Рабочая программа профессионального модуля
рабочая программа на тему

Шарина Анжелика Викторовна

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Организация экономической и маркетинговой деятельности (специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pm2_kommertsiya_aktt.docx109.36 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Арзамасский коммерческо-технический техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УПРиЭД

__________________А.Н. Ушанков

«__»_____________20     г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности

для специальности среднего профессионального образования

38.02.04  Коммерция (по отраслям)

2014 г.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. №268.

Одобрена  методическим объединением

экономических дисциплин

Протокол  №___

от «___»_____________20      г

Председатель МО:

_________________Л.С. Мордвинова

Разработчики:

С.А. Крупнова,  преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум»;

А.В. Шарина, преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Т.И. Гордеева, преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум»


СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы профессионального модуля

стр.

4

2. Результаты освоения профессионального модуля

7

3. Структура и содержание профессионального модуля

8

4. Условия реализации программы профессионального модуля

26

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 

31


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности

  1.      Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа), составленная в соответствии с ФГОС – является частью основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки специальности СПО  38.02.04 Коммерция (по отраслям) базовой подготовки, входящей в укрупненную группу специальностей 38.00.00 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности  и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  1.  Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.
  2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать        хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.
  3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.
  4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.
  5. Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров.
  6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации.
  7. Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.
  8. Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации.
  9. Применять методы и приемы анализа финансово- хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании  (дополнительное образование взрослых) по основам выполнения торговых операций, по основам менеджмента и предпринимательства на базе основного общего образования. Опыт работы не требуется.

  1. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • оформления финансовых документов и отчетов;
  • проведения денежных расчетов;
  • расчета основных налогов;
  • анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации;
  • выявления потребностей (спроса) на товары;
  • реализации маркетинговых мероприятий в соответствии с конъюнктурой рынка;
  • участия в проведении рекламных акций и кампаний, других маркетинговых коммуникаций;
  • анализа маркетинговой среды организации;

уметь:

  • составлять финансовые документы и отчеты;
  • осуществлять денежные расчеты;
  • пользоваться нормативными документами в области налогообложения, регулирующими механизм и порядок налогообложения;
  • рассчитывать основные налоги;
  • анализировать результаты финансово- хозяйственной деятельности торговых организаций;
  • применять методы и приемы финансово- хозяйственной деятельности для разных видов анализа;
  • выявлять, формировать и удовлетворять потребности;
  • обеспечивать распределение через каналы сбыта и продвижение товаров на рынке с использованием маркетинговых коммуникаций;
  • проводить маркетинговые исследования рынка;
  • оценивать конкурентоспособность товаров;

знать:

  • сущность, функции и роль финансов в экономике,
  • сущность и функции денег, денежного обращения;
  • финансирование и денежно-кредитную политику, финансовое планирование и методы финансового контроля;
  • основные положения налогового законодательства;
  • функции и классификацию налогов;
  • организацию налоговой службы;
  • методику расчета основных видов налогов;
  • методологические основы анализа финансово- хозяйственной деятельности: цели, задачи, методы, приемы, виды;
  • информационное обеспечение, организацию аналитической работы;
  • анализ деятельности организаций оптовой и розничной торговли, финансовых результатов деятельности;
  • составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты;
  • средства: удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров, маркетинговые коммуникации и их характеристику;
  • методы изучения рынка, анализа окружающей среды;
  • конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности;
  • этапы маркетинговых исследований, их результат;
  • управление маркетингом.

  1. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 393 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 357 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 238 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 119 часов;

производственной практики – 36 часов.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.

ПК 2.2.

Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.

ПК 2.3.

Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.

ПК 2.4.

Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.

ПК 2.5.

Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров.

ПК 2.6.

Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации.

ПК 2.7.

Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.

ПК 2.8.

Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации.

ПК 2.9.

Применять методы и приемы анализа финансово- хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.

ОК  1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК  2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10

Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

ОК 12

Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарных курсов

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2.1. – 2.4.

ПК 2.9

Раздел 1 Организация и управление экономической деятельностью

213

142

52

-

71

-

-

-

ПК 2.5-2.8

Раздел 2 Организация и управление маркетинговой деятельностью

144

96

32

48

-

-

Производственная практика (по профилю специальности), часов

36

36

Всего:

393

226

84

119

-

-

36

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов ПМ, междисциплинарных курсов (МДК) ПМ,  тем,  учебная и производственная практика

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1. Организация и управление экономической деятельностью

200/134(48)

МДК 02.01. Финансы, налоги и налогообложение

82(32)

Тема 1.1. Деньги, денежное обращение, денежная система

12/8(2)

1

Сущность, функции и виды денег

Происхождение денег, основные этапы эволюции денег. Функции и роль денег в условиях рыночных отношений. Деньги как средство обращения, накопления, платежа, мера стоимости, мировые деньги. Виды денег. Наличные деньги, безналичные деньги.

6

2

2

Денежное обращение. Закон денежного обращения.

Понятие денежного обращения. Формы денежного обращения. Системы наличного и безналичного денежного обращения. Закон денежного обращения. Организация безналичных расчётов в РФ.

3

3

Инфляция и формы её проявления. Виды и типы инфляции.

Понятие инфляции, причины её возникновения. Последствия инфляции. Типы инфляции: инфляция спроса, инфляция издержек. Виды инфляции. Оценка инфляции, индекс инфляции и покупательной способности денег.

2

4

Практическая работа № 1 «Оформление платёжных документов по безналичным расчетам».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 1  (проработка конспектов занятий, учебной литературы, составление  таблицы: «Меры борьбы с инфляцией»,.подготовка к практическому занятию).
  • Подготовка докладов: «Из истории  денег на Руси». «Из истории пластиковой карты»,  «Формы безналичных расчётов в РФ», «Современные технологии и инструменты безналичных расчетов

4

Тема1. 2 Финансы и финансовая система РФ

21/14(4)

5

Социально-экономическая сущность и функции финансов.

Сущность, назначение и роль финансов в современных экономических отношениях. Функции финансов. Накопительная функция финансов. Распределительная функция финансов. Контрольная функция финансов.

10

2

6

Финансовая система РФ, характеристика её звеньев.

Понятие и назначение финансовой системы. Устройство финансовой системы РФ. Элементы финансовой системы. Централизованные и децентрализованные финансы. Взаимосвязь элементов финансовой системы.

2

7

Управление финансами и финансовая политика.

Понятие  и назначение финансовой политики. Виды финансовой политики. Методы осуществления финансовой политики. Содержание, виды, формы и методы финансового контроля.

2

8

Государственный бюджет. Бюджетное устройство РФ.

Понятие и функции государственного бюджета. Доходы и расходы государственного бюджета. Состояние государственного бюджета. Способы покрытия бюджетного дефицита. Бюджетное устройство РФ. Межбюджетные отношения. Формы межбюджетных отношений.

3

9

Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.

Понятие, назначение и состав внебюджетных фондов. Состав внебюджетных фондов РФ. Источники формирования средств внебюджетных фондов. Направления расходования внебюджетных фондов. Методика расчёта отчислений во внебюджетные фонды.

3

10

Практическая работа № 2 «Расчёт структуры доходов и расходов государственного бюджета. Определение состояние государственного бюджета».

4

11

 Практическая работа № 3 «Расчёт отчислений  во внебюджетные фонды».

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 2  (проработка конспектов занятий, учебной литературы,,  составление  таблицы: ««Органы управления финансами в РФ и их задачи»,  подготовка к практическому занятию).
  • Решение задач на определение состояния государственного бюджета, размера бюджетных дотаций, субсидий, субвенций.
  • Решение задач на расчёт отчислений во внебюджетные фонды.

7

Тема1.3. Современная банковская и кредитная системы

12/8(4)

12

Банковская система РФ, её структура. Функции и операции Центрального банка.

Понятие и назначение банковской системы. Элементы банковской системы. Устройство банковской системы РФ. Центральный банк России, его функции и операции.

4

2

13

Коммерческий банк. Функции и операции коммерческих банков.

Происхождение банков. Понятие «коммерческий банк». Функции коммерческих банков. Классификация и виды коммерческих банков. Операции коммерческих банков. Классификация и виды банковских операций. Депозитные операции. Кредитные операции. Банковский и ссудный процент.

3

14

Практическая работа № 4 «Расчёт сумм процентов по вкладам».

4

15

Практическая работа №5 «Расчёт потребности в кредите и суммы процентов с него».

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 3  (проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение ситуационных задач, подготовка к практическому занятию).
  • Подготовка докладов: «Разновидности  депозитов Сбербанка РФ». «Разновидности кредитов Сбербанка РФ». «Деятельность паевых инвестиционных фондов».

4

Тема1.4 Рынок ценных бумаг

9/6(2)

16

Сущность и классификация ценных бумаг.

Понятие ценной бумаги. Свойства ценных бумаг. Цель выпуска ценных бумаг. Классификация и виды ценных бумаг.

4

2

17

Характеристика отдельных видов ценных бумаг.

Понятие и виды акций. Курс акций. Способы получения доходов по акциям. Понятие и виды облигаций. Доход по облигациям. Понятие и виды векселей.

3

18

Практическая работа №6 «Расчёт курса акций, дивидендов по акциям, процентов по облигациям».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 4  (проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение ситуационных задач, подготовка к практическому занятию).
  • Составление кроссворда «В мире ценных бумаг».

3

Тема 1.5 Финансовое планирование и контроль на предприятии

6/4(2)

19

Финансовое планирование и финансовый контроль в системе управления предприятием.

Понятие и назначение финансового планирования. Методы финансового планирования. Финансовый план предприятия.  Структура и содержание финансового плана. Понятие  и назначение финансового контроля. Методы финансового контроля.

2

3

20

Практическая работа №7 «Составление финансового плана».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 5  (проработка конспектов занятий, учебной литературы,  подготовка к практическому занятию).

2

Тема1.6 Валютная система и международные финансовые отношения

6(2)

21

Валюта. Валютный курс. Валютная система.

Понятие валюты. Классификация и виды валют. Валютный курс.  Валютная котировка. Виды валютных курсов. Расчёт валютного курса. Валютная система. Основные этапы развития мировой валютной системы.

4

3

22

Международные финансовые организации, их деятельность.

Назначение международных финансовых организаций. Ведущие международные финансовые организации, их деятельность. Международный валютный фонд. Парижский клуб. Лондонский клуб.

2

23

Практическая работа №8 «Расчёт курса валют».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 6  (проработка конспектов занятий, учебной литературы,  подготовка к практическому занятию).
  • Составление кроссворда «Валюты стран мира»

3

Тема 1.7 Основы налогообложения

15/10(4)

24

Экономическая сущность и функции налогов.

История возникновения и развития налогообложения в России и за рубежом. Понятие налога. Функции налога.

6

2

25

Основы законодательства о налогах и сборах. Налоговая система РФ.

Законодательная база РФ по налогам и сборам. Понятие и назначение налоговой системы. Элементы налоговой системы. Принципы построения налоговой системы. Устройство налоговой системы РФ.

3

26

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Общая характеристика налоговых органов в РФ. Права и обязанности налогоплательщиков. Права и обязанности налоговых органов. Ответственность налоговых органов.

3

27

Практическая работа №9 «Изучение элементов налогов. Составление классификатора налогов».

4

28

Практическая работа № 10 «Изучение форм налогового контроля. Изучение форм ответственности за совершение налоговых правонарушений».

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 7  (проработка конспектов занятий, учебной литературы,  подготовка к практическому занятию, составление таблицы: Налоговая политика и её виды).
  • Подготовка докладов: «Налоговые системы наиболее развитых стран мира».

5

Тема 1.8 Федеральные налоги

18/12(6)

29

Налог на добавленную стоимость (НДС).

Место и роль НДС в налоговой системе РФ. Механизм взимания НДС. Плательщики, объект обложения, налоговая база, налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты НДС.

6

3

30

Налог на прибыль организаций.

Место и роль налога на прибыль организаций в налоговой системе РФ. Плательщики, объект обложения, налоговая база, налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты налога на прибыль.

3

31

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Место и роль НДФЛ в налоговой системе РФ. Плательщики, объект обложения, налоговая база, налоговые вычеты, налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты НДФЛ.

3

32

Практическая работа № 11 «Расчёт НДС к уплате в бюджет».

6

33

Практическая работа №12 «Расчёт налога на прибыль».

34

Практическая работа № 13 «Расчёт НДФЛ».

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 8  (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию, решение ситуационных задач).

6

Тема 1.9 Региональные налоги

14/10(4)

35

Транспортный налог. Налог на имущество организаций.

Место и роль транспортного налога в налоговой системе РФ. Плательщики, объект обложения, налоговая база,  налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты транспортного налога.

Место и роль налога на имущество организаций в налоговой системе РФ. Плательщики, объект обложения, налоговая база,  налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты налога на имущество организаций.

6

3

36

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД).

Место и роль налога на вменённый доход в налоговой системе РФ. Плательщики, объект обложения, налоговая база,  налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты налога на вменённый доход.

3

37

Практическая работа № 14 «Расчёт транспортного налога. Расчёт налога на имущество организаций».

4

38

Практическая работа № 15 «Расчёт ЕНВД».

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 9 (проработка конспектов занятий, учебной литературы,  подготовка к практическому занятию,  решение ситуационных задач).

4

Тема 1.10 Местные налоги

8/6(2)

39

Налог на имущество физических лиц.

Место и роль налога на имущество физических лиц в налоговой системе РФ. Плательщики, объект обложения, налоговая база,  налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты налога на имущество физических лиц.

4

3

40

Практическая работа № 16 «Расчёт налога на имущество физических лиц».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 10  (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию,  решение ситуационных задач).

2

41

Зачет

2

МДК 02.02. Анализ финансово-хозяйственной деятельности

60(20)

Тема 1.1 Предмет и  методы экономического анализа

6/4

1

Задачи,  предмет и сущность анализа

Сущность экономического анализа финансово – хозяйственной деятельности торгового предприятия. Источники информации. Задачи и функции анализа. Предмет, объект анализа. Приемы, способы, принципы экономического анализа.

4

1,2

2

Виды и методы экономического анализа

Виды анализа Показатели, применяемые в анализе. Факторы, применяемые в анализе.  Методика факторного анализа.

1,2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 1 (проработка конспектов занятий, учебной литературы)
  • Составление схемы «Способы факторного анализа).

2

Тема 1.2 Анализ розничного товарооборота  торгового предприятия

9/6(2)

3

Значение и задача анализа товарооборота.

Значение и задачи анализа основных показателей  деятельности торгового предприятия. Источники информации, используемые при анализе товарооборота. Этапы анализа товарооборота. Оформление финансовых результатов.

4

2

4

Анализ состава и динамики товарооборота

Показатели, используемые при анализе товарооборота.  Способы анализа. Факторы, влияющие на изменение товарооборота.

3

5

Практическая работа №1 Анализ динамики и структуры товарооборота

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 2 (проработка конспектов занятий, учебной литературы)
  • Решение задач
  • Подготовка доклада по теме «Анализ состава товарооборота»

3

Тема 1.3 Анализ товарных запасов торгового предприятия

12/8(2)

6

Анализ товарных запасов торгового предприятия.

Задачи и цели анализа товарных запасов. Источники информации, используемые при анализе товарных  запасов. Показатели, используемые при анализе товарных запасов. Методика анализа товарных запасов.

6

2

7

Анализ товарооборачиваемости и документальное оформление.

Решение ситуационных задач. Оформление финансовых документов и отчетов.

3

8

Факторный анализ товарооборачиваемости.

Анализ товароборачиваемости. Факторы, влияющие на изменение товарооборачиваемости.

Решение ситуационных задач

3

9

Практическая работа  № 2 Анализ товарных запасов и их оборачиваемости

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 3 (проработка конспектов занятий, учебной литературы)
  • Решение задач.
  • Составление тестовые вопросов по теме.
  • Подготовка сообщения по теме « Пути увеличения товарооборачиваемости»

4

Тема 1.4 Анализ трудовых ресурсов торгового предприятия

12/8(2)

10

Анализ трудовых ресурсов торгового предприятия.

Значение, задачи и цели анализа трудовых ресурсов торгового предприятия.  Источники информации, используемые при анализе трудовых ресурсов предприятия. Этапы анализа трудовых ресурсов предприятия.

6

2

11

Анализ состояния трудовых ресурсов торгового предприятия 

Показатели движения и состояния трудовых ресурсов, применяемые при анализе.

Решение ситуационных задач

3

12

Анализ производительности труда торгового предприятия.

Значение, задачи и цели анализа производительности труда торгового предприятия.  Источники информации, используемые при анализе производительности труда предприятия. Показатели, применяемые при анализе производительности труда.

Факторы, влияющие на изменение производительности труда.

Решение ситуационных задач.

3

13

Практическая работа  № 3 Анализ  структуры трудовых ресурсов и производительности труда в торговле

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 4 (проработка конспектов занятий, учебной литературы)
  • Решение задач.
  • Составление профессиограммы трудовых ресурсов предприятия.
  • Сравнительная характеристика показателей, используемых при анализе производительности труда.

4

Тема 1.5 Анализ издержек  обращения в торговых предприятиях

9/6(2)

14

Анализ издержек обращения в торговле.

Значение, задачи и источники информации, применяемые при анализе издержек обращения в торговле. Этапы анализа издержек обращения. Анализ состава издержек обращения. Показатели, используемые при анализе издержек обращения. Факторы, влияющие на изменение издержек обращения.

4

2

15

Анализ структуры и динамики издержек обращения.

Решение ситуационных задач

3

16

Практическая работа  № 4 Анализ  динамики издержек обращения торгового предприятия

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 5 (проработка конспектов занятий, учебной литературы)
  • Решение задач,
  • Составление схемы «Факторы, влияющие на изменение издержек обращения».
  • Сравнительная характеристика показателей, используемых при анализе издержек обращения.

3

Тема 1.6 Анализ финансовых результатов торгового предприятия

15/10(4)

17

Анализ финансовых результатов в торговле.

Значение, задачи и источники информации, применяемые при анализе финансовых результатов  в торговле. Этапы анализа финансовых результатов

6

2

18

Анализ валового дохода и прибыли предприятия.

Анализ валового дохода. Факторы, влияющие на изменение валового дохода.

Решение задач.

3

19

Анализ показателей прибыли  торгового предприятия.

Состав показателей прибыли торгового предприятия. Факторы, влияющие на изменение показателей прибыли торгового предприятия.

Решение задач.

3

20

 Практическая работа  № 5 Анализ  валового дохода торгового предприятия

4

21

Практическая работа  № 6 Анализ показателей прибыли торгового предприятия

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 6 (проработка конспектов занятий, учебной литературы)
  • Решение задач
  • Комплексное практическое задание: анализ финансовых результатов предприятий по данным бухгалтерского баланса.

5

Тема 1.7 Анализ финансового состояния предприятия торгового предприятия

27/18(8)

22

Анализ финансового состояния предприятия. Показатели  платежеспособности и финансовой устойчивости торгового предприятия.

Значение, задачи и источники информации, используемые при анализе финансового состояния предприятия. Этапы анализа финансового состояния предприятия. Типы финансового состояния предприятия.

Бухгалтерский баланс предприятия. Состав активов и пассивов предприятия. Показатели платежеспособности  и финансовой устойчивости предприятия, их значение. Решение практических ситуационных задач.

10

3

23

Анализ  деловой активности торгового предприятия

Показатели деловой активности и рентабельности предприятия, их значение. Решение практических ситуационных задач.

3

24

Анализ рентабельности торгового предприятия.

Виды показателей рентабельности торгового предприятия. Рентабельность продукции. Рентабельность капитала. Рентабельности имущества.

3

25

Факторный анализ показателей рентабельности

Факторы, влияющие на изменение показателей рентабельности.

Решение практических ситуационных задач.

3

26

Повторение изученного материала и решение задач

Повторение материала по дисциплине «Анализ финансово- хозяйственной деятельности»,  решение задач.

3

27

Практическая работа  № 7 Расчет и анализ коэффициентов  ликвидности и финансовой устойчивости

8

28

Практическая работа  № 8 Расчет и анализ коэффициентов  ликвидности и финансовой устойчивости

29

Практическая работа  № 9 Анализ  оборачиваемости активов торгового предприятия

30

Практическая работа  №  10 Анализ  показателей рентабельности торгового предприятия

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 7 (проработка конспектов занятий, учебной литературы)
  • Решение задач.
  • Комплексное практическое задание: анализ финансового состояния предприятий по данным бухгалтерского баланса.

9

Раздел 2 ПМ 02. Осуществление маркетинговой деятельности

144/96(32)

МДК 3. Маркетинг

144/96(32)

Тема 3.1.  Концепции и структура маркетинговой деятельности

8/6

1

История развития маркетинга. Концепции маркетинга.

Маркетинг: этапы развития. Концепции маркетинга.

Классический комплекс маркетинга. Ключевые элементы: товар, цена, распространение (сбыт), стимулирование (продвижение товара): понятие, назначение.

6

2

2

Структура маркетинговой деятельности.

Составляющие элементы структуры маркетинговой деятельности: цели и задачи, функции, принципы, классификация, объекты, субъекты, окружающая среда, средства, методы, стратегия и тактика, исследование, организация и управление (краткий перечень структурных элементов).

2

3

Классификация маркетинга.

Группы маркетинга в зависимости от широты охвата рынка: массовый, сегментированный и множественный. Отличительные особенности. Краткая характеристика отдельных видов маркетинга.

3

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Выполнение домашних заданий по теме 1 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, составление опорной схемы).

2

Тема 3.2.  Сегментация рынка и позиционирование

16/10(4)

4

Сегментация рынка.

Основные понятия: сегментация, сегмент и ниша рынка; макросегментация, микросегментация. Назначение сегментирования. Этапы сегментации рынка и критерии сегментации потребительского рынка: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие.

6

3

5

Стратегии нацеливания.

Критерии определяющие привлекательность сегмента рынка: количественные параметры, доступность сегмента для предприятия, существенность сегмента, прибыльность, совместимость с рынком основных конкурентов, эффективность работы на выбранный сегмент рынка, защищенность выбранного сегмента от конкуренции. Выбор стратегии сегментации: недифференцированный, дифференцированный, концентрированный и потребительский маркетинг.

2

6

Позиционирование товара на рынке.

Позиционирование товара: понятие, назначение, условия правильного позиционирования товара на рынке. Альтернативные способы позиционирования товаров.

3

7

Практическая работа №1 «Сегментированию рынка (анализ ситуаций и решение задач)»

4

8

Практическая работа №2 «Позиционирование товара на рынке (анализ ситуаций)»

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 2 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение задач, подготовка к практическим занятиям).
  • Тематика сообщений:
  1. Сегментация и нацеливание.
  2. Критерии сегментирования.

6

Тема 3.3.  Объекты маркетинговой деятельности

8/6(2)

9

Объекты маркетинговой деятельности.

Объекты: нужда, потребность, спрос. Определение понятий. Их общность и различия. Классификация потребностей: физиологические, социальные, психические, интеллектуальные и духовные; приоритетность потребностей. Краткая характеристика отдельных видов и разновидностей потребностей.

Виды спроса, их краткая характеристика. Маркетинговые мероприятия при разных видах спроса. Типы маркетинга в зависимости от вида спроса: конверсионный, стимулирующий, развивающий, ремаркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий, противодействующий.

4

2

10

Практическая работа №3 «Выявление потребностей и определение способов их удовлетворения».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 3 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение ситуационных заданий, подготовка к практическому занятию).
  • Тематика сообщений:
  1. Исходные понятия маркетинга.
  2. Теория А. Маслоу в маркетинге.

2

Тема 3.4.  Субъекты маркетинговой деятельности

12/8(4)

11

Юридические и физические лица, осуществляющие маркетинговую  деятельность

Субъекты: юридические и физические лица, осуществляющие маркетинговую  деятельность. Службы и отделы маркетинга в организациях, специализированные маркетинговые организации (фирмы). Положение об отделе маркетинга. Требования к специалисту по маркетингу. Нормативные документы, регламентирующие указанные требования. Организационная структура управления маркетингом: функциональная, товарно-функциональная, рыночно-функциональная и др.

4

2

12

Потребители как субъекты маркетинговой деятельности.

Потребители: понятие, различие понятий в российских и международных нормативных документах. Классификация потребителей по разным признакам. Методы анализа поведения потребителей. Факторы, влияющие на принятие решения о покупке.

3

13

Практическая работа №4 «Анализ поведения потребителей при совершении покупки».

4

14

Практическая работа №5 «Анализ   организационных   структур   управления маркетингом. Разработка предложений по их совершенствованию»

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 4 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение ситуационных заданий, подготовка к практическим занятиям).
  • Тематика сообщений:
  1. Достоинства и недостатки организационных структур маркетинга.
  2. Службы маркетинга в торговых организациях города.
  3. Маркетинговые агентства: специфика деятельности (на примере города).

4

Тема 3.5. Окружающая среда маркетинга

8/6(2)

15

Окружающая среда маркетинга.

Окружающая среда маркетинга: понятие, виды; факторы, формирующие окружающую среду. Микросреда маркетинга: понятие. Субъекты и контролируемые факторы, формирующие микросреду организации.

Макросреда маркетинга: понятие. Субъекты и неконтролируемые факторы, формирующие макросреду организации. Разновидности макросреды: демографическая, социальная, экономическая, природная, конкурентная, правовая, научно-техническая (технологическая), культурная. Краткая характеристика разных сред. Макросреда и конъюнктура рынка.

4

2

16

Методы анализа и оценки окружающей среды

Методы анализа и оценки окружающей среды: SWOT-анализ, STEEP-анализ и др.

3

17

Практическая работа №6 «Анализ окружающей среды торговой организации»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 5 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).

2

Тема 3.6 Конкурентная среда

12/8(2)

18

Конкуренция: виды и характеристика.

Основные понятия: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность   организации и товаров, конкурентные преимущества.

Конкуренция: обоснование необходимости в рыночных условиях, виды, их характерные признаки.

6

2

19

Конкурентная среда.

Конкурентная среда: характерные черты, условия возникновения, способы создания и поддержания. Антимонопольное законодательство. Государственная поддержка малого предпринимательства.

2

20

Конкурентоспособность организаций и товаров.

Конкурентоспособность организаций и товаров: критерии оценки, их конкурентные преимущества.

3

21

Практическая работа №7 «Оценка конкурентоспособности  организации и установления ее конкурентных преимуществ».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 6 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение ситуационных заданий, подготовка к практическому занятию).

4

Тема 3.7. Товарная политика

12/8(2)

22

Товар в системе маркетинга.

Маркетинговое понятие товара. Мультиатрибутивная модель товара. Классификация товаров.

Разработка нового товара. Критерии новизны товара.

6

2

23

Жизненный цикл товара.

Товар как важнейшее средство удовлетворения потребностей. РЖЦ товара, его основные этапы. Особенности маркетинговых решений на каждом этапе. Специфика РЖЦ товаров разных групп. Разработка новых товаров (продукции) в организациях производителей (исполнителей услуг): обоснование необходимости, этапы. Уровни товара и его подкрепление.

3

24

Рыночная атрибутика товара.

Рыночная атрибутика товара. Упаковка. Сервисное обслуживание. Брендинг. Товарный ассортимент.

3

25

Практическая работа №8 «Разработка нового товара (анализ ситуаций). Разработка маркетинговых мероприятий на разных этапах жизненного цикла товара».

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 7 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, составление опорных схем, разработка марочного знака, подготовка к практическому занятию).
  • Тематика сообщений:
  1. Жизненный цикл товара.
  2. Разработка концепции нового товара.

4

Тема 3.8. Ценовая политика

15/10(4)

26

Цена. Классификация цен.

Основные понятия: цена, ценовая политика и стратегия ценообразования. Задачи и направления формирования цен. Восприятие цены покупателем. Классификация цен по месту установления, степени развития конкурентной среды. Факторы, влияющие на формирование цен.

6

2

27

Методы ценообразования.

Информационное обеспечение политики ценообразования: источники информации, работа с ними. Методы ценообразования.

2

28

Стратегии ценообразования.

Стратегии ценообразования: формулирование  целей, определение последовательности реализации целей. Особенности стратегии ценообразования на новые и известные товары. Виды цен, характерные для разных стратегий, основания для выбора стратегий ценообразования.

2

29

Практическая работа №9 «Определение цены на товары»

4

30

Практическая работа №10 «Анализ  ценовой политики организации»

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 8 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение задач, подготовка к практическим занятиям).

5

Тема 3.9. Сбытовая политика

14/10(4)

31

Сбытовая политика организации.

Основные понятия: сбыт, распределение, реализация товаров, сбытовая политика. Цели, задачи и основные направления сбытовой политики. Виды сбыта. Средства сбыта: каналы распределения, их виды (прямые, косвенные, смешанные), ширина, функции, уровни, их возможности. Критерии выбора каналов сбыта

6

2

32

Торговые посредники.

Торговые посредники: виды и типы. Краткая характеристика посредников разных типов

Факторы, влияющие на выбор посредников. Анализ и оценка эффективности сбытовой политики.

3

33

Каналы распределения.

Организационные формы каналов распределения. Прямой маркетинг.

3

34

Практическая работа №11 «Построение   каналов распределения»

4

35

Практическая работа № 12 «Оценка эффективности сбытовой политики организации»

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 9 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение ситуационных заданий, подготовка кроссворда, подготовка к практическим занятиям).

4

Тема 3.10. Маркетинговые коммуникации

21/14(6)

36

Методы формирования спроса и стимулирования сбыта. Личная продажа.

Маркетинговые коммуникации. Элементы комплекса продвижения и их роль.

Методы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОСТИСС): виды, назначение. Личная продажа и роль торгового персонала, моральное и материальное стимулирование; возможности, достоинства и недостатки.

8

2

37

Связи с общественностью. Пропаганда. 

Пропаганда и консультации. Связи с общественностью (паблик рилейшенз); возможности, достоинства и недостатки

2

38

Реклама

Реклама: понятие, назначение. Цели, задачи и функции рекламы. История возникновения и совершенствования рекламы. Требования к рекламе. Правовые основы рекламной деятельности.

Классификация рекламы по характеру, форме информации, назначению и носителям рекламной информации. Модель потребительского восприятия рекламы. Рекламные компании г. Арзамаса.

2

39

Рекламная кампания.

Рекламная кампания фирмы. Выбор видов и носителей рекламы. Структура рекламы. Правила рекламы. Организация рекламной компании.

Эффективность рекламы разных видов. Факторы, влияющие на эффективность рекламы. Методы оценки эффективности рекламы.

3

40

Практическая работа №13 «Изучение  методов формирования спроса и стимулирования спроса».

6

41

Практическая работа №14 «Организация рекламной компании: выбор средств, составление рекламных текстов»

42

Практическая работа №15 «Оценка эффективности рекламы (анализ ситуаций)»

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 10 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение ситуационных заданий, разработка рекламных плакатов, подготовка к практическим занятиям, подготовка отчета по практической работе).
  • Тематика сообщений:
  1. Рекламные агентства (на примере города).
  2. Потребительское восприятие рекламы.

7

Тема 3.11. Маркетинговые исследования рынка

12/8(2)

43

Система маркетинговой информации.

Маркетинговая информация: назначение, источники (внутренние и внешние), принципы их отбора. Классификация маркетинговой информации. Маркетинговая система (МИС). Использование бухгалтерской отчетности, отчетов менеджеров, других структурных подразделений при сборе маркетинговой информации.

6

2

44

Схема маркетинговых исследований.

Маркетинговые исследования: понятие, цели и задачи, объекты. Особенности маркетинговых исследований. Виды исследований.

Схема маркетинговых исследований: установление проблемы и формулирование целей исследования, сбор, анализ информации, оценка результатов, применение полученных результатов для принятия решений. Коррекция и оптимизация результатов.

2

45

Методы изучения рынка.

Методы изучения рынка. Назначение, разновидности методов, их возможности, достоинства и недостатки. Методика проведения наблюдений и опросов, виды и разновидности опросов. Организация маркетинговых исследований.

Важнейшие направления маркетинговых исследований: исследования рынка, товаров, цен, продвижения товаров, доведения их до потребителя.

Маркетинговые исследования товарных рынков: определение емкости, конъюнктурные и прогностические исследования, исследования конкурентной среды, выявление потребностей и средств для их удовлетворения, определение каналов товародвижения и сбыта.

Значение маркетинговых исследований для определения специфики отдельных
сегментов товарного рынка, для оптимизации ассортимента товаров, повышения их качества, разработки сбалансированного перечня информационных и сервисных услуг.

3

46

Практическая работа № 16 «Составление    анкеты    маркетингового  исследования товара (потребителя)»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 11 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение ситуационных заданий, подготовка кроссворда, подготовка к практическим занятиям).
  • Тематика сообщений:
  1. Направления маркетинговых исследований.
  2. Маркетинговая информационная система.

4

Тема 3.12 Стратегия маркетинга

6/4

47

Стратегии маркетинга.

Маркетинговые стратегии, маркетинговые модели: принципы разработки и использования. Деловые стратегии: портфельные стратегии, стратегии роста, конкурентные стратегии. Анализ портфеля продукции фирмы: модель БКГ, модель Ансоффа, общая конкурентная матрица, модель конкурентных сил.

4

2

48

Маркетинговый контроль. Маркетинговый аудит.

Маркетинговый контроль. Маркетинговый аудит.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

  • Выполнение домашних заданий по теме 12 (проработка конспектов занятий, учебной литературы).

2

Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ:        

  1. проведение денежных расчетов;
  2. расчет основных налогов;
  3. оформление финансовых документов;
  4. оформление финансовых отчетов;
  5. анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации;
  6. выявление потребностей (спроса) на товары и соответствующих им типы маркетинга для обеспечения целей организации,
  7. формирование спроса и стимулирование сбыта товаров.
  8. реализация маркетинговых мероприятий в соответствии с конъюнктурой рынка;
  9. участие в проведении рекламных акций и кампаний, других маркетинговых коммуникаций;
  10. анализ маркетинговой среды организации;
  11. участие в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений;
  12. реализация сбытовой политики организации в пределах своих должностных обязанностей,
  13. оценка конкурентоспособности товаров и конкурентных преимуществ организации

36

Всего

Вид итогового контроля по профессиональному модулю

Экзамен (квалификационный)


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля осуществляется в учебных кабинетах: экономики организации, статистики, менеджмента, маркетинга и ДОУ, финансов, налогов и налогообложения.

4.1.1. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета экономики организации, статистика:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • интерактивная доска;
  • мультимедиапроектор;
  • комплект бланков финансовых документов;
  • комплект учебно-методической документации;
  • наглядные пособия (обучающие видеоматериалы, презентации по темам, опорные схемы и таблицы, плакаты).

4.1.2. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: менеджмента, маркетинга и документационного обеспечения управления:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • обучающие видеоматериалы;
  • комплект учебно-методической документации;
  • наглядные пособия (обучающие видеоматериалы, презентации по темам, опорные схемы и таблицы, плакаты).

4.1.3. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета финансов, налогов и налогообложения:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • обучающие видеоматериалы;
  • комплект налоговой документации;
  • комплект учебно-методической документации;
  • наглядные пособия (обучающие видеоматериалы, презентации по темам, опорные схемы и таблицы, плакаты).

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

        Федеральные законы

«О защите прав потребителей», ФЗ-2 от 09.01.1996 с изменениями и дополнениями

«О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.98 № 6-ФЗ

«О рекламе», ФЗ-108 от 18.07.1995 с изменениями и дополнениями

«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товара» от 23.09.1992

«Об информации, информатизации и защите информации» ФЗ-24 от 20.02.1995

Гражданский кодекс Российской Федерации ч.1 гл.4

Налоговый кодекс Российской Федерации ч.2 гл.25

Учебники

  1. Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
  2. Губин В.Е. Губина О.В. Анлиз финансово – хозяйственной деятельности: учебник. –М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2010.
  3. Лукина А. В. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2012.
  4. Маркетинг: основы теории и практики: электронный учебник / В.И. Беляев. – Электрон. Дан. – М.: КНОРУС, 2010.
  5. Маркетинг: Учебник / Александр Федорович Барышев. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  6. Маркетинг: учебник/кол. авторов: под ред. проф. Т.Н. Парамоновой. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008.
  7. Перекрестова Л.В. Романенко Н.М. Сазонов С.П. Финансы и кредит - М.: Издательский центр «Академия»,2003.
  8. Скворцов О.В. Налоги иналогообложение: учебник для студ.учреждений сред. Проф.образования - М.: Издательский центр «Академия»,2014.
  9. Маркетинг: учебник / коллектив авторов; под ред. Т.Н. Парамоновой. — М.: КНОРУС, 2016. Режим доступа: https://www.book.ru/book/919195/view/2 

Дополнительные источники:

  1. Алексунин В. А. Маркетинг: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.
  2. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перерэб. и доп. М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2008.
  3. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение – СПб.: Питер, 2008..
  4. Краткий экономический словарь / под ред. Ю.А. Велика и др. М.:      Политиздат, 2007
  5. Любушин М.Г. «Анализ финансово – экономической деятельности предприятия – М.: ЮНАТЫ,2010.
  6. Маркетинговые исследования потребительского рынка / В. Анурин, И. Муромкина, Е. Евтушенко. – СПб.: Питер, 2009.
  7. Мир цен: Справочно-аналитический сборник. М., 2008 № 3.
  8. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: Учеб. пособие / Н.М. Мурахтанова, Е.И. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  9. Наумова Л.М. Прикладной маркетинг в деятельности фирмы: Учебное пособие-Москва, «Издательство Элит» 2009г.
  10. Парамонова Т.Н. Маркетинг: учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк; под ред. Т.Н. Парамоновой. — М.: КНОРУС, 2016. Режим доступа: https://www.book.ru/book/918489/view/2 
  11. Рыбин В.И. «Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятий и объединений»; Москва, «Финансы и статистика»; 2009.
  12. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  13. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия»; М.: ИНФРА-М, 2009г.
  14. Финансы и кредит: учебное пособие / кол. авторов; под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2008.
  15. Цены и ценообразование: [Электронный ресурс]:[электронный учебник] / коллектив авторов – Электрон.дан. и прогр. – М.:КНОРУС, 2011.
  16. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Методика финансового анализа, - М.: Инфра –М., 2013.

Интернет-ресурсы:

  1. Электронный ресурс «Маркетинговый журнал». Форма доступа: www.4p.ru
  2. Электронный ресурс «Административно-управленческий портал». Форма доступа: www.aup.ru 
  3. Электронный ресурс «Википедия». Форма доступа:  www.ru.wikipedia.org 
  4. Электронный ресурс «Глоссарий». Форма доступа:   www.glossary.ru
  5. Электронный ресурс «Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики». Форма доступа:  www.gks.ru
  6. Электронный ресурс «Позитивный маркетинг». Форма доступа: www.p-marketing.ru
  7. Электронный ресурс «Публичная интернет-библиотека. Специализация: отечественная периодика». Форма доступа:  www.public.ru
  8. Электронный ресурс «Студенческая электронная библиотека «ВЕДА». Форма доступа:  www.lib.ua-ru.net
  9. Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа:  www.ecsocman.edu.ru 
  10. Электронный ресурс «Экономико-правовая библиотека». Форма доступа: www.vuzlib.net
  11. Электронный ресурс «Экономический портал». Форма доступа: www.economicus.ru
  12. Электронный ресурс «Энциклопедия маркетинга». Форма доступа: www.marketing.spb.ru 

Журналы

  1. Маркетинг в России и за рубежом. Форма доступа: http://www.mavriz.ru 
  2. Налоги и налогообложение http://www.nbpublish.com/library_show_mag.php?id_mag=24 
  3. Современная конкуренция. Форма доступа: https://www.book.ru/book/914596/view 
  4. Спрос. Форма доступа: http://spros-online.ru 
  5. Экономический анализ: теория и практика. Форма доступа: http://www.fin-izdat.ru/journal/analiz/detail.php?ID=64460 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

        

Освоению данного профессионального модуля должно предшествовать изучение общепрофессиональных дисциплин: «Экономика организации», «Статистика», «Бухгалтерский учёт» и профессионального модуля ПМ.03 «Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров».

Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических умений предусматриваются практические занятия и лабораторные работы, которые проводятся после изучения соответствующих тем.

Подготовка специалистов по модулю должна быть обеспечена учебно-методической документацией по всем разделам программы: методические руководства по выполнению лабораторных, практических и самостоятельных работ.

Производственная практика проводится концентрированно после освоения материала междисциплинарных курсов. Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» является освоение междисциплинарных курсов: «Финансы, налоги и налогообложение», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» и «Маркетинг». Руководство производственной практикой осуществляется руководителем практики от учебного заведения.

Завершением изучения профессионального модуля «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» является сдача экзамена квалификационного.

Экзамен (квалификационный) проводится по окончании освоения программы профессионального модуля и представляет собой форму независимой оценки результатов обучения с участием работодателей.  Условием  допуска  к экзамену (квалификационному) является успешное освоение обучающимися всех  элементов  программы  профессионального  модуля  –  МДК  и производственной практики.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Преподаватели, отвечающие за освоение обучающимися профессионального модуля должны иметь высшее профессиональное образование, соответствующего профилю модуля ПМ.02 «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» и специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям). Преподаватели должны проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

Руководство практикой может быть возложено на дипломированных специалистов – преподавателей междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин - экономика организации.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

   

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1.Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.

- правильность отражения учёта товаров (сырья, материалов);

- правильность действий и отражение операций при инвентаризации

  • оценка выполнения практических работ;
  • тестирование по темам МДК;
  • устный и письменный опросы по темам МДК;
  • решение ситуационных задач по темам МДК;
  • оценка выполненных работ на производственной практике

ПК  2.2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.

- правильность оформления организационно-распорядительных, товаросопроводительных документов

  • оценка выполнения практических работ;
  • тестирование по темам МДК;
  • устный и письменный опросы по темам МДК;
  • решение ситуационных задач по темам МДК;
  • оценка выполненных работ на производственной практике

ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.

- расчёт микроэкономических показателей и их анализ

  • оценка выполнения практических работ;
  • тестирование по темам МДК;
  • устный и письменный опросы по темам МДК;
  • решение ситуационных задач по темам МДК;
  • оценка выполненных работ на производственной практике

ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.

- определение основных экономических показателей работы организации

  • оценка выполнения практических работ;
  • тестирование по темам МДК;
  • устный и письменный опросы по темам МДК;
  • решение ситуационных задач по темам МДК;
  • оценка выполненных работ на производственной практике

ПК 2.5. Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров.

- определение потребностей, видов спроса, типов маркетинга; определение мероприятий по формированию спроса; правильность выбора мероприятий по стимулированию сбыта

  • оценка выполнения практических работ;
  • тестирование по темам МДК;
  • устный и письменный опросы по темам МДК;
  • решение ситуационных задач по темам МДК;
  • оценка выполненных работ на производственной практике

ПК 2.6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации.

- правильность выбора форм маркетинговых коммуникаций и их обоснования

  • оценка выполнения практических работ;
  • тестирование по темам МДК;
  • устный и письменный опросы по темам МДК;
  • решение ситуационных задач по темам МДК;
  • оценка выполненных работ на производственной практике

ПК 2.7. Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.

- правильность проведения маркетинговых исследований рынка;

- грамотность разработки и реализации маркетинговых исследований

  • оценка выполнения практических работ;
  • тестирование по темам МДК;
  • устный и письменный опросы по темам МДК;
  • решение ситуационных задач по темам МДК;
  • оценка выполненных работ на производственной практике

ПК 2.8. Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации.

- правильность разработки сбытовой политики;

- оценка конкурентоспособности товаров и конкурентных преимуществ организации

  • оценка выполнения практических работ;
  • тестирование по темам МДК;
  • устный и письменный опросы по темам МДК;
  • решение ситуационных задач по темам МДК;
  • оценка выполненных работ на производственной практике

ПК 2.9. Применять методы и приемы анализа финансово- хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.

- правильность применения методов и приёмов анализа финансово-хозяйственной деятельности; расчётов с покупателями;

- правильность составления финансовых документов

  • оценка выполнения практических работ;
  • тестирование по темам МДК;
  • устный и письменный опросы по темам МДК;
  • оценка выполненных работ на производственной практике

Итоговый контроль

Экзамен (квалификационный)

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии

- экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях,  при выполнении работ на производственной практике

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области экономической и маркетинговой деятельности;

- оценка эффективности и качества выполнения;

- экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях,  при выполнении работ на производственной практике

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- решение стандартных и нестандартных организации экономической  и маркетинговой деятельности

- экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях,  при выполнении работ на производственной практике

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- эффективный поиск различных источников информации;

- использование различных источников информации

- экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях,  при выполнении работ на производственной практике

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие со студентами, преподавателями и мастерами в ходе обучения

- экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях,  при выполнении работ на производственной практике

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

-организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

- экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях,  при выполнении работ на производственной практике

ОК 10. Логически верно, аргументировано, и, ясно излагать устную и письменную речь.

- умение вести деловую беседу и деловую переписку

- экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях,  при выполнении работ на производственной практике

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий. 

-соблюдение  законодательства, требований, нормативных документов, стандартов в профессиональной деятельности;

- экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях,  при выполнении работ на производственной практике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ДИЗАЙНА РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ. основной профессиональной образовательной программы специальности 031601 Реклама

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) – является частью основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» по специальности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ДИЗАЙНА РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ. основной профессиональной образовательной программы специальности 031601 Реклама

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) – является частью основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» по специальности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 240113 Химическая технология органических веществ, утвержденной ...

ПМ.05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ Рабочая программа профессионального модуля для специальности 080118 «Страховое дело (по отраслям)» среднего профессионального образования

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080118 «Страховое ...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: 23548 Контролёр (Сберегательного банка) по специальности среднего профессионального образования 38.02.07«Банковское

Рабочая программапрофессионального модуля ПМ.03 Выполнение работ по    одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: 23548 Контролёр (Сберегательного банка) по спец...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01.Монтаж приборов и электрических схем систем автоматики для профессии среднего профессионального образования «профессиональный цикл» основной профессиональной образовательной программы СПО подготовки кв

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) - является частью основной образовательной программы (далее - ПООП) в соответствии с федеральным государственным стандартом (далее - ФГОС) ...