Методическая разработка урока по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ» на тему: «Организационно-правовые формы предприятий»
методическая разработка

Болдырева Любовь Николаевна

Цели урока:

· образовательная: обеспечить в ходе урока усвоения нового материала по теме организационно-правовые формы предприятия;

· воспитательная: воспитание самостоятельности и ответственности; правил поведения при работе в группе;

· развивающая: развитие у студентов логического мышления, формирование самостоятельной познавательной деятельности; развитие интереса к экономике организации.

Задачи урока:

· актуализировать знания по предыдущей теме;

· провести групповую работу;

· обобщить итоги групповой работы;

· закрепление изученного материала;

Вид урока: Выполнение задания с помощью приемов технологии развития критического мышления.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: групповая.

Образовательные технологии обучения: Технология развития критического мышления с помощью кластера.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. План-конспект урока;
  2. Компьютер;
  3. Видеопроектор;
  4. Демонстрационный материал по уроку организационно-правовые формы предприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx45.69 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯНАО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯМАЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка урока по дисциплине

«ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

тема: «Организационно-правовые формы предприятий»

для специальности:

 21.05.02 «Земельно-имущественные отношения»

Разработчик:

Преподаватель экономических дисциплин

Болдырева Л.Н.

г. Салехард 2024 г.

Тема урока: «Организационно-правовые формы предприятия»

Цели урока:

∙ образовательная: обеспечить в ходе урока усвоения нового материала по теме организационно-правовые формы предприятия;

∙ воспитательная: воспитание самостоятельности и ответственности; правил поведения при работе в группе;

∙ развивающая: развитие у студентов логического мышления, формирование самостоятельной познавательной деятельности; развитие интереса к экономике организации.

Задачи урока:

∙ актуализировать знания по предыдущей теме;

∙ провести групповую работу;

∙ обобщить итоги групповой работы;

∙ закрепление изученного материала;

Вид урока: Выполнение задания с помощью приемов технологии развития критического мышления.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: групповая.

Образовательные технологии обучения: Технология развития критического мышления с помощью кластера.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. План-конспект урока;
  2. Компьютер;
  3. Видеопроектор;
  4. Демонстрационный материал по уроку организационно-правовые формы предприятия

План проведения урока

  1. Организационный момент, сообщение темы и цели урока 2 минуты
  2. Повторение предыдущей темы с целью актуализации знаний 6 минут
  3. Постановка проблемной ситуации 2 минуты
  4. Проведение групповой работы 25 минуты
  5. Закрепление изученного материала 10 минут.

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность студента

1 этап Подготовительный

  1. Организационный момент

Здравствуйте

Присаживайтесь. Сегодня мы продолжаем изучать фирмы. Тема нашего урока «Организационно правовые формы предприятия».

Цель нашего урока: познакомиться с организационно правовыми формами предприятия, научиться их различать. Прежде чем мы начнем работу, давайте повторим пройденный материал.

Приветствуют преподавателя, присаживаются, записывают тему урока в тетради

  1. Повторение предыдущей темы с целью актуализации знаний

1. Что такое предприятие?

1. Предприятием это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения дохода (прибыли).

2. Назовите формы собственности предприятия?

2. государственная, муниципальная, частная

3. Назовите основные признаки характеризующие предприятия?

3.определенной обособленностью имущественной и неимущественной (обособленностью от собственности учредителей предприятия);

юридическим статусом закрепляющим за предприятием определенные права и обязанности, позволяющим рассматривать его как субъект права n правовых отношений, предполагающим его государственную регистрацию в соответствии с действующим в стране законодательством;

названием предприятия и его организационно-правовой формой, позволяющей судить об объеме и форме его ответственности по обязательствам

4. Почему фирму можно назвать коммерческой организацией?

4. Фирма — это коммерческая организация, потому что она преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

5. Что относят к базовым отраслям промышленности? Назовите примеры?

5. Черная и цветная металлургия

Энергетика

Машиностроение

Химическая промышленность

Легкая и пищевая промышленность.

6. Дайте определение юридическому лицу.

6. Юридическое лицо — организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

2 этап: Изучение нового материала

2.1. Постановка проблемной ситуации

Вы наверно часто видите и слышите в названия различных фирм аббревиатуры «АО», «ПК», «ООО», «УП» и другие. Некоторые из них вы уже знаете.

Но задумывались ли вы о том, что данные аббревиатуры обозначают характеристику организационно-правовой формы предприятия?

Знаете ли Вы сколько различают типов фирм, чем они отличаются, какие у них преимущества и недостатки?

Сегодня мы с Вами узнаем, какие организационно-правовые формы фирм существуют.

Дети отвечают на вопросы.

2.2. Проведение групповой работы

Ребята, давайте разделимся на 5 групп по 4 человека. Каждая группа получает свою тему:

1. Полное товарищество.

2. Акционерное общество.

3. Общество с ограниченной ответственностью.

4. Производственный кооператив (артель).

5. Унитарное предприятие.

Полное товарищество -это объединение, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключительным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом .

Акционерное общество - это уставный капитал которого разделен на определенное число акций, причем его участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Общество с ограниченной ответственностью - уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости своих вкладов.

Производственный кооператив – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии и объединении имущественных паевых взносов.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Знаете ли Вы сколько различают типов фирм, чем они отличаются, какие у них преимущества и недостатки?  Сегодня мы с Вами узнаем, какие организационно-правовые формы фирм существуют.

Ваша задача — внимательно прочитать текст карточки и выписать только самое главное, по возможности структурировать информацию в схему или таблицу. Потом каждая группа представит свою тему другим ученикам.

Дети, заканчиваем работать, давайте послушаем каждую группу.

Учитель по порядку спрашивает каждую группу. Дети рассказывают свой материал.

Мы сейчас очень много интересного и полезного услышали. Но чтобы у Вас не было каши в голове, мы структурируем всю информацию. Для этого существует такой приём, как кластер — это структурирование информации в виде схемы.

На доске учитель вместе с учениками составляет кластер.

Что будет являться центром нашего кластера?

Какие стрелочки будут выходить из него?

Как можно разбить ПК?

И т.д.

Отвечают на вопросы, предлагают свои варианты составления. Чертят в тетрадях кластер.

3 этап: Закрепление изученного материала

Рефлексия. Итак, давайте обобщим, что мы сегодня узнали нового?

Подведение урока. Молодцы. Теперь записываем домашнее задание: вам надо дома повторить пройденный материал.

Урок окончен. Вы свободны. До свидания.

Сегодня, мы узнали, какие бывают организационно-правовые формы фирм, чем они отличаются, в чём их преимущества. Также узнали такой приём, как кластер.

Записывают домашнее задание

Список используемых источников и литературы

  1. А. И. Гомола Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник /. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жаннин П.А.  – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 336 с.
  2. Е.А. Певцова Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М.: Изд. Центр «Академия», 2013. – 424 с.

Интернет-ресурсы

  1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
  2. www.economicus.ru (Проект института «Экономическая школа»).
  3. www.informika.ru (Государственное научное предприятие для продвижения новых информационных технологий в сферах образования и науки России).
  4. http://www.audit-it.ru/ Бухгалтерский учет, налогообложение, аудит в Российской Федерации.

Приложение 1

Примерная схема кластера:

.


Приложение 2

Полное товарищество

Формирование капитала – капитал не объединяется

Порядок учреждения – на основе договора, заключенного между товарищами.

Учредительные документы – учредительный договор, который подписывается всеми участниками.

Ответственность участника по обязательствам организации – В пределах стоимости имущества, принадлежащего каждому из товарищей.

Ограничения – лицо может быть участником только одного полного товарищества.

Оплата уставного капитала – не менее половины капитала в уставный капитал должно быть внесено участником к моменту регистрации. Остальная часть в сроки, предусмотренные договором.

Реорганизация и ликвидация – ликвидируется по решению учредителей или по решению суда, а также в случае, когда в товариществе остается единственный участник.

Выход участников, прекращение членства – участник в праве выйти из товарищества, заявив об отказе от участия в товариществе. При этом ему выплачивается стоимость имущества, соответствующая доле этого участника в складочном капитале.

Акционерное общество

Формирование капитала – капитал разделен на акции.

Порядок учреждения – на основе договора, заключенного между учредителями.

Учредительные документы – учредительный договор или устав, договор о создании общества

Ответственность участника по обязательствам организации – по обязательствам общества участники не отвечают. Риск убытков в пределах стоимости акций, принадлежащих акционерам.

Ограничения – число членов ЗАО не может превышать 50 (кроме преобразованных из ТОО); АО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящие из одного лица.

Оплата уставного капитала – половина акций должна быть оплачена на момент регистрации. Оставшаяся часть в течение первого года работы.

Реорганизация и ликвидация – ликвидируется добровольно по решению общего собрания акционеров. Может преобразовываться в ООО или производственный кооператив.

Выход участников, прекращение членства – выход участника осуществляется по средством реализации акций.

Общество с ограниченной ответственностью

Формирование капитала – капитал разделен на доли.

Порядок учреждения – на основе договора, подписанного учредителями-одним или несколькими лицами.

Учредительные документы – учредительный договор, подписанный его учредителями и утвержденный ими устав.

Ответственность участника по обязательствам организации – по обязательствам общества участники не отвечают. Риск убытков в пределах стоимости внесенных вкладов.

Ограничения – число членов общества не должно превышать 50.

Оплата уставного капитала – на момент регистрации уставный капитал должен быть оплачен не менее чем на половину. Оставшаяся часть в течение первого года деятельности.

Реорганизация и ликвидация – ликвидируется добровольно по единогласному решению его участников. Может преобразовываться в АО или производственный кооператив.

Выход участников, прекращение членства – участник общества в праве в любое время выйти из общества, независимо от согласия других участников. При этом ему должны быть выплачена стоимость части имущества, соответствующая его доли в уставном капитале общества.

Производственный кооператив

Формирование капитала – капитал создается при объединении имущественных паевых взносов.

Порядок учреждения – добровольное объединение граждан на основе членства.

Учредительные документы – устав, утверждаемый общим собранием членства кооператива.

Ответственность участника по обязательствам организации – по обязательствам кооператива субсидированную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных уставом общества.

Ограничения – число членов кооператива  не может быть менее 5; число членов кооператива, не принимающих личного участия в деятельности кооператива, не может превышать 25% от числа участников, принимающих такое участие.

Оплата уставного капитала – к моменту регистрации членов кооператива должно быть внесено не менее 10% паевого взноса. Оставшаяся часть в течение года с момента регистрации.

Реорганизация и ликвидация – ликвидируется добровольно по решению общего собрания членов-пайщиков. По единогласному решению членов может преобразовываться в АО и ООО

Выход участников, прекращение членства – член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из кооператива. В этом случае ему должна быть выплачена стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его паю, а также произведены другие выплаты, предусмотренные уставом.

Унитарное предприятие

Формирование капитала – правом собственности не наделено.

Порядок учреждения – по решению государственных органов или органов местного самоуправления.

Учредительные документы – устав, утверждаемый уполномоченным органом или правительством РФ (для казенных предприятий).

Ответственность участника по обязательствам организации – нет

Ограничения – в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Оплата уставного капитала – уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником до государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения; для казенных предприятий не установлено.

Реорганизация и ликвидация – казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ.

Выход участников, прекращение членства – не предусмотрено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине Экономика на тему Спрос и предложение

Открытый урок по дисциплине: «Экономика» Тема урока: «Спрос и предложение» Цели урока:обучающая - сформировать представление студентов о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и...

Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» тема: «Внутреннее устройство системного блока компьютера» для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»

Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» предназначена для проведения урока «Внутреннее устройство системного блока компьютера». В данной разработке раскрывают...

Методическая разработка урока по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Расчет курса покупки и продажи валюты»

Учебная дисциплина: Экономическая теорияСпециальность: Экономика и бухгалтерский учет (в машиностроении)         Курс: 2Тема занятия: Расчет курса покупки ...

Методическая разработка урока по дисциплине Экономика. Тема:"Роль продукции хлебопекарного производства"

Материал предназначен для студентов специальности "Бухгалтерский учет"...

Методическая разработка урока по дисциплине «Экономика организации» на 4 курсе специальности СЭЗС по теме «Составление объектной сметы и определение структуры сметной стоимости»

Методическая разработка урока по дисциплине «Экономика организации» на 4 курсе специальности СЭЗС  по теме «Составление объектной сметы и определение структуры сметной стоимости»...

Методическая разработка урока по дисциплине "Техническая механика" на тему «Сопротивление усталости»

Урок на тему «Сопротивление усталости» является одним из основных в разделе. Данный раздел -  один  из базовых в дисциплине «Техническая механика». В результате изуче...