Рабочая программа по экономике
рабочая программа на тему

Экономика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа92.94 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ КК КГТК

_______________ Ю.В. Юрченко

«_____» _______________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП 02.03 Экономика

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

профиль получаемого профессионального образования –

 социально-экономический

г. Краснодар, 2014

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по НМР

ГБПОУ КК КГТК

______________ Н.И. Тутынина

«___» _____________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

 ГБПОУ КК КГТК

_______________ Г.А. Словцова

«_____» _______________2014 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании  предметной

(цикловой) комиссии

общих гуманитарных и

социально-экономических дисциплин

Председатель П(Ц)К  

_______________    Л. В. Кузьминова

«___» _____________ 2014 г.

ОДОБРЕНО

на заседании педагогического совета  

протокол № ___

от «___» _____________ 2014 г.

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования  по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «5»  марта 2004 г.  № 1089 ( в ред Приказов Минобрнауки РФ от 03.06. 2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427); рабочего учебного плана № 57, утвержденного «29» августа 2014 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, утвержденным И. М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Организация-разработчик: ГБПОУ КК КГТК

Разработчик: Абрамова О.С.  преподаватель

 ГБПОУ КК КГТК                                                ___________________

        (подпись)                            

Рецензенты:                

1. Колмычок  С.А. зам. директора по УМР  ГБПОУ КК Краснодарского информационно-технологического техникума. Квалификация по диплому: экономика и управление предприятием      

     

       _______________________________

                                                                                        (подпись)

2. Оганесян Т.Л., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Краснодарского государственного университета  культуры и искусства. Квалификация по диплому: менеджер-экономист

     

        _______________________________  

                                                                                                                            (подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов

Стр.

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины

7

3. Условия реализации учебной дисциплины

24

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

28

5. Приложение 1

30

6. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

31


1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП 02.03 Экономика

        1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ КК КГТК  43.02.11 Гостиничный сервис, разработанной в соответствии с ФГОС СПО

Рабочая программа составлена для очной формы обучения

        1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина ОДП 02.03 «Экономика» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл

 

        1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Базовая часть

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. приводить примеры взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
  2. описывать предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
  3. объяснять экономические явления с помощью альтернативной стоимости, выгоды обмена, закон спроса, причины неравенства доходов, роль минимальной оплаты труда, последствия инфляции;
  4. сравнивать и различать спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
  5. вычислять на условных примерах величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса и предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету или бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
  6. применять для экономического анализа кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары.
  7. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   исполнения типичных экономических ролей;

• решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

•   совершенствования собственной познавательной деятельности;

• оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

• осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

1. смысл основных теоретических положений экономической науки;

2. основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений.

Вариативная  часть – не предусмотрена.

В результате освоения учебной дисциплины ОДП 02.03 «Экономика» обучающийся должен овладеть:

Общими компетенциями:

ОК 1.         Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.         Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.         Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.         Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

        1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:  максимальной учебной нагрузки студента 150 часов в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;

- самостоятельной работы обучающегося  50 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:

лабораторные занятия

не предусмотрено

практические занятия

30

контрольные работы

не предусмотрено

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

Самостоятельная работа студента (всего)

50

в том числе:

Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено

написание рефератов

30

внеаудиторная самостоятельная работа над

нормативными документами

20

Итоговая аттестация в форме

экзамен


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП 02.03 Экономика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1: Экономика и ее основные проблемы.

24

Тема 1.1.

Введение. Экономика и экономическая наука. Предмет, методы и функции экономики

Содержание учебного материала

Экономика как фундаментальная наука, изучающая общие закономерности и принципы хозяйствования во взаимосвязи с этико-социальными процессами. Позитивная и нормативная экономика. Политическая экономия и экономика, их единство и противоречие. Предмет экономики. Многообразие подходов к предмету, экономическая политика и экономическая стратегия. Экономика как общественная наука о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов. Структура общей экономики: микроэкономика и макроэкономика. Основные методы экономической науки; суть диалектического, экономико-математического и абстрактного методов. Функции: познавательная, методологическая, практическая.

2

1, 2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия:

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся: 

Подготовка реферата по теме: «Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей экономические отношения в России»

2

Тема 1.2:  Проблема производственных возможностей и эффективности экономики

Содержание учебного материала

Три основных вопроса экономики: производить ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО?  Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. Проблема оптимального выбора. Вмененные издержки. "Кривая производственных возможностей" и ее методологическое значение. Производственные возможности российской экономики. Производительные силы общества как материально-вещественная сторона производства. Показатели развития производительных сил. Производительность общественного труда как интегральный показатель прогресса производственных сил общества. Производственные отношения как общественная форма производства.

2

2, 3

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

«Построение кривой производственных возможностей и анализ точек»

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка реферата по теме: « Потребности человека и общества. Проблемы потребностей»

2

Тема 1.3.: Собственность как основа производственных отношений

Содержание учебного материала

Собственность как основа производственных отношений. Исторические типы и формы присвоения. Собственность и ее проявление во всей системе экономических отношений и экономических категориях: цене, зарплате, прибыли, ренте, финансах и т.д. Юридический и экономический аспекты собственности. Реализация экономических отношений присвоения, пользования, владения, распоряжения. Структура прав собственности, передача прав и согласование обязанностей.

4

2, 3

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

Семинар: «Собственность как основа производственных отношений»

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка реферата по теме: «Правовые аспекты собственности»

2

Тема 1.4.:  Экономические системы и их основные типы

Содержание учебного материала

Экономическая система как форма организации общества. Основные элементы экономических систем: отношения собственности; методы управления и регулирования экономики; методы распределения ресурсов и благ. Сравнительная характеристика экономических систем: достоинства и недостатки.  Основные типы экономических систем: традиционная, командно - административная и рыночная. Их отличительные черты. Недостатки "чисто рыночной" экономики. Достоинства смешанной экономики.

4

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

не предусмотрено

Контрольные работа

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка реферата по теме: «Анализ достоинств и недостатков экономических систем».

2

Раздел 2: . Микроэкономика

44

Тема 2.1.: Сущность и основные элементы рынка

Содержание учебного материала

Рынок – сфера обмена товарами и услугами. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Экономические блага и их классификация, полные или частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, частные и общественные блага. Основные критерии классификации рынков. Инфраструктура рынка. Основные элементы рыночного механизма – цена, спрос и предложение. Обмен в системе общественного разделения труда. Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена. Виды рынков. Признаки, принципы и функции рынка. Основные элементы рынка: товар, цена, спрос, предложение. Товар как экономическая категория. Потребительная стоимость и стоимость товара. Стоимость и цена товара.

4

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия:

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка доклада по теме: «Основные элементы рынка».

2

Тема 2.2.:Теория спроса и предложения

Содержание учебного материала

Теория спроса и предложения. Спрос: понятие, шкала спроса. Закон спроса и кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Ценовые и неценовые факторы, вызывающие изменения спроса. Спрос, величина спроса и их изменение.

Предложение, закон предложения. Факторы (детерминанты) спроса и предложения. Спрос и предложение как ценообразующие факторы. Эластичность спроса. Единичная эластичность, эластичный и неэластичный спрос. Эффект Гиффена. Ажиотажный спрос. Факторы ценовой эластичности спроса. Коэффициенты эластичности спроса: по цене и по доходу. Перекрестная эластичность.

 Предложение: понятие, шкала предложения. Закон предложения и кривая предложения. Предложение и его величина. Изменение предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов. Эластичность предложения. Единичная эластичность, эластичное и неэластичное предложение. Коэффициенты эластичного предложения. Влияние фактора времени на эластичность предложения.

4

1

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

Практическая работа: «Построение кривой спроса и анализ смещения кривой под воздействием различных факторов»

2

Контрольные работы:

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач

2

Тема 2.3.: Рыночное равновесие

Содержание учебного материала

Рыночное равновесие. Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке. Рыночное ценообразование. Равновесная цена, ее значение в восстановлении рыночного равновесия. Закон стоимости в механизме рынка. Трансформация стоимости в рыночную цену. Сущность принципа "невидимой руки" рынка. Рыночное равновесие и равновесная цена. Смещение кривых спроса и предложения под воздействием неценовых факторов. Динамика спроса и предложения под воздействием изменения равновесной цены и количества продукта.

Цена спроса и предельная полезность. Цена предложения и предельные издержки производства. Механизмы равновесия при мгновенной, краткосрочной и долгосрочной динамике рыночной конъюнктуры.

Эластичность спроса. Единичная эластичность, эластичный и неэластичный спрос. Эффект Гиффена. Ажиотажный спрос. Факторы ценовой эластичности спроса. Коэффициенты эластичности спроса: по цене и по доходу. Перекрестная эластичность.

4

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

«Определение коэффициентов эластичности спроса и предложения»

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации по теме: «Невидимая рука рынка».

2

Тема 2.4.: Теория поведения потребителя

Содержание учебного материала
Теория поведение потребителя и гипотеза его рациональности. Причины нерационального поведения потребителя. Полезность и проблемы ее измерения. Функции полезности. Кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый) подходы в теории потребительского выбора. Теории выявленных предпочтений. Кривые безразличия и их свойства. Карта безразличия. Понятие бюджетного ограничения и его аналитическое выражение. Бюджетная линия и ее свойства. Равновесие потребителя. Основная проблема потребления и ее графическое и аналитическое выражение.

Изменение дохода и линия «доход-потребление». Кривые Энгеля. Различные виды благ в зависимости от реакции потребителя на изменение дохода (нормальные, инфериорные, Гиффена). Изменение цены и линия «цена-потребление». Различные виды благ в зависимости от реакции потребителя на изменение цены (субституты, комплементарные и независимые блага). Эффект замены и эффект дохода для различных видов благ, графическое выражение.

4

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

«Построение бюджетной линии и кривых безразличия. Определение точек максимума»

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации по теме: «Построение карт безразличия, описывающих предпочтения различных людей».

2

Тема 2.5.: Поведение производителя. Издержки производства

Содержание учебного материала

Индивидуальные и общественные издержки. Принцип альтернативных затрат и издержки производства. Альтернативные издержки владельцев факторов. Явные и неявные издержки. Экономические издержки.  Бухгалтерские издержки. Короткий и длительный периоды и издержки производства. Постоянные и переменные издержки. Виды издержек. Функции издержек и их связь с производственной функцией. Динамика общих, средних и предельных издержек в коротком периоде и ее графическое выражение. Издержки в длительном периоде и оптимальный размер предприятия. Отдача от масштаба производства. Кривые общих, средних и предельных издержек в длительном периоде.

Борьба с коррупцией в стране, крае. Налоговая декларация – один из способов борьбы с коррупцией.

4

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации по теме: «Налоговая декларация – один из способов борьбы с коррупцией»

Решение задач и тестов.

2

Тема 2.6.  Конкуренция и основные типы рыночных структур

Содержание учебного материала

Движущая сила рынка – конкуренция. Рынки совершенной, или чистой конкуренции и типы несовершенной конкуренции. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция и перелив капитала и других ресурсов.

Прибыль и норма прибыли.

Преимущества и недостатки рынка и роль государства в преодолении отрицательных последствий действия рыночных сил.

Монополия и ее основные черты. Виды монополий. Естественная монополия. Условие оптимального поведения фирмы-монополиста. Графическое и аналитическое выражения условий равновесия монополиста. Источники монопольной власти. Измерение монопольной власти. Коэффициент Лернера. Коэффициент монополизации Герфиндаля-Хиршмана. Ценовая дискриминация (ЦД). Понятие ЦД. Формы и условия становления дискриминационных цен. Степень ЦД. Последствия ЦД. Равновесие монополии, практикующей ЦД. Монополия и государственное регулирование. Антимонопольная политика в России. Важнейшие признаки монополистической конкуренции. Реальная и мнимая дифференциация продукции. Проблемы определения отрасли в условиях монополистической конкуренции. Максимизация прибыли и определение оптимального объема производства монополистически конкурентной фирмы в коротком и длительном периодах. Равновесие при наличии избыточных мощностей.

Сравнение конкурентного равновесия на рынках монополистической  и совершенной конкуренции. Значение рекламы. Общественная оценка монополистической конкуренции.  Олигополия и ее характерные черты. Модели олигополии. Теоремы поведения олигополии. Дилемма олигополиста и ее применение к процессу олигополистического ценообразования: жесткость цен, ценовые сигналы, ценовое лидерство, модель доминирующей фирмы.

4

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

Семинар: «Конкуренция, виды, последствия.  Деятельность антимонопольных служб».

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

 Подготовка презентации по теме: «Конкуренция, виды, последствия»

2

Раздел 3. Макроэкономика

30

Тема 3.1. Понятие макроэкономики и основные макроэкономические показатели

Содержание учебного материала

Национальная экономика и особенности макроэкономического анализа. Совокупный общественный продукт и его формы: валовой и конечный общественный продукт. Конечный общественный продукт и его формы: валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). ВВП: его состав и способы расчета. Номинальный и реальный ВВП, дефлятор ВВП.

Национальный доход: валовой, чистый. Механизм перераспределения доходов. Теневая экономика.

Доходы, их виды и перераспределение. Личный располагаемый доход, конечное потребление и сбережения. Инвестиции: валовые и чистые. Фонды возмещения, потребления и накопления. Национальное богатство. Отраслевая и секторная структура национальной экономики. Межотраслевой баланс и его структура.

4

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации по теме: «Особенности национальной экономики»

2

Тема 3.2.:

Макроэкономическая нестабильность

Содержание учебного материала

Общественное воспроизводство (производство, распределение, обмен, потребление), как процесс возобновления элементов процесса производства, так и условий его протекания. Простое и расширенное воспроизводство.

I и II подразделения общественного производства, и условия реализации продукта I и II подразделений при простом и расширенном воспроизводстве. Пропорциональность и сбалансированность развития общественного производства и макроэкономическое равновесие.

Макроэкономическая нестабильность имеет два проявления: безработицу и инфляцию – два сложнейших объекта анализа и регулирования.

Государственное регулирование занятости населения сводится к следующим действиям:

1)     программам по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

2)     программам, направленным на подготовку и переподготовку рабочей силы;

3)     программам содействия найму рабочей силы;

4)     программам по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

4

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

Семинар: «Экономические циклы и кризисы в России»

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации по теме: «Экономические циклы и кризис в России»

2

Тема 3.3. Безработица: виды, причины, последствия

Содержание учебного материала

Безработица – явление, объективно присущее рыночной экономике. Поэтому надо учиться жить с ней и управлять ею.

Безработица – элемент более общей категории «незанятость», сложнейший социальный и экономический феномен. Она превратилась в эпицентр всей системы причинных и функциональных зависимостей современной макроэкономики, поскольку непосредственно определяет динамику величин совокупного спроса, совокупного предложения, уровня цен, размеры государственных социальных выплат. Регулирование безработицы – ключ к макроэкономическому равновесию.

В массовом сознании альтернативой безработице выступает «полная занятость», которая тем же сознанием понимается как трудоустройство всех трудоспособных в трудоспособном возрасте.

Однако в экономике состояние «полная занятость» не охватывает все «сто процентов трудоспособных», а сосуществует наряду с так называемой «естественной безработицей», которая включает фрикционную и структурную формы.

Виды безработицы.

4

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации по теме: « Проблемы занятости населения в России»

4

Тема 3.4. Инфляция: виды, причины, последствия

Содержание учебного материала

 Понятие «инфляция», моно- и полифакторные ее модели. Типы инфляции: открытая, подавленная и инфляция, вызванная бюджетной и кредитной экспансией. Механизмы открытой инфляции: адаптивные инфляционные ожидания, инфляция издержек. Механизм подавленной инфляции: разрыв между административными ценами и ценами равновесия, отсутствие стимулов для расширения предложения, переплетение подавленной инфляции с инфляцией издержек, дефицитные инфляционные ожидания.

Дефицит товаров и дефицит денег. Денежно-кредитная экспансия. Показатели измерения инфляции. Классификация инфляционных процессов, исходя из темпов роста цен: ползучая, галопирующая, гиперинфляция. Ожидаемая и неожиданная, сбалансированная и несбалансированная инфляция. Стагфляция.

Причины инфляции и ее социально-экономические последствия.  

5

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

«Определение уровня и темпов инфляции».

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации по теме: «Причины инфляции и ее социально-экономические последствия.»

2

Раздел 4. Государственное регулирование экономикой на макроуровне

52

Тема 4.1. Содержание, формы и методы регулирования макроэкономики

Содержание учебного материала

 

Инструменты макроэкономической политики государства и стабилизационная политика.

Финансовое регулирование. Стимулирование совокупного спроса, сокращение бюджетного дефицита и государственного долга. Проведение оптимальной налоговой политики, накопления и активизации инвестиционной деятельности.

Антиинфляционная стратегия и тактика. Краткосрочные и долгосрочные антиинфляционные мероприятия.

Кредитно-денежная политика центрального банка. Регулирование учетной ставки. Операции на открытом рынке ценных бумаг. Регулирование денежной массы с помощью нормы банковских резервов. Кредитная политика: кредитная рестрикция и экспансия.

Регулирование ценообразования. Государственный сектор в механизме рыночного ценообразования. Участие государства как непосредственного субъекта рыночных отношений в процессе ценообразования. Государственная монополия на эмиссию денег – решающий фактор формирования цен.

Регулирование трудовых отношений путем участия в процессе воспроизводства рабочей силы, стимулирования занятости и создания условий для формирования мобильной рабочей силы и обеспечения необходимых миграционных потоков. Сочетание активной и пассивной политики в борьбе с безработицей.

Регулирование социальных отношений, сопряженных с ограничением или стимулированием роста предпринимательских и трудовых доходов, их перераспределение. Развитие социальной сферы и вовлечение ее отдельных секторов в систему стоимостных отношений.

Антициклическое регулирование. Набор антициклического инструментария и различные подходы к его использованию. Регулирование процесса общественного воспроизводства с учетом мировой конъюнктуры, национальных интересов, безопасности.

2

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

Семинар: «Регулирование процесса общественного воспроизводства с учетом мировой конъюнктуры, национальных интересов, безопасности ».

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка реферата: «Инструменты макроэкономической политики государства и стабилизационная политика».

4

Тема 4.2.: Финансовая система и налоговая политика государства

Содержание учебного материала

 Финансовая система: понятие, структура. Государственный бюджет в финансовой системе. Бюджетная система и ее уровни. Структура государственного бюджета: основные статьи доходов и расходов. Внебюджетные фонды.

Сущность налогов, их фискальная, регулирующая и контролирующая функции. Принципы и формы налогообложения. Классификация налогов: прямые и косвенные налоги, прогрессивный, регрессивный и пропорциональный налог, чистые налоги. Налоговые ставки и бюджетные поступления. Кривая А. Лаффера. Налоговая политика и социально-экономический прогресс. Государственный бюджет, его дефицит и профицит. Виды бюджетного дефицита и источники его покрытия. Государственный долг. Способы регулирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом. Формы обслуживания государственного долга: выпуск государственных ценных бумаг, иностранные займы, займы у центрального банка, эмиссия. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга.

Финансовая политика как составная часть экономической политики государства. Типы финансовой политики: дискреционная и автоматическая.

Дискреционная финансовая политика. Влияние налогов на потребление, сбережения и государственных расходов на производство. Мультипликационные эффекты налогов и государственных расходов. Инструментарий дискреционной финансовой политики и его использование.

Стабилизационная политика, политика встроенных стабилизаторов или автоматическая финансовая политика. Налоги и социальные выплаты в механизме стабилизации социально-экономических процессов. Взаимосвязь дискреционного инструментария и встроенных стабилизаторов.

Классическая и кейнсианская концепции финансово-денежной политики и их взаимодополнение.

2

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

Семинар: Финансовая система и налоговая политика государства».

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка реферата: «Влияние налогов на потребление, сбережения и государственных расходов на производство».

4

Тема 4.3. Государственный бюджет

Содержание учебного материала

Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

2. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.

3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

  • доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;
  • расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

4.Источники доходной части:

  • налоги;
  • государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
  • эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
  • займы у международных организаций.

5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:

  • социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
  • поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);
  • обслуживание государственного долга;
  • предоставление дотаций предприятиям;
  • развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.

6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:

  • Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета.
  • Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета.
  • Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета.

7. Источники покрытия бюджетного дефицита

       Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)

  • Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации). 
  • Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости.

8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета

2

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

Семинар: «Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета».

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения по теме: «Денежная эмиссия Центральным банком в обмен на государственные обязательства»

4

Тема 4.4.:

Банковская система национальной экономики

Содержание учебного материала

 Банки и их функции. Процентная ставка. Кредитные отношения: пассивные и активные операции. Валовая и чистая прибыль банка. Норма банковской прибыли. Банковские резервы и ликвидность банков. Денежный мультипликатор и банковские (депозитные, или кредитные) деньги. Учет векселей. Центральный банк, учетная ставка и сеньораж. Влияние роста доходов на денежный рынок. Монопольный характер денежного рынка и его развитие в новых условиях. Ликвидная ловушка, эффект кассовых остатков и долгосрочное инфляционное давление.

2

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия:

Семинар: «Банковская система национальной экономики»

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрено

Тема 4.5.:

Проблемы социальной политики государства

Содержание учебного материала

 Благосостояние: экономический, социальный и этический аспекты. Доходы и их дифференциация. Принципы формирования доходов: трудовые и нетрудовые, легальные и нелегальные. Измерение степени неравенства в доходах: кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильный и квинтильный коэффициенты. Стоимость, уровень и качество жизни. Прожиточный минимум, порог бедности и черта нищеты. Бедность: определение и причины. Компромисс общества между эффективностью и равенством. Причины неравенства доходов в рыночной экономике: индивидуальные различия людей, случайные факторы, дискриминационные факторы, монополизм собственности. Объективная неизбежность неравенства и противоречивость его оценок. Методы социальной поддержки населения и перераспределения доходов в рыночной экономике. Социальная политика на уровне хозяйственных субъектов. Границы участия государства в перераспределении доходов, системе поддержания уровня доходов. Прямые и косвенные методы.

2

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

Семинар; «Проблемы социальной политики государства».

4

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

не предусмотрено

Тема 4.6.:

Экономический рост: типы, перспективы, последствия.

Содержание учебного материала

 Экономический рост: понятие, типы и показатели. Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста. Экономический рост и ограниченность ресурсов. Влияние прироста факторов (издержек) производства на прирост продукции и дохода.

Классическая модель экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа и ее ограниченность. Макроэкономическая область применения производственной функции. Коэффициенты эластичности. Модель Солоу и «золотое правило накопления». Зависимость экономического роста от уровня потребления, динамики населения, технического прогресса и состояния экономического равновесия.  

Кейнсианская модель экономического роста. Формула Харрода-Домара. Мультипликационный эффект и эффект акселератора в модели экономического роста. Модель Хикса-Самуэльсона. Условия обеспечения экономического роста.

Марксова модель расширенного воспроизводства.

Экономический рост и структурные сдвиги в национальной экономике общественного производства. Методы воздействия на реструктуризацию общественного производства.

2

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

Семинар: «Экономический рост и структурные сдвиги в национальной экономике»

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка реферата по теме: «Методы воздействия на реструктуризацию общественного производства».

4

Тема 4.7.:

Валютная система и ее формирование

Содержание учебного материала

Валютная система — правовая форма организации валютных отношений, которая исторически сложилась на основе интернационализации хозяйственных связей. Экономические, политические, культурные и другие связи между отдельными странами порождают валютные отношения по поводу оплаты получаемых товаров, услуг, предоставления займов, кредитов, движения капиталов и др. Международные валютные отношения — совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты во внешнеэкономическом обороте. Валютная система здесь выступает мощным звеном, которое в значительной степени влияет на расширение или, наоборот, ограничение интенсивности международных экономических отношений. Посредством валютной системы осуществляется перелив экономических ресурсов из одной страны в другую (или этот процесс блокируется), создаются благоприятные условия для развития производства и международного разделения труда. Объективной основой валютных отношений является процесс общественного воспроизводства, который порождает международный обмен товарами, услугами, капиталом. Валютные отношения вторичны по отношению к воспроизводству, но оказывают на него влияние. В условиях интернационализации хозяйственных связей усиливается зависимость воспроизводства от внешних факторов — динамики мирового производства, развития международной торговли, притока иностранных капиталов. Развитие международных экономических отношений в значительной степени предопределено особенностями валютной системы и действенностью функционирования ее институтов. Характерной чертой валютной системы является то, что она постоянно меняется, развивается. Наиболее общая причина этих изменений — углубление развития мировых хозяйственных связей, постепенные изменения в их механизмах, разнонаправленные процессы в сфере государственного вмешательства в экономику с целью оказания давления на формирование видов валютных отношений и др. Различают национальные, региональные и мировые валютные системы.

На основе интернационализации хозяйственных связей сначала возникает национальная валютная система. Под национальной валютной системой понимается определенный порядок организации международных валютных отношений государства с другими странами. Она складывается исторически, в зависимости от степени развития экономики и внешнеэкономических связей государства.Национальная валютная система государства охватывает денежно-кредитные отношения, которые обеспечивают функционирование валюты для обслуживания внешнеэкономических связей страны. Юридически национальная валютная система закреплена в государственных правовых актах, которые учитывают нормы международного права. Национальную валютную систему характеризуют следующие элементы:
- национальная валюта;
- условия конвертируемости национальной валюты;
- режим валютного паритета национальной валюты — соотношения между двумя валютами;
- режим курса национальной валюты (фиксированный, плавающий в определенных пределах);
- наличие или отсутствие валютных ограничений;
- национальное регулирование международной валютной ликвидности страны;
- регламентация использования международных кредитных средств обращения;
- регламентация международных расчетов страны;
- режим национального валютного рынка и рынка золота;
- национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны (центральный банк, министерство финансов, специальные органы).

2

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации по теме: «Валютная система РФ»

2

Тема 4.8.

Актуальные проблемы мировой экономики. Кризис в России.

Содержание учебного материала

 Либерализация цен. Шоковая терапия: ликвидация сбережений населения и лишение национальной экономики финансовых источников ее развития, разрушение технико-экономических комплексов и финансово-хозяйственных связей внутри отраслей, между ними и между регионами и странами СНГ.

Декларация антиинфляционной политики и раскручивание инфляционной спирали с помощью денежного мультипликатора на основе расхищения государственных финансовых ресурсов.

Приватизация государственной собственности и противозаконные формы ее реализации. Расхищение государственной собственности и ее трансформация в частные формы вне рамок рыночных механизмов ее реализации. Приватизация эффективно работающих государственных предприятий и сохранение в руках государства неэффективно работающих хозяйственных единиц. Игнорирование форм разгосударствления (либерализации, коммерциализации, создание совместных предприятий), предшествующих приватизации. Антирыночный характер мероприятий по реформированию экономики. Социально-экономические последствия навязанной России либеральной модели «реформирования» национальной экономики.

3

1,2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: 

Семинар; «Актуальные проблемы мировой экономики».

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка реферата по теме: « Есть ли решение глобальных проблем мировой экономики.»

2


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика, менеджмент и маркетинг».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «ОДП 02.03 Экономика».

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • проектор;
  • телевизор;
  • DVD-проигрыватель и набор DVD-дисков с обучающими фильмами.

3.2. Информационное обеспечение обучения

        Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

Для преподавателей:

1. Акимов В.В. Экономика отрасли. М.: Форум, 2012

2. Балакина А. П. Методическое пособие к курсу «Основы налоговой грамотности». Вита-М, 2013г.

3. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Учебник для ССУЗ. М: Юрист, 2011г.

4. Басовский Л.Е., Экономика отрасли, учебное пособие, М.: Инфра-М, 2009 г. – 144 с.

5.  Основы экономической теории: под ред. С.И. Иванова. – 4 изд. – в 2х книгах – М.: Вита – Пресс, 2011

6. Кожевников Н.Н. Основы экономики. М.: Академия, 2012

7. Корниенко О.В. Основы экономической теории. Ростов – н/Д: 2012

8. Носова С.С. Основы экономики. М.: Владос, 2014.

9. Кудина М.В. Основы экономики. М.: Инфра-М, 2008

10. . Куликов Л.М. Экономическая теория. М.:ТК Велби, издательство

11. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме, М.: Академия, 2009

12. Поздняков В.Я., Казаков С.В., Экономика отрасли. 2010. – 309с.

13. Поздняков В.Я., Казаков С.В., Экономика отрасли, учебное пособие. М.: Инфра-М, 2010 г. – 309 с.

14. Пошатаева Л. Н., Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных школ. М.: Инфра-М, 2014г.–144с.

15. Слагода В.Г. Основы экономики. Учебное пособие. М-Форум: Инфра- м, 2009 г.

16. Слагода В.Г. Экономическая теория. Учебное пособие. М-Форум: Инфра-м, 2013 г.

17. Рофе А.И. Экономика труда / Учебник.., 2013 – 400с.

18. Сафронов Н.А. экономика организации (предприятия). Учебник. М.: Инфра-М., 2011.- 584 с.

19. Сафронов Н.А. экономика организации (предприятия). Учебник. М.: Инфра-М., 2013. - 584 с.

20.  Скобкин С.С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма.- М.: Магистр, 2011

21.  Цыганенко В.С., Экономика рынка недвижимости / Учебное пособие, СПб ГУИТМО, 2009 – 120с.

22.  Чуев, И.Н. Экономика предприятия / учебник. – 5-е издание, перераб. и доп. – Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 416 с

23. Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства, Учебное пособие. - М. : Издательство РДЛ, 2010. - 328 с.

Для студентов

1. Акимов В.В. Экономика отрасли. М.: Форум, 2010

2. Басовский Л.Е., Экономика отрасли, учебное пособие, М.: Инфра-М, 2009 г. – 144 с.

3. Кожевников Н.Н. основы экономики. М.: Академия, 2012

4. Кудина М.В. Основы экономики. М.: Инфра-М, 2008

5. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме, М.: Академия, 2009

6. Поздняков В.Я., Казаков С.В., Экономика отрасли. 2010. – 309с.

7. Поздняков В.Я., Казаков С.В., Экономика отрасли, учебное пособие. М.: Ин-фра-М, 2010 г. – 309 с.

8. Рофе А.И. Экономика труда / Учебник.., 2010 – 400с.

9. Сафронов Н.А. экономика организации (предприятия). Учебник. М.: Инфра-М., 2011.- 584 с.

10. Сафронов Н.А. экономика организации (предприятия). Учебник. М.: Инфра-М., 2013. - 584 с.

11. Скобкин С.С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма.- М.: Магистр, 2009

12. Цыганенко В.С., Экономика рынка недвижимости / Учебное пособие, СПб ГУИТМО, 2012 – 120с.

13. Чуев, И.Н. Экономика предприятия / учебник. – 5-е издание, перераб. и доп. – Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 416 с

14. Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства, Учебное пособие. - М. : Издательство РДЛ, 2010. - 328 с.

Дополнительные источники

Для преподавателей

  1. Экономика предприятия: Конспект лекций/ Корсаков М.Н., Таганрог: ТРТУ, 2011 – 297 с.
  2. Экономика предприятия/ Большухина И. С. Ульяновск: УлГТУ, 2010 – 306 с.
  3. Казначевская Г.Б. Экономическая теория. Ростов – н/Д: Феникс, 2006 г. проспект 2008 г
  4. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. М.: Владос, 2012.
  5. Шимко П. Д., Михайлушкин А.И. Основы экономики. Дрофа, 2012.
  6.  Практикум по основам экономики.- М.: Вита – Пресс, 2012 г.
  7.  Экономический словарь. – М.: ТК – Велби, 2006 г.

Для студентов

  1. Экономика предприятия: конспект лекций/ Фролова Т.А. Таганрог: Изд-во ТТИ ФЮУ, 2012 – 212 с.
  2. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 604 с. — (Высшее образование)

3. Кнышова Е.Н. Экономика организации. М.: Форум, 2004

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki
  2. http://www.finansy.ru/
  3. http://www.economika.info/
  4. http://www.economicus.ru/
  5. http://ecsocman.hse.ru/
  6. http://www.ereport.ru/
  7. http://www.catback.ru/
  8. http://www.gazeta.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;
  • решать практические задачи, связанные с жизненными ситуациями;
  • оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
  • осуществлять самостоятельный поиск, анализ и использование экономической информации.

Усвоенные знания:

  • объяснять экономические явления с помощью альтернативной стоимости, выгоды обмена, закон спроса, причины неравенства доходов, роль минимальной оплаты труда, последствия инфляции;
  • описывать предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
  • вычислять на условных примерах величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса и предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету или бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
  • применять для экономического анализа кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

  • компьютерное тестирование (по темам, по дисциплине);

  • домашние задания;

  • практические задания;

  • внеаудиторные самостоятельные работы;

  • решение задач;

  • устный опрос.

5. Приложение 1

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК

Название ОК

Технологии формирования ОК

(на учебных занятиях)

ОК 01 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Решение задач, носящих профессиональный характер

ОК 02 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Решение индивидуальных задач.

ОК 03 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Выполнение индивидуальных заданий.

ОК 04 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать справочный материал, дополнительную литературу и учебники.

ОК 05 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Поиск информации на сайтах, составление презентаций.

ОК 06 Работать в коллективе и  команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Групповое выполнение практических работ

ОК 07 Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся,

организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Групповое выполнение практических работ.

ОК 08 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Выполнение самостоятельных индивидуальных заданий.

ОК 09 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Решение задач практической направленности.


6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ

В  РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;

.

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения

Абрамова Ольга Сергеевна

Преподаватель экономических дисциплин

Кандидат экономических наук

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП 02.03 Экономика

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

профиль получаемого профессионального образования –

 социально-экономический


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Экономике

Программа учебной дисциплины составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Экономика», разработанной в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом ...

Рабочая программа УД Экономика организации

Рабочая программа УД Экономика организации...

Рабочая программа дисциплины "Экономика организации" для специальности "Реклама"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 030000 «Гуманитарные науки» по специальности среднего профессиона...

Рабочая программа по Экономике организации

Данная рабочая программа дисциплины предназначена для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"....

Рабочая программа по Экономике и социологии труда

Данная рабочая программа предназначена для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"....

Рабочая программа по Экономики организации для специальности Реклама

Данная рабочая программа предназначена для специальности 031601 "Реклама"...

Рабочая программа специальности "Экономика и бухгалтерский учет"

Рабочая программа дисциплины "Налоги и налогообложение"...