открытый урок на тему: "Деньги, их сущность и функции"
учебно-методический материал по теме

Наджафова Егяна Бедратдиновна

комбинированный урок с элементами соревнования и игры на тему "Деньги, их сущность и функции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkr_urok_dengi.doc.zip12.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Деньги, их сущность и функции»

Тип урока: комбинированный с элементами игры

Продолжительность 90 мин.

Цели: 

Познавательные: ознакомить учащихся с сущностью и назначением денег, а также с их классификацией и функциями.

Развивающие: развить стремление к анализу полученной информации, развивать логическое мышление и творческий потенциал учащихся.

Учебные: закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях;

Воспитательные: формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени; воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих. 

Учебно - методическое оснащение:

1)плакаты «Деньги», «Виды банкнот» в электронном виде

2)мультимедийный проектор

3)экран

4)компьютер

5)фрагменты видеозаписи по данной теме

6) презентация к уроку со всеми заданиями

Эпиграф к уроку:

«Деньги – очень плохой господин, но весьма хороший слуга.» Френсис Бэкон

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя, в котором задаётся “рабочее настроение”, предлагается план проведения мероприятия, озвучиваются цели.

Предлагаю  вместе определить тему сегодняшнего урока.

На доске дан кроссворд из семи слов. Разгадав слова по горизонтали мы получим тему нашего урока по вертикали.

Вопросы:

1) Национальная валюта США (доллар)

2) Денежное выражение стоимости товара (цена)

3) Банковский автомат для выдачи наличных денег по специальной пластиковой банковской карточке клиента (банкомат)

4) Разность между поступлениями и расходами, рассчитываемая за определённый период времени (сальдо)

5) Имущество, ценности, предаваемые должником в собственность кредитора на срок до возвращения долга  (залог)

6) Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов в безвозвратном порядке для оказания финансовой поддержки предприятиям и населению (дотация)

Человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах.

2.История происхождения денег

Каждому из нас приходится иметь дело с деньгами, получать и тратить их. Экономическая наука помогает разобраться в сущности денег и их роли в жизни людей.

Развитие свободного рынка породило деньги, денежные отношения. Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства.

При натуральном обмене денег нет. Работнику трудно было найти людей, которым нужен его товар и которые имели бы товар, нужный работнику.

В экономической истории эта задача была решена с помощью меновых, ходовых товаров в качестве посредников. Эти товары обладали специфичной общественной полезностью – были всеобщим эквивалентом (ВЭ)

Сначало роль всеобщего эквивалента выполняли скот, меха, соль, зерно, ракушки и т.п. В последующем роль всеобщего эквивалента выполняли те товары, естественные свойства которых были более благоприятными для этого.

Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги.

Итак, золото стало деньгами 7000 лет назад. Первоначально оно выполняло эту функцию в форме золотого песка, самородков. При покупке товаров золото взвешивали, что вызывало неудобства. Затем стали делать золотые пластины и отрезать от них кусочки. В процессе дальнейшей эволюции денег появились слиточки, а затем – «лепёшечки».Слитки серебра в 13 веке рубили на куски, получившие название рублей.

Бумажные деньги начали хождение в 18 веке, но зародились они гораздо раньше. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769 году при Екатерине 2, они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов. В это период российские денежные банкноты почти целиком обеспечивались наличным золотом.

После первой мировой войны (1914 – 1918) начался постепенный «отрыв» бумажных денег от их реального золотого содержания. И только

 в 30 – х г.г.20 века обеспечение бумажных денег золотом прекратилось.

 

3.Деньги, их сущность и функции

На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость и транспортабельность.

Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют, а именно: мера стоимости, средство  обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги.

Функции денег:

1)Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.

2)Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).

3)Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).

4)Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.

5)Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.

4.Виды денег

1)Наличные деньги – это денежные средства, используемые в наличном обращении.

  • Монеты – это металл определённой формы и веса. Они служат в качестве разменных денег.
  • Банкноты это бумажные деньги. Выпускаемые в обращение ЦБ РФ.
  • Казначейские билеты – это те же бумажные деньги, но выпускаемые государственным казначейством – Министерством финансов.

2)Безналичные деньги

К ним относятся:

  • Ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты)
  • Вклады в банках
  • Дорожные чеки (American Express) 

3)Электронные деньги – это деньги, находящиеся на счетах компьютерной памяти банка, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства (банкомат).

Пластиковая карта – пластинка из пластического материала с нанесённым на неё магнитным кодом или с встроенным кодируемым элементом памяти (дебетовые и кредитовые; «золотые», «серебряные», «корпоративные», «Private-карточки», «карточки для VIP  клиентов»).

5. Викторина. А знаете ли вы что-нибудь о российских деньгах? Сейчас мы это проверим. Давайте ответим на несколько вопросов(учащиеся делятся на 3 группы, им раздаются копии купюр).

Вопросы к учащимся:

1)С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 10 рублей? (Красноярск)

2)Виды какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 500 рублей? (Архангельск)

3)Из скольки цифр состоит номер на любой современной российской купюре? (Из семи)

4)Виды и герб какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 1000 рублей? (Ярославль)

5)Сколько раз на российской банкноте отпечатан её номер?  (Два)

6.Презентации участников. Более подробно с российскими банкнотами познакомят нас учащиеся, которые подготовили для нас интересную информацию.

 Сообщения учащихся на тему:

1)    «10, 50 – рублёвая модифицированная банкнота».

2)    «100, 500 – рублёвая модифицированная банкнота».

3)    «1000, 5000 – рублёвая модифицированная банкнота».

 

У денег есть своя энергия, и они, как и другие материальные объекты обладают собственным разумом и эмоциями. В природе сущуствуют определенные законы, по которым они к нам приходят и уходят от нас. Поэтому, чтобы у нас водились деньги нужно знать некоторые простые истины и не нарушать их.

7.Задание «Русские пословицы»на знание пословиц и поговорок, в которых используются слова: “деньги” или другие “денежные знаки”.

В процессе проведения этого конкурса учащиеся имеют неоценимую возможность развивать свою речь.

Эталон ответа:

Деньги делают деньги

. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

. Копейка рубль бережет

. С копейки начинается миллион.

 Время - деньги.

 Разменяться на мелкие монеты.

 Отплатить той же монетой.

Принимать за чистую монету.

 Посмотрел, как рублем одарил.

Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит.

 Легче прожить деньги, чем нажить

. Хлебу мера, а деньгам счет..

8.А знаете ли вы приметы, связанные с деньгами?(учащиеся вместе с преподавателям вспоминают приметы). Например:

Нельзя выносить мусор из квартиры вечером – денег не будет.

Не считать деньги после захода солнца, иначе убудут.

Ладонь чешется – к деньгам.

9.Конкурс “Разминка”

Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, Здесь учащиеся проявляют не только свою эрудицию, но и умение анализировать предложенную информацию.

Вопросы для разминки:

  1. Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?  Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.
  2. Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?  Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки
  3. Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?  Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.
  4. Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы?  Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (здесь за каждый правильный критерий можно давать по 1 баллу)
  5. Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?  Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.
  6. Лицевая сторона монеты. (аверс)
  7. Наука об умелом, эффективном ведении хозяйства. (экономика)
  8. Оборотная сторона монеты. (Реверс)
  9. Металлические монеты и бумажные билеты, служащие средством оплаты товаров. (Деньги)
  10. Денежное вознаграждение за труд. (зарплата)
  11. Совокупность заработной платы, пенсий стипендий и других денежных выплат, полученных членами семьи. (семейный бюджет)

10.Заключительное слово учителя:

– Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

11. Подведение итогов. Оценки.

12. Домашнее задание: просмотр фильма Паула Григона «Деньги – пирамида долгов» для дальнейшего обсуждения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку по теме: Сущность и функции денег.

Данная презентация позволит  систематизировать материал по данной теме и установить акценты обучающимся  при запоминании в ходе подготовки к уроку....

Открытый урок по теме "Применение производной к исследованию функций"

Уро - повторение темы "Производная". задания взяты из реальных КИМов ЕГЭ разных лет...

Открытый урок по теме « Графики показательной и логарифмической функции»

Цели:повторить и обобщить знания студентов об основных графиках функций;расширить представление учащихся о логарифмической о показательной  функции; продолжить работу по формированию у учащихся у...

Функции и их свойства . Различные способы задания функции.Открытый урок

Методическая разработка открытого занятия. Интегрированный урок по математике и информатике.Приложение к занятию...

Методическая разработка открытого урока «Система налогов и сборов РФ: понятие, функции налогов и их виды»

СОГБПОУ  СПО «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня      Методическая разработкаоткрытого занятия по дисциплинеОП.07 Налоги и налог...

Разработка страничек Тетради обучающегося по теме Деньги, их виды и функции.

Прежде, чем начать разработку уроков по любому предмету, педагог должен ответить на самый важный для него вопрос: какую задачу поставило передо мной общество? Ведь именно от этого зависит не толь...