Учебно-методическое пособие
методическая разработка на тему

Лукашина Лариса Адольфовна

 

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»

ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
СПБ РХПЛ  ЛУКАШИНОЙ Л.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobiya.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Санкт-Петербургский Реставрационно-Художественный

профессиональный лицей

Рассмотрено и принято

на заседании Педагогического Совета

ГБОУ НПО СПб РХПЛ

Протокол №__2___от «_30____»____08____201_2__г.

УТВЕРЖДАЮ

Председатель Педагогического Совета

Директор ГБОУ НПО СПб РХПЛ

__________подпись________________В.Н.Коровин

«__30___»_________08________________201_2__г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»

ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
СПБ РХПЛ  ЛУКАШИНОЙ Л.А.

Санкт – Петербург

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Предлагаемое пособие содержит методические рекомендации и задания практических занятий по дисциплине «Основы экономики», входящей в курс обществознания старших классов основного общего (полного) образования.

        В нём излагаются возможные варианты занятий, целью которых является получение учащимися начальных представлений о принципах функционирования рыночной экономики и усвоение базовых концепций экономической теории.

        Темы занятий затрагивают базовые экономические понятия, без усвоения которых невозможно более глубокое изучение экономической науки. В частности, на понимании концепции ограниченности ресурсов базируется вся система современных представлений о предмете и целях экономической науки; уяснение механизма воздействия спроса и предложения абсолютно необходимо для выработки ясной картины функционирования рынка. Рассмотрение понятия «экономическая система», обсуждение экономических целей, которые общество ставит перед собой, и методов, которыми каждая система достигает поставленных целей, необходимо для формирования целостного представления учащихся об экономике, выработки ясной картины окружающего мира.

        Хочу выразить особую благодарность и глубокую признательность преподавателям Санкт-Петербургского центра экономического образования при Российском Государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена МИХЕЕВОЙ Светлане Александровне, СВАХИНУ Алексею Сергеевичу и ШЕРЕМЕТОВОЙ Вере Владимировне за помощь в подборе материалов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»

ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
СПБ РХПЛ  ЛУКАШИНОЙ Л.А.

Прочитайте, законспектируйте и выучите темы уроков: Предмет экономической науки. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Виды ресурсов. Проблемы выбора. (Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)

Выполните тестовое задание.

Совместите основные термины экономики с ниже перечисленными понятиями.

Например: А – 5, Б – 7 и т.д.

А. Экономические проблемы.

Б. Производственные ресурсы.

В. Труд.

Г. Капитал.

Д. Земля.

Е. Предпринимательский талант.

Ж. Потребительские товары.

З. Средства производства.

И. Кривая производственных возможностей.

К. Альтернативные издержки.

ПОНЯТИЯ

Естественные ресурсы (пахотные земли, полезные ископаемые, водные ресурсы).

 Кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов.

Оборудование, орудия труда, машины, сырьё, с помощью которых производят товары и услуги.

Способность человека рационально использовать производственные ресурсы, принимать рациональные решения, активно участвовать в инновационных процессах, уметь рисковать и выигрывать.

Издержки, связанные с выбором варианта использования производственных ресурсов, которые измеряются потерями вследствие отказа от альтернативных вариантов применения упомянутых ресурсов.

Товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности людей.

Факторы производства, которые используются в процессе производства товаров и услуг.

Физические и умственные способности человека, которые затрачиваются при производстве товаров и услуг.

Созданные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг и косвенно удовлетворяют потребности людей.

Что производить, как и для кого?

Критерии оценок: 0-1 ошибки – 5 баллов; 2-3 ошибки – 4 балла; 4-5 ошибок – 3 балла, больше 5-ти неправильных ответов – 0 баллов.

2.1. Прочитайте, законспектируйте и выучите темы уроков: Экономические системы. Экономические цели общества.  (Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)

2.2. Выполните тестовое задание.

Ниже перечислены высказывания, описывающие различные виды экономической деятельности. Классифицируйте их в зависимости от типа экономической системы, к которой они, на Ваш взгляд, относятся:

Т – «традиционная», К – «командная», Р – «рыночная».

Поставьте только одну букву против каждого высказывания, например:

5 – Т, 10 – К и т.д.

В деревне рабочий день летом длится с восхода до заката. Каждое утро на рассвете хозяева выгоняют коров пастись.

Очень сложно было найти квалифицированных рабочих. Хорошо обученных людей просто не хватало. Джон решил установить в своей фирме минимальную зарплату в пять долларов в час, что вдвое превышало средние расценки конкурентов.

Практика предоставления некоторым отраслям промышленности преимущественного права использовать дефицитное сырьё привела к ускоренному экономическому росту.

Люди, за которыми я наблюдал, питались только мясом тюленя и не делали никаких попыток охотиться на многочисленных оленей. Сначала я подумал, что существует какое-нибудь табу, запрещающее им убивать оленей, Они же сказали, что это не так. Просто они никогда не охотились на оленей на льду и не думали, что это возможно…

По распоряжению главы государства впредь до дальнейших указаний в стране были прекращены все виды банковских операций.

Держать цены под контролем было трудно. На Службу Ценового управления, созданную для того, чтобы держать цены в узде, устанавливая потолок для огромного числа товаров повышенного спроса, легло тяжёлое бремя…

Плата за размещение рекламы на телевидении зависит от времени суток, в которое она транслируется в эфире.

В родовой общине старейшины получают большее количество произведённого продукта, нежели молодые члены общины, хотя их трудовой вклад существенно меньше…

При выборе профессии молодые люди часто идут по стопам своих родителей…

Как правило, товары в коммерческих киосках дешевле, чем в магазине, но дороже, чем у бабушек, торгующих на улице…

При значительном увеличении объёма закупки товара продавцы обычно идут на определённые уступки в цене.

Установлены ограничения на экспорт стратегических ресурсов и сырья…

Очень много жителей города Павлово-на-Оке выращивают комнатные лимоны…

В экономике существует система обязательных отчислений в пенсионный фонд…

В период продразвёрстки крестьяне были обязаны сдавать хлеб государству…

Критерии оценок: 0-1 ошибки – 5 баллов; 2-3 ошибки – 4 балла; 4-5 ошибок – 3 балла, больше 5-ти неправильных ответов – 0 баллов.

2.3. Самостоятельно заполните таблицу «Сравнительные характеристики экономических систем» по заданным условиям:

Эк.системы/Характеристики

Форма собственности на средства производства

Методы мотивации людей к труду (стимулы)

Механизм обеспечения экономической информацией

Способ принятия управленческих решений

Рыночная система

Командная (плановая) система

Традиционная система

2.4.Самостоятельно найдите информацию в Интернете, СМИ, библиотеке и напечатайте доклад по любой стране, ответив на следующие вопросы:

А) Политическая власть в стране; Б) Географическое положение; В) Экономика страны; Г) Население; Д) Современные проблемы.

Сделайте самостоятельный вывод: к какой экономической системе относится данная страна?

Объём доклада – 2-3 страницы.

3.1 . Прочитайте, законспектируйте и выучите темы уроков: Механизм рыночных отношений. Спрос и предложение. Дефицит и избыток.

(Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)

3.2. Выполните следующее упражнение.

ПОТОЛОК   ЦЕН

Спрос и предложение в столовой нашего лицея на обеды заданы в виде следующей таблицы:

Цена (руб)

10

30

60

90

Величина спроса (шт.)

90

70

40

10

Величина предложения (шт.)

0

10

70

130

А. Постройте графики спроса и предложения на обеды. Назовите равновесную цену обедов и какое количество обедов будет продано по этой цене?

Сделайте вывод: равно ли количество спрашиваемых обедов проданным и почему?

Б. Директор лицея, по многочисленным просьбам учащихся, своим приказом установил "потолок" цен на обеды в сумме 40 рублей. Чему будут равны величины спроса и предложения при этой цене?

Сколько учащихся пожелают приобрести обеды по этой цене и сколько учащихся уйдут домой голодными?

Как экономисты называют такую ситуацию?

4.1.  Прочитайте, законспектируйте и выучите темы уроков: Собственность. Основы предпринимательства в РФ. (Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)

4.2. С амостоятельно составьте "Схему субъектов предпринимательского права РФ".

5.1. Прочитайте, законспектируйте и выучите темы уроков: Конкуренция и рыночные структуры. (Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)

5.2. Самостоятельно заполните таблицу "Характерные черты основных типов рынка" по заданным условиям:

Характерная черта/Модель рынка

Чистая (совершенная) конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

Тип продукта

Контроль над ценой

Условия вступления на рынок

Экономическая информация

Примеры рынков

6.1.  Прочитайте, законспектируйте и выучите темы уроков: Инфляция. Формы инфляции, причины её возникновения и меры государственной борьбы. (Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)

6.2. Самостоятельно выполните задание "Индекс потребительских цен" по заданным условиям:

Средний потребитель маленького городка в течение каждого года покупает набор, который включает в себя только три продукта: чай, сахар и баранки.

Но за три года цены на эти продукты меняются в ту или иную сторону. Применяя формулу индекса потребительских цен выясните: Была ли инфляция в первом и втором годах исследования по сравнению с базовым годом и сколько процентов?

Продукты/Показатели

Количество потребляемых продуктов (кг)

Цена 1кг в базовом году (руб)

Цена 1кг в году первом (руб)

Цена 1кг в году втором (руб)

ЧАЙ

10

15,00

13,00

12,00

САХАР

50

3,50

4,00

5,00

БАРАНКИ

80

1,00

1,50

2,00

7.1. Прочитайте, законспектируйте и выучите темы уроков: Деньги и банковская система. Функции банков. (Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)

7.2. Самостоятельно выполните задание "Прибыль банкира" по заданным условиям:

Банк "Олимпия" за хранение 5-ти рублей в день платит вкладчику 1 рубль, а за предоставление займа в размере 5-ти рублей в день банк берёт с кредитора плату в 2 рубля. Чему будет равен доход банка за один день, если были совершены следующие операции:

Фамилия вкладчика

Сумма вклада (руб)

Сумма возврата вкладчику (руб)

Фамилия заёмщика

Сумма займа (руб)

Сумма возврата кредита банку (руб)

Петров

10

?

Иванов

15

?

Сидоров

20

?

Смирнов

5

?

Николаев

15

?

Кузнецов

30

?

ВСЕГО:

8.1. Прочитайте, законспектируйте и выучите темы уроков: Экономика и государство. Государственные финансы. (Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)

8.2. Выполните тестовое задание.

ГАЗЕТНЫЕ ЗАГОЛОВКИ

Внимательно прочитайте заголовки и определите: Какую функцию выполняет государство в каждом конкретном случае?


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Создание законодательной  и социальной базы.

Поддержание конкуренции.

Предоставление общественных товаров и услуг.

Перераспределение доходов и богатства.

Корректировка внешних эффектов.

Стабилизация экономики.

Проставьте напротив номера каждого заголовка номер функции, например 3 — 3; 10 — 6 и т. д.

Государственная Дума принимает Закон о борьбе с преступностью; городские власти планируют наём дополнительных полицейских сил.

Администрация Санкт-Петербурга собирается предъявить табачным фабрикам судебный иск о возмещении расходов на здравоохранение.

Комиссия по безопасности продуктов потребления отзывает юбки, сделанные в Китае.

Федеральная Антимонопольная Служба РФ выясняет, имеет ли место сговор производителей бензина на автозаправках для роста цен.

Страховая фирма оформляет иск, обвиняя банк в предъявлении фальшивых документов.

Ставки процента по кредиту, вероятно, повысятся, несмотря на данные об инфляции.

Государство собирается в следующем году увеличить расходы на образование.

Служба по охране окружающей среды поддержала петицию местных органов управления об ужесточении нормативов на автомобильные выхлопы.

Группа экономистов убеждает Центральный банк не предпринимать немедленных мер против инфляции.

Производитель самолётов намеревается уволить 4400 человек и закрыть крупный оборонный завод.

Выплаты в рамках социальной безопасности в следующем году вырастут на 4% и пособие на поддержание прожиточного минимума будет увеличено.

Законодательные органы поддержали увеличение ставки подоходного налога применительно к получателям наиболее высокой заработной платы.

Критерии оценок: 0-1 ошибки – 5 баллов; 2-3 ошибки – 4 балла; 4-5 ошибок – 3 балла, больше 5-ти неправильных ответов – 0 баллов.

Прочитайте, законспектируйте и выучите темы уроков: Экономический рост. Валовой внутренний продукт.(Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)

Самостоятельно заполните пустые графы приведённой ниже таблицы «Экономика страны за 10 лет», применяя формулы расчётов реального ВВП, реального ВВП на душу населения, темпа экономического роста и темпа роста уровня жизни по заданным условиям:

Год

Номин.ВВП(млрд.руб)

Индекс цен(%)

Численность населения (млн.чел)

Реальный ВВП

Реальный ВВП на душу населения

Темп экономич. Роста (%)

Темп роста уровня жизни

1

3800

65

110

2

5000

85

112

3

6200

100

114

4

8000

125

116

5

12000

185

118

6

19200

300

120

7

26500

400

122

8

35000

502

124

9

97300

1320

126

10

192000

2447

128

Заполнив все графы таблицы, сделайте выводы по экономическому развитию страны, ответив на вопросы:

А. Почему, несмотря на постоянный рост реального ВВП, уровень жизни населения периодически снижался?

Б. Могли бы Вы самостоятельно определить какой год из десяти является базовым и почему?

В. Всегда ли наблюдался экономический рост и в чём причины его замедления?

Прочитайте, законспектируйте и выучите темы уроков: Мировое хозяйство. Международное хозяйство. Переход к рыночной экономики в России. (Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)

Самостоятельно найдите информацию в Интернете, СМИ, библиотеке и напечатайте реферат на любую, выбранную Вами тему из изученных в п.10.1. Объём реферата 5-10 страниц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для студентов первого курса средних профессиональных учебных заведений по теме "Решение показательных уравнений".

Данное методическое пособие охватывает материал по теме: «Решение показательных уравнений». При решении задач по предложенной теме студенту необходимо владеть комплексом умений, а также новыми знаниям...

Учебно-методическое пособие "Рекомендации для студентов медицинского колледжа по написанию учебной истории болезни ребёнка".

Методические рекомендации "Написание учебной истории болезни ребёнка" имеют своей целью обучение студентов медицинского колледжа ведению медицинской документации в условиях практического здравоохранен...

Учебно-методическое пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины Химия, Естествознание (Химия)

Учебно-метдическое пособие содержит:1. Результаты выполнения самостоятельных работ, подлежащие проверке  2. Оценку результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов  3. М...

Учебно-методическое пособие по Основам учебно-исследовательской деятельности

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по профессиям 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, 23.01.03 Автомеханик, 19.01.17 Повар, кондитер содержит ре...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АУДИРОВАНИЮ по учебной дисциплине Иностранный язык

Обучение аудированию и контроль понимания прослушанного текста является важной частью обучения английскому языку: этот вид речевой деятельности входит в формат единого государственного экзамена. Обуча...

Учебно - методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений " ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по МДК 05.01 Технология работ по профессии Кассир"

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо МДК 05.01 Технология работ по профессии КассирПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих учебно - методическое пособие для с...

Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине "История исполнительского искусства"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКурс «История исполнительства на народных инструментах» является составной частью подготовки преподавателей, исполнителей, руководителей оркестров и инструментальных а...