Методическая разработка урока по дисциплине Экономика на тему Спрос и предложение
методическая разработка по теме

Мишина Елена Николаевна

Открытый урок по дисциплине: «Экономика»

 

Тема урока: «Спрос и предложение»

 

Цели урока:

  • обучающая - сформировать представление студентов о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь между предложением и спросом и равновесной ценой;
  • добиваться усвоения студентов основных понятий урока;
  • развивающая – развивать навыки сравнительного анализа и коммуникативные навыки, рациональное экономическое мышление потребителя; способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого и аналитического мышления студентов;
  • воспитательная – воспитывать навыки самостоятельной работы и чувства коллективизма.

 

Задачи урока:

  • раскрыть особенности факторов, формирующих спрос, предложение;
  • расширить знания студентов об экономических процессах в рыночной экономике;
  • развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, решать экономические задачи;
  • повысить экономическую культуру студентов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»

Московской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Открытого урока дисциплине: «Экономика»

на тему: «Спрос и предложение»

в группе БЭ-14  

специальность: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

Разработал

преподаватель

специальных дисциплин

Мишина Е. Н.

г. Павловский Посад, 2011 г.

Открытый урок по дисциплине: «Экономика»

Тема урока: «Спрос и предложение»

Цели урока:

  • обучающая - сформировать представление студентов о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь между предложением и спросом и равновесной ценой;
  • добиваться усвоения студентов основных понятий урока;
  • развивающая – развивать навыки сравнительного анализа и коммуникативные навыки, рациональное экономическое мышление потребителя; способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого и аналитического мышления студентов;
  • воспитательная – воспитывать навыки самостоятельной работы и чувства коллективизма.

Задачи урока:

  • раскрыть особенности факторов, формирующих спрос, предложение;
  • расширить знания студентов об экономических процессах в рыночной экономике;
  • развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, решать экономические задачи;
  • повысить экономическую культуру студентов.

Основные используемые понятия:

закон спроса, спрос, закон предложения, предложение, равновесная цена,

товар, услуга, маркетинг.

Тип урока –урок - исследование с применением групповой, парной, индивидуальной работы и ИКТ.

Методы обучения, познавательные задания, методические,

Приемы: информационно-иллюстративный, исследование, творческие задания, репродуктивные, задания на развитие учебных умений.

Ресурсы к занятию:

Компьютер, мультимедийный проектор, учебник: «Экономика», тестовые задания.

При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению. (Давид Рикардо)

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы.

1. Что такое товар?

2. Какие свойства товара знаете?

3. Что еще продается и покупается?

4. Какое изобретение человечества самое важное и, наверно, самое мудрое?

5. Что раньше выполняло роль денег?

6. Чем современные деньги отличаются от ранних?

7. Какие функции выполняют деньги?

8.  О какой функции денег идет речь?

9. Как связаны товар и деньги в экономике?

10. Что такое инфляция?

Подведение итогов опроса. Отметки.

II. Изучение нового материала.

Исследование проблемы с использованием презентации.

1. Понятие спроса.

- А как же регулируются цены? В рыночной экономике цены регулируются соотношением спроса и предложения. В экономической науке различают понятия: спрос и предложение.

Спрос– это желание людей приобрести тот или иной товар или услуги.

(Слайд 2)

- Достаточно ли одного желания для приобретения товара?

Нет, одного желания для приобретения недостаточно, нужно денежное подкрепление этого желания.

Величина  спроса – это количество товаров и услуг, которые покупатель желает и способен купить по данной цене и в данное время.

(Слайд 3 про спрос)

- От чего может зависеть величина спроса?

Величина спроса непосредственно зависит от цены товара, услуги. Эту зависимость можно представить в виде графика:

 (Слайд 4)

- Попробуйте, проанализировав график, сформулировать закон спроса.

Повышение цены обычно ведет к уменьшению величины спроса, и, наоборот, снижение цены ведет к увеличению величины спроса.

(Слайд 5)

- Используя график и закон спроса, ответьте на вопросы.

1. Какова будет величина спроса при различных уровнях цен?

2. Как изменится величина спроса при изменении цены?

(Слайды 6-7)

-Какую зависимость или закономерность можно сформулировать из этого же графика: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.

- Количествотоваров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей «невидимой рукой» регулирует соотношение спроса и предложения.

В экономической науке также различают предложение и величину предложения.

-Что вы себе представляете под предложением?

Предложение – это желание и намерение продавца предложить свой товар или услуги к продаже. Выброс на рынок все большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.).

(Слайды 8-9)

Величина предложения – это объем (количество) товаров (услуг), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить на рынок в течение определенного периода времени при определенном уровне рыночной цены на этот товар (услугу).

Обычно чем выше цена товара (услуги), тем большее количество его производители и продавцы готовы предложить на рынок.

Эту зависимость тоже можно представить в виде графика:

Из этого графика попробуем вывести закон предложения:повышение цены товара (услуги) обычно ведет к росту величины предложения, и, наоборот, снижение цены ведет к уменьшению величины предложения.

(Слайд 10 с графиком предложения)

Работа в парах:

Ребята, предлагаю вам представить себя грамотными предпринимателями и, используя два графика, найти точку равновесия цены, то есть ту цену, при которой товар будет продан.

Рыночное равновесие.

- Да, можно свести воедино важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продается на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения: (наложим графики друг на друга)

Пересечение кривых спроса и предложения дает значение равновесной цены.

- Что же такое равновесная цена?

Как она влияет на ситуацию на рынке? (ответы учащихся)

Равновесная цена– это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.

(Слайд 11)

Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения.

В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар.

В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что, в свою очередь, приводит к снижению цены до уровня равновесия.

Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет.

Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.

III. Маркетинг.

(Слайд 12)

- Разобраться в ситуации на рынке производителям и продавцам помогает маркетинг – это система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, основанная на комплексном анализе рынка. (Слайд 12)

Виды маркетинговой деятельности:

(Слайд 13) (краткий рассказ преподавателя):

  • маркетинговые исследования
  • разработка товара
  • ценообразование
  • организация распространения товаров и услуг
  • организация рекламы

IV. Первичное закрепление изученного материала.

А) Работа с учебником.

Б) Вопросы для обсуждения:

1.Что такое спрос и что такое величина спроса, в чем заключается главное различие этих понятий?

Спрос – желание, намерение покупателей приобрести данный товар, подкрепленное денежной возможностью.

Величина спроса зависит от желания и способности приобрести какое-то количество товаров и услуг по данной цене в данный период времени.

2. Объясните содержание и действие закона спроса.

Закон спроса – при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.

3. Что такое предложение и величина предложения?

Предложение – желание или намерение продавца предложить свой товар к продаже.

Величина предложения измеряется количеством товаров и услуг, предлагающихся продавцами на продажу по различным ценам в данном месте и в данное время.

4. Какая зависимость существует между спросом и предложением?

Когда спрос растет, то растет и предложение, но – когда растет предложение, не обязательно вырастает спрос.

5. Что такое равновесная цена и благодаря чему она образуется?

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.

6. Что такое маркетинг и каково его предназначение?

Маркетинг изучает объем спроса и предложений, насыщенность рынка той или иной продукцией, возможности разных групп покупателей приобретать те или иные товары

7. С помощью законов спроса и предложения объясните почему:

А) шубы летом продают со скидкой?

Б) прохладительные напитки на пляже дороже, чем в магазине?

8. Решение теста: (парная работа), проверка.


Тест вариант 1.

Выберите единственный правильный ответ

1. Если величина предложения сахара в стране с рыночной экономикой больше величины спроса, то наиболее вероятно, что:

  • спрос на сахар возрастет
  • цена сахара понизится
  • производство сахара увеличится
  • цена сахара повысится

2. Величина предложения это -

  • количество товара, которое производители хотят и могут продать по данной цене
  • максимальная выручка, которую производители могут получить при продаже товара по данной цене
  • количество товара, которое производители хотят и имеют возможность предложить к продаже по данной цене
  • количество товара у продавца в данный момент времени

3.Люди ожидают повышения цен на бытовую технику. В результате на этом рынке:

  • спрос увеличивается
  • предложение увеличивается
  • спрос уменьшается
  • спрос остается неизменным

4.  Что может вызвать падение спроса на товар X:

  • уменьшение доходов потребителей
  • увеличение цен на товары-субституты товара X
  • падение предложения товара X
  • ожидание роста цен на товар X

5. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса:

  • размера или распределения национального дохода
  • численности или возраста потребителей
  • вкусов и предпочтений потребителей
  • цены товара

6. Увеличение спроса на товар (сдвиг кривой спроса ) может быть вызвано снижением цены:

  • данного товара
  • товара, дополняющего данный
  • товара, заменяющего данный
  • никаким из перечисленных выше факторов

7. Одновременное уменьшение спроса и предложения всегда приводит к:

  • снижению цены равновесия
  • росту цены равновесия
  • уменьшению равновесного количества
  • уменьшению и цены, и количества в точке равновесия

8. Закон спроса утверждает, что, как правило:

  • спрос зависит от изменений предложения
  • величина спроса определяется ценой и величиной предложения
  • чем выше цена товара, тем меньше величина спроса
  • величина спроса прямо пропорциональна цене

9. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется:

  • в падении объема предложения
  • в росте объема предложения
  • в снижении предложения
  • в росте предложения

10. Величина спроса на товар - это:

  • количество денег, которое все покупатели готовы заплатить за товар
  • количество товара, которое удовлетворяет потребности покупателей
  • количество товара, которое производители хотят и имеют возможность продать при данной цене
  • количество товара, которое потребители готовы приобрести по данной цене

Тест вариант 2

1. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?

  • потребности
  • спрос
  • необходимость
  • желание

2. Если спрос падает, кривая спроса куда сдвигается?

  • вниз и влево
  • по вращению часовой стрелки
  • вверх и вправо
  • против вращения часовой стрелки

3. Если рыночная цена ниже равновесной, то:

  • появляются избытки товаров
  • возникает дефицит товаров
  • формируется рынок покупателя
  • падает цена ресурсов

4. Если предложение и спрос на товар возрастают, то:

  • цена повысится
  • увеличится общее количество товара
  • цена останется стабильной
  • благосостояние общества возрастет

5. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый, вызовет:

  • падение спроса на второй товар
  • рост спроса на второй товар

6.  Покупка товаров по низкой цене на одном рынке и продажа его по высокой цене на другом не является:

  • средством повышения спроса на рынке с высоким уровнем цен
  • средством повышения предложения на рынке с высоким уровнем цен
  • причиной ценовых различий на конкретных рынках
  • операцией с целью получения прибыли

7. Закон спроса предполагает, что:

  • если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров
  • кривая спроса обычно имеет положительный наклон
  • превышение предложения над спросом вызовет снижение цены
  • когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет

8. Если предложение товара неэластично, а спрос на него сокращается, то общая выручка продавца:

  • растет
  • остается неизменной
  • сокращается
  • сокращается в том случае, если спрос является неэластичным

9. Если любое количество товара продается по одинаковой цене, то спрос на этот товар является:

  • абсолютно неэластичным
  • абсолютно эластичным
  • эластичным
  • неэластичным


10. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

  • спрос равен предложению
  • цена равна издержкам плюс прибыль
  • объем предложения равен объему спроса
  • уровень технологии меняется постепенно

9. Подведение итогов урока: спрос, цена, предложение, конкуренция, маркетинг.

Домашнее задание:

ответить на вопросы, выучить основные понятия урока.

Подготовить на выбор:

1. публичное выступление на тему «Спрос и предложение», приводя конкретные примеры.

2. публичное выступление или презентацию на тему «Маркетинг» («Виды маркетинговой деятельности», «Роль рекламы в продвижении товара или услуги на рынок»)

3. найти материал об английском ученом-экономисте Давиде Рикардо, чьи слова использованы в качестве эпиграфа к уроку, приготовить краткое сообщение о нем.

Тест  (резервный)


1. Кривая спроса на товар сдвинулась вправо и вверх. Какие события могли вызвать этот сдвиг ?
а) падение цен на товар - субститут (заменитель);
б) падение цен на дополнительный товар;
в) падение цен на сырье и материалы, использующиеся для производства данного товара;
г) снижение потребительских доходов;
д) снижение налога на добавленную стоимость.
Правильный ответ: б).

2. Отметьте среди указанных факторов те, которые не оказывают влияния на рыночный спрос:
а) доходы потребителя;
б) цены на взаимозависимые товара;
в) реклама;
г) цены на экономические ресурсы;
д) численность покупателей;
е) совершенствование технологий.
Правильный ответ: г), е).

3. Характер кривой спроса лучше всего объясняет:
а) закон убывающей отдачи;
б) эффект дохода;
в) закон убывающей предельной полезности;
г) эффект замещения;
д) потребности покупателей.
Правильный ответ: б), г).
4. Среди указанных ниже факторов отметьте те, которые не вызывают сдвига кривой спроса:
а) размеры доходов потребителей;
б) возраст потребителей;
в) вкусы и предложения покупателей;
г) повышение цены на товар;
д) падение цен на товарные - субституты.
Правильный ответ: г).

5. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
а) спрос равен предложению;
б) цена равна издержкам производства плюс прибыль;
в) величина предложения равна величине спроса;
г) государство устанавливает верхний предел роста цен;
д) цена на товар или услуга не изменяется длительное время.
Правильный ответ: в).

6. Кривая предложения товара Х сдвинулась вправо. Какие события могли вызвать этот сдвиг ?
а) спрос на товар Х снизился по некоторым причинам;
б) цена товара Х выросла;
в) поднялись цены на материалы, необходимые для производства товара Х;
г) государство снизило налог на прибыль предприятий;
д) осваивается новая технология.
Правильный ответ: г), д).

7. Кривая предложения показывает:
а) при снижении цены на товар растет величина спроса;
б) с ростом цены товара растет объем предложений;
в) с падением цены товара снижается предложение;
г) при снижении издержек производства увеличивается предложение.
Правильный ответ: б).

8. Эластичность спроса по цене будет выше, если:
а) товар не имеет заменителей;
б) данный товар для потребителя является товаром первой необходимости;
в) покупатели расходуют на покупку этого товара незначительную долю своего дохода;
г) относительной изменение объема спроса больше, чем относительное изменение цен.
Правильный ответ: г).

9. Какое из следующих утверждений относится к характеристике эластичного предложения:
а) кривая предложения представляет собой вертикальную линию;
б) коэффициент ценовой эластичности предложения равен 0,75;
в) рост цены на 1 % приводит к увеличению величины предложения на 2 %;
г) любое изменение цены не приводит к изменению объема выручки.
Правильный ответ: в).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине ИНФОРМАТИКА, по теме: "Назначение и классификация программного обеспечения"

Сегодня преподаватели профессиональной школы отмечают падение интереса у студентов к изучаемым дисциплинам. Это касается и такой, казалось бы востребованной дисциплины, как «Информатика». И если практ...

Методическая разработка урока по предмету "Экономика предприятия". Тема "Факторы прибыли"

В ходе урока учащиеся закрепляют материал о процессе формирования прибыли и в процессе решения практических задач изучают как и под действием каких факторов изменяется прибыль предприятия....

Методическая разработка урока по дисциплине Экономика. Тема:"Роль продукции хлебопекарного производства"

Материал предназначен для студентов специальности "Бухгалтерский учет"...

Методическая разработка урока по дисциплине «Экономика организации» на 4 курсе специальности СЭЗС по теме «Составление объектной сметы и определение структуры сметной стоимости»

Методическая разработка урока по дисциплине «Экономика организации» на 4 курсе специальности СЭЗС  по теме «Составление объектной сметы и определение структуры сметной стоимости»...

Методическая разработка урока по дисциплине "Материаловедение" по теме "Виды чугуна"

Методическая разработка урока содержит хронокарту занятия по теме "Виды чугуна", технологическую карту с указанием методов, средств обучения и форм контроля качества....

Методическая разработка урока по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ» на тему: «Организационно-правовые формы предприятий»

Цели урока:· образовательная: обеспечить в ходе урока усвоения нового материала по теме организационно-правовые формы предприятия;· воспитательная: воспитание самостоятельности и ответст...