Поурочное планирование. Дисциплина «Основы экономической теории» Тема урока. Сущность и формы монополий. Антимонопольная политика.
план-конспект занятия на тему

Сорокина Светлана Михайловна

Поурочное планирование. Комбинированное занятие по дисциплине "Основы экономической теории" Тема урока. Сущность и формы монополий. Антимонопольная политика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monopoliya.docx83.31 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина «Основы экономической теории»

Тема урока. Сущность и формы монополий. Антимонопольная политика.

Тип урока: Комбинированный

Цель: формирование знаний о сущности, формах монополий и антимонопольной политики (ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 2.1)

Функции цели:

Обучающая: Сформировать знания о сущности формах монополий и антимонопольной политики.

Воспитательная: Воспитывать чувство экономии и бережливости, убежденность в необходимости получаемых знаний.

Развивающая цель: Развивать экономическое мышление у обучающихся.

Оснащение: Учебная литература, раздаточный материал (схема и фотографии примеров).

Ход урока.

  1. Введение в учебную деятельность.

Учебные задачи:

  1. Повторить пройденный материал.
  2. Обосновать сущность монополии.
  3. Обозначить формы монополий.
  4. Обозначить технологию антимонопольной политики.
  1. Создание учебной ситуации.

Для успешного освоения нового материала необходимо вспомнить предыдущую тему.

  1. Конкуренция это …. (соперничество между физическими лицами или хозяйствующими субъектами при достижении одной и той цели)
  2. Конкурентоспособность это… (способность выдержать конкуренцию)
  3. На конкурентоспособность предприятия влияют… (внутренняя и внешняя среда)
  4. Приведите примеры внешней среды. (Налоговая политика государства, кредитные ставки банков и т.д.)
  5. Приведите примеры внутренней среды.  (Трудовые ресурсы, технологии изготовления, оборудование и т.д.)

Конкуренция бывает двух видов: совершенная и несовершенная.

Совершенная конкуренция - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.

Несовершенная конкуренция представлена тремя видами (Рис. 1.)

Рис. 1. Виды несовершенной конкуренции

Монополия (греч. monos— один, polio — продаю) предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора: они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста, пользоваться его услугами. Самый яркий пример монополиста – ОАО «РЖД» (Рис. 2.). Рядом с этой компанией нет еще одних рельсов другой компании, услугами которой мы могли бы воспользоваться.


Рис. 2. Логотип ОАО «РЖД»

Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке.

Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные формы:

Ринг (корнер) – устное соглашение нескольких предпринимателей о скупке продукции в определенном районе в целях ее перепродажи на месте, но по более высокой цене.

Пул – объединение предприятий, носящее временный характер. Прибыль всех участников пула поступает в общий фонд и распределяется по пропорциям, определенным в договоре между ними.

Картель — соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

Синдикат — объединение с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест — монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.

Концерн — монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

Конгломерат — объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы. Особое внимание следует обратить на естественные монополии.

Противоположность монополии – Монопсония -  такая структура рынка, при которой множеству продавцов противостоит всего один покупатель. Здесь как пример можно также привести ОАО «РЖД» (Рис. 2.). Демиховский и Камбарский машиностроительные заводы изготавливают пассажирские поезда. Вопрос: Какой другой компании понадобиться купить пассажирский поезд, если рельсы принадлежат только ОАО «РЖД»? Получается в данном случае ОАО «РЖД» - монополия и монопсония.

Рассмотрев чистую монополию как крайний случай структуры рынка несовершенной конкуренции, перейдем к другим ее видам с более слабым проявлением монополистической власти над ценой. Одним из них является олигополия.

Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Таким образом, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой. Обычно их число не превышает десяти. Примерами олигополии являются металлургические заводы (Рис. 3.).

                     

Рис. 3. Металлургическая промышленность

Противоположность олигополии – олигопсония - рыночная ситуация, для которой характерно значительное превышение количества продавцов (производителей) товара над ограниченным числом представленных на рынке покупателей. В данном случае в качестве примера можно снова металлургическую промышленность (Рис. 3.). Пунктов приема цветного металла много, но покупателями будут выступать только металлургические заводы.

Третий вид несовершенной конкуренции монополистическая конкуренция — тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию (наделение какого-либо продукта специфическими характеристиками, чем-либо выделяющими его из ряда абсолютно аналогичных товаров, превращение его в несовершенный заменитель), и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

Роль монополии в экономике двойственна.

Положительная сторона в том, что продукция монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.

Учитывая это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т. е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США в 1880 г. Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль за ценами и контроль за слиянием компаний.

Антимонопольное законодательство - это направление государственной деятельности в экономической деятельности.

Основными задачами Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства являются:

  1. предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  2. содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
  3. осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ, законодательства РФ о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а также, в пределах своих полномочий законодательства РФ, о естественных монополиях и товарных биржах;
  4. проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики РФ, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;
  5. государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи).

  1. Обеспечение учебной рефлексии.

Повторим пройденный материал.

Контрольные вопросы по теме.

  1. Назовите виды конкуренции (совершенная и несовершенная).
  2. Назовите виды несовершенной конкуренции (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).
  3. Монополия это (один производитель и много покупателей).
  4. Олигополия это (несколько производителей и много покупателей).
  5. Монополистическая конкуренция это (множество производителей и много покупателей).
  6. Назовите отрицательную сторону монополии (монополия теряет стимул в повышении эффективности и качества продукции или услуги).

  1. Обеспечение контроля за деятельностью учащихся:

Домашнее задание: чтение статьи дополнительного источника  http://www.grandars.ru «Конкуренция и рыночная структура».

Литература

  1. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия) : учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – 6-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2012;
  2. Гомола А.И.Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник / А.И.Гомола, В.Е.Кириллов, П.А.Жанин. — 5-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013;
  3. Журухин Г.И. , Ю. В. Иванова , Т. К. Руткаускас , Е. И. Чучкалова  Прикладная экономика: практикум / Ю. В. Иванова [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012;
  4. Пястолов С.М. Экономическая теория: учебник для СПО / С.М. Пястолов.- 2-е изд., перераб и доп.-М.: ИЦ Академия, 2010;
  5. Терещенко О.Н., Основы экономики : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / О.Н. Терещенко. – 5-е изд. Стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014;
  6.  http://www.grandars.ru