Рабочая программа "Мерчендайзинг и Франчайзинг"
рабочая программа на тему

Ольга Александровна Лебедева
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100701 «Коммерция» (по отраслям).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx118.4 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

 «Подмосковный колледж «Энергия»

Рабочая программа учебной дисциплины

Часть МДК 01.02 Мерчендайзинг и Франчайзинг

основной профессиональной образовательной программы

по специальности среднего
профессионального образования

100701 «КОММЕРЦИЯ (по отраслям)»

Базовой подготовки

Квалификация менеджер по продажам

Форма     обучения     очная

2015  год


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100701 «Коммерция» (по отраслям).

Программа рассмотрена на заседании цикловой (предметной) комиссии

Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол заседания № 1 от «28» августа»2015 г.

Председатель цикловой методической (предметной) комиссии

Каракина Г.В.                                               .

         

Разработчики программы: Лебедева О.А., преподаватель                              .

                                                Фамилия И.О., должность, подпись



Содержание

1.

Паспорт программы профессионального модуля

4

1.1. Область применения программы

4

1.2. Цели и задачи профессионального модуля, требования к результатам освоения профессионального модуля

4

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля

6

2.

Структура и содержание профессионального модуля

7

2.1. Тематический план профессионального модуля

7

2.2. Содержание обучения по профессиональному модулю

8

3.

Условия реализации программы профессионального модуля

10

3.1. Образовательные технологии

10

3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

10

3.3. Информационное обеспечение обучения

11

3.4. Общие требования к организации образовательного процесса

11

3.5. Кадровое обеспечение образовательного процесса

11

4.

Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

12

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 100701 «Коммерция» (по отраслям).

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профессиональные модули.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Целью изучения Части МДК 01.02. Мерчендайзинг и Франчайзинг является изучение и приобретение теоретических знаний и практических умений и навыков в области мерчандайзинга и франчайзинга.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен :

обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

обладать профессиональными компетенциями:

ПК 1.1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.

ПК 1.2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.

ПК 1.3. Принимать товары по количеству и качеству.

ПК 1.4. Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли.

ПК 1.5. Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли.

ПК 1.6. Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.

      ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.

      ПК 1.9. Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков.

ПК 1.10. Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование.

уметь:

−        разработать и применить средства и методы мерчандайзинга для продвижения отдельных товаров или их комплексов;

−        рационально планировать торговый зал;

−        размещать торговое оборудование и товары в торговом зале;

−        анализировать поведение потребителей.

знать:

  •  составные элементы коммерческой деятельности: цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, виды коммерческой деятельности;
  • государственное регулирование коммерческой деятельности;
  • инфраструктуру, средства, методы, инновации в коммерции;
  • организацию торговли в организациях оптовой и розничной торговли,            их классификацию;
  • услуги оптовой и розничной торговли: основные и дополнительные;
  • правила торговли;
  • классификацию торгово-технологического  оборудования, правила его эксплуатации;
  • организационные и правовые нормы охраны труда;
  • причины возникновения, способы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости, принимаемые меры при их возникновении;
  • технику безопасности условий труда, пожарную безопасность

приобрести практический опыт:

составления договоров;

установления коммерческих связей;

соблюдения правил торговли;

выполнения  технологических операций по подготовке товаров к продаже, их выкладке и реализации;

эксплуатации оборудования в соответствии с  назначением и соблюдения правил охраны труда;

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 65 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 45часа;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.


СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.2. Примерный тематический план и содержание Части МДК 01.02 Мерчендайзинг и Франчайзинг

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

Часть МДК 01.02 Мерчендайзинг и Франчайзинг

65

Раздел 1. Мерчендайзинг.

Тема 1.1. Введение в мерчендайзинг

Содержание учебного материала:

2

1

Мерчендайзинг как элемент современного рынка. Определение мерчендайзинга. История мерчендайзинга. Мерчендайзинг – иллюзия и реальность. Основные правила и факторы мерчендайзинга. Значение мерчендайзинга в обеспечении конкуретных преимуществ предприятия

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;

- выполнение домашнего задания

2

2

Тема 1.2. Основа мерчендайзинга – поведение покупателей в магазине

Содержание учебного материала:

2

1

Клиентоориентированный подход в организации торговли. Общие закономерности совершения покупок. Психологические аспекты поведения покупателей в магазине. Сегментирование покупателей по стратегии в области совершения покупок.

Практические занятия:

  1. Ролевая игра «Поведение различных групп покупателей в магазине».
  2. Сегментирование покупателей

4

2,3

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;

- выполнение домашнего задания

2

2

Тема 1.3. Микромир магазина

Содержание учебного материала:

2

1

Технологическая и психологическая составляющие микромира магазина. Анализ и оценка микромира магазина с позиции его воздействия на покупателя.

Практические занятия:

  1. Тест «Магазин глазами покупателя»

2

2,3

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;

- выполнение домашнего задания

2

2

Тема 1.4. Система мерчендайзинга в магазине

Содержание учебного материала:

2

1

Стандарт мерчендайзинга. Должностная инструкция мерчендайзера: общие положения, обязанности, права, ответственность. Планограммы выкладки товаров. Карта выкладки товара. Оценка деятельности мерчендайзера

Практические занятия:

  1. Составление планограммы выкладки товаров в продуктовом магазине
  2. Составление планограммы выкладки товаров в промтоварном магазине

4

2,3

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;

- подготовка отчетов по практическим работам;

- подготовка к контрольной работе.

2

2

Тема 1.5. Уровни концепции мерчендайзинга.

Содержание учебного материала:

8

1

Мультиатрибутивная концепция магазина. Составляющие внешнего   вида магазина: название, рекламный слоган, вывеска. Цветовое оформление. Входная зона и витрины. Территория вокруг магазина. Планировка торгового зала. Основные зоны. Торговое оборудование. Цветовое оформление и освещение. Особенности освещения различных групп товаров. Система навигации в магазине. Аромомаркетинг. Музыкальный ряд. «Золотое правило» музыки в розничной торговле. Мерчендайзинговый подход к выкладке товаров в торговом зале. Общие правила выкладки товаров. Виды выкладки. Ценники. Оформление рекламной информации. Типы выкладки: горизонтальная, вертикальная, дисплейная. Особенности выкладки особых товарных групп. Организация выставок.

Практические занятия:

  1. Разработка внешней атрибутики магазинов различного профиля: названия, вывески, логотипы
  2. Разработка анкеты для оценки микромира торгового зала покупателями
  3. Подготовка праздничной тематической выкладки товаров.
  4. Подготовка проектов: «Применение технологий мерчендайзинга в организации розничной торговли»
  5.  Презентация проекта «Применение технологий мерчендайзинга в организации розничной торговли»

10

2,3

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;

- выполнение домашнего задания

8

2

Раздел 2. Франчайзинг.

Тема 2.1. Введение в франчайзинг

Содержание учебного материала:

2

1

Понятие франчайзинга. История возникновения. Договор коммерческой концессии.

Практические занятия:

  1. Договор коммерческой концессии

2

2,3

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;

- выполнение домашнего задания

2

2

Тема 2.2. Преимущества и недостатки франчайзинга

Содержание учебного материала:

2

1

Преимущества для франчайзера. Преимущества для франчайзи. Недостатки франчайзинга.

Практические занятия:

  1. Презентация:Известные компании-франчайзеры

2

2,3

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;

- выполнение домашнего задания

2

2

Зачет

1

                                                                                                                                                                                                  Всего

65        

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:

3.1. Образовательные технологии

3.1.1. Информационные технологии, дифференцированное обучение, групповые технологии, проблемное обучение, проектный метод.

3.1.2. В программе в табличной форме приводится по семестрам перечень используемых при преподавании дисциплины активных и интерактивных образовательных технологий по видам аудиторных занятий:

Активные и интерактивные образовательные технологии,

используемые в аудиторных занятиях

Семестр

Вид занятия*

Используемые активные и интерактивные
образовательные технологии

6 семестр

ТО

информационные технологии, дифференцированное обучение

ПР

групповые технологии, проблемное обучение

* ТО – теоретическое обучение, ПР – практические занятия

3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Маркетинга.

Оборудование учебного кабинета:

- автоматизированное рабочее место преподавателя;

- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

- плакаты, раздаточный материал.

Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор;

- калькуляторы.

3.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

  1. Варлей Р. Управление розничными продажами. Мерчендайзинг. М., 2006 – 296 с.
  2. Веллхоф А., Массон Ж.-Э. Мерчендайзинг. Эффективные инструменты и управление товарными категориями. М., 2004. - 267 с.
  3. Колборн Р. 15 Условий успеха розничного магазина. Мерчендайзинг. С-Пб, Издательский дом «Нева», 2004. -411 с.
  4. Цвет в интерьере. Золотое правило дизайна. Минск, 2006. – 132 с.
  5. Иванченко Б. В. Мерчандайзинг: Искусство продавать: Практическое пособие. – Симферополь: ИД «Квадранал» - 2003.
  6. Каноян К. и Р. Мерчандайзинг. – М.: РИП – холдинг, 2010. – 826 с.
  7. Федько В. П. Мерчандайзинг и сэмплинг: учебное пособие для вузов / В. П. Федько; В. А. Бондаренко. - Ростов н/Д : МарТ, 2006. - 296 с. : ил. - (Новые технологии).

Дополнительные источники:

  1. Огнянников Г., Медведев Д. Современные формы розничной торговли// Рынок ценных бумаг – 2001 - №9.
  2. Прохорчук Е.Ю., Сазонова О.П. Мерчандайзинг как элемент продвижения товара // Экономический вестник. – 2005. - №10.
  3. Парамонова Т.А. Планировка магазина как важнейший элемент мерчедайзинга // «Практический маркетинг». – 2005. – №4.

Интернет-ресурсы:

  1. 4p.ru (Сайт по теории и практике маркетинга)
  2. marketing.spb.ru (Публикации по вопросам маркетинга (брэндинг, ценообразование, поведение потребителей, финансовый, промышленный, международный маркетинг и т.д.). Примеры маркетинговых исследований)
  3. marketolog.ru (Сетевой журнал о маркетинге и рекламе)
  4. 7st.ru (Сетевой журнал о маркетинге и рекламе)
  5. rwr.ru (Сайт по теории и практике рекламы, PR, медиапланирования, маркетинга и т.д.)

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоение умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и

оценки результатов обучения

Умения:

Составление планограммы и карты выкладки товара

Оценка выполнения практического задания;

Оценка выполнения домашней работы;

Оценка выполнения самостоятельной работы;

Оценка по дифференцированному зачету.

Разработка системы мерчендайзинга магазина

Разработка внешней атрибутики магазина

Осуществление планирования и зонирования торгового зала

Знания:

Определение мерчендайзинга

Оценка выполнения практического задания;

Оценка выполнения домашней работы;

Оценка выполнения самостоятельной работы;

Оценка по дифференцированному зачету.

Психологический аспект поведения покупателей в магазине

Составляющие микромира магазина

Должностные обязанности мерчендайзера

Трехуровневая концепция мерчендайзинга

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1

Выявлять потребность в товарах.

- знание основных видов потребностей

- прогноз продаж по каждой группе товарного ассортимента

- знание механизмов формирования спроса на товары

-учет  психологических особенностей покупателей

-эффективное размещение товаров, оптимальная выкладка товаров на полке

анализ результатов устного зачета

анализ решения ситуационных задач

наблюдение и оценка выполнения практических действий

ПК1.2

Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.

- достаточность знаний нормативно-правовой базы по осуществлению хозяйственных связей с поставщиками и потребителями продукции.

анализ решения ситуационных задач

наблюдение и оценка выполнения практических действий

ПК1. 3

Управлять товарными запасами и потоками.

-знание основ управления товарными запасами и потоками;

Знание правил товарного  запаса

анализ результатов устного зачета

анализ решения ситуационных задач

анализ решения ситуационных задач

наблюдение и оценка выполнения практических действий

ПК2.1 Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.

-достаточность знаний идентификации по признакам классификации;

-соблюдение правил  мерчендайзинга

анализ результатов устного зачета

анализ решения ситуационных задач

наблюдение и оценка выполнения практических действий

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК -1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Полнота, своевременность, аккуратность выполнения заданий для реализации профессиональных задач

Демонстрация интереса к будущей профессии

Положительные отзывы с производственной практики

Наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК-2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и  качество

Обоснованность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач

Эффективность и качество выполнения профессиональных задач

Анализ решения ситуационных задач

наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК-3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

своевременность, точность принимаемых решений в стандартных и нестандартных ситуациях, способность нести за них ответственность

Оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

Ок-4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач ,профессионального и личностного развития.  

Уровень, полнота знаний, умений при поиске и использовании информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Анализ решения ситуационных задач

наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК-5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Правильность выбора, обоснованность, полнота использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

Ок-6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Уровень культуры общения с обучающимися, преподавателями, сотрудниками организации, в которой проходит практика, с сотрудниками обследуемых объектов

Наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК-7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Соблюдение,полнота использования норм и правил, требований стандартов.

Наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК-8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Эффективное использование полученных профессиональных знаний.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

ОК -9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- обоснованное использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Наблюдение

и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной

и производственной практике

ОК -10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей ).

- эффективное использование полученных профессиональных знаний при исполнении воинской обязанности.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места

Организация рабочего места в соответствии с видамиизготовляемых блюд, выбор и обслуживание технологическго оборудования...

Рабочая программа учебной практики ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер

Рабочая  программа учебной практики профессионального модуля ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер – является частью основной профессиональной образовательной программы ба...

Методическая разработка занятия по дисциплине «Гостиничная индустрия» Тема: «Формы управления гостиницами: франчайзинг»

Методическая разработка составления для проведения одного из занятий Раз­дела 6 "Организационная структура управления гостиничным предприятием" дис­циплины "Гостиничная индустрия" на тему "Формы управ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ МДК 04.01 Выполнение работ по рабочей профессии «Рабочий зеленого хозяйства»

Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»  в...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.Техническое оснащение и организация рабочего места подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Рабочая программа разработана с целью реализации требований ФГОС третьего поколения, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в области общественного питания и предназначена для подготовки...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...