1. Общая площадь водных объектов на поверхности Земли составляет около

а) 35%

б) 50%

в) 75%

г) 90%

2. Движущими силами круговорота воды в природе являются

а) солнечная энергия

б) сила трения

в) сила тяжести

г) центробежная сила

3. В граммах частиц, содержащихся в 1 воды, измеряют

а) расход воды

б) пульсацию мутности

в) годовой сток

г) мутность воды

4. Часть земной поверхности и толщи почв и горных пород, откуда река получает своё питание, называется

а) водосбором

б) водоразделом

в) водозабором

г) водопадом

5. Ложе – это

а) бровка

б) склон долины

в) терраса

г) дно долины

6. Фазой ледового режима рек не является

а) половодье

б) ледостав

в) вскрытие

г) замерзание

7. Фаза водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в данных климатических условиях в один и тот же сезон, характеризующаяся наибольшей водностью, высоким и длительным подъёмом уровня воды, называется

а) меженью

б) половодьем

в) вскрытием

г) паводком

8. Количество воды, прошедшее через поперечное сечение за единицу времени – это

а) скорость течения

б) расход воды

в) мутность воды

г) годовой сток

9. По происхождению озёра бывают

а) тектоническими

б) пресными

в) сточными

г) ледниковыми

10. Самая высокая точка  волны называется

а) высотой волны

б) гребнем волны

в) подошвой волны

г) длиной волны

11. Морфометрической характеристикой водоёма не является

а) длина

б) ширина

в) цвет воды

г) извилистость береговой линии

12. Избыточно увлажнённые участки земной поверхности, занятые влаголюбивой, приспособленной к недостатку кислорода в почве растительностью, называются

а) озёрами

б) болотами

в) прудами

г) ледниками

13. Ближе всего к поверхности земли расположены

а) грунтовые воды

б) артезианские воды

в) межпластовые воды

г) трещинные воды

14. Причиной течений в океане  является

а) форма Земли

б) ветер

в) осадки

г) сила тяжести

15. Приливы бывают

а) 2 раза в сутки

б) 3 раза в сутки

в) 1 раз в неделю

г) 4 раза в сутки

Ключ к Примерному тесту

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

в

а,в

г

а

г

а

б

б

а,г

б

в

б

а

б

а

Критерии оценки тестовых заданий.

Оценка

Число правильных ответов

5(отлично)

1

4(хорошо)

12-13

3(удовлетворительно)

9-11

2(неудовлетворительно)

8 и менее

Тест № 2. Тема 1.2-1.3 «Общие сведения о реках», «Гидрологический режим рек».

1. Постоянные водные потоки, протекающие в разработанных ими же углублениях, называются

а) озёрами

б) водопадами

в) реками

г) каналами

2. К морфометрическим характеристикам реки не относится

а) длина реки

б) водный режим реки

в) коэффициент извилистости реки

г) густота речной сети

3. Место впадения реки в другую реку, озеро или море называется

а) притоком

б) истоком

в) руслом

г) устьем

4. Часть речной долины, заливаемая водами половодья или значительных паводков, называется

а) руслом реки

б) поймой

в) бровкой

г) склоном долины

5. Фазой ледового режима рек не является

а) половодье

б) ледостав

в) вскрытие

г) замерзание

6. Наличие ледяного покрова на реке – это

а) замерзание

б) вскрытие

в) ледостав

г) шуга

7. Горные реки в основном имеют

а) подземный тип питания

б) снеговой тип питания

в) дождевой тип питания

г) ледниковый тип питания

8. Фаза водного режима реки, характеризующаяся малой водностью, называется

а) половодьем

б) замерзанием

в) паводком

г) меженью

9. Количество воды, прошедшее через поперечное сечение за единицу времени,- это

а) скорость течения

б) расход воды

в) мутность воды

г) годовой сток

10. В зависимости от формы передвижения потоком речные наносы бывают

а) руслоформирующими

б) взвешенными

в) крупными

г) влекомыми

Ключ к Примерному тесту

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

в

б

г

б

а

в

г

г

б

б, г

Критерии оценки тестовых заданий.

Оценка

Число правильных ответов

5(отлично)

все

4(хорошо)

8-9

3(удовлетворительно)

6-7

2(неудовлетворительно)

5 и менее


Тест №3. Тема 1.5 «Болота и ледники»

Инструкция: Выберите один правильный ответ.

1. Высота снеговой линии зависит от:

а) температуры тёплого сезона года и количества осадков;

б) температуры холодного сезона года и количества осадков.

2. При подъёме на 1 км температура падает на:

а) 6 С;

б) 8 С;

в) 10С;

г) 3С.

3. Самолёт поднялся на высоту 10 км, температура земной поверхности в этой местности +24 С. Какова температура за бортом?

а) – 42 С;

б) 0 С;

в) – 36С;

г) – 16 С.

4. На о. Гренландия преобладают ледники:

а) горные;

б) покровные.

5. Ледниками являются:

а) айсберги;

б) лёд на реке;

в) сосульки;

г) льды на вершинах гор.

Ключ к Примерному тесту

Вопрос

1

2

3

4

5

Ответ

б

а

в

б

г

Критерии оценки тестовых заданий.

Оценка

Число правильных ответов

5(отлично)

все

4(хорошо)

4

3(удовлетворительно)

3

2(неудовлетворительно)

2 и менее

Тест №4. Раздел 2 «Гидрометрия»

Выберите один или несколько правильных ответов.

1. Высота поверхности воды в водном объекте над условной горизонтальной плоскостью сравнения (неизменной по высоте) называется

а) водомерным постом;

б) уровнем воды;

в) уровнемером;

г) нулём графика гидрологического поста.

2. По конструкции водомерные посты подразделяют на

а) постоянные;

б) непередаточные;

в) временные.

3. Температуру воды измеряют на глубине не менее

а) 0,3м;

б) 0,1м;

в) 0, 5м;

г) 1м.

4. Для определения прозрачности воды используют

а) лимниграф;

б) профилограф;

в) шкалу цвета;

г) белый диск.

5. Эхолот предназначен для измерения

а) уровня воды;

б) температуры воды;

в) глубины воды;

г) скорости течения воды.

6. Гидрометрическая штанга применяется для измерения глубины потока

а) до 6м;

б) более 6м.

7. При скорости течения в водотоке менее 0,08 м/с для её измерения используют

а) гидрометрическую вертушку;

б) гидрометрический поплавок.

8. Единицей измерения скорости течения является

а) л/с;

б) м/с;

в) м/с;

г) м*с.

9. Объём воды, протекающий через данное живое сечение потока в единицу времени, называется

а) скоростью течения;

б) расходом воды;

в) расходом наносов;

г) прозрачностью воды.

10. Длительный подъём уровня и увеличение расхода воды характерны для

а) половодья;

б) паводка;

в) ледостава;

г) межени.

11. Расход воды зависит от

а) прозрачности воды;

б) площади сечения водотока;

в) скорости течения;

г) способа его измерения.

12. В зависимости от формы передвижения потоком речные наносы бывают

а) руслоформирующими;

б) взвешенными;

в) крупными;

г) влекомыми.

13. Общее количество взвешенных наносов, которое проносится через поперечное сечение реки за 1 секунду, называется

а) мутностью воды;

б) крупностью наносов;

в) скоростью наносов;

г) расходом взвешенных наносов.

14. Наиболее насыщенной наносами вода в реке бывает в период

а) половодья;

б) ледостава;

в) межени;

г) паводка.

15. Для измерения мутности воды используют

а) барометр;

б) лимниграф;

в) психрометр;

г) батометр.

Ключ к Примерному тесту

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

б

б

а

г

в

а

б

в

б

а

б,в

б,г

г

а,г

г

Критерии оценки тестовых заданий.

Оценка

Число правильных ответов

5(отлично)

все

4(хорошо)

12-14

3(удовлетворительно)

9-11

2(неудовлетворительно)

8 и менее

4.2.   Задания к промежуточной аттестации.

4.2.1. Вопросы к зачёту:

1. Предмет и задачи гидрологии. Основные разделы гидрологии.

2. Распределение суши и водной поверхности на земном шаре.

3. Круговорот воды в природе.

4. Река. Речная система. Речная сеть.

5. Исток, устье реки.

6. Морфометрические характеристики рек.

7. Водосбор и водораздел. Физико-географические характеристики водосбора.

8. Речные долины. Их элементы. Типы речных долин.

9. Русло реки.

10. Виды питания рек.

11. Термический режим рек.

12. Ледовый режим рек.

13. Фазы водного режима рек.

14. Скорости течения воды в реках.

15. Понятие о расходе воды.

16. Селевые потоки.

17. Энергия и работа рек.

18. Формирование речных наносов.

19. Мутность реки.

20. Русловая эрозия.

21. Озёра. Фазы развития озера.

22. Классификация озёр.

23. Водный баланс озёр.

24. Замерзание озёр.

25. Динамика озёр.

26. Морфометрические характеристики водоёмов.

27. Биологические особенности водоёмов. Гидробионты.

28. Биологическая классификация водоёмов.

29. Водохранилища.

30. Образование болот.

31. Классификация болот.

32. Гидрологические особенности болот, их питание и значение.

33. Ледники. Их образование. Снеговая линия.

34. Типы ледников.

35. Питание и значение ледников.

36. Подземные воды, их происхождение и классификация.

37. Режим подземных вод.

38. Температура и химический состав подземных вод.

39. Загрязнение природных вод.

40. Океанография как наука. Деление Мирового океана.

41. Океанические и морские течения.

42. Волны в Мировом океане.

43. Термические процессы в Мировом океане.

44. Морской лёд.

45. Приливы и отливы.

46. Водные массы.

47. Государственный водный кадастр.

48. Типы гидрологических постов и их оборудование.

49. Измерение температуры, прозрачности и цвета воды.

50. Средства измерения глубин.

51. Средства измерения скорости течения.

52. Измерение скорости течения гидрометрической вертушкой.

53. Измерение скорости течения поплавками.

54. Вычисление расхода воды.

55. Гидрологические расходомеры.

56. Приборы для отбора проб воды.

57. Измерение длины реки по карте.

58. Измерение площади бассейна реки по карте.

59. Построение поперечного профиля водотока.

60. Обработка наблюдений за температурой воды.

4.2.2.  Критерии оценки ответа на зачёте

Оценка «отлично»  выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие теоретические знания учебной программы дисциплины и умение применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование принятых решений.
        Оценка
«хорошо»  выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе  некоторые неточности.
        Оценка
«удовлетворительно»  выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, но при этом он владеет основными разделами учебной программы.
        Оценка
«неудовлетворительно»  выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ РАЗДЕЛА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» (“SPOTLIGHT”) ДЛЯ 10 КЛАССА (авт.: О. В. Афанасьева, Дж. Дули, И. В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. М.: Express Publishing: Просвещение, 2009)

Данное пособие базируется на общеевропейской шкале уровней владений иностранными языками и соответствует уровню В-2. Для анализа я выбрала раздел (модуль) № 3 «Школа и работа» (“Schooldays & ...

Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ.01 Ввод и обработка цифровой информации

Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ.01 Ввод и обработка цифровой информации...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.01 "Ввод и обработка цифровой информации" основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

Комплект контрольно-оценочных средств по  профессиональному модулю ПМ.01 "Ввод  и обработка  цифровой информации"  основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по про...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.02 «Хранение, передача и публикация цифровой информации» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 230103.02 Мастер по обработке цифровой информаци

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.02 «Хранение, передача и публикация цифровой информации» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)...

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02 Информатика основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 030912 Право и организация социального обеспечения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки  образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ЕН.02 Информатика....

Комплект оценочных средств

Комплект оценочных средств по дисциплине "Иностранный язык" (немецкий)...