Рабочая тетрадь по дисциплине "Менеджмент" для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.
учебно-методическое пособие на тему

Стетюха Нелли Александровна

Рабочая тетрадь с методическим указанием  для выполнения практических работ  по ОП 03 "Менеджмент" для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, обучающегося 1 курса финансово-технологического  отделения ГБПОУ КК ССХТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_menedzhment_2016g.docx140.65 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

 «Славянский сельскохозяйственный техникум»  

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

с методическими указаниями для выполнения

практических работ
ОП 03 Менеджмент
Специальность:
38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Обучающегося 1 курса финансово-технологического  отделения

_________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

г. Славянск – на – Кубани,

2016 г.

Печатается по решению редакционно-

издательского совета ГБПОУ КК ССХТ

Рецензенты:

Кошелева Т. И. - председатель цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин

Бадунц А.Ю. - преподаватель цикловой комиссии общепрофессиональных бухгалтерских дисциплин

Рабочая тетрадь с методическими указаниями для выполнения практических работ:  ОП.03 Менеджмент: / Автор-составитель Н. А, Стетюха. – Славянск-на-Кубани: ГБПОУ КК ССХТ, 2016г. - 56 стр.  

Рабочая тетрадь представляет  собой готовый дидактический материал для проведения практических работ по ОП 03  Менеджмент
    Пособие адресовано преподавателям, студентам специальности: 38.02.03 Операционная деятельность в логистике  ГБПОУ КК ССХТ.






Введение

Самостоятельная работа студентов является одним из условий не только более полного усвоения теоретического материала при изучении дисциплины, но и формированию определенного практического опыта. Самостоятельная работа – это метод активного обучения, который способствует формированию соответствующих личных качеств, необходимых при выполнении обязанностей в рамках будущей профессии. Самостоятельность в принятии решений и ответственность за их последствия, способность самостоятельно ставить перед собой цели и корректировать их, выбирать способы их достижения, контролировать качество выполнения работ, исполнительность и критическая оценка собственных действий, творческий подход к решению возникающих проблем, самомотивирование и умение организовывать свою деятельность, рационально распределять личное время.

Данная рабочая тетрадь – основной инструмент самоконтроля и самоанализа деятельности студентов в процессе освоение курса «Менеджмент». Слушая лекции, участвуя в дискуссиях и деловых играх, читая дополнительную литературу, студенты могут выполнить все задания Рабочей тетради, которая также служит ориентиром в самостоятельном изучении учебного материала курса.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п /п

Наименование тем практических занятий

Количество часов

1.

Практическое занятие № 1
Внутренняя и внешняя среда организации.

2

2.

Практическое занятие № 2
Внутренняя и внешняя среда организации.

2

3.

Практическое занятие № 3
Внутренняя и внешняя среда организации.

2

4.

Практическое занятие № 4
Цикл менеджмента.

2

5.

Практическое занятие № 5
Цикл менеджмента.

2

6.

Практическое занятие № 6
Цикл менеджмента.

2

7.

Практическое занятие № 7
Стили управления.

2

8.

Практическое занятие № 8
Стили управления.

2

9.

Практическое занятие № 9
Стили управления.

2

10.

Практическое занятие № 10
Методы принятия решения.

2

11.

Практическое занятие № 11
Методы принятия решения.

2

12.

Практическое занятие № 12
Деловое общение.

2

13.

Практическое занятие № 13
Деловое общение.

2

Итого:

26
Часов

Рецензия

на  учебно-методическое пособие для выполнения практических работ по ОП 03 Менеджмент«38.02.03 Операционная деятельность в логистике»
Стетюхи Нелли Александровной

Рецензируемое учебно-методическое пособие разработано автором в рамках изучения дисциплины ОП 03 Менеджмент. Структурно пособие состоит из введения, тематического плана практических занятий и собственно предложенных инструкционных карт  для выполнения практических занятий по ОП 03 Менеджмент.

Актуальность данного пособия не вызывает сомнений, так как в современных быстро меняющихся условиях управление подразделениями внутри предприятий не возможно,  опираясь только на интуицию руководителей. Растет потребность в профессиональных кадрах для АПК, способных эффективно использовать стратегии, методы и приемы управления,  повышая профессионализм деятельности российских компаний с учетом все возрастающей остроты конкуренции.

Пособие является ресурсным средством, которое может изменяться и дополняться педагогом в соответствии с изменениями конфигурации программы, или же индивидуальными способностями студента. Данное пособие может помочь студенту в овладении общими и профессиональными компетенциями по ОП 03 Менеджмент.

Учебное пособие содержит в себе разработанные задания для выполнения практических работ. Причем многие задания выполнены  с учетом личного шифра студента, присваиваемого на первом практическом занятии. Большинство заданий выполняются на основе данных годовых отчетов сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края, позволяющих изучить не только базовые понятия в области управления, но и найти взаимосвязи, увидеть связь с практикой, получить навыки разработки стратегий развития предприятия.

Учебно-методическое пособие состоит из 13 практических занятий. Задания в  практических занятиях позволяют закрепить изученный материал и воспользоваться полученными знаниями для решения конкретных задач. Кроме того, предложенные задания в данном учебно-методическом пособии позволяют сделать занятия по ОП 03 Менеджмент более продуктивными и интересными, а студентам – глубже понимать данную дисциплину, получить практические навыки, необходимые в их профессиональной деятельности.  

 Учебное пособие представляет собой логически структурированное и содержательно наполненное  практическое руководство, которое может быть использовано преподавателями СПО, а так же студентами для освоения общих и профессиональных компетенций по ОП 03 Менеджмент.

Председатель цикловой комиссии

общепрофессиональных дисциплин, преподаватель высшей категории ГБПОУ КК ССХТ  

Кошелева Т.И.

Рецензия

на  учебно-методическое пособие для выполнения практических работ по ОП 03 Менеджмент по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Стетюхи Нелли Александровны

Рецензируемое методическое пособие разработано  автором в рамках специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике». Структурно пособие состоит из введения, тематического плана, и собственно предложенных инструкционных карт  для выполнения заданий, производственно-ситуационных задач по ОП 03 Менеджмент. Актуальность данного пособия не вызывает возражений, так как в современных условиях необходимость наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции, роста производительности труда и повышение эффективности сельского хозяйства предполагает совершенствование подготовки высококвалифицированных кадров путем привития им необходимых умений и навыков, способствующих правильной ориентации в производственной обстановке. В этой связи в процессе подготовки агрономических кадров важная роль отводится междисциплинарным курсам путем решения производственно-ситуационных задач, анализу предложенных ситуаций, работой с данными годовых отчетов сельскохозяйственных предприятий и др.  

В методическом пособии предложены 13 практических заданий, рассчитанных на 26  часов. На каждом занятии обучающиеся  приобретают  необходимые профессиональные умения и навыков в проведении анализа производственно - хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, определении экономической эффективности применяемых агротехнических и организационных мероприятий, составлении технологических карт в полеводстве, составлении рабочих планов по периодам сельскохозяйственных работ. А также в умении начислять заработную  плату различным категориям работникам растениеводства, в  организации планирования работы обучающегося в  качестве руководителя подразделения,  в подготовке способностей обучающихся провести производственное собрание, совещание, умение анализировать производственные ситуации.

Данное учебное пособие позволяет обучающимся правильно организовать свою деятельность, рассмотреть все аспекты деятельности предприятия и применить на практике полученные знания.

Практическая значимость работы достаточно высока и может быть использована преподавателями СПО, а так же студентами для освоения общих и профессиональных компетенций по ОП 03 Менеджмент.

Преподаватель высшей категории ГБПОУ КК ССХТ  

Бадунц А.Ю.

Практическая работа № 1

Тема: «Внутренняя и внешняя среда организации»

Наименование работы: «Построения структуры управления для конкретных предприятий»

Метод, способ проведения: Самостоятельная работа студентов

Вид деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул, формулирование выводов.

Цель занятия: закрепить изученный теоретический материал, выработать навыки построения структуры управления для конкретных предприятий.

Норма времени на выполнение задания-2 часа.

Оснащение рабочего место:

1. Рабочая тетрадь

Литература:

Казначейская В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2004год  

Соблюдение правил и техники безопасности.

Форма контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих и профессиональных компетенций.

При допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

Задание 1: Опишите особенности структур управления, их плюсы и минусы.

1)Линейная структура управления.

rtemagicc_a4903e2959gif

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Плюсы:

Минусы:

2)Функциональная структура управления.

        rtemagicc_020d7e9a67gif

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Плюсы

Минусы

3)Дивизионная структура управления

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________rtemagicc_db57eb5048gif

Плюсы

Минусы

Задание 2: Какая структура управления в вашем заведении? Почему Вы так считаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тесты для проверки знаний по пройденной теме.

1.  Организация конгломеративного типа представляет собой :

А)организацию с функциональной структурой

Б)организацию с дивизиональной структурой

В)организацию ,в структуре которой совмещены элементы различных структур

2. Синонимом бригадой формы организации труда является:

А)функциональная форма организации труда является

Б)ячеистая форма организации труда

В)венчурная структура

3.При какой структуре руководитель в большей степени загружен?

А)линейной

Б)матричной

В)проектной

4.Проэктная организационная структура-это :

А)временные структуры ,создаваемые для решения конкретной задачи

Б)постоянно работающая целевая группа в функциональной структуре

В)синоним матричной организационной структуры

5.Для малых предприятий ,где круг решаемых вопросов незначителен ,и производственных связей немного ,характерна:

А)линейная структура управления

Б)штабная структура управления

В)матричная структура управления

Практическая работа № 2

Тема: «Внутренняя и внешняя среда организации»

Наименование работы: «Определение факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия»

Метод, способ проведения: Самостоятельная работа студентов

Вид деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул, формулирование выводов.

Цель занятия: развитие навыков целеполагания; анализа задач, стоящих перед менеджером;  выявление факторов, способных влиять на функционирование организации.

Оснащение рабочего место:

1. Рабочая тетрадь

Литература:

Казначейская В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2004год

Соблюдение правил и техники безопасности.

Форма контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих и профессиональных компетенций.

При допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам

Норма времени на выполнение задания-2 часа.

СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

Задание 1: Опишите переменные внутренней среды организации. 

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

Задание 2:  Дайте определения:

Руководитель 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специалист

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исполнитель

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3:
Какую роль играет менеджмент в организации?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 4: Запишите общие задачи менеджеров

Тесты для проверки знаний по пройденной теме.

1. Конечной целью менеджмента является:        

А) развитие технико-экономической базы фирмы

Б)обеспечение прибыльность фирмы

В)рациональная организация производства

Г)повышение квалификации и творческой активности работника

2.  Организация - это        

А) группа людей, объединенная общей целью

Б) группа людей, владеющая средствами производства

В)группа людей, деятельность которых координируется

Г)группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели

3. Внешняя среда прямого воздействия на организацию – это:        

А)акционеры, конкуренты, поставщики        

Б)потребители, торговые предприятия, местные органы власти        

В)правительственные органы, местные органы власти         все перечисленное

4. К какой  категории  менеджеров  можно  отнести  заместителя исполнительного директора компании по маркетингу?

А)линейный менеджер        

Б)аппаратный (штабной) менеджер

В)функциональный менеджер

5. Какой из перечисленных ниже методов распределения обязанностей в организации принят по функциональному признаку?        

А)созданы филиалы предприятия в пяти городах        

Б)созданы отделы по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам

В)созданы цеха на предприятии по производству мягкой мебели, кухонной мебели, офисной мебели

Г)созданы отделы на предприятии, равные по численности

Практическая работа № 3

Тема: «Внутренняя и внешняя среда организации»

Наименование работы: «Определение элементов внутренней среды организации.»

Метод, способ проведения: Самостоятельная работа студентов

Вид деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул, формулирование выводов.

Цель занятия: закрепить изученный теоретический материал, научиться выделять элементы внутренней среды организации. Формирование представление об уникальности неповторимости успеха каждой организации

Оснащение рабочего место:

1. Рабочая тетрадь

Литература:

Казначейская В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2004год

Соблюдение правил и техники безопасности.

Форма контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих и профессиональных компетенций.

При допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам

Норма времени на выполнение задания-2 часа.

СОДЕРЖАНИЕ  И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

Задание 1:  Придумайте собственное предприятие и опишите его по следующим пунктам:

Наименование предприятия _____________________________________________________________________

Вид деятельности _____________________________________________________________________

Наименование продукции (работ, услуг) _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Миссия:__________________________________________________________________________________________________________________________________

Количество работников________чел.

в т.ч.

  • административно-управленческий персонал ________ чел
  • рабочие _______ чел.

Удельный вес рабочих в общей численности персонала ______ %

Задание 2: Определите и нарисуйте схему организационной структуры вашего предприятия, определить ее тип, опишите взаимосвязи между отдельными  звеньями предприятия, почему как руководитель выбрали именно такую схему?


Задание 3: Внимательно ознакомьтесь с предложенной должностной менеджера по персоналу. Сохраняя структуру, составьте должностные инструкции для менеджера по сбыту и менеджера по рекламе.

Наименование документа

Инструкция менеджера по персоналу

Вид документа

Инструкция

Должностная инструкция

Менеджер по персоналу

Оглавление

Образец должностной инструкции

Инструкция менеджера по персоналу

Должностная инструкция                        УТВЕРЖДАЮ

 _____________________________

_____________________________

00.00.00 № 00                                 _____________________________

Менеджера по персоналу                     ____________________________

                                                  (Подпись)     (Фамилия)

1. Общее положения

1. Менеджер по персоналу относится к категории руководителей.

2. На должность менеджера назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное образование по специальности «Менеджмент», стаж работы по специальности не менее двух лет.

3.Назначеие на должность менеджера по персоналу и освобождение от нее производят приказом директора организации.

4.Менеджер по персоналу должен знать:

4.1.Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия по управлению персоналом.

4.2.Закоодательство о труде.

4.3.Основы рыночной экономики и предпринимательства.

4.4.Конъюнктуру рынка рабочей силы.

4.5.Порядок ценообразования и налогообложения.

4.6.Осовы маркетинга.

4.7.Современные концепции управления персоналом.

4.8.Основы трудовой мотивации и системы оценки персонала.

5.Менеджер по персоналу подчиняется непосредственно____________________________________________________    

                                 (Директору предприятия,

____________________________________________________________________

       руководителю соответствующего структурного подразделения)

2. Должностные обязанности

Менеджер по персоналу:

1. Организует работу с персоналом в соответствии с общими целями развития предприятия.

2.Обеспечивает укомплектование предприятия работниками необходимых профессий.

3.Определяет потребность в персонале.

4.Осуществляет подбор кадров.

5.Организует обучение персонала.

6.Организует проведение оценки результатов трудовой деятельности работников.

7.Разрабатывает систему оценки деловых качеств работников.

8.Составляет и оформляет трудовые договоры.

9.Осуществляет руководство подчиненными ему работниками.

3.Права

Менеджер по персоналу имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы.

3. Запрашивать от руководителей структурных подразделений предприятия, специалистов и иных работников необходимую информацию (отчеты, объяснения, прочее).

4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.Ответственность

Менеджер по персоналу несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2.За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующих административным, уголовным, гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Руководитель

Структурного

Подразделения                                 ___________  _____________

                                                  (подпись)     (фамилия)

00.00.00

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела

__________  __________

(подпись)    (фамилия)

00.00.00

С инструкцией ознакомлен:                    ___________  ____________

                                                  (подпись)     (фамилия)

Тесты для проверки знаний по пройденной теме.

1.Организация должна состоять из:

А)хотя бы двух человек;

Б)трех или более человек;

В)более десяти человек.

2.Какой организации не существует:

А)формальной;

Б)неформальной;

В)адаптивной.

3.Какую цель обычно организация перед собой не ставит?

А)выживание;

Б)приумножение прибыли;

В)сокращение производства.

4.Какого уровня менеджеров не существует:

А)среднего;

Б)технического;

В)базового.

5.К анализу стратегических факторов не относятся:

А)анализ потребителей;

Б)анализ конкурентов;

В)анализ конкурентных преимуществ предприятия.

Практическая работа № 4, 5

Тема: «Цикл менеджмента»

Наименование работы: «Мотивация работников предприятия.

Выявление и изучения потребностей персонала»

Цель занятия: закрепить изученный теоретический материал, научиться мотивировать работников предприятия.

Метод, способ проведения: Самостоятельная работа студентов

Вид деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул, формулирование выводов.

Оснащение рабочего место:

1. Рабочая тетрадь

Литература:

Казначейская В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2004год

Соблюдение правил и техники безопасности.

Форма контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих и профессиональных компетенций.

При допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам

Норма времени на выполнение задания-4 часа

СОДЕРЖАНИЕ  И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:


Задание 1
:Заполните схему цикла менеджмента

Задание 2: Использование цикла PDCA

 

Цикл (Plan - Do - Check - Act) - известная модель непрерывного улучшения процессов.

 

1. Планирование. ______________________________________________________

_____________________________________________________________________

2. Выполнение. _______________________________________________________

_____________________________________________________________________

3. Проверка. __________________________________________________________

_____________________________________________________________________

4. Действия. __________________________________________________________

_____________________________________________________________________
Задание 3 :
Опишите типы менеджеров по уровням управления

Уровень

управления

Кто относится:

Основные задачи:

 Высший

 Средний

 Низший

Впишите в таблицу менеджеров согласно уровням управления: бригадир, мастер, начальник отдела кадров, начальник цеха, генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер.

                                     

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель стимулирования ________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Самоменеджмент:  __________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель самоменеджмента: _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4 :Опишите каждый из пунктов личного плана руководителя

1. планирование своей работы по управлению ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.планирование своего рабочего времени

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.планирование работы по самосовершенствованию

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.планирование качества своей жизни

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ортобиоз ____________________________________________________________

Условия ортобиоза (восемь заповедей правильного образа жизни)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Формула выживаемости профессора В. М. Шепеля

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тесты для проверки знаний по пройденной теме.

1.Побуждеие себя и других людей к действиям ,позволяющим достичь целей организации ,есть:

А)планирование;

Б)контроль;

В)мотивация.

2.А.Маслоу принадлежит:

А)теория потребностей;

Б)теория возможностей;

В)теория ресурсов.

3.Иерархию потребностей разработал:

А)А. Маслоу;

Б)Ф.Тейлор;

В)Г.Герцберг.

4. Потребности более высокой степени мотивируют работника, если удовлетворены хотя бы частично потребности более низких ступеней. Это основное положение теории мотивации:

А)А.Маслоу;

Б)Г.Герцберга;

В)В.Врума;

Г)С.Адамса.

5.Как называется наиболее общая цель организации называется:

А)задача

Б)план

В)миссия

Практическая работа № 6

Тема: «Цикл менеджмента»

Наименование работы: «Цикл менеджмента»

Цель занятия: развитие способности анализировать процесс управления в целом, видеть недостатки, рационализировать его.

Метод, способ проведения: Самостоятельная работа студентов

Вид деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул, формулирование выводов.

Оснащение рабочего место:

1. Рабочая тетрадь

Литература:

Казначейская В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2004год

Соблюдение правил и техники безопасности.

Форма контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих и профессиональных компетенций.

При допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам

Норма времени на выполнение задания: 2 часа

СОДЕРЖАНИЕ  И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

Задание 1: Объясните смысл понятий:

Мотивация____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стимулирование_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стимулы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мотивы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теория потребностей        Маслоу:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2: Заполнить таблицу         

    Таблица    «Система мотивации труда на предприятии»

Поощрения

Наказания

Форма поощрения

За что поощрять

Форма наказания

За что наказывать

Материальное стимулирование

Социальное стимулирование

Моральное стимулирование

Задание 3: Завод по производству картонных упаковок для яиц, несмотря на постоянный спрос на свою продукцию, показывает низкую производительность труда. Часть рабочего времени сотрудники тратят на малозначимые трудовые спросы. Проведенные обследования показали, что 79% работников считают недостаточным то жалование, которое они получают за хорошую работу. За год работы без прогулов начисляется 26 баллов, за год без нарушений дисциплины тоже 25 баллов. Моральный уровень персонала очень низок. На предприятии работает всего лишь 300 человек, однако улучшить показатели работы администрации не удается.

Предложите меры, с помощью которых можно разрешить данную проблемную ситуацию.  

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тесты для проверки знаний по пройденной теме.

1.Побуждеие себя и других людей к действиям ,позволяющим достичь целей организации ,есть:

А)планирование;

Б)контроль;

В)мотивация.

2.Когда осуществляется текущий контроль?

А)в ходе проведения работ;

Б)до начала работ;

В)после завершения работ.

3.Цикл менеджмента означает что:

А)основные функции управления постоянно следуют друг за другом, и за стратегией контроля вновь начинается стадия планирования;

Б)недостаточное внимание к одной из стадий цикла можно компенсировать за счет других;

В)менеджер, должен научиться выделять наиболее важную функцию;

4.Принцип точности планирования означает ,что:

А)любой план должен быть составлен с такой точностью ,которая возможна;

Б)план должен быть детально прописан для того ,чтобы знать ,сколько этапов работы уже осуществлено;

В)планируемая деятельность не связана с риском .

5.Социальные потребности -это:

А)потребность быть принятым в коллективе ,получить поддержку ,доброжелательное отношение людей;

Б)Потребность работника в социальном пакете ,дополнительных льготах;

В)желание участвовать в жизни организации .

Практическая работа № 7

Тема: «Стили управления»

Наименование работы: «Использование различных стилей руководства»

Цель занятия: закрепить изученный теоретический материал, научиться использовать различные стили руководства.

Метод, способ проведения: Самостоятельная работа студентов

Вид деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул, формулирование выводов.

Оснащение рабочего место:

1. Рабочая тетрадь

Литература:

Казначейская В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2004год

Соблюдение правил и техники безопасности.

Форма контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих и профессиональных компетенций.

При допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам

Норма времени на выполнение задания: 2 часа


СОДЕРЖАНИЕ  И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:


Задание 1:
Заполните таблицу

Таблица «Стили руководства, определяемые личностью руководителя»

Направленность руководителя на результат

Способы

мотивации

Привлечение подчиненных к управлению

Требовательность

Авторитарный стиль

Демократический стиль

Либеральный стиль

Задание 2: Сформулируйте мысли руководителей о своих подчиненных согласно теории Дугласа Мак Грегора

Теория Х и теория Y Дугласа Мак Грегора

Теория Х – предположения руководителя-автократа, который не принимает во внимание способностей исполнителей: 

Теория У – предположения руководителя-демократа: 

Ситуационное лидерство ______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тесты для проверки знаний по пройденной теме.

1.Ф.Мак-Клелланд дополнил схему А. Маслоу ,введя понятия потребностей во власти ,успехе ,а также:

А)в самостоятельности;

Б)в доверии;

В)в причастности.

2.Стиль руководства -это:

А)наиболее привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным ;

Б)система разработанных норм взаимоотношений между руководителем и подчиненными;

В)порядок введения изменений.

3.Контроль –дорогое удовольствие ,поэтому стоит:

А)доверять подчиненным;

Б)тщательно продумать ,каким образом и кто будет его постоянно осуществлять ;

В)осуществлять его  в случае необходимости.

4.Недостатком авторитарного руководства является:

А)затраты времени при принятии решений на согласования;

Б)громоздкая система контроля;

В)отсутствие должного контроля со стороны руководства .

5.Стратегическое планирование:

А)отличается от долгосрочного;

Б)является синонимом долгосрочному;

В)не существует.

                 

Практическая работа № 8

Тема: «Стили управления»

Наименование работы: «Доверяй, но проверяй»

Цель занятия: формирование представления о важности правильно выбранного стиля руководства для организации.

Метод, способ проведения: Самостоятельная работа студентов

Вид деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул, формулирование выводов.

Оснащение рабочего место:

1. Рабочая тетрадь

Литература:

Казначейская В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2004год

Соблюдение правил и техники безопасности.

Форма контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих и профессиональных компетенций.

При допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам

Норма времени на выполнение задания: 2 часа


СОДЕРЖАНИЕ  И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

Задание 1: Ознакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопросы к ней.

В Краснодаре открылся новый автомобильный салон, где на продажу выставлены автомобили, которые могут быть доступны богатому контингенту .Помимо рекламы размещенной на местном телевизионном канале и в интернете ,менеджеры привлекли девушек из рекламного агентства ,которые должны были раздавать рекламные буклеты в центре города самостоятельным на вид прохожим. Так ,каждая должна была за 4 часа работы распространить 150-200 буклетов. Менеджерам салона пришлось заплатить девушкам намного больше установленных расценок, так как их заказ был срочным. Учитывая ноябрьскую погоду, девушки старались раздать побыстрее буклеты прохожим, даже если они не походили на богатый контингент .Девушки понимали, что в связи загруженностью рекламного агентства их контролировать не будут, а заработную плату они получат ,независимо от качества работы. О том, что рекламное агентство не проверяет качество работы своих сотрудников, догадывались менеджеры автосалона. Поэтому решили проверить, как осуществляется работа. Результатом стало досрочное расторжение договора об оказании рекламных услуг с этим агентством.

Порядок выполнения работы:

1.Какой стиль руководства в данном случае использовался в рекламном   агентстве? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Насколько серьезны нарушения, допущенные работницами агентства?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Можно ли усмотреть вину работниц агентства в финансовых издержках, которые понесли обе стороны, а также в негативном отношении, сформировавшемся у заказчика к агентству?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Как в данной ситуации повели бы себя вы, будучи руководителем рекламного агентства?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тесты для проверки знаний по пройденной теме.

1.Если подчиненный выполняет распоряжения руководителя ,так как верит в него и в ценность его знаний ,то руководитель использует следующую форму власти:

А)экспертную;

Б)эталонную;

В)традиционную.

2.Недостатком авторитарного руководства является:

А)затраты времени при приятии решений на согласования;

Б)громоздкая система контроля;

В)отсутствие должного контроля со стороны руководства.

3.Средний уровень зрелости предполагает ,что:

А)подчиненные хотят принять ответственность ,но еще не способны выполнить задачу самостоятельно;
Б)подчиненные могут выполнить задачу ,но не хотят нести ответственность;

В)подчиненные способны выполнить задачу и готовы нести ответственность .

4.Наиболее эффективным считается управление ,соответствующее точке:

А)5.5;

Б)1.1;

В)9.9.

5.Возможость влиять ,воздействовать на ситуацию или поведение других людей ,называется:

А)влиянием;

Б)властью;

В)руководством.

Практическая работа № 9

Тема: «Стили управления»

Наименование работы: «Эффективное руководство»

Цель занятия: закрепить изученный теоретический материал.

Метод, способ проведения: Самостоятельная работа студентов

Вид деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул, формулирование выводов.

Оснащение рабочего место:

1. Рабочая тетрадь

Литература:

Казначевская В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2004год

Соблюдение правил и техники безопасности.

Форма контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих и профессиональных компетенций.

При допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам

Норма времени на выполнение задания: 2 часа

СОДЕРЖАНИЕ  И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

Задание 1.Вимательно прочтите представленные ниже утверждения. Отметьте неверные и перефразируйте их так ,чтобы получились правильные .Ответы должны сопровождаться примерами.

1.Эталонная власть основана на харизме .

_____________________________________________________________________

2.Наиболее эффективным является адаптивное руководство.

_____________________________________________________________________

3.Авторитарый стиль позволяет добиться от подчиненных максимальной работоспособности.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Власть является способностью, но не возможностью влиять на других.

_____________________________________________________________________

5.Традиционая форма власти основывается на страхе и принуждении.

_____________________________________________________________________

6.Либеральный стиль способствует развитию инициативы у подчиненных, элементов совместного управления предприятием.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Теория «Х» Д.Мак-Грегора соответствует демократическому стилю руководства.

_____________________________________________________________________

8.При управлении невозможно придерживаться какого-то одного стиля.

_____________________________________________________________________

9. Чем крупнее предприятие, тем авторитарнее стиль руководства.

_____________________________________________________________________

10.Аторитарный стиль подавляет инициативу подчиненных.

_____________________________________________________________________

Тесты для проверки знаний по пройденной теме.

1. Преимуществом демократического стиля руководства не является:

А) создание благоприятного психологического климата в коллективе;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Б) обеспечение четкости и оперативности управления;

В) стимулирование инициативы подчиненных.

2. Наиболее эффективным является:

А) авторитарное руководство;

Б) адаптивное руководство;

В) демократическое руководство.

3. Минимальное участие руководства, отсутствие порицания и похвалы, формальный тон характеризует:

А) адаптивное руководство;

Б) либеральное руководство;

В) демократическое руководство.

4. Авторитарный стиль уместен, если:

А) необходимо принять решение в кратчайшие сроки;

Б) необходимо повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом;

В) предприятие заинтересовано в инициативных и творческих работниках.

5. Авторитарное руководство характеризуется:

А) разделением властей и участием работников в управлении;

Б) невмешательством руководителя в процессе приятия решений;

В) высокой степенью единоличной власти руководителя.

Практическая работа № 10

Тема: «Методы принятия решения».

Наименование работы: «Три спорных решения»

Цель занятия: привитие навыков принятия взвешенных, аргументированных управленческих решений в условиях нестабильной окружающей среды.

Метод, способ проведения: Самостоятельная работа студентов

Вид деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул, формулирование выводов.

Оснащение рабочего место:

1. Рабочая тетрадь

Литература:

Казначевская Г.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2004год

Соблюдение правил и техники безопасности.

Форма контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих и профессиональных компетенций.

При допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам

Норма времени на выполнение задания: 2 часа

СОДЕРЖАНИЕ  И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

Задание. Ознакомьтесь с предложенными вам ситуациями. Предложите свое решение в каждой из трех ситуаций .

Ситуация 1

Еженедельник «Индастри Уник» назвал решение фирмы «Интернэшнл Ректифайер Корпорейш» из Эль-Сегундо, Калифорния ,начать строительство самого автоматизированного в США завода по производству полупроводников решением типа «быть или не быть» .Завод был спроектирован под единый непрерывный процесс производства мощных МОП-тразисторов .Если завод начнет работать в соответствии с проектом ,производственные издержки сократятся  наполовину ,длительность изготовления одного изделия уменьшится в несколько раз ,выход годных изделий возрастет ,производительность на одного рабочего вдвое превысит среднюю для отрасли .Положительный потенциал решения – огромный выигрыш от повышения конкурентоспособности .

Однако строительство завода связано с большим финансовым риском. Для того чтобы завод начал работать, компания с капиталом 145 млн. долл. Довела отношение задолженности к собственному капиталу до 63 %, на 10 % сократила расходы на заработную плату и продолжила операции по привлечению дополнительных кредитов .Для компании, «поставившей на кон» половину своих доходов и сумму, превышающую ее капитал – это огромный риск даже в хорошие времена. Принятое компанией решение в отрасли, находящейся в состоянии глубокого спада, можно назвать азартным.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 2

Фирма «Ю Эс Экс» имеет самый лучший потенциал в черной металлургии .Многие годы она пыталась восстановить конкурентоспособность, вкладывая дополнительные средства  в производство и решая внутренние проблемы фирмы. Но однажды фирме нужно было решить – допускать ли забастовку членов профсоюза рабочих промышленности или принять требования о повышении их заработной платы, ведущие к росту издержек. После того, как попытки объяснить членам профсоюза «факты, цифры и реальность конкуренции» провалились, фирма начала создавать запасы стали. Когда профсоюз решил бастовать, за пульты управления новыми агрегатами встал управленческий персонал. Забастовка продолжалась около 3 месяцев, убытки составили 100 млн. долл. в месяц.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 3

Фирма «Ю Эс Спринт» рискнула двумя млрд.долл., вложив их в создание волоконно-оптической кабельной сети, чтобы переманить потребителей от фирм-конкурентов. Волоконно-оптическая технология устремлена в будущее. Она опирается на использование лазеров для передачи речевых сигналов и данных по стеклянным микроволокнам. Пара таких волокон способна единовременно пропускать 8000 разговоров, причем передаваемая информация практически не искажается.

   Через два года фирма «Спринт» располагала уже 15 тыс. миль волоконно-оптического кабеля в земле и планировала проложить еще свыше 8000 миль. Беспокойство вызывает пропускная способность этой сети, которая представляется более чем избыточной. Хотя потребность в телефонных разговорах на дальних расстояниях и в передаче данных между далеко удаленными точками растет, а 8% в год, пропускная способность сети учетверилась      

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

Тесты для проверки знаний по пройденной теме.

1. Существование неформальной организации:

А) показатель слабости руководителя;

Б) результат умелого руководства;

В) естественное явление для организации.

2. Спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определённой цели, называются:

А) формальной организацией;

Б) неформальной организацией;

В) сложной организацией.

3. Поведение одного лица, вносящее изменения в поведение других, есть:

А) влияние;

Б) власть;

В) руководство.

4. Человек, имеющий возможность воздействовать на группу людей, управлять и организовывать их работу, является:

А) неформальным лидером;

Б) формальным лидером;

В) авторитетным работником.

5. Формальным лидером является:

А) авторитетный работник;

Б) руководитель отдела;

В) варианты А) и Б).

Практическая работа № 11

Тема: «Методы принятия решений»

Наименование работы: «Управленческие решения»

Цель занятия: закрепить изученный теоретический материал.

Метод, способ проведения: Самостоятельная работа студентов

Вид деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул, формулирование выводов.

Оснащение рабочего место:

1. Рабочая тетрадь

Литература:

Казначевская В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2004год

Соблюдение правил и техники безопасности.

Форма контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих и профессиональных компетенций.

При допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам

Норма времени на выполнение задания: 2 часа

СОДЕРЖАНИЕ  И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

Задание 1:Познакомьтесь с предложенными ситуациями. Предложите варианты управленческих решений руководителя. Постарайтесь отойти от стереотипов.

Ситуация 1.

Сотрудник, которого в ближайшем будущем планируется выдвинуть на   руководящую должность, видит в работе начальника только преимущества, но не представляет ее реальных сложностей. Сделайте рефрейминг так, чтобы показать всю трудность и ответственность задач руководителя.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 2.

Компания меняет форму организации юридического лица или повышает степень открытости для проверяющих органов. В связи с этим резко увеличиваются документооборот и отчетность. Такое положение раздражает работников компании. Сделайте рефрейминг этой ситуации, чтобы ее восприятие было позитивным.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 3.

Менеджеру по продажам предстоит пройти сложное обучение – освоение специфики продукции в течение двух недель. Он несколько демотивирован тем, что мог бы за это время осуществить ряд продаж и соответственно заработать. Сделайте рефрейминг ситуации как можно большим числом способов.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание.

Рефрейминг – это специальный прием, который позволяет увидеть ситуацию, факт, действие под иным, непривычным для человека углом зрения. В классическом примере оптимист видит стакан с водой наполовину заполненным, пессимист же считает его наполовину пустым. Зная, какая установка для сотрудника является приоритетной – позитивная “стремление” или негативная “избегание”, – вполне возможно частично спрогнозировать его действия в той или иной ситуации. Руководители с помощью специальных приемов могут влиять на формирование положительного восприятия действительности у подчиненных, развивать у них умение видеть другую сторону событий.

Задание 2.

2.1. Проанализируйте возникшую  ситуацию.

                   Максим был хорошим менеджером: он обладал острым умом и, как и следовало ожидать, использовал аналитический подход к принятию решений. С сотрудниками своего отдела он проводил регулярные совещания, к которым тщательно готовился. Он описывал текущие проблемы, выдвигал предложения, приглашал к дискуссии и подводил итоги, оценивая результаты, которых они достигли. Он гордился своей практичностью, поэтому был удивлен, когда двое его подчиненных попросили перевести их в другие отделы, - в них не предвиделось повышений в должности, и он считал, что менеджмент в этих отделах не столь хорош, как в его отделе.

Когда Максим обсудил это со своим менеджером, она, напротив, была совсем не удивлена. «Я предвидела это,  сказала Тамара. — Эти двое испытывали недовольство в течение некоторого времени. Они не соглашались с тем, что функция набора персонала была внешней, и не считали, что Вы должны отвечать на все запросы о финансовой информации, которые приходят от бизнес-менеджеров, они понимали, что это разрушает профессиональную целостность отдела».

Максим был изумлен, он находился в полном неведении об этих разногласиях. «Они никогда не поднимали этих проблем на наших совещаниях», — сказал он. «Конечно, нет, — ответила Тамара. - Вы их менеджер, и они не собираются идти против Вас. И, кроме того, они немного боятся Вас — Вы намного авторитетнее, чем они, и если они выскажут свою точку зрения, Вы заставите их замолчать. Поэтому спустя некоторое время они перестали выдвигать свои концепции. Но это не означает, что они согласны с Вами».

2.2. Разработайте план действий по изучению обстановки и морального микроклимата на предприятии (какие объекты, документы, должностные лица будут наблюдаться, изучаться и контролироваться и с какой целью).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Сформулируйте управленческое решение, позволяющее эффективно решить возникшую проблему в виде плана действий. Предложите альтернативные варианты управленческого решения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тесты для проверки знаний по пройденной теме.

1. В  зависимости от руководящей инстанции ,в которой принимается решение ,оно бывает:

А)высшего уровня;

Б)базового уровня;

В)административного уровня.

2.Какого типа стратегии не существует?

А)стратегии роста;

Б)стратегии приумножения;

В)стратегии ограниченного роста.

3.Выберите несуществующий принцип принятия управленческого решения:

А) принцип единоначалия;

Б)принцип большинства;

В)принцип меньшинства.

4.Решения ,определяющие принципиальные аспекты развития предприятия ,называются :

А)исполнительными;

Б)концептуальными;

В)стратегическими.

5.Если решение принимается коллективом и ответственность несет коллектив ,то такое решение:

А)коллегиальное;

Б)коллективное;

В)единоличное.

Практическая работа № 12

Тема: «Деловое общение»

Наименование работы: «.Переговоры как часть работы менеджера»

Цель занятия: Развитие навыков делового общения ,апробирование на практике различных техник ведения переговоров .

Метод, способ проведения: Самостоятельная работа студентов

Вид деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул, формулирование выводов.

Оснащение рабочего место:

1. Рабочая тетрадь

Литература:

Казначевская В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2004год

Соблюдение правил и техники безопасности.

Форма контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих и профессиональных компетенций.

При допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам

Норма времени на выполнение задания: 2 часа

СОДЕРЖАНИЕ  И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Задание:
Истекает срок действия контракта с одним из постоянных крупных клиентов Необходимо договориться с ним о дате и времени проведения переговоров, в ходе которых каждая сторона (предприятие и клиент ) должна попытаться продлить контракт на максимально выгодных для себя условиях .

Порядок выполнения работы:

1.Выберете определенное предприятие, напишите его название и вид производимой продукции.

2.Определите количество подразделений и отделов на данном предприятии.

3. Проведение переговоров.

На этом этапе важно соблюсти протокольную часть, применить имеющиеся навыки делового общения, советы психологов. В ходе переговоров уместным будет использование специальных техник, например: техники прерывания, отсрочек, соблюдения точности или широкой натуры. Если же вы понимаете, что переговоры проходят не по вашему сценарию, то необходимо найти предлог для их приостановки и перенесения на другой день.

4. Как бы вы вели себя на переговорах, если бы вы занимали должность:

1.Генерального директора предприятия;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Заместителя генерального директора;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3Делового партнера (несколько человек, так как следует основательно подготовиться к переговорам);

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Консультанта по проведению деловых переговоров (нейтральная сторона).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тесты для проверки знаний по пройденной теме.

1. Формой делового общения не является:

А) переговоры;

Б) беседа;

В) изучение бизнес-плана.

2. Коммуникационный процесс состоит из следующих элементов:

А) сообщение, канал, отправитель, действие, обратная связь;

Б) отправитель, сообщение, канал, получатель, обратная связь;

В) отправитель, обращение, получатель, действие, обратная связь.

3. При деловом общении  фактор привлекательности заключается в том, что:

А) какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются людьми;

Б) люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются нами выше тех, которые к нам относятся плохо;

В) результат переговоров будет лучше, если между партнерами не возникает апатия.

4. К невербальным средствам общения относят:

А) взгляд;

Б) словесное общение;

В) приказ на доске объявлений.

5. К макробарьерам успешной коммуникации относят:

А) перегрузку информационных каналов и искажение информации;

Б) отношение адресата к источнику информации;

В) отсутствие обратной связи.

Практическая работа № 13

Тема: «Деловое общение»

Наименование работы: «Конфликт в гипермаркете»

Цель занятия: Развитие навыков анализа проблемных ситуаций, умение отличать мотив от причины, управлять конфликтами в организации.

Метод, способ проведения: Самостоятельная работа студентов

Вид деятельность обучающихся: Осмысление, обсуждение заданной темы, выполнение заданий практического занятия, запоминание формул, формулирование выводов.

Оснащение рабочего место:

1. Рабочая тетрадь

Литература:

Казначевская В.Б. «Менеджмент» Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2004год

Соблюдение правил и техники безопасности.

Форма контроля знаний студентов: проверка рабочих тетрадей, наблюдение за работой, беседа со студентами при зачете с целью выявления приобретенных общих и профессиональных компетенций.

При допуске к работе: тестовые вопросы по двум вариантам

Норма времени на выполнение задания: 2 часа


СОДЕРЖАНИЕ  И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

Задание1: прочтите представленную ниже ситуацию и ответьте на вопросы.

Среди сотрудников недавно открывшегося гипермаркета стали происходить конфликты. Когда свидетелями конфликта между тремя продавцами-консультантами стали  покупатели, администратор гипермаркета решил обстоятельно разобраться в случившемся и наказать виновных. Оказалось, что одна из работниц чаще создавала видимость работы, нежели осуществляла ее на самом деле. В результате не успевала обновлять полки товарами, а поскольку глаза покупателей должны видеть товары, а не пустые полки, то другим продавцам-консультантам приходилось выполнять и свою работу, и помогать коллеге. Неоднократные беседы продавцов с недобросовестной сотрудницей ситуацию не изменили. А в ходе последнего конфликта в торговом зале два продавца-консультанта пообещали создать условия, при которых нерадивую сотрудницу уволят с позором.

Вопросы:

1. Какого вида конфликт случился в гипермаркете? Почему вы считаете именно так?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Что стало причиной данного конфликта?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Кто виноват в случившемся конфликте: недобросовестная работница, ее коллеги или руководство? Объясните свою точку зрения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как можно было избежать возникновения данного конфликта?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какой стиль управления конфликтной ситуацией вы выберете? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2: Самостоятельно разработайте предложения по управлению мотивацией персонала и созданию благоприятного психологического климата для руководства гипермаркета.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тесты для проверки знаний по пройденной теме.

1. Коммуникационная сеть – это:

А) соединение определенным образом участников процесса с помощью информационных потоков;

Б) система современных информационных программ по обеспечению процесса управления конфликтами в организации;

В) система взаимосвязей между руководителями.

2. К макробарьерам успешной коммуникации относится:

А) восприятие получателем смысла многозначных слов;

Б) отсутствие обратной связи;

В) возрастание роли иностранных языков.

3. Успешной коммуникации в большей степени способствует:

А) эго-состояние « Я - родитель»;

Б) эго-состояние «Я – взрослый»;

В) свободное владение всеми эго-состояниями.

4. Недопустимо одевать в деловой обстановке:

А) ювелирные украшения;

Б) парик;

В) босоножки.

5. Несуществующая стадия процесса принятия решений:

А)принятие решения;

Б)реализация решения;

В)оценка эффективности принятого решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и КТП общеобразовательной учебной дисциплины (учебного предмета) «ИСТОРИЯ» код, специальность: 38.02.03. Операционная деятельность в логистике

Учебная дисциплина «История» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.Учебная дисциплина «История» изучается в общеобразовательн...

Рабочая программа ПМ.04 Оценка эффективности работы логистических систем и контроль логистических операций, специальность 38.02.03, Операционная деятельность в логистике

В ходе освоения профессионального модуля студент должен:Иметь практический опыт:- навыки оценки эффективности, координация и контроля логиситческих операций, процессов, систем;- выявлять уязвимые мест...

Рабочая программа Производственной практики (по профилю специальности) ПМ.04 Оценка эффективности работы логистических систем и контроль логистических операций, специальность 38.02.03, Операционная деятельность в логистике

Целями производственной практики является комплексное освоение студентами вида производственной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение н...

Рабочая программа дисциплины Анализ финансово-хозяйственной деятельности для специальности 38.02.03. Операционная деятельность в логистике для базовой подготовки

Рассматриваются теоретические вопросы экономического анализа как системы знаний о предмете и объектах, методе и задачах, методике и организации аналитической работы на предприятиях. Раскрываются метод...