«Организация подготовки студентов к участию в предметных олимпиадах»
методическая разработка на тему

Банникова Наталья Михайловна

Конкурсы и состязания в различных областях научного знания и профессиональной подготовки являются неотъемлемой частью внеучебной работы в вузе, средством активизации познавательной деятельности студентов и развития мотивации в выбранной профессиональной сфере, способствуют реализации творческого потенциала обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_umo_2016_god.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБ ПОУ «ФРОЛОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Н.М. Банникова

«Организация подготовки студентов к участию в предметных олимпиадах»

выступление на учебно- методическом объединении

Фролово 2016

Конкурсы и состязания в различных областях научного знания и профессиональной подготовки являются неотъемлемой частью внеучебной работы в вузе, средством активизации познавательной деятельности студентов и развития мотивации в выбранной профессиональной сфере, способствуют реализации творческого потенциала обучающихся.

В соответствии с Указом Президента РФ от 6 апреля 2006 г. N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития включает в себя:

разработку и осуществление мер, способствующих интеллектуальному, нравственному, физическому развитию молодых граждан, приобщению их к участию в культурной жизни общества;

разработку и реализацию мер стимулирования особо одаренных молодых граждан в области образования, науки, техники и культуры;

проведение смотров, конкурсов, олимпиад, фестивалей, выставок по различным направлениям творческой деятельности молодежи.

Современные образовательные реформы в России активизировали поиск новых методологических оснований, концепций и инноваций в деятельности среднего профессионального образования. Важнейшей задачей системы среднего профессионального образования является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у студентов системного мышления, ориентированного на эффективное использования приобретенных навыков в будущей практической деятельности. Решение поставленной задачи достигается различными дидактическими приемами, среди которых одно из важных мест занимает проведение тематических конкурсов и олимпиад.

Таким образом, важнейшим компонентом для совершенствования качества подготовки творческих, компетентных специалистов является участие студентов в состязательных мероприятиях. К их числу относят: студенческие олимпиады, профессиональные конкурсы и многое другое.

Вместе с тем, стоит отметить, что в современном коммуникационном пространстве одним из факторов, который способствует развитию у молодых людей творческих способностей, воспитанию любви к выбранной профессии, умению быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы, различные ситуации, умению импровизировать и быть гибким в рабочих ситуациях, являются именно профессиональные конкурсы и олимпиады. Профессиональные конкурсы и олимпиады по праву относятся к одной из наиболее действенных форм работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки, развития и популяризации той или иной профессии.

Студенческие олимпиады – это состязания, носящие преимущественно предметный характер. Они подразделяются на предметные олимпиады и олимпиады по профилю (предметные олимпиады по направлениям подготовки (специальностям), укрупненной  группе  направлений подготовки, состоящим из меж- и мультидисциплинарных соревнований, в рамках которых проводится оценка комплексных знаний и навыков, необходимых для выполнения профессиональной деятельности.

Предметные олимпиады – важная составляющая образовательного процесса и одна из форм внеаудиторной работы. Они помогают выявить наиболее способных студентов, а также стимулируют углубленное изучение дисциплины или профессионального модуля, служат развитию интереса к изучаемым дисциплинам и модулям, готовят к будущей деятельности, формируют активную жизненную позицию. Их подготовка и проведение выполняет важнейшую функцию профессионального развития и социализации.

Олимпиадная среда позволяет моделировать ситуации, развивающие готовность к проявлению творческих способностей в условиях жестких ограничений и ответственности за конечный результат. Важная роль олимпиад — это развитие знаний и умений, полученных студентами при изучении ими общепрофессиональных дисциплин и углубление достигнутого уровня при изучении профессиональных модулей, что должно обеспечивать высокий результат в олимпиадах, относящихся к профессиональной подготовке. 

Предметная олимпиада является средством, фактором и образовательной средой личностного развития не только студентов. Она создает условия для личностного и профессионального роста преподавателей, которые участвуют в ее подготовке и проведении. Совместная деятельность в ходе олимпиады обеспечивает содержательное взаимодействие между преподавателями и студентами, способствует передаче и закреплению социального опыта, создает условия для установления личностного контакта и заинтересованного диалога между представителями различных поколений.

В случае организации конкурса или олимпиады, проводимых с группой обучающихся специфика командной работы студентов во время состязаний приучает студентов к коллективному творчеству, работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами группы, позволяет выявлять и развивать коммуникативно-лидерские задатки студента и способствовать формированию таких общих компетенций, как:

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Олимпиады профессионального мастерства обучающихся в системе СПО в соответствии с распоряжением Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров проводятся в целях:

выявления наиболее одаренных и талантливых студентов;

повышения качества профессиональной подготовки обучающихся, дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности;

реализации творческого потенциала студентов;

повышения мотивации и творческой активности педагогических работников в рамках наставничества обучающихся.  

Основными задачами олимпиад являются:

проверка способности студентов к самостоятельной профессиональной деятельности;

совершенствование умений эффективного решения профессиональных задач, развитие профессионального мышления, способности к проектированию своей деятельности и конструктивному анализу ошибок в профессиональной деятельности;

стимулирование студентов к дальнейшему профессиональному и личностному развитию;

повышение интереса к будущей профессиональной деятельности;

развитие конкурентной среды в сфере среднего профессионального образования;

повышение престижности специальности среднего профессионального образования;

повышение роли работодателей в обеспечении качества подготовки специалистов среднего звена.

Усилить практическую направленность профессионального образования позволяют и конкурсы профессионального мастерства. Участие в конкурсе дает колоссальную практику студентам и четкие представления о выбранной профессии, формирует творческую самостоятельность, правильную самооценку и самоопределение в профессиональной среде.

По результатам опроса, проводимого на сайте электронного журнала «Аккредитация в образовании» профессиональные конкурсы занимают значительное место в повышении престижа рабочих профессий.

Что, по вашему мнению, больше всего способствует повышению престижа рабочих профессий?

http://www.informio.ru/files/main/images/2015/05/rol.jpg

Государство стремится уделять значительно внимание поддержке талантливой молодежи, участвующей в профессиональных конкурсах и олимпиадах, а также развитию данного направления деятельности образовательной среды, как фактора, способствующего ее совершенствованию. Подтверждением является тот факт, что 12 февраля 2015 года состоялось Заседание Правительства РФ, на котором основным вопросом повестки дня был обозначен вопрос – о совершенствовании системы среднего профессионального образования. Среди комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы было определено «выстраивание системы конкурсов и олимпиад профессионального мастерства среди молодёжи и молодых рабочих, что будет использоваться как механизм актуализации профессиональных и образовательных стандартов и программ, профессиональной ориентации детей и молодёжи» (доклад Дмитрия Ливанова).

Комиссия специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» в своей работе старается максимально реализовать данное направление деятельности. Конкурсы, организованные в структуре техникума являются частью его образовательной системы, как среда педагогического взаимодействия педагогов, мастеров производственного обучения, студентов.

Во время проведения Недели специальности большинство мероприятий носит состязательный характер, как в формате конкурсов, так и студенческих олимпиад. Например, в 2015-2016 учебном  году во время проведения Недели специальности было проведено: конкурс плакатов, творческая выставка, экскурсия  в финансовое учреждение  банк «Пойдем», олимпиада между группами по предметам «Основы бухгалтерского учета», «Статистика», «Финансы и кредит», «Аудит», «Налоги и налогообложение», приглашение работодателя  и др.

 Основным требованием при организации данных мероприятий является приобщение как можно большего количества студентов к познавательной деятельности, стимулирование студентов к углублению знаний и формирование общих компетенций, определенных ФГОС. Участие в этих мероприятиях позволяет студентам подчеркнуть свой социальный статус и показать значимость в современном мире образовательной составляющей. Студенты гордятся достигнутым результатом, подтверждением является факт демонстрации в социальных сетях наград и дипломов, фото с мероприятий.

Кроме внутренних мероприятий, комиссия реализует направление участия в конкурсах и олимпиадах проводимых, различными органами и организациями. Такие конкурсы носят как очный, так и заочный характер участия. Они в отличие от внутренних, имеют более глубокую состязательную составляющую и ориентированы на самых успешных студентов. Для таких студентов эти конкурсы – это возможность сопоставления своего уровня профессиональной подготовки и студентов из других учебных заведений, а также независимого оценивания их уровня подготовки сторонними специалистами. Дистанционное участие направлено на формирование не только профессиональных, но и общих компетенций, таких как:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Очное участие в конкурсах и олимпиадах направлено на формирование помимо вышеуказанных, таких общих компетенций, как:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Комиссия специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» на протяжении последних двух лет стабильно участвует в очном  и заочном региональном этапе всероссийской олимпиады профессионального мастерства по специальности.

Призовые места на региональной студенческой олимпиаде профессионального мастерства – это итог работы преподавателя со студентами не только в ходе учебных занятий, но и во внеаудиторной обстановке. Очень важно, чтобы приобретаемый опыт на предметных олимпиадах, как в стенах техникума, так и на региональных и Всероссийских, был позитивным, а это возможно в том случае, когда результаты участия радуют и преподавателя, и студента, что, в свою очередь, придает дальнейший стимул для совершенствования преподавательской деятельности.

Участие в дистанционных олимпиадах и профессиональных конкурсах, позволяет увеличить количество обучающихся, участвующих в реализации данной формы работы и способствует формированию «философии успеха» у большего количества студентов, так как привлечь к очным олимпиадам и конкурсам значительное количество участников не представляется возможным согласно положениям по их проведению.

Таким образом, олимпиады и профессиональные конкурсы являются эффективным средством формирования знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения. Олимпиады и конкурсы стимулируют, и мотивирует личностное и интеллектуальное развитие молодого поколения, поддерживают одаренную молодежь, содействует их самоопределению и продолжению образования, развивают, и поддерживает интерес учащихся к познавательной деятельности. Олимпиады и конкурсы способствуют повышению интереса студентов к преподаваемым дисциплинам и модулям, развитию исследовательских умений, логического мышления, творческой активности, а в конечном итоге – совершенствованию качества подготовки будущих специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Инновационные подходы в практике работы с одарёнными студентами как одна из форм при подготовке участия их в олимпиадах"

Здесь я собрала материал по олимпиаде по технологии продукции общественного питания.В настоящее время с каждым днем все  больше возрастают требования  к универсальности знаний и высокому уро...

Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады и конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей лично...

Подготовка студентов к участию в региональном чемпионате WorldSkills по компетенции «Инженерный дизайн CAD»

В статье рассматривается система подготовки студентов профессионального образования технического профиля в соответствии со стандартами организации WorldSkills с целью обеспечения подготовки специалист...

Методические рекомендации подготовки студентов к участию в чемпионате WorldSkills

Методические рекомендации подготовки студентов специальности 49.02.01 Физическая культура составлены с учетом требований чеспионата WorldSkills Russia и направлены на поэтапную подготовку студентов к ...