Методическая разработка урока по предмету "Экономика предприятия". Тема "Факторы прибыли"
методическая разработка на тему

Есюнина Светлана Анатольевна

В ходе урока учащиеся закрепляют материал о процессе формирования прибыли и в процессе решения практических задач изучают как и под действием каких факторов изменяется прибыль предприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_pribyl_predpriyatiya.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ НПО «Профессиональный лицей №67»

Методическая разработка урока

 теоретического обучения

по предмету «Экономика отрасли и предприятия»

по теме «Факторы прибыли»

Разработала  Есюнина С. А.

преподаватель 1 категории

Ильинский, 2010

Пояснительная записка

Тема «Факторы прибыли предприятия» предназначена для изучения учащимися по профессии «Коммерсант в торговле» на  4 курсе. Она изучается в рамках предмета «Экономика отрасли и предприятия». Учащиеся должны не только уметь определять размер прибыли предприятия, но и выявлять причины, её изменения. Данная тема способствует формированию аналитического мышления и развитию информационной компетенции учащихся.

Основной образовательной целью урока является формирование знаний о факторах, влияющих на прибыль предприятия.

Для реализации основной образовательной цели используются методы проблемного обучения – постановка проблемного вопроса и эвристическая беседа. Эти методы способствуют развитию исследовательской и информационной компетенции, т.к. направлены на формирование аналитического мышления.

Постановка проблемного вопроса на этапе определения темы и целей урока мотивирует учащихся на учебно-познавательскую деятельность.

Актуализация знаний предполагает закрепления знаний о видах прибыли. Этот этап урока реализуется через решение тестового задания на соотношение и задания на дополнение схемы. Данные задания способствуют формированию информационной компетенции учащихся, которая проявляется в умении отбирать необходимую информацию и анализировать её. Коллективная работа при выполнении задания №2. Способствует воспитанию толерантности и активности.

Профессиональной компетенции – умение рассчитать прибыль предприятия проявляется на этапе формирование умений и навыков. Практические задания выполняются индивидуально, что способствует воспитанию активности и ответственности.

На этапе формирования новых знаний используется метод эвристической беседы, в ходе которой происходит активная работа над информационной компетенцией, т.е. умением анализировать, систематизировать и преобразовывать информацию. Развиваются навыки классификации информации. В ходе беседы учащиеся активно отстаивают свою точку зрения.. это способствует развитию коммуникативной компетенции.

В конце урока учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.

        

Тема урока: «Факторы прибыли »

Цели:

Обучающая:  

  • закрепить знания учащихся о видах прибыли;
  • методах ее расчета;
  • способствовать формированию знаний о факторах, влияющих на прибыль предприятия.

Воспитательная:  способствовать воспитанию толерантности, ответственности, активности.

Развивающая:  способствовать развитию аналитического мышления;  продолжить формирование умения организовывать работу в группе.

Тип урока:  комбинированный

Методы обучения: репродуктивный, частично – поисковый (эвристическая беседа)

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

 Межпредметные связи: Основы бухгалтерского учета, математика, налогообложение.

Комплексно – методическое обеспечение урока:

1. Таблицы:

А) Сводный отчет о прибыли фирмы

Б) Расчет прибыли

В) Оценка результатов работы

2. Схема «Формирование прибыли»

3. Карточки с описанием события.

4. Презентация.

 

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Обоснование значения темы и цели урока. Мотивация.

3. Актуализация знаний

4. Формирование умений и закрепление их путем упражнений.

5. Формирование новых знаний.

6. Закрепление знаний.

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • Термины – прибыль, себестоимость,
  • Виды прибыли
  • Группы факторов прибыли

Учащиеся должны уметь:

  • Вычислять чистую прибыль;
  • Определять влияние факторов на размер чистой прибыли.

План – конспект урока

  1. Организационный момент

– приветствие;
– проверка явки учащихся;
– проверка готовности учащихся к занятию

  1.  Обоснование значения темы и цели урока. Мотивация.

Деятельность преподавателя на этом этапе урока заключается в подведении учащихся к

На прошлом уроке мы  с вами начали изучать тему « Прибыль предприятия» и выяснили, что все коммерческие фирмы создаются для того, чтобы получать … прибыль. Мы изучили виды прибыли и методику её расчета.

Но почему одни фирмы процветают, а другие  становятся банкротами?  Какие факторы обеспечивают успех или поражение фирмы?

( Учащиеся высказывают возможные причины прибыльности предприятия)

        Молодцы! Вы совершенно верно отметили, что на прибыль предприятия влияют… Я предлагаю вам сегодня на уроке выяснить какие факторы влияют на величину прибыли предприятия.

        Тема урока « Факторы прибыли»

        Цель нашей работы сегодня:

  • закрепить знания учащихся о видах прибыли и методах ее расчета;
  • выявить какие факторы влияют на величину прибыли предприятия.

  1. Актуализация знаний

Преподаватель рассказывает учащимся о форме проведения занятия, раздает бланки «Оценка результатов работы»  ( приложение 1)и инструктирует о порядке его заполнения.

Деятельность учащихся: Все учащиеся разделены на группы – фирмы. Каждый учащийся является филиалом данной фирмы. В группе (фирме) выбирают консультанта (президента фирмы).

Задание № 1

Преподаватель раздает карточки с заданием и инструктирует учащихся о порядке его выполнения.

Деятельность учащихся: каждый учащийся самостоятельно в тетради выполняет задание.

  1. Стимул: Для расчета прибыли учащиеся должны знать термины внереализационные расходы, внереализационные доходы, чистая прибыль, прибыль, себестоимость.
  2. Формулировка задания: Подберите к каждому определению соответствующий термин. Запишите ответ в тетради в виде 1-А; 2-Б и т.д.
  3. Информация, необходимая для решения данной задачи.
  1. Карточка с заданием.
  2. Конспект лекций.

Определение

Термин

1

Превышение выручки от продажи товара над суммарными затратами на его изготовление и реализацию.

А

Себестоимость

2

Сумма затрат на производство и реализацию товара.

Б

Внереализационные доходы

3

Расходы, не связанные с производством и реализацией товара и имущественных прав

В

Прибыль

4

Доходы, не связанные с производством и реализацией товара и имущественных прав

Г

Чистая прибыль

5

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после вычета налога на прибыль

Д

Внереализационные расходы

4. Форма предъявления результатов:

1 – В;   2 – А; 3 – Д; 4 – Б; 5 – Г.

5. Оценка деятельности:

В бланке «Оценка результатов работы» в графе «количество баллов» по строке «задание №1» указывается количество правильных ответов.

Задание № 2

Преподаватель раздает карточки с заданием № 2 (приложение  2) и инструктирует учащихся о порядке его выполнения.

Деятельность учащихся: Учащиеся совместно в группе определяют каких элементов не хватает в схеме и дописывают их .

  1. Стимул: Для расчета прибыли учащиеся должны вспомнить схему формирования прибыли.
  2. Формулировка задания: Добавьте недостающие элементы  в схему «Формирование прибыли»
  3. Информация, необходимая для решения данной задачи.
  1. Карточка со схемой «Формирование и распределение прибыли» (приложение  2)
  2. Конспект лекций.

4. Форма предъявления результатов:

(приложение 3).

5. Оценка деятельности:

В бланке «Оценка результатов работы» в графе «количество баллов» по строке «задание №2» указывается количество правильных ответов.

  1. Формирование умений и закрепление их путем упражнений.

Задание № 3

Преподаватель раздает бланки «Расчет прибыли» (приложение 4).

 и инструктирует учащихся о порядке его выполнения. Напоминает формулу расчета прибыли.

Деятельность учащихся: Учащимся выдаются бланки «Расчет прибыли» (приложение 4).

Фирма выбирает карточку с каким – либо событием (приложение 5). Учащиеся индивидуально рассчитывают величину прибыли, исходя из условий события. Президент контролирует правильность выполняемых расчетов и консультирует  учащихся при возникновении затруднений. Данная операция повторяется 3 раза. Каждый раз учащиеся рассчитывают  изменение прибыли.

1. Стимул: Отработать навык расчёта прибыли.

2. Формулировка задания: Рассчитайте величину прибыли, учитывая условия ситуации, описанной в карточке.

3. Информация, необходимая для решения данной задачи.

  1. Карточка с описанием события.
  2. Бланк «Расчет прибыли».

4. Форма предъявления результатов:

- заполненный бланк « Расчет прибыли»

5. Оценка деятельности:

В бланк «Оценка результатов работы» заносится количество правильных ответов.

  1. Формирование новых знаний.

Преподаватель задает наводящие вопросы

Деятельность учащихся:

После выполнения учащимися задания №4 им предлагается ответить на вопросы:

  • Изменилась ли величина прибыли в вашей фирме?
  • Она увеличилась или уменьшилась?
  • Какие события явились причиной изменения прибыли?

Совместно с учащимися необходимо разделить события на группы и построить схему «Факторы прибыли» на доске с использованием карточек с названиями факторов, для этого следует ответить на вопросы:  

  • Все ли события, которые произошли, предприятие могло предотвратить?

(Учащиеся отвечают: - Нет). Следовательно, мы делим факторы на 2 группы: внутренние и внешние.

  • Какие события связаны с процессом производства, а какие со сферой обращения? (Учащиеся отвечают:…) Следовательно, мы делим внутренние факторы на 2 группы: производственные и непроизводственные.
  • Какие события связаны с увеличением количества используемых ресурсов, а какие с улучшением качества? (Учащиеся отвечают:…) Следовательно, мы делим производственные факторы на 2 группы: экстенсивные и интенсивные.

Схема построена.

6. Закрепление знаний.

Задание №4

Преподаватель раздает карточки с заданием и инструктирует учащихся о порядке его выполнения.

Деятельность учащихся: каждый учащийся самостоятельно в тетради выполняет задание.

  1. Стимул: закрепление полученных знаний о факторах прибыли.
  2. Формулировка задания: Подберите к каждому виду факторов пример. Запишите ответ в тетради в виде 1-А; 2-Б и т.д.
  3. Информация, необходимая для решения данной задачи.

1Карточка с заданием.

2Конспект лекций.

Фактор

Пример

1

Внепроизводственный

А

Налог на прибыль увеличился

2

Внешний

Б

ООО «Виват» открыло новый магазин в г. Перми

3

Экстенсивный

В

Рекламная акция привлекла новых покупателей

4

Интенсивный

Г

ООО «Рассвет» закупило более производительное оборудование

4. Форма предъявления результатов:

1 – В;   2 – А; 3 – Б; 4 – Г.

5. Оценка деятельности:

В бланк «Оценка результатов работы» заносится количество правильных ответов.

7. Рефлексия.

В бланке «Оценка результатов работы» учащиеся подсчитывают количество набранных баллов и определяют уровень своей подготовки по теме урока.

(приложение 1)

Отвечают на вопросы.

8. Домашнее задание.

Решить задачу. (приложение 6)

Приложение 1

Оценка результатов работы

Фамилия Имя

Номер задания

Кол-во баллов

1

2

3

4

5

Приложение 2

Схема. ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ

                                                                                                                           

                                                                                             Прибыль от            Сальдо внереали

                                                                                                                прочей                            зационных дохо

                                                                                                             реализации                    дов и расходов      

                                                                                                 

                                  НДС          Акцизы           Прибыль от                                                                                                                                                                                                                        

                                                                               реализации

                                                   

                                   

                                                       

                                                                                                                             

                                                                                                 

                                                                                                                                 

  Прибыль, не облагаемая налогом                    Прибыль, облагаемая налогом

             

                                                                                                                 

                                                                                                                                         

                                                                                                     Налог на прибыль

                                                               

     

                                                                                                                                                                                                 

 

Резервный фонд                   Фонд накопления                    Фонд потребления

                                                      (развитие производства) 

                                                    приобретение оборудования        материальная помощь

                                                    и транспортных средств                работникам

                                                 

                                                     подготовка кадров                       премирование работников

                                                     внедрение новых                           содержание и развитие

                                                     технологий                                     социальной сферы

                                                                                                               Собственникам  

Приложение 3

Модельный ответ на задание 2

Схема. ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ

                                                                                                                           

             Выручка от реализации продукции                     Прибыль от            Сальдо внереали

                                                                                                                прочей                            зационных дохо

                                                                                                             реализации                    дов и расходов      

                                                                                                 

 Себестоимость           НДС          Акцизы           Прибыль от                                                                                                                                                                                                                        

                                                                               реализации

                                                   

                                   

                                                       Балансовая прибыль

                                                                                                                             

                                                                                                 

                                                                                                                                 

  Прибыль, не облагаемая налогом                    Прибыль, облагаемая налогом

             

                                                                                                                 

                                                                                                                                         

                                                 Чистая прибыль                         Налог на прибыль

                                                               

     

                                                                                                                                                                                                 

 

Резервный фонд                   Фонд накопления                    Фонд потребления

                                                      (развитие производства) 

                                                    приобретение оборудования        материальная помощь

                                                    и транспортных средств                работникам

                                                 

                                                     подготовка кадров                       премирование работников

                                                     внедрение новых                           содержание и развитие

                                                     технологий                                     социальной сферы

                                                                                                               Собственникам  

Приложение 4

Карточка « Расчет прибыли»

Фирма _____________________________________________________________________________

Филиал № 1 Президент _______________________________________________________________

№ задания

Выручка

Операционные

расходы

Внереализационные

доходы

Внереализационные

расходы

Прибыль от прочей

реализации

Валовая

прибыль

Налог

Чистая прибыль

Приложение 5

В результате стихийного бедствия (наводнения) предприятие получило ущерб в размере 200 тыс. руб.

Открылась новая торговая точка. Выручка составила 500 тыс. руб., расходы 200 тыс. руб.

Дивиденды по акциям ОАО «Зима» составили 100 тыс. руб. выручка и расходы остались на уровне прошлого периода.

Открытие в соседнем здании магазина «Березка» привело к снижению выручки на 8%, расходы не изменились (по отношению к предыдущему периоду).

Был подписан долгосрочный контракт на поставку товаров. Выручка увеличилась на3%. Расходы не изменились(по отношению к предыдущему периоду).

Из – за грубости продавца Ивановой А.П. посещаемость магазина снизилась. Расходы не изменились, а выручка уменьшилась на 5 %(по отношению к предыдущему периоду).

Проведенная в СМИ рекламная кампания способствовала увеличению выручки на 15%. Расходы увеличились на 5%(по отношению к предыдущему периоду).

Приобретение нового более производительного станка позволило снизить себестоимость на 6%(по отношению к предыдущему периоду).

Изменение дизайна интерьера магазина увеличило посещаемость. Выручка увеличилась на 5%. Расходы увеличились на 2%(по отношению к предыдущему периоду).

Приобретение еще одного обрабатывающего станка увеличило производственные возможности фирмы. Выручка увеличилась на 8%,расходы - на 2%(по отношению к предыдущему периоду).

Разработка и производство новой модели дивана увеличили выручку на 4%, а расходы увеличились на 6%(по отношению к предыдущему периоду).

Несколько покупателей обратились с претензиями по качеству продукции. Имиджу предприятия нанесен урон. Выручка снизилась на 9%, расходы не изменились.

Приложение 6

Домашнее задание

Сравните рентабельность продукции за 4 квартала на основе следующих данных:

Показатель

Ед.

изм.

Кварталы года

1

2

3

4

Количество выпущенных изделий

Шт.

1500

2000

1800

1800

Цена 1 изделия,

руб.

45+ N

45+ N

45+ N

45+ N

Себестоимость 1 изд.

руб.

55

50

50

55

N – номер учащегося по списку.

Определите по кварталам и за год:

  1. Выручку, тыс. руб.
  2. Себестоимость продукции, тыс. руб.
  3. Валовую прибыль, тыс.руб.
  4. Рентабельность продукции, %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Система 1С: Предприятие (Учет расчетов с покупателями)» по дисциплине «Информационные технологии» на сайте

Тема    Система 1С: Предприятие. Учет расчетов с покупателямиЦель          Образовательная – формирование теоретических и практических навыков ра...

Методическая разработка урока по учебной дисциплине: «Иностранный язык» (немецкий) по профессии 262019.03 Портной Тема урока: «Gewebesortiment» («Ассортимент ткани»)

Методическая разработка урока  на тему «Gewebesortiment» является частью  общеобразовательной учебной  дисциплины «Иностранный язык» (немецкий) и предназначена для изучения немецк...

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока экономика " Предпринимательская идея. Технология создания предприятия

Раздел:  ПредпринимательствоТема урока: Предпринимательская идея. Технология создания предприятияТип урока: комбинированный.Вид урока : смешанныйЦели:·...

Методическая разработка урока на тему: "Машины и механизмы для обработки мяса и рыбы. Фаршемешалки: назначение, виды , устройство, принцип работы, правила безопасной эксплуатации." по предмету «Оборудование предприятий питания»

    Урок разработан для студентов по профессии  "Повар, кондитер" на тему: "Машины и механизмы для обработки мяса и рыбы. Фаршемешалки: назначение, виды , устройство, принцип раб...

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...