Рабочая программа учебной дисциплины "Основы информационной экономики"
рабочая программа по теме

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы информационной экономики" разработана для специальности 080108 "Банковское дело"среднего профессионального образования (базовый уровень), и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по данной специальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ СПО «Калужский колледж информационных технологий и управления»

Рабочая программа по дисциплине

«Основы информационной экономики»

Калуга


Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы информационной экономики" разработана для специальности 080108 "Банковское дело" среднего профессионального образования (базовый уровень), и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по данной специальности.

Современная научно-техническая революция коренным образом изменила положение информации в системе факторов общественного производства, выдвинув ее в ряд ведущих предметов труда, решающих средств труда, а так же важнейших продуктов человеческого труда.

Поэтому, становление информационного технологического способа производства, идущего на смену индустриальному, выдвигает перед современной наукой проблему комплексного осмысления процессов производства и потребления информации, а так же ее общественного движения в системе экономических отношений мирового хозяйства.

В связи с этим, лавной целью дисциплины являются изучение теоретических основ информационной экономики и производство экономической информации нового качества.

В программе учебной дисциплины предусмотрено изучение класса задач, решаемых с помощью встроенных функций финансового анализа системы электронных таблиц.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

знать:

- общие сведения об информационной экономике в целом и информационной экономике в России

- особенности информационных ресурсов, рынков информации, производства информационного продукта и маркетинга научно-технической информации

уметь:

- производить информационный продукт.

Примерная программа рассчитана на 64 часа (из них 20 часов - практические занятия) для базового уровня профессионального образования.

Важным элементом в учебной программе дисциплины являются практические занятия, основанные на количественном анализе в Excel.

Дисциплина заканчивается  контрольной работой в V семестре.


Тематический план

Наименование разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка студента

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная

 работа

студента

Всего

В т.ч. практические и лабораторные занятия

Введение

3

2

-

1

Раздел 1. Информационная экономика как новая отрасль научного знания

18

12

6

Тема 1.1. Общие сведения об информационной экономике

12

8

4

Тема 1.2. Информационная экономика в России

6

4

2

Раздел 2. Информация на рынке информационных услуг

75

50

20

25

Тема 2.1. Информация как экономическая категори я

9

6

3

Тема 2.2. Рынок информации

12

8

4

Тема 2.3. Производство информационного продукта

42

28

20

14

Тема 2.4. Основы маркетинга научно-технической информации

12

8

4

Всего по дисциплине:

96

64

20

32


Содержание дисциплины

Введение

Студент должен:

иметь представление:

- о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы.

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь информационной экономики с сопредельными областями и отраслями научных знаний.  

Раздел 1. Информационная экономика как новая отрасль научного знания

Тема 1.1. Общие сведения об информационной экономике

Студент должен:

знать:

- понятие информационной экономики и критерии ее определения;

- источники становления информационной экономики;

- этапы развития информационной экономики;

- перспективы развития информационной экономики с позиции  экономической теории.

Понятие информационной экономики. Критерии информационной экономики. Источники становления информационной экономики. Этапы развития информационной экономики. Перспективы развития информационной экономики с позиции экономической теории.

Тема 1.2. Информационная экономика в России

Студент должен:

знать:

- особенности информационной экономики в России и перспективы ее развития.

Особенности и информационной экономики в России. Перспективы информационной экономики в России.

Раздел 2. Информация на рынке информационных услуг

Тема 2.1. Информация как экономическая категория

Студент должен:

знать:

- определение понятия  информации и его терминологический ряд;

- подходы к определению сущности информации;

- аспекты проявления информации в экономике;

- особенности информационных ресурсов, отличающие их от традиционных;

- основные свойства информационных ресурсов;

- категории информации как экономического объекта.

Понятие информации. Терминологический ряд понятия информации. Подходы к определению сущности информации. Аспекты проявления информации в экономике. Особенности информационных ресурсов, отличающие его от традиционных  ресурсов. Основные свойства информационных ресурсов. Категории информации как экономического объекта.

Тема 2.2. Рынок информации

Студент должен:

знать:

- понятие и виды информационного товара (продукта);

- понятие рынка информационных услуг и его области, участников;

- спрос, предложение и ценообразование на рынке информационных услуг;

- особенности структуры и регулирования информационного рынка.

Понятие и виды информационного товара (продукта). Понятие рынка информационных услуг. Области современного информационного рынка. Основные участники рынка информационных услуг. Спрос, предложение и ценообразование на рынке информационных услуг. Особенности структуры и регулирования информационного рынка.

Тема 2.3. Производство информационного продукта

Студент должен:

знать:

- понятие информационного производства, этапы его становления;

- основы регулирования информационного производства, его финансирования и налогово-кредитного регулирования.

уметь:

- производить информационный продукт.

Информационное производство как особое звено материального производства. Становление информационного производства. Особенности предприятий, занятых производством информации.

Общие основы регулирования информационного производства. Проблемы интеллектуальной собственности. Проблемы финансирования информационного производства. Налогово-кредитное регулирование информационного производства. Территориальные аспекты регулирования информационного производства.

Практические занятия

Тема 2.4. Основы маркетинга научно-технической информации

Студент должен:

знать:

- основные принципы маркетинга научно-технической информации.

Маркетинг информационных продуктов. Информационные барьеры. Основные принципы маркетинга научно-технической информации. Разработка маркетинговой стратегии.


Перечень практических занятий

темы

Название темы

Название практического занятия

Кол-во часов

2.3

Производство информационного продукта

  1. Решение одноиндексных задач линейного программирования в MS Excel
  2. Решение двуиндексных задач линейного программирования в MS Excel. Транспортная задача.
  3. Решение двуиндексных задач линейного программирования в MS Excel. Задача  о назначениях

6

8

6

Всего:

20


Самостоятельная работа

Наименование разделов

Количество часов на самостоятельную работу

Введение

1

Раздел 1. Информационная экономика как новая отрасль научного знания. Сообщения по темам: «Информационная экономика как новая отрасль научного знания», «Информационная экономика в России»

6

Раздел 2. Информация на рынке информационных услуг. Сообщения по темам: «Информация как экономическая категория», «Рынок информации», «Производство информационного продукта», «Основы маркетинга научно-технической информации»

25

Всего:

32


Темы творческих заданий по дисциплине

«Информационная экономика»

  1. Теория переходной экономики и реальности экономического кризиса в России.
  2. Имитационное моделирование экономической динамики российских регионов.
  3. Мирохозяйственные противоречия информационного производства и технико-экономическая безопасность.
  4. Формы обобществления информационного производства.

Вопросы к зачету

  1. Содержание дисциплины и ее задачи. Связь информационной экономики с сопредельными областями и отраслями научных знаний.  
  2. Понятие информационной экономики. Критерии информационной экономики.
  3. Источники становления информационной экономики. Этапы развития информационной экономики.
  4. Перспективы развития информационной экономики с позиции экономической теории.
  5. Особенности и информационной экономики в России. Перспективы информационной экономики в России.
  6. Понятие информации. Терминологический ряд понятия информации.
  7. Подходы к определению сущности информации. Аспекты проявления информации в экономике.
  8. Особенности информационных ресурсов, отличающие его от традиционных  ресурсов.
  9. Основные свойства информационных ресурсов.
  10. Категории информации как экономического объекта.
  11. Понятие и виды информационного товара (продукта).
  12. Понятие рынка информационных услуг. Области современного информационного рынка.
  13. Основные участники рынка информационных услуг.
  14. Спрос, предложение и ценообразование на рынке информационных услуг. Особенности структуры и регулирования информационного рынка.
  15. Информационное производство как особое звено материального производства. Становление информационного производства. Особенности предприятий, занятых производством информации.
  16. Общие основы регулирования информационного производства.
  17. Проблемы интеллектуальной собственности.
  18. Проблемы финансирования информационного производства.
  19. Налогово-кредитное регулирование информационного производства.
  20. Территориальные аспекты регулирования информационного производства.
  21. Маркетинг информационных продуктов. Информационные барьеры.
  22. Основные принципы маркетинга научно-технической информации.
  23. Разработка маркетинговой стратегии.

Список литературы

Основная

  1. Корнейчук Б. В. Информационная экономика. Учебное пособие.-СПб.:Питер,2006.-400 с.
  2. Тагаров.Б.Ж. Стадии становления информационной экономики. Информационная экономика: теория и практика.
  3. Мунтиян В.И. Основы теории информационной модели экономики.- Киев: издательство «КВИЦ». – 368с.: 10 ил.
  4. Нижегородцев Р. М. Информационная экономика. Книга 1. Информационная Вселенная: Информационные основы экономического роста. Москва – Кострома, 2002. – 163 с

Дополнительная

  1. Нижегородцев Р. М. Информационная экономика. Книга 2. Управление беспорядком: Экономические основы производства и обращения информации. Москва – Кострома, 2002. – 173 с.
  2. Нижегородцев Р. М. Информационная экономика. Книга 3. Взгляд в Зазеркалье: Технико-экономическая динамика кризисной экономики России. Москва – Кострома, 2002. – 179 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины " Информационные технологии в профессиональной деятельности" по специальности 040401 Социальная работа

        Рабочая программа учебной дисциплины  "Информационные технологии в профессиональной деятельности" является частью  основной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информационные технологии в профессиональной деятельности»для специальности250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» технологии в профе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности "Операционная деятельность в логистике"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫОП.06 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программыпо сп...

Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электро

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  профессии 08.01.18 Электромонтажник ...