НРАВСТВЕННОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ – ФАКТОРЫ УСПЕХА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА НА РЫНКЕ ТРУДА
статья на тему

НРАВСТВЕННОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ – ФАКТОРЫ УСПЕХА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА НА РЫНКЕ ТРУДА 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koraeva_a.a.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ – ФАКТОРЫ УСПЕХА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА НА РЫНКЕ ТРУДА

Кораева Анастасия

ОБОУ СПО «Рыльский аграрный техникум»,

г. Рыльск, Курской обл.

Научный руководитель Шатилина Н.И.

Инновационный характер производства, его высокая наукоемкость, приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к  специалисту, повысили его значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма.

Требования творческого подхода специалистов  к производству обусловили повышение их самостоятельности и ответственности за выполняемую работу; активное участие в принятии управленческих решений; непосредственную заинтересованность в результатах труда.

Отсюда главный стратегический курс – на высокий уровень образования, квалификации и этики специалистов; предоставление широкому кругу работников условий для расширения знаний, непрерывного повышения профессионального мастерства, самовыражения; использование различных программ мотивации и развитие организационной культуры.

Важнейшим факторам успеха становятся специалисты нового типа: высокопрофессиональные с высоким чувством ответственности за результаты своей деятельности предприятия и компетентные в круге экономических, социальных, технологических  и нравственных вопросов.

В настоящее время при выборе профессии люди ориентируются исходя из различных мотивов: престижность, высокооплачиваемость, работа «по душе», карьерный рост и т.д. XXI век - это время стремительного развития научно-технического прогресса, быстрых и эффективных результатов, глобальных переоценок ценностей.  В связи с этим повышаются требования к качеству подготовки специалистов.

Основой личности современного специалиста является нравственность, как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями профессиональной этики, потребность приносить людям благо.

Важное значение,  для успешной деятельности, будущего специалиста являются такие составляющие, как: компетентность, мировоззрение, нравственность и профессиональные качества.

Мировоззрение обуславливает выбор жизненного пути, помогает осознать обязанности человека перед обществом.

Нравственность личности и высшие ее формы – мировоззрение и убеждения – формируются под влиянием воспитания и самовоспитания человека.

Направленность личности специалиста – характеризуется мотивами, которые побуждают человека в стремлении повлиять на трудовую дисциплину и достигать цели организации.

Нравственная культура  специалиста – это единство сознания, убеждений, его образования, культурного развития, поступков и поведения. Она выражается в культуре человеческих отношений, основой которых являются идеология и мораль.

Нравственные убеждения – это основанные на опыте и знаниях, уверенность специалиста в справедливости требований профессиональной морали. Они требуют от специалиста умения взглянуть на свой труд с точки зрения интересов дела.

Формирование и развитие высокой нравственности, попытке сделать ее неотъемлемым свойством своей личности будущего специалиста, требует от обучающегося не только знаний, но и постоянной работы над собой.

Мировоззрение и нравственность являются неотъемлемой частью будущего специалиста современного рынка труда, т.к. только специалист высокой  нравственной культуры, морали и профессиональной этики способен высокопроизводительно и эффективно работать на благо своего предприятия и в целом России. В современных условиях данная тема является  наиболее актуальной.

Цель работы: выявление основных нравственно-профессиональных качеств будущих специалистов среднего профессионального образования

Основные задачи:

- выявить основные нравственные и профессиональные качества будущих специалистов по специальности «Операционная деятельность в логистике»;

- составление вопросов анкеты;

- ранжирование вышеперечисленных качеств по степени значимости.

Объект исследования: студенты 1 и 2 курсов специальности «Операционная деятельность в логистике».

Предмет исследования: нравственные и профессиональные качества будущего специалиста.

Используемые методы: письменный индивидуальный опрос студентов (анкетирование).

Опрос был проведен в группе 1 и 2 –х курсов  по специальности «Операционная деятельность в логистике».

Результаты опроса ранжирования профессиональных и нравственных качеств будущего специалиста – логиста следующие:  

1. Компетентность.

2. Коммуникабельность.

3. Умение организовать работу.

4. Гибкость мышления.

5. Ответственность.

6. Умение предвидеть.

7. Умение решать нестандартные ситуации.

8. Целеустремленность

9. Принципиальность

10. Дисциплинированность

11. Гуманность

12. Самоконтроль

Рассмотрим нравственно-профессиональные качества специалиста XXI века на примере профессии «Логист». Быть логистом не просто. На него возлагается огромная ответственность, т.к. неэффективное решение несет большие потери для фирмы. Важнейшими составляющими профессиональной социализации современных специалистов - будущих логистов, является профессиональный уровень специалиста, формирование нравственной  и духовной культуры. 

Логисты работают во всех сферах производства и торговли, но, несмотря на отраслевую специфику, есть общие личностные качества специалистов.  Логисту нужно уметь решать нестандартные вопросы,  реагировать на изменение ситуации, хорошо ориентироваться во времени и пространстве. Логисты общаются с потребителями, поставщиками,  партнерами, поэтому им необходимо такое качество, как коммуникабельность и умение убеждать.

 Мировоззрение логиста осуществляется через своё отношение к людям и  обобщённое, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Качества личности являются стабильными внутренними особенностями человека, оцениваемые позитивно.

Специалисту-логисту необходимо обладать такими качествами как:

Компетентность – высококвалифицированные знания в определенной профессиональной деятельности.

Коммуникабельность – умение находить общий язык с различными категориями людей, умение убеждать.

Организованность - качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей трудовой деятельности на предприятии.

Гибкость мышления – необходима для быстрой адаптации к внешней окружающей среде.

Ответственность – обязанность отвечать за поступки, действия и последствия.

Умение предвидеть – важная черта руководителя любого уровня управления.

Умение решать нестандартные задачи – один из основных критериев специалиста любого вида деятельности.

Целеустремленность, которая способствует сознательной и активной направленности личности на определенный результат деятельности.

Принципиальность – один из главных критериев специалиста по отношению к себе и к окружающим на предприятии, который способствует справедливому разрешению возникающих проблем.

Дисциплинированность - это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

Гуманность – это качество специалиста, проявляющееся в любви к людям.

Самоконтроль - это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.

По результатам данного опроса профессиональные качества преобладают над нравственной культурой специалиста. Большое влияние, в настоящее время,  на отрицательное воспитание  молодежи оказывают отдельные сайты в интернет ресурсах и средства массовой информации (СМИ): в телевизионных передачах, художественных фильмах, ток-шоу, - в которых стараются оправдать поступки людей, которые поступили аморально, и в разрез нравственности. На мой взгляд, нельзя оправдывать молодого человека, который оскверняет храм, грубит старшему поколению и т.д. - должно быть всеобщее порицание. Это мое мнение, и считаю, что поддерживают его многие мои сверстники. Поэтому, в настоящее время, необходимо уделять более серьезное внимание духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.  Открывать больше бесплатных кружков, секций спортивного, творческого  и профессионального направления. Прививать основные принципы нравственности и морали, начиная с семьи и далее: школа – образовательное учреждение – предприятие, СМИ, внешняя окружающая среда и политика государства. Только тогда подрастающее поколение будет брать пример с положительных «героев нашего времени», которых очень много в нашей стране и на них необходимо равняться. И только в таких условиях будет подготовлен высококвалифицированный специалист с гармонично развитой личностью, который необходим на современном рынке труда.

Библиографический список

1. Авроров В.А., Морехина Н.В. Основы делового общения. – Пенза, 2004.

2. Антонян Ю.М. Нравственность для 21 века. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 288с.

3. Балабанов А.В. Деловое общение. – М.: 2005.

4. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М.: 2001.

5. Галагузова  М.А. Социальная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее образование в ГОУ СПО МО "ШМУ" как фактор конкурентоспособности будущих специалистов.

Тест-исследование: "Как вы относитесь к своему здоровью". Самооценка уровня бережного отношения к своему здоровью студентов училища на основе "Тест-исследования".  Определение конкурентоспособнос...

Иностранный язык как фактор повышения конкурентоспособности рабочих кадров на рынке труда

Конкурентоспособность на рынке труда во многом зависит от знания молодым работником иностранного языка. Вхождение России во Всемирную Торговую организацию заставляет молодого специалиста по-другому вз...

Статья "Требования современного рынка труда по подготовке ветеринарных специалистов среднего звена"

Современный рынок труда предъявляет к выпускникам средних специальных учебных заведений высокие требования. Востребованность ветеринарных специалистов продиктована сложной политической и экономической...

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА

Назина К.С., Пантелеева Е.Ю, Сазонова Ж.В., Савельева Ю.А.ОГБПОУ «Рязанский технологический колледж»...

Статья: Модели специалиста в соответствии с современными требованиями рынка труда

В педагогической науке в последние годы широко используется метод моделирования, обоснование которого дано в трудах многих ученых. Основным понятием метода является модель, что означает образ, мера, с...

МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЬЮ РЫНКА ТРУДА

Повышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодняшнего дня, а укрепление связи учреждений СПО с реальным производством – залог успешной подготовки кадров....

Научно-исследовательская работа "Духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов средствами хорового искусства"

В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла ...