Технология развития критического мышления
методическая разработка на тему

Годишин Игорь Валерьевич

Развитие критического мышления в условиях образовательного процесса(ФГОС2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.pptx160.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развития критического мышления через чтение и письмо Усова С.Н., доцент кафедры развития образования

Слайд 2

Технология “ Чтение и письмо для развития критического мышления ” (ЧПКМ) возникла в Америке в 80-е годы XX столетия. В основу ее положены идеи и положения теории Ж.Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития ребенка и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К.Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о мета - когнитивном учении. Разработчики технологии ЧПКМ в США – Куртис Мередит, Чарльз Темпл, Джинни Стилл.

Слайд 3

Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов.

Слайд 4

Идеи технологии ЧПКМ Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулировать учащихся к неустанному познанию помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, в письменных работах и активной работе с текстом. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Слайд 5

Этапы технологии ЧПКМ Вызов Осмысление Размышление (Рефлексия )

Слайд 6

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; пробудить к ней интерес; активизировать обучаемого, дать ему возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; структурировать последующий процесс изучения материала;

Слайд 7

Приемы для стадии ВЫЗОВА Приемы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала.

Слайд 8

Приемы для стадии ВЫЗОВА Парная мозговая атака Групповая мозговая атака Ключевые термины Перепутанные логические цепи Свободное письменное задание Разбивка на кластеры Знаем/Хотим узнать/Узнали

Слайд 9

Приемы для стадии ВЫЗОВА Парная мозговая атака. Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают по данной теме. Можно составлять и список вопросов. Для этого задания устанавливается жесткий лимит времени – обычно пять минут. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Работа в парах позволяет высказаться большему числу учащихся.

Слайд 10

Приемы для стадии ВЫЗОВА Групповая мозговая атака Парная мозговая атака может применяться и целиком на группе. В этом случае высказывается большее число идей, возникают разногласия и споры. Некоторые учителя предпочитают работать именно с группой, когда применяют приемы мозговой атаки впервые – чтобы первый опыт прошел под их руководством, - а уж потом предлагают разбиться учащимся на пары.

Слайд 11

Приемы для стадии ВЫЗОВА Ключевые термины Учитель может выбрать из текста 4-5 ключевых слов и выписать их на доску. Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которой им предстоит изучить. Когда учащиеся приходят к единому выводу касательно смысла и возможного потребления этих слов, учитель просит их обратить внимание на эти слова при чтении или прослушивании текста – с тем, чтобы проверить в этом ли значении они употребляются.

Слайд 12

Приемы для стадии ВЫЗОВА Перепутанные логические цепи Прием обычно применяется на группе. Учитель выписывает 5-6 отдельных событий (либо из хронологической цепи, либо из причинно-следственной цепи), причем помещает каждое слово на отдельный лист. Листы перетасовываются и выставляются. Группе предлагается восстановить правильный порядок. Учащимся по очереди предлагается поставить одно событие на верное место в цепи. Когда все приходят к более или менее единому мнению, учитель просит их обратить внимание на порядок события при чтении текста, чтобы проверить - верны их предположения или нет.

Слайд 13

Приемы для стадии ВЫЗОВА Разбивка на кластеры (блоки идей) Используется для суммирования ранее полученных знаний по данной теме. Сначала пишется тема (слово или фраза) в кружочке в центре доски или на листе бумаги. К примеру: “ Марко Поло ” . Можно продемонстрировать как появляется идея-спутник: допустим, “ Что он сделал? ” . Пишем это справа от “ Марко Поло ” , обводим в кружок и соединяем прямой линией с “ Марко Поло ” и т.д.. Когда учащиеся разместили кластеры попросить их указать, где оказалось мало информации. Если они в чем-то не уверены – рядом с кружочком ставится большой вопросительный знак. Затем обращается особое внимание учащихся при чтении на следующие моменты: что оказалось верным; в чем они были не правы; какие неясности прояснились; о чем они раньше не подумали вовсе.

Слайд 14

Приемы для стадии ВЫЗОВА Знаем/Хотим узнать/Узнали (З-Х-У) Этот прием направлен на исследовательскую деятельность учащихся. Разделим доску или большой лист бумаги на 3 колонки, озаглавленные соответственно “ Знаем ” , ” Хотим узнать ” , ” Узнали ” . Затем мы называем тему и спрашиваем учащихся что они об этом знают. Обсуждения продолжаются пока не выявится главнейшие сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются, их заносим в колонку “ Знаем ” . Затем попросим учащихся сгруппировать идеи по категориям и добавить в каждую еще какие-то идеи. На этом этапе учащиеся наверняка усомнятся. Спорные идеи следует занести в колонку “ Хотим узнать ” и дополнить эту колонку списком того, что они еще хотят узнать по этой теме. После этого читается текст. После чтения просим учащихся записать в колонку “ Узнали ” все то, что они почерпнули из текста. Затем учащиеся сравнивают с тем, что они знали до этого, с тем, что узнали.

Слайд 15

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы, составление плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции и этапы: получение новой информации; ее осмысление; соотнесение новой информации с новыми знаниями; поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время стадии вызова.

Слайд 16

Приемы для стадии ОСМЫСЛЕНИЕ Когда учащиеся припомнили все, что знают, прикинули в чем уверены вполне и в чем сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели, они готовы приступить к следующей стадии, стадии ОСМЫСЛЕНИЕ.

Слайд 17

Приемы для стадии ОСМЫСЛЕНИЕ Система маркировки текста I.N.S.E.R.T. Взаимоопрос Взаимообучение Разработка для самостоятельных занятий Двойные дневники

Слайд 18

Приемы для стадии ОСМЫСЛЕНИЕ Система маркировки текста I.N.S.E.R.T. Этот прием имеет 2 этапа. Только первый из них важен для стадии ОСМЫСЛЕНИЕ. Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: Галочкой отмечается то, что им уже известно - Знаком минус отмечается то, что противоречит их представлениям. + Знаком плюс помечается то, что является для них интересным и неожиданным. ? Вопросительный знак ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельно абзацы и предложения.

Слайд 19

Приемы для стадии ОСМЫСЛЕНИЕ Взаимоопрос Этот методический прием применятся так: 2 ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном. Когда вся информация, содержащаяся в абзаце, обсуждена досконально, они переходят к обсуждению следующего абзаца. Этот прием может применяться и при работе с целым классом. Один вариант: класс читает 1-2 абзаца из текста. Потом книги закрываются, и ученики, на основе прочитанного, по очереди задают учителю вопросы. Затем они меняются ролями и учитель задает вопросы. После нескольких обменов вопросами такого рода, учитель может изменить задание и попросить учащихся предположить, о чем дальше пойдет речь в тексте, и обосновать свои предположения. Второй вариант использования этого приема при работе с классом: разделить учащихся по 3 человека в каждой и предложить поочередно задавать вопросы и отвечать на них.

Слайд 20

Приемы для стадии ОСМЫСЛЕНИЕ Взаимообучение Общеизвестно, что легче всего научиться обучать других. Отсюда и возник прием «взаимообучение». Этот прием лучше всего применим в работе с информативным текстом. Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем им раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя – роль, которая требует от них выполнения 5 определенных действий. Когда абзац прочитан, “ учитель ” делает следующее: Суммирует содержание абзаца; Придумывает вопрос по тексту и просит других ответить на его вопрос; Растолковывает то, что для других осталось неясным; Дает прогноз возможного содержания следующего абзаца; Дает задание на чтение следующего абзаца; Этот прием работает лучше, если настоящий учитель несколько раз продемонстрирует каждой группе в отдельности, как им следует действовать, оказавшись “ учителями ” , а уж потом передаст «бразды» правления учащимся.

Слайд 21

Приемы для стадии ОСМЫСЛЕНИЕ Разработки для самостоятельных занятий Такие разработки помогают направить исследовательскую работу учащихся даже в отсутствии учителя – допустим, когда они получили задание самостоятельно прочитать текст. Внимание учащихся привлекается к определенным деталям, разбросанным в разных местах в тексте. После чтения организуется небольшое групповое обсуждение. Разработки для самостоятельных занятий помогают развивать критическое мышление, если они отвечают следующим требованиям: помогают учащимся заметить достаточно тонкое движение мысли, которое они вряд ли отследили бы сами, - но отнюдь не заменяют при этом тщательного чтения текста; стимулируют критическое и иное мышление высокого порядка на всех этапах служат трамплином для дискуссий или письменной работы, т.е. не замыкаются сами в себе.

Слайд 22

Приемы для стадии ОСМЫСЛЕНИЕ Двойные дневники Двойные дневники дают возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность. Чтобы сделать двойной дневник ученики должны разделить страницу пополам. Слева они записывают, какая часть текста произвела на них наибольшее впечатление. А с правой стороны они должны дать комментарий: что заставило их записать именно эту цитату? Какие мысли она у них вызвала? Какой вопрос у них возник в связи с ней? Читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в дневнике.

Слайд 23

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ функции: выражение новых идей и информации собственными словами; целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем; анализ всего процесса изучения материала; выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация;

Слайд 24

Приемы для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ Многие приемы , которыми пользуются на стадиях ВЫЗОВ и ОСМЫСЛЕНИЕ, логически переходят в стадию РАЗМЫШЛЕНИЯ и достигают там своей кульминации.

Слайд 25

Приемы для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ Парная мозговая атака/Парное подведение итогов Возвращение к ключевым терминам Возвращение к перепутанным логическим цепям Возвращение к кластерам Возвращение к “ Знаем/Хотим узнать/Узнали(З-Х-У) ” Маркировочная таблица Возвращение к разработкам для самостоятельных занятий Думай самостоятельно/в парах/на аудиторию Техника проведения дискуссий “ Оставьте за мной последнее слово ” Десятиминутное сочинение и другие свободные письменные задания Пятиминутное эссе

Слайд 26

Приемы для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ Парная мозговая атака/Парное подведение итогов Пары, которые проводили мозговую атаку, готовясь к чтению текста, теперь могут вернуться к своим записям и сравнить, какие соображения у них были до и какие появились после чтения текста.Они могут составить новый список: что нового они почерпнули из текста

Слайд 27

Приемы для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ Возвращение к ключевым терминам Учащиеся, которые перед чтением текста попросили дать общую трактовку ключевых терминов и предположить, как они будут применятся в конкретном контексте, теперь, после чтения, просят описать, как же они в действительности применяются. В помощь себе они могут расположить термины кластерами.

Слайд 28

Приемы для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ Возвращение к перепутанным логическим цепям Некоторым учащимся давались до чтения разрозненные события или понятия – либо из хронологической цепи, либо из причинно-следственной цепи – и предлагалось сделать прогноз: каков будет правильный порядок. Теперь, после чтения текста, можно проделать то же самое. Каждая пара учащихся должна быть готова объяснить классу, почему они восстановили порядок именно таким образом.

Слайд 29

Приемы для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ Возвращение к кластерам Когда учащиеся работали над кластером, они располагали идеи в виде “ спутника ” , вращающихся вокруг главной темы. Теперь, после чтения текста, пары учащихся могут снова организовать информацию в виде кластеров, которые на сей раз будут отражать уже действительное соотношение понятий и идей – так, как это подано в тексте. Учитель может дать список терминов, которые он хочет увидеть в кластерах. Когда работа закончена, отдельным парам предлагается изложить и аргументировать свой вариант кластеров перед всем классом.

Слайд 30

Приемы для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ Возвращение к “ Знаем/Хотим узнать/Узнали ” Если этот прием использовался до чтения текста, в тетрадях у учащихся имеются три колонки, озаглавленные: “ Знаем ”, ” Хотим узнать ” , ” Узнали ” . Первые две колонки уже заполнены. На стадии РАЗМЫШЛЕНИЯ учитель заполняет на доске последнюю колонку – основываясь на прочитанном тексте. Учащиеся вносят свои предложения вслух. Удобнее, чтобы сначала работа шла по ранее намеченным категориям, затем можно спросить у учащихся, осталось ли что-то неохваченным, быть может, даже следует добавить новые категории на основе прочитанного. Как вариант, вместо работы со всем классом, можно предложить сделать это парами.

Слайд 31

Приемы для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ Возвращение к “ Знаем/Хотим узнать/Узнали ” Если при чтении текста учащиеся маркировали его по системе I.N.S.E.R.T. , теперь составляют таблицу, внося в колонки по 3-4 пункта: в колонку с галочкой – то, что им было известно; в колонку со знаком «минус» – то, что пошло в разрез с их представлениями; в колонку со знаком плюс – то, что явилось для них интересным и неожиданным; в колонку с вопросительным знаком – то, что осталось непонятным или требует дальнейших исследований.

Слайд 32

Приемы для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ Возвращение к разработкам для самостоятельных заданий Если учебное пособие составлено грамотно, оно с самого начала предлагает учащимся собрать информацию, рассыпанную в разных местах текста на протяжении всего текста. Теперь стоит подытожить сделанное, т.к. учащиеся наверняка собрали не одно и тоже (мнения могут быть быть самые разноречивые, и они наверняка выльются в оживленную дискуссию).

Слайд 33

Приемы для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ Возвращение к двойным дневникам. После чтения текста, на стадии размышления, учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками. Учитель предлагает им последовательно разобрать текст и поделиться замечаниями, которые они делали к каждой странице. Учитель должен заранее подготовить свои комментарии. Чтобы привлечь внимание учащихся к тем разделам текста, которые он хочет обсудить непременно.

Слайд 34

Приемы для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ Думай самостоятельно/в парах/на аудиторию Учитель заранее готовит вопрос, обычно “ открытый ” , провоцирующий на длительное размышление и просит отдельных учащихся написать короткие ответы. Затем учащиеся, разбившись на пары, делятся друг с другом своими соображениями и стараются выработать единый, включающий оба мнения ответ. И, наконец, учитель просит несколько пар за 30 секунд изложить классу краткий итог своей работы.

Слайд 35

Приемы для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ Техника проведения дискуссии Лучше всего проходят дискуссии, тему и направленность которых создают сами ученики, их природная любознательность. Роль учителя: критико-стимулирующая. Дж.Т.Диллон (1988) определил 4 приема, которые использует учитель, чтобы дискуссия не “ буксовала ” и оставалась при этом в руках учеников: 1.Утверждение. Это способ отреагировать, подтвердить понимание или выразить недоумение по поводу сказанного. 2.Вопросы. Учащиеся будут с большим энтузиазмом обсуждать свои вопросы, поэтому их надо всячески на эти вопросы провоцировать. 3.Сигналы. Поскольку комментарии учителя зачастую оказываются чересчур весомыми, лучше руководить дискуссией с помощью жестов и сигналов, и ничего не произносить вслух. 4.Молчание. Молчание, длящееся 3-4 или 5 секунд, - могучий стимул заполнить паузу. Если её не заполняет учитель, добровольцы найдутся обязательно.

Слайд 36

Приемы для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ Оставьте за мной последнее слово Этот прием дает основу для обсуждения текста любого плана: повествовательного или описательного. Хорош для включения в общую дискуссию тихих и неактивных учащихся. Прием состоит в следующем: 1. Учащихся просят во время чтения найти несколько отрывков, которые они считают особенно интересными, достойными комментария. 2.Выписывают цитату, не забыв пометить страницу. 3.На обратной стороне пишут свой комментарий. 4.На следующий день учитель вызывает кого-то прочесть выписанное. 5.Когда цитата прочитана, учитель приглашает остальных как-то на нее отреагировать или прокомментировать её. Может дать свой комментарий. 6.В заключении учитель просит учащегося, который выбрал цитату, прочитать собственный комментарий. Вот тут-то и вступает в действие правило “ За ним последнее слово ” . Никакого продолжения дискуссии не будет. 7.Вызывается следующий учащийся с его цитатой и круг начинается сызнова.

Слайд 37

Приемы для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ Десятиминутное сочинение и другие свободные письменные задания Учитель просит учащихся в течение десяти минут написать эссе на конкретную тему (совпадающую с темой предыдущего обсуждения или проработанного текста). Процесс свободного письма как таковой может открыть творческие глубины, которые при спланированном, продуманном письме остаются закрытыми. После свободного эссе предлагается учащимся - не каждый раз, а время от времени – посмотреть написанное, выделить основополагающие идеи и написать новое сочинение, используя эти идеи как стержень и отметая все лишнее.

Слайд 38

Приемы для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ Пятиминутное эссе Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в головах учеников. Конкретно учащихся просят выполнить следующие два задания: написать, что они узнали по данной теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Учитель сразу же собирает работы и может использовать их при планировании следующего урока.

Слайд 39

Заключение Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления

Понимая тенденции развития современного общества, я постепенно стала внедрять на занятиях технологию развития критического мышления. На мой взгляд, самое важное в этой технологии – большая самостоятел...

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Данная статья  о работе в технологии развития критического мышления которая приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании общих и профессиональных компетенций выпускника среднего...

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

настоящее время вопрос модернизации системы образования в России волнует очень многих. Это не удивительно, так как от того, как он будет решен, во многом зависит дальнейшая судьба России.Федеральный г...

3 Тема практического занятия: ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

МДК «Теоретические основы обучения  в начальных классах»...

"Современные образовательные технологии.Технология развития критического мышления. Приём ЗИГЗАГ"

Современное образование требует активных форм общения обучающихся с информационным полем.В этом учителям и преподавателям призваны помочь образовательные технологии.Печатный документ содержит краткое ...

Технология развития критического мышления; личностно-ориентированная технология И.С. Якиманская.

Технология развития критического мышления;  личностно-ориентированная технология И.С. Якиманская....